Научная статья на тему 'Развитие военно-педагогической мысли и военного образования в России во второй половине XIX — начале ХХ века'

Развитие военно-педагогической мысли и военного образования в России во второй половине XIX — начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1798
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / образование / воспитание / военная реформа / военно-педагогическая мысль / военное образование / военное воспитание. / pedagogy / education / education / military reform / military pedagogical thought / military education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С. Д. Половецкий

В статье кратко рассмотрены некоторые актуальные аспекты многогранного и разнопланового процесса развития отечественной военно-педагогической мысли и военной педагогики во второй половине XIX — начале XX в. Показано, что в ту эпоху интенсивное и поступательное развитие получила и военная педагогика. Именно в этот период впервые в истории отечественной педагогики осуществлялась динамичная и плодотворная интеграция усилий всего педагогического сообщества, направленных на реформирование системы военного обучения и воспитания. Отмечен большой вклад военных педагогов Д. А. Милютина, М. И. Драгомирова, С. О. Макарова, Г. А. Леера и др. в развитие отечественной педагогической мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С. Д. Половецкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MILITARY-PEDAGOGICAL THOUGHT AND MILITARY EDUCATION IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF 19th – EARLY 20th CENTURIES

The author of the article briefly examines some topical aspects of the multifaceted and diverse process of development of Russian military pedagogical thought and military pedagogy in the second half of the 19th and early 20th centuries. The author also shows that during this period military pedagogy also began to develop intensively and progressively. It was during this period that, for the first time in the history of Russian pedagogy, a dynamic and fruitful integration of the efforts of the entire pedagogical community was carried out. These efforts were aimed at reforming the system of military training and education. The author notes the great contribution of military educators D. A. Milyutin, M. I. Dragomirov, S. O. Makarov, G. A. Leer, and others to the development of Russian pedagogical thought.

Текст научной работы на тему «Развитие военно-педагогической мысли и военного образования в России во второй половине XIX — начале ХХ века»

РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В XIX — НАЧАЛЕ ХХ СТОЛЕТИЯ

УДК 37

РАЗВИТИЕ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

В статье кратко рассмотрены некоторые актуальные аспекты многогранного и разнопланового процесса развития отечественной военно-педагогической мысли и военной педагогики во второй половине XIX — начале XX в. Показано, что в ту эпоху интенсивное и поступательное развитие получила и военная педагогика. Именно в этот период впервые в истории отечественной педагогики осуществлялась динамичная и плодотворная интеграция усилий всего педагогического сообщества, направленных на реформирование системы военного обучения и воспитания. Отмечен большой вклад военных педагогов Д. А. Милютина, М. И. Драгомирова, С. О. Макарова, Г. А. Леера и др. в развитие отечественной педагогической мысли.

Ключевые слова: педагогика, образование, воспитание, военная реформа, военно-педагогическая мысль, военное образование, военное воспитание.

С. Д. Половецкий

Доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра истории педагогики и образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва

E-mail: polovez53@mail.ru

Sergey D. Polovetskiy

Dr.Sc (History), Professor, Leading Reseacher, Centre of History of Pedagogy and Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow

Вторая половина XIX — начало ХХ в.— период выдающихся педагогов К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Н. И. Пирогова, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, В. Я. Стоюнина, внесших значительный вклад в развитие российской педагогики. В русле их успехов развивалась и отечественная военно-педагогическая мысль, в рамках реализу-

Как цитировать статью: Половецкий С. Д. Развитие военно-педагогической мысли и военного образования в России во второй половине XIX — начале XX века. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 4 (53). С. 25-36. Б01: 10.24411/2224-0772-2018-10014

емой военной реформы происходили коренные изменения в системе военного образования и воспитания [2, с. 165-180; 6, с. 136-142]. В период великих реформ 1860-х гг. и в последующее время впервые осуществлялись попытки объединения усилий всего российского педагогического сообщества, ученых и практиков.

Деятели реформ. Весьма значителен был вклад и военных педагогов. Поэтому актуальной задачей историко-педагогической науки является исследование участия «военных педагогов в разработке образовательных теорий и развитии разноуровневой структуры педагогического образования, формировании „новой русской педагогики" [6, с 21].

В своей деятельности военные педагоги опирались на фундаментальные и плодотворные теории, разработанные отечественными учеными и практиками той эпохи, которые в свою очередь принимали самое активное участие в научно-педагогической и практической деятельности многих структур военного ведомства: в работе органов военного управления, научно-методических центров, печатных органов, военно-учебных заведений, культурно-просветительных учреждений и др. Как справедливо заметил в этой связи военный педагог-историк В. А. Свиридов, «...современники считали „действительным"министерством народного просвещения министерство военное, куда стекались лучшие педагогические силы» [8, с. 43].

В процессе осуществления военной реформы произошли кардинальные изменения в обучении и воспитании русской армии. В их осуществлении сказались идеи и взгляды передовых государственных и военных деятелей России, лучших представителей отечественной педагогической мысли.

Благодаря вкладу Н. Х. Весселя, П. К. Редкина, К. Д. Ушинского, И. И. Паульсона, Н. А. Вышнеградского, П. Ф. Каптерева, В. Я. Стоюнина, В. П. Острогорского, Н. Ф. Бунакова и мн. др. российская педагогика второй половины XIX века становится наукой. Определяются ее понятийный язык, теоретико-философские основы, предмет, методология, основные направления дальнейших научных и практических изысканий. Именно в этот период, как подчеркивает ведущий российский ученый в области историко-педагогических исследований, член-корреспондент РАО М. В. Богуславский, «политические, социальные, экономические, культурные и собственно образовательные факторы стали мощным стимулом для развития педагогической мысли,

складывания в России педагогической науки...» [1, с. 55].

Военная педагогика выступает самостоятельной, важной и оригинальной составной частью отечественной педагогики, а военно-педагогическое сообщество активно включается в реформирование российских вооруженных сил. Однако «история военной педагогики как отрасль историко-педагогической науки, ретроспективно изучающая сущность, содержание и закономерности военно-педагогического процесса, исследована явно недостаточно» [7, с. 21]. Работы И. А. Алехина, Н. Н. Ауровой, А. П. Барбасова, А. В. Беляева, С. С. Бодрова, А. Г. Варфоломеева, В. А. Гурковского, Е. В. Дрозда, М. Н. Жестковой, А. И. Каменева, Е. В. Климашкиной, В. М. Крылова, В. Е. Кучерова, А. М. Лушникова, С. В. Походяева, В. А. Свиридова, М. П. Стародубцева, А. С. Сушанского, А. Г. Терещенко, С. Л. Шпаганеля и ряда других авторов только приоткрывают некоторые страницы многогранной истории военной педагогики.

В ряду военных педагогов хотелось бы отметить одного из виднейших реформаторов эпохи Александра II, последнего российского генерал-фельдмаршала, графа Дмитрия Александровича Милютина (1816-1912) — военного министра России на протяжении почти двадцати лет (1861-1881). В течение всего этого времени Д. А. Милютин, по сути, был «задающим генератором» всей военно-педагогической реформы в русской армии. Он являлся членом-корреспондентом и почетным членом Российской академии наук, почетным президентом академии Генерального штаба, военно-юридической, артиллерийской, инженерной и медико-хирургической академий, Московского и Харьковского университетов. Милютин много сделал для учреждения военных гимназий и прогимназий, ротных школ, военных и юнкерских училищ, различных образовательных курсов для армейских чинов.

Генерал от инфантерии Михаил Иванович Драгомиров (1830-1905) — выдающийся военный деятель, создатель и глава уникальной национальной военно-педагогической школы второй половины XIX — начала ХХ в., носящей его имя. Ее основные положения, высказанные в «Учебнике тактики» (1879) и других сочинениях о подготовке войск, не потеряли своего значения и в современных условиях.

Степан Осипович Макаров (1848-1904) — многогранно одаренный представитель славной плеяды офицеров русского флота. Сыграл важную роль в формировании теории и практики российского военно-морского

обучения и воспитания, впервые ввел в научно-практический оборот термин «военно-морская педагогика» («Рассуждения по вопросам морской тактики», 1904), определил ее предмет и основные задачи.

Генрих Антонович Леер (1829-1904) — генерал от инфантерии, член-корреспондент российской Академии наук, талантливый педагог и наставник, в течение длительного времени преподаватель ряда военно-учебных заведений, начальник Николаевской академии Генерального штаба. Автор оригинальных учебников и методик, Леер внес значительный вклад в разработку методологии и теории военно-педагогической науки, в обоснование роли морального фактора в современной войне.

Идеи реформ. Базируясь на уроках Крымской (1853-1856 гг.) и победоносной русско-турецкой (1877-1878 гг.) войн, всесторонне проанализировав педагогическое наследие выдающихся военных деятелей прошлого, военные педагоги второй половины XIX — начала XX века разрабатывали и внедряли в войска новые идеи обучения и воспитания. Ядро военно-педагогической системы составили разработанные и внедренные в этот период следующие основные принципы воинского обучения: усиление связи военной теории с практикой, обусловленное проводимой реформой армии и флота; акцент на крепость и устойчивость сознательного, системного усвоения преподаваемых знаний вместо муштры; рациональность в овладении военной наукой вместо доминировавшего раньше фатализма и провиденциализма; применение новых методик обучения, опирающихся на выросший общеобразовательный и культурный уровень призываемого всесословного контингента, и др.

В теории и практике воинского воспитания основное внимание было уделено развитию личности военнослужащих. Моральный фактор объявлялся решающим в достижении победы над врагом. С ним совмещали формирование таких основополагающих боевых качеств, как отвага, стойкость, бесстрашие, смелость, способность к самопожертвованию и др. О невозможности отваги без добродетели подчеркивалось во многих документах того времени.

В новой системе воспитания ведущая роль атрибутирована офицеру. Раньше для солдата в первую очередь он был «барин», который воспитанием подчиненных практически не занимался. Рекруты за продолжительное время службы осваивали воинское дело, перенимали азы морально-психологической подготовки к бою, главным образом под руководством «дядек» — старых солдат и младших командиров.

Теперь командир-воспитатель должен был хорошо знать и любить военное дело, подавать личный пример и сам детально вникать в нужды и потребности подчиненных, владеть педагогическими знаниями, умениями и навыками, делить с солдатами все тяготы и лишения воинской службы и т.д.

В новой военно-педагогической парадигме особо подчеркивалось, что для успешного решения всех поставленных перед армией задач необходима крепкая, сознательная дисциплина, которая рассматривалась как основа, превращающая армию в мощный боевой организм. Она достигается не только неукоснительным следованием воинским законам, уставам и наставлениям, но и справедливым отношением начальников к подчиненным, правильным сочетанием мер поощрений и взысканий, убеждения и принуждения и др.

Вместе с рационализацией обучения для усиления воспитательного момента в армейскую педагогику эпохи реформ была введена идея национально-патриотической основы народной педагогики. Эта идея отразилась в разработке теории и практики создания всесословной армии, базирующейся на принципе всеобщей воинской обязанности. Задача была успешно выполнена: уже к концу XIX в. численность военно-обу-ченного резерва составила около 3 млн чел., что давало возможность развертывать массовую армию на случай войны [6, с. 138].

Все нововведения стремились в максимальной степени учесть конкретно-историческую ситуацию, сложившуюся в России после отмены крепостного права. Они были напрямую связаны с необходимостью выработки принципиально новых навыков самостоятельности и инициативы солдата на поле боя, связанную с появлением новых средств и приемов вооруженной борьбы (нарезное оружие, рассыпной строй). В конце XIX в. боевая подготовка войск значительно улучшилась. Этому способствовали новые, современные уставы и наставления, например, Устав полевой службы (1912) и Наставление для действий пехоты и ар -тиллерии в бою (1914) содержали много принципиально новых требований к смелому и энергичному солдату [6, с. 142].

В новых общевоинских уставах и наставлениях отражен принцип защиты чести и достоинства военнослужащего. Отменена и перестала существовать на практике система телесных наказаний. Вместо муштры, основанной на страхе, основное внимание стало уделяться формированию личности военнослужащего, не столько несущего сословную

воинскую повинность, как было раньше, но сознательно вставшего на защиту Отечества.

Большое внимание уделялось повышению общеобразовательного уровня рядового состава. В дореформенное время только 10% солдат умели читать и писать. Чтобы обеспечить потребность в образованных солдатах, в армии, как мы уже упомянули, стали создаваться ротные школы, в которых преподавателями являлись командиры взводов и рот. Массово открывались солдатские библиотеки. Поэтому уже к середине 1870-х гг. доля грамотных солдат в пехоте увеличилась почти в 4 раза — до 36% [2, с. 175].

Таким образом, в результате проведения, как мы полагаем, демокра -тической военной реформы в монархической стране вводилась система «вооруженного народа»: всеобщая воинская повинность, которая должна была опереться на грамотного и сознательного защитника Отечества.

Новая структура военного образования. В рассматриваемый период отечественная педагогика пришла к важному положению о том, что базой для профессионального образования должно стать общее образование. Ведущие российские педагоги, в том числе военные, вполне обоснованно выступили против ранней специализации обучения. Поэтому концепция реформы образования в целом и реформы военного образования в частности предусматривала отделение общего образования от специального.

С этой целью в стране была введена трехуровневая структура образования: прогимназии, гимназии, университеты. Аналогичная система — военные прогимназии и гимназии, военные училища и академии — вводилась и в российских вооруженных силах. Она явилась ядром проводимой реформы военно-учебных заведений, ставящей своей целью в первую очередь повышение уровня общего образования военных кадров.

Сущность проводимых преобразований заключалась в разделении общеобразовательных и собственно военных компонентов военного образования, которые ранее были совмещены в кадетских корпусах. Их освоение предусматривалось в двух раздельных учебных заведениях — военных гимназиях и военных училищах. Военный министр Д. А. Милютин, солидарный с ним министр народного просвещения А. В. Головнин и их многочисленные сторонники считали, что в военных прогимназиях и гимназиях необходимо проводить общеобразовательную подготовку будущих офицеров, а военную — в военных и юнкерских училищах.

Реформировалась и система высшего военного образования, создавались новые академии, открывались различные офицерские курсы и школы: оружейные, технические, пиротехнические, типографические, фельдшерские и др. [6, с. 139]. Причем важно заметить, что в военно-учебные заведения стала приниматься молодежь вне зависимости от принадлежности к определенному, в первую очередь дворянскому, сословию. Это в известной степени способствовало позитивному изменению военного образовательного уровня, социальной структуры офицерского корпуса.

Для организационно-методического обеспечения деятельности военно-учебных заведений в 1863 г. в системе военного министерства было образовано Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ), просуществовавшее до 1918 г. [9, с. 170] Первым начальником этой ключевой структуры военного образования и воспитания был назначен видный военный педагог генерал-майор Н. В. Исаков. Он занимал эту должность на протяжении 18 лет.

В 1869 г. в структуре ГУВУЗа для координации и обобщения опыта всей учебно-воспитательной деятельности военно-учебных заведений был создан Педагогический комитет, бессменным председателем которого на долгие годы стал Великий князь Константин Константинович (1858-1915) — талантливый военный педагог, генерал от инфантерии. На протяжении пятнадцати лет, в 1900-1915 гг. в должности главного начальника и генерал-инспектора военно-учебных заведений России он руководил их деятельностью, постоянно выступал за гармоничное обучение и воспитание военных кадров. Как известно, Константин Константинович являлся и президентом Российской академии наук, талантливым поэтом, подписывавшим свои произведения К.Р., драматургом, литературным критиком, композитором.

Оценивая большой вклад ГУВУЗа, внесенный в развитие не только военного, но и в целом российского образования, можно привести слова военного историка-педагога А. И. Каменева о том, что в тот период «... Главное управление военно-учебных заведений служило центром русского педагогического движения» [11].

В целом следует признать высокую эффективность проведенных ГУВУЗом мероприятий. По свидетельству педагога и методиста, преподавателя военной гимназии Н. Ф. Бунакова, реформа кадетских корпусов «стремилась из притупляющей,растлевающей казармы... создать живое

учебно-воспитательное учреждение с реальной программой и широкими воспитательными задачами» [4, с. 48]. Некоторые исследователи считают эту задачу выполненной, поскольку в России второй половины XIX в. «военные гимназии заметно опережали по уровню образования классические и являлись передовыми средними учебными заведениями» [10, с. 172]. Примечательно, что в 1867 г. старший сын великого русского педагога К. Д. Ушинского Павел в 15 лет поступил во Вторую военную гимназию, в которой проучился два года и был принят без экзаменов в инженерное училище [3, с. 8].

В повышении научного и методического уровня преподавания в военно-учебных заведениях трудно переоценить роль «Педагогического сборника», учрежденного Военным ведомством, первый номер которого вышел в октябре 1864 г. Журнал быстро стал ведущим общероссийским научно-педагогическим и методическим печатным органом, вокруг которого сплотились лучшие педагогические силы. На его страницах освещались актуальные проблемы обучения и воспитания, размещались разнообразные методические материалы, освещался отечественный и зарубежный педагогический опыт. С журналом сотрудничали К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Модзалевский, А. Н. Острогорский, Д. Д. Семенов, Д. И. Тихомиров и многие другие видные педагоги.

Подготовка педагогов. В освещаемый нами период отечественная педагогика пришла к твердому пониманию того, что задачи обучения и воспитания могут успешно решать только подготовленные и высококвалифицированные педагогические кадры, постоянно повышающие свой уровень и квалификацию. В соответствии с этим было положено начало созданию системы учебных заведений военно-педагогического профиля, предназначенных для подготовки преподавателей и воспитателей военно-учебных заведений. В 1865 г. при Второй военной гимназии в Санкт-Петербурге открылись двухгодичные Высшие педагогические курсы, куда принимались лица с высшим и законченным средним образованием. Курсы стали своеобразной педагогической академией для армии [10, с. 173].

В 1864 г. в Санкт - Петербурге был открыт Педагогический музей воен -но-учебных заведений, который собирал и разрабатывал учебные пособия для военных школ. Этот уникальный образовательный, научно-методический и культурно-просветительный центр дореволюционной России

по масштабам и характеру своей деятельности вышел далеко за рамки военного ведомства, стал своеобразным университетом для всего российского учительства, получил международную известность и признание, участвовал в брюссельских, парижских, венецианских, филадельфийских выставках. В музее применялись передовые педагогические технологии. Активное участие в его работе принимали многие выдающиеся представители российского образования, педагогической науки, культуры и искусства: К. Д. Ушинский, С. М. Соловьев, Н. М. Пржевальский, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев,

A. Н. Острогорский, К. К. Сент-Илер и многие другие.

Итоги реформы военных учебных заведений. В итоге всех усилий по реформе военной школы заметно улучшилась подготовка офицерских кадров, увеличилось их число и качество. К концу XIX в. ежегодно в кадетских корпусах обучалось около 12 тыс. чел. В военных училищах — 5,5 тыс. чел., в юнкерских — 2,8 тыс. чел., в академиях — до 850 чел. В результате среднегодовой выпуск офицеров из военно-учебных заведений достигал 2 тыс. чел., что позволяло обеспечить за их счет до 80% вакансий в армии и на флоте [5, с. 138-139].

Из стен военно-учебных заведений выходили в основной своей массе не только хорошо подготовленные военные специалисты, но и высокообразованные люди. Многие из них составили интеллектуальную элиту российского государства и общества, оставили яркий след в самых разных сферах общественной и культурной жизни России: Н. А. Бердяев,

B. И. Верещагин, В. И. Даль, Ф. М. Достоевский, П. К. Клодт, Ц. А. Кюи, А. И. Куприн, К. М. Станюкович, Н. А. Римский-Корсаков, П. П. Семенов-Тян - Шанский, И. М. Сеченов, П. Н. Федотов, Н. А. Ярошенко и многие другие.

Из этого славного списка выделим, например, Цезаря Антоновича Кюи (1835-1918) — композитора, музыкального критика, члена «Могучей кучки», который всегда считал, что музыка для него лишь увлечение, а жизнь посвящена военной службе. Ц. А. Кюи — генерал, инженер, крупнейший отечественный специалист в области фортификации. Написал множество учебников по фортификации, по которым учились практически все офицеры русской армии. Преподавал военную науку многим великим князьям, в том числе будущему императору Николаю II.

Следует отметить, что военное ведомство зачастую выступало зачинателем различных общероссийских мероприятий в области педагогики.

Например, Первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях, который проходил в декабре 1903 г. Инициатором проведения съезда выступили начальник военно-учебных заведений великий князь Константин Константинович и его заместитель — генерал-лейтенант К. Н. Анчутин. Эта идея была активно поддержана выдающимися русистами-филологами академиками А. А. Шахматовым и А. И. Соболевским, видными российскими педагогами, преподавателями учебных заведений. Съезд стал общероссийским филологическим форумом [9].

На основе всех прогрессивных достижений отечественной педагогики армия и флот коренным образом меняли свой облик, в них происходили значительные изменения. Вся система воинского обучения и воспитания направлялась на воспитание сознательного солдата и офицера. Одновременно решалась задача формирования личности обучаемого, развития всех его способностей. Конечно, армия являлась «сколком», ярким выражением самодержавной монархии. В ней не был преодолен разрыв между рядовым и командным составом. Офицерский корпус в основном оставался по своему социальному статусу дворянским. Однако все же была создана эффективная система воинского обучения и воспитания, многие идеи и наработки которой требуют исследования, а опыт — реконструкции. На этом перспективном направлении нас ждут новые научные находки, открытия, которые, вне всякого сомнения, обогатят историко-педагогическую науку.

Статья подготовлена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№ 27.8089.2017/БЧ) «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».

Литература

1. Богуславский М. В., Кудряшев А. В., Милованов К. Ю. Стратегии реформирования и модернизации российского образования в первой трети XX века / под ред. чл.- кор. РАО, д-ра пед. наук, профессора М. В. Богуславского. М.: ФБГНУ ИСРО РАО, 2017. 170 с.

2. Военная история: учебник для курсантов высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации / под ред. канд. воен. наук, полковника А. А. Кольтюкова. М.: Воениздат, 2006. 469 с.

3. Гаврилова Т. Н. Судьба потомков К. Д. и Н. С. Ушинских // Ярославский педагогический вестник. Том II (Психолого-педагогические науки). 2014. № 1. С. 7-11.

4. Иванов А. Н. К. Д. Ушинский в воспоминаниях дочерей // Новое об Ушинском

(Исследования и материалы о жизни, деятельности и педагогическом наследстве): межвузовский сборник научных трудов. Вып. № 193. Ярославль, 1981. С. 11-50.

5. Киселев А. С., Абашидзе Т. Л., Антокольский А. С. и др. Военная история: учебник / под общ. ред. канд. ист. наук, полковника В. В. Паршина. 2-е изд., доп. и испр. М.: Военный университет, 2003. 544 с.

6. Киселев А. С., Арзамаскин Ю. Н., Горячев В. Б. и др. Военная история: учеб. / под общ. ред. канд. ист. наук, полковника А. В. Маклачкова. М.: Военный университет, 2016. 700 с.

7. Прогноз перспектив российских исследований в области педагогики и образования // Я. А. Коменский и современность: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. М.: ФБГНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. С. 9-25.

8. Свиридов В. А. Влияние педагогических взглядов и идей отечественных педагогов на становление и развитие военного образования во второй половине XIX — начале XX вв. // Мир образования — образование в мире. 2014. № 3. С. 35-43.

9. Труды Первого Съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях (22-31 дек. 1903 г.) / под ред. секр. Съезда П. В. Петрова и при содействии В. М. Пушина, С. А. Переселенкова и Г. Т. Синюхаева. СПб.: Пед. музей воен.-учеб. заведений, 1904. 434 с.

10. Шадская М. В. Формирование духовно-нравственного облика российских офицеров в XIX веке: исторический анализ: монография.: М.: Новые печатные технологии, 2014. 448 с.

11. Энциклопедия русского офицера (из библиотеки профессора Анатолия Каменева) [Электронный ресурс]. URL: http://artofwar.ru/k/kamenew_anatolij_ iwanowich/woennyeakademiiw oennyegimnaziinastawlenijawoennyepedagogi.shtml (дата обращения: 21.07.2018).

DEVELOPMENT OF MILITARY-PEDAGOGICAL THOUGHT AND MILITARY EDUCATION IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF 19th - EARLY 20th CENTURIES

The author of the article briefly examines some topical aspects of the multifaceted and diverse process of development of Russian military pedagogical thought and military pedagogy in the second half of the 19th and early 20th centuries. The author also shows that during this period military pedagogy also began to develop intensively and progressively. It was during this period that, for the first time in the history of Russian pedagogy, a dynamic and fruitful integration of the efforts of the entire pedagogical community was carried out. These efforts were aimed at reforming the system of military training and education. The author notes the great contribution of military educators D. A. Milyutin, M. I. Dragomirov, S. O. Makarov, G. A. Leer, and others to the development of Russian pedagogical thought.

Keywords: pedagogy, education, education, military reform, military pedagogical thought, military education.

References

• Boguslavskij M. V., Kudryashev A. V., Milovanov K. Yu. Strategii reformirovaniya i modernizacii ros-sijskogo obrazovaniya v pervoj treti XX veka / pod red. chl.-kor. RAO, d-ra ped. nauk, professora M. V. Boguslavskogo. M.: FBGNU ISRO RAO, 2017. 170 s. [In Rus].

• Enciklopediya russkogo oficera (iz biblioteki professora Anatoliya Kameneva) [Elektronnyj resurs]. URL: http://artofwar.ru/k/kamenew_anatolij_ iwanowich/woennyeakademiiwoennyegimna-ziinastawlenijawoennyepedagogi.shtml (data obrashcheniya: 21.07.2018). [In Rus].

• Gavrilova T. N. Sud'ba potomkov K. D. i N. S. Ushinskih // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). 2014. № 1. S. 7-11. [In Rus].

• Ivanov A. N. K. D. Ushinskij v vospominaniyah docherej // Novoe ob Ushinskom (Issledovaniya i ma-terialy o zhizni, deyatel'nosti i pedagogicheskom nasledstve): mezhvuzovskij sbornik nauchnyh tru-

dov. Vyp. № 193. Yaroslavl', 1981. S.11-50. [In Rus].

• Kiselev A. S., Abashidze T. L., Antokol'skij A. S. i dr. Voennaya istoriya: uchebnik / pod obshch. red. kand. ist. nauk, polkovnika V. V. Parshina. 2-e izd., dop. i ispr. M.: Voennyj universitet, 2003. 544 s. [In Rus].

• Kiselev A. S., Arzamaskin Yu. N., Goryachev V. B. i dr. Voennaya istoriya: ucheb. / pod obshch. red. kand. ist. nauk, polkovnika A. V. Maklachkova. M.: Voennyj universitet, 2016. 700 s. [In Rus].

• Prognoz perspektiv rossijskih issledovanij v oblasti pedagogiki i obrazovaniya // Ya. A. Komenskij i sovremennost': mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M.: FBGNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO», 2018. S. 9-25. [In Rus].

• ShadskayaM. V. Formirovanie duhovno-nravstvennogo oblika rossijskih oficerov v XIX veke: is-toricheskij analiz: monografiya.: M.: Novye pechatnye tekhnologii, 2014. 448 s. [In Rus].

• Sviridov V. A. Vliyanie pedagogicheskih vzglyadov i idej otechestvennyh pedagogov na stanovlenie i razvitie voennogo obrazovaniya vo vtoroj polovine XIX — nachale XX vv. // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. 2014. № 3. S. 35-43. [In Rus].

• Trudy Pervogo S"ezda prepodavatelej russkogo yazyka v voenno-uchebnyh zavedeniyah (22-31 dek. 1903 g.) / pod red. sekr. S"ezda P. V. Petrova i pri sodejstvii V. M. Pushina, S. A. Pereselenkova i G. T. Sinyuhaeva. SPb.: Ped. muzej voen.-ucheb. zavedenij, 1904. 434 s. [In Rus].

• Voennaya istoriya: uchebnik dlya kursantov vysshih voenno-uchebnyh zavedenij Ministerstva obo-rony Rossijskoj Federacii / pod red. kand. voen. nauk, polkovnika A. A. Kol'tyukova. M.: Voenizdat, 2006. 469 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.