Терещенко Александр Григорьевич - кандидат политических наук, доцент, профессор кафедры морально-психологического обеспечения (боевых действий авиации) Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
(г. Воронеж).
394042 г. Воронеж, ул. Старых Большевиков 2 кв. 23.
Тел.: (4732) 296-02-26. E-mail: teralegra@mail.ru
КУЛЬТУРНАЯ И ВОЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ (1864-1917)
К 150-летию со дня основания Педагогического музея Главного управления военно-учебных заведений
9 февраля 1914 года в Санкт-Петербурге состоялось празднование 50 -летия культурно-просветительной и образовательной деятельности Педагогического музея, который за годы своего существования с 1864 по 1917 годы приобрел почетную известность в России и за границей. На празднование юбилея Педагогического музея прибыло более 160 делегаций, представлявших около 600 человек. Присутствовало императорское географическое общество, представители многих гражданских и военно-учебных заведений, известных периодических изданий, научных обществ, педагогического, литературного, исторического значения, ученые, известные педагоги, офицеры воинских частей, горожане и другие категории граждан. Весьма многочисленными были делегации от зарубежных и отечественных университетов, различных образовательных учреждений России.
В Соляном городке, где размещался Педагогический музей, состоялось торжественное собрание и литературно-музыкальный вечер. В адрес руководства Педагогического музея было направлено более 2000 приветственных телеграмм, оглашение которых заняло времени больше часа. В поздравлениях и докладах отмечалось, что это уникальное учреждение, выросло в лоне военного министерства, которое в меняющихся общественно-политических условиях демонстрировало заботливое отношение к вопросам обеспечения безопасности России, укреплению военной мощи и морального духа армии на началах, отличных от тех, которые существовали в крепостную эпоху [5, л. 7-8].
Педагогический музей возник в период общественного подъема и освободительных реформ в России во второй половине ХК века с целью изучения и распространения передовых педагогических взглядов, ознакомления военноучебных заведений с перспективными учебными и наглядными пособиями. Первоначально музей находился в ведении Г лавного управления военно-учебных за-
ведений (ГУВУЗ), располагался в Санкт-Петербурге на Васильевском острове и назывался Центральным депо учебных пособий. Педагогический музей служил постоянной выставкой образцов учебных пособий и коллекций отечественного и иностранного производства, собирал сведения об их издании, составлял каталоги и указатели, определял достоинства этих пособий и степень их соответствия меняющимся требованиям, а также выдавал их во временное пользование военноучебным заведениям и воинским частям [4, л. 3].
Педагогический музей был учрежден 9 февраля 1864 года по указанию военного министра Д.А. Милютина, который считал образование могучим средством обновления России, подъема всех областей народной жизни и реформирования армии и флота. Его нововведения явились противовесом реакции казарменного и грубого духа, выросшего на крепостнической почве в военном сословии. Стремление иметь на службе Царю и Отечеству инициативного солдата и образованного офицера привело его к осознанию необходимости смягчения нравов в армии, улучшения солдатского быта, изменения многих принципов военного строительства и законодательства. Забота об армии побуждала военного министра ближе стать к делу образования, организации воинского обучения и воспитания, способствовать духовно-нравственному, умственному и физическому развитию будущих офицеров в военной школе.
Столичная аристократия и бюрократия пренебрежительно относились ко многим культурным и военно-образовательным начинаниям и достижениям Педагогического музея, осуждали деятельность Д.А. Милютина за слишком штатский характер реформ в армии и военном образовании. Между тем наследие Д.А. Милютина оказалось весомым и прогрессивным, более соответствующим образованию народных масс, чем работа министерства народного просвещения (граф Д.А. Толстой в те годы министр народного просвещения являлся представителем консервативных сил и проявлял недовольство преобразованиями в системе военного образования) [5, л. 7].
С момента основания Педагогический музей не был учреждением узковедомственным. Его учредители с самого начала ставили перед собой более широкие задачи: развитие общественных идеалов воспитания и образования, бескорыстное служение высоким культурным и национальным ценностям, популяризация науки в широких слоях общества и народных массах. В числе сотрудников музея было много талантливых, энергичных людей, которые руководствовались желанием - принести пользу народному и военному образованию. Основными
средствами реализации намеченных планов являлись постоянные и временные выставки, проведение народных чтений и публичных лекций, забота о подготовке педагогических кадров, совершенствовании просветительной, методической, издательской и научно- исследовательской деятельности в системе военного образования [5, л. 2-3].
Педагогический музей начал свою работу с собирания образцов учебной литературы. Ввиду того, что в России отечественных разработок было немного, работники музея обратили внимание на материалы, которые издавались для военно-учебных заведений за границей. Первые коллекции учебных пособий музей приобрел в Германии, Англии, Франции и Италии. В 1866 году на базе Педагогического музея состоялась первая в России Педагогическая выставка, в работе которой участвовали военно-учебные заведения Санкт-Петербурга и Москвы, а также некоторые учебные заведения Министерства народного просвещения.
На Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года Педагогический музей выставил учебные пособия (по начальному обучению в семьях и детских садах; по курсу обучения в начальной школе) и воспитательные пособия (элементы воспитательной обстановки в помещениях учебных заведений; инструменты и материалы для занятий ремеслами и искусствами). В 1872 году на Московской политехнической выставке Педагогический музей расширил свои экспозиции, представив учебные пособия российского производства. В этом же году музей впервые выступил как просветительное учреждение, организующее курсы для учителей начальных сельских школ [2, с. 111-112].
Международную известность Педагогический музей впервые приобрел на Парижской географической выставке 1875 году. На ней музею была присуждена высшая награда за систематизацию учебных пособий и распространение знаний путем публичных лекций и народных чтений. Опыт Педагогического музея послужил примером для организации подобных учреждений во Франции, Англии, Италии и других странах Европы, с которыми в дальнейшем велись переписка и обмен опытом работы, С этого времени для России открылся западный рынок для продажи отечественных учебных пособий.
Учебно-воспитательная деятельность Педагогический музей постоянно переплетались с насущными интересами армии. На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде 1896 году Педагогический музей экспонировал учебные материалы по умственному и физическому воспитанию в кадетских корпусах. В дальнейшем практически до начала Первой мировой войны музей принимал ак-
тивное участие, как в международных, так и во всероссийских выставках, получая почетные награды и призы за свою культурную и военно-образовательную деятельность.
В 1870 году на Педагогический музей было возложено устройство народных чтений и чтений для нижних чинов. При организации народных чтений Постоянная комиссия музея исходила из предположения, что их слушатели не имеют никакого образования и не желают его приобрести. Отсюда вытекали следующие цели и задачи организуемых чтений: будить у слушателей и читателей из народа стремление к приобретению знаний и самосовершенствованию; развивать в народных массах интерес к содержанию народных чтений, сопровождать занятия картинками, музыкой, пением, опытами, устанавливать видимую связь передаваемых сведений с требованиями ума, чувства и жизни [1, с. 17].
В 1871 году в Москве была собрана первая народная аудитория. В дальнейшем с 1871 по 1913 годы было реализовано более 1200 проектов народных чтений на религиозные и патриотические темы, по литературе, истории, географии, естествознанию и другим отраслям знания. Пристальное внимание Педагогический музей уделял вопросам семейного воспитания и начального образования. Народные чтения часто сопровождались музыкой и пением, прослушиванием национальных мелодий. В 1884 годы при Педагогическом музее были организованы «Общедоступные музыкальные классы», воспитанники которых принимали участи в концертах и музыкальных чтениях. В руководстве и работе классов участвовали М.А. Балакирев, Н.А. Римский - Корсаков и другие известные музыкальные деятели. В последующие годы в Педагогическом музее зародилась идея создания народной консерватории [4, л. 5].
Начиная с 1872 года, Педагогический музей участвовал в организации чтений для солдат. Первоначально для этой цели из воинских частей прибывали солдаты под руководством офицеров. Затем музей организовал несколько солдатских аудиторий в полках. С 1893 по 1898 годы было проведено 104 солдатских чтения, которыми были охвачены 48 800 нижних чинов и 987 офицеров. Солдатские чтения проводились не только в Санкт - Петербурге, но и в других городах и военных округах. Народные и солдатские чтения обычно проводились на темы из жизни царей или «святых», пропагандировали монархические устои государственной власти и абсолютизировали быт простого народа. Особой популярностью при проведении солдатских чтений пользовались произведения
А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.В. Гоголя и других русских поэтов и писателей [4, л. 6].
Для интеллигенции и других категорий слушателей с 1872 года проводились публичные лекции и научные беседы. С 1890 по 1913 год при Педагогическом музее было проведено 1120 публичных лекций, из них - 327 по естествознанию; 228 - по литературе и русскому языку; 126 - по психологии и русскому языку; 126 - по педагогике и дидактике; 73 - по гигиене и медицине; 64 - по астрономии; 62 - по истории; 40 - по правоведению и экономике; 27 - по искусству; 12- по физическому воспитанию; 8 - по географии; 11 - по общей филантропии. В эти годы в Педагогическом музее читали лекции И.А. Сикорский «Умственная и нравственная гигиена воспитании», И.М. Сеченов «Элементы зрительного мышления», И.Р. Тарханов «О роли психических влияний на телесный организм человека» и другие [2, с. 120].
В реализации образовательных и учебно - воспитательных замыслов Педагогического важное значение имела просветительная деятельность его библиотеки с книжным фондом более 50 тыс. экземпляров, в котором преобладала литература общеобразовательного характера, учебники и книги по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам и другим отраслям научного знания. Библиотека и читальный зал были открыты свободному доступу всех интересующимися вопросами обучения и воспитания.
Первым директором Педагогического музея был чиновник по особым поручениям при ГУВУЗе Валентин Порфирьевич Коховский. Под его руководством была создана Постоянная комиссия музея, которая активно развивала его аудиторную, коллекционную, издательскую, научную, методическую деятельность, международные связи и отношения. Первоначально Педагогический музей не имел структурных подразделений и существовал совместно с библиотекой. С расширением деятельности Педагогического музея в его составе появлялись новые отделы: отдел математики (1884 г.), отделы русского языка и физики (1885 г.), отдел иностранных языков (1886 г.), общепедагогический отдел (1887 г.), отделы географии и естествоведения (1888 г.). В 1888 году вышло новое Положение о Педагогическом музее, по которому Постоянная комиссия заменялась двумя комитетами: 1) учебно-воспитательным и 2) хозяйственным под председательством директора музея. Для обсуждения вопросов, касающихся развития какой - либо отрасли науки, создавались специальные отделы учебновоспитательного комитета [3, с. 3-4].
С 1891 по 1906 годы директором музея был профессиональный военный педагог Аполлон Николаевич Макаров, который главной целью музея считал активизацию культурно - просветительной деятельности. Лекции, читаемые в эти годы, приобрели системный характер и даже появились лекционные курсы, объединенные единым замыслом. С именем А.Н. Макарова связано открытие при Педагогическом музее в 1900 году курсов по подготовке преподавателей (двухгодичных) и офицеров-воспитателей (одногодичных) для кадетских корпусов и военных училищ [5, л. 5].
Для обучения на Педагогических курсах отбирались офицеры, удовлетворяющие требованиям как по нравственным качествам и образованию, так и по служебной опытности. Занятия на курсах подготовки преподавателей и офицеров - воспитателей проводились совместно, поскольку считалось, что общепедагогическая подготовка кандидатов на учительские должности и офицеров - воспитателей должна быть соединена. Такое взаимное общение, обусловленное совместным пребыванием на занятиях, способствовало выработке единых взглядов на дело воспитания.
Учебные программы Педагогических курсов предусматривали изучение анатомии и физиологии человека, логики и психологии в применении к делу воспитания, истории развития педагогических идей, методики и истории физических упражнений, гигиены и других учебных дисциплин. Проводились практические занятия по гимнастике, фехтованию, плаванию, педагогике и психологии. Много учебного времени отводилось для самостоятельного изучения научной и методической литературы. О научно-педагогических интересах слушателей свидетельствует тематика рефератов, которая составлялась с учетом их пожеланий: «О нравственном воспитании по сочинениям Дж. Локка», «Мысли К.Д. Ушинского о воспитательном значении труда», «Дисциплина и воспитание», «Вред шаблона при воспитании», «Психологические основы воспитания воли и характера». «Значение психологии для выяснения вопросов о постановке воспитания в военной школе» и другие [6, с. 122].
Учебная и методическая работа на Педагогических курсах организовывалась с учетом дидактических принципов и была направлена на привитие учащимся навыков планирования, организации и проведения учебных занятий. Среди слушателей курсов практиковались посещения уроков учителей, написание рефератов, проведение педагогических экскурсий, консультаций, участие в военно-научных конференциях. Много учебного времени отводилось для самостоя-
тельного изучения педагогических методик, требований руководящих документов по организации обучения и воспитания. На курсах читали лекции врач профессор медико-хирургической академии И.Р. Тарханов, физик А.И. Ковалевский, географ В.П. Буданов, историк Я.Л. Барсков и другие. Педагогические курсы существовали до 1917 года и внесли весомый вклад в развитие педагогической теории и практики в России [5, л. 5].
Коллекционная деятельность Педагогического музея постоянно совершенствовалась и развивалась по трем направлениям:
1. Школьные коллекции, представляли собой образцы специализированных кабинетов по дисциплинам: Закон Божий, математика, иностранные языки, история, естествознание, физика, рисование и другим отраслям знания. В их оборудовании учитывались возрастающие требования к организации образовательной деятельности с различными категориями учащихся.
2. Коллекция пособий по изучению человека, как предмета воспитания состояла из психологической лаборатории и кабинета гигиены. Психофизиологическая лаборатория была основана в 1891 году А.Н. Нечаевым и А.Н. Макаровым и стала первым в России учреждением подобного типа. Цель лаборатории обслуживание теоретического изучения курса психологии, читаемого на курсах по подготовке преподавателей и офицеров - воспитателей для кадетских корпусов. Лаборатория являлась учреждением не только учебно - воспитательного, но и научного характера. Цели и задачи её исследований постоянно обновлялись и расширялись. Школьные пособия и пособия по изучению человека составляли стационарную часть коллекции музея.
3. Коллекции пособий для внешкольного образования (диапозитивы, фотографии, киноматериалы, картины для организации подвижных выставок). Количество мобильных выставок картин, организуемых Педагогическим музеем, постоянно расширялось. В течение 1892 - 1893 годов было удовлетворено 250 требований на демонстрацию картинных выставок, с 1902-1903 - 610 требований, с 1912-1913 годов было организовано 1100 выставок музейных коллекций в различных регионах России [5, л. 2-3].
Начиная с 1998 года, один раз в три года Педагогический музей стал проводить конкурсы и присуждать денежные премии и медали им. К.Д. Ушинского за лучшее сочинение по педагогике (на проценты от капитала, переданного музею его сыном и дочерью). Присуждение премий и медалей производилось на заседании учебно-воспитательного комитета Педагогического музея, который мог
в этом случае приглашать дополнительно с правом голоса необходимое число лиц, имевших заслуги в обучении и воспитании молодежи. В 1904 году в Педагогическом музее был образован отдел им. К.Д. Ушинского, цель которого, состояла в выявлении педагогических основ воспитании, организации практических занятий для лиц, желающих ознакомиться с методами педагогических исследований [1, с. 336].
Педагогический музей не только распространял в общедоступной форме научные и педагогические знания, но и способствовал развитию самообразования, издавал специальные программы для самостоятельного чтения, привлекал к их составлению известных деятелей российской науки. В работе, созданного в 1895 году отдела по содействию развития самообразования, участвовали известный русский физиолог И.П. Павлов, географ Э.Ф. Лесгафт, геолог А.Н. Нечаев и другие. В стенах Педагогического музея зародилась идея о создании Педагогической академии, которая была учреждена в 1908 году. В 1910 году при Педагогическом музее организуется «Географическое общество», содействующее лицам интересующимися географическими вопросами [4, л. 5].
В 1906 году директором Педагогического музея и курсов был назначен генерал-лейтенант Захарий Андреевич Макшеев, который задачи возглавляемого им учреждения понимал следующим образом: «Следить за теоретическими и практическими движениями в сфере обучения и воспитания и сосредотачивать у себя самое лучшее и передовое, что позволило бы военному педагогу без большой потери времени знакомиться с современными педагогическими средствами его профессии (пособиями, приборами, картами, моделями, картинами и прочее) и использовать их на практике» [1, с. 26].
С 1906 по 1913 годы возрождаются и заново организуются отделы музея, как собрания преподавателей, разрабатывающих теоретические и практические вопросы учебной деятельности. В отделах учебно - воспитательного комитета за эти годы было подготовлено более 2000 докладов по вопросам обучения и воспитания, совершенствованию методики преподавания учебных дисциплин. Активизировалась коллекционная деятельность музея, работа по оборудованию специализированных кабинетов, изданию новых учебных и наглядных пособий. В результате к 1913 году Педагогический музей стал, по мнению современников, «единственным в России учреждением, в котором каждый учитель мог найти по своей специальности систематический и подчас исчерпывающий набор учебных пособий иностранной и русской работы» [1, с. 26].
Педагогический музей принимал непосредственное участие в подготовке и проведении первых педагогических съездов, которые способствовали развитию в России научных взглядов на задачи педагогической науки и экспериментальной психологии. В 1906 году состоялся I Всероссийский съезд по педагогической психологии, а 1910 I Всероссийский съезд по экспериментальной педагогике. На I Всероссийский съезд преподавателей педагогики, проводимый в 1911 году, прибыло более 1200 участников. Проблемные вопросы, поднимаемые на съездах, способствовали обновлению содержания и методики в образовательных учреждениях различных уровней, выработке новых подходов к формированию учебных планов и программ в военно-учебных заведениях.
Таким образом, деятельность Педагогического музея по своим культурнопросветительным начинаниям значительно опережала работу многих отечественных правительственных и образовательных учреждений. Педагогический музей называли народным университетом, ибо все живое находило в его стенах разумный отклик и убедительное объяснение. Его руководители и сотрудники не замкнулись на проблемах военного ведомства, а активно включились в разработку общественных идеалов воспитания и образования. Они открыли двери для преподавателей всех ведомств и направлений, создали условия для публичного обсуждения проблемных педагогических вопросов,
Педагогический музей способствовал развитию многих отраслей научного знания и сыграл важную роль в зарождении отечественной психологической науки. Данной отрасли знания надо было еще отвоевать свое право на существование, ведь в это время было еще не совсем ясно значение экспериментального метода исследования. Организованная А.Н. Нечаевым первая в России лабораторию экспериментально-педагогической психологии способствовала развитию учебных психологических кабинетов в других регионах страны, Опытные изыскания Педагогического музея послужили основой зарождения многих просветительных, образовательных и научно-исследовательских учреждений в России, которые дальше развивались самостоятельно.
Педагогический музей воплотил в своей работе идеи общественной самодеятельности и демократического служения научному знанию. Он привлек к своей работе наиболее талантливых ученых-исследователей и преподавателей, был сосредоточением живых изысканий русской педагогической мысли, являлся одним из крупных центров просвещения народных масс, военнослужащих армии и флота, известным и популярным в России и за её пределами.
Список литературы
1. Барское Я.Л. Педагогический музей военно-учебных заведений. 1964-1914. Исторический очерк. СПб, 1914.
2. Коровин В.М., Подлужный В.И., Свиридов В.А. Подготовка офицерских кадров в России: традиции и современность: Монография. Воронеж: Издательство ВГУ, 2004. 368с.
3. Положение о Педагогическом музее. СПб, 1888.7 с.
4. РГВИА (Российский государственный военно-исторический архив), Ф. 354, Оп. 1.
5. РГВИА, Ф. 354, Оп. 1, Д. 14.
6. Терещенко А.Г. Становление и развитие военно-педагогического образования в России: методология, история, приоритеты современности: Монография. Воронеж: ВАИУ (г. Воронеж). 2012. 314 с.