5. Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: учеб. пособие / Волков В.Ю., Волкова Л.М., СПб.: С.-Петерб. гос. техн. ун-т. 1998. 97 с.
6. О физической культуре и спорте в Рос-
сийской Федерации: федер. закон от 29.04.99 №80-ФЗ.
7. Физическая культура студента: учебник для студентов вузов / под общ. ред. В.И. Ильи-нича. М.: Гардарики, 1999.
ШАШКИН Николай Геннадьевич — кандидат педагогических наук, зав. кафедрой физической культуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: sportkafedra@bk.ru
SHASHKIN, Nikolay Gennadyevich — Candidate of Pedagogics, Head of Department of Physical Education and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: sportkafedra@bk.ru
УДК 37.018.74
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ВЕДОМСТВА ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ - ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ЦЕНТРОВ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ РОССИИ
И.И. Шуманский
История создания и развития Педагогического музея ведомства военно-учебных заведений, являвшегося первым и долгое время единственным заведением подобного рода не только в России, но и в Европе. Деятельность сотрудников музея по развитию и распространению педагогических знаний как в сфере военного, так и гражданского образования.
Ключевые слова: военное образование; офицеры; обучение; педагогический музей; педагог; военно-учебные заведения; научно-педагогическая школа.
I.I. Shumansky. PEDAGOGICAL MUSEUM AGENCIES MILITARY SCHOOLS RUSSIA ONE OF THE MAIN CENTERS IN THE DEVELOPMENT OF MILITARY PEDAGOGY RUSSIA
Article is devoted to features of legal and psikhologo-pedagogical preparation of teachers and officers-tutors of military department of the Russian Empire at the beginning of the XX century. The author presented the analysis of standard and legal base of the considered period and formation of the experimental direction in military pedagogics is considered.
Keywords: military training; the officers; training; educational museum; teacher; military educational institutions; scientific and pedagogical school.
Создание научно-педагогической школы в России, появление концептуально завершенных оригинальных работ по теории педагогики и дидактики связано с именем К.Д. Ушинского. На протяжении почти всей второй половины XIX в. школа Ушинского имела большое количество учеников и последователей, среди них: Л.Н. Модзалевский, Д.Д. Семенов, М.И. Семевский, В.И. Водовозов, В.И. Лядов, А.Н. Острогорский, А.И. Павловский, Н.Х. Вессель, К.К. Сент-Илер и др.
Каждый из них работал в своей специальной образовательной области, но объеди-
ненные исходными положениями педагогических идей своего учителя они создали теоретические и учебно-методические труды, свою педагогическую практику, ставшую прогрессивным явлением в истории русской педагогики 60-80-х гг. XIX в.
Особо необходимо подчеркнуть, что деятельность этих педагогов была тесно связана с деятельностью ведомства военно-учебных заведений и непосредственно с учреждением в Санкт-Петербурге Педагогического музея военных учебных заведений и двухгодичных педагогических курсов при
2-й Петербургской военной гимназии, задача которых состояла в подготовке высокообразованных учителей-воспитателей.
Важно отметить, что создание и деятельность самого Педагогического музея военно-учебных заведений является весьма примечательным и важным явлением в развитии отечественной военной педагогики, педагогики образования и непосредственно экспериментальной педагогики.
Анализ показывает, что данный музей являлся первым и долгое время единственным заведением подобного рода не только в России, но и в Европе в области как военного, так и в целом гражданского образования [1, с. 11].
Инициатором открытия первого Педагогического музея в России стало Главное управление военно-учебных заведений, которым руководил генерал-адъютант Н.В. Исаков. Эта мысль у него возникла в 1862 г., когда Н.В. Исаков посетил практически первый в Европе педагогический музей в Лондоне — Кенсингтонский музей с небольшим педагогическим отделом и с менее сложной задачей — собирание предметов для художественного образования, что было его главной целью. В России же это стало средством широкой педагогической деятельности.
Первоначально Н.В. Исаков попытался осуществить свой замысел в Москве, так как одновременно со службой в Военном министерстве он был попечителем Московского учебного округа. Примечательно, что сопротивление этому он встретил в Министерстве народного просвещения со стороны графа Д.А. Толстого, министра народного просвещения.
Напротив, военный министр Д.А. Милютин, понимая важность прогрессивных перемен в образовании, проект поддержал, и в 1864 г. в Санкт-Петербурге был открыт Педагогический музей военно-учебных заведений с приоритетными задачами: знакомить военно-учебные заведения с современными пособиями и техническими средствами; собирать образцы лучших учебных пособий и способствовать производству в России собственных средств наглядности, удешевляя их стоимость; проводить выставки воспитательных и учебных пособий, организуя живой обмен идеями по созданию новых; составлять инструкции для изготовления наглядных пособий учащимися военно-учебных заведений; обеспечивать «возможно полное пользование музеем» посетителями всех категорий.
Педагогический музей военно-учебных заведений был создан как «Библиотека и центральное депо военно-учебных заведений» в 1864 г. Его учредителем выступил главный начальник военно-учебных заведений Н.В. Исаков. Первоначально музей существовал при Педагогической библиотеке военно-учебных заведений, а с 1871 г. — в Соляном городке (наб. р. Фонтанки, Пантелей-моновская улица, ныне улица Пестеля, 2). С 1888 г. получил наименование Педагогический музей согласно «Положению о Педагогическом музее военно-учебных заведений», введённому приказом военного министра № 143 от 28.06.1888 г. [2].
Активное участие в становлении и развитии музея принимал первый директор — генерал-майор В.П. Коховский.
Уже в 1866 г. была открыта первая выставка наглядных и учебных пособий не только иностранного производства (Германия, Англия, Франция, Италия), но и собственных экспонатов разных учебных заведений (сначала в Пажеском корпусе, с 1871 г. — в Соляном городке на Фонтанке).
Главной задачей музея было внедрение принципов наглядного обучения (собирание, систематизация, разработка учебных пособий) в деятельность военно-учебных заведений и, прежде всего, военных гимназий и кадетских корпусов.
Особо следует отметить, что Педагогический музей вел активную деятельность по развитию и распространению педагогических знаний как в сфере военного, так и гражданского образования [3; 4].
Создатели Педагогического музея, понимая важность просветительской деятельности, уже в 1871 г. на его базе создали Музей прикладных знаний с целью распространения «простым наглядным способом, посредством объяснения коллекций и общедоступных чтений, технических знаний и общих элементарных сведений, без которых невозможно усвоение таких знаний».
С 1872 г. в Педагогическом музее устраивали публичные лекции по самым разным отраслям знаний (литература, философия, психология, педагогика, естествознание). Их читали И.М. Сеченов, Н.М. Пржевальский, С.М. Соловьев.
С 1871 г. в музее впервые в России стали проводиться народные чтения (свыше 100 тыс. слушателей в год). В дальнейшем чтения стали необыкновенно популярны, их проводили до 5 раз в день. Следует подчеркнуть, что специальные чтения устраивались для
солдат, иногда прямо в расположении военных частей. За 6 лет (1893-1898) в музее бышо проведено 104 солдатских чтения, на них побывали 48 тыс. «нижних чинов» в сопровождении 935 офицеров.
В 1872 г. Музей организовал производство и издал обширный каталог (312 страниц) наглядных пособий и учебных руководств с теорией и практикой наглядного обучения, перечнем и аннотациями ко всем имеющимся учебным пособиям. Среди учебныгх пособий, разработанныгх в музее: арифметические счеты В.П. Коховского, геометрические модели В.А. Евтушевского. Благодаря широкому производству отечественных наглядных пособий, организованных музеем, военно-учебные заведения, русская школа были совершенно освобождены от необходимости покупать наглядные пособия у зарубежных фирм, так как могли приобретать по более низким ценам необходимые наборы пособий по математике, истории, физике, космографии, рисованию, черчению, музыке, гимнастике, по всем предметам начального обучения.
Педагогический музей устраивал педагогические выставки (с 1866 г., среди организаторов — H.X. Вессель, К.К. Сент-Илер, В.А. Евтушевский, Ф.Ф. Эвальд и др.). Участие музея в Политехнической выставке в Москве (1872) способствовало укреплению его репутации как образовательного, воспитательного и культурного центра нового типа, что получило подтверждение и на международных педагогических выставках: Париж (1875), Брюссель (1876), Лондон, Филадельфия, Париж (1878), Бельгия (1880), Венеция (1881), Чикаго (1893) и т.д. Все это принесло музею десятки наград, золотыгх медалей.
После демонстрации в Европе достижений педагогического музея рядом зарубежных правительств быши приняты решения о создании подобных музеев в своих странах, и они были созданы, например, в Амстердаме, Берне, Брюсселе, Вашингтоне, Генуе, Париже, Риме, Токио, Цюрихе. Позже Н.В. Исаков, генерал-адъютант, член Госсовета, писал: «...мы служили указанием иностранцам, что и как нужно делать в школе».
Однако европейский опыт деятельности зарубежных педагогических музеев был мало успешен. Так, пресса по поводу Бельгийского педагогического музея высказалась резко отрицательно, считая эту организацию нецелесообразной, а учреждение — мертвенным.
Первый директор русского музея генерал-майор В.П. Коховский писал по этому поводу: «...мало бышо позаимствовать у русского Педагогического музея тело, нужно было бы позаимствовать и душу, а душа — это люди, глубокочтимые деятели музея. Будет жить душа — будет преуспевать на пользу общую и Педагогический музей».
Сотрудниками Педагогического музея ведомства военно-учебныгх заведений являлись лучшие преподаватели гимназий, университетские профессора, друзья и ученики К.Д. Ушинского. Они стояли у истоков Педагогического музея. Их деятельность способствовала развитию педагогической теории и её связи с практикой. Они организовали первые учительские курсы при 2-й Петербургской военной гимназии. Слушателей учительских курсов называли кандидаты-педагоги, большинство из них быши с университетским образованием (историко-филологического, математического, юридического факультетов) или из духовной академии. Руководство их подготовкой осуществлялось так назытае-мой конференцией, в состав которой входили директор гимназии генерал-майор Г.Г. Данилович, преподаватели-педагоги Л.Н. Мод-залевский, H.X. Вессель, руководители специальной подготовки: по русскому языку — И.Ф. Рашевский, по математике — В.А. Евтушевский, по естествознанию — К.К. Сент-Илер, по географии — Д.Д. Семенов.
Первые учительские курсы при 2-й Петербургской военной гимназии (1870-1880) были очень четко организованы, глубоко методически обоснованны и по системе, и по содержанию работы, по методическому обеспечению единства теоретической и практической подготовки слушателей, в вооружении их навыками самостоятельного, в том числе и экспериментального исследования педагогических вопросов.
Слушатели принимали самое живое участие в работе Педагогического музея: «Из такой богатой сокровищницы наши кандидаты-педагоги могли черпать щедрой рукой все то, что им было необходимо для предстоящей педагогической деятельности... брали из библиотеки для чтения книги, находили источники для своих сочинений; слушали лекции по методике; там же знакомились они с назначением и употреблением тех или других наглядных пособий, пригодных им для будущей практической деятельности» [5]. Д.Д. Семенов заметил, что они, ученики Ушинского, не были новаторами в своей практической, методической деятель-
ности, они просто осуществляли идеи и принципы своего учителя, подготовляя «не рутинеров, не учителей-чиновников, а учителей-педагогов, искренне любящих свое дело» [5].
Все более сложные задачи учительской практики требовали совершенствования структуры музея. Начали создаваться постоянные собрания преподавателей по предметам обучения: с 1884/85 уч. г. — собрания преподавателей математики; с 1885/86 уч. г. — русского языка и физики, иностранных языков, географии и естествознания. Ежегодно на этих собраниях обсуждалось до 200 докладов и сообщений.
В 1881 г. музей учредил общедоступные музыкальные классы, служившие базой для проведения исследований по музыкальной педагогике.
В Педагогическом музее в целях проведения научной, учебной и методической работы были организованы отделы: педагогический (1887), гигиенический, отдел по изучению педагогического наследия Я.А. Ко-менского (1891), педологический имени К.Д. Ушинского (1904), различные секции по предметам (история, география и т. д.), а также лаборатория экспериментальной педагогической психологии (основана в 1901 г., руководитель — А.П. Нечаев) и др.
В работе педагогического отдела (секретарь — П.Ф. Каптерев) принимали участие видные педагоги: Н.А. Корф, Д.Д. Семенов, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Модзалевский, П.Г. Ред-кин, Я.Г. Гуревич. При отделе действовали кружок по начальному обучению, отдел критики и библиографии детской литературы и родительский кружок, организовавший в 1890 г. выставку детских игрушек, игр и занятий.
Директорами Педагогического музея яв-
лялись офицеры, видные военные педагоги В.П. Коховский, А.Н. Макаров (с 1891 г.), З.А. Макшеев (с 1906 г.).
Следует особо отметить роль А.Н. Макарова в становлении экспериментально-педагогического направления в деятельности музеев и созданных при нем курсов. Макаров Аполлон Николаевич (? — 1906) — русский военный педагог, генерал-лейтенант. На военной службе с 1856 г. Прошёл должности: воспитатель военной гимназии, директор учительской семинарии военного ведомства, директор военной гимназии, директор (с 1891 по 1906 г.). Педагогического музея военно-учебных заведений. С 1900 г., оставаясь директором Педагогического музея, был председателем конференции (руководящего органа) Педагогических курсов ведомства военно-учебных заведений.
В 1918 г. Педагогический музей был преобразован в Центральный (Всероссийский) педагогический музей. С 1925 г. — это Государственный институт научной педагогики (ГИНП), с 1938 — Институт усовершенствования учителей (ИУУ), с 1992 г. — Государственный университет педагогического мастерства. В настоящее время — Академия постдипломного педагогического образования.
Список литературы
1. Педагогические курсы ведомства военно-учебных заведений. Сб. 3. СПб., 1911. С.11.
2. Приказы по военному ведомству. СПб.,
1888.
3. Кумарин В.В., Волков H.A. Педагогические музеи в России // Советская педагогика. 1985. № 12.
4. Семенов Д.Д. Педагогическая подготовка учителей за границей и у нас. СПб., 1886.
5. Свободное воспитание: хрестоматия / сост. и авт. вступит. ст. Г.Б. Корнетов. М.: РОУ, 1995. 224 с.
ШУМАНСКИЙ Иван Иванович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры организации кадровой и воспитательной работы. Санкт-Петербурский институт повышения квалификации работников ФСИНРоссии. Россия. Санкт-Петербург. E-mail: ivan1607@mail.ru
SHUMANSKY, Ivan Ivanovich — Candidate of Pedagogics, Associate Professor of Department of Human Resources and Organization of Educational Work. St. Peterbursky Institute for Advanced Training of the Federal Penitentiary Service of Russia. Russia. St. Petersburg. E-mail: ivan1607@mail.ru