Г1ССЛ ЕДОВ АНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
К. А. Алейникова
Особенности организации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ
НАПРАВЛЕНИЯ
«ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ УНИВЕРСИТЕТА ШТАТА ИЛЛИНОЙС, США
Опыт подготовки педагогов США в области дошкольного образования представлен характеристикой программы подготовки специалистов штата Иллинойс, которая позволяет готовить педагогические кадры к работе с детьми от рождения до 8-летнего возраста, в том числе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Особое внимание автор уделяет организации и проведению педагогической практики в педагогическом колледже Университета этого штата.
Ключевые слова: педагогическое образование в США; программа подготовки педагогов дошкольного образования; виды педагогической практики; профессионально-педагогическое портфолио студента.
K. A. Aleynikova
Peculiarities of teaching practice of undergraduate students of "pre-school education" in teacher training college, Illinois university, the uSA
The experience of the US training of teachers in pre-school education shows the characteristics of training programs in Illinois that allows to prepare teach-
УДК 378.14 ББК 74.58
ing staff to work with children from birth to 8 years of age, including children with special educational needs. Particular attention is paid to the organization and conduct of teaching practice in teacher training college of the University of Illinois.
Key words: teacher education in the US; training program for teachers of pre-school education; types of teaching practice; professional and pedagogical portfolio of a student.
Модернизация отечественной системы дошкольного образования предъявляет повышенные требования к качеству подготовки современных педагогов, которое заключается не только в отборе оптимального содержания профильно-ориентированных дисциплин, реализующихся в базовой и вариативной части программы, но и эффективной организации разнообразных видов педагогической практики. Педагогическая практика представляет собой системообразующий компонент профессионального педагогического образования, направленный на приближение теоретического обучения к будущей профессиональной деятельности в области обучения и воспитания подрастающего поколения. Одним из возможных способов поиска путей повышения эффективности организации и проведения педагогической практики будущих воспитателей детского сада является изучение и трансформация опыта зарубежных стран.
Интересным в этой связи представляется опыт США, поскольку именно эта страна одна из первых в мире заявила о необходимости повышения качества и эффективности педагогического образования. Особую
роль в этом процессе американские государственные органы в области образования, исследователи и педагоги-практики отводят организации разнообразных видов педагогической практики.
В соответствии со стандартом подготовки педагогов дошкольного образования, разработанным при поддержке Национальной ассоциации образования детей младшего возраста (The National Association for the Education of Young Children), главной целью организации педагогической практики студентов в американских университетах и колледжах является формирование профессионально-педагогических черт личности, а также овладение практикантами основными функциями педагогической деятельности воспитателя, оказывающего услуги по присмотру и уходу за детьми (caregiver), и педагога, способного организовывать воспитательно-образовательный процесс в условиях детского сада (teacher)1.
Однако важно отметить, что система высшего педагогического образования в Соединенных Штатах имеет ярко выраженную региональную специфику, которая заключается в том, что подходы к наполнению содер-
1 NAEYC, National Association for the Education of Young Children http://www.naeyc.org/
жания вариативной части программ подготовки специалистов в области образования варьируются от штата к штату. В связи с чем, содержание программы подготовки специалистов дополняется существенными для каждого штата компонентами. В штате Иллинойс таким дополнительным компонентом к стандарту подготовки педагогов дошкольного образования является работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Программа подготовки педагогов в области дошкольного образования (The Early Childhood Teacher Education Program), принятая в штате Иллинойс, позволяет готовить кадры к работе с детьми от рождения до 8-летнего возраста, в том числе с детьми, имеющими особые образовательные потребности 1. Программа прошла аккредитацию в Национальном совете по аккредитации педагогического образования (The National Councilfor Accreditation of Teacher Education), основанном в 1954 году и призванным обеспечить качество педагогического образования на всей территория Соединенных Штатов Америки путем проведения экспертизы и аккредитации образовательных программ. Данная программа базируется на ключевых положениях, среди которых особое значение придается теоретическим знаниям и практическим умениям, овладение которыми происходит в процессе изучения не только профильно-ориентированных дисциплин, но и посредством специально организованной педагогической 2
практики .
Обратимся к опыту организации и проведения педагогической практики в педагогическом колледже Университета штата Иллинойс (Illinois State University College of Education). Подчеркнем, что данный университет самостоятельно разрабатывает и реализует программы подготовки бакалавров, магистров, докторов преимущественно в области образования. В связи с чем университет входит в десятку ведущих вузов Американской ассоциации колледжей педагогического образования (The American Association of Colleges of Teacher Education), занимающихся подготовкой педагогических кадров для разных образовательных уровней, в том числе и дошкольного. В рамках направления «Дошкольное образование» в педагогическом колледже организуется два основных вида практики: учебная (study practice) и производственная (practical training), по результатам прохождения которых будущие воспитатели должны проявить свои знания и умения в области планирования и подготовки (domain 1: Planning and Preparation), создания среды в группе (domain 2: The Classroom Environment), организации образовательно-воспитательного процесса (domain 3: Instruction), профессиональной ответственности (domain 4: Professional Responsibilities).
В содержание упомянутых выше областей (domains) входят разнообразные знания, умения и навыки. Так, например, в области планирования и подготовки будущий воспитатель
1 Early Childhood Teacher Education Program.- Illinois State University, 2012. - 67 p.
2 NBPTS, National Board for Professional Teaching Standards http://www. nbpts.org/
должен продемонстрировать знание особенностей физического и психического развития дошкольников, программных задач по направлениям воспитания и обучения в детском саду, структуры занятия, диагностических критериев, направленных на выявления уровня сформированности знаний у детей; владение соответствующими возрасту методическими приемами, умение подбирать дидактический материал и организовывать игровую, художественную, познавательную и продуктивную деятельность, составлять конспекты занятий, разрабатывать и подбирать диагностический инструментарий. В области создания эмоциональной, развивающей и безопасной среды в группе студент в процессе практики показывает свои способности в организации взаимодействия с воспитанниками (через слово и деятельность), направляет детей на то, чтобы они стремились достигать высоких результатов в разнообразных видах деятельности и испытывали позитивные чувства от взаимодействия; более того, студент должен овладеть умением осуществлять мониторинг поведения детей, грамотно корректировать анормальное поведение, организовывать безопасную и без барьерную доступную среду, насыщенную необходимыми для психического и физического развития материалами. Важное значение в программе прохождения практики придается такому аспекту, как организация образовательно-воспитательного процесса. В ходе практики студент должен продемонстрировать свои знания в области направлений психического и физического развития
дошкольников; используя вербальные и невербальные средства общения, доносить до ребенка необходимый материал и формировать у него систему знаний по соответствующему направлению развития; владеть активными и интерактивными методами обучения и воспитания детей, использовать в процессе занятий дидактический материал и электронные ресурсы, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, составлять индивидуальный план развития для детей разных категорий (детей в норме, детей с особыми образовательными потребностями и т. д.), владеть валидным диагностическим инструментарием, с помощью которого можно изучить уровень актуального развития ребенка, уметь гибко трансформировать содержание занятия. В области профессиональной ответственности будущий педагог должен проявить себя как аккуратный, умеющий тщательно и достоверно изучать результаты проведенных диагностик и фиксировать их, быть доброжелательным в общении с коллегами и родителями, по мере надобности привлекать их к воспитательно-образовательной работе, коммуникабельный, желающий принимать активное участие в проектах, организуемых детским садом, стремящийся к расширению знаний и усовершенствованию своих педагогических способностей, защищающий и отстаивающий интересы детей всех категорий, способный к принятию решений и самоанализу своей педагогической деятельности, осуществляющий педагогическую деятельность на основе законов штата и государства.
Остановимся более подробно на видах практики, способствующих формированию у студентов практического опыта в данных областях.
Учебная практика направлена на формирование практико-ориентиро-ванных знаний, умений и навыков, оценка сформированности которых требует применения разнообразных форм работы, способствующих определению их уровня у будущего воспитателя. В качестве такого средства выступают профессиональные педагогические портфолио студентов, состоящие, как правило, из разнообразных видов выполненных студентами работ. Так, в портфолио студента могут быть включены проекты, разработанные студентом самостоятельно в соответствии с программой воспитания и обучения дошкольников в детском саду, доклады, подготовленные им в рамках той или иной профессионально значимой дисциплины, конспекты организации занятий и различных видов детской деятельности (игровая, театрализованная, продуктивная и т. д.), анализ и самоанализ составленных студентом конспектов, педагогический дневник студента, который он заполняет в ходе «пассивной практики», а также педагогическое эссе (самоанализ), представляющее детальный анализ и характеристику приобретенных в рамках практики знаний, умений и навыков, критическую оценку уровня личной подготовки в области предметных, методических и педагогических знаний, умений и навыков, перспективы дальнейшего профессионального самосовершенствования.
Кроме того, следует отметить, что профессионально-педагогические пор-
тфолио дают возможность комплексно осуществить оценку уровня подготовки студента, его готовность к осуществлению профессиональной педагогической деятельности. После окончания колледжа выпускники используют портфолио при поступлении на работу в дошкольные образовательные учреждения.
Однако, наряду с профессиональным педагогическим портфолио студента, которое включено в учебную практику уже на протяжении длительного времени, используются и технологические инновации. Так, в начале 2014 учебного года в педагогическом колледже Университета штата Иллинойс началось внедрение в практику работы со студентами специально разработанных компьютерных программ, так называемых профессиональных тренажеров. С помощью данных тренажеров студент погружается в виртуальное детское окружение, где может в он-лайн режиме проверить эффективность используемых им методов, приемов и средств обучения и воспитания дошкольников. Виртуальная детская группа в случае некорректной работы студента начинает проявлять себя так же, как и дети в условиях реальной группы (непослушание, игнорирование, отсутствие интереса и т. д.). Такой подход позволяет студенту выявить, проанализировать, а в дальнейшем и избежать допущенные в процессе работы с тренажером ошибки самостоятельно.
Другим важным видом педагогической практики является производственная или клиническая практика (в американской терминологии — clinical experience). Производственная (клиническая) практика в педагогическом колледже Университета штата
Иллинойс строится в соответствии с клинической моделью подготовки педагогических кадров в США, разработанной в 2010 г. Ключевая идея данной модели состоит в том, что любые теоретические знания должны иметь своевременные подтверждения в практике. При таком подходе наиболее эффективных результатов в освоении программы подготовки педагогов можно добиться с помощью разумного сочетания теории и практики, установлении партнерских отношений между университетом и базовыми школами (practiceschool), которые используются учебными заведениями для проведения педагогической практики студентов под руководством опытных учителей. Для проведения данного вида практики администрация и профессорско-преподавательский состав педагогического колледжа Университета штата Иллинойс совместно с администрацией учебного заведения Томас Меткалф Скул (Thomas Metcalf School), в котором обучаются и воспитываются дети от
Список
1. Биктагирова, Г. Ф. Зарубежное образование: подготовка учителя в США: проблемы и перспективы: Конспект лекций / Г. Ф. Биктагирова. Каз. федер. ун-т. — Казань, 2014. — 26 с.
2. Коваленко, О. Ю. Инновационные формы подготовки учителей в США / О. Ю. Коваленко // Молодой ученый. - 2013. - № 10. - С. 506-509.
3. Сидоркин, А. М. Профессиональная подготовка учителей в США: уроки для России / А. М. Сидоркин // Вопросы образования. - 2013. - № 1. - С. 136156.
4. CHEA, Council for Higher Education Accreditation http: // www.chea.org
5 до 11 лет, организовали базовую лабораторию (Illinois State University's laboratory school). В этой школе студенты активно помогают педагогам организовывать работу как с детьми в норме, так и с детьми с особыми образовательными потребностями. Первые недели практики студенты наблюдают за работой педагога и ассистента, фиксируют наблюдение в специально разработанные бланки, после чего присоединяются к ведению занятий и включаются в разнообразные виды детской деятельности.
В качестве заключения отметим, что изученные особенности организации педагогической практики в системе американского высшего педагогического образования позволяют изменить акценты в понимании места и значимости организации данного вида деятельности студентов, пересмотреть подходы к ее проведению, а также обратить внимание на углубление связей между высшими учебными заведениями и школами, являющимися базами практики.
литературы
5. Early Childhood Teacher Education Program. — Illinois State University, 2012. - 67 p.
6. NAEYC, National Association for the Education of Young Children http:// www.naeyc.org/
7. National Association for the Education of Young Children. Standards for Initial & Advanced Early Childhood Professional Preparation Programs. —Washington, D.C. 2012. — 103 p.
8. NBPTS, National Board for Professional Teaching Standards http:// www.nbpts.org/
9. NCATE, National Council for Accreditation of Teacher Education http:// www.ncate.org/