поскольку после ее применения большая часть спортсменов избавилась от проблем предстартовой бессонницы. После реализации технологии статистически достоверно повысились три из четырех компонентов качества ночного сна фигуристов, особенно быстроты засыпания и достаточной продолжительности ночного сна.
Литература
1. Борзенкова В.В. Качество сна спортсменов-фигуристов в зависимости от внешних условий соревновательной деятельности // Психологические основы педагогической деятельности: сб. науч. тр. СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2008. Вып. 12. С. 69—72.
2. Борзенкова В.В. Внутренние факторы качества сна спортсменов // Психологические основы педагогической деятельности: сб. науч. тр. / под
ред. А.Н. Николаева. СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2008. Вып. 12. С. 72—74.
3. Борзенкова В.В. Особенности взаимосвязи качества сна у фигуристов в период соревнований // Психологические основы педагогической деятельности: сб. науч. тр. СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2008. Вып. 13. С. 28—31.
4. Борзенкова В.В. Особенности влияния предстартовых состояний фигуристов на успешность их соревновательной деятельности // Психологические основы педагогической деятельности: сб. науч. тр. СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2008. Вып. 12. Ч. 2. С. 41—46.
5. Попов Д.В. Взаимосвязь предстартовых состояний тренера и спортсмена (на материале единоборств): автореф. ... канд. психол. наук. СПб.: СПб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2003. 173 с.
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА
В.В. ДАНИЛЕНКОВ,
соискатель МГИУ;
А.П. КУЗНЕЦОВ,
соискатель МГИУ
Научная специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования
E-mail: [email protected] Рецензент: декан факультета повышения квалификации ФГБОУ ВПО «МГИУ», доктор педагогических наук Т.В. Сорокина-Исполатова
Аннотация. Рассмотрена проблема практико-ориентированного формирования психолого-педагогической компетентности будущих юристов. Педагогическое обеспечение практико-ориентированной направленности формирования психолого-педагогической компетентности будущих юристов в процессе обучения в вузе базируется на разработанной педагогической модели и современных педагогических технологиях.
Ключевые слова: практико-ориентированная направленность, психолого-педагогическая компетентность, педагогическое сопровождение.
PRACTICE-ORIENTED TRENDS IN THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE
OF THE FUTURE LAWYER
V.V. DANILENKOV,
Moscow State Industrial University;
A.P. KUZNETHOV, Moscow State Industrial University
Annotation. The problem of practice-oriented form of psychological and pedagogical competence of future lawyers is considered. Teacher support practice-oriented focus of the formation of psycho-pedagogical competence of prospective lawyers in the process of learning in the university based on a pedagogical model developed and modern teaching techniques.
Keywords: practice-oriented focus, psychological and pedagogical competence, pedagogical support.
Становление информационного общества влечет за собой изменения в сфере производства и деловой активности людей, а также во всей социальной сфере. Подготовка будущих юристов определяется динамично изменяющимися тенденциями современного высшего юридического образования, его практико-ориентированной направленностью.
Одной из ведущих тенденций развития образования, как и общества, является его информатизация, основывающаяся на внедрении новых информационных технологий, совершенствовании научно-методического сопровождения образовательного процесса [1]. Интенсификация процесса перехода к информационному обществу, связанная с широким внедрением новых информационных технологий и компьютерных средств телекоммуникации, обусловливает необходимость разработки иных форм и методов преподавания.
Психолого-педагогическая компетентность является важнейшим системообразующим качеством профессиональной компетентности юриста, поскольку его деятельность предполагает наряду с другими профессиональными функциями умение реализовывать функции воспитательного взаимодействия.
К основным направлениям и функциям психолого-педагогической деятельности традиционно относят воспитание, обучение и развитие как индивидуальное, так и коллективное [2]. Для юриста основными направлениями психолого-педагогической деятельности являются воспитательная, дидактическая, дифференциально-психологическая и социально-психологическая, которые определяют соответствующие виды психолого-педагогической компетентности юриста.
Психолого-педагогическая компетентность [3] будущего юриста формируется тем успешнее, чем в большей мере в учебно-воспитательном процессе происходит интеграция содержания всех предусмотренных Государственным образовательным стандартом циклов изучаемых дисциплин в плане усиления психолого-педагогической и профессиональной направленности, использования аудитор-
ных и внеаудиторных, обязательных и факультативных форм работы. С этой целью были определены междисциплинарные связи педагогики и других дисциплин учебного плана, а также направления учебно-воспитательного процесса в юридическом вузе, способствующие развитию соответствующих элементов психолого-педагогической компетентности будущих юристов.
Педагогическое обеспечение [2] практико-ори-ентированной направленности формирования психолого-педагогической компетентности будущих юристов в процессе обучения в вузе — сложная система факторов многокомпонентного процесса индивидуально-личностного формирования профессиональных психолого-педагогических компетенций будущего юриста и условий его реализации посредством специальных педагогических технологий. Структура педагогического обеспечения прак-тико-ориентированной направленности процесса формирования психолого-педагогической компетентности будущих юристов в процессе обучения в вузе включает в себя мотивационный, целевой, содержательный и мониторинговый компоненты.
Технология [3] педагогического обеспечения практико-ориентированной направленности процесса формирования психолого-педагогической компетентности будущих юристов в процессе обучения в вузе — это четко выстроенная последовательность целенаправленных педагогических действий, реализацией которых в процессе подготовки достигается эффективное формирование профессионально значимых компетенций будущего юриста на заданном уровне, обеспечивающих его готовность к осуществлению практической юридической деятельности.
Модель процесса практико-ориентированного формирования психолого-педагогической компетентности будущего юриста в высшей школе включает в себя следующее:
♦ цель (эффективное формирование психолого-педагогических компетенций юриста в высшей школе на заданном уровне);
♦ педагогические технологии и методы форми-
рования психолого-педагогической компетентности будущего юриста в высшей школе: проблемное обучение, метод проектов, конструктивная педагогика, интенсивное информатизированное обучение, коммуникационные и информационные, дистанционные технологии и др.;
♦ педагогические условия: организационная целостность психолого-педагогической профессиональной подготовки; психолого-педагогическое сопровождение подготовки; содержательно-профилирующая и практико-ориентированная направленность подготовки;
♦ критерии и показатели сформированности психолого-педагогических компетенций будущих юристов: когнитивный, оценочный, эмоциональный и поведенческий;
♦ уровневые этапы формирования психолого-педагогических компетенций: начальный, удовлетворительный, успешный;
♦ результат: сформированная за заданном уровне психолого-педагогическая компетентность юриста.
Литература
1. Трайнев В.А., Мкртчян С.С., Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования и Бо-лонский процесс: обобщение отечественной и зарубежной практики. М.: Дашков и Ко, 2007.
2. Тенденции модернизации высшего образования. Новосибирск: Сибирский гос. ун-т телекоммуникаций и информатики, 2006. 98 с.
3. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. М.: Высшая школа, 2004.
ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, КАК ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА
Ю.С. ЕЛОНОВА,
аспирант кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected] Рецензент: доктор педагогических наук, профессор В.А. Кальней
Аннотация. Раскрывается история женского образования в России начиная с Древней Руси до XIX в. Реформы и традиции женского образования соотносятся с развитием культуры общества.
Ключевые слова: история образования, женщины, воспитание, Древняя Русь, Домострой, петровские реформы образования, реформы Екатерины II, реформы образование в XIX в.
HISTORY OF FEMALE FORMATION IN RUSSIA, AS REFLECTION OF CULTURE OF A SOCIETY
YU.S. ELONOVA,
the post-graduate student of chair of pedagogics and psychology of the Russian international academy of tourism
Annotation. This article reveals the history of women's education in Russia, from ancient Rus to the XIX century. Reform and tradition of female education are correlated with the development of culture in society as a whole.
Keywords: history of education, women, education, Ancient Russia, Domostroy, Peter educational reform, reform of Catherine II, reform education in the XIX century.