Научная статья на тему 'Проектирование универсальных компетенций бакалавров специального образования по профилю психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии'

Проектирование универсальных компетенций бакалавров специального образования по профилю психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / VALUABLE-SEMANTIC COMPETENCES / SCHOLASTIC-COGNITIVE COMPETENCES / INFORMATION COMPETENCES / COMMUNICATION COMPETENCES / COMPETENCES OF LARVAL SELF-IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зволейко Елена Владимировна

В статье определены универсальные компетенции для бакалавров специального образования по профилю психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии и предложен вариант системы оценивания результатов обучения. Проектирование состава универсальных компетенций было произведено через процедуры: анализа требований ФГОС ВПО (2010) к содержанию общекультурных компетенций бакалавров специального образования; анализа нормативно-правовой базы в области коррекционно-развивающего и специального образования; функционального анализа профессиональной деятельности специального психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зволейко Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Projecting key competences for bachelors of special pedagogics (psychological formation members with problems at the development profile)

The author defines the key competences for bachelors of special pedagogics (psychological formation members with problems at the development profile). The variant of teaching results assessment system is given in the article. Composition of universals competences was made with the help of processes: analyses of programmers FGOS VPO (2011), there are was a scholastic-cognitive competences of bachelors of special education; analyses of judicial base at the domain of correctional-educational and special education; functional analyses professional doing of special phsyhologue.

Текст научной работы на тему «Проектирование универсальных компетенций бакалавров специального образования по профилю психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии»

УДК 370.153 ББК Ч 486.63

Е. В. Зволейко

Проектирование универсальных компетенций бакалавров

специального образования по профилю психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии

В статье определены универсальные компетенции для бакалавров специального образования по профилю психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии и предложен вариант системы оценивания результатов обучения. Проектирование состава универсальных компетенций было произведено через процедуры: анализа требований ФГОС ВПО (2010) к содержанию общекультурных компетенций бакалавров специального образования; анализа нормативно-правовой базы в области коррекционно-развивающего и специального образования; функционального анализа профессиональной деятельности специального психолога.

Ключевые слова: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.

E. V. Zvoleyko

Projecting key competences for bachelors of special pedagogics (psychological formation members with problems at the development profile)

The author defines the key competences for bachelors of special pedagogics (psychological formation members with problems at the development profile). The variant of teaching results assessment system is given in the article. Composition of universals competences was made with the help of processes: analyses of programmers FGOS VPO (2011), there are was a scholastic-cognitive competences of bachelors of special education; analyses of judicial base at the domain of correctional-educational and special education; functional analyses professional doing of special phsyhologue.

Key words: valuable-semantic competences; scholastic-cognitive competences; information competences; communication competences; competences of larval self-improvement.

Согласно новому ФГОС ВПО (2010), подготовка специалистов по профилю «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии» будет осуществляться в рамках направления «Специальное образование». Отличительная черта нового ФГОС ВПО - ориентация на компетенции выпускников как результат их обучения, при этом компетенции проявляются в готовности (мотивации и личностных качествах) выпускника применять знания, умения и опыт для успешной

профессиональной деятельности (Чу-чалин А. Г., 2008) [5], они понимаются как обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности (Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. Г., 2007) [2]. Для нормирования результатов подготовки бакалавров в формате компетенций, необходимо определить их состав с тем, чтобы использовать при проектировании компетентностно ориентированных программ и впоследствии - оценить уровень подготовки выпускников.

В соответствии с разделением содержания образования на метапредметное поле (общее по отношению к содержанию образования), межпредметное (общее для определенной образовательной области, профессионально ориентированное) и специальное (согласно профилю получаемого образования), определяются три уровня компетенций: универсальные, профессиональные и специальные.

Универсальные компетенции (общие, ключевые, базовые, надпрофес-сиональные, ядерные) - это целостная система универсальных знаний, которые определяют полномочия, соответствующие статусу специалиста с высшим образованием.

При проектировании универсальных компетенций мы опирались на следующие методологические положения:

1. Формирование универсальных компетенций должно рассматриваться в качестве инвариантного компонента целей, содержания и результатов обучения по всем блокам дисциплин, представленных в основной образовательной программе бакалавра: если формирование ключевых компетенций рассматривать как важнейший результат образования, то они должны «пронизывать» содержание всех учебных дисциплин (как общеобразовательных, так и специальных) и проходить через все уровни образования. Универсальные компетенции являются частью содержания различных учебных дисциплин и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования, и детализируются в конкретной образовательной области и в конкретной дисциплине.

2. Определяя перечень универсальных компетенций, необходимо учитывать, что компетентность трактуется

как обобщенная характеристика, включающая компоненты - когнитивный (знания), операционально-технологический (умения, навыки, опыт), а также личностные характеристики - мотивационно-ценностную, эмоционально-волевую, этическую, социальную и поведенческую составляющие (Зимняя И. А., 2003) [3]. В целях и результатах освоения универсальных компетенций должны быть определены личностные качества выпускника, так как универсальные компетенции - это прежде всего обобщенная характеристика личности, определяющая ее готовность использовать свой потенциал (не только знания, умения и опыт, но и личностные качества) для успешной деятельности в профессии.

3. Интенсификация производства, «расширение фактора динамизма и неопределенности» (Байденко В. И.) [1] меняет профессионально-квалификационную структуру трудовых ресурсов. Востребованным становится профессионально мобильный работник, способный быстро адаптироваться к часто меняющимся производственным условиям. В связи с этим актуальными квалификационными характеристиками специалиста становятся требования ответственности и самостоятельности в ситуациях выбора, принятия решений.

4. Содержание универсальных компетенций должно охватывать четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний; опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций (Краевский В. В.).

5. Перечень компетенций должен быть определен с учетом целей высшего образования, структурного представления социального опыта личности и основных видов деятельности, позволяющих овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе (Хуторской А. В.) [4]. Формулировка компетенций должна быть представлена в деятельностной форме, что позволит точнее определить соответствующие технологии и методы обучения.

Проектирование состава универсальных компетенций было произведено через процедуры: анализа требований ФГОС ВПО (2010) к содержанию общекультурных компетенций бакалавров специального образования; анализа нормативно-правовой базы в области коррекционно-развивающего и специального образования; функционального анализа профессиональной деятельности специального психолога.

К основным универсальным компетенциям относим: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловые - это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения студента в ситуациях учебной и производственной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория и программа его жизнедеятельности в целом. К

таким компетенциям относятся: соблюдение системы социальных норм и ценностей в России, уважительное отношение к таковым в других странах; владение моральными нормами и основами нравственного поведения; готовность к нравственному выбору в сложной ситуации, устойчивость во взглядах, убеждениях, ценностях, умение противостоять негативным влияниям; умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; умение формулировать ценностные ориентиры по отношению к изучаемым дисциплинам и видам деятельности; способность осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований.

Общекультурные компетенции формируются в основном в процессе изучения гуманитарных, социальных и экономических, а также естественно научных дисциплин, которые определяют методологию познавательной деятельности, научный способ видения мира. Общекультурные компетенции проявляются в готовности использовать основные положения и методы этих наук при решении социальных и профессиональных задач. В результате освоения общекультурных компетенций выпускник должен быть способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды, понимать тенденции и основные направления развития науки, научно-технического прогресса в целом, его влияния на окружающую среду, на жизнедеятельность человека и общества. Результатом освоения общекультурных компетенций является сформированная целостная картина мира. К таким компетенциям относятся: умение объяснять явления действительности, их причины и взаимосвязи; умение ориентироваться

в ключевых проблемах современной жизни: экономических, экологических, политических, межкультурного взаимодействия; умение анализировать ситуацию на рынке труда, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; способность ориентироваться в мире духовных ценностей, выражающих разные культуры и мировоззрение; способность являться патриотом своей страны, носителем отечественной культуры, соблюдать культурные традиции своего народа, испытывать гордость за свое отечество; способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий; владение культурой сформированного правосознания (способность применять в деятельности международные, федеральные, региональные и локальные акты в области защиты прав детей, лиц с ограниченными возможностями здоровья); обладание экологической культурой (знание законов развития природы, рационального природопользования, организация деятельности в природной среде с учетом природосбережения); владение культурой организации быта и досуга; способность формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды у всех участников образовательного процесса; умение применять правила нужного поведения в экстремальных ситуациях; владение способами оказания первой медицинской помощи

Учебно-познавательные компетенции характеризуют степень развития общеучебных умений, способов организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки. Овладение данными компетенциями определяет успешность обучения. Особенно актуальным является владение метода-

ми самостоятельной работы, методами самообразования как инструментами формирования инициативной и активной личности. К таким компетенциям относятся: умение определить цели познавательной деятельности, найти оптимальные способы ее достижения, оценить результаты; способность «присваивать», преобразовывать и созидать знания; способность самостоятельно добывать знания; умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; способность к самообразованию, к творчеству при решении профессиональных задач; умение определять и обосновывать выбор вида исследования, необходимого для решения проблемы; умение формулировать проблему и гипотезу исследования, методологический аппарат; умение применять методы теоретического и эмпирического исследования: делать теоретические обобщения на основе использования понятий, принципов, законов, концепций; осуществлять сбор фактов, устанавливать закономерности; способность планирования, выполнения, оформления результатов исследования; способность представить результаты исследования с использованием современных технологий; способность оценить эффективность исследования, найти ему применение в практике образовательных учреждений.

Информационные компетенции связаны с осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества и отражают навыки использования и регуляции информационных потоков в своей жизнедеятельности и профессиональной области. К таким компетенциям относятся: владение методами, способами и средствами получения, хранения, переработки и преобразования информации (умение

извлекать информацию из различных источников, представлять в понятном виде, эффективно использовать); способность критически оценивать достоверность информации, формулировать на этой основе правильные выводы; владение навыками работы на компьютере, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; способность соблюдать нормы социальной ответственности и нравственного поведения в информационно-коммуникационном процессе; знание особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Коммуникативные компетенции характеризуют взаимодействие человека с обществом, возможности людей по включению в общественные процессы, различные формы кооперации и коммуникации. Уровень развития коммуникативных компетенций определяет в конечном итоге эффективность сотрудничества с другими людьми. К таким компетенциям относятся: свободное владение языком своей страны, навыками устной и письменной речи, грамотное формулирование и высказывание своих мыслей; готовность использовать знание иностранных языков для общения и понимания специальных текстов; способность демонстрировать в зависимости от ситуации лидерские и исполнительские качества; способность принять иное, отличное от собственного, мнение, стремление достичь взаимопонимания без мер принуждения, давления, унижения; способность придерживаться в своей деятельности этических норм; способность к импровизации, умению находить нестандартное решение в конкретных условиях обучения (способность к творчеству в деятельности); способность вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения; способность выступать публич-

но; способность к совместной деятельности в группе, демонстрация эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой гибкости в ситуациях общения; способность работать с научными текстами; владение различными социальными ролями: семьянина, гражданина, работника.

Компетенции личностного совершенствования позволяют оценить величину освоения процессов самовоспитания, самообразования, саморазвития, самоопределения. Включение этих компетенций в структуру результатов обучения дает возможность «управлять» мотивацией достижения, формируя и оценивая величину требуемой компетенции в данной области знаний. Управляя мотивацией, преподаватель приучает студента демонстрировать свои личностные качества. Это особенно важно для структурирования учебы на младших курсах. Овладение компетенциями самосовершенствования делает личность конкурентоспособной, что особенно ярко проявляется в потребности в успехе и самосовершенствовании, в способности к самореализации, к достижению высокой эффективности своей деятельности. К таким компетенциям относятся: владение навыками самоорганизации и самоконтроля; владение средствами и методами укрепления собственного здоровья, выполнение требований гигиены, охраны труда; владение методами эмоциональной регуляции, самоподде-ржки и самоконтроля; ответственность за принятые решения, готовность объяснить свои действия и отвечать за их последствия; стремление к достижению успеха (целеустремленность, настойчивость в достижении целей и преодоления препятствий); способность овладевать новыми видами деятельности, адаптироваться к меняющимся условиям (мобильность); способность осоз-

навать и переосмысливать содержание своей деятельности (способность к рефлексии).

Проектирование целей образования в компетентностном формате требует выстраивания системы оценивания результатов обучения.

1. Множество описанных компетенций, разработанных на основе опыта профессиональной деятельности соответствующего специалиста, теоретически и эмпирически обоснованных и принятых сообществом работодателей - это первый шаг в процедуре разработки оценочных средств. Чтобы та или иная прописанная компетенция стала действительным средством оценки компетентности выпускника, необходима дальнейшая разработка процедуры оценивания, которая может выглядеть следующим образом:

- описать конкретные способности и умения, которые должен продемонстрировать выпускник

- определить условия, при которых он может продемонстрировать оцениваемую способность или умения

- определить уровень демонстрируемых способностей или умений (от минимального до максимального). Демонстрация того или иного уровня развития способности или умения может служить определению результата обучения.

Разработанные стратегия и тактика процедур оценки действительно позволят оптимизировать содержание образовательных программ, уточнить цели обучения и в итоге разработать модель обучения по профилю подготовки.

2. Список универсальных компетенций не может быть слишком большим. В условиях сокращения сроков обучения необходимо обеспечить минимальный набор компетенций с тем, чтобы в дальнейшем выпускник, на основе усвоения базового набора компетенций, мог определить дальнейшую траекторию своего

профессионального образования. В дальнейшем, исходя из своих психологических особенностей, интересов и профессиональных предпочтений, он сможет осознанно выбирать необходимый ему набор специальных компетенций.

3. Как уже указывалось, в целях и результатах освоения образовательной программы должны быть определены личностные качества студента. Однако, как определить их сформированность и измерить уровень этой сформирован-ности? Исследователи указывают, что отсутствуют средства и методы прямого измерения личностных качеств выпускника. Возможными путями определения сформированности личностых качеств могут быть

- прописанные в целях образовательной программы средства и методы достижения поставленной цели преподавателем

- разработка по каждой дисциплине серии практикоориентированных задач и ситуаций, которые присутствуют в реальной профессиональной деятельности. Оценка может сводиться к определению уровня сформированности качества при демонстрации студентом действий в той или иной практикоориентированной ситуации.

4. Компетентность студента предполагает демонстрацию определенного набора знаний (как результата усвоения информации), умений (как способности применять знания для решения профессиональных задач), а также проявление по отношению к компетенции целого спектра его личностных качеств. Однако, каждый студент будет демонстрировать разные уровни компетентности по отношению к целям обучения, так как «компетентность всегда окрашена качествами конкретного ученика». Следовательно, не все заложенные в образовательных программах цели будут до-

стигнуты всеми выпускниками, какие-то окажутся частично достигнутыми или вовсе не достигнутыми. Цели - это желаемый, идеальный образ выпускника.

Имея цели обучения по конкретной образовательной программе, необходимо оценивать результаты обучения как степень освоения (приближения) каждого к определенной цели обучения.

Список литературы

1. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.

2. Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. П. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 39-45.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5 С. 7.

4. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос. 2005. 12 декабря. URL : http: // www.eidos.ru / journal / 2005 / 1212.htm. (дата обращения 12.09.2010)

5. Чучалин А. Г. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ / / Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.