ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 27 2012
УДК 94(47)+374
ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ)
© М. А. САВИНОВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, кафедра отечественной истории e-mail: [email protected]
Савинова М. А. - Внешкольное образование в России во второй половине XIX - начале XX века (На материалах Пензенской губернии) // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 954-959. - Статья посвящена состоянию внешкольного образования в России, в частности таким его формам как, воскресные школы, народные чтения, библиотеки-читальни и музеи. В статье показаны как положительные факторы организации таких курсов и школ, так и негативные моменты, связанные с их деятельностью, их влияние на нравственный уровень, воспитание и образование населения. В статье раскрывается не только самостоятельное значение этих названных форм внешкольного образования, но и их роль в общей системе народного образования России.
Ключевые слова: народное образование, внешкольное образование, воскресные школы, народные чтения, библиотеки-читальни, музеи.
Savinova M. A. - Non-formal education in Russia in the second half of the XIX - early XX century (on the materials of the Penza province) // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 954-959. - The article is devoted to the state of adult education in Russia, especially in such forms as it, Sunday schools, popular reading, libraries and reading rooms, and museums. This article shows how positive factors such courses and schools, and the negative aspects associated with their activities, their impact on the moral level, upbringing and education of the population. The article reveals not only the independent significance of these forms of non-formal education, but their role in the overall system of public education in Russia.
Keywords: public education, school education, Sunday schools, popular reading, libraries and reading rooms, and museums.
Понятие внешкольного образования зародилось в России во второй половине Х1Х века. В свое время, многие исследователи, изучая проблему внешкольного образования, давали различные обозначения последнему. Так, Е. Н. Медынский определял его как просветительскую деятельность обществ, организаций, направленную на удовлетворение образовательных потребностей населения [9. С. 93].
Вторая половина Х1Х столетия является переломным периодом, в истории русской педагогической мысли. В обстановке быстро нарастающего общественного подъема развернулось и общественнопедагогическое движение. Вопросы воспитания и просвещения стали весьма широко освещаться в прессе. В этот период появляются различные общественные организации, занимающиеся вопросами распространения и развития народного образования. Возникают педагогические кружки и педагогические общества. Первые примеры внешкольного образования в России относились к деятельности интеллигенции по просве-
щению, которая имела такие формы как публичные лекции, вечерние школы, народные библиотеки, повторительные курсы и т.д.
Начиная с 1859 года открываются такие общественные учебные заведения как воскресные школы, в которые получили доступ широкие массы городского населения. Появление воскресных школ, их большая популярность и широкое распространение во второй половине Х1Х столетия были обусловлены всем ходом экономического и общественного развития страны. Так, в Пензенской губернии с разрешения начальства Казанского учебного округа были открыты три воскресные школы. С 1 ноября 1860 г. были открыты воскресные школы при Пензенской гимназии и в краснослободске при доме градского общества. В октябре того же года воскресная школа также была открыта в Мокшане [5. Д. 3987. Л. 7-8]. По неполным данным, в 1862 году в России насчитывалось 316 воскресных школ [11. С. 43]. По мнению многих исследователей, воскресные школы положили начало внешкольному образованию в России.
Обеспокоенное быстрым ростом воскресных школ, в мае 1860 г. министерство народного просвещения издало «Правила о воскресных школах», которые значительно сужали их деятельность: школы можно было открывать только с разрешения попечителя учебного округа, работать они должны были под надзором смотрителей уездных училищ и директоров гимназий [1. С. 318].
В декабре 1860 года появился циркуляр министра народного просвещения предписывающий соблюдать изданные в мае «Правила», чтобы воскресные школы служили «только пособием приходским училищам». Преподавание предметов, не указанных в «Правилах», запрещалось. Учебниками и учебными пособиями, кроме тех, что были одобрены министерством для приходских школ, пользоваться не разрешалось. За работой учителей по требованию правительства следили священники. За школами устанавливался усиленный полицейский надзор. В результате была учреждена специальная комиссия, которая подтвердила «противоправительственный» характер деятельности многих воскресных школ, которые вскоре были закрыты [1. С. 321]. Так и в Пензенской губернии от 28 июня 1862 г. поступила докладная записка директора училищ Пензенской губернии губернатору о закрытии воскресных школ [5. д. 3987. л. 7-8].
С целью успокоения общественного мнения правительство вынуждено было пойти на уступки в июне 1864 года «Положением о начальных народных училищах» воскресные школы, были отнесены к разряду начальных народных училищ и стали открываться на равных с ними основаниях. Школы могли быть организованы только для учащихся одного пола, руководители школ непременно должны были утверждаться училищным советом. Наблюдение за религиознонравственным поведением возлагалось на местных священников [12, 8. С. 320].
однако власти продолжали тормозить развитие воскресных школ, затягивая или не давая разрешение на их открытие. Правительство поддерживало лишь те из них, которые состояли при духовных семинариях. Так, керенский уездный комитет Попечительства о народной трезвости обратился в Пензенское Губернское Земское собрание с ходатайством об ассигновании пособия, на устройство воскресных школ, предполагая распространить их устройство в сельской местности уезда. Но ходатайство комитета было отклонено [6. С. 29]. Во многих других губерниях разрешения на открытие воскресных школ крестьяне так же не получали. Впоследствии правительство вынуждено было пойти на некоторое смягчение ограничений в организации этих школ. Было разрешено открывать школы для взрослых не только при народных училищах, но и отдельно. Разрешалось расширить объем предметов. Все это содействовало распространению школ для взрослых. [9. С. 320]. Так, Пензенское земство внесло в это дело планомерность и организованность. оно ввело за свой счет в каждом уезде должность специального учителя для обучения взрослых. Этот учитель переходил от одного селения к другому, оставался в
каждом пункте по два месяца и по вечерам обучал желающих русскому языку, арифметике, геометрии, природоведению, истории и географии [6 . С. 23].
По данным министерства народного просвещения, к началу 1874 года частными лицами и обществами в России было создано всего 26 воскресных школ и вечерних куров. При духовных же семинариях с 1866 года по 1880 год открылось 45 воскресных школ. Распространению воскресных школ содействовали просветительские общества, комитеты грамотности, земства. Видную роль в создании воскресных школ играла прогрессивная интеллигенция. к началу ХХ столетия в России уже насчитывалось 286 школ и курсов для взрослых [11. С. 45].
Что касается народных чтений, то здесь система управления была сложнее. На фабриках и в промышленных учреждениях чтения не допускались. Несмотря на затруднительность организации народных чтений почти во всех губернских городах и в некоторых уездных (по особому разрешению) народные чтения все же организовывались. к началу 90-х годов народные чтения были организованы в 42 губернских и 19 уездных городах. Первый период народных чтений, который продолжается с середины 70-х годов до середины 90-х годов, отличатся, тем, что чтения являлись доступными лишь для губернских и очень немногих городов. В министерстве народного просвещения был создан особый цензорский отдел для предварительной цензуры учебников и книг для народных чтений. кроме того, был осуществлен пересмотр всех имеющихся книг и учебников, изъятие из них «вредных». Впоследствии были пересмотрены и составлены новые каталоги литературы, которые допускались в народные библиотеки и читальни. отсутствие выбора книг, разрешенных для чтения, делало совершенно невозможным логическую последовательность в чтениях. до 1895 года было разрешено всего 136 брошюр. Это обстоятельство в значительной мере подрывало роль народных чтений [9. С. 135]. После принятия правил от 11 октября 1894 года начался новый период в развитии народных чтений. Организация чтений разрешалась только по предварительному соглашению с обер-прокурором Святейшего Синода, министром внутренних дел и при одобрении их местным административным, духовным и учебным начальством. Причем требовалось, чтобы чтения производились под непосредственным наблюдением духовного или учебного ведомства. Этот закон о предварительном соглашении трех министров делал организацию народных чтений трудно осуществимой. Пока предварительными соглашениями удостоверялась нравственная и политическая «благонадежность» лица, которое хотело устроить чтения, это лицо либо успевало умереть, либо переехать либо охладеть к задуманному делу [14. С. 68]. Но, несмотря на громоздкий порядок разрешения чтений, при котором приходилось ждать иногда годами, правила от 11 октября 1894 года внесли огромное оживление в организацию чтений. Через два года после издания правил чтения велись более чем в 400 селениях, а к началу 1900 года уже в 4 204 пунктах [2. С. 45].
Лишь в начале XX века было разрешено устраивать народные чтения повсеместно, в том числе и в сельских местностях. Однако к чтению по-прежнему допускалось ограниченное количество произведений, при этом, за чтениями был установлен контроль сельского духовенства и полиции. Но все же эта форма внешкольного образования, несмотря на ограничения, приобрела широкий размах [2. С. 45-47].
Так как народные чтения были доступнее, чем другие просветительные мероприятия как грамотному, так и неграмотному слушателю т. к. требовали сравнительно небольшой затраты времени у организатора, небольших приспособлений и небольшой затраты денежных средств. Несмотря на то, что очень часто народные чтения были эпизодическими, каждая лекция была как логическим продолжением предыдущей, так и законченной. Поэтому, народные чтения всегда заинтересовывали слушателей, независимо от того, имели ли они возможность посещать все лекции, или одну из них [10. С. 38-41].
Отмена старых правил о народных чтениях сделало возможным более широкое участие земств и культурно-просветительных обществ в организации народных чтений. учитывая полное отсутствие у населения, каких бы то ни было сведений по политическим и социально-экономическим вопросам, организовывали целый ряд лекций по этим вопросам. В уездах лекции велись и без туманных картин, и без каких бы то ни было наглядных пособий, и, тем не менее, население проявляло к ним громадный интерес [10. С. 3841]. Земства стремились придать народным чтениям планомерность, самостоятельную и независимую от народной школы организацию. Результат такой формы внешкольной работы усиливался тем, что народные чтения производились обычно с иллюстрациями при помощи «волшебного фонаря» [2. С. 98]. Так, к
1912 году в Пензенской губернии были организованы 262 чтения с «волшебным фонарем» в 14 селениях, при количестве слушателей в 30 тысяч человек. Среднее же число слушателей приблизительно было около 115 человек. По отдельным пунктам были расхождения. Так, например в Старо-кутлинском училище в среднем на каждое чтение приходилось по 71 человеку, в то время как в Чемодановском училище чтения привлекали более 200 человек, что указывало на разную организацию последних [6. С. 15-17].
По содержанию чтения были приближены к области, наиболее интересующей местное население. Темами для чтений были, например, важные моменты из истории, описания условий хозяйства и быта других народов, ознакомления с различными видами добывающей и обрабатывающей промышленности, изложение главнейших требований гигиены и т. д. [7. С. 23-26]. В частности нельзя не признать важного значения чтений по природоведению, которые являлись как бы вступлением уже к специальным чтениям по агрономическим мероприятиям. Употребляемые при этом кинематографы наглядно иллюстрировали главнейшие положения данной беседы и, таким образом, помогали фиксировать в памяти сущность про-
слушанного чтения. Таким путем народные чтения из простого разумного развлечения превращались в образовательное средство для крестьянского населения. Очень часто появлялись сеансы частных кинематографов, собирая с населения плату в два и три раза большую. По своему содержанию картины в большинстве случаев были рассчитаны на нетребовательный вкус крестьянской массы.
В начале ХХ века чтения велись в двадцати селениях Пензенской губернии. В течение полугода чтения почти не устраивались ввиду прекращения пути во время весенних разливов, вследствие занятости крестьянского населения в летние месяцы и т. д. Другая же половина года, примерно с 15 сентября по 15 марта, наоборот, была периодом сплошных чтений. Из отчетов по чтениям с волшебными фонарями за
1913 год средняя посещаемость на одно чтение определялась примерно в 120 человек. [7. С. 26].
Предпочитались именно чтения с туманными картинами, где имелись многочисленные условия: здесь присутствовала сила впечатлений и возможность легко усвоить содержание. При устном изложении у малоразвитого населения книга, пересказанная в аудитории лектором, была лучше понятна. Все это объясняет высокую посещаемость народных чтений [10. С. 38-41]. Народные чтения являлись заметным положительным фактором в развитии начального народного образования.
для развития внешкольного образования огромное значение имели также народные библиотеки-читальни. Общественные библиотеки в России начали основываться не ранее 30-х годов ХІХ века. Из государственных деятелей первым, обративший внимание на отсутствие у нас общественных библиотек был сенатор Мордвинов. «Известно, - писал он министру внутренних дел Закревскому, - что богатые люди у нас большей частью ничего не читают, а среднего состояния и недостаточные граждане не имеют возможности пользоваться книгами; публичные библиотеки для чтения заведены только в Петербурге, Москве и Одессе...». В ответ на это письмо последовал циркуляр министра, предлагавший городам открывать общественные библиотеки [11. С. 353].
Одна из таких библиотек открылась в Конной слободе Пензенской губернии. Позже была открыта бесплатная библиотека-читальня на Сенной площади, созданная по инициативе сотрудников библиотеки М.Ю. Лермонтова. Впоследствии открылась публичная бесплатная библиотека им. К.Д. Ушинского при 5-м мужском начальном училище. Все библиотеки-читальни имели целью предоставить населению бесплатное пользование книгами и периодическими изданиями. учреждались и содержались они на пожертвования деньгами и книгами от учреждений, общественных организаций и частных лиц [15. С. 39].
Обязанности по руководству читальнями распределялись между всеми членами трех ведомств. «Правилами» от 15 мая 1890 года надзор за народными читальнями возлагался на лиц учебного или духовного ведомства, по соглашению с попечителем
учебного округа и епархиальным архиереем. Результатом этого надзора было ограничение деятельности народных читален [14. С. 63], им разрешалось иметь только те книги, которые прошли цензуру во всех трех ведомствах.
Министерство народного просвещения вовсе не стремилось взять на себя полный контроль, над деятельностью внешкольных образовательных учреждений предпринимая подобные действия. Оно предпочитало уступить эту ответственность ведомству полиции. к примеру, надзор за всеми губернскими публичными библиотеками был передан министерству внутренних дел. В ведомстве просвещения оставались лишь те библиотеки, которые учреждались в училищных домах и соединялись с ученическими книжными коллекциями. Но если библиотека, находясь в училищном помещении, занимала отдельную комнату от классов, то она подчинялась министерству внутренних дел [13. С. 546].
Работа органов местного самоуправления и просветительных обществ в сфере внешкольного образования во второй половине Х1Х века в большинстве случаев сводилась к созданию библиотек, школ для взрослых и организации народных чтений. Эти три формы содействия внешкольному образованию получили наибольшее развитие. другие же формы внешкольного образования, в частности музеи, как-то отодвигались на второй план. Делу создания музеев было отведено второстепенное место, так как они, в силу многих причин, были не в состоянии оказать широкого просветительного влияния на народ как школы для взрослых, библиотеки или народные чтения. В тот период времени при широком развитии внешкольного образования организация общеобразовательных музеев была столь же необходимой, как и организация библиотек. Музей был необходим и как самостоятельное просветительное учреждение, и как вспомогательное при организации школ для взрослых, народных чтений и библиотек.
Во второй половине Х1Х столетия Педагогическим комитетом Главного управления военноучебных заведений было решено создать учреждение, которое могло бы систематически оказывать помощь учителям. Так в 1864 г. возник в Петербурге Педагогический музей военно-учебных заведений. Устройство Педагогического музея было делом новым не только для России, но и для большинства европейских стран [11.С. 359].
В 1885 году был основан естественноисторический музей Нижегородского земства, в 1889 году -Одесский городской естественноисторический музей губернского земства, а в 1896 году - казанский городской научно-промышленный музей [11.С. 363].
В музеях находились предметы, знакомящие население с историей местного края и т. д. Все коллекции изготавливались местным населением во время экскурсий и прогулок. Таким путем создавалась связь между просветительными учреждениями и населением, что развивало самодеятельность последнего. В них были наглядные пособия, харак-
теризующие другие местности, страны, эпохи. Население видело то, о чем читало в книгах местной библиотеки, о чем слышало в аудитории народных чтений. Почти все перечисленные музеи являлись стационарными. коллекции этих музеев были доступны обозрению только в его помещении и не выдавались в пользование просветительным учреждениям [9. С. 246-247].
Организация музеев того времени строилась по районной системе, центральный музей организовывался в губернском центре. Здесь были сосредоточены коллекции общеобразовательного характера, материалы для изучения губернии; имелись мастерские наглядных пособий и лаборатории, которые были не по силам уездным и районным музеям. Летом сюда съезжались учителя, которым читались курсы на различные темы. Таким образом, центральный губернский музей являлся образовательным учреждением. Научный отдел губернского музея и часть показательного отдела являлась подвижной. Идея подвижных музеев при правильной организации имела большое значение: при сравнительно небольших затратах на подвижной музей им могли пользоваться довольно много просветительных учреждений. Но, как и во всем здесь также имелись свои недостатки: от перемещения экспонатов терялась их ценность, что влекло за собой дополнительное расходование средств.
В конце Х1Х столетия в С.-Петербурге по инициативе кружка частных лиц возникла идея подвижного музея. Через год после создания Петербургского подвижного музея открылся музей в Москве, а в 1898 году - в Красноярске [9. С. 248].
к началу ХХ столетия интерес к музейному делу стал расти. Число музеев непрерывно увеличивалось: в 1900 году их было 10, в 1901 году - 19, а в 1903 году - уже 67 музеев [9. С. 250]. Главным образом это были разъездные подвижные музеи, которые преследовали показательные цели.
Постепенно музей становился учреждением, которое занимало самостоятельное место среди других просветительных учреждений. Наиболее традиционными формами музейной работы являлись лекции и экскурсии. В связи с недоступностью для большинства населения поездок уровень посещаемости музеев был слабым. Эти обстоятельства обусловили введение новых форм просветительской работы: организацию выставок, презентаций и т. д.
В Пензенской губернии большинство музеев возникло в результате деятельности различных научных обществ: историко-археологический музей губернского статистического комитета, музей ученой архивной комиссии, естественноисторический музей общества любителей естествознания, которые представляли собой важное звено в просвещении и были первыми музеями Пензенской губернии.
Так, школьный музей, открытый Пензенским обществом любителей естествознания, возник по инициативе одного из членов совета общества в 1911 году и смог начать свое существование благодаря, поддержке совета общества и денежным субсидиям Пензенско-
го городского управления и Пензенского губернского земства [4. С. 896]. Вначале он помещался в небольшой комнате библиотеки имени М. Ю. Лермонтова, но вскоре был переведен в народную читальню имени В. Г. Белинского. Новизна дела и ограниченность средств отразились на развитии музея, и первое время посещений было мало. К открытию музея было всего 45 предметов, которые были выписаны благодаря субсидии Пензенского городского управления. В 1912 году на средства Пензенского губернского земства был выписан целый ряд наглядных пособий, так что к началу второго года имелось уже 180 наименований. Пособия приобретались в Пензенском музее общества любителей естествознания, присылались из Москвы от подвижного музея учебных пособий по техническому образованию, от музея наглядных пособий при женской гимназии, от подвижного музея при Одесском отделении имперского русского технического общества. Кроме городских преподавателей совет общества решил привлечь к пользованию наглядными пособиями музея учителей ближайших сельских школ. Школьный музей Пензенского общества любителей естествознания явился первым районным школьным музеем, где было положено начало всем отделам естествознания. Со временем в нем стали организовываться просветительские курсы устраиваемые земством [13. С. 896-897].
В марте месяце 1912 года при Атмисском женском начальном училище Пензенской губернии был учрежден музей, который обслуживал школы близлежащих сел. В музее показывались различные опыты, объяснялись основные понятия, совершались экскурсии, которые пополняли музей различными предметами, собирались гербарии и т. п. При музее имелось несколько атласов естественноисторического и географического содержания, картины. С созданием в Ат-мисе музея школьные экскурсии стали носить более научный вид, что развивало и увеличивало кругозор учащихся [3. С. 584-585].
Метод наглядного обучения и в теоретическом, и в практическом применении имеет большое значение. Наглядность в системе преподавания, с одной стороны, облегчает труд преподавателя, с другой, способствует более прочному усвоению знаний. Метод наглядного обучения охватывает практически все отрасли знаний. Пензенское Губернское Земство также осознавало необходимость дополнительной подготовки учащихся и стремилось снабдить свои учебные заведения хотя бы самыми необходимыми пособиями, но при недостатке средств не имело возможность снабжать все заведения достаточным комплектом пособий. Поэтому вскоре и земство встало на путь создания районных подвижных музеев, которыми обслуживались бы поочередно близлежащие школы.
Наряду с этим в центрах стали открываться стационарные музеи, имеющие целью широкое и детальное ознакомление. Так, очередное Собрание Пензенского Губернского Земства 1912 года поручило Управе включить в программу летних курсов лекции по наглядному обучению в школе. На выставке,
организованной при курсах, были собраны учебные и педагогические издания различных книгоиздательств, а также детские книги и наглядные пособия. Но нельзя не признать, что все это было лишь отдельными попытками более или менее удачными, но не имеющими постоянного характера и в силу этого слабо организованные. Неудобство выставки заключалось, прежде всего, в ее кратковременности, поэтому она не могла принести той пользы, какую принесло бы постоянное учреждение. Кроме того, собрав экспонаты, земство вынуждено было по окончании курсов часть возвращать, часть оставлять без всякого применения до следующей выставки. Также от перемещения экспонатов терялась и их ценность. Все это могло быть устранено только при помощи учреждения стационарного музея [6. С. 39-41]. Таким образом, музеи содействовали улучшению начального обучения.
Вторая половина Х1Х века отмечена бурным развитием общественно - педагогической мысли. Сдвиг, который произошел в развитии народного образования, по сравнению с дореформенной эпохой был весьма значительным. За всю длительную историю русской школы не только общественные объединения, но и административно - правительственные круги выступали инициаторами создания внешкольных учреждений. Новые условия жизни требовали создания новых направлений образования. Подводя итог нужно сказать, что в данный период времени развитие народного образования имело как положительные факторы, так и негативные моменты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов Я. В. Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее. СПб., 1900.
2. Вахтеров В. П. Народные чтения. С.-Петербург. Изд. журнала Русская школа, 1897.
3. Вестник Пензенского земства. Пенза. 1912. № 8.
4. Вестник Пензенского земства. Пенза. 1912. № 13.
5. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 5. Оп. 1. Д. 3987. Л. 7-8.
6. Доклады Пензенской губернской земской управы по народному образованию. Пенза, 1912.
7. Доклады Пензенской губернской земской управы по народному образованию. Пенза, 1913.
8. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. СПб., 1909.
9. Медынский Е. Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. М.: Изд. Наука. 1918.
10. Медынский Е. Н. Методы внешкольной просветительной работы. М.: Изд. Наука. 1918.
11. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина Х1Х в. / Отв. ред.
А. И. Пискунов. М.: Педагогика, 1976.
12. Положение о начальных народных училищах 1864 года. СПб., 1864.
13. Пругавин А. С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. СПб., 1898.
14. Русская школа. СПб., 1906. №12.
15. Факты. События. Свершения: К 325-летию города Пензы / Авт.-сост. Т. М. Артемова, В. С. Годин,
В. А. Озерская, С. Л. Шишлов. Саратов: Приволж. кн. изд-во (Пенз. отд.), 1988.