Научная статья на тему 'ФСИН РОССИИ КАК ОРГАН ДОЗНАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ФСИН РОССИИ КАК ОРГАН ДОЗНАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
879
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАН ДОЗНАНИЯ / BODY OF INQUIRY / ПРОИЗВОДСТВО НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ / CARRYING OUT OF URGENT INVESTIGATIVE ACTIONS / РЕГИСТРАЦИЯ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ / RECORDS OF CRIMES / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ ФСИН РОССИИ / FEDERAL PENAL CORRECTION SERVICE OF RUSSIA / CRIMINAL PROCEDURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ложкин Ю.А.

В статье анализируется правовая регламентация полномочий должностных лиц ФСИН России в уголовно-процессуальной сфере, реализуемых ими на стадиях возбуждения и предварительного расследования уголовного дела. Рассмотрены имеющиеся проблемы и сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в данном виде деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ложкин Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal Penal Correction Service of Russia as body of inquiry: issues of implement the provisions of Criminal Procedure legislation

The article analyzes the legal regulation of the officers of the Federal Penal Correctional service of Russia in the criminal proceedings, conducted by them at the stages of initiation and preliminary investigation of the criminal case. The current problems and proposals on improvement of legislation in this field are viewed.

Текст научной работы на тему «ФСИН РОССИИ КАК ОРГАН ДОЗНАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

Ю. А. ЛОЖКИН преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики

. ъг-.-.т-.гт-.,-, ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России,

Уи. А. Ю2НКШ - -а

майор внутренней службы

ФСИН России как орган дознания в реализации положений уголовно-процессуального законодательства

Federal Penal Correction Service of Russia as body of inquiry: issues of implement the provisions of Criminal Procedure legislation

#

Аннотация. В статье анализируется правовая регламентация полномочий должностных лиц ФСИН России в уголовно-процессуальной сфере, реализуемых ими на стадиях возбуждения и предварительного расследования уголовного дела. Рассмотрены имеющиеся проблемы и сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в данном виде деятельности.

Ключевые слова: орган дознания, производство неотложных следственных действий, регистрация сообщений о преступлениях, уголовно-процессуальная деятельность, учреждения и органы ФСИН России.

Abstract. The article analyzes the legal regulation of the officers of the Federal Penal Correctional service of Russia in the criminal proceedings, conducted by them at the stages of initiation and preliminary investigation of the criminal case. The current problems and proposals on improvement of legislation in this field are viewed.

Keywords: body of inquiry, carrying out of urgent investigative actions, records of crimes, criminal procedure, Federal Penal Correction Service of Russia.

#

Деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) является многоаспектной, главное ее назначение - исполнение обвинительных приговоров, вынесенных судами. Кроме того, основными целями уголовно-исполнительного законодательства является исправление осужденных, а также предупреждение совершения ими новых преступлений. Все это определяет специфику функционирования органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

При этом в определенных случаях деятельность сотрудников учреждений и органов УИС выходит за рамки уголовно-исполнительного законодательства и осуществляется в соответствии с требованиями Уголовно-процессу-

ального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ). Это связано со следующими обстоятельствами. В условиях значительной концентрации в исправительных учреждениях и следственных изоляторах УИС лиц, осужденных за совершение различного рода преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких, нередки случаи совершения ими новых преступлений, а также выявления оперативно-розыскными методами фактов причастности их к преступлениям, совершенным ранее. Как указывает в своей диссертации А. А. Крымов, процедура регистрации сообщений о преступлениях и их дальнейшее расследование не может осуществляться иначе как в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства [1]. Кроме того, проблема эффективности

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

борьбы с преступностью в учреждениях и органах УИС определенным образом осложняется несовершенством действующего уголовно-процессуального законодательства, что вызывает затруднения и ошибки в практической деятельности сотрудников УИС, участвующих в уголовно-процессуальных отношениях.

Исследованием вопросов участия должностных лиц ФСИН России в уголовно-процессуальной деятельности занимались такие авторы, как О. П. Александрова, Е. Н. Арестова, С. А. Бирма-митова, К. К. Горяинов, А. А. Крымов, А. О. Малышева, В. В. Медведева, Т. Н. Москалькова, А. А. Петуховский, Е. Н. Погорелова, Е. Р. Пуда-ков, А. А. Чувилев и другие. В данной статье мы рассмотрим правовую регламентацию полномочий должностных лиц ФСИН России в уголовно-процессуальной сфере, реализуемых ими на стадиях возбуждения и предварительного расследования уголовного дела, а также те проблемы, с которыми они при этом сталкиваются.

На сегодняшний день, исходя из действующего законодательства, задачи учреждений и органов УИС в сфере уголовно-процессуальной деятельности на стадии возбуждения и расследования уголовного дела сводятся к следующему:

1) прием, регистрация и проверка в учреждениях и органах УИС сообщений о преступлениях;

2) производство неотложных следственных действий в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ;

3) исполнение письменных поручений следователя (дознавателя) о проведении оперативно-розыскных мероприятий, отдельных следственных или процессуальных действий.

В УПК РФ учреждения и органы ФСИН России относятся к органам дознания, однако прописано это своеобразно. Пунктом 24 ст. 5 УПК РФ установлено, что органами дознания являются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Также в п. 8 данной статьи закреплено единое для всей уголовно-процессуальной деятельности понятие дознания как формы предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно [2]. Таким образом, можно

сделать вывод о том, что к органам дознания должны относиться государственные органы, имеющие в своем составе дознавателей или следователей, которые наделены правом осуществлять расследование по уголовным делам в целом и проведение следственных действий в частности. При этом, как справедливо отмечает Ю. Денисов, учреждения и органы УИС в своей структуре дознавателей не имеют и правом проведения следственных действий в общем порядке по УПК РФ не наделены [3].

Вместе с тем в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы внутренних дел, а также «иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности». Если обратиться к ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД»), на территории России право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям шести государственных органов, в числе которых значится и ФСИН России [4]. Таким образом, налицо противоречие рассмотренных положений УПК РФ, практическое разрешение которых реализуется на основе изучения и анализа иных статей УПК РФ, определяющих полномочия и действия органов дознания по разрешению заявлений и сообщений о преступлениях и их дальнейшему расследованию.

По мнению К. К. Горяинова и О. П. Александровой, включение органов исполнительной власти в число органов дознания только по признаку обладания ими полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности представляется проблематичным. Уже в силу того, что уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность являются совершенно разными по сути, хотя и тесно взаимосвязанными сферами государственной деятельности [5].

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ одной из задач органа дознания, как и других участников уголовного процесса со стороны обвинения, является прием, проверка сообщения о преступлении и принятие по нему соответствующего процессуального решения, предусмотренного ч. 1 ст. 145 УПК РФ (принятие решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

42

сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ). В настоящее время в учреждениях и органах УИС данную процедуру регламентирует приказ Минюста России от 11.07.2006 № 250 «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях» (далее - Инструкция) [6]. При реализации этой задачи должностными лицами учреждений и органов ФСИН России возникает еще одна проблема: решения о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела могут приниматься органом дознания лишь в случае, если в сообщении идет речь о подследственном ему преступлении. Во всех остальных случаях сообщение подлежит передаче в орган, который вправе его разрешить. В ст. 151 УПК РФ, определяющей подследственность, установлен исчерпывающий перечень органов дознания, в который органы ФСИН России не входят. Таким образом, единственным возможным решением будет являться направление сообщения после его первичной проверки в тот орган, который правомочен его разрешить по существу на предмет наличия или отсутствия состава преступления (органы внутренних дел, следственный комитет и др.).

При этом стоит отметить, что п. 2.3 ранее действовавшего приказа Минюста России от 27.07.2002 № 170 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации заявлений, явок с повинной, сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, а также информации об иных происшествиях» предусматривалось введение в штаты учреждений и органов УИС должностей дознавателей. До их введения выполнение соответствующих функций предписывалось возложить на сотрудников оперативно-режимных служб. Как отмечает в своей статье С. Н. Куницын, в период действия данного документа институт «штатных» дознавателей в системе органов ФСИН России так и не был создан, а пришедшим на смену указанному нормативному акту приказом № 250 данный вид дознавателей предусмотрен не был [7].

С целью решения сложившейся проблемы, связанной с вынесением неуполномоченными на то должностными лицами учреждений и ор-

ганов ФСИН России процессуальных решений о возбуждении и в первую очередь об отказе в возбуждении уголовного дела, в октябре 2013 года Генеральной прокуратурой Российской Федерации было издано указание, адресованное нижестоящим прокурорам, осуществляющим надзор в рассматриваемой сфере [8]. В данном указании обращалось внимание на то, что, хотя учреждения и органы УИС наделены правом осуществления дознания и обязаны принять заявление о любом совершенном или готовящемся преступлении, они не наделены полномочиями зарегистрировать его и проверить и правом принятия решений, предусмотренных пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ. То есть они не вправе принять по результатам рассмотрения сообщения решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, в связи с чем они могут лишь провести проверочные мероприятия в пределах своей компетенции (получить объяснения, произвести осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование и др.), после чего не позднее 3-х суток с момента поступления сообщения учреждения и органы УИС обязаны передать его для принятия соответствующего решения в компетентные органы, руководствуясь положениями ст. 151 УПК РФ, определяющей подследственность.

Если рассматривать вторую выделенную нами задачу учреждений и органов УИС в сфере уголовно-процессуальной деятельности на стадиях возбуждения и расследования уголовного дела, то в соответствии со ст. 157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, начальник учреждения или органа УИС в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, возбуждает уголовное дело и проводит неотложные следственные действия. При этом компетенция начальника учреждения УИС ограничена уголовными делами о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами. Вместе с тем как мы видим из содержания все той же ст. 157 УПК РФ, рассматриваемые полномочия начальника учреждения УИС являются персонифицированными и не подлежат делегированию сотрудникам оперативных

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

подразделений. По мнению Т. А. Зезюлиной и А. Е. Михайловой, во избежание постановки вопроса о недопустимости действий сотрудников ФСИН России по производству неотложных следственных действий, представляется более правильной схема, когда уголовное дело возбуждает и принимает к своему производству непосредственно начальник учреждения или органа ФСИН России, а производство комплекса неотложных следственных действий поручается сотрудникам оперативных подразделений, которые в соответствии с ФЗ «Об ОРД» и УПК РФ относятся к органам дознания [9].

При этом наделение процессуальными полномочиями сотрудников оперативных подразделений в ряде случаев может быть затруднено положениями ч. 2 ст. 41 УПК РФ, не допускающей возложения полномочий по проведению дознания и, соответственно, неотложных следственных действий, на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Кроме того, вопрос проведения сотрудниками ФСИН России неотложных следственных действий не оставлен без внимания в рассмотренном нами указании Генеральной прокуратуры РФ, в соответствии с которыми производство неотложных следственных действий в рамках ст. 157 УПК РФ должно осуществляться в исключительных случаях, если имеется объективная потребность в возбуждении уголовного дела, вызванная необходимостью проведения неотложных следственных действий в связи с возможной утратой или уничтожением доказательств совершения преступления, в связи со значительной удаленностью органа или учреждения УИС от места дислокации органа, имеющего право возбуждать и расследовать уголовные дела соответствующих категорий или в связи с иными исключительными обстоятельствами. В таких случаях руководители соответствующих органов и учреждений должны руководствоваться положениями о порядке возбуждения уголовных дел публичного обвинения (ст. 146 УПК РФ).

Принять решение об отказе в возбуждения уголовного дела по такому сообщению руководители органов и учреждений УИС не вправе, поэтому в случае отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела и наличии объ-

ективных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости производства неотложных следственных действий, на место происшествия должен быть вызван следователь или дознаватель уполномоченного органа, а руководителями органа или учреждения должны быть приняты меры по сохранению следов совершенного преступления.

На наш взгляд, к данным указаниям необходимо относиться с определенной долей критики и здравого смысла. Во-первых, закон, как уже было отмечено ранее, безоговорочно предписывает обязательность возбуждения уголовного дела и производства неотложных следственных действий при обнаружении признаков вышеуказанных преступлений.

Во-вторых, в условиях интенсивного противодействия спецконтингента учреждений УИС раскрытию и расследованию преступлений трудно вообразить ситуацию, когда бы необходимость в производстве неотложных следственных действий отсутствовала.

Еще одной задачей учреждений и органов УИС в сфере уголовно-процессуальной деятельности является исполнение письменных поручений следователя (дознавателя) о проведении оперативно-розыскных мероприятий, отдельных следственных или процессуальных действий. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 152 УПК РФ, в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте (вне места производства предварительного расследования) следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий следователю или органу дознания. Дознаватель вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий дознавателю или органу дознания. Поручения должны быть исполнены в срок не позднее 10 суток. При этом для производства отдельных следственных действий или ОРМ в порядке, определенном УПК РФ, следователь или дознаватель обязан направить письменное поручение, в котором конкретно и ясно формулируются вопросы, подлежащие выяснению, излагается информация, необходимая для их выполнения. При этом, как указывает в своей статье А. М. Багмет, выбор средств и методов исполнения поручения является исключительной компетенцией органа дознания, руководитель которого контролирует его исполнение [10]. Как правило, подобные пору-

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

44

чения направляются в удаленные, труднодоступные исправительные колонии с целью экономии времени и затрат лица, проводящего предварительное расследование. Следственные действия с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в следственных изоляторах ФСИН России, проводятся должностными лицами тех следственных органов, в чьем производстве находятся уголовные дела.

В связи с отсутствием штатных дознавателей в структуре учреждений и органов УИС исполнение указанных поручений по письменному распоряжению начальника учреждения УИС осуществляется сотрудниками оперативных отделов. Для полного и качественного выполнения полученного поручения сотрудники данных подразделений должны обладать знаниями уголовно-процессуального законодательства в рамках главы 8 УПК РФ (предварительное расследование).

Таким образом, рассмотренные в данной статье обстоятельства свидетельствуют о возрастающем значении уголовно-процессуальных аспектов в деятельности учреждений УИС. При этом правовая неурегулированность данной деятельности в УПК РФ приводит к определенным сложностям, разрешение которых возможно лишь путем внесения изменений в нормы уголовно-процессуального закона. В первую очередь, на наш взгляд, подлежат приведению в соответствие между собой статьи 5, 40 и 144 УПК РФ, которые определяют статус органа дознания.

Также, по мнению К. К. Горяинова и О. П. Александровой, необходимо законодательное закрепление возложения обязанности по производству неотложных следственных действий не на начальников учреждений и органов УИС, а на ФСИН России, который относится в соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания [2].

Кроме того, достаточно спорным предложением в условиях оптимизации и сокращения численного состава учреждений УИС, но все же имеющим право на существование, по мнению А. А. Крымова, является внесе-

ние изменений в ст. 151 УПК РФ и наделение полномочиями осуществлять дознание по определенным категориям уголовных дел дознавателей специализированных (штатных) подразделений ФСИН России, которые бы создавались в УИС [1].

1. Крымов А. А. Уголовно-процессуальная деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы России : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015. С. 637.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Российская газета. 2001. 22 декабря (№ 249).

3. Денисов Ю. Практика была неправильной // Законность. 2009. № 9. С. 12-13.

4. Об оперативно-розыскной деятельности : фе-дер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Российская газета. 1995. 18 августа (№ 160).

5. Горяинов К. К., Александрова О. П. Дознание в уголовно-исполнительной системе: проблемы и решения // Российский следователь. 2006. № 7. С. 48-51.

6. Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях : приказ Минюста России от 11.07.2006 № 250 (ред. от 15.08.2016) // Российская газета. 2006. 5 августа (№ 171).

7. Куницын С. Н. Должностные лица органов дознания ФСИН России // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 3. С. 167-174.

8. Об усилении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы : указание Генпрокуратуры России от 25.10.2013 № 456/69 // Документ опубликован не был.

9. Зезюлина Т. А., Михайлов А. Е. Алгоритмизация деятельности сотрудников ФСИН России при обнаружении дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 1. С. 12-15.

10. Багмет А. М. Организация и деятельность следственно-оперативной группы как одна из форм непроцессуального взаимодействия следователей с органами дознания при расследовании массовых беспорядков // Юридический мир. 2013. № 8. С. 6-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.