Научная статья на тему 'Виды и формы внешкольного образования в Симбирской губернии'

Виды и формы внешкольного образования в Симбирской губернии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕМЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРУЖКИ / КРУЖКИ ТРУДОВОЙ ПОМОЩИ / ОБЩЕСТВО "МАЙСКИЙ СОЮЗ" / МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / НАРОДНЫЕ ДОМА / НАРОДНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / COMMUNITY "MAY UNION" / PEOPLE'S HOUSES / OUT-OF-SCHOOL EDUCATION / FAMILY AND PEDAGOGICAL GROUPS / GROUPS OF WORK HELP / MUSIC SCHOOL / PUBLIC LIBRARIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мезенцева Юлия Арутюновна

Внешкольное образование, а сегодня дополнительное образование, является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Автор раскрывает виды и формы внешкольного образования в Симбирской губернии на основе архивных материалов ОГУ «Государственный архив Ульяновской области».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мезенцева Юлия Арутюновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виды и формы внешкольного образования в Симбирской губернии»

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СРАВНИТЕЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.А. МЕЗЕНЦЕВА (Ульяновск)

виды и формы внешкольного образования в симбирской губернии

Внешкольное образование, а сегодня дополнительное образование, является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Автор раскрывает виды и формы внешкольного образования в Симбирской губернии на основе архивных материалов ОГУ «Государственный архив Ульяновской области».

Ключевые слова: внешкольное образование, семейно-педагогические кружки, кружки трудовой помощи, общество «Майский союз», музыкальная школа, народные дома, народные библиотеки.

Современная система дополнительного образования детей в России сложилась из уникальных, не имеющих аналогов в мире форм внешкольного образования, история которого берет свое начало во второй половине XIX - начале XX в. Возникновение внешкольного образования в России было обусловлено социально-экономическими и политическими преобразованиями страны: во-первых, модернизацией производства, вызванной стремительным развитием науки во всех областях; во-вторых, отменой крепостного права и, в-третьих, революцией. Эти события поставили российское общество перед необходимостью скорейшего повышения образовательного уровня населения.

Для достижения этой цели не только пересматривались и расширялись программы школьного образования детей, но и создавались благоприятные условия для внешкольного просвещения взрослого населения, занятого в производстве, в основном, рабочих и крестьян. Причем основным принципом внешкольного образования являлась общедоступность, т.е. бесплатность и доступный образо-

вательный уровень. Главной его задачей было распространение элементарных знаний среди взрослого населения. Также внешкольное образование было направлено на самореализацию детей в различных сферах деятельности, реализацию потребностей в нравственном, интеллектуальном и физическом развитии, профессиональном самоопределении, на формирование здорового образа жизни [1; 3; 4].

Со временем постепенно сложилась сеть внешкольного образования, состоящая из воскресных школ, народных читален, школьных, народных библиотек и библиотек-читален, вечерних и повторительных классов и курсов для взрослых, народных университетов, народных домов, книжной торговли через книжные склады. Также решались вопросы подготовки кадров для внешкольного образования [1; 2; 3; 4]. Значимость внешкольного образования осознавалась еще в царской России. Со стороны общества и государства оно признавалось не менее ценным, чем школьное образование, и одинаково необходимым. В 1912 г. на общеземском съезде в Москве было постановлено поручить дело внешкольного образования местным органам общественного самоуправления при широком участии местного населения [4].

Внешкольное образование в России до 1918 г. не входило в государственную систему образования и развивалось только благодаря общественной инициативе - местному самоуправлению, добровольным обществам, различным организациям и частным лицам, стремящимся постоянно демократизировать его. Вследствие этого развитие нового на тот момент вида образования шло медленно и неравномерно по всей России. В ряде земств различных губерний организация внешкольного образования проходила планомерно и систематично, чего нельзя сказать о земствах Симбирской губернии, которые в этой области не сделали практически ничего или очень мало. Несмотря на то, что местные власти понимали значимость внешкольного образования (но, тем не менее, почти не обращали на него внимания), в основном оно было случайным придатком к школе. Однако, сравнивая школьное и внешкольное образование, признавали, что

© Мезенцева Ю.А., 2010

последнее не может быть заменено ничем другим, тогда как школьное иногда заменяется отдельными формами внешкольного образования (воскресной школой, курсами для взрослых и т.п.). В то же время внешкольное образование напрямую зависит от школьного - чем выше школьная подготовка, тем разностороннее и выше будет внешкольное образование, но оно может и должно существовать и при отсутствии школы, тогда как школа при отсутствии внешкольного образования теряет свое значение [2; 4].

Несмотря на то, что симбирское губернское внешкольное образование находилось в зародыше, оно все же постепенно развивалось. Распространенными видами внешкольного образования в Симбирской губернии являлись кружки различной направленности, в том числе семейно-педагогические и кружки трудовой помощи, различные общества, клубы, бесплатные народные библиотеки-читальни, народные дома [1; 3; 4]. Первые внешкольные учреждения возникали только по «высочайшему повелению». У каждого такого объединения были собственный устав, который утверждался губернскими начальниками, свои цели и свои учредители. Учредителями были знатные и состоятельные граждане Симбирска. Членами многих обществ, клубов и кружков могли стать все желающие, за исключением несовершеннолетних, классных чинов, воспитанников учебных заведений, юнкеров и нижних воинских чинов, состоящих на действительной военной службе, и лиц, ограниченных в правах по суду [1; 3].

Почти при каждом кружке, обществе, клубе, народном доме имелась собственная библиотека. Многие из них кроме проведения культурных мероприятий ставили перед собой цель укрепления среди населения народного самосознания, патриотизма, познания необходимости народного представительства и проведения в жизнь знаний и понятий умеренно-прогрессивного направления без какой-либо партийной окраски. Для достижения поставленных целей не только устраивались спектакли и концерты, выписывались книги, газеты, периодические издания, приглашались специалисты по разным наукам для чтения лекций, но и издавались брошюры и газеты, создавались с разрешения властей школы библиотеки, читальни, книжные склады, научно-образовательные музеи, курсы, детские сады, приюты, народные столовые и чайные и т.п. Устройством научнопросветительных и учебно-вспомогательных учреждений, т.е. учреждений внешкольного образования, занимались общества «на-

родных домов», которые были распространены в Сенгилеевском уезде Симбирской губернии [1]. Кроме того, некоторые кружки проводили образовательные экскурсии для бедных детей, организовывали площадки для детских игр и развлечений. В Симбирске, например, семейно-педагогический кружок Супе-ранских просуществовал с 1902-го по 1916 г. и прекратил свое существование после их отъезда из города. Целью кружка была не только разумная организация досуга детей, но и работа с родителями.

Первое, что было организовано этим кружком - детская библиотека, чтобы дети как можно больше читали. Для библиотеки выписывались детские и взрослые журналы, покупались недорогие издания, некоторые писатели присылали им свои книги. В библиотеке помогали гимназистки-старшеклассницы, приобретая навыки библиотечного дела. Также силами этого кружка был организован естественно-исторический музей, устав которого был утвержден в апреле 1909 г. [4]. С самого начала существования кружка было организовано несколько секций по интересам: девочек учили шить и вышивать, мальчиков -столярному и переплетному делу. Занятия по интересам проводились мастеровыми, которых приглашали за небольшую плату. По воскресеньям художник с желающими занимался рисованием.

В летние каникулы в городском Николаевском саду устраивались игры для детей разных сословий. Дети объединялись по возрастам в группы и могли приходить сюда ежедневно. В зимнее время сад заливался под каток, и учащиеся всех школ города могли бесплатно кататься на коньках. На Рождество силами кружка для детей устраивалась елка с подарками, на которой кроме сладостей нуждающиеся дети получали теплые вещи: валенки, шапки или рукавицы. Также в семейно-педагогическом кружке Суперанских регулярно проводились собрания, на которых слушались и обсуждались доклады по вопросам нравственного воспитания, педагогике, литературе, истории, а также посвященные памяти известных деятелей культуры [3; 4].

Среди народных масс большое распространение получили кружки трудовой помощи, т.к. способствовали развитию кустарных промыслов. Эти кружки в основном располагали средствами исключительно от своих доходов, от пожертвований населения, губернского земского собрания и взносов членов кружков. кружки открывали школы ремесел - кройки и шитья, ремесленного и прикладного искусства, ар-

хитектурного черчения, счетоводства, учебнопоказательные технические мастерские и т.д. Условием поступления в эти учреждения являлась грамотность. Принимались желающие всех сословий, дети крестьян не моложе 14 лет. По окончании обучения выдавалось свидетельство. Большинство учеников быстро находили себе дело, потому что изучали в основном то, что пользуется спросом и дает заработок [2].

кроме того, в Симбирской губернии создавались общества, носившие экологическую направленность. Так, например, в г. курмыше Симбирской губернии действовало общество «Майский Союз», цель которого заключалась в защите птиц от истребления, охране их гнезд от разорения, снабжении пищей в зимнее время и вообще в ограждении животных от жесткого обращения. Деятельность общества распространялась на г. Курмыш и соседние деревни. членами этого союза являлись только мальчики школьного возраста. Каждый принятый в союз мальчик получал особый знак в виде летящей ласточки с правом носить его на фуражке. В одно из майских воскресений все члены союза собирались для празднования годовщины основания «Майского Союза» и под руководством попечителя сажали деревья [3].

Кроме перечисленных видов внешкольных учреждений в Симбирске была музыкальная школа Е.В. Цетнерской-Пузыревой, открывшаяся в 1903 г. Целью школы являлось музыкальное образование. В школу принимались лица не моложе 18 лет, учащиеся разного пола обучались отдельно. Несовершеннолетние при вступлении в школу должны были представить письменное разрешение родителей или лиц, их заменяющих. Предметы, преподаваемые в школе, делились на специальные (игра на фортепьяно и инструментах, входящих в состав оркестра, пение) и обязательные (теория музыки, гармония, сольфеджио, история музыки и хоровое пение). обучение было платное, и стоимость его определялась по соглашению с учредительницей школы. окончившие полный курс получали свидетельства о выдержанных испытаниях по всем предметам или только по одному специальному за подписью учредительницы и всего училищного персонала [3].

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что внешкольное образование в Симбирской губернии медленно, но верно развивалось. В большей степени развивалось внешкольное образование взрослых. После революции в феврале 1917 г. местные власти обратили особое внимание на внешкольное образование, разработав план преобразования [2]. По этому плану губернское и уезд-

ные земства должны были устраивать народные библиотеки (сельские и центральные), читальни и книготорговлю для обеспечения населению более широкого доступа к книге. Также должны были организовываться систематические народные чтения. Чтения на географические, исторические, зоологические темы и по другим отраслям знаний иллюстрировались при помощи наглядных пособий, световых картин, кинематографа, граммофона, т.к. это помогает усвоению знаний и повышает интерес слушателей не только к отдельным лекциям, но и к целым курсам. Устройство этих чтений поручалось учителям, а также приглашались специалисты-лекторы.

Кроме того, вводились занятия со взрослыми и подростками. По своей сути эти занятия были наиболее близки к начальной школе и имели две цели: дать начальные знания (обучить чтению, письму и счету) неграмотным и возможность повторить и дополнить курс окончившим народные школы. Эти занятия обычно назывались по времени, когда они проходили: вечерние или воскресные. Наряду с занятиями со взрослыми и подростками устраивались дошкольные занятия с детьми. Задачами таких занятий являлись, во-первых, подготовка детей к усвоению школьных знаний и, во-вторых, содействие общему духовному развитию ребенка. Поэтому в программу дошкольного образования входили основы рисования, лепки, пения, рассказывания и т.д. Также устраивались школьные музеи и выставки, постоянные и передвижные, на различные темы.

особое внимание должны были уделять в крупнейших сельских центрах губернии созданию народных домов - центров симбирского губернского внешкольного образования. Народный дом - это объединение общественных, культурно-просветительных и экономических учреждений. Организуя всю деятельность земства в области внешкольного образования, народный дом должен был объединить наличные культурные силы местного населения и установить тесную связь между ними и земством для просветительной деятельности. Способствуя единению наиболее культурных и деятельных представителей населения, он мог дать толчок к возникновению таких полезных организаций, как сельскохозяйственные общества и разного рода кооперативы, которые содействовали бы повышению экономического благосостояния населения.

На народные дома возлагались новые большие задачи: 1) путем устройства различных культурных акций они должны были отвлечь население от праздного препровожде-

ния времени, от картежных игр и широко развитого употребления крайне вредных суррогатов водки; 2) предоставлением своих помещений для различных общественных собраний народный дом должен был способствовать общественно-политическому воспитанию населения. Основой народного дома являлась центральная библиотека-читальня, были также зал для театральных представлений и кинопросмотра, общественная чайная, книготорговля и т.д. Зал также служил для собраний местных общественных организаций, которые преследовали цели просвещения, духовного или физического воспитания населения.

Результатом нововведений явилось открытие в губернской управе временного отдела народного образования, который должен был состоять из секций: школьного и внешкольного образования. Таким образом, внешкольное образование постепенно стало занимать самостоятельное место в ряду мероприятий, направленных на поднятие культурного уровня населения и получило признание общества как необходимое и не менее ценное, чем школьное образование.

Литература

1. Государственный архив Ульяновской области. Ф. 20. Симбирское губернское по делам об обществах присутствие. Оп. 1.

2. Государственный архив Ульяновской области. Ф. 46. Симбирская губернская земская управа по отделу народного образования. О. 2, 18.

3. Государственный архив Ульяновской области. Ф. 76. Канцелярия симбирского губернатора. Оп. 1, 2.

4. Государственный архив Ульяновской области. Ф. 99. Директор народных училищ Симбирской губернии. Оп. 1.

Types and forms of out-of-school education in the Simbirsk province

Out-of-school education, that is supplementary education today, appears to be a very important part of the educational space established in the modern Russian society. It is socially needed and it combines upbringing, education and personal development of a child. The author reveals the types and forms of the out-of-school education in the Simbirsk province on the basis of the archival materials of the State Archives of the Ulianovsk Region.

Key words: out-of-school education, family and pedagogical groups, groups of work help, community "May union”, music school, people’s houses, public libraries.

Ю.в. Лазарев

(рязань)

методика преподавания словесности в педагогической периодике нАЧАЛА XX в. (журнал «Родной язык в школе»)

Значительное влияние на развитие школьного образования оказывает педагогическая журналистика. На основе анализа редакционной политики журнала «Родной язык в школе» и публикаций в нем определены причины успеха нового издания, позволившие ему в короткое время стать основным научно-методическим изданием для учителя словесности, определяющим своими публикациями дальнейшее развитие школьного литературного образования.

Ключевые слова: методика преподавания литературы, педагогическая журналистика, история образования.

Активное развитие отечественной педагогической журналистики впервые приходится на период реформ конца 1850-х - первой половины 1860-х гг. Русское общество заинтересовалось проблемами образования и воспитания, и они, почти совсем не затрагивавшиеся прежде, стали преобладающими для центральной и местной печати. Вопросы преподавания словесности сразу же оказались в центре внимания педагогической публицистики. Этому в значительной степени способствовало то, что учителя-словесники активно занялись журналистской деятельностью, выступая на страницах газет и журналов (В. Водовозов, В. Стою-нин, К. Петров, В. Скопин, А. Филонов и др.).

Новый подъем педагогической журналистики приходится на начало XX в. - время реформирования образовательной системы, интенсивного развития педагогических новаций. Рынок педагогической периодики этого периода разнообразен: выходит множество изданий, чаще всего политематических, пытающихся охватить разнообразные педагогические вопросы. Кроме того, данный период характеризуется бурным развитием провинциальных педагогических изданий, нередко имевших компилятивный характер и недолговечных. Однако отсутствие дифференциации в педагогических изданиях не позволяло полностью удовлетворить запросы разнообразных слоев читателей.

© Лазарев Ю.В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.