universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 78-84.
4. Kaysin, A.S. (2011) “Structurally functional model of formation of professional and personal qualities at cadets of tank higher education institution”, Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 60-63.
5. Sivak, A.N. (2012), “Psychology-pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of professional development of cadets of Internal Troops higher schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 135-138.
6. Sivak, A.N. and Andreev Y.Y. (2012), “Technology of application of means of physical preparation and sports for development of the positive interpersonal relations among the cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No.4, pp. 133-136.
7. Sivak, A.N. and Zyukin, I.N., (2012), “Organizational and pedagogical conditions necessary for effective education of personal qualities at officers of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of the professional formation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 8, pp. 83-86.
8. Sivak, A.N., Starodubtsev, L.S. and Erastov, A.E. (2012), “Technique of carrying out physical preparation with elements of hand-to-hand fight for effective actions of special divisions on fight against”, Scientific reviewed journal “Actual problems of physical and special preparation ofpower structures”, Vol. 15, No. 2, pp. 261-267.
9. Sivak, A.N. and Syromyatnikov, O.V. (2012), “Indicators of readiness of the cadet’s division’s commanders of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to self-education in the sphere of physical preparation and sports”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 143-147.
10. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 146-148.
11. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.87, No.5, pp. 127-130.
12. Strogas, M.V. (1998), Formation combat crew readiness command post area air defense to the profession: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
13. Shajhullin, T.D. (2009), “The technique of complex application of physical training to improve health of pilots-instructors of Army aviation”,Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 52, No.6, pp. 93-98.
Контактная информация: sdd@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 30.09.2012.
УДК 796.07
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Ирина Александровна Васельцова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС)
Аннотация
Известно, что более 50% нарушений безопасности движения на сети дорог и производственных браков, связанны с человеческим фактором. Ограниченно годные по психофизиологическим показателям специалисты, компенсируя недостаточно развитые профессионально важные качества, перегружают другие функциональные системы организма, что приводит к повышенному
его износу, развитию хронических заболеваний, к снижению эффективности профессиональной деятельности. Кроме того, данная категория специалистов часто испытывает трудности адаптации в период освоения профессиональной деятельности. В работе конкретизируются профессиографи-ческие особенности инженерно-технической деятельности на предприятиях железнодорожного транспорта; выявляется содержательное наполнение понятий «стресс» и «эмоциональная устойчивость»; предлагается комплекс средств, направленный на формирование эмоциональной устойчивости студентов транспортного вуза.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, профессионально-прикладная физическая подготовка, транспортный вуз.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p35-40
DEVELOPMENT OF EMOTIONAL STABILITY AMONG THE STUDENTS OF THE TRANSPORT UNIVERSITY IN THE PROCESS OF PROFESSIONALLY APPLIED
PHYSICAL PREPARATION Irina Alexandrovna Vaseltsova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara State University of Railways
Annotation
It is known that more than 50% of violations of traffic safety on roads networks and manufacturing defects are connected with a human factor. Restrictedly fit by psychophysiological indicators experts, compensating insufficiently developed professionally important qualities, overload other functional systems of the organism that results in its increased wear, development of chronic diseases, decrease in efficiency of professional activity. Besides, this professional category often has trouble in adaptation within time of mastering the professional activity. The article itemizes the profession-graph features of engineering technical activity at the enterprises of railway transport; substantial filling of the concepts "stress" «emotional stability» comes to light; the complex of means directed on formation of emotional stability of students of transport higher education institution is offered.
Keywords: emotional stability, professional and applied physical preparation, transports higher education institution.
Высокий темп изменений производственно-технических параметров развивающейся транспортной отрасли (значительное увеличение скоростей движения транспортных средств, объема информации, усложнение конструкций машин и механизмов, централизация управления в диспетчеризации, новые формы взаимодействия человека и подвижного транспортного объекта), влияние экологических, социальных факторов обуславливают требования, предъявляемые к психофизической пригодности специалистов.
Анализ нормативных документов, критериев медицинского профессионального отбора, эргономических и прикладных исследований позволил утверждать, что специфическими особенностями инженерно-технической деятельности на транспорте являются:
- операциональная напряженность труда, определяющаяся плотностью различного рода информации; операциями приема и передачи (что требует постоянного переключения внимания); сложностью и большим числом решаемых оперативных задач; необходимостью декодирования информации, отражающейся в виде мнемосхем с динамическими и автоматически меняющимися показаниями; необходимостью комбинировать различные приемы в новых сочетаниях для принятия решений в нестандартных ситуациях;
- эмоциональная напряженность проявляется в необходимости распределять направленность психических процессов на параллельное выполнение различных компонентов деятельности, каждый из которых, несмотря на их тесную взаимосвязь, в ряде случаев выступает как самостоятельный вид деятельности; частоте принятия решения при остром дефиците времени, а также большой личной ответственности; организации эффективного взаимодействия с коллегами по технологической цепи, создания эмоционально благоприятной обстановки; владение навыками управления профессиональной
группой для эффективного взаимодействия в условиях высокой психоэмоциональной напряженности [2-6].
В связи с вышесказанным можно утверждать, профессиональная пригодность специалиста характеризуется совокупностью его психологических, физиологических и физических особенностей, необходимых и достаточных, при наличии специальных знаний, умений, навыков, для достижения нормативно приемлемой эффективности труда. Одним из базисных качеств, характеризующих профессиональную надежность специалиста транспортной отрасли, обеспечивающих оптимальную адаптацию к изменяющимся условиям социального и профессионального мира, является эмоциональная устойчивость.
Анализируя различные подходы к изучению стресса, психологической устойчивости, эмоциональной можно с некой долей условности выделить два основных направления: объективистского (стресс рассматривается как порождение внешней ситуации и воспринимается как реакция на какие-либо воздействия или как сами эти воздействия) и субъективистского (стресс обусловливается двумя личностными особенностями: представлениями о мире и себе и способностью брать на себя обязательства; представлением о своих способностях влиять на последствия). А.А. Баранов, рассматривая сущность стресса, выявил тесную взаимосвязь понятий «стресс» и «стрессоустойчивость», как разнополярных характеристик целостного процесса адаптации в профессиональной деятельности. Ученый приходит к выводу, что стрессоустойчивость можно считать частным случаем психической устойчивости, проявляющейся при действии стресс-факторов. Специфичность же стресс-агентов будет определяться конкретным видом профессиональной деятельности [1]. Я. Рейковский [10] выявляет две основные характеристики эмоциональной устойчивости человека: человек эмоционально устойчив, если его эмоциональное возбуждение, несмотря на сильные раздражители, не превышает пороговой величины, или в его поведении не наблюдается явно выраженных изменений. Следовательно, изучение этого явления возможно в двух направлениях: изучение зависимости эмоциональной устойчивости от свойств нервной системы и изучение регуляторных структур личности, поиск особого механизма в виде самоконтроля. Рассматривая эмоциональную устойчивость в контексте профессиональной деятельности (К.К. Платонов и В. Л. Мари-щук), и определяя ее как способность управлять своими эмоциями, которая позволяет сохранять высокую профессиональную работоспособность, осуществляет сложную или опасную деятельность без напряженности, несмотря на эмоциогенные воздействия. В дальнейшем К. К. Платонов в структуре эмоциональной устойчивости выделил три основных составляющих: эмоционально-волевую (степень волевого владения личности своими достаточно сильными эмоциями), эмоционально-моторную (как свойство личности, проявляющееся в степени нарушений психомоторики под влиянием эмоций, наиболее отчетливо наблюдаемое проявление напряженности) и эмоционально-сенсорную устойчивость (как свойство личности, проявляющееся в степени нарушения сенсорных действий под влиянием эмоций) [9].
В контексте нашего исследования как приоритетную мы выбрали позицию П. Б. Зильбермана, который дает определение эмоциональной устойчивости, подразумевая отнюдь не устойчивость или стабильность эмоциональных переживаний человека, а «...интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [3].
Экспериментальная работа включала в себя несколько этапов. Первый этап - констатирующий эксперимент, цель которого заключалась в определении сформированности отдельных показателей в структуре эмоциональной устойчивости студентов железнодорожного вуза. Выборочную совокупность представили 95 человек; выборка случайная,
однородная, что может свидетельствовать о ее репрезентативности.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что колебания исходного уровня показателей мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов в экспериментальной и контрольной группах существенно не различались.
Выборку формирующего эксперимента составили две группы студентов: экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ) - по 27 человек в каждой.
Учебные занятия в контрольной группе проходили по программе «Физическая культура», разработанной согласно требованиям ГОС ВПО и примерной учебной программы по дисциплине «Физическая культура». Экспериментальная работа проводилась со студентами второго курса при освоении базового модуля «Баскетбол», дополненного спецкурсом, разработанным при участии старшего преподавателя кафедры Мастера спорта СССР по баскетболу Е.Н. Гильмутдиновой. Основной акцент делался, на формирование профессионально-значимых физических качеств, психологической и эмоциональной устойчивости, личностных качеств - моральной нормативности, волевых, коммуникативных.
К основным средствам формирования, кроме традиционных отнесли: метод экспертных оценок, ролевое распределение, моделирование ситуаций организационного взаимодействия.
Основными методами изучения сформированности показателей эмоциональной устойчивости: анкетирование и личностный опросник МЛО-АМ А.Г. Маклакова и С.В. Черемятина [8]. Опросник состоит из 165 вопросов и имеет следующие шкалы: «Достоверность» (Д); «Адаптивные способности» (АС); «Нервно-психическая устойчивость» (НПУ); «Коммуникативные особенности» (КО); «Моральная нормативность» (МН).
Результаты анкетирования показали, что с повышением уровня значимости (ранга) физической культуры в системе профессиональных ценностей у студентов ЭГ увеличилась потребность студентов в информации по психофизической подготовке к профессиональной деятельности. Суждения студентов КГ о влиянии занятий по физическому воспитанию в вузе на профессиональную подготовленность в большей степени связаны с элементами здорового образа жизни, что обусловлено низким уровнем знаний и практических навыков по профессионально-прикладным аспектам физической культуры, что заметно снижает влияние физической культуры на другие стороны личности.
Анализ результатов тестирования по А.Г. Маклакову [8] выявил положительную динамику в следующих показателях: адаптивные способности, нервно-психологическая устойчивость, коммуникативные особенности (табл.1), что свидетельствует о необходимости внедрения разработанной методики.
Таблица1
Результаты формирующего эксперимента_____________________
Шкала Группа Уровни
Высокий Средний Низкий
Адаптивные способности ЭГ 68% 32% 0%
КГ 52% 28% 8%
Нервно-психическая устойчивость ЭГ 72% 28% 0%
КГ 72% 28% 0%
Коммуникативные особенности ЭГ 44% 20% 8%
КГ 36% 44% 20%
Моральная нормативность ЭГ 68% 44% 12%
КГ 76% 16% 8%
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов, А. А. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого профессионального мастерства : автореф. дис. ... канд. психол.
наук / Баранов А. А. - Ижевск, 1995. - 22 с.
2. Васельцова, И.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов транспортного вуза : монография / Ирина Александровна Васельцова. - Самара : Изд-во Самарского гос. ун-та путей сообщения, 2007. - 137 с.
3. Васельцова, И.А. Логика структурирования содержания профессиональноприкладной физической подготовки студентов технических вузов / И.А. Васельцова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 12 (46). - С. 7-11.
4. Васельцова, И.А. Комплекс учебных средств профессионально-прикладной физической подготовки студентов / И.А. Васельцова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 7 (53). - С. 18-23.
5. Васельцова, И. А. Формирование компонентов психофизического потенциала в системе профессионально-прикладной физической подготовки студентов транспортного вуза / И.А. Васельцова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 9-13.
6. Васельцова, И.А. Элементы здорового образа жизни в содержательном наполнении структурных компонентов психофизической готовности студентов к профессиональной деятельности / И.А. Васельцова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 23-27.
7. Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора / П.Б. Зильберман // Очерки психологии труда оператора. - М. : Наука, 1974. - С. 138-172.
8. Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал : его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал.
- 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.
9. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. - СПб. : Издательство «Сентябрь», 2001. - 260 с.
10. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. - М. : Прогресс, 1979. - 392 с.
REFERENCES
1. Baranov, A.A. (1995), Stress in the structure of the personality and work of teachers of high and low professional skills, dissertation, Izhevsk, Russian Federation.
2. Vaseltsova, I.A. (2007), Professional-applied physical preparation of students of the Transport University: monograph, publishing house Samara State University of Railways, Russian Federation.
3. Vaseltsova, I.A. (2008), “Logic contents of professional - applied physical preparation of the students of technical high schools structuring”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 46, No. 12, pp. 7-11.
4. Vaseltsova, I.A. (2009), “The complex of training assets for professional applied physical education of students”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 53, No. 7, pp. 18-23.
5. Vaseltsova, I.A. (2010), “Formation of the components of psychophysical potential in system of professionally applied physical training among students of Transport University”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 9-13.
6. Vaseltsova I.A. (2010), “Elements of the healthy lifestyle inside the information content of the structural components of the students' psychophysical readiness for professional activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 70, No. 12, pp. 23-27.
7. Zilberman, P.B. (1974), Emotional stability of operator, publishing house “Science”, Moscow, Russian Federation.
8. Maklakov, A.G. (2001), “Personal adaptive capacity: its mobilization and forecasting in extreme conditions”, The psychological journal, Vol. 22, No. 1, pp. 16-24.
9. Marischuk, V.L. and Evdokimov, V.I. (2001), Human self-control and behavior un-
der stress, publishing house “September”, St.-Petersburg, Russian Federation.
10. Rejkovsky, Ya. (1979), Experimental psychology of emotions, publishing house “Progress”, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: samgups_fis@mail.ru
Статья поступила в редакцию 05.10.2012.
УДК 377
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ
КАЧЕСТВ
Станислав Александрович Виноградов, аспирант,
Сергей Иосифович Селещук, аспирант,
Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК),
г. Челябинск
Аннотация
В статье рассматривается сложившееся положение, которое требует повышения не только профессиональной, но и управленческой компетентности будущих специалистов в гуманитарном пространстве физической культуры и их готовности к постижению ее широкого ценностного содержания. В опытной работе по повышению квалификации специалистов физической культуры (ФК) апробированы два типа модульных программ: познавательный и операционный, которые реализовывались на основе принципа фасилитации. Приведены результаты экспертной оценки уровня сформированности управленческих умений и профессионально значимых качеств руководителя учреждения ФК.
Ключевые слова: компетентность, специалист физической культуры, фактор, развитие, профессионально значимые качества.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p40-43
MANAGERIAL COMPETENCE OF THE PHYSICAL CULTURE SPECIALIST AS A FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT
QUALITIES
Stanislav Aleksandrovich Vinogradov, the post-graduate student,
Sergei Iosifovich Seleschuk, the post-graduate student,
Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
Annotation
The article deals with the situation, which requires an increase not only in professional, but also managerial competence of future professionals in the humanitarian space of physical culture and their willingness to comprehend its broad value content. In the experimental work of PE specialists advanced training two types of modular programmers are tested: cognitive and operational that are implemented on the principle of facilitation. The results of the expert assessment of the managerial skills formation on the basis of professionally significant qualities of the head of PE establishment are exposed.
Keywords: competence, physical education (PE) specialist, factor, development of professionally significant qualities.
Проблеме развития управленческой компетентности специалиста физической культуры сегодня уделяется значительное внимание [1,2]. Это объясняется, прежде всего, потребностью физкультурно-образовательного рынка, где необходимы руководители, тренеры и преподаватели физической культуры с высокоразвитыми профессионально значимыми качествами.
Изучая процесс развития управленческой компетентности специалиста физиче-