Научная статья на тему 'Социализация лиц с особыми образовательными потребностями на базе Смоленского педагогического колледжа: актуальные ресурсы, вызовы, перспективы'

Социализация лиц с особыми образовательными потребностями на базе Смоленского педагогического колледжа: актуальные ресурсы, вызовы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
819
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / БЕЗБАРЬЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полторацкая Нина Леоновна, Репина Галина Анатольевна

Авторы делятся опытом организации инклюзивного образовательного процесса в рамках конкретного учебного заведения среднего профессионального образования. Рассматриваются актуальные достижения, вызовы и перспективы реализации международных принципов инклюзивной образовательной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация лиц с особыми образовательными потребностями на базе Смоленского педагогического колледжа: актуальные ресурсы, вызовы, перспективы»

УДК 376.2:377.5

H. Л. Полторацкая, Г. А. Репина

J ^

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ НА БАЗЕ СМОЛЕНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: АКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, ВЫЗОВЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

S____г

Аннотация. Авторы делятся опытом организации инклюзивного образовательного процесса в рамках конкретного учебного заведения среднего профессионального образования. Рассматриваются актуальные достижения, вызовы и перспективы реализации международных принципов инклюзивной образовательной парадигмы.

Ключевые слова: инклюзивная образовательная парадигма, лица с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерная образовательная среда, инновационный педагогический инструментарий, ресурсный центр.

Abstract. Authors share the experience in organizing inclusive educational process in a definite secondary professional educational institution. There considered actual achievements, challenges and perspectives of realization of international principles of inclusive educational paradigm.

Keywords: inclusive educational paradigm, people with disabilities, barrier-free educational environment, individual curriculum for every student, innovational pedagogical management instrumentation, resource centre.

Современная инклюзивная образовательная парадигма в практикоориентированном формате задается следующими принципами, сформулированными Альянсом правозащитных организаций «Спасите детей» («Save the children»; К. Аннан, П. Миттлер, Д. Бланкет и др.):

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет права на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных возможностей.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижения прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Принятие данных принципов на уровне теоретических парадигмальных исследований российских ученых, проведенных в последние пять лет, является свершившимся фактом. Однако,

как показывают наблюдения специалистов и видных общественных деятелей в области инклюзии А. Г. Асмолова, Н. М. Назаровой, В. Ю. Рудаковой, О. Н. Смолина и ряда других, превалирующий в нашей стране патерналистский характер образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не способствует достижению высокого уровня социализации даже на уровне адаптации, так как ориентирован на низкое качество жизни: мизерную пенсию, разовую низкооплачиваемую работу, слабую правовую защищенность. Следовательно, вопрос об успешной социализации лиц с особыми образовательными потребностями на уровне конкретных образовательных учреждений, прежде всего учреждений среднего профессионального образования, крайне актуален [1,3,4,9].

В настоящее время в Российской Федерации сформировано системообразующее нормативно-правовое поле, задающее социально обоснованный вектор развития инклюзивной парадигмы образования: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указ Президента Российской Федера-

ции от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 25 апреля 2012 года «О ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов» и др. В этих документах ставится задача по разработке комплекса мер, направленных на обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; обращается должное внимание на необходимость подготовки специализированных программ профессионального обучения, реабилитации инвалидов и иных лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, задатков и личностных потребностей.

Мы считаем, что для лиц с особыми образовательными потребностями понятие успешной социализации связано с продуктивной интеграцией в значимые подсистемы микросоциума. Для этого в инклюзивно ориентированных образовательных организациях разумно в большинстве форм обучения и внеурочной деятельности делать акцент на возможностях и сильных сторонах обучающегося с ОВЗ, обеспечивая их принадлежность к сообществу (группам формального и неформального общения, образовательному учреждению, месту проживания) посредством специальных индивидуально ориентированных и адаптированных к потребностям личности образовательных программ. Таким образом, с позиций деятельностного подхода процесс успешной социализации лиц с ОВЗ рассматривается нами как постепенно расширяющееся их взаимодействие с сотрудниками колледжа, родителями, социальными партнерами, добровольными аутсорсерами, меценатами, сетевыми партнерами. Организация такого взаимодействия связана с принятием привлеченным педагогическим микросоциумом парадигмы тотальной инклюзии, ведущим к овладению лицами с ОВЗ жизненной стратегией творческой личности [5].

Обеспечение успешной социализации лиц с ОВЗ во многом зависит от реальной доступности для них образовательной среды. Поэтому в рамках региональных целевых программ, способствующих созданию доступной образовательной среды, с привлечением значительной доли внебюджетного дохода в Смоленском педагогическом колледже в учебном корпусе и общежитии в 2012— 2013 г. г. были оборудованы пандусы, переоборудованы 3 учебные аудитории, туалетные комнаты, комнаты в общежитии. Было осуществлено лицензирование специальности среднего профессионального образования 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

осуществлены набор и годовое обучение первой группы лиц с ОВЗ.

Дальнейшее расширение спектра условий по формированию инклюзивного пространства в формате профессионального образования колледжа связано с потенциалом ряда мероприятий Долгосрочной областной целевой программы «Доступная среда» на 2013-2015 годы, утвержденной Постановлением Администрации Смоленской области от 21 сентября 2012 года № 683.

На 1 октября 2013 года в Смоленском педагогическом колледже по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы проходят обучение 24 человека. Ребята с ограниченными возможностями здоровья, имеющие церебральные нарушения, слабослышащие, слабовидящие, имеющие сочетанные нарушения, стремятся получить квалификацию художник-мастер, преподаватель. Условия для социализации лиц с особыми образовательными потребностями моделируются администрацией колледжа в тесном сотрудничестве с Департаментом Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи и Смо -ленским областным институтом развития образования по следующим необходимым направлениям: материально-техническое обеспечение, повышение квалификации педагогов, разработка инновационного сопровождающего инструментария, адресное кадровое обеспечение, подготовка родителей к образовательной инклюзии.

Перечислим далее некоторые полученные результаты, позволяющие судить о пропедевтическом поле ресурсов сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями на базе колледжа.

В сотрудничестве с различными организациями и учреждениями, которые занимаются проблемами образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, специалистами колледжа реализуются мероприятия по их личностной и профессиональной самоидентификации на основе диагностики возможностей и способностей с помощью проективного психодиагностического инструментария.

Уделяется внимание специальной психотерапевтической и технологической актуализации профессиональных знаний педагогов, работающих с группами обучающихся с ОВЗ, углублению их валеологической осведомленности. В результате самообразования, взаимодействия со специалистами ряда кафедр Смоленского областного института развития образования, Смоленского государственного университета, Смоленской епархии, школ, имеющих специализированные классы для детей с ОВЗ, формируются и совершенствуются социально-педагогические, инструментальные и профессиональные компетенции педагогов колледжа, позволяющие интегрировать обучающихся с особыми образовательными потребностями в педагогический процесс.

Необходимость постоянно решать коррекцион-но-педагогические и социально-реабилитационные задачи детерминирует разработку специалистами колледжа контекстного инструментария взаимодействия на основе принципов профессиональной коммуникации, принятых в международном сообществе. Поэтому действенными формами взаимодействия специалистов являются консилиумы, круглые столы, малые педагогические советы, на которых индивидуально-личностный портрет каждого обучающегося уточняется и детализируется в терминах социальной педагогики и современной дидактики [6].

Отрадно отметить, что лицам с особыми образовательными потребностями, благодаря отлаженной многофункциональной системе воспитательной работы колледжа, организована помощь сверстников, которую оказывают представители волонтёрского отряда. Волонтеры, под руководством и контролем заместителя директора по воспитательной работе, с готовностью сопровождают обучающихся группы с ОВЗ во время многочисленных экскурсий, проведения массовых и групповых мероприятий, подготовки к занятиям.

Педагогический коллектив действует в тесном сотрудничестве с родителями лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью обеспечения их грамотного и активного участия в деле воспитания и обучения своих детей. Родители с энтузиазмом принимают участие в совместных мероприятиях, привлекающих внимание к проблемам получения профессионального образования их детьми, оснащения учебного процесса необходимыми средствами и техникой. О результатах сотрудничества свидетельствуют благодарственные письма и результаты опросов родителей студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Созданию информационного поля инклюзивного образования в колледже способствует привлечение ресурсов Смоленской радиовещательной компании ГТРК, газеты «Аргументы и факты», еженедельной газеты «Город», информационного агентства «События», поддерживающие мероприятия по линии Смоленской областной думы и молодежного парламента, Уполномоченного по правам человека в Смоленской области, Смоленской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов.

Обучающиеся в колледже лица с особыми образовательными потребностями, администрация, педагоги, волонтеры, родители, социальные партнеры разделяют лозунги международного движения в защиту прав лиц с особыми образовательными потребностями. Согласно регулярным опросам, студенты групп с ОВЗ отмечают, что им в колледже комфортно, отношения с преподавателями и однокурсниками складываются теплые, в группах культивируется доброжелательная, ори-

ентирующая на учение атмосфера. Важен тот факт, что по объективным показателям семестровых ведомостей персональный и предметный средние баллы инклюзивной группы не ниже аналогичных показателей по колледжу. Эти успехи достигнуты во многом благодаря профессионально организованным занятиям по лечебной физической культуре и грамотным действиям воспитателя групп с ОВЗ.

Следует отдельно отметить, что осуществляя кондуктивное сопровождение образовательного процесса лиц с особыми образовательными потребностями, воспитатель совместно с социальным педагогом и преподавателем психологии колледжа выполняет следующие функции, направленные на дозированную абилитацию обучающихся: диагностическую, мониторинговую, пропедевтическую, контекстно-коррекционную, прогностическую, рекреационную. Совместно с привлеченным педагогическим сообществом, выявляя интересы подопечных, их потребности, трудности, проблемы, конфликтные ситуации, воспитатель своевременно оказывает социальную помощь и поддержку, систематизируя данные об обучающихся с ОВЗ. Он оказывает содействие администрации и педагогическому коллективу в создании ситуации социально-педагогического комфорта и безопасности обучающихся; осуществляет работу по оздоровлению обучающихся, отслеживанию динамики их здоровья; защищает их права и интересы, организуя различные виды социально-ценной деятельности, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив; содействует педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании, формировании принципов взаимопомощи, милосердия, ответственности, уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другого человека.

Как показал наш опыт, работа воспитателя групп с ОВЗ начинается с этапа установления контакта: он знакомится с медицинской картой, сопровождающими документами на обучающихся, беседует с каждым из них и его родителями (представителями), встречается при необходимости со специалистами и представителями психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) для получения рекомендаций. Далее, на основе результатов диагностики обучающегося, проведенной специалистами, воспитатель готовит рекомендации по разработке индивидуальной программы (траектории) обучения каждого подопечного, переходя к следующему, коммуникационному этапу работы. В нашем случае, осуществление первого этапа работы воспитателя совпало по времени с первым годом обучения по выбранной специальности, что вполне закономерно, так как большинство обучающихся не имели опыта обучения вне стен дома или интерната.

На следующем этапе воспитатель осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед обучающимися с ОВЗ, намечает совместно с задействованным профессиональным микросоциумом потенциальные возможности их решения, обеспечивая дозированную, направленную помощь, побуждающую подопечных к самостоятельности. При условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки и системном мотивировании, поведение обучающегося с ОВЗ начинает характеризоваться снижением тревожности и напряжения, интерес к профессиональному обучению возрастает. Мы предполагаем, что подобные сдвиги произойдут у наших обучающихся к концу второго курса обучения в колледже.

Обязательным является то, что на каждом из указанных выше этапов воспитатель наблюдает и информирует родителей, участников образовательного процесса о результатах социализации обучающихся, при необходимости организует консультации у специалистов, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций и социальными партнерами.

Следующие этапы взаимодействия воспитателя с лицами с ОВЗ, предположительно, будут характеризоваться снижением его кондуктивной роли и возрастанием роли кураторской. Для нормативного закрепления этого факта с сентября 2013 года воспитатель групп с ОВЗ назван «куратор-воспитатель» с соответствующим расширением функционала и материальным стимулированием.

Отметим далее, что первый год работы Смоленского педагогического колледжа в формате инклюзивной парадигмы показал, что разработка и сопровождение индивидуальных образовательных траекторий лиц с особыми образовательными потребностями является необходимой. Стратегия моделирования обучающей части такой траектории, по нашему мнению, определяется востребованностью коррекционно-развивающего сопровождения каждого студента, направленного на формирование и совершенствование его универсальных учебных действий, детерминирующих интериоризацию общих и профессиональных компетенций, заданных стандартами последнего поколения. Стратегия моделирования воспитательной части траектории обусловлена важностью реализации метапредметного контента стандартов посредством проектных технологий социально значимой саморелизации.

Для построения и реализации такого рода стратегий требуется введение в штат колледжа нескольких дополнительных специалистов. На данный момент усилиями администрации колледжа, кроме куратора-воспитателя групп с ОВЗ, осуществляющего тотальное сопровождение ребят в учебной и внеучебной деятель-

ности, введена единица заместителя директора, курирующего инновационно-инклюзивную работу по организационному, социально-педагогическому и проектировочному направлениям. Актуальным вызовом складывающейся системы инклюзивного образования колледжа является введение ставок педагога-психолога, методиста по вопросам инклюзивного образования, педагога адаптивной физической культуры для лиц с ОВЗ.

Согласно данным рубежных комплексных диагностических обследований, за год студенты с ОВЗ хотя и стали более доброжелательны, но сохранили сдержанность в контактах с посторонними. Их темп умственной деятельности и интеллектуальная работоспособность повысились за счет совершенствования общих учебных навыков в формате инклюзии, но у большинства студентов в связи с адаптацией к повышенным требованиям профессионального обучения нет значимого снижения агрессии, уровня ситуативной и личностной тревожности. Это свидетельствует о необходимости разработки этапной научно обоснованной системы работы по нормализации виктимологического типа личности обучающихся, требующей, в идеале, создания на базе колледжа ресурсного центра социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ.

В рамках работы центра целесообразно было бы, кроме указанных выше, предусмотреть ставки педа-гога-дефектолога, логопеда, специалиста по сурдопереводу и языку Брайля, водителя специального транспорта для инвалидов с сочетанными нарушениями.

При этом для наращивания доступности образовательной среды в соответствиями с требованиями, заданными новым законом об образовании и подзаконными актами к нему, крайне необходимо приобретение специализированного автотранспорта для перевозки инвалидов и лиц с ОВЗ, изготовление и установка пристенного поручня в тамбуре, фойе и коридоре колледжа на первом этаже по всему периметру, приобретение регулируемых стульев и столов, оборудование туалетных кабин в колледже и общежитии штангами, подвесными трапециями, ремонт учебной аудитории в соответствии с СанПиН с заменой оконных блоков, благоустройство территории, прилегающей к общежитию, ровным нескользким асфальтированным покрытием для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения лиц с ОВЗ и ряд других мер.

Естественно, для реализации программы профессионального обучения лиц с ОВЗ необходимы комплекты специального оборудования, учитывающие их особые психомоторные потребности. Оборудование такого рода постепенно приобретается. Вместе с тем, проводится анализ инклюзивного потенциала имеющегося в структурных подразделениях колледжа дидактического инструментария, его адаптация к воз-

растным и коррекционным потребностям обучающихся.

Очевидно, что создание необходимых для образовательной инклюзии материально-технических условий оптимально проводить в формате деятельности ресурсного центра. Приведем далее проект положения о ресурсном центре социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (особыми образовательными потребностями), разработанный нами с учетом рекомендаций специалистов Департамента Смоленской области по науке, образованию и молодежной политике и кафедры профессионального образования ГАУ ДПОС «СОИРО».

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цель, условия, порядок организации, финансирование деятельности государственного образовательного учреждения в режиме Ресурсного центра как инновационного комплекса социально-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (особыми потребностями) в системе образования Смоленской области.

1.2. Ресурсный центр социально-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (особыми потребностями) (далее - Ресурсный центр) является структурным подразделением областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Смоленский педагогический колледж» (далее -Учреждение).

Наименование ресурсного центра: «Ресурсный центр социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

1.3. Ресурсный центр обеспечит взаимосвязь образовательных ресурсов Учреждения, региональной системы профессионального образования для успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

1.4. Ресурсный центр создан в целях исполнения Указов Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части обеспечения доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, подготовки адаптированных образовательных программ и разработки индивидуальных программ реабилитации инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

1.5. Работа Ресурсного центра строится в соответствии с целями, задачами и основными направлениями деятельности Учреждения, во взаимосвязи с другими структурными подразделениями Учреждения, Департаментом Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, учебными, методическими, научными и образовательными учреждениями, организациями-партнерами.

1.6. Деятельность Ресурсного центра обеспечивается за счет бюджетного финансирования согласно государственному заданию и плану финансово-хозяйственной деятельности, а также за счет привлекаемых внебюджетных средств. Ресурсный центр имеет приоритетное право на получение целевой финансовой поддержки из средств областного бюджета, а также из средств бюджетов иных уровней, направляемых на развитие начального и среднего профессионального образования.

1.7. В качестве базы Ресурсного центра рассматриваются: материально-техническое обеспечение доступной среды для лиц с ОВЗ; документный фонд (справочно-поисковый аппарат, информационно-образовательные ресурсы, банки и базы данных, периодические издания, учебные пособия, программно-методические материалы, учебная техника и наглядные пособия, web-ресурсы); трудовые ресурсы.

1.8. Функционирование Ресурсного центра как структурного подразделения Учреждения обеспечивается участием в реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, адаптированных программ профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, программ дополнительного образования, методических разработок, инновационных проектов, осуществляемых Учреждением; исполнением решений совета Учреждения и директора Учреждения. Содержание и конкретные формы деятельности Ресурсного центра определяются Уставом Учреждения, настоящим Положением, перспективными и текущими планами Ресурсного центра.

II. Цель, задачи и направления деятельности Ресурсного центра

2.1. Целью деятельности Ресурсного центра является подготовка лиц с особыми образовательными потребностями в качестве квалифицированных рабочих (служащих) или специалистов среднего звена на рынке труда и обеспечению их интеграции в общество на основе построения профессиональной карьеры.

2.2. Ресурсный центр реализует следующие задачи:

• удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования;

• организация профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом;

• организация взаимодействия Учреждения и социальных партнеров в создании социально-педагогической среды в регионе для обеспечения образования и адаптации в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• оказание информационных услуг в обучении лиц с особыми образовательными потребностями;

• реализация программ учебно-производственного обучения для лиц с особыми образовательными потребностями на базе современных образовательных технологий;

• осуществление мероприятий по профориентацион-ной подготовке для обучающихся общеобразовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья;

• реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования;

• разработка, апробация и реализация программ, способствующих успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• проведение и организация выставок, семинаров, конференций, ярмарок по проблемам образования и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• реализация программ адаптивной физической культуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• осуществление различных форм международного сотрудничества в области образовательной, методической, консультационно-информационной деятельности в обучении и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2.3. Направления деятельности Ресурсного центра: Актуальные направления:

• образовательная деятельность (реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования);

• психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ (разработка учебно-методического обеспечения реализации современных технологий профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья);

• социально-педагогическая поддержка лиц с ОВЗ (оказание услуг в сфере социальной реабилитации инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, а также их родителям на основе инклюзивного подхода в обучении);

• организация адаптивной физической среды;

• развитие инфраструктуры социального партнерства по проблематике работы центра на уровнях исполнительной власти, научно-методической поддержки, волонтерства, аутсорсинга, потенциальных работодателей.

Перспективные направления:

• электронное обучение лиц с ОВЗ;

• дистанционное консультирование лиц с ОВЗ [2];

• разработка и реализация инновационных социально-педагогических проектов;

• дополнительное профессиональное образование лиц с ОВЗ;

• профессиональное обучение лиц с ОВЗ;

• организация сетевого взаимодействия по вопросам инклюзивного образования;

• повышение квалификации педагогических работников по проблематике работы центра.

III. Организационные основы и структура управления Ресурсного центра

3.1. Ресурсный центр - структурное подразделение Учреждения.

Структурное подразделение подконтрольно в своей деятельности Совету Учреждения в лице директора. Структурное подразделение возглавляет руководитель, назначаемый директором Учреждения и непосредственно ему подчиняющийся. Руководитель осуществляет организационно-методическое и кадровое управление деятельностью Ресурсного центра.

Организационная структура управления и штаты Ресурсного центра определяются и утверждаются директором Учреждения и согласовываются с Департаментом Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи.

3.2. Организационными основами управления Ресурсным центром являются:

• принципы инклюзивной педагогической парадигмы;

• самостоятельное определение структуры и функционала на основе механизмов системы менеджмента качества;

• ориентация на ожидания учредителя и заказчиков услуг центра.

3.3. Для психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения в Ресурсном центре, согласно утвержденному штатному расписанию, создаются рабочие места (должности) персонала, способствующие обеспечению образовательного процесса, осуществления мониторинга, консультирования и реализации комплекса необходимых услуг, сопровождающих пребывание обучающихся в колледже и на объектах инфраструктуры, оказания оперативного содействия разрешению возникающих у обучающихся затруднений.

3.4. Руководитель Ресурсного центра формирует план работы, должностные инструкции специалистов (работников), готовит проекты приказов, разрабатывает учебно-методическую документацию и иные документы, регламентирующие деятельность Ресурсного центра, предоставляет их директору Учреждения для рассмотрения и утверждения.

Руководитель Ресурсного центра обеспечивает взаимодействие со структурными подразделени-

ями Учреждения, осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти, медицинскими и специализированными учреждениями, устанавливает сотрудничество с социальными и общественными организациями, партнерами и заинтересованными лицами, обеспечивает участие Ресурсного центра в реализации плана работы Учреждения.

Руководитель Ресурсного центра несет персональную ответственность за эффективность его работы, готовит отчеты, предоставляет их в установленные сроки директору Учреждения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Функциональные обязанности руководителя Ресурсного центра определяются должностной инструкцией, утвержденной директором Учреждения.

3.5. Ресурсный центр оснащается специальным оборудованием, техническими средствами, мебелью, транспортными средствами и иными, неотъемлемыми элементами безбарьерной среды, необходимыми для организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения их пребывания в зданиях Учреждения, общежития, транспортировки и включения в активную внеучеб-ную деятельность.

Материально-техническое оснащение предполагает наличие учебных аудиторий; специального автотранспорта; индивидуальных учебных мест; дополнительных средств обучения, в том числе библиотечных, справочно-информационных и иных образовательных ресурсов; обеспечение объектов инфраструктуры, в том числе спортивно-оздоровительных объектов и жилищно-социальных в соответствии с утвержденными СанПиН.

3.6. Для реализации цели и задач Ресурсного центра могут создаваться творческие, проектные и экспертные группы преподавателей и специалистов, лаборатории, отделения, объединения, коллективы по реализации проектов и др., обеспечивающие инновационный характер исследований и разработок, осуществление деятельности по профилю работы.

Ресурсный центр осуществлять взаимодействие с экспериментальными и инновационными площадками, государственными и муниципальными структурами, коммерческими и общественными учреждениями, организациями, предприятиями, союзами.

3.7. В связи со спецификой работы Ресурсный центр имеет право привлекать на договорной основе специалистов за счет внебюджетных средств.

3.8. Специалистами Ресурсного центра обеспечивается благоприятная микросреда пребывания обучающихся, их включение в воспитательную и досуговую среду, поддерживаемую системой оздоровительных, спортивных, развлекательно-познавательных, культурных и экскурсионных мероприятий, выполняющих дополнительную интегративно-реабилитационную нагрузку.

IV. Права, обязанности и отчетность ресурсного центра

• осуществлять отбор организаций и учреждений для привлечения их на договорной основе к проведению исследовательских работ, разработок, семинаров и конференций;

• организовывать предоставление физическим и юридическим лицам дополнительных образовательных услуг на внебюджетной основе.

4.2. Ресурсный центр обязан:

• планировать свою деятельность и определять перспективы развития исходя из спроса на образовательные услуги;

• обеспечивать качество профессионального обучения;

• обеспечивать интенсивное и эффективное использование материально-технической базы Учреждения в течение всего учебного года;

• в соответствии с утвержденным годовым планом работы осуществлять взаимодействие с учреждениями профессионального образования, включая совместное использование оборудования, организационную и информационно-методическую поддержку однопрофильных учреждений профессионального образования;

• ориентировать развитие профессионального образования на инновационный инструментарий в области деятельности Ресурсного центра;

• активно взаимодействовать с работодателями в рамках своего профиля;

• учитывать требования работодателей к квалификации и социальной мобильности выпускников Учреждения с ОВЗ;

• осуществлять повышение квалификации педагогических работников по профилю работы.

4.3. Ресурсный центр предоставляет годовой отчет о проделанной работе в Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи.

V. Ожидаемые результаты

4.1. Создание Ресурсного центра позволит сконцентрировать материально-технические, программно-методические и кадровые ресурсы на конкретной площадке, сделать ее адресной для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья.

4.2. Деятельность Ресурсного центра обеспечит разработку и внедрение инновационного инструментария по вопросам инклюзивного образования, что позволит повысить качество профессионального образования и его доступность для лиц с ОВЗ.

4.3. Взаимодействие образовательных учреждений на одной учебно-производственной площадке позволит повысить эффективность интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в среду

Стратегия развития Ресурсного центра социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ (РЦ)

ПринципЫ инклюзивной педагогической парадигмы

Электронное обучение

Дистанционное консультирование

Разработка и реализация

инновационных социально-педагогических проектов

Дополнительное профессиональное образование

Профессиональное обучение

Организация сетевого взаимодействия

Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи

Повышение квалификации педагогических работников

Уровень исполнительной власти

Уровень научно-методической поддержки

Уровень волонтеров

Уровень аутсорсеров

Уровень потенциальных работодателей

Образовательная деятельность

Г" Психолого- — Г" Социально- ~1

педагогическое педагогическая

1 сопровождение поддержка

Адаптивное физическое сопровождение

Рис. 1. Стратегия развития ресурсного центра при колледже

сверстников и обеспечить их успешную социализацию.

4.4. Функционирование центра будет способствовать созданию благоприятной микросреды пребывания обучающихся, реализации рекреативной и досу-говой функции профессионального образования через гибкую систему оздоровительных, спортивных, развлекательно-познавательных, культурных мероприятий.

Таким образом, объективно обоснованным вызовом и значимой перспективой развития инклюзивного образования на базе Смоленского педагогического колледжа является создание ресурсного центра, стратегия развития которого, с нашей точки зрения, имеет следующую графическую интерпретацию (рис. 1).

В любом случае, указанная стратегия рассматривается нами как одно из перспективных направлений

деятельности колледжа в статусе экспериментальной площадки Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования и науки РФ «Качество образовательной среды колледжа как фактор повышения конкурентоспособности выпускника СПО на региональном рынке труда» (научный руководитель - профессор А. С. Сиденко) [7,8].

В заключение отметим, что с сентября 2013 года начата разработка и реализация долгосрочных взаимосвязанных социально-педагогических программ «АКМЕ» и «ПАРИ», направленных на развитие инклюзивного образования в Смоленском педагогическом колледже.

Программа «АКМЕ» - абилитация, коммуникация, мотивация, эгалитаризация - позиционируется нами как roadmap сотрудников колледжа (в идеале - сотрудников ресурсного центра)

по сопровождению успешной социализации лиц с ОВЗ. Цель этой программы: формирование и реализация позиции активных субъектов взаимодействия с лицами с особыми образовательными потребностями у сотрудников колледжа, родителей, социальных партнеров, волонтеров, аутсорсеров, меценатов, сетевых партнеров. Актуальная научно-методическая легенда программы: принятие субъектами взаимодействия с лицами ОВЗ парадигмы тотальной инклюзии как вершины актуального профессионального саморазвития детерминирует успешность производства, компиляции, апробации, детализации, совершенствования и трансферирования педагогического инструментария инклюзии.

Программа «ПАРИ» - перцепция, адаптация, рефлексия, интеграция - позиционируется нами как roadmap лиц с ОВЗ по обеспечению своей успешной социализации. Цель программы: стимулирование лиц с ОВЗ к успешной социализации. Актуальная научно-методическая легенда программы: заключение «ПАРИ» и его институ-ционализация в форме договора о намерениях с самим собой о том, что обучающийся меняет статус лица с ограниченными возможностями здоровья на статус лица с неограниченными возможностями саморазвития, детерминирует его успешную социализацию.

Разработка программ идет с тем расчетом, чтобы при условии совершенствования материально-технической составляющей доступной среды колледжа по названным выше параметрам и в указанном идеальном формате ресурсного центра, они позволили:

• реализовать научно-методическую, научно-исследовательскую; организационную, информационно-консалтинговую функции инклюзивного образования;

• сделать колледж адресной площадкой для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья, оказывающей оперативное содействие разрешению возникающих у них затруднений;

• аккумулировать передовые теоретические и практические достижения в области профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• разработать и внедрить инновационный дидактический и социально-педагогический инструментарий, повышающий качество профессионального образования и его доступность для инвалидов;

• обеспечить благоприятную микросреду пребывания обучающихся, реализацию рекреативной и до-суговой функции профессионального образования через гибкую систему оздоровительных, спортивных, развлекательно-познавательных, культурных и экскурсионных мероприятий, выполняющих дополнительную интегративно-реабилитационную нагрузку.

Литература

1. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 1990.

2. Верхоеф П. С., Лангерак Ф. Размышления по поводу CRM: Стратегическое внедрение CRM. [Электрон. ресурс] URL: http://www.bmicro.ru/articles/99/361 (дата обращения 1.04.2014).

3. Рудакова В. Ю. Инклюзивное образование в условиях НПО и СПО. [Электрон. ресурс] URL: http://journal. preemstvennost.ru/novyj-nomer/32-obrazovanie-dlya-vsekh/204-inklyuzivnoe-obrazovanie-v-usloviyakh-spo-i-npo (Дата обращения: 1.04.2014).

4. Специальная педагогика /под ред. Н. М. Назаровой. М.: Академия, 2000.

5. Полторацкая Н. Л. Первые шаги организации инклюзивного образовательного процесса в Смоленском педагогическом колледже // Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 15-16 февраля 2013 года. М., 2013. С.130-134.

6. Репина Г.А. Социальная педагогика: краткий конспект лекций и задания для самостоятельной работы. Смоленск: Изд-во СМолГУ, 2008.

7. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности - к исследованию // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.2-15.

8. Сиденко А. С. Планирование экспериментальной работы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С.58-65.

9. Козина Г. П., Кобазова Ю. В. Трансформация профессионального сознания педагогов в процессе внедрения и реализации инклюзивного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 2. С.65-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.