Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ СК РОССИИ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ФСИН РОССИИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ СК РОССИИ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ФСИН РОССИИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
295
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДОВАТЕЛЬ / СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ФСИН РОССИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РАССЛЕДОВАНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лимпинский Федор Владимирович

В статье рассматривается практика взаимодействия следователей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации с оперативными подразделениями собственной безопасности учреждений ФСИН России при расследовании преступлений, совершенных должностными лицами учреждений уголовно-исполнительной системы, анализируются процессуальные и непроцессуальные формы и особенности взаимодействия, описывается положительный опыт взаимодействия и профилактики преступлений рассматриваемой категории. В статье анализируются особенности оперативно-розыскных мероприятий, проводимых сотрудниками оперативных подразделений в условиях учреждений ФСИН России, в отношении должностных лиц ведомства, приводятся преимущества использования их результатов в процессе доказывания при расследовании должностных преступлений. Выявляются и анализируются существующие в настоящее время недостатки практики межведомственного взаимодействия при производстве следственных и процессуальных действий по уголовным делам указанной категории, а также используемые в настоящее время способы их устранения. Вносятся предложения по совершенствованию рассмотренного взаимодействия путем переработки действующих межведомственных нормативных правовых актов и формирования устойчивой практики привлечения оперативных сотрудников к участию в следственных и процессуальных действиях, а также использования возможностей программных комплексов ФСИН России при расследовании уголовных дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лимпинский Федор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION PRACTICE OF INVESTIGATIVE COMMITTEE OF RUSSIA WITH OPERATIONAL UNITS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA WHEN INVESTIGATING CRIMES COMMITTED BY OFFICIALS OF INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM AND WAYS TO DEVELOP IT

The article discusses the practice of interaction of investigators of investigative bodies of the Investigative Committee of the Russian Federation with operational units of their own security of the Federal Penitentiary Service of Russia in the investigation of crimes committed by officials of institutions of the penal enforcement system, analyzes the procedural and non-procedural forms and features of interaction, describes the positive experience of interaction and prevention of crimes of the analyzed category. The article analyzes the features of operational investigative measures carried out by employees of operational units in the conditions of institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, as well as in relation to officials of the department, provides the advantages of using their results in the process of proving official crimes, identifies and analyzes the currently existing shortcomings of the practice of interdepartmental interaction in the production of investigative and procedural actions in criminal cases of this category, as well as the currently used methods of their elimination, proposals are made to improve the considered interaction by reworking the existing interdepartmental regulatory legal acts and forming a sustainable practice of attracting operational staff to participate in investigative and procedural actions, as well as using the capabilities of the software complexes of the Federal Penitentiary Service of Russia in the investigation of criminal cases.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ СК РОССИИ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ФСИН РОССИИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

DOI 10.37523/SUI.2021.46.5.006 УДК 343.98

Лимпинский Федор Владимирович Fedor V. Limpinskiy

заместитель руководителя Пермского межрайонного Deputy Head of the Perm Interdistrict Investigative Department,

следственного отдела, Investigative Committee of the Russia Investigation Department

Следственное управление Следственного комитета of Perm region,

Российской Федерации по Пермскому краю, master's student,

магистрант, Moscow academy of the Investigative Committee of the Russian

Московская академия Следственного комитета РФ, Federation,

614050, Россия, г. Пермь, ул. 1-я Красавинская, 81, 81, 1st Krasavinskaya str., Perm, Russia, 614050,

e-mail:permskiisusk@mail.ru e-mail: permskiisusk@mail.ru

ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ CK РОССИИ С ОПЕРАТИВНЫМИ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ФСИН РОССИИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается практика взаимодействия следователей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации с оперативными подразделениями собственной безопасности учреждений ФСИН России при расследовании преступлений, совершенных должностными лицами учреждений уголовно-исполнительной системы, анализируются процессуальные и непроцессуальные формы и особенности взаимодействия, описывается положительный опыт взаимодействия и профилактики преступлений рассматриваемой категории.

В статье анализируются особенности оперативно -розыскных мероприятий, проводимых сотрудниками оперативных подразделений в условиях учреждений ФСИН России, в отношении должностных лиц ведомства, приводятся преимущества использования их результатов в процессе доказывания при расследовании должностных преступлений.

Выявляются и анализируются существующие в настоящее время недостатки практики межведомственного взаимодействия при производстве следственных и процессуальных действий по уголовным делам указанной категории, а также используемые в настоящее время способы их устранения. Вносятся предложения по совершенствованию рассмотренного взаимодействия путем переработки действующих межведомственных нормативных правовых актов и формирования устойчивой практики привлечения оперативных сотрудников к участию в следственных и процессуальных действиях, а также использования возможностей программных комплексов ФСИН России при расследовании уголовных дел.

Ключевые слова: следователь, Следственный комитет, исправительные учреждения, оперативные подразделения, ФСИН России, взаимодействие, расследование должностных преступлений, профилактика преступлений в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

INTERACTION PRACTICE OF INVESTIGATIVE COMMITTEE OF RUSSIA WITH OPERATIONAL UNITS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA WHEN INVESTIGATING CRIMES COMMITTED BY OFFICIALS OF INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM AND WAYS TO DEVELOP IT

Summary. The article discusses the practice of interaction of investigators of investigative bodies of the Investigative Committee of the Russian Federation with operational units of their own security of the Federal Penitentiary Service of Russia in the investigation of crimes committed by officials of institutions of the penal enforcement system, analyzes the procedural and non-procedural forms and features of interaction, describes the positive experience of interaction and prevention of crimes of the analyzed category.

The article analyzes the features of operational investigative measures carried out by employees of operational units in the conditions of institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, as well as in relation to officials of the department, provides the advantages of using their results in the process of proving official crimes, identifies and analyzes the currently existing shortcomings of the practice of interdepartmental interaction in the production of investigative and procedural actions in criminal cases of this category, as well as the currently used methods of their elimination, proposals are made to improve the considered interaction by reworking the existing interdepartmental regulatory legal acts and forming a sustainable practice of attracting operational staff to participate in investigative and procedural actions, as well as using the capabilities of the software complexes of the Federal Penitentiary Service of Russia in the investigation of criminal cases.

© 2021 Лимпинский Ф. В.

Keywords: investigator, Investigative Committee, correctional institutions, operational units, the Federal Penitentiary Service of Russia, interaction, investigation of officiai crimes, prevention of crimes in institutions of the penitentiary system.

Оперативное и эффективное расследование преступлений, совершенных должностными лицами учреждений ФСИН России является одним из важнейших направлений работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. Специфика таких преступлений, обусловленная должностным положением виновных лиц, особенностями места совершения преступления, характера их деятельности, особого статуса свидетелей, обладающих информацией о преступлении (спецконтингент), свидетельствует о том, что одного лишь следственного ©инструментария» для их раскрытия и расследования недостаточно. Указанные обстоятельства обуславливают необходимость расследования таких преступлений в тесном взаимодействии следователей СК России с сотрудниками оперативных подразделений собственной безопасности ФСИН России (далее - оперативные сотрудники СБ ФСИН России), являющейся органом дознания. Практика такого взаимодействия сопровождается возникающими в ходе расследования проблемами, требующими разработки эффективных способов их преодоления.

С учетом анализа приведенных в научной литературе точек зрения [1, с. 152-162] все формы взаимодействия следователей СК России с оперативными сотрудниками СБ ФСИН России при расследовании преступлений анализируемой категории можно разделить на две большие группы: процессуальные и непроцессуальные (ряд авторов последнюю группу именуют также как организационные, организационно-тактические) [2, с. 3].

В рамках процессуального взаимодействия сотрудники оперативных подразделений СБ ФСИН России исполняют поручения следователя СК России на проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), следственных и процессуальных действий.

Оперативные работники СБ ФСИН России, владея практически исключительной компетенцией на осуществление оперативно -розыскной деятельности в местах лишения свободы (ч. 2 ст. 84 УИК РФ), осведомлены о своеобразии обстановки в конкретном исправительном учреждении, а также о возможностях проведения в нем режимно-технических и оперативно-розыскных мероприятий в отношении должностных лиц таких учреждений. Ключевыми такими мероприятиями являются опросы, наведение справок, исследование предметов и документов, наблюдение, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, получение компьютерной информации. С учетом того что указанные источники сведений об обстоятельствах совершенного преступления часто находятся на территориях исправительных учреждений, которые характеризуются ограниченным допуском лиц, доступ к ним в условиях негласного получения информации возможен только при взаимодействии следователя с оперативными сотрудниками СБ ФСИН России. Уголовно-процессуальным законодательством четко регламентировано, что основанием для проведения комплекса ОРМ является поручение следователя, то есть за ним закреплено только право выбора формы взаимодействия, однако реализация такой формы, то есть выбор средств и методов его исполнения является исключительной компетенцией сотрудников оперативного подразделения ФСИН России [3]. Следует также учитывать, что производство конкретного ОРМ зависит от многих условий, в том числе от наличия объективных возможностей у оперативного подразделения органа дознания для его проведения [4]. Таким образом, следователь, правомочный определить ход расследования, фактически не вправе установить оперативным сотрудникам СБ ФСИН России перечень подлежащих выполнению мероприятий и результатов оперативно-розыскной деятельности, которые желает получить для производства доказывания по уголовному делу. Кроме того, нередко, являясь инициаторами производства ОРМ, следователи СК России не обладают знаниями о возможностях оперативных сотрудников СБ ФСИН России (организационных, процессуальных, технических), следовательно, не имеют представлений о том, какие мероприятия можно провести в отношении должностных лиц учреждений УИС и какие результаты получить и использовать в процессе доказывания.

Анализ практики исполнения поручений следователя о производстве следственных действий свидетельствует о том, что наиболее целесообразным представляется использование потенциала оперативных сотрудников СБ ФСИН России при производстве опросов (допросов) свидетелей и потерпевших из числа спецконтингента. В подразделениях собственной безопасности

ФСИН России, как правило, проходят службу сотрудники, имеющие значительный стаж оперативной работы в учреждениях УИС со спецконтингентом, в связи с чем они обладают познаниями о психологических характеристиках таких лиц, особенностях и тактике производства с ними следственных и процессуальных действий. В то же время далеко не во всех случаях при получении объяснений либо допросе таких лиц, обладающих сведениями о совершенном должностным лицом преступлении, оперативные сотрудники СБ ФСИН России используют сведения автоматизированного картотечного учета спецконтингента ПК АКУС и его разновидностей: ПК АКУС СИЗО, ИК, УИИ, ПК ©Интегратор АКУС», ПК ©Интегратор АКУС УИИ», где аккумулируется информация по различным направлениям работы, проводимой с лицами, содержащимися в учреждениях УИС [5], а также дел оперативного учета, к которым следователь СК России доступа не имеет. Используя такие сведения, оперативные сотрудники СБ ФСИН России на стадии подготовки к следственным и процессуальным действиям в отличие от следователей СК России способны наиболее полно и детально изучить личность опрашиваемого (допрашиваемого), что позволит тактически верно спланировать ход и возможные результаты следственного действия.

Имея преимущества при работе в условиях исправительных учреждений и следственных изоляторов, оперативные сотрудники ФСИН России не обладают достаточной практикой производства самостоятельных следственных действий вне своего места работы, что часто характерно для уголовных дел о преступлениях, совершаемых должностными лицами ФСИН России. В связи с этим обыски, выемки в жилище подозреваемых, обвиняемых сотрудников ФСИН России, не находящихся на службе, либо иных лиц по уголовным делам о преступлениях в учреждениях УИС, получение у них образцов для сравнительного исследования в целях последующего назначения судебных почерковедческих или биологических экспертиз вынужден проводить сам следователь, хотя в действительности производство указанных следственных действий сложностей не представляет. Как отмечает Л. А. Колпакова, данная проблема возникает при планировании и расследовании преступлений, совершаемых в сфере осуществления государственных закупок для нужд учреждений исполнительной системы в связи с широким кругом лиц, причастных к этому процессу, а также с тем, что ареал преступной деятельности может выходить далеко за периметр исправительного учреждения [6]. По этой причине такие следственные действия, как показывает практика, проводятся непосредственно следователем, но при участии оперативных сотрудников СБ ФСИН России, что является самостоятельной процессуальной формой взаимодействия.

В ряде случаев тактически необходимо производить обыски (выемки) одновременно в нескольких местах. Для решения этой проблемы на практике создаются следственные группы, куда включаются несколько следователей СК России, которые одновременно при сопровождении оперативных сотрудников СБ ФСИН России проводят обыски (выемки), либо привлекаются сотрудники ФСБ России, которым при участии оперативных сотрудников СБ ФСИН России следователем СК России поручается самостоятельное производство указанных следственных действий.

Достаточно редко следователями СК России оперативные сотрудники СБ ФСИН России привлекаются к участию в следственных действиях, связанных с дачей показаний должностными лицами учреждений УИС. Вместе с тем представляется, что активизация подобной формы взаимодействия обусловлена необходимостью специальных знаний внутреннего распорядка, документации в конкретных исправительных учреждениях либо необходимостью использования сведений о личности допрашиваемых лиц, специфика которых известна оперативным сотрудникам СБ ФСИН России в силу служебной деятельности и проведенных ими на первоначальном этапе оперативно-розыскных мероприятий. Представляется, что участие оперативных сотрудников СБ ФСИН России в таких следственных действиях позволит следователю СК России более грамотно в каждом случае выработать соответствующую линию поведения, максимально качественно осуществить следственное действие.

На этапе реализации материалов ОРД получила развитие такая основанная на принципах общего планирования работы и непрерывного сотрудничества форма взаимодействия, как консультация. Практика подобного взаимодействия складывается в следующих направлениях.

До проведения комплекса оперативных мероприятий, направленных на документирование фактов преступной деятельности, сотрудники оперативных подразделений СБ ФСИН России должны четко понимать, какие данные будут считаться достаточными для того, чтобы впоследствии следователем был сделан вывод о том, что в материалах ОРД имеются сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления. Категория ©достаточные данные» является оценочной, напрямую связана с правоприменительной практикой региона (а в ряде случаев - района),

что свидетельствует о необходимости проведения консультаций оперативных сотрудников с руководителем следственного органа (следователем) перед проведением оперативно-розыскных мероприятий с целью получения максимально полного представления о необходимом перечне доказательств для возбуждения уголовного дела и последующего направления его в суд, а также требованиях к ним. На этом этапе взаимодействия важно определить, какие именно сведения об обстоятельствах преступления должны быть задокументированы, какие предметы и документы, которые в дальнейшем могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, подлежат обнаружению и изъятию, какие лица подлежат опросу и по каким обстоятельствам с целью исключения в последующем возможных фактов согласования позиции соучастников (при групповых преступлениях) и оказания воздействия на лиц, знающих существо преступных событий. В рамках таких консультаций представляется необходимым согласование следственной тактики проведения расследования и методики производства оперативно-розыскных мероприятий.

На втором этапе, после проведения оперативных мероприятий оперативными сотрудниками, представляется необходимым проанализировать их результаты совместно со следователем. На указанной стадии следователем может быть дана оценка правильности документирования преступной деятельности, достаточности собранных материалов, а также необходимости производства дополнительного комплекса неотложных оперативных мероприятий с целью получения данных о преступной деятельности (предметы, документы, аудио- и видеозаписи), которые на последующем этапе могут быть утрачены или уничтожены. Здесь же вполне допустима проверка следователем проектов документов, подготовленных оперативными сотрудниками СБ ФСИН России, о предоставлении результатов ОРД в следственный орган, поскольку в случае несоответствия их требованиям вышеуказанной Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, все полученные оперативным путем сведения доказательственного значения иметь не будут.

В качестве примера успешной реализации подобной формы взаимодействия следует привести практику консультаций должностных лиц следственных органов СК России по Пермскому краю с оперативными сотрудниками управления собственной безопасности ГУФСИН России по Пермскому краю, материалы оперативно-розыскной деятельности которых послужили впоследствии основаниями для возбуждения уголовных дел. Так, в январе 2020 г. сотрудниками УСБ ГУФСИН России по Пермскому краю перед производством оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и установление обстоятельств совершения начальником ФКУ СИЗО-6 ГУФСИН России по Пермскому краю преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, были проведены консультации с руководством Пермского межрайонного следственного отдела, на территории которого расположено указанное учреждение, в ходе которых определен необходимый перечень предметов и документов, способных иметь впоследствии доказательственное значение, что позволило обеспечить их своевременное обнаружение в рамках ОРМ, изъятие и предоставление в следственный орган. Аналогичные цели были достигнуты в рамках предварительных консультаций при проведении оперативных мероприятий в отношении сотрудника ФКУ Пермская воспитательная колония ГУФСИН России в июне 2020 г. Грамотная совместная подготовка к реализации оперативных мероприятий в указанных и других случаях позволили в дальнейшем эффективно использовать полученные в результате таких мероприятий доказательства в целях изобличения должностных лиц в совершении коррупционных преступлений, существенно сократить сроки расследования, вследствие чего уголовные дела в двухмесячный срок Пермским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Пермскому краю были направлены в суд [7].

На стадии проведения следователем СК России процессуальной проверки в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ и расследования уголовного дела может быть реализована еще одна непроцессуальная форма взаимодействия - совместное планирование, которое нередко осуществляется по наиболее сложным материалам проверок и уголовным делам с большим количеством преступных эпизодов и привлекаемых к уголовной ответственности лиц. На практике расследование подобных уголовных дел осуществляется в сроки, превышающие два месяца, в связи с чем взаимодействие между следователем СК России и оперативными сотрудниками СБ ФСИН России в указанном случае носит, с одной стороны, длительный, с другой - максимально системный характер с четкой регламентацией обязанностей обеих сторон взаимодействия, что в итоге обеспечивает достижение высоких результатов в раскрытии и расследовании преступлений, поскольку все необходимые мероприятия по уголовному делу удается провести оперативно и более качественно [8]. В ряде случаев допустимо составление совместного подробного плана проведения конкретного

следственного действия, проводимого следователем СК России с участием либо при содействии сотрудников оперативных подразделений СБ ФСИН России (в случае его сложности, длительности, важности в числе прочих для расследования, значительного количества участников, необходимости использования специальных технических средств, транспорта и т. п.).

Следует отметить, что в рамках консультаций и совместного планирования, как до момента реализации оперативной информации, так и на первоначальном этапе расследования, совместный анализ имеющихся оперативных данных может позволить выявить дополнительные эпизоды преступной деятельности должностных лиц учреждений УИС и обеспечить получение доказательств их совершения. Это обусловлено тем, что ряд преступлений анализируемой категории сопровождается совершением подлогов либо характеризуется совершением тождественных преступных действий на протяжении длительного периода времени. Так, О. Ю. Антонов отмечает необходимость выявления как коррупционных преступлений, совершаемых должностными лицами путем фиктивного трудоустройства лиц, в том числе совершенных в совокупности, а также дополнительных видов преступной деятельности, так и иных взаимосвязанных с ними преступлений [9].

Так, в ходе расследования уголовного дела, возбужденного в отношении жительницы г. Перми по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, по факту совершения ею хищения имущества ФКУ Пермская воспитательная колония совместно с неустановленными должностными лицами указанного исправительного учреждения, на стадии консультаций и по результатам планирования совместных следственных действий и оперативных мероприятий в колонии были обнаружены и изъяты документы о фиктивном трудоустройстве подозреваемой в указанное учреждение, что в последующем позволило провести комплекс судебных экспертиз, установив причастность к преступлению сотрудника колонии и квалифицировать его действия по ст. 292 УК РФ [10].

Наконец, взаимодействие следователя СК России с оперативными подразделениями ФСИН России реализуется при расследовании преступлений в совместной профилактической деятельности, осуществляемой в процессуальной и непроцессуальных формах. Наличие первой обусловлено обязанностью следователя устанавливать по каждому уголовному делу причины и условия, способствующие совершению преступлений должностными лицами учреждений УИС и принимать меры к их устранению. Материалы уголовных дел о преступлениях анализируемой категории свидетельствуют о том, что их причинами чаще всего являются отсутствие контроля за исполнением служебных обязанностей подчиненных со стороны непосредственных руководителей, ненадлежащая организация кадровой работы, недостаточность мер профилактики коррупционных преступлений, ненадлежащая организация работы по предупреждению проникновения запрещенных предметов и предметов в отсутствие соответствующих установленных законодательством и ведомственными нормативными актами документов на территорию учреждений уголовно-исполнительной системы, недостаточное финансирование (обеспечение) учреждений либо ненадлежащее распределение их руководством лимитов.

Так, в ходе расследования уголовного дела в отношении заместителя начальника Пермской воспитательной колонии о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 285, ч. 1 ст. 292 УК РФ, было установлено, что ненадлежащая работа кадрового подразделения учреждения по подбору и расстановке кадров позволила заместителю начальника колонии осуществить фиктивное трудоустройство в колонию своей знакомой, фактически не исполнявшей трудовую функцию, а денежные средства, незаконно начисленные и выплаченные той в качестве заработной платы, сотрудник учреждения в условиях ограниченности лимитов на содержание учреждения израсходовал на нужды колонии, приобретая необходимые канцелярские принадлежности, расходные материалы, запасные части для ремонта автотранспорта учреждения, которые при этом в отсутствие документации были пронесены в учреждение. На основании представления, внесенного следователем, сотрудниками ОСБ ГУФСИН России по Пермскому краю была проведена служебная проверка, вследствие чего начальник учреждения и ряд его подчиненных привлечены к дисциплинарной ответственности, а ее результаты доведены до личного состава регионального ведомства и учтены при планировании работы [11]. Следует отметить, что приведенные нами основные причины и условия, способствующие совершению должностных преступлений в учреждениях уголовно-исполнительной системы, во всех случаях оказывают негативное влияние на деятельность учреждения в целом и зачастую влекут нарушение режима в учреждении. Так, к аналогичному выводу по результатам служебной проверки, проведенной на основании представления следователя по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных уголовных дел следственного

управления СК России по Удмуртской республике, пришли руководители отдела собственной безопасности и инспекции по личному составу УФСИН России по Удмуртской республике, по итогам которой были привлечены к дисциплинарной ответственности 14 сотрудников ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Удмуртской республике [12].

К числу непроцессуальных форм взаимодействия, направленных на профилактику преступлений сотрудниками УИС, следует отнести проводимые сотрудниками следственных органов учебные занятия для личного состава исправительных учреждений. Указанное взаимодействие, бесспорно, не относится к расследованию преступлений, в то же время в качестве методической основы таких занятий выступают результаты расследования следователями СК России конкретных уголовных дел, поэтому считаем, что освещение результатов таких расследований среди сотрудников ФСИН России может являться действенной профилактической мерой, способной предотвратить совершение преступлений действующими сотрудниками ведомства.

Практика показывает, что приведенные нами формы взаимодействия следователей СК России и оперативных сотрудников СБ ФСИН России часто применяются в совокупности, в различных вариациях, что позволяет обеспечить максимально полное, эффективное и оперативное рассмотрение сообщений и расследование уголовных дел о преступлениях, совершенных сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Совершенствование практики взаимодействия возможно в следующих направлениях:

1) разработка межведомственных нормативных актов, определяющих порядок взаимодействия следователей СК России и подразделений собственной безопасности ФСИН России при рассмотрении сообщений и расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных должностными лицами ФСИН России, а также по их профилактике;

2) нормативная регламентация в межведомственных нормативных актах непроцессуальных форм взаимодействия: консультаций на этапе реализации материалов ОРД, составления согласованного плана следственных действий и ОРМ по расследованию уголовных дел;

3) активизация использования оперативными сотрудниками ФСИН России автоматизированного картотечного учета спецконтингента ПК АКУС и его разновидностей при исполнении поручений следователей СК России;

4) централизованное информирование следователей СК России об оперативных и технических возможностях подразделений ФСИН России при производстве оперативно-розыскных мероприятий, направленных на получение доказательств по уголовным делам и материалам проверок;

5) распространение практики привлечения оперативных сотрудников СБ ФСИН России к участию в следственных действиях с подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями из числа должностных лиц учреждений УИС;

6) формирование устойчивой практики самостоятельного производства оперативными сотрудниками СБ ФСИН России следственных действий по поручениям следователей СК России за пределами учреждений УИС.

Приведенные нами предложения по совершенствованию механизмов взаимодействия следователей СК России и оперативных сотрудников СБ ФСИН России, безусловно, требуют дополнительного научного обоснования, основанного на анализе практики такого взаимодействия с учетом региональных особенностей. В то же время представляется, что организация работы ведомств с учетом предложенного направления совершенствования практики взаимодействия позволит в целом обеспечить более качественное и эффективное расследование уголовных дел о преступлениях, совершаемых должностными лицами ФСИН России.

Библиографический список

1. Багмет А. М., Бычков В. В. Взаимодействие следователя с правоохранительными органами и органами дознания при раскрытии и расследовании преступлений. М., 2018. 343 с.

2. Пархоменко В. И. Взаимодействие следователей, оперативных работников и специалистов при расследовании уголовных дел о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ: дис. канд. юрид. наук. М., 2005. 230 с.

3. Багмет А. М. Организация и деятельность следственно-оперативной группы как одна из форм непроцессуального взаимодействия следователей с органами дознания при расследовании массовых беспорядков // Юридический мир. 2013. № 8. С. 6-9.

4. Седельников П. В. Поручение следователя органу дознания // Законодательство и практика. 2017. № 1. С. 24-28.

5. Научно-исследовательского института информационных технологий ФСИН России: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://niiit.fsin.gov.ru/science/results/lakus.php (дата обращения: 25.05.2021).

6. Колпакова Л. А. Процессуальные и криминалистические аспекты расследования преступлений коррупционной направленности, совершаемых в исправительных учреждениях // Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. Самара, 2017. С. 149-151.

7. По материалам уголовных дел № 12002570004000022 от 13.03.2020 и № 12002570004000054 от 05.08.2020, находившихся в производстве Пермского межрайонного следственного отдела следственного управления СК России по Пермскому краю [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/regular/court/reshenya-permskii-kraevoi-sud-permskii-krai/ (дата обращения: 19.04.2021).

8. Багмет А. М. Планирование как одна из форм непроцессуального взаимодействия следователей с органами дознания при раскрытии и расследовании массовых беспорядков // Российский следователь. 2012. № 6. С. 2-4.

9. Антонов О. Ю. Особенности выявления и расследования коррупционных преступлений, совершаемых с путем фиктивного трудоустройства // Российский следователь. 2017. № 10. С. 3-6.

10. По материалам уголовного дела № 12002570004000099 от 25.11.2020, находившегося в производстве Пермского межрайонного следственного отдела следственного управления СК России по Пермскому краю [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/regular/court/reshenya-permskii-kraevoi-sud-permskii-krai/ (дата обращения 26.07.2021).

11. По материалам уголовного дела № 12002570004000054 от 05.08.2020, находившегося в производстве Пермского межрайонного следственного отдела следственного управления СК России по Пермскому краю [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/regular/court/reshenya-permskii-kraevoi-sud-permskii-krai/ (дата обращения 19.04.2021).

12. По материалам уголовного дела № 73/03 от 22.01.2013, находившегося в производстве второго отдела по расследованию особо важных уголовных дел следственного управления СК России по Удмуртской республике краю [Электронный ресурс]. URL: http: //судебныерешения.рф/54065749 (дата обращения: 26.07.2021).

References

1. Bagmet А. М., Bychkov V. V. Vzaimodejstvie sledovatelja s pravoohranitel'nymi organami i organami doznanija pri raskrytii i rassledovanii prestuplenij [Interaction of the investigator with law enforcement agencies and bodies of inquiry in the disclosure and investigation of crimes]. Moscow, 2018, 343 p. [in Russian].

2. Parhomenko V. I. Vzaimodejstvie sledovatelej, operativnyh rabotnikov i specialistov pri rassledovanii ugolovnyh del o nezakonnom oborote nar^koticheskih sredstv i psihotropnyh veshhestv. Diss. kand. yurid. nauk [Interaction of investigators, operatives and specialists in the investigation of criminal cases on illegal trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances. Candidate's of Law thesis]. Moscow, 2005, 230 p. [in Russian].

3. Bagmet А. M. Organizacija i dejatel'nost' sledstvenno-operativnoj gruppy kak odna iz form ne-processual'nogo vzaimodejstvija sledovatelej s organami doznanija pri rassledovanii massovyh bespor-jadkov [The organization and activity of investigatory-operative group as a form of non-process interactions with authorities investigators during the investigation of a riot]. Juridicheskij mir [The Legal world]. 2013, no. 8, pp. 6-9 [in Russian].

4. Sedel'nikov P. V. Poruchenie sledovatelja organu doznanija [Investigators' assignment for the interrogation department]. Zakonodatel'stvo i praktika [Legislation and practice]. 2017, no. 1, pp. 24-28 [in Russian].

5. Svedenija oficial'nogo sajta Nauchno-issledovatel'skogo instituta informacionnyh tehnologij FSIN Rossii [Information from the official website of the Research Institute of Information Technologies of the Federal Penitentiary Service of Russia]. URL: https://niiit.fsin.gov.ru/science/results/1akus.php (Accessed: 25.05.2021) [in Russian].

6. Kolpakova L. A. Processual'nye i kriminalisticheskie aspekty rassledovanija prestuplenij kor-rupcionnoj napravlennosti, sovershaemyh v ispravitel'nyh uchrezhdenijah [Procedural and criminalistic aspects of the investigation of corruption-related crimes committed in correctional institutions]. Yuridicheskaya nauka i praktika : al'manakh nauchnykh trudov Samarskogo yuridicheskogo instituía FSIN Rossii [ Legal science and practice: almanac of scientific works of Samara Law Institute the FSIN of Russia]. Samara, 2017, pp. 149-151 [in Russian].

7. Po materialam ugolovnyh del no. 12002570004000022, no. 12002570004000054, naho-divshihsja v proizvodstve Permskogo mezhrajonnogo sledstvennogo otdela sledstvennogo upravlenija SK Rossii po Permskomu kraju [According to the materials of criminal cases no. 12002570004000022 and no. 12002570004000054, Perm interdistrict investigative department Investigative Committee of the Russia Investigation department of Perm region]. URL: https://sudact.ru/regular/court/reshenya-permskii-kraevoi-sud-permskii-krai/ (Accessed: 19.04.2021) [in Russian].

8. Bagmet A. M. Planirovanie kak odna iz form neprocessual'nogo vzaimodejstvija sledovatelej s organami doznanija pri raskrytii i rassledovanii massovyh bespoijadkov [Planning as one of the forms of non-procedural interaction of investigators with the bodies of inquiry in the disclosure and investigation of mass riots]. Rossijskij sledovatel' [Russian investigator], 2012, no. 6, pp. 2-4 [in Russian].

9. Antonov O. Yu. Osobennosti vyjavlenija i rassledovanija korrupcionnyh prestuplenij, sovershaemyh s putem fiktivnogo trudoustrojstva [Peculiarities of discovery and investigation of corruption-related crimes committed by means of fictitious employment]. Rossijskij sledovatel' [Russian investigator], 2017, no. 10, pp. 3-6 [in Russian].

10. Po materialam ugolovnogo dela no. 12002570004000099, nahodivshegosja v proizvodstve Permskogo mezhrajonnogo sledstvennogo otdela sledstvennogo upravlenija SK Rossii po Permskomu kraju [According to the materials of criminal case no. 12002570004000099, Perm interdistrict investigative department Investigative Committee of the Russia Investigation department of Perm region]. URL: https://sudact.ru/regular/court/reshenya-permskii-kraevoi-sud-permskii-krai/ (Accessed: 26.07.2021) [in Russian].

11. Po materialam ugolovnogo dela no. 12002570004000054 nahodivshegosja v proizvodstve Permskogo mezhrajonnogo sledstvennogo otdela sledstvennogo upravlenija SK Rossii po Permskomu kraju [According to the materials of criminal case no. 12002570004000054, Perm interdistrict investigative department Investigative Committee of the Russia Investigation department of Perm region]. URL: https://sudact.ru/regular/court/reshenya-permskii-kraevoi-sud-permskii-krai/ (Accessed: 19.04.2021) [in Russian].

12. Po materialam ugolovnogo dela no. 173/03 nahodivshegosja v proizvodstve vtorogo otdela po rassledovaniju osobo vazhnyh ugolovnyh del sledstvennogo upravlenija SK Rossii po Udmurtskoj respublike [According to the materials of criminal case no. 73/03, The second department for the investigation of particularly important criminal cases Investigative Committee of the Russia Investigation department of Udmurt Republic]. URL: http: //cyae6HbiepemeHHa.p$/54065749 (Accessed: 26.07.2021) [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.