УДК 159.9:34
РАЗВИТИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Артур Абдулганеевич Тажеев, аспирант, Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК), Челябинск
Аннотация
В статье рассмотрена проблема формирования психоэмоциональной устойчивости будущих юристов как профессионально-значимой компетенции. Показана важность эмоций в деятельности человека, и отмечена необходимость компетентностного подхода в рамках решения поставленной задачи. Содержится направленность методики формирования профессиональных компетенций студентов-юристов, на основе апробированных педагогических условий. Указано, что реализация авторской методики исследования происходила в процессе организации семинаров, бесед, информационно-тематических лекций, самообразовательных практикумов, в игровых и дискуссионных формах. Представлены данные опроса студентов по развитию психоэмоциональной устойчивости. Проанализированы результаты исследования на предмет осознания важности указанной компетенции для студентов юридических направлений подготовки.
Ключевые слова: психоэмоциональная устойчивость, будущий юрист, профессионально-значимая компетенция.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p186-189
DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL AND EMOTIONAL STABILITY OF FUTURE LAWYERS AS THE PROFESSIONALLY SIGNIFICANT COMPETENCE
Artur Abdulganeevich Tazheev, the post-graduate student, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
Annotation
This article reviewed the problem of formation of psychological and emotional stability of future lawyers as professionally significant competence. It shows the importance of emotions in human activities, and notes the need in competence approach in the framework of the given problem. The article contains the orientation of methodology of formation of professional competence of students-lawyers, based on proven pedagogical conditions. It stated that the realization of the author's method of research was in the process of organization of seminars, discussions, information and thematic lectures, self-educational workshops, games, and discussion forms. It presents the data of the survey of the students on the development of the psychological and emotional stability. The article analyzed the results of research concerning the awareness of the importance of this competence for the students of the law training areas.
Keywords: psychological and emotional stability, future lowers professionally significant competence.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время перед высшей школой стоит непростая задача - подготовка квалифицированных специалистов, способных быстро ориентироваться в огромном потоке поступающей информации, поддерживать высокую продуктивность деятельности, бесконфликтно общаться, компетентно и оперативно решать возникающие проблемы различного характера.
Формирование профессионально-значимых компетенций студентов юридических направлений подготовки возможно осуществлять эффективно только на основе компе-тентностного подхода. Данный подход предполагает тесную взаимосвязь теории и практики, понимание студентами мотивов деятельности, осознание прикладной направленности полученных знаний, постоянное стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Ряд авторов (О. В. Алексеева, М. В. Пряхина, Н. В. Сивас) отмечают, что компе-тентностный подход призван сближать академические знания и практику, способен пре-
одолеть разрыв между теорией и ее практической реализацией, позволяет ориентировать содержание процесса подготовки на профессионально-проблемные ситуации [1, с. 14; 2, с. 93; 4, с. 141].
В своей профессиональной деятельности будущим юристам необходимо владеть большим объемом информации, сохранять высокую устойчивость, концентрацию и распределение внимания в течение длительного времени, работать в условиях перманентного стресса, незавершенного гештальта, поддерживать устойчивость к фрустрации. Это отражается, в свою очередь, на качестве труда, взаимоотношениях с окружающими и психоэмоциональном состоянии самого специалиста.
Как известно, эмоции сопровождают всю сознательную жизнь человека и оказывают первостепенное влияние на продуктивность деятельности, мотивацию, работоспособность, общение, взаимодействие и т.д. [3, с. 100]. Психоэмоциональная устойчивость характеризуется уравновешенностью протекания психических процессов (как познавательных, так и эмоционально-волевых), способностью стабильно переносить высокий уровень психического напряжения, компетентностью в области управления эмоциональным состоянием. Под психоэмоциональным состоянием мы понимаем психофизиологический комплекс, системообразующим элементом которого является эмоциональное переживание [5, с. 467].
Сформированная психоэмоциональная устойчивость позволяет будущему юристу, как показали материалы исследования, результативно выполнять поставленные профессиональные задачи, быть последовательным в действиях, объективно оценивать условия возникающих ситуаций, постепенно переходить из одного эмоционального состояния в другое, проявлять гибкость в поведении, стабильность в позитивных отношениях с окружающими.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводится на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры», Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» с участием студентов второго и третьего курсов очной формы обучения юридических направлений подготовки (п=161).
МЕТОДИКА
Экспериментальная часть нашего исследования предусматривает внедрение спецкурса «Формирование профессионально-значимых компетенций бакалавров юридических направлений подготовки». В рамках данного спецкурса на проблемных семинарах, беседах, информационно-тематических лекциях, самообразовательных практикумах, в дискуссионных формах работы предусматривалась реализация авторской методики формирования профессиональных компетенций будущих юристов средствами гуманитарных наук.
Разработанный спецкурс направлен на интеграцию знаний в области юриспруденции, педагогики, психологии, экономики, менеджмента и других учебных дисциплин, в соответствии с образовательной программой. Такой подход позволяет реализовывать межпредметные связи и повышает уровень профессиональной компетентности студентов-юристов.
В процессе апробации методики реализованы следующие педагогические условия:
- создана коммуникативно-образовательная среда, способствующая росту профессиональных компетенций бакалавров средствами гуманитарных дисциплин;
- активизируется субъектная позиция специалиста в образовательном процессе вуза на основе выполнения индивидуально-коммуникативных заданий, развивающих
познавательную активность и самостоятельность обучающихся;
- обеспечивается социальная направленность содержания образовательных программ, обновляющих диапазон профессионального знания и основных компетенций бакалавров на основе социального заказа.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С целью получения результатов опытной работы по развитию психоэмоциональной устойчивости будущих юристов был проведен опрос студентов на предмет значимости указанной профессиональной компетенции в юридической деятельности. По итогам опроса были получены следующие данные (рисунок 1).
lililí >9,3
-1 !,7
-28
1 ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45
□ Психоэмоциональная устойчивость незначима
□ Психоэмоциональная устойчивость значима, но не первостепенна
□ Психоэмоциональная устойчивость значима
Рис. 1 Гистограмма значимости психоэмоциональной устойчивости как важной компетенции для выпускников вуза
Таким образом, исследование показало, что около половины испытуемых уверены в значимости психоэмоциональной устойчивости как профессиональной компетенции. В устных комментариях к данному вопросу представители опытных групп пояснили, что от уравновешенности эмоционально-волевых процессов будущего юриста во многом зависит успех и эффективность деятельности, стабильность и конструктивность в решении спорных вопросов и конфликтных ситуаций. Остальные студенты полагают, что данная характеристика не первостепенна в профессии юриста или вовсе не имеет прямого отношения к содержанию юридической деятельности.
Дальнейшая экспериментальная работа способствовала осознанию представителями опытных групп значимости такой характеристики как психоэмоциональная устойчивость. Далее на практическом уровне, в ходе деловых, организационно-деятельностных и операциональных игр испытуемым были показаны возможные последствия эмоциональной неуравновешенности будущего юриста, деструктивное влияние данного факта на мобильность и результативность профессиональной деятельности.
ВЫВОДЫ
Психоэмоциональная устойчивость является значимой компетенцией в профессии будущего юриста. Поскольку юристу необходимо постоянно работать в условиях повышенной психологической напряженности. Данное качество позволяет более продолжительно находиться в позитивном настроении, более плавно осуществлять переход из одного эмоционального состояния в другое, снизить силу и периодичность проявления негативных состояний. Вместе с тем полученные материалы опытной работы показали недостаточное осознание студентами важности указанного качества. Дальнейшая экспериментальная работа будет направлена на повышение уровня осознанности в области
психоэмоциональной устойчивости студентов юридических направлений подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева, О.В. Исследование готовности студентов в профессиональной деятельности по спортивно-оздоровительному туризму / О.В. Алексеева // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 10-15.
2. Пряхина, М.В. Технология разработки и оценки профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел МВД России в соответствии с профилем должности / М.В. Пряхина // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2012. - № 6 (88). - С. 92-99.
3. Романова, Н. Н. развитие рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов физической культуры : дис. ... канд. пед. наук / Н.Н. Романова, Челябинск, 2010. - 195 с.
4. Сивас, Н.В. Компетентностный подход в обучении студентов-медиков в области профилактики заболеваний и здорового образа жизни / Н.В. Сивас // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 142-146.
5. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. -СПб. : Прайм-Еврознак, 2007. - 490 с.
REFERENCES
1. Alekseeva, O.V. (2011), "The research of readiness of students in professional activity on sports and sports-recreation tourism", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 9, No. 79, pp.10-15.
2. Pryahina, M. V. (2012), "Technology of the development and assessment of professional competences of the psychologist of the bodies of internal Affairs of the MIA of Russia in accordance with the job profile", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 6, No. 88, pp. 92-99.
3. Romanova, N. N. (2010), The development of the reflection of emotional states of future teachers of physical culture, dissertation, Chelyabinsk.
4. Sivas, N. V. (2013), "Competence approach in teaching of medical students in the field of disease prevention and healthy lifestyle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 12, No. 106, pp. 142-146.
5. Ed. Mescheryakov, B.G., and Zinchenko, V.P. (2007), Modern psychological dictionary, publishing house "Prime-Euroznak", St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.05.2014.
УДК 796.9
ТОЧНОСТЬ МЫШЕЧНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ КАК ФАКТОР
ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ФИГУРНОГО
КАТАНИЯ
Яна Павловна Тугунова, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Александр Юрьевич Клопов, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный работник ФК РФ, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных
технологий, механики и оптики
Аннотация
В статье приводятся психологические приемы снижения порогов мышечно-двигательных ощущений и, соответственно, повышения чувствительности у фигуристов 5-6 лет: отключение зрения, выполнение пассивных движений, запоминание различий амплитуды движений, запоминание амплитуды движения с отягощением и в облегченных условиях, дифференцированное оценивание величины амплитуды движений, реализация тренирующей функции идеомоторной тренировки. В статье доказано, что точность мышечно-двигательных усилий, являясь психомоторным