Научная статья на тему 'Подготовка педагогических кадров для низших и средних военно-учебных заведений России в 1860-1870-е гг'

Подготовка педагогических кадров для низших и средних военно-учебных заведений России в 1860-1870-е гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / НАЧАЛЬНЫЕ ВОЕННЫЕ ШКОЛЫ / КАДЕТСКИЕ КОРПУСА / ВОЕННЫЕ ГИМНАЗИИ / ВОЕННЫЕ ПРОГИМНАЗИИ / УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРОБНЫЕ УРОКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшёв Алексей Валерьевич

В ходе военной реформы в России 1860-1870-х годов была серьезно преобразована и система военно-учебных заведений всех уровней. Эти изменения потребовали учреждения специальных педагогических учебных заведений для подготовки квалифицированных преподавателей и воспитателей. При 2-й Петербургской военной гимназии были открыты 2-годичные педагогические курсы. Учительское отделение при московском училище военного ведомства преобразовано в Учительскую семинарию военного ведомства. Курсы и учительская семинария, которые возглавляли опытные директора (Г.Г. Данилович, А.Н. Макаров, А.Н. Острогорский) в 1860-1870-е годы формировали высококвалифицированные научно-педагогические кадры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогических кадров для низших и средних военно-учебных заведений России в 1860-1870-е гг»

3. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2005. - 339 с.

4. Жидкова Е. Профессиограмма воспитателя // Дошкольное воспитание. - 1998. - №11. -С. 114-118.

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 176 с.

6. КолесниковаИА., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2005. - 288 с.

7. Колосова Н.В. Подготовка студентов педагогических вузов к управлению образовательным процессом в дошкольном учреждении: Дис. ... канд. пед. наук; Северо-Кавказский гос. техн. ун-т. - Ставрополь, 2000. - 167 с.

8. Кутьев В.О. Педагогическая прогностика: научные подходы и мифы // Педагогика. - 1995. -№3. - С. 7-14.

9. Рождественский А.В. Прогнозирование в области образования как научно-педагогическая проблема: Дис. ... канд. пед. наук; Государственный научно-исследовательский ин-т семьи и воспитания. - М., 2005. - 137 с.

10. Симоненко В.Д., Серкова Е.И. Введение в профессионально-педагогическую специальность // Общая и профессиональная педагогика / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана - Граф, 2005. - Гл. 1. - С. 5-35.

11. Система планирования в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ / Под ред. С.Ф. Багаутдиновой. -Магнитогорск: МаГУ 2004. - 58 с.

12. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием: Учеб. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. -160 с.

13. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

14. Яковлева Н. О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. - 2002. - .№6. -С. 8-14.

УДК 378

А.В. Кудряшёв

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ НИЗШИХ И СРЕДНИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ В 1860-1870-Е ГГ.

В ходе военной реформы в России 1860-1870-х годов была серьезно преобразована и система военно-учебных заведений всех уровней. Эти изменения потребовали учреждения специальных педагогических учебных заведений для подготовки квалифицированных преподавателей и воспитателей. При 2-й Петербургской военной гимназии были открыты 2-годичные педагогические курсы. Учительское отделение при московском училище военного ведомства преобразовано в Учительскую семинарию военного ведомства. Курсы и учительская семинария, которые возглавляли опытные директора (Г.Г. Данилович, А.Н. Макаров, А.Н. Острогорский) в 1860-1870-е годы формировали высококвалифицированные научно-педагогические кадры.

Ключевые слова: военно-учебные заведения, начальные военные школы, кадетские корпуса, военные гимназии, военные прогимназии, учительская семинария военного ведомства, педагогические курсы для подготовки учителей, психолого-педагогическая подготовка, педагогическая практика, пробные уроки, педагогическая конференция.

Входе военной реформы в России 18601870-х годов была серьезно преобразована и система военно-учебных заведений всех уровней. Эти изменения потребовали учреждения специальных педагогических учебных заведений для подготовки квалифицированных преподавателей и воспитателей.

Перемены начались со 2-й половины 1850-х годов. Так, в 1856-1858 годах батальоны военных кантонистов были преобразованы в начальные

училища военного ведомства. В них обучали военных писарей, топографов. В это же время при санкт-петербургском училище были созданы учительские классы для подготовки преподавателей начальной военной школы (для «приготовительных и писарских классов») [1, с. 314; 4, с. 421-422]. В 1863 году педагогическое отделение было переведено из столичного училища в Москву [1, с. 316; 4, с. 59, 61]. Учительское отделение при московском училище военного ведом-

© А.В. Кудряшёв, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

361

ства сначала состояло из 2-х классов. Полный курс обучения был определен в 3 года. Учащиеся продолжали изучать общеобразовательные предметы. Важное место в старшем классе занимала профессиональная психолого-педагогическая и методическая подготовка. Для педагогической практики воспитанников была основана «образцовая школа». Базой для нее стало одно из отделений приготовительного класса училища, состоявшего из самых слабых учеников. Педагогическая практика воспитанников старшего учительского класса состояла в проведении так называемых «пробных уроков» по математике, русскому языку, истории и географии.

В 1865-1866 учебном году при учительском отделении был организован еще один дополнительный класс для учителей военного ведомства, направленных туда для переподготовки [3, с. 45-48].

В 1863 г. на смену старым кадетским корпусам пришли военные гимназии, которые стали одними из лучших средних учебных заведений России 2-й половины XIX века.

Эти преобразования потребовали создания специальных курсов, которые могли бы готовить квалифицированных преподавателей для новых учебных заведений. 13 февраля 1865 г. было утверждено «Положение о приготовлении учителей для военных гимназий», и в том же году при 2-й Петербургской военной гимназии были открыты 2-годичные педагогические курсы [9, с. 7984]. На курсы принимались лица, уже имевшие среднее и даже высшее образование. В основу изучения общих теоретических вопросов по педагогике была положена самостоятельная творческая работа кандидатов под руководством опытных наставников. Преподавателю педагогики предоставлялась возможность составлять лекционный и семинарский курсы в соответствии с запросами слушателей и своими собственными научными интересами. Главной задачей наставника было пробудить у слушателей сознание необходимости научного подхода к решению проблем воспитания, понимание важности овладения навыками анализа педагогического процесса и стремление к этому анализу. Большое внимание уделялось развитию общей педагогической культуры будущих учителей. Согласно «Положению», каждый из слушателей готовился преподавать в младших классах гимназии, по крайней мере, 2 предмета, причем одним из них обязательно был русский язык. Была четко продумана

и отработана система практических занятий. На 1-м курсе слушатели должны были посещать уроки своих руководителей по специальным дисциплинам и наблюдать за работой учеников. Каждый из кандидатов, кроме того, обязан был присутствовать на уроках русского языка в 3-х младших классах гимназии. После 2-3-х недель посещения гимназии кандидат должен был составить подробный конспект одного из уроков своего руководителя, в котором требовалось не только отразить ход урока, его отдельные моменты, но и выразить свое отношение к использованным методическим приемам. Такой конспект являлся 1-й практической работой кандидата и потому подвергался серьёзному разбору на конференции. Следующим этапом педагогической практики на 1-м курсе являлись пробные уроки кандидата. К ним он допускался только после сдачи отчета о проработке учебника по специальному предмету и после заключения руководителя о том, что кандидат знает воспитанников того класса, в котором ему поручается дать урок, и знаком с приемами преподавания. Перед пробным уроком слушатель составлял детальный план его проведения. За 1-й год обучения практикант поводил от 20 до 40 уроков, что подготавливало его к более сложной практике на 2-м году, когда требовалось вести занятия в течение учебного полугодия, а по русскому языку - в продолжение четверти. В течение этого времени кандидаты выполняли все обязанности учителя по данному предмету, следили за самостоятельной работой воспитанников по вечерам, иногда заменяли воспитателей. Обсуждение проведенных уроков проходило при участии всех слушателей, их руководителей и преподавателя педагогики. Ход обсуждения подробно фиксировался в протоколах, которые велись по очереди самими кандидатами. За два года пребывания на курсах каждому приходилось составлять 7 или 8 таких протоколов, что, безусловно, способствовало развитию педагогического мышления и приучало фиксировать в определенной системе важные моменты школьной жизни. Каждый кандидат за 2 года проводил не менее 100 уроков по своей специальности и 20 уроков по русскому языку [10, с. 556-568, 693-705].

Помимо учебной практики слушатели 1 летний месяц проводили с учениками в лагере, занимаясь с ними повторением пройденного материала, организуя географические и исторические экскурсии, занятия по естествознанию. Кан-

дидаты-естественники помогали воспитанникам собирать коллекции насекомых и гербарии, приучали их наблюдать окружающую природу.

Руководила курсами «конференция», в которую входили Г.Г. Данилович, директор 2-й военной гимназии, преподаватели В.А. Евтушевский,

Н.Х. Вессель, Л.Н. Модзалевский, И.Ф. Рашевс-кий, Д.Д. Семенов, К.К. Сент-Илер.

Реформа военно-учебных заведений продолжалась. В 1866 году училища военного ведомства преобразованы в военные начальные школы -«приготовительные заведения для комплектования специальных военных школ» [6, с. 318]. В мае того же года учительское отделение при московском училище военного ведомства было преобразовано в Учительскую семинарию военного ведомства. Семинария представляла собой 3-го-дичное закрытое учебное заведение благотворительного типа, в которое поступали «по собственному желанию воспитанники, лучшие по способностям, нравственности и характеру, из окончивших успешно курс учения в военных гимназиях и прогимназиях и достигших 16-летнего возраста». В 1868 году из военных начальных школ были созданы военные прогимназии - младшие военноучебные заведения, предназначенные для подготовки к юнкерским училищам или обычному общеобразовательному обучению [2, с. 611].

Важную роль в формировании творческой атмосферы, организации всего учебного процесса сыграли главы администрации семинарии (М.И. Ло-начевский (директор семинарии в 1866-1869 гг.) полковник Аполлон Николаевич Макаров (директор семинарии в 1870-1877 гг.) и полковник Алексей Николаевич Острогорский (директор семинарии в 1877-1882 гг.)). А.Н. Макаров сумел собрать в своем учебном заведении лучшие кадры преподавателей Москвы [11, с. 301-302]. Учитель русского языка и литературы В .П. Шереметевский сам так оценивал годы работы в семинарии (18651885): «В течение 26 лет с 2 месяцами и 10 днями моего учительства вообще попробовал я и соли, и перцу в двух учебных ведомствах, лишь третье в лице учительской семинарии неизменно баловало меня... Давать урок в любом классе семинарии значило отдыхать сравнительно с другими заведениями» [5, с. 70]. Сведения по психологии, логике, школоведению и истории педагогики входили в спецкурс «Главные положения о воспитании». Изучались также общая дидактика и методика преподавания каждого предмета [8, с. 343-344].

При семинарии была создана образцовая всесословная школа для приходящих учеников 12-15 лет с курсом военной прогимназии. Она предназначалась для «практического знакомства с преподаванием».

Педагогическая практика в семинарии была тщательно продумана педагогическим комитетом и состояла из нескольких этапов.

Бывший семинарист, ставший опытным учителем, вспоминал спустя многие годы: «Со второго курса мы назначались уже на дежурства по школьным классам в роли помощников третьекурсникам-практикантам, водворяли тишину и порядок, разбирали детские «преступления», вели характеристики учеников, занимали их играми в саду и на дворе, выдавали им книги для чтения, беседовали о прочтенном, о заданном, помогали им устраивать елку Мы привыкли командовать массой, что сказалось впоследствии». Воспитанники 3-го класса давали в школе «пробные» и «дополнительные» уроки. Каждый был обязан дать по одному «пробному» уроку по всем предметам и несколько «дополнительных» занятий по избранным практикантам предметам. Уроки велись по заранее составленному и одобренному руководителем плану. На «пробных» занятиях присутствовал директор, преподаватели данного предмета, классный воспитатель и все товарищи практиканта. Сразу же после урока начинался его разбор, выяснялись сильные и слабые стороны. Первое слово давалось практиканту для самоанализа. «Дополнительные» уроки давались в присутствии преподавателя школы и двух ассистентах - товарищах семинариста. Такие практические занятия, как вспоминали впоследствии сами выпускники семинарии, были для них особенно полезны, так как «они приучали к присутствию на уроках наблюдающей, контролирующей силы, .. .создавало идею преемства дела» [6, с. 6061]. В среднем каждый воспитанникдавал до 20 уроков и присутствовал на 200 уроках у других [3, с. 11].

Находясь в летнем лагере в Сокольниках, семинаристы первых двух классов ходили на экскурсии, собирали гербарии, коллекции насекомых. Старшеклассники продолжали педагогическую практику Им поручались прогулки и экскурсии с воспитанниками 4-й Московской военной гимназии, лагеря которой располагались рядом. Кроме экскурсий семинаристы - третьеклассники назначались на дневные дежурства в помощь воспитателям военной гимназии, готовили к переэкзаменовкам отстающих военных гимназистов [6, с. 62].

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

363

В период контрреформ императора Александра III система обучения в военных гимназиях была признана слишком либеральной. В 1882 г. военные гимназии были реорганизованы в кадетские корпуса, изменены их учебные программы. В 1883 г. педагогические курсы были закрыты.

Консервативные тенденции в военно-учебном ведомстве и во всем обществе, усилившиеся после гибели Александра II, отставки Милютина и Исакова, предопределили конец и Московской семинарии. 15 июня 1885 года было получено официальное распоряжение военного министра Ванновского о закрытии Московской учительской семинарии военного ведомства.

За 18 лет своего существования педагогические курсы подготовили 93 кандидата и допустили к преподаванию 273 учителя, выдержавших испытания в экзаменационной комиссии [7, с. 208209]. Курсы при 2-й петербургской военной гимназии стали своеобразной педагогической академией, которая формировала высококвалифицированные научно-педагогические кадры.

За 32 года деятельности учительской семинарии военного ведомства было 20 выпусков, подготовлено 482 педагога. Из них 115 учителей, прошедших 1-годичный курс переподготовки после окончания начальных военных училищ. К 1881 году в военных гимназиях 12% учителей и более 30% воспитателей были выпускниками этой учительской семинарии [7, с. 209].

Библиографический список

1. Авилов В.В. Учительская семинария военного ведомства. Отчет, предоставленный действи-

тельным статским советником Авиловым // Педагогический сборник. - 1866. - №7.

2. Военная энциклопедия. - СПб.: Товарищество Сытина, 1912. - Т. IV

3. Греков Ф.В., Ладнов Ф.И. Исторический очерк учительской семинарии военного ведомства. - М.: Типография Вильде, 1905.

4. Лалаев М. Приготовление учителей для наших низших школ военного ведомства // Педагогический сборник. - 1866. - №6.

5. Н. А. Учительское отделение при московском училище военного ведомства // Педагогический сборник. - 1864. - Кн. 1.

6. На память о 27 сентября 1907 года. - СПб.: Типография Стасюлевича, 1907.

7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А.И. Пискунов. - М., 1976.

8. Положение об учительской семинарии Военного ведомства // Педагогический сборник. -1869. - № 6. - Часть официальная. - С. 343-344.

9. Приказ начальника военно-учебных заведений от 25 февраля 1865 г №8 об утверждении «Положения о приготовлении учителей для военных гимназий» // Педагогический сборник. -1865. - Кн. VI (март).

10. Протоколы заседаний конференции Педагогических курсов 2-й Петербургской военной гимназии // Педагогический сборник. - 1871. -№4. - №5.

11. Тихомиров Д.И. Педагог по призванию. К 50-летию педагогической деятельности Аполлона Николаевича Макарова // Педагогический листок. - 1906. - №5. - С. 301-302.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.