литикой поляризованного развития, концентрирующей ресурсы в «полюсах роста» и поддерживающей систему волнового распределения технологических, производственных и социальных инноваций на национальном и макрорегиональном уровнях.
Литература
1. Концепция долгосрочного социально-
экономического развития Российской федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 17.11.2008 г. №1662-р.
2. Тургель И.Д. Региональная экономика и управление: курс лекций. - М.: Изд-во РУДН, 2004.
3. Закон Республики Бурятия «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года» от 09.11.2007 г №2595-Ш.
УДК 378.147.88
4. Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)"» от
11.10.2007 г №717.
5. Распоряжение Правительства РФ «О завершении реализации Федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)"» от 20.10.2006 г. №1454-р.
6. Статистический ежегодник: стат. сб. / Бурятстат. -Улан-Удэ, 2009. - 351 с.
Унгаев Алексей Абрамович - канд. экон. наук, доц. кафедры экономики, организации и управления производством Восточно-Сибирского государственного технологического университета, тел. (89025) 629532; е-mail: [email protected] Ungaev Aleksey Abramovich - candidate of economic sciences, associate professor of department «Economy, organization and production management», East-Siberian State Technological University, tel. (89025) 629532; е-mail: [email protected]
А.С. Баинов
Практика студентов как важный фактор подготовки кадров управления:
содержание и проблемы
В статье освещаются проблемы решения учебно-воспитательных задач вуза в аспекте интеграции теории с производственным обучением студентов в условиях прохождения практики. Содержание этой составной части учебного плана направлено на обеспечение качественной практической подготовки студентов.
Ключевые слова: практика, принципы, специальность, особенности, содержание, структура, управление, персонал, планирование, подразделение, проблемы, воспитание, процесс.
A.S. Bainov
Students’ practice as important factor of managerial specialists training: content and problems
The article deals with the solution of the university educational problems in the aspect of theory and students ’practical training integration. The content of this curriculum part is directed on providing the quality practical training for students.
Keywords: practice, principles, specialty, features, content, structure, management, personnel, planning, unit, problems, education, process.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью повышения требований к качеству подготовки современных менеджеров в тесной связи с современной практикой, то есть рациональным сочетанием теоретических знаний студента с профессиональным умением практически решать насущные вопросы производства и оперативно принимать эффективные управленческие решения; ускорением процесса адаптации и социализации молодых специалистов к условиям реальной деятельности; формированием у личности способностей стратегического мышления, высокой сознательности и ответственности; воспитанием у них способностей
и умений работать с людьми.
В связи с этим знакомство с нормативноправовыми документами исполнительных органов власти в сфере высшего профессионального образования, а именно с приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» от 25.03.2003 г. № 1154 и государственными стандартами высшего профессионального образования (2000) в сфере подготовки специалистов с квалификацией «Менеджер», показывает, что в них приоритетными являются реализация принципов и методов обучения
в процессе подготовки специалистов для практической работы во всех отраслях хозяйственного производства, приобретение ими умений и навыков в системе управления деятельностью людей, коллективов. При более тщательном изучении данных документов исчезает вероятностное представление о системе воспитания и формирования требуемых качеств личности практиканта, кроме отдельных ее элементов - учебной и дисциплинарной их ответственности в период прохождения практики.
Целью и задачей статьи является раскрытие сущности и содержания практики студентов как составной части учебно-воспитательного процесса, а не только как учебно-образовательного; попытка убедить организаторов студенческих практик в том, что в ходе освоения учащимися практических навыков и умений следует обратить серьезное внимание на воспитание интеллектуально-гармоничной личности специалиста, руководителя, лидера; на формирование у них таких нравственных качеств, как умение противостоять коррупционному влиянию и другим негативным проявлениям, гуманная гражданская ответственность, преданность делу и профессии, уважение к людям труда. Анализ практики деятельности многих современных руководителей органов власти и хозяйствующих субъектов, имеющих необходимый объем экономических, технико-технологических и информационных знаний, указывает, к сожалению, на слабые или недостаточные профессиональные способности и умения работать с людьми.
В связи с этим содержание программ всех видов практик студентов, объемы задач, предъявляемых к практике, требуют настоятельного, на наш взгляд, пересмотра и усиления мировоззренческих воспитательных характеристик по формированию высокой общей культуры и умений специалиста и руководителя взаимодействовать с коллективом. Сегодня «кадры решают все» остается истиной в том, что главной ресурсной ценностью, обеспечивающей прибыль организации, является человек (персонал, кадры) с его огромными потенциальными способностями к деятельности и с не менее разнообразными потребностями личности как источника активности.
Вся структура подготовки выпускников по специальностям экономики и управления определена требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО 2000 г., второго поколения)
и развивается исходя из потребностей органов управления регионов и органов государственного управления федерального подчинения, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Организация практики студентов также осуществляется в соответствии с ГОС ВПО по специальности, Положением Министерства образования и науки РФ о практике студентов образовательных учреждений ВПО (2003), положениями и программами вузов о практике студентов и методическими пособиями, рекомендациями и указаниями профильных кафедр высших учебных заведений.
Ведомственные и вузовские документы, регламентирующие концептуальные основы этой формы обучения, а также содержание вузовских программ по практике студентов и других методических наставлений в этой области указывают на то, что подготовка кадров по менеджерским специальностям предполагает изучение практической деятельности органов управления и хозяйствующих структур, социальных институтов и служб в области управления экономикой и трудовыми ресурсами; исследование структур и информационных технологий менеджмента, условий коммуникации; приобретение студентами необходимых практических умений и навыков по избранной специальности и специализации.
Методология прохождения видов студенческих практик, предусмотренная учебными планами вузов по специальностям, предполагает реализацию принципов интеграции теории и практики, что является неотъемлемой частью учебного процесса, а не учебно-воспитательного (!), по подготовке специалистов для будущей деятельности в качестве менеджеров.
Известно, что за период прохождения видов практик студент овладевает следующими способностями и качествами: понимать и определять складывающуюся ситуацию; обладать наличием определенных навыков и умений по профессии; иметь определенное поведение, которое он должен продемонстрировать в ходе этого вида учебного процесса.
Способность понимать ситуацию означает, что практикант воспринимает и осмысливает происходящие процессы, владеет способностями анализировать деятельность организации, умеет оценивать факторы внешней и внутренней среды организации, организационные процессы управления.
Наличие определенных навыков и умений
включает в себя умение студента работать с документами, в процессе чего он учится анализировать информационный материал и, что еще более важно, создавать, обрабатывать и хранить его. На практике раскрываются навыки студента по использованию оргтехники, его способности применять знания как государственного, так и иностранных языков.
Определенное поведение является наиболее важным требованием, предъявляемым к практикантам. Поэтому он обязан соответствовать уровню культурного развития профессионального служащего и менеджера. Это касается таких сторон личности студента, как знание и понимание норм этики, этикета, умение вести себя в соответствии с этим, соблюдение регламента и внутреннего трудового распорядка, знание истории, традиций и обычаев трудового коллектива и народа в целом.
Все это достигается в результате учебновоспитательных воздействий преподавательского состава и руководителей практики, когда студент адаптируется в рабочей группе и трудовом коллективе, учится соотносить свои интересы с потребностями и интересами командной работы. Практиканта, по нашему мнению, очень важно научить применять знания психологии и педагогики в работе с людьми, быть коммуникабельным, правильно передавать смысл своих действий, слушать и правильно интерпретировать полученную информацию, овладевать приемами и навыками воспитательной работы в коллективе. И всем этим, как показывает практика, надо обязательно владеть будущему менеджеру и использовать их в процессе исполнения своих полномочий.
За период практики студентами вырабатывается стремление в полной мере использовать возможности по овладению разнообразными функциями и видами профессиональной деятельности. И среди них они выделяют следующие основные виды: управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, прогностическая и др. Кроме того, желательно бы овладение и такими видами деятельности, как методическая, консультационная, образовательная, воспитательная.
Прохождение практики дает будущему управленцу возможность достичь следующих целей: углубление знаний (закрепление теоретических знаний в практических заданиях); приобретение
необходимых практических навыков в разработке и осуществлении решений, проектов и мероприятий; овладение умениями и навыками управления структурными подразделениями предприятия, а также деятельностью административного аппарата в работе с документами и людьми; умение видеть и понимать, формулировать реальные проблемы и факты, используя имеющийся опыт, знания, суждения; применение своих аналитических способностей в условиях практики; развитие мотивационных интересов к участию в работе коллектива, коммуникационных навыков и умений.
За период прохождения практики студентом решаются следующие практические задачи:
1) изучение организации работы в учреждении, на предприятии;
2) анализ деятельности организации за определенный период;
3) выполнение индивидуальных учебных и практических заданий;
4) сбор аналитического материала для подготовки курсовых работ по учебным дисциплинам и теме дипломного проекта.
Сегодня содержание программ практики студентов также требует внимательного прочтения и соответствующих доработок в плане оптимального сочетания учебно-воспитательного процесса со становлением духовно-ценностных основ личности практиканта, включающих гражданскую гуманистическую направленность изучаемых фактов и обобщений, имеющих место в реалиях. И все это наряду с приобретением знаний, умений и навыков профессиональной работы по исполнению должностных полномочий.
Обязательный минимум этапов, которые студент должен выполнить за время прохождения практики, включает в себя:
1) знакомство с местом прохождения практики: изучение места подразделения в структуре министерства или хозяйствующего субъекта, функций подразделений, статуса выборности или законодательного назначения данного органа управления;
2) изучение организационной структуры подразделения по критериям взаимодействия с внешней средой, подразделениями, персоналом;
3) проведение анализа правовых, властных, финансовых полномочий и прав подразделения в составе объекта практики. Определение объектов управления, предмета управления, средств и методов управления;
4) анализ результатов деятельности подраз-
деления за квартал, полугодие и год, эффективности итоговых данных. На этом этапе также необходимо ознакомиться с наличием планов работы и их соподчиненностью; видами планов по целям и срокам их исполнения; уровнем ориентированности планов подразделения на решение стратегических или текущих целей; причастностью работы подразделения к решению социальноэкономических проблем развития региона и муниципальных образований; процессами разработки планов и порядком их утверждения; системой контроля исполнения принимаемых решений. В отчете по выполнению программы практики представить (в форме приложения) один из планов деятельности подразделения, указать, что планировалось, что было реализовано, что дало результаты, в какой стадии находится проектная разработка, какие планы организации сформулированы на будущее;
5) изучение организации делопроизводства по формам, стилю и особенностям ее составления. Анализ основной документации организации или ее подразделения: учетной, распорядительной, входящей и исходящей, организации контроля их прохождения и исполнения;
6) изучение функциональных обязанностей работников подразделения, должностных инструкций, прав и обязанностей работников аппарата или подразделения; попытка сравнительного анализа по объемам выполняемых функций. Выписать и представить в отчете по практике (в форме приложения) одну из таких инструкций;
7) изучение и проведение анализа уровня профессиональной подготовки работников структурного подразделения с указанием уровня образования работающих; перечня специальностей по диплому, квалификации, категорий; наличия плана и регулярности прохождения специалистами курсов повышения квалификации или переподготовки; количества человек, имеющих второе высшее образование; форм обучения и повышения квалификации работников, имеющихся в организации;
8) анализ потенциальной нормы управляемости структурного подразделения по следующим направлениям количество подчиненных и средний уровень их квалификации; стиль и культура общения; степень координации выполняемых заданий; используемые методы управления; какие формы контроля используются и их периодичность; кто осуществляет контроль; техника, используемая для обработки информации, программное обеспечение; имеющийся вспомога-
тельный персонал (количество, какие функции переданы и закреплены за вспомогательным персоналом); наличие и отсутствие неформальных отношений в работе групп; связь, соподчинен-ность между работниками.
Формирование профессиональных способностей у специалистов системы управления предполагает использование комплекса различных форм и методов учебной работы, таких как лабораторные и практические занятия, реферативные и курсовые работы, учебные (ознакомительные) и производственные практики, преддипломная практика и дипломное проектирование.
Государственным стандартом ВПО по специальности и Положениями высшего учебного заведения в сфере подготовки специалистов управления (менеджмента) предусмотрено проведение видов практик: учебной (ознакомительной) на третьем курсе в течение 2-х недель; производственной на четвертом курсе в течение 6 недель; преддипломной на пятом курсе в течение 8 недель. Между тем вузы, с учетом потребностей регионов в кадрах вносят некоторые разнообразия в виды практического обучения на местах.
Особенности ознакомительной (учебной) практики студента состоят в том, что требования, предъявляемые к ним, представляют собой совокупность ознакомительных мероприятий с объектом практики и выполнения учебных или практических заданий. В процессе этого вида обучения происходит первичная адаптация практиканта в условиях трудового коллектива, знакомство с текущей документацией и делопроизводством, нормативно-правовой базой организации, выполнение анализа кадрового состава предприятия. Например, задание на определение уровня подготовки кадров предполагает изучение уровня образования сотрудников; соответствие специальности (должности) диплому, квалификации и категории служащего (менеджера); наличие кадров, имеющих второе высшее профильное образование; прохождение специалистами курсов повышения квалификации или переподготовки; изучение стажа работы в данной отрасли, половозрастного состава, должностных характеристик и т.д. Это, как мы видим, отражение статистических данных количества и качества трудовых ресурсов организации, которые предположительно отражают воспитание и развитие членов коллектива. Практикант, не имеющий опыта в деле воспитания, недостаточно активен в познании воспитательных усилий, имеющих место в трудовом
коллективе. Поэтому необходимо включить в программу данной практики знакомство с системой воспитательного процесса и развития персонала, а также выполнения практикантами отдельных элементарных заданий в этой области. Важным свидетельством этого вида обучения является дневник практики и письменный отчет студента по ее итогам, но содержание которого включало бы понимание им элементов системы воспитания объекта управления, согласованный и утвержденный руководителем практики от предприятия или организации.
Производственная практика студентов, как и образовательная программа в целом, направлена на приобретение аналитических и административных профессиональных навыков, обучение нормативным правилам взаимоотношений между самими сотрудниками, сотрудниками и клиентами, развитие в каждом студенте способностей аналитика, специалиста и лидера. Одним из специфических черт содержания этого вида практики является ознакомление студентов с должностным регламентом специалиста аппарата управления и временным замещением этой должности по месту прохождения практики.
В связи с этим студент должен знать квалификационные требования и должностные обязанности по определяемой специальности на период временной работы; изучить особенности замещаемой должности в зависимости от функций и полномочий (профиля) соответствующего органа управления. Студент должен разработать и иметь утвержденный план работы специалиста на практикуемый период в соответствии с требованиями, в котором, мы предполагаем, должен быть блок (раздел), отражающий его общественновоспитательную работу в коллективе организации. При сборе информации студенты используют разнообразные приемы и методы сбора и анализа документов нормативного характера, определяющих специфику деятельности аппарата управления объекта практики; определяют, какая нужна информация для ознакомления с деятельностью органа управления структурного подразделения объекта практики за определенный период и т.д.
В содержании отчета по данной практике, кроме информации о выполнении программных заданий, необходимо отразить деятельность студента в области общественно-воспитательной работы по месту прохождения практики, а также трудности и способы преодоления их в системе воспитания коллектива.
Специфика преддипломной практики в том, что она является завершающим этапом процесса подготовки квалифицированных специалистов в сфере управления. Целью этой практики является сбор и анализ материалов научного прикладного характера по теме дипломного проектирования, а также углубление и применение знаний по специальности, совершенствование практических навыков, приобретенных в процессе прохождения в предыдущих видах практик. Ее задачами являются закрепление студентами практических умений и навыков решения организационных, социальных, экономических и управленческих задач; навыков разработки нормативно-правовых документов по месту нахождения объекта практики. К началу преддипломной практики студент знает и умеет применять научные методы, принципы и функции управления; теорию и практику системного подхода к управлению; критерии оценок степени управляемости системы, моделирование сложных управленческих процессов; основы макроэкономики и правильно понимать ее исходные принципы; основные инструменты современного макро- и микроэкономического анализа; способы анализа экономических процессов и принятия адекватных им управленческих решений.
В соответствии с целями и задачами содержание практики определяется учебным планом, положением вуза о порядке проведения практики студентов и научным руководителем дипломной работы студента. Но, к сожалению, в содержании программ данной практики, проводимой в течение восьми недель, фактически отсутствуют даже формальные аспекты воспитательных процессов и формирования профессиональных личностных качеств будущего менеджера.
Таким образом, как показало изучение проблемы, необходимо обратить внимание создателей нормативных документов, программ по практике студентов системы ВПО и организаторов этой работы по подготовке менеджерских кадров на оптимальное сочетание обучения и воспитания всесторонне развитой личности практиканта в процессе приобретения ими умений и навыков в практической деятельности.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании». - 6-е изд. - М.: Ось-89, 2003.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждения положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» от 25 марта 2003 г. № 1154. - М., 2003.
Т.О. Баянова, Ю.Г. Бюраева. Ресурсный потенциал сельских территорий: повышение эффективности муниципального управления
3. Сборник государственных образовательных стандартов. - М., 2000.
4. Менеджмент организации: учебные и производственные практики: учеб. пособие / под общ. ред. Э.М. Короткова, С.Д. Резника. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2006.
5. Баинов А.С. О методах и методологических основах практики студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление» // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.Н. Болдырев. -Тамбов: Першина, 2005. Ч. 3.
6. Баинов А.С. Программа практики студентов по специальности «Менеджмент организации». - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2006.
Баинов Александр Семенович - канд. филос. наук, доц. кафедры государственного и муниципального управления Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а, тел. 8 (301-2) 21-35-06.
Bainov Aleksander Semenovich, candidate of philosophy sciences, associate professor of department of municipal management, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str. 24 a, tel. 8 (301-2) 21-35-06.
УДК 332.142 Т.О. Баянова, Ю.Г. Бюраева
Ресурсный потенциал сельских территорий: повышение эффективности муниципального управления
Статья посвящена оценке ресурсного потенциала территорий на примере сельских муниципальных образований района Республики Бурятия. В основу анализа положен метод определения метрик, которые представляют собой удаленность реального состояния регионов от гипотетически лучшего и рассчитываются путем нормирования значений индикаторов конкурентоспособности территории. В результате произведена дифференциация территорий, выявлен рейтинг конкурентоспособности сельских муниципальных образований и намечены вероятные сценарии повышения эффективности муниципального управления.
Ключевые слова: конкурентоспособность, ресурсный потенциал, рейтинговая оценка, муниципальное управление.
T.O. Bayanova, Yu.G. Byuraeva
Resource potential of rural territories: increase of municipal management effectiveness
The article is devoted to the rating of the territories resource potential on the example of rural municipalities of the Republic of Buryatia district. The analysis is based on the method of metrics definition. They represent remoteness of the real situation in the regions from hypothetically best position and are calculated by rationing indices of territory competitiveness values. As a result the territories were differentiated, the rating of rural municipalities competitiveness was revealed and probable scenarios of municipal management efficiency increase were planned.
Keywords: competitiveness, resource potential, rating estimation, municipal management.
В течение последних лет в регионах России идет процесс совершенствования территориальной организации местного самоуправления. Очевидная тенденция - это укрупнение муниципальных образований (МО), в том числе сельских, что отражает объективные экономические и демографические изменения. В условиях кризиса растет роль экономически успешных МО, способных выступить локомотивами развития территорий.
В настоящее время единых подходов к оптимизации численности муниципальных образований не выработано. На первый план выходит необходимость научного подхода, согласно которому возможна корректная оптимизация структур муниципального управления, в ходе которой должен учитываться уровень конкурентоспособности МО и соблюдаться интересы все сторон, прежде
всего населения. Повышение конкурентоспособности экономики территории во многом зависит от величины и эффективности применения его ресурсного потенциала.
Прежде чем перейти к анализу региональной ситуации, обозначим исследовательский подход. Поскольку ресурсный потенциал имеет широкое толкование и представляет собой все виды ресурсов, формирующихся на данной территории, которые могут быть использованы в процессе общественного производства, мы предлагаем рассматривать его в качестве системы, выделяя на основе функционального признака следующие подсистемы - социальную, инфраструктурную и экономическую (рис. 1).