нений для студентов специального учебного отделения», «Технология развития способностей в адаптивной физической культуре» и т.д.
Важно отметить, что отраженное в учебной программе усиление образовательной направленности в процессе физического воспитания, ориентация и переход студентов на самостоятельную деятельность должны воплощаться на практических занятиях на специальном учебном отделении. В конечном итоге оценка качественной стороны образовательного процесса по физической культуре возможна исключительно с помощью самостоятельной двигательной активности и физкультурно-оздоровительной деятельности, основанных на активно используемых студентами научных знаниях по физической культуре: теоретических, методических и практических.
Список литературы
1. Андреевский А.А., Волъскова Г.Н. Организационно-методические условия совершенствования физического воспитания студентов специальной медицинской группы на Крайнем Севере / / Теория и практика физической культуры. 2005. №6. С. 20-22.
2. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / / Физическая культура: образование воспитание, тренировка. 2003. №3. С. 2 — 7.
3. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры / / Теория и практика физической культуры. 1999. №10. С. 2 — 5.
4. Давиденко Д.Н., Тихонов Б.Г., Щеголев В.А., Яценко Л.Г. К вопросу о физкультурном образовании студентов //VI Межуниверситетская научно-методиче-ская конференция «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»: Матер, междунар. конф. М.:, 2000. Ч. 1. С. 4-6.
5. Коваленко Т.Г. Применение проблемно-модульной технологии обучения и рейтинга в физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем: Монография. Волгоград, 1999.
Об авторе
А.А. Никитина — канд. пед. наук, доц., РГу им. И. Канта, е-тай: [email protected]
УДК 796.071
О.Б. Томашевская
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВуЗАХ
Рассмотрены возможности формирования педагогической позиции на основе личностно-ориентированного обучения, развития компетентности, профессиональной направленности и личностно-значимых качеств.
Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 88 - 92.
90
The article explores the formation of pedagogical position on the basis of personality-oriented education approach, competence development, professional orientation and personally-significant qualities.
Ключевые слова-, профессиональная подготовка, педагогическая позиция, педагогическая направленность, педагогическая готовность к деятельности, творчество, педагогическое мастерство.
В развитии высшего педагогического, и в частности спортивно-пе-дагогического, образования наметились существенные изменения, вызванные прежде всего социально-экономическими преобразованиями в стране и обществе в целом. Выделились основные тенденции в преобразовании высшего физкультурного образования. Среди наиболее важных направлении следует выделить:
— многоуровневую подготовку педагогических кадров;
— изменение содержания и характера педагогической деятельности, вызванной появлением новых типов учебных заведений, конкуренцией, изменение приоритетов;
— инновационно-творческий характер педагогической деятельности специалистов.
По мнению ряда специалистов, сегодня образование должно быть ориентировано прежде всего на личность студента [3 — 5].
В системе приоритетов педагогического образования ученые выдвигают на первый план личностный потенциал учителя, его способность быть субъектом инновационной деятельности [6].
Анализ литературы показал, что наметились новые подходы [5; 6] в организации высшего педагогического образования и подготовки учителей:
— личностно-деятельносгньш, связанный с новыми технологиями процесса обучения, которые призваны обеспечить переход от абстрактного формирования личности к педагогике развития личности;
— полисубьектный, обеспечивающий субъектную позицию будущего учителя, отношение к нему в вузе как к уникальной личности, персонализацию профессиональной подготовки;
— индивидуально-творческий, определяющий структуру взаимодействия преподавателя и студента;
— культурологический, обусловливающий формирование содержания высшего педагогического образования через приоритетное развитие человекознания.
Осуществляется перенос с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента.
Основным критерием результативности системы высшего образования считается сформированность у выпускников вузов способности к самоанализу приобретенных знаний и воспитание у них потребности в постоянном расширении уровня своего профессионализма [1].
Главными слагаемыми достижения творческого результата является профессионализм личности, профессионализм деятельности и творчества. Профессионализм специалиста по физической культуре во многом определяется профессионально-педагогической компетентностью, под которой понимаются:
— осознание реального уровня собственной компетентности на отдельных этапах профессионального становления, необходимости ее роста;
— наличие объективного прироста знании, умении и опыта в области педагогической деятельности в процессе учебы;
— активное стремление к повышению уровня компетентности.
Основные условия формирования компетентности: единство теоретической и практической подготовки, осуществление межпредметной интеграции, дифференцированный подход к студентам с учетом исходного уровня компетентности и его динамики, профессионально-педаго-гическая направленность, непрерывность развития компетентности в учебном процессе, его методическая обеспеченность. Высокий уровень профессиональной компетентности у выпускников физкультурных вузов во многом будет определять сформированность педагогической позиции будущих специалистов по физической культуре и спорту.
Приоритетным на сегодняшний день признается создание личностноориентированной ситуации в обучении [3], при которой обучающийся может рассчитать свои силы и действия, а также развить собственные творческие ресурсы. Положительные результаты свидетельствуют о том, что студенты могут осознанно решать задачи по самопознанию, самоди-агностированию, саморазвитию, т.е. знания становятся личностно значимыми. Таким образом, образование направлено на формирование личности студента, помогает раскрыть его самобытность и неповторимость.
В исследованиях по педагогике высшей школы определены закономерности становления личности педагога [4] и подготовки педагога с точки зрения личностного развития.
Перед высшей школой сегодня стоит задача формирования педагогической позиции будущего специалиста-педагога, так как она является личностным проявлением и выражает определенное отношение к педагогической деятельности, ее целям и задачам, а также предполагает инновационный подход к педагогической деятельности. Именно педагогическая позиция способствует развитию у будущих специалистов по физической культуре творческой индивидуальности и определению собственного лица как педагога.
Сформированность таких педагогических характеристик личности будущих специалистов, как педагогическая направленность, педагогическая готовность к деятельности, творчество, педагогическое мастерство, будет во многом определять наличие и степень выраженности педагогической позиции.
Рассмотрим, как осуществляется формирование выделенных нами педагогических категорий в учебном процессе.
Оггределяюгцим фактором профессиональной подготовки будущих учителей является сформированность педагогической направленности личности студента.
Формирование профессионально-педагогической направленности рассматривалось учеными в контексте самообразования и самовоспитания через разработку конкретных технологий [4] с использованием различных средств и методов: изучение предметов психолого-педаго-гического цикла; педагогическая практика; научно-исследовательская работа; ролевые игры; активизация самостоятельной работы студентов; творческо-поисковый характер педагогического процесса.
Педагогическая практика имеет большое значение в формировании профессионально-педагогической направленности, так как ставит
92
студента в условия, наиболее приближенные к самостоятельной деятельности, позволяет осознать свои способности, понять и учить детей.
Включение в учебные занятия по спортивно-педагогической деятельности методов и приемов, моделирующих деятельность педагога по физической культуре, активизирует формирование профессио-нально-педагогической направленности.
Формированию педагогической позиции будущего специалиста по физической культуре и спорту будет способствовать проявление в спортивно-педагогической деятельности творческого компонента. Творчество — одно из важных качеств квалифицированного педагога, проблема формирования творчества является одной из главной при вузовской подготовке будущего специалиста в вузе.
Развитие творческой индивидуальности личности при подготовке будущего педагога рассматривается в научных исследованиях многих ученых. Подчеркивая индивидуальность творчества, авторы отмечают необходимость формирования индивидуального опыта творческой деятельности, который рассматривается ими как взаимосвязанный процесс получения нового знания из результатов практического действия и приобретения новых умений на основе полученных знаний. Опыт самостоятельной работы закладывает основу для саморазвития.
Накопление индивидуального опыта творческой деятельности осуществляется в несколько этапов — опыт репродуктивной, нормативной и собственной творческой деятельности, реализующийся в процессе теоретической подготовки, на практических занятиях, педагогической практике. Основными условиями, обеспечивающими формирование индивидуального опыта творческой деятельности, является обеспечение профессиональной направленности заданий, учет двигательного опыта, индивидуальные особенности студентов при восприятии и воспроизведении учебного материала и самостоятельность в решении проблемных ситуаций.
Формирование направленности на творчество осуществляется на основе насыщения учебных занятий творческими ситуациями, включением студентов в активный поиск новых способов решения различного типа педагогических задач, развивающих любознательность, по-знавательно-творческий интерес к своей профессии.
Повышение эффективности образовательного процесса во многом определяется склонностью будущего педагога к инновационной деятельности.
Спортивным педагогам приходится работать в ситуациях постоянных нововведений, которые касаются не только спортивной деятельности, но и изменений в мировоззрении студентов физкультурных вузов. Инновационный процесс должен быть связан с диалоговыми формами, проблемным методом обучения. Все это предъявляет новые требования к подготовке специалистов по физической культуре. Высшее образование направлено на подготовку разностороннего специалиста и профессионала, обладающего общей культурой, умением ориентироваться в различных педагогических технологиях и применять их в условиях динамически меняющегося общества, выбирать собственную линию пе-
дагогической деятельности, отстаивать свое мнение, адекватно оценивать свои возможности в педагогической деятельности.
Теоретический анализ показал, что процесс формирования комплекса знаний и личностных качеств будущих специалистов по физической культуре наиболее содержательно осуществляется в структуре общепедагогической подготовки студентов физкультурных вузов, блоке психолого-педагогических дисциплин в рамках педагогической практики, а также через спецкурсы.
Следует отметить, что важным звеном в подготовке физкультурных кадров является блок спортивно-педагогических дисциплин, который должен обеспечить не только высокий уровень практической подготовки, но и формирование личностных качеств педагога.
Анализ литературы показал, что чаще всего при изучении спортивнопедагогических дисциплин рассматриваются вопросы формирования профессионально-педагогических умений педагогического мастерства; методического творчества тренера, основ педагогического мастерства.
Главный акцент при прохождении спортивно-педагогических дисциплин делается на развитие двигательных умений, навыков; повышение уровня технической подготовки, двигательной готовности.
Таким образом, в процессе вузовской подготовки студент прежде всего формируется как личность, готовая выполнять профессиональные задачи, а педагогическую позицию можно рассматривать как центральное, интегральное звено профессионально-личностного развития.
Педагогическая позиция в вузе ориентирована на личностные проявления, определенные отношения к педагогической деятельности, ее целям и задачам, а также предполагает инновационный подход к деятельности, именно она должна способствовать развитию у будущих специалистов творческой индивидуальности и становлению как педагога.
Список литературы
1. Евсеев С.П., Шагикин Т.А., Алфимов Н.Н. и др. Опыт преподавания дополнительных глав общетеоретических профессиональных дисциплин (спецкурсов) в системе высшего профессионального образования / / Теория и практика физической культуры. 1998. №11/12. С. 32—33.
2. Зволинская Н.Н., Маслов В. И. Пути обновления квалификационной характеристики специалиста по физической культуре и спорту // Там же. 2003. №12. С. 40-44.
3. Пономарев Т.Н. Развитие вариативной подготовки специалистов физической культуры в современных социокультурных условиях Дис. ... д-ра пед наук СПб., 2003.
4. Прохорова М.В., Семенов А.Г., Баева Т.Е. Основы акмеологии: Учеб. пособие / СПб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2004.
5. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.
6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. М., 2002.
Об авторе
О.Б. Томашевская — канд. пед. наук, доц., РГу им. И. Канта.