Научная статья на тему 'Средства повышения качества сна фигуристов перед выступлением и их эффективность'

Средства повышения качества сна фигуристов перед выступлением и их эффективность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ КАЧЕСТВА СНА / ПРЕДСТАРТОВАЯ БЕССОННИЦА / АКТИВНОСТЬ / НАСТРОЕНИЕ / УВЕРЕННОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / COMPONENTS OF THE SLEEP''S QUALITY / PRE-STARTING INSOMNIA / ACTIVITY / MOOD / ASSURANCE / ANXIETY / PERSONALITY TRAITS / SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борзенкова В. В.

Описываются средства устранения предстартовой бессонницы фигуристов, сведенных в единую технологию, и результаты ее апробации. Технология включает в себя обучение фигуристов, страдающих предсоревновательной бессонницей, качественному сну; изменение их отношений к внешним факторам, которые невозможно устранить или изменить; коррекцию некоторых свойств личности; обучение фигуристов способам профилактики и регуляции компонентов неблагоприятного предстартового психического состояния. Эффективность технологии отражена в форме сравнения качества ночного сна в контрольных и экспериментальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF A DREAM OF FIGURE SKATERS BEFORE PERFORMANCE AND THEIR EFFICIENCY

In the article is represented the brief description of the means of the elimination of prelaunch insomnia of figure skaters, brought to the united technology and the results of its approval. Technology includes: the instruction of figure skaters, who suffer competing insomnia, to qualitative sleep; a change in their relations to the external factors, which cannot be removed or to change; the correction of some properties of personality; the instruction of figure skaters in the methods of preventive maintenance and to the regulation of the components of unfavorable prelaunch mental condition. The effectiveness of technology is reflected in the form the comparison of the quality of night sleep under the control and experimental conditions.

Текст научной работы на тему «Средства повышения качества сна фигуристов перед выступлением и их эффективность»

СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СНА ФИГУРИСТОВ ПЕРЕД ВЫСТУПЛЕНИЕМ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

В.В. БОРЗЕНКОВА,

аспирантка кафедры психологии Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург), методист кафедры теории и методики

конькобежного спорта и фигурного катания на коньках Научная специальность: 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (психологические науки)

E-mail: Bviv25@mail.ru

Научный руководитель: доктор психологических наук, доцент А.Н. Николаев

Аннотация. Описываются средства устранения предстартовой бессонницы фигуристов, сведенных в единую технологию, и результаты ее апробации. Технология включает в себя обучение фигуристов, страдающих предсоревновательной бессонницей, качественному сну; изменение их отношений к внешним факторам, которые невозможно устранить или изменить; коррекцию некоторых свойств личности; обучение фигуристов способам профилактики и регуляции компонентов неблагоприятного предстартового психического состояния. Эффективность технологии отражена в форме сравнения качества ночного сна в контрольных и экспериментальных условиях.

Ключевые слова: компоненты качества сна, предстартовая бессонница, активность, настроение, уверенность, тревожность, свойства личности, социально-психологический тренинг.

MEANS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF A DREAM OF FIGURE SKATERS BEFORE PERFORMANCE AND THEIR EFFICIENCY

V.V. BORZENKOVA,

the post-graduate student of chair of psychology of National state university of physical training, sports and health of P.F. Lesgafta (St.-Petersburg), the methodologist of chair of the theory

and a technique of skating sports and figure skating on the fads

Annotation. In the article is represented the brief description of the means of the elimination of prelaunch insomnia of figure skaters, brought to the united technology and the results of its approval. Technology includes: the instruction of figure skaters, who suffer competing insomnia, to qualitative sleep; a change in their relations to the external factors, which cannot be removed or to change; the correction of some properties of personality; the instruction of figure skaters in the methods of preventive maintenance and to the regulation of the components of unfavorable prelaunch mental condition. The effectiveness of technology is reflected in the form the comparison of the quality of night sleep under the control and experimental conditions.

Keywords: components of the sleep's quality, Pre-starting insomnia, Activity, Mood, Assurance, Anxiety, Personality traits, Socio-psychological training.

При разработке средств обучения качественному ночному сну фигуристов накануне выступлений необходимо ориентироваться на качество сна — быстроту засыпания и оптимальность продолжительности сна. Получен следующий список явлений, связанных с качествами сна, которые следует учитывать при подборе таких средств:

♦ внешние факторы ночного сна — высокая личная значимость выступления, нарушение отношений в команде, наличие травм, организация сво-

бодного времени, наличие в программе не вполне подготовленных элементов, сложность программы;

♦ внутренние факторы ночного сна — высокая мотивация достижения, высокий уровень притязаний, внушаемость, эмоциональность, неуверенность, психическая неустойчивость, низкая самооценка;

♦ компоненты предстартового психического состояния фигуристов — настроение, активность, уверенность, тревожность [1—4].

Учитывая комплексность средств обучения спортсменов качественному сну, их можно объединить в единую технологию. При разработке такой технологии имеет смысл ее содержание обратить на изменение психических явлений, связанных с качествами ночного сна фигуристов, синтезированно, без их расчленения. Так, не следует ставить задачу использовать средства, повышающие настроение. Задача может ставиться и решаться комплексно — обучить спортсменов оптимизировать компоненты собственного предстартового психического состояния.

Технологию целесообразно синтезировать из имеющихся в арсенале спортивной психологии средств, что и было сделано. Цель технологии — обучение спортсменов-фигуристов качественному ночному сну в период соревнований. Задачи технологии:

♦ обучение спортсменов-фигуристов быстрому засыпанию, а также организации оптимальной продолжительности сна;

♦ изменение отношений к высокой личной значимости выступления (на ее снижение), к непривычному часовому поясу, нарушению отношений с товарищами по команде, наличию травм, организации свободного времени, наличию не вполне подготовленных элементов, низкому качеству льда и сложной программе;

♦ повышение выраженности мотивации достижения, уровня притязаний, уверенности, нервно-психической устойчивости и самооценки и понижения внушаемости;

♦ обучение фигуристов способам профилактики и регуляции компонентов неблагоприятного предстартового психического состояния — настроения, активности, уверенности, тревожности.

Обучение фигуристов быстрому засыпанию осуществлялось в три этапа, перед каждым соревнованием, с использованием разных средств: 1) психолого-педагогическая беседа «Рекомендации по организации собственного ночного сна». Кроме того, давались рекомендации по организации свободного времени так, чтобы появлялась возможность оптимизировать продолжительность ночного сна; 2) реализация рекомендаций спортсменами; 3) контроль полноты и точности реализации этих рекомендаций.

Изменение отношений к внешним факторам качества ночного сна:

♦ высокая личная значимость выступления снижалась тренерами (если она была настолько высокой, что приводила к предстартовой бессоннице);

♦ нарушение отношений с товарищами по команде устранялось посредством обучения фигуристов умениям эффективного общения (тех, у которых такие проблемы обнаруживались);

♦ фактор организации свободного времени устранялся лишь частично (если проведение того или иного мероприятия было санкционировано тренером и если оно находилось в соответствии с расписанием соревнований);

♦ по отношению к факторам, устранение которых невозможно, проводилась работа по изменению отношения спортсменов к ним. Для изменения отношения использовались два способа — убеждение и внушение.

Работа по коррекции психологических свойств, выступающих факторами нарушения ночного сна фигуристов, велась тренерами без привязки к конкретным свойствам. Использовались:

♦ учет уровня выраженности того или иного свойства при постановке задач воспитательного характера;

♦ помощь спортсменам при постановке спортивных целей;

♦ поддержка самовоспитания;

♦ убеждение через другого спортсмена;

♦ убеждение одного спортсмена в присутствии первого;

♦ положительное влияние на ученика референтной группы;

♦ создание условий, в которых тот или иной из фигуристов выбирал бы наиболее желательные формы поведения;

♦ проведение социально-психологического тренинга (со спортсменами, которым это необходимо; 2 дня по 1,5 ч).

Развитие мотивации достижения, уровня притязаний, уверенности, психической устойчивости, повышение самооценки и понижения внушаемости возможно с помощью подбора подобных средств, поскольку содержательно эти свойства близки. (Повышение самооценки придает уверенности, что ведет к понижению внушаемости и повышению психической устойчивости, мотивация достижений связана с уровнем притязаний.) Это позволило провести единый тренинг — тренинг

коррекции самооценки средствами самопознания и тренинг развития уверенности (девизом которого явилась фраза «Мир начинается с меня»).

Первая часть (коррекции показателей самооценки фигуристов) включала в себя следующие действия:

♦ начальное измерение характеристик самооценки;

♦ обработка результатов исследования психологических свойств, осуществляемая самими участниками тренинга;

♦ составление таблицы, отражающей результаты исследования свойств личности и их оценку испытуемыми;

♦ проведение психолого-педагогической беседы со спортсменами о психологической сущности изучаемых свойств;

♦ проведение семинара (по форме деловой игры), направленного на обмен знаниями об изучаемых свойствах личности;

♦ индивидуальное собеседование по вопросам подведения итогов работы по развитию адекватности самооценки фигуристов.

Вторая часть тренинга включала в себя выполнение задания по самопрезентации в группе участников тренинга. Использовались следующие психолого-педагогические средства:

♦ ролевые игры, направленные на тренировку умений и навыков межличностного общения;

♦ деловые игры, ориентированные на поиск стратегий межличностного общения спортсменов;

♦ психогимнастические упражнения, направленные на отражение обратной связи участников тренинга, отработку техники делового диалогического общения, на разрешение конфликтов.

Обучение фигуристов способам профилактики и регуляции компонентов неблагоприятного пред-

стартового психического состояния осуществлялось с помощью приемов, предложенных Д.В. Поповым [5, с. 158—162]. Проводилось два занятия.

Технология обучения качественному сну фигуристов в период соревнований включает в себя четыре раздела. Основной из них — первый, посвященный обучению спортсменов-фигуристов быстрому засыпанию. В качестве дополнительных выступают второй и третий разделы, посвященные работе с факторами качества ночного сна фигуристов. Четвертый раздел также относится к числу дополнительных, однако посвящен регуляции компонентов предстартового психического состояния спортсменов, т.е. того, что зависит от качества ночного фигуристов и что влияет на успешность их выступлений.

Не все средства, включенные в технологию, являются новыми. Новизной отличается их сочетание.

Формирующий эксперимент проводился с использованием сравнительного исследования: группа испытуемых ставилась в разные экспериментальные условия — в контрольные и экспериментальные. Использовался формирующий эксперимент с двумя временными сериями. Фиксировались изменения за тот и иной период (табл. 1).

Несмотря на то что позитивные изменения трудностей ночного сна зафиксированы, статистически достоверных различий в контрольный период не обнаружено.

Обратимся к подобным данным, отражающим различия средних значений трудностей в достижении качеств ночного сна фигуристов за эти же периоды в экспериментальных условиях (табл. 2). Подобранные и реализованные средства обучения спортсменов качественному сну обнаружили свою эффективность. После реализации разработанной технологии достоверно повысилось не только ка-

Таблица 1

Различия средних значений трудностей ночного сна фигуристов в контрольных условиях за подготовительный и соревновательный периоды, п = 28

Трудности ночного сна фигуристов I -й замер 2-й замер Различие

X 5 X 5 d t Р

Трудность засыпания 8,21 0,55 8,18 0,52 0,03 — —

Наличие ночных пробуждений 7,18 0,43 6,99 0,37 0,19 — —

Трудность просыпания 8,00 0,53 8,12 0,47 -0,12 — —

Недостаточная продолжительность 7,66 0,59 7,65 0,53 0,01 — —

Трудности ночного сна 7,64 0,38 7,72 0,33 -0,06 — —

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡К

Таблица 2

Различия средних значений трудностей в достижении качеств ночного сна фигуристов в экспериментальных условиях за подготовительный и соревновательный периоды, п = 28

Трудности ночного сна фигуристов 2-й замер 3-й замер Различие

X 5 X 5 d t Р

Трудность засыпания 8,18 0,52 6,65 0,21 1,53 2,73 0,01

Наличие ночных пробуждений 6,99 0,37 6,02 0,28 0,97 2,09 0,05

Трудность просыпания 8,12 0,47 7,70 0,24 0,42 0,79 —

Недостаточная продолжительность 7,65 0,53 6,17 0,18 1,48 2,64 0,01

Трудности ночного сна 7,72 0,33 6,94 0,14 0,78 2,18 0,05

чество ночного сна фигуристов, но и три из четырех ее компонентов. Особое внимание следует обратить на изменения в благоприятную сторону таких компонентов качества ночного сна фигуристов, как быстрота засыпания и достаточная ее продолжительность, поскольку они в наибольшей мере влияют на результаты выступлений спортсменов.

Устранение проблемы засыпания фигуристов в ночь перед выступлением, а также оптимизация продолжительности сна в эту ночь явились основной целью разработанной и внедренной технологии. По этим двум компонентам получены наиболее высокие значения критерия Югьюдента.

Несмотря на то что «отработка» встречающихся у части спортсменов ночных пробуждений в технологии не предусматривалась, их количество, по оценкам самих фигуристов, значительно снизилось. Вероятнее всего, сказалась работа по изменению отношения к внешним факторам качества ночного сна фигуристов и коррекция особенностей поведения спортсменов в рамках их самовоспитания.

Целесообразность использования средств профилактики и устранения предстартовой бессонницы не вызывает сомнений.

У всех показателей качества ночного сна фигуристов значительно снизились значения стан-

дартного отклонения. Для наглядности они переведены в показатели коэффициентов вариативности (табл. 3).

Позитивные изменения компонентов качества ночного сна фигуристов произошли в основном за счет их изменений у тех спортсменов, которые в наибольшей степени испытывали трудности, связанные с предстартовой бессонницей. Особенно значительные изменения произошли у фигуристов, имеющих проблемы сна, по тем компонентам его качества, которые, во-первых, в наибольшей степени связаны качеством ночного сна и, во-вторых, в наибольшей степени влияют как на предстартовое психическое состояние, так и на результативность выступлений в соревнованиях. Речь идет о быстроте засыпания и продолжительности сна.

Обнаруженный эффект, полученный от использования технологии обучения качественному сну спортсменов-фигуристов, не требует дополнительной проверки его ценности в плане влияния на показатели успешности выступлений, поскольку качественный сон представляет собой бесспорную ценность, а его позитивное влияние на результат отражен выше.

Целесообразно использовать технологию обучения качественному ночному сну фигуристов,

Таблица 3

Коэффициенты вариативности средних значений трудностей в достижении качеств ночного сна фигуристов в контрольных и экспериментальных условиях за подготовительный

и соревновательный периоды, п = 28

Трудности ночного сна фигуристов 2-й замер 3-й замер D, %

X 5 а V X 5 а V

Трудность засыпания 8,18 0,52 2,75 33,6 6,65 0,21 1,11 16,7 16,9

Ночные пробуждения 6,99 0,37 1,96 28,0 6,02 0,28 1,48 24,6 3,4

Трудность просыпания 8,12 0,47 2,49 30,7 7,70 0,24 1,27 16,5 14,2

Недостаточная продолжительность 7,65 0,53 2,80 36,6 6,17 0,18 0,95 15,4 21,2

Трудности ночного сна 7,72 0,33 1,75 22,7 6,94 0,14 0,74 10,7 12,0

поскольку после ее применения большая часть спортсменов избавилась от проблем предстартовой бессонницы. После реализации технологии статистически достоверно повысились три из четырех компонентов качества ночного сна фигуристов, особенно быстроты засыпания и достаточной продолжительности ночного сна.

Литература

1. Борзенкова В.В. Качество сна спортсменов-фигуристов в зависимости от внешних условий соревновательной деятельности // Психологические основы педагогической деятельности: сб. науч. тр. СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2008. Вып. 12. С. 69—72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Борзенкова В.В. Внутренние факторы качества сна спортсменов // Психологические основы педагогической деятельности: сб. науч. тр. / под

ред. А.Н. Николаева. СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2008. Вып. 12. С. 72—74.

3. Борзенкова В.В. Особенности взаимосвязи качества сна у фигуристов в период соревнований // Психологические основы педагогической деятельности: сб. науч. тр. СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2008. Вып. 13. С. 28—31.

4. Борзенкова В.В. Особенности влияния предстартовых состояний фигуристов на успешность их соревновательной деятельности // Психологические основы педагогической деятельности: сб. науч. тр. СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2008. Вып. 12. Ч. 2. С. 41—46.

5. Попов Д.В. Взаимосвязь предстартовых состояний тренера и спортсмена (на материале единоборств): автореф. ... канд. психол. наук. СПб.: СПб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2003. 173 с.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА

В.В. ДАНИЛЕНКОВ,

соискатель МГИУ;

А.П. КУЗНЕЦОВ,

соискатель МГИУ

Научная специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

E-mail: danilenko@yandex.ru Рецензент: декан факультета повышения квалификации ФГБОУ ВПО «МГИУ», доктор педагогических наук Т.В. Сорокина-Исполатова

Аннотация. Рассмотрена проблема практико-ориентированного формирования психолого-педагогической компетентности будущих юристов. Педагогическое обеспечение практико-ориентированной направленности формирования психолого-педагогической компетентности будущих юристов в процессе обучения в вузе базируется на разработанной педагогической модели и современных педагогических технологиях.

Ключевые слова: практико-ориентированная направленность, психолого-педагогическая компетентность, педагогическое сопровождение.

PRACTICE-ORIENTED TRENDS IN THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE

OF THE FUTURE LAWYER

V.V. DANILENKOV,

Moscow State Industrial University;

A.P. KUZNETHOV, Moscow State Industrial University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.