ШНГОГИШИЕ ИНУКИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Л.В. Шестак
TEACHERS AND STUDENTS' INTERACTION IN ORGANISING AND MANAGING PEDAGOGICAL PRACTICE AT PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
Shestak L.V.
The article gives special consideration to the problems of teachers' activity organisation during pedagogical practice; the substance is considered; the technology of realising different kinds of practical training with the use of effective methodical techniques applied by nursery school teachers and supervisors of pedagogical college practice, improving the quality of students' training, is presented.
В статье особое внимание уделено вопросам организации деятельности воспитателя в ходе педагогической практики, рассмотрено содержание и представлена технология проведения разных видов практики, с использованием эффективных методических приёмов, применяемых воспитателями дошкольных образовательных учреждений и руководителями практики педагогического колледжа, способствующих повышению качества подготовки студентов.
Ключевые слова: практика, дошкольное учреждение, студент, колледж.
УДК 373.2(075.32)
В Железноводском педагогическом колледже накоплен достаточно большой опыт руководства и организации педагогической практики студентов. Педагогическая практика в колледже является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих учителей и воспитателей. Она является непрерывной и обязательной, осуществляется в соответствии с инструкцией по педагогической практике. Сроки и содержание практики определяются в соответствии с учебным планом, исходя из специфических особенностей каждой специальности.
В течение нескольких лет нами осуществляется руководство практикой студентов, обучающихся в вышеназванном государственном образовательном учреждении по специальности «Дошкольное образование» по очной и заочной формам обучения.
Опыт, накопленный в колледже, позволил создать определенную систему работы, способствующую повышению качества подготовки студентов. Несмотря на то, что на протяжении многих десятилетий в колледже ведется целенаправленная, последовательная и систематическая подготовка профессиональных педагогических кадров в учебной и практической деятельности студентов, описания опыта работы и методической литературы по данному вопросу мало.
На протяжении длительного времени практикой на дошкольном отделении очного обучения руководили заведующие О.И. Ста-нишевская, Г.И. Одинокая, Л.К. Юрченко. Ими была выработана целая система органи-
зации и руководства педагогическом практикой студентов по специальности «Дошкольное воспитание», а затем и «Дошкольное образование». Эти же традиции продолжены и нами, но с учетом современных требований, предъявляемых к разным уровням организации дошкольной образовательной системы.
Важное значение для успешного прохождения практики имеет сложившийся стиль общения в педагогическом коллективе, с которым предстоит сотрудничать. Поэтому необходимо установить деловой контакт между будущими воспитателями, педагогическим персоналом и сотрудниками детского сада во время их первой встречи. Следует дать понять студентам, что их появление в детском саду - важное событие
для всех, их здесь ждут, им готовы передать свой опыт. Только при таком условии можно говорить о том, что адаптация студентов-практикантов пройдет успешно, и они с желанием начнут претворять теорию в практику. Первые трудности и неудачи будут преодолены и не вызовут негативного отношения к работе, связанного с будущей профессией.
Посещение студентами разных видов практики осуществляется в базовых дошкольных образовательных учреждениях. В качестве базы практики выбраны лучшие дошкольные учреждения. Это учреждения, охватывающие города группы Кавминвод: Железноводска и Пятигорска. В настоящее время это 10 дошкольных учреждений.
Таблица
№/№ № и название муниципального дошкольного образовательного учреждения ( МДОУ) Место нахождения МДОУ (город) Руководители МДОУ Руководители-методисты педколледжа
1. № 8 « Ивушка» Железноводск Загоскина Т.А. Сидоренко Л.В.
2. № 13«Янтарь» Железноводск Стофорандова НИ. Шельпова Е.В.
3. № 14 « Малыш» Железноводск Белецкая С. А. Бекетова Г. В.
4. № 16 «Колокольчик» Железноводск Дульцева И.Н. Поповкина О.П.
5. № 17 « Родничок» Железноводск Перхалюк ОБ. Юрченко Л.К.
6. № 24 «Звёздочка» Пятигорск Борщёва Л.И. Захарова С.Н.
7. № 31 «Заря» Пятигорск Сергиенко И.В. Марценюк Л.В.
8. № 32 «Тополёк» Пятигорск Жидкова О.И. Горностаева Е.Ю.
9. № 38 «Журавушка» Пятигорск Хитрова И. А. Шестак Л.В.
10. № 39 «Буратино» Пятигорск Деренская Т.А. Качалова И.Н.
В вышеназванных дошкольных учреждениях сложился стиль деловых взаимоотношений, руководители и воспитатели поддерживают здоровый микроклимат, который положительно влияет на процесс работы практиканта, на развитие его профессиональных навыков, умений и ответственности при организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми и трудовой дисциплины.
Педпрактика состоит из нескольких видов и усложняется в зависимости от курса обучения: учебная «Введение в специаль-
ность», практика наблюдений и пробных занятий, летняя, преддипломная.
Первое посещение студентами дошкольных образовательных учреждений разного типа (Дом ребенка, речевой детский сад, яс-ли-сад) осуществляется при прохождении учебной практики «Введение в специальность» для получения первичных профессиональных умений и навыков на втором курсе в I полугодии.
Во время учебной практики студенты, посещая дошкольные учреждения различных типов, знакомятся с особенностями их
воспитательно-образовательного комплекса, изучают особенности их функционирования; принципы построения развивающей среды и их реализацию в различных учреждениях; встречаются с администрацией. Предварительно их знакомят с заданиями, которые они должны выполнить.
1. Изучите особенности функционирования определенного типа дошкольного учреждения: штатное расписание, количество и наполняемость групп, режим работы, режим питания.
2. Запишите режим работы различных типов дошкольных учреждений и сделайте их сравнительный анализ.
3. Обратите внимание на своеобразие физкультурно-оздоровительного комплекса в различных типах дошкольных учреждений.
4. Познакомьтесь с реализацией возрастного принципа в организации жизни и деятельности детей в учреждении.
5. Обратите внимание, создается ли обстановка, приближенная к домашней в Доме ребенка.
6. Сделайте зарисовки различных вариантов оформления интерьера дошкольных учреждений и групповых комнат.
После проведения беседы и проверки дневниковых записей студентов, руководитель-методист высказывает свое мнение, тактично указывает на ошибки, выделяет наиболее удачные высказывания практикантов.
Во II полугодии студенты второго курса проходят практику «Наблюдений и пробных занятий». Основной целью пробной практики является формирование у студентов профессиональных знаний планирования, организации и анализа режимных процессов, занятий, а также других форм деятельности детей; развитие у практикантов творческого отношения к педагогическому труду.
При прохождении данного вида практики студентов распределяют в базовые дошкольные учреждения подгруппами (по 5-6 человек в каждом дошкольном учреждении), прикрепляется преподаватель-методист из педагогического колледжа, курирующий
данную подгруппу практикантов. Практика проводится 1 раз в неделю на протяжении всего семестра (21 неделя) в определенный день недели.
В первый день практики проводится инструктивное совещание по охране труда, по охране жизни и здоровья детей, даётся план-график практики. На второй неделе практики осуществляется знакомство с базой дошкольного учреждения. Посещение запланировано в первой половине дня, когда можно провести беседу с заведующей, старшим воспитателем. Во время беседы руководитель ДОУ может рассказать немного о себе, о педагогах детского сада, о том, какие учебные заведения окончили, где работали, чем нравится выбранная профессия. Во время экскурсии по дошкольному учреждению обращается внимание на развивающую среду. Затем анализируется предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении, делаются выводы о том, насколько учитываются интересы ребенка и его психологическое здоровье. Студенты так же знакомятся с интерьером дошкольного учреждения и дают заключение о его соответствии эстетическим требованиям.
На протяжении девяти недель практиканты наблюдают и анализируют организацию режимных процессов в 1-ой и 2-ой половинах дня в разных возрастных группах. В эти дни практиканты должны зафиксировать в памяти режимные моменты, точно хронометрировать их.
Перед таким этапом практики, как наблюдение, необходимо предложить студентам записать цель работы, приемы, которые направлены на реализацию этой цели. Следует подсказать практикантам, чтобы они во время наблюдений обращали внимание на поведение отдельных детей, знакомились с ними. Во время одевания, игр можно поговорить с детьми о том, как их зовут, представиться самим, спросить о том, нравится ли им ходить в детский сад, во что они любят играть, обратить внимание на внешний вид детей, на то, какие они красивые, какие волосы и яркие заколки у девочек и т.д. Такие беседы нравятся ребятам. Они способствуют сближению детей и молодых воспита-
телей-практикантов, помогают выполнить задание по составлению психолого-педагогической характеристики ребенка. Студенты должны уметь давать оценку навыкам детей во время умывания, одевания, приема пищи.
Эффективным приемом (после анализа наблюдений) считаем совместную проверку с практикантами их конспектов. Особое внимание обращаем на необходимость планирования времени проведения того или иного режимного момента. Все это позволит избежать ошибок при написании конспекта на вторую половину дня.
Во время пробной практики руководитель практики даёт рекомендации студентам-практикантам находиться там, где большее количество детей, тактично, вежливо разговаривает с ними, демонстрирует навыки самообслуживания и объясняет их. После пробной практики проводится беседа с практикантами и предлагается им ответить на вопросы:
1. Что, на их взгляд, удалось в работе, что нет?
2. Почему вы так решили?
3. Какие чувства испытали в общении с детьми?
4. Удовлетворены ли вы своей работой?
5. В чем вы ощущали трудности?
6. Какие приемы было бы лучше применить?
После ответов высказываем свое мнение, тактично указывая на ошибки, выделяя наиболее удачные приемы.
Следует отметить, что воспитатель обязан проявлять постоянную заботу о студентах, уметь сопереживать, сочувствовать их трудностям, подчеркивать необходимость творчества в работе, вселять веру в свои силы, поощрять успехи. И, конечно же, важен авторитет, способность ненавязчиво, без дидактики, говорить с практикантами, оперируя конкретными знаниями теории и методики.
В период руководства бытовыми процессами, игровой деятельностью, во время пробных занятий можно определить уровень знаний студентов: «Первый уровень - вос-
приятие знаний, второй уровень - осознание, третий уровень - запоминание, четвертый уровень - воспроизведение, пятый уровень - применение, шестой уровень - творческое использование полученных знаний».
Тему для пробных занятий следует выбирать, выяснив, какие показательные занятия наблюдали студенты по той или иной методике; какие виды занятий анализировали на уроках в педколледже; какое занятие и почему они хотели бы провести самостоятельно. Студентам предлагалось занятие, намеченное в плане воспитательно-образовательной работы с детьми в базовом дошкольном учреждении, но иногда возможны были перестановки. Можно взять занятие из методических пособий, но обязательно нацелить практикантов на творческое их использование с учетом особенностей возрастной группы, с учетом насыщения разнообразными методами и приемами. Такая работа подведет к умению работать с литературой.
Результаты такого руководства практикой видны при написании студентами конспектов занятий с разнообразным применением демонстрационного материала, приемов внесения и обыгрывания его, методов обобщения знаний детей, приемов поощрения. Возможно привлечение студентов к совместной проверке конспектов, при которой предлагается найти самые эффективные методы, выделить главные мысли, дать задание детям в доступной и понятной форме, наметить контрольные вопросы. Необходимо обсудить конспект за неделю до проведения занятия, чтобы у практикантов было время подготовиться к предстоящей работе. Накануне можно обговорить организационные моменты, которые вызывают трудности; например, где лучше расположить материал, как начать занятие, где и как собрать детей к занятию и т.д. Можно дать советы по эффективному использованию времени занятия, оформлению детских работ по изобразительной деятельности для просмотра родителями. В ходе проведения студентами пробных занятий не следует вмешиваться и нарушать их ход, но в отдельных случаях возможна организационная
ШШестак Л.В.
помощь. Помогает им предупредительный контроль за подготовкой к занятию. Воспитатель должен помнить о том, что практикантам необходимо предоставлять как можно больше свободы и самостоятельности для раскрытия своих возможностей.
После проведенных занятий необходимы беседы со студентами, чтобы в спокойной обстановке обсудить причины неудач. В таких беседах обычно практиканты жалуются на то, что дети неорганизованны. Нет секрета в том, что в дни практики в силу своих психологических особенностей дети меняют свое поведение. Для них молодой воспитатель еще не авторитетен, они тонко чувствуют его скованность. Чтобы избежать этого, накануне текущей практики воспитатели беседуют с детьми, объясняя им, что к нам придут работать молодые воспитатели, они еще учатся и мы с вами своим вниманием, уважением, хорошим поведением должны помочь им в работе.
Необходимо помогать студентам и в работе с родителями. Родители должны знать дни, когда работают студенты, стараться соблюдать режим дня, беседовать с детьми о впечатлениях прошедшего дня, выражать добрые чувства к начинающим воспитателям, поднимая их авторитет в глазах детей.
Важной задачей практической подготовки является работа практикантов по календарному плану. При этом необходим более развернутый план работы с детьми между занятиями, после прогулки, после дневного сна, во время закаливания. Воспитатель должен знать круг вопросов, на которые сориентированы студенты в педагогическом колледже. Если после наблюдений у практикантов возникает много вопросов к воспитателю, то это говорит об их заинтересованности, желании познать работу до тонкостей.
Поэтому важно, чтобы они получили ответы на все вопросы.
По окончании третьего курса в летний период студенты приступают к прохождению летней практики. В течение летней практики на протяжении 4-х недель практиканты работают по основной специальности «Воспитатель детей дошкольного возраста».
Эта практика выявляет качество и уровень профессиональной подготовки студентов.
Основным содержанием летней производственной практики является самостоятельное выполнение студентами функций воспитателя групп дошкольного возраста (по классификации Е.А. Панько): материнской, развивающей, диагностической и кор-рекционной, коммуникативной, конструк-торско-организаторской, координирующей функции профессионального самосовершенствования.
При выполнении функций воспитателя студентам предоставляется право использовать вариативные программы и методики.
Большая роль при организации данного вида практики отводится воспитателям, т.к. они ежедневно находятся с практикантами, наблюдая и анализируя их деятельность с детьми. В этом случае необходима студентам поддержка со стороны воспитателей. Ведь от того, как они окажут методическую помощь, проведут анализ воспитательно-образовательной работы с детьми и оценят деятельность практикантки, будет зависеть результат их работы.
Подготовка, контроль и подведение итогов летней педагогической практики возлагается на преподавателей педагогического колледжа. За ними закрепляются студенты, которыми руководили педагоги во время пробной практики, базовые дошкольные учреждения остаются прежними. Это улучшает профессиональную подготовку будущих специалистов, так как воспитатели и заведующие базовых учреждений знают и выполняют требования программы производственной практики по специальности «Дошкольное образование».
В ходе контроля летней практики студенты вначале испытывают трудности при организации воспитательно-образовательной работы с детьми, при планировании (однотипны наблюдения в природе, методические приемы и др.). Хотя в целом общие требования к структуре и содержанию планов воспитательно-образовательной работы с детьми в летний период выдерживаются. Многие студенты добросовестно выполняют проектировочную функцию воспитателя,
четко формулируют задачи к каждому виду деятельности, продумывают соответствующие этим задачам приемы руководства деятельностью детей.
В основном студентам в процессе летней практики удаётся установить контакт с детьми, провести наблюдение за ребенком и составить психолого-педагогическую характеристику на него.
Таким образом, в дошкольных группах практика завершается успешно, поставленные задачи выполняются, формируются определенные умения и навыки в ходе работы с детьми в летний период.
Не менее важное значение имеет и преддипломная практика - завершающий этап практического обучения. Подготовка к нему должна начинаться как минимум за два месяца. Вместе с воспитателем необходимо иметь список поделок и пособий, сетку занятий. Перспективный план на период практики должен обсуждаться вместе с практикантами. Считаем, что на период практики работу студентов следует нацелить на подчинение одной теме, например, поэтапное планирование одной из сюжетно-ролевых игр. Для этого нужно составить схему-конспект развития сюжетно-ролевой игры. Такой прием экономит время, помогает практикантам осмыслить знания, учит поэтапному планированию, осознанному распределению внимания.
На протяжении 6-ти недель проходит преддипломная практика. Пять недель практиканты работают по основной специальности «Воспитатель детей дошкольного возраста», одну неделю по дополнительной квалификации: «Воспитатель дошкольных учреждений для детей с недостатками речевого развития», «Руководитель изобразительной деятельности», «Руководитель физического воспитания», «Руководитель малокомплектного дошкольного учреждения».
В ходе контроля преддипломной практики было отмечено, что студенты умеют ставить цели, подбирать воспитательно-образовательные задачи, содержание, методы и средства обучения, осуществлять целостный педагогический процесс в соответствии с комплексными программами: «Про-
граммой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой и программой «Радуга» под редакцией Т.Н. Доро-новой.
На протяжении пяти недель практики студенты смогли организовать содержательную жизнь детей и руководить разными видами детской деятельности.
Итогом профессиональной подготовки студентов было проведение конкурсных занятий. В целях совершенствования профессиональной подготовки, пропаганды передового опыта, использования новаторских методик, нестандартных форм обучения и воспитания были организованы интегрированные занятия. Их просмотр осуществлялся в базовых дошкольных учреждениях г. Пятигорска и г. Железноводска во время прохождения преддипломной практики. Были утверждены участники, график проведения занятий, руководители-методисты, темы занятий. Для разработки условий конкурса, процедуры проведения занятий была утверждена комиссия.
Занятия получились разнообразные, интересные и по форме, и по содержанию. В основном это интегрированные занятия с использованием нестандартных приемов и методов обучения.
Большую методическую помощь и моральную поддержку конкурсантки получили от воспитателей, руководивших педпрактикой.
По окончании преддипломной практики студенты предоставили необходимую документацию и представили отчёт, ответив на следующие вопросы:
1. Что дала вам преддипломная педагогическая практика: что удалось, что не удалось в работе с детьми, какие методы и приемы лучше было бы применить, доставила ли работа радость, достаточно ли спланированной вами работы?
2. Какие проблемы и недостатки выявлены были на практике, и как вы их старались ликвидировать?
3. Предложения по улучшению проведения мероприятий педагогической практики в адрес колледжа и дошкольного учреждения.
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа воспитателя, по организации и руководству практикой студентов дает возможность сделать следующие выводы: воспитатель должен быть не наблюдателем, а непосредственным участником всех событий, руководителем, тактичным советчиком в работе со студентами-практикантами; уметь передать накопленный педагогический опыт. Практика нужна для того, чтобы учиться осваивать и перенимать существующий опыт и пробовать себя в профессии. Ведь важным условием успешности будущей профессиональной деятельности являются мотивационно-ценностные ориентации молодого специалиста, которые могут проявляться в профессиональном призвании, профессиональных
установках и интересах, профессиональных склонностях, притязаниях, ожиданиях, профессиональной направленности личности. Где же подтвердятся их ожидания, проявятся склонности? Конечно, не на лекциях в колледже, а только на практике - в детском коллективе.
Об авторе
Шестак Лилия Владимировна, заведующая педагогической практикой студентов по специальности 050704 «Дошкольное образование», высшее образование (Ставропольский государственный педагогический институт, 1990г.; специальность «Педагогика и психология дошкольная»), ГОУ СПО «Железноводский педагогический колледж». Сфера научных интересов - дошкольная педагогика. [email protected]