Научная статья на тему 'Теоретические и практические аспекты формирования педагогической позиции у будущих специалистов по физической культуре в вузах'

Теоретические и практические аспекты формирования педагогической позиции у будущих специалистов по физической культуре в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томашевская О. Б.

Рассмотрены возможности формирования педагогической позиции на основе личностно-ориентированного обучения, развития компетентности, профессиональной направленности и личностно-значимых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Томашевская О. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and practical issues of pedagogical position of future specialists in physical training at Higher Education Institutions

The article explores the formation of pedagogical position on the basis of personality-oriented education approach, competence development, professional orientation and personally-significant qualities

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические аспекты формирования педагогической позиции у будущих специалистов по физической культуре в вузах»

нений для студентов специального учебного отделения», «Технология развития способностей в адаптивной физической культуре» и т.д.

Важно отметить, что отраженное в учебной программе усиление образовательной направленности в процессе физического воспитания, ориентация и переход студентов на самостоятельную деятельность должны воплощаться на практических занятиях на специальном учебном отделении. В конечном итоге оценка качественной стороны образовательного процесса по физической культуре возможна исключительно с помощью самостоятельной двигательной активности и физкультурно-оздоровительной деятельности, основанных на активно используемых студентами научных знаниях по физической культуре: теоретических, методических и практических.

Список литературы

1. Андреевский А.А., Волъскова Г.Н. Организационно-методические условия совершенствования физического воспитания студентов специальной медицинской группы на Крайнем Севере / / Теория и практика физической культуры. 2005. №6. С. 20-22.

2. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / / Физическая культура: образование воспитание, тренировка. 2003. №3. С. 2 — 7.

3. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры / / Теория и практика физической культуры. 1999. №10. С. 2 — 5.

4. Давиденко Д.Н., Тихонов Б.Г., Щеголев В.А., Яценко Л.Г. К вопросу о физкультурном образовании студентов //VI Межуниверситетская научно-методиче-ская конференция «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»: Матер, междунар. конф. М.:, 2000. Ч. 1. С. 4-6.

5. Коваленко Т.Г. Применение проблемно-модульной технологии обучения и рейтинга в физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем: Монография. Волгоград, 1999.

Об авторе

А.А. Никитина — канд. пед. наук, доц., РГу им. И. Канта, е-тай: [email protected]

УДК 796.071

О.Б. Томашевская

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВуЗАХ

Рассмотрены возможности формирования педагогической позиции на основе личностно-ориентированного обучения, развития компетентности, профессиональной направленности и личностно-значимых качеств.

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 88 - 92.

90

The article explores the formation of pedagogical position on the basis of personality-oriented education approach, competence development, professional orientation and personally-significant qualities.

Ключевые слова-, профессиональная подготовка, педагогическая позиция, педагогическая направленность, педагогическая готовность к деятельности, творчество, педагогическое мастерство.

В развитии высшего педагогического, и в частности спортивно-пе-дагогического, образования наметились существенные изменения, вызванные прежде всего социально-экономическими преобразованиями в стране и обществе в целом. Выделились основные тенденции в преобразовании высшего физкультурного образования. Среди наиболее важных направлении следует выделить:

— многоуровневую подготовку педагогических кадров;

— изменение содержания и характера педагогической деятельности, вызванной появлением новых типов учебных заведений, конкуренцией, изменение приоритетов;

— инновационно-творческий характер педагогической деятельности специалистов.

По мнению ряда специалистов, сегодня образование должно быть ориентировано прежде всего на личность студента [3 — 5].

В системе приоритетов педагогического образования ученые выдвигают на первый план личностный потенциал учителя, его способность быть субъектом инновационной деятельности [6].

Анализ литературы показал, что наметились новые подходы [5; 6] в организации высшего педагогического образования и подготовки учителей:

— личностно-деятельносгньш, связанный с новыми технологиями процесса обучения, которые призваны обеспечить переход от абстрактного формирования личности к педагогике развития личности;

— полисубьектный, обеспечивающий субъектную позицию будущего учителя, отношение к нему в вузе как к уникальной личности, персонализацию профессиональной подготовки;

— индивидуально-творческий, определяющий структуру взаимодействия преподавателя и студента;

— культурологический, обусловливающий формирование содержания высшего педагогического образования через приоритетное развитие человекознания.

Осуществляется перенос с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента.

Основным критерием результативности системы высшего образования считается сформированность у выпускников вузов способности к самоанализу приобретенных знаний и воспитание у них потребности в постоянном расширении уровня своего профессионализма [1].

Главными слагаемыми достижения творческого результата является профессионализм личности, профессионализм деятельности и творчества. Профессионализм специалиста по физической культуре во многом определяется профессионально-педагогической компетентностью, под которой понимаются:

— осознание реального уровня собственной компетентности на отдельных этапах профессионального становления, необходимости ее роста;

— наличие объективного прироста знании, умении и опыта в области педагогической деятельности в процессе учебы;

— активное стремление к повышению уровня компетентности.

Основные условия формирования компетентности: единство теоретической и практической подготовки, осуществление межпредметной интеграции, дифференцированный подход к студентам с учетом исходного уровня компетентности и его динамики, профессионально-педаго-гическая направленность, непрерывность развития компетентности в учебном процессе, его методическая обеспеченность. Высокий уровень профессиональной компетентности у выпускников физкультурных вузов во многом будет определять сформированность педагогической позиции будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Приоритетным на сегодняшний день признается создание личностноориентированной ситуации в обучении [3], при которой обучающийся может рассчитать свои силы и действия, а также развить собственные творческие ресурсы. Положительные результаты свидетельствуют о том, что студенты могут осознанно решать задачи по самопознанию, самоди-агностированию, саморазвитию, т.е. знания становятся личностно значимыми. Таким образом, образование направлено на формирование личности студента, помогает раскрыть его самобытность и неповторимость.

В исследованиях по педагогике высшей школы определены закономерности становления личности педагога [4] и подготовки педагога с точки зрения личностного развития.

Перед высшей школой сегодня стоит задача формирования педагогической позиции будущего специалиста-педагога, так как она является личностным проявлением и выражает определенное отношение к педагогической деятельности, ее целям и задачам, а также предполагает инновационный подход к педагогической деятельности. Именно педагогическая позиция способствует развитию у будущих специалистов по физической культуре творческой индивидуальности и определению собственного лица как педагога.

Сформированность таких педагогических характеристик личности будущих специалистов, как педагогическая направленность, педагогическая готовность к деятельности, творчество, педагогическое мастерство, будет во многом определять наличие и степень выраженности педагогической позиции.

Рассмотрим, как осуществляется формирование выделенных нами педагогических категорий в учебном процессе.

Оггределяюгцим фактором профессиональной подготовки будущих учителей является сформированность педагогической направленности личности студента.

Формирование профессионально-педагогической направленности рассматривалось учеными в контексте самообразования и самовоспитания через разработку конкретных технологий [4] с использованием различных средств и методов: изучение предметов психолого-педаго-гического цикла; педагогическая практика; научно-исследовательская работа; ролевые игры; активизация самостоятельной работы студентов; творческо-поисковый характер педагогического процесса.

Педагогическая практика имеет большое значение в формировании профессионально-педагогической направленности, так как ставит

92

студента в условия, наиболее приближенные к самостоятельной деятельности, позволяет осознать свои способности, понять и учить детей.

Включение в учебные занятия по спортивно-педагогической деятельности методов и приемов, моделирующих деятельность педагога по физической культуре, активизирует формирование профессио-нально-педагогической направленности.

Формированию педагогической позиции будущего специалиста по физической культуре и спорту будет способствовать проявление в спортивно-педагогической деятельности творческого компонента. Творчество — одно из важных качеств квалифицированного педагога, проблема формирования творчества является одной из главной при вузовской подготовке будущего специалиста в вузе.

Развитие творческой индивидуальности личности при подготовке будущего педагога рассматривается в научных исследованиях многих ученых. Подчеркивая индивидуальность творчества, авторы отмечают необходимость формирования индивидуального опыта творческой деятельности, который рассматривается ими как взаимосвязанный процесс получения нового знания из результатов практического действия и приобретения новых умений на основе полученных знаний. Опыт самостоятельной работы закладывает основу для саморазвития.

Накопление индивидуального опыта творческой деятельности осуществляется в несколько этапов — опыт репродуктивной, нормативной и собственной творческой деятельности, реализующийся в процессе теоретической подготовки, на практических занятиях, педагогической практике. Основными условиями, обеспечивающими формирование индивидуального опыта творческой деятельности, является обеспечение профессиональной направленности заданий, учет двигательного опыта, индивидуальные особенности студентов при восприятии и воспроизведении учебного материала и самостоятельность в решении проблемных ситуаций.

Формирование направленности на творчество осуществляется на основе насыщения учебных занятий творческими ситуациями, включением студентов в активный поиск новых способов решения различного типа педагогических задач, развивающих любознательность, по-знавательно-творческий интерес к своей профессии.

Повышение эффективности образовательного процесса во многом определяется склонностью будущего педагога к инновационной деятельности.

Спортивным педагогам приходится работать в ситуациях постоянных нововведений, которые касаются не только спортивной деятельности, но и изменений в мировоззрении студентов физкультурных вузов. Инновационный процесс должен быть связан с диалоговыми формами, проблемным методом обучения. Все это предъявляет новые требования к подготовке специалистов по физической культуре. Высшее образование направлено на подготовку разностороннего специалиста и профессионала, обладающего общей культурой, умением ориентироваться в различных педагогических технологиях и применять их в условиях динамически меняющегося общества, выбирать собственную линию пе-

дагогической деятельности, отстаивать свое мнение, адекватно оценивать свои возможности в педагогической деятельности.

Теоретический анализ показал, что процесс формирования комплекса знаний и личностных качеств будущих специалистов по физической культуре наиболее содержательно осуществляется в структуре общепедагогической подготовки студентов физкультурных вузов, блоке психолого-педагогических дисциплин в рамках педагогической практики, а также через спецкурсы.

Следует отметить, что важным звеном в подготовке физкультурных кадров является блок спортивно-педагогических дисциплин, который должен обеспечить не только высокий уровень практической подготовки, но и формирование личностных качеств педагога.

Анализ литературы показал, что чаще всего при изучении спортивнопедагогических дисциплин рассматриваются вопросы формирования профессионально-педагогических умений педагогического мастерства; методического творчества тренера, основ педагогического мастерства.

Главный акцент при прохождении спортивно-педагогических дисциплин делается на развитие двигательных умений, навыков; повышение уровня технической подготовки, двигательной готовности.

Таким образом, в процессе вузовской подготовки студент прежде всего формируется как личность, готовая выполнять профессиональные задачи, а педагогическую позицию можно рассматривать как центральное, интегральное звено профессионально-личностного развития.

Педагогическая позиция в вузе ориентирована на личностные проявления, определенные отношения к педагогической деятельности, ее целям и задачам, а также предполагает инновационный подход к деятельности, именно она должна способствовать развитию у будущих специалистов творческой индивидуальности и становлению как педагога.

Список литературы

1. Евсеев С.П., Шагикин Т.А., Алфимов Н.Н. и др. Опыт преподавания дополнительных глав общетеоретических профессиональных дисциплин (спецкурсов) в системе высшего профессионального образования / / Теория и практика физической культуры. 1998. №11/12. С. 32—33.

2. Зволинская Н.Н., Маслов В. И. Пути обновления квалификационной характеристики специалиста по физической культуре и спорту // Там же. 2003. №12. С. 40-44.

3. Пономарев Т.Н. Развитие вариативной подготовки специалистов физической культуры в современных социокультурных условиях Дис. ... д-ра пед наук СПб., 2003.

4. Прохорова М.В., Семенов А.Г., Баева Т.Е. Основы акмеологии: Учеб. пособие / СПб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2004.

5. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. М., 2002.

Об авторе

О.Б. Томашевская — канд. пед. наук, доц., РГу им. И. Канта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.