[3]. Таким образом, модернизация высшего образования предполагает его качественно новый уровень. Она включает содержательное и технологическое обновление высшего образования, повышение его эффективности и качества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко, В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап / В.И. Байденко, Дж. Зантворт. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - 674 с.
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.
3. Блинов, В.М. Эффективность обучения / В.М. Блинов. - М. : Педагогика, 1996. - 191 с.
4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Педагогика. - 2003. - № 3. - С. 34-42.
REFERENCES
5. Baydenko, V.I., and Jerry Zantvort (2003), Modernization of vocational education: the modern stage, publishing house Research center of problems of quality of training of specialists, Moscow.
6. Zimnyaya I.A. (2003), “Key competencies - a new paradigm of education result”, Pedagogy, No. 3, pp. 34-42.
7. Bespal'ko V.P. (1989), Terms of educational technology, publishing house “Education”, Moscow.
8. Blinov V.M. (1996), Effectiveness of training, publishing house “Pedagogy”, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.05.2014.
УДК 378
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ВЕДОМСТВЕ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX -
НАЧАЛЕ ХХ ВВ.
Василий Георгиевич Кричевский, соискатель, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье рассматриваются исторические предпосылки и содержание процесса возникновения практики целенаправленной подготовки педагогических кадров для военно-учебных заведений России. Показана роль педагогических курсов ведомства военно-учебных заведений России в становлении подготовки офицеров-воспитателей и преподавателей для военно-учебных заведений.
Ключевые слова: военно-учебные заведения, подготовка офицеров-воспитателей и преподавателей для военно-учебных заведений.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p63-67
HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE OFFICERS - MENTORS AND TEACHERS PREPARATION IN THE DEPARTMENT OF THE MILITARY TRAINING SCHOOLS OF RUSSIA IN THE SECOND HALF OF XIX-BEGINNING OF
XX CENTURIES Vasiliy Georgievich Krichevsky, the competitor,
The Saint Petersburg Military Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia
Annotation
This article deals with the historical background and content of the genesis of the purposeful practice of the teachers training for the military educational institutions of Russia. The role of the pedagogical
courses of the department of the military educational institutions of Russia in the formation of officers- -educators and teachers for military training schools has been revealed.
Keywords: military academies, training of officers-educators and teachers for military training
schools.
Проведённый историко-педагогический анализ источников, научной литературы, публикаций и исследований показал, что в значительной степени возникновение практики подготовки офицеров-воспитателей и преподавателей военно-учебных заведений в России связано с реформами в военном ведомстве [1], развитием военного образования в России в середине XIX века и созданием в 60-е годы XIX века системы военно-учебных заведений (военные академии, военные училища, юнкерские училища, военные гимназии, кадетские корпуса), которые нуждалась в комплектовании квалифицированными военно-педагогическими кадрами.
Необходимо подчеркнуть, что ведомство военно-учебных заведений постоянное внимание уделяло воспитательным аспектам военного образования. В воспитательной работе упор делался на патриотическое и нравственное воспитание. Активно формировалось понятие офицерской чести, презрение к угодничеству, нечистоплотности, доносительству и т.п. Для нравственного воспитания офицеров и учащихся в военно-учебных заведениях был ведён штат офицеров-воспитателей и офицеров-наставников.
По положению 1866 года военные училища должны были возглавлять начальники в звании генерал-лейтенанта или генерал-майора. При этом предпочтение отдавалось офицерам - выпускникам военных академий. Помощниками начальников училищ по строевой части назначались батальонные командиры, а по учебной части - инспектора классов.
К начальникам юнкерских училищ предъявлялось обязательное требование наличия опыта в командовании отдельными частями, в связи с тем, что эти заведения осуществляли подготовку строевых офицеров.
В военных гимназиях курс обучения был общеобразовательным, но все же достаточно сложным. В связи с этим для преподавания в военные гимназии часто приглашали известных педагогов из гражданских гимназий и даже из высших учебных заведений, комплектуя одновременно постоянный штат. Однако, по мере усложнения программ военно-учебных заведений в них возрастала доля нештатных преподавателей. Так, например, в военных училищах читали лекции известные историки В.О. Ключевский и С.М. Соловьев.
Серьезные трудности в комплектовании преподавателями испытывали юнкерские училища, расположенные в провинциальных городах.
Особый дефицит квалифицированных педагогов в первые пореформенные годы испытывали общеобразовательные военно-учебные заведения. Воспитателями в них были офицеры, не имевшие специальной педагогической подготовки.
Для преодоления этой ситуации в 1866 году в Москве была открыта Учительская семинария военного ведомства. Эта семинария начала готовить учителей для военных прогимназий. Она принимала как лучших выпускников самих гимназий, так и юношей всех сословий, сдавших вступительные экзамены. Помимо Учительской семинарии, подготовку квалифицированных педагогических кадров для ведомства военно-учебных заведений стали Педагогические (учительские) курсы при 2-й военной гимназии, готовившие учителей для военных прогимназий. Среди их слушателей также преобладали гражданские лица, особенно дети духовных лиц.
Таким образом, анализ показал, что в середине XIX века в военном ведомстве были в целом определены требования к начальникам (руководителям) военно-учебных заведений, однако целенаправленной подготовки офицеров для занятия этих должностей, а также должностей преподавателей и воспитателей в военно-учебных заведениях не проводилось.
Соответственно, потребности развития системы военно-учебных заведений России во второй половине XIX века обусловили необходимость комплектования расширяющейся сети военно-учебных заведений специально подготовленными педагогическими кадрами - воспитателями и преподавателями. И первым опытом, по сути - первым этапом становления такой подготовки стала деятельность Учительской семинарии военного ведомства и Педагогических (учительских) курсов при 2-й военной гимназии. Однако, данные учебные заведение готовили педагогические кадры из числа гражданских лиц и в ограниченном числе, что не в полной мере соответствовало возрастающим требованиям к уровню обучения и воспитания в военно-учебных заведениях.
В 1882 году, в связи с реорганизацией военных гимназий в кадетские корпуса, на воспитательские должности в них стали принимать только офицеров. Одновременно были введены должности ротных командиров. Гражданских воспитателей заменяли на офицеров. Однако среди преподавателей-предметников оставались и гражданские педагоги. Для привлечения офицеров на педагогические должности в военно-учебные заведения в 1882 году для всех лиц офицерского состава военно-учебных заведений было установлено ускоренное чинопроизводство.
Анализ показывает, что состояние учебно-воспитательного процесса в военноучебных заведениях России конца XIX в. обусловливало необходимость организации и совершенствования педагогической подготовки офицеров-воспитателей и преподавателей. Это было вызвано, в частности, следующим обстоятельствами:
- в количественном плане - в конце XIX - начале XX вв. существенно увеличилось количество учащихся кадетских корпусов и, соответственно, доля выпускников кадетских корпусов среди учащихся военных училищ. Так в 19Q3 г. в России было 27 кадетских корпусов, при этом количество воспитанников в них увеличилось с 8 тысяч в 1883г. (с учетом 18 военных гимназий) до 12 тысяч человек [2, С. 312-314];
- в качественном плане - в 8Q-9Q годах XIX в. отмечалось существенное снижение качества подготовки и успеваемости кадетов; в этот период в кадетских корпусах количество неуспевающих кадетов достигало 28 % [2, С. 27];
- в организационном плане - в конце XIX в. уровень подготовки офицеров-воспитателей кадетских корпусов оценивался как низкий, а состав этих офицеров носил случайный характер, это были в основном строевые офицеры, не имеющие педагогического опыта и педагогической подготовки.
Таким образом, к началу ХХ века возникла и была осознана необходимость осуществления специальной, целенаправленной подготовки офицеров-воспитателей и преподавателей для военно-учебных заведений.
Соответственно, следующим и, по сути, важнейшим этапом в становлении подготовки офицеров-воспитателей и преподавателей в ведомстве военно-учебных заведений России в конце XIX - начале ХХ вв. стало учреждение в 19QQ году Педагогических курсов для подготовки офицеров-воспитателей. Данные курсы были открыты при Педагогическом музее ведомства военно-учебных заведений по инициативе великого князя Константина Константиновича, который шествовал над этим ведомством.
Педагогические курсы включали:
- одногодичные воспитательские курсы, которые готовили офицеров-воспитателей для кадетских корпусов;
- двухгодичные учительские курсы, готовившие офицеров-преподавателей для военно-учебных заведений.
Педагогические курсы в начале XX века были первым и единственным учебным заведением в России, в котором проводилась целенаправленная подготовка офицерских кадров для военно-учебных заведений - военных воспитателей и преподавателей.
В значительной степени созданию стабильного состава офицеров-преподавателей и воспитателей военно-учебных заведений способствовало принятие в 19Q5 году реше-
ния о введении в военных училищах постоянного состава офицеров. До этого офицеры числились в своих воинских частях и по истечении определенного срока пребывания на педагогических должностях должны были возвращаться в строй в свои части. С учётом этого они воспринимали свою службу в военно-учебных заведениях как временную.
В то же время, для преподавания некоторых предметов, которые в меньшей степени требовали привлечения военнослужащих, продолжали приглашать много нештатных гражданских преподавателей.
Главный начальник военно-учебных заведений великий князь Константин Константинович требовал от подчиненных развивать у воспитанников осознание их человеческого достоинства и устранять все, что может унизить или оскорбить будущего офицера. Полковые храмы были музеями их военной славы.
Наряду с собственно подготовкой педагогических кадров для военно-учебных заведений, определенные основы педагогической подготовки получали и сами учащиеся -так в военных училищах для будущих офицеров был введен курс методики обучения солдат чтению, письму и счету.
Проведя общий анализ становления подготовки офицеров-воспитателей и преподавателей для военно-учебных заведений в России конца ХК - начале ХХ вв., следует особо в этом плане выделить деятельность Педагогических курсов ведомства военноучебных заведений.
Педагогический музей военно-учебных заведений был открыт в 1864 году в Санкт-Петербурге в Соляном городке (набережная реки Фонтанки). Музей содержал коллекции учебных пособий, книг, сведения об издании учебных пособий в России и за границей, изготавливал наглядные пособия с целью снабжения военно-учебных заведений и войск в Петербурге. Он был первым (и долгое время единственным) заведением подобного рода не только в России, но и в Европе.
Открытые при Педагогическом музее Педагогические курсы состояли из одногодичных воспитательских курсов (готовили офицеров-воспитателей для кадетских корпусов), организованных в соответствии с Приказом по военному ведомству от 15.Q6.19QQ года и двухгодичных учительских курсов (были предназначены для подготовки офице-ров-преподавателей для военно-учебных заведений), открытых в 19Q3 году [2, С. 3Q2].
Педагогические курсы были единственным в первом десятилетии ХХ века учебным заведение российской армии, в которых проводилась подготовка преподавателей и офицеров-воспитателей для военно-учебных заведений.
К 191Q году Педагогические курсы окончили 365 офицеров - военных педагогов, преподавателей и воспитателей, а также 16 офицеров из Болгарии. Курсы существовали до 1917 года.
По инициативе офицеров-воспитателей - выпускников Педагогических курсов, в Одесском, Сибирском и Нижегородском кадетских корпусах были организованы собственные лаборатории для проведения педагогических экспериментов и для опытного изучения педагогики и психологии лицами, принадлежащими и составу педагогического персонала и интересующихся этой отраслью научного знания.
ВЫВОД. Таким образом, в целом проведённый историко-педагогический анализ позволяет заключить, что деятельность Учительской семинарии и Педагогических (учительских) курсов при 2-й военной гимназии во второй половине XIX в. и Педагогических курсов ведомства военно-учебных заведений при Педагогическом музее в Санкт-Петербурге в начале ХХ века положили начало процессу подготовки офицеров-воспитателей и преподавателей в ведомстве военно-учебных заведений России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стародубцев, М.П. Основные направления социально-педагогических взглядов Екатерины II / М.П. Стародубцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2Q14. - № 1 (1Q7). - С. 172-177.
2. Зайончковский, П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже 19-20 столетия / П.А. Зайчонский. - М. : Мысль, 1973. - 355 с.
REFERENCES
1. Starodubtsev M.P. (2014), “The Main directions of socio-pedagogical views of Catherine II”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp 172-177.
2. Zayonchkovskaya P.A. (1973), Autocracy and the Russian army on the frontier of 19-20 centuries, publishing house “Mysl”, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.05.2014.
УДК 159.9.072
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ЗАВИСИМЫХ ОТ КУРЕНИЯ
Евгений Анатольевич Кобзев, доцент,
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. С. Носова (МГТУ)
Аннотация
В статье рассматриваются показатели телесного (любящего) контакта с материнской фигурой испытуемых, употребляющих и не употребляющих никотин в детстве. Среди употребляющих никотин испытуемых согласно анкетированию значимо больше тех, кого мамы обнимали редко и не часто, в то время как среди не курящих по самоотчётам значимо больше тех, кого обнимали довольно часто. Тем самым подчёркивается актуальность и значимость телесного контакта с матерью испытуемых в детском возрасте, что может являться одним из решающих факторов в развитии зависимости от курения. Представлены значимые отличия по значимости близкого семейного окружения для курящих и не курящих испытуемых. Согласно полученным данным из сочинений и анкет в раннем детстве по результатам самоотчётов позитивное отношение родителей и близкого окружения к испытуемым по критерию преобразования Фишера среди девушек, употребляющих никотин значимо больше по сравнению с девушками, не употребляющими никотин. Девушки, употребляющие никотин, значимо в большей степени дистанцируются по факту психологической похожести от собственных матерей, чем девушки, не употребляющие табак.
Ключевые слова: семейные отношения, идентификация и подражание в семье молодёжи, употребляющей никотин, проявления любви матери к испытуемым, употребляющим и не употребляющим никотин.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p67-70
RESEARCH OF THE RELATIONS IN THE FAMILY OF YOUNG MEN AND GIRLS
DEPENDENT ON SMOKING
Evgeni Anatolyevich Kobzev, the senior lecturer,
Magnitogorsk State Technical University named after G.S. Nosov
Annotation
The article presents indicators of corporal (loving) contact with a maternal figure of the examinees who use and do not use nicotine in the childhood. Among examinees using nicotine according to the questioning there are significantly more those whom mothers embraced seldom and not often while among the non-smokers, according to self-reports, there are significantly more those who were embraced quite often. Thereby, relevance and importance of the corporal contact with mother of the examinees at children age is emphasized that can be one of the decisive factors in development of the addiction to smoking. According to the obtained data taken from the compositions and questionnaires in the early childhood by results of the self-reports the positive relation of parents and inner circle to examinees by criterion of transformation of Fischer among the girls using nicotine is significantly more in comparison with girls, not using nicotine. The girls using nicotine significantly more separate themselves by psychological similarity from own