Научная статья на тему 'Преобразование системы подготовки преподавателей и воспитателей для военно-учебных заведений Российской империи во второй половине XIX века'

Преобразование системы подготовки преподавателей и воспитателей для военно-учебных заведений Российской империи во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛИ / TEACHERS / ВОСПИТАТЕЛИ / ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ / MILITARY AND PEDAGOGICAL VIEWS / ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / TRAINING AND EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ВОЕННО-УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / MILITARY SCHOOL / TUTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буряковский Руслан Олегович

В статье проанализирован историко-педагогический процесс становления и развития системы подбора преподавателей и воспитателей для военно-учебных заведений Российской империи во второй половине XIX века. Анализируя материал с современных научных позиций, можно сделать вывод, что многие проблемы, встречающиеся в сегодняшнее время, аналогичны тем проблемам, с которыми сталкивались наши предшественники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буряковский Руслан Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF TRAINING TEACHERS AND TUTORS FOR MILITARY SCHOOLS OF THE RUSSIAN EMPIRE LATTER HALF OF THE 19TH CENTURY AND ITS IMPROVEMENT

The article presents the analysis of historical and pedagogical process of formation and development system of recruitment teachers and tutors for military schools of the Russian Empire in the second half of the 19th century. According to the data of modern scientific theories the author of the article drew a conclusion many problems nowadays are similar to problems which our predecessors faced.

Текст научной работы на тему «Преобразование системы подготовки преподавателей и воспитателей для военно-учебных заведений Российской империи во второй половине XIX века»

УДК 37.013.

Р.О. Буряковский

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЛЯ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

В статье проанализирован историко-педагогический процесс становления и развития системы подбора преподавателей и воспитателей для военно-учебных заведений Российской империи во второй половине XIX века. Анализируя материал с современных научных позиций, можно сделать вывод, что многие проблемы, встречающиеся в сегодняшнее время, аналогичны тем проблемам, с которыми сталкивались наши предшественники.

Ключевые слова: преподаватели, воспитатели, военно-педагогические взгляды, обучение и воспитание, образовательный процесс, военно-учебное заведение.

R. Buryakovsky

SYSTEM OF TRAINING TEACHERS AND TUTORS FOR MILITARY SCHOOLS OF THE RUSSIAN EMPIRE LATTER HALF OF THE 19th CENTURY AND ITS IMPROVEMENT

The article presents the analysis of historical and pedagogical process of formation and development system of recruitment teachers and tutors for military schools of the Russian Empire in the second half of the 19th century. According to the data of modern scientific theories the author of the article drew a conclusion many problems nowadays are similar to problems which our predecessors faced.

Keywords: teachers, tutors, military and pedagogical views, training and education, educational process, military school.

Начало системы подбора преподавателей и воспитателей для военно-учебных заведений было положено в Российской империи во второй половине XIX века. Глубоким кризисом в деле подготовки преподавателей и воспитателей для военно-учебных заведений Российской империи завершилась первая половина XIX века. Были отвергнуты проекты создания Военно-учительского института, да и сама наука о воспитании министром просвещения С.С. Уваровым не признавалась. В военно-педагогической мысли России наступило время застоя и постепенного забвения прогрессивных отечественных взглядов на военное обучение и воспитание.

Во второй половине XIX века развитие российской военной педагогики связано с реформированием педагогической теории и практики. В этот период в России появляются первые учебные пособия по военной педагогике, формируется военная школа.

Реформирование системы образования в военно-учебных заведениях Российской империи в 1862 году было поддержано военным министром России генерал-фельдмаршалом Д.А. Милютиным. Суть реформы заключалась в создании военных гимназий и прогимназий, военных, юнкерских и специальных училищ, расширении числа военных академий, развитии социальной базы комплектования военно-учебных заведений, а также в подготовке и отборе преподавательских кадров и воспитателей [6]. С 1863 года организацией подбора преподавательских кадров и офицеров-воспитателей стало заниматься Главное управление военно-учебных заведений. Воспитательная работа и обучение сосредоточились в руках педагогов-профессионалов.

Стала широко развиваться научно-педагогическая мысль. На страницах огромного количества журналов, газет обширно обсуждались вопросы преобразования системы подготовки преподавателей и воспитателей в военно-учебных заведениях. Реорганизовывалось управление в самих военно-учебных заведениях. Внедряются и испытываются новые технологии обучения и воспитания. Усилилась роль умственного и физического воспитания, внимание к личной гигиене, здоро-

52 -

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'2

вью, быту воспитанников. Появляется целая плеяда замечательных учёных-педагогов, военных педагогов. Учебный и воспитательный процессы стали единым учебно-воспитательным процессом.

В военных академиях преподавание учебных дисциплин производилось штатными и сверхштатными профессорами и преподавателями [1]. Без испытания к преподаванию могли быть допущены: «по главным и вспомогательным предметам - профессора и преподаватели этих предметов в высших учебных заведениях и лица, известные своими учёными трудами [2].

Все остальные лица подвергались испытанию, заключавшемуся в защите диссертации, а иногда, кроме того, и в чтении пробной лекции. Специальная комиссия была обязана к назначенному сроку представить письменные отзывы по каждой диссертации, на основании которых Конференция принимала решение о допуске диссертации к защите. Конференция путём голосования принимала решение об успешности или неуспешности проведённого испытания. Если Конференция принимала решение о необходимости проведения пробной лекции, окончательное решение о пригодности кандидата принималось по результатам обоих испытаний.

Допуск к преподаванию военных и общеобразовательных дисциплин в военных училищах, военных гимназиях осуществлялся: 1) без испытаний; 2) на основании пробной лекции или пробных уроков без экзамена; 3) на основании экзамена и пробной лекции.

К преподаванию «общеобразовательных наук и языков» без испытания допускались: действительные члены Императорской академии наук; профессора и доценты университетов; лица, преподающие в высших и средних учебных заведениях, если они были известны Главному управлению военно-учебных заведений своими познаниями и опытностью в делах преподавания; лица, имеющие свидетельства об окончании Педагогических курсов при Главном управлении военно-учебных заведений.

По «военным наукам» испытанию не подвергались: профессора и преподаватели академий, а также преподаватели Михайловского артиллерийского и Николаевского инженерного училищ; лица, известные своими учёными трудами, в том случае, если намерены были преподавать «науку, составляющую предмет их специальных занятий»; офицеры, окончившие по первому разряду академии [3].

К преподаванию военных дисциплин на основании одной пробной лекции и без экзамена допускались выпускники академий, окончившие их по второму разряду. Решение принималось экзаменационной комиссией, каждый член которой высказывал своё мнение о том, что «может ли испытуемый, как по сведениям, так и по способности передавать их, занимать с пользою должность преподавателя того предмета, по которому читал пробную лекцию или давал пробный урок». При этом испытуемый должен показать способности проводить занятия «ясно, отчётливо и понятно для учащихся» [4].

Остальные претенденты допускались к преподаванию на основании экзамена и пробной лекции (пробного урока). Цель проведения экзамена - «удостовериться, имеют ли лица, желающие преподавать, необходимые для сего познания как в предмете, который преподавать желают, так и в науках, находящихся в связи с этим предметом» [5].

Офицеры, желающие преподавать «военные науки», также должны были иметь уверенные знания не только «в главных предметах, но и во вспомогательных» [7].

К преподаванию в юнкерских училищах без испытаний допускались: а) все лица, имеющие право на преподавание в военных училищах; б) офицеры, закончившие военные академии.

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'2

Испытанию пробной лекцией подвергались все остальные лица, имеющие образование не ниже среднего, равносильного гимназическому. Специальная комиссия большинством голосов принимала решение о пригодности кандидата на преподавательскую должность. Представление об утверждении на действительной службе в должности преподавателя военно-учебного заведения делалось после «первого годичного испытания его учеников, если он поступил преподавателем в самом начале учебного года, или после следующего ближайшего годичного испытания» [8].

Специфика обучения и воспитания будущих офицеров потребовала создания специальных учебных заведений, способных выпускать преподавателей, знающих как основы педагогики, так и особенности военной службы. Приказом Главного начальника военно-учебных заведений от 25 февраля 1865 года № 8 было объявлено о Высочайшем утверждении «Положения о приготовлении учителей для военных гимназий» и учреждении Санкт-Петербургской военной гимназии в виде опыта на три года Педагогических курсов [9].

На курсы принимались молодые люди, окончившие высшие учебные заведения. Обучение длилось два года, при этом каждый из обучающихся готовился к преподаванию в младших классах военных гимназий по двум предметам, в числе которых русский язык был обязательным. В течение всего периода обучения слушатели посещали лекции, разрабатывали и представляли Конференции гимназии письменные работы по педагогике. Курс обучения завершался экзаменами, успешная сдача которых давала слушателям право преподавания выбранных предметов в любой военной гимназии [10].

Кроме отбора преподавателей, существовала организация тщательного отбора воспитателей для военных училищ. Офицер, желающий служить в военном училище, должен был иметь выслугу не менее 5 лет офицерской службы, из которых непосредственно перед назначением не менее 2 лет в строю. Помимо этого он должен представить отличную аттестацию за последние два аттестационных периода, обладать необходимыми умственными и служебными качествами и соответствующими чертами характера.

Удовлетворявшие всем этим требованиям офицеры после отбора в дивизии зачислялись Главным управлением военного образования в особые кандидатские списки, предлагавшиеся затем начальникам военных училищ для выбора к замещению вакантных должностей.

К сожалению, с преобразованием в 1882 году военных гимназий в кадетские корпуса Педагогические курсы и Учительская семинария, а также качественный отбор офицеров-воспитателей с войск были прикрыты. В результате в течение длительного времени работа по подготовке преподавателей и воспитателей для кадетских корпусов не велась [11].

Отсутствие подготовки и отбора преподавателей и воспитателей привела к тому, что пришлось столкнуться с резким разнообразием во взглядах на дело со стороны исполняющих педагогов, в результате чего в одном и том же военно-образовательном заведении один «наставник» требует одного, другой - другого [12].

Вследствие педагогической неподготовленности педагогов перестали достигаться удовлетворительные результаты в обучении и воспитании офицерских кадров в военно-учебных заведениях, при этом исключена возможность правильно исследовать причины неудач и провалов [13].

Таким образом, исследование системы подбора и подготовки преподавателей и воспитателей для военно-учебных заведений Российской империи во второй половине XIX века позволяет выделить в её содержании ряд положительных позиций, которые применимы в современных условиях для развития военного образования:

привлечение для преподавания известных учёных и педагогов;

54 -

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'2

проведение испытаний для желающих преподавать;

подготовка преподавателей на специальных педагогических курсах;

установление испытательного срока в течение года с целью оценки педагогических способностей офицеров, по результатам которого они либо назначались на должность, либо откомандировывались в войска;

назначение воспитателей в военно-учебные заведения с испытательным сроком, позволяющим оценить их морально-деловые и профессиональные качества;

обучение офицеров-воспитателей и их участие в педагогической деятельности;

проведение съездов преподавателей военно-учебных заведений с целью изучения, обобщения и распространения опыта лучших педагогов по обучению и воспитанию будущих офицеров.

Обращает на себя внимание и тот факт, что преподаватели военно-учебных заведений Российской империи имели тесную практическую связь с войсками, знали организацию службы и бытовое устройство соединений и частей. Для того чтобы преподаватели военных кафедр не отрывались от жизни армии, им было определено время преподавания в военном заведении не более 10 лет. После этого они переводились в войска, где назначались на должности командиров полков или начальников войсковых штабов сроком не менее пяти лет. По окончании этого срока они снова могли вернуться на преподавательскую работу [14]. Эту практику также целесообразно использовать в настоящее время.

В целом можно сделать вывод, что система работы по подготовке и подбору преподавателей и воспитателей для военно-учебных заведений Российской империи была достаточно эффективной. Система подбора, подготовки и расстановки преподавателей и воспитателей была продумана и изучена досконально, являясь лучшей в мире во второй половине XIX века.

В настоящее время успех реформы военного образования в Российской Федерации во многом связан с качественным подбором и подготовкой преподавателей и воспитателей, определяющих качество обучения и воспитания будущих офицеров.

Литература

1. Бобровский П.О. Юнкерские училища. Историческое обозрение, их развитие и деятельность. СПб., 1872. Т. 1. 275 с.

2. Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700 - 1910. СПб., 1910.

190 с.

3. Данилов В.А. Гуманитарное образование в военно-учебных заведениях России в XVIII - XIX веках. Военно-исторический журнал. 2003. № 2. С. 30 - 34.

4. Исторический очерк Учительской семинарии военного ведомства. 1863 - 1885. М., 1905.

5. Лобко П.Л. Записки военной администрации для военных училищ. СПб., 1912. 372 с.

6. Макаров А.Н. Педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах. Вып. 1. СПб.: Пед. музей военно-учебных заведений, 1902. - С. 9, 31 - 32.

7. Мельницкий Н^. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России (Сухопутное ведомство). СПб., 1860. Т. 4. С. 402 - 403.

8. Общая программа и инструкция для преподавания учебных предметов в кадетских корпусах. СПб., 1899. С. 9.

9. Педагогические курсы ведомства военно-учебных заведений. 1900 - 1910. СПб., 1911. Т. 3. 296 с.

10. Педагогический сборник. 1865. Кн. IX.

11. Пустовалов С.П., Свиридов В.А. Использование исторического опыта правового обучения и воспитания будущих офицеров Российской империи в современных условиях. Право в Вооружённых Силах, 2004. № 4. С. 58.

12. Свиридов В.А. Подготовка офицерских кадров в России: традиции и современность. Воронеж, 2004. 364 с.

13. Свиридов В.А. Опыт подготовки младших офицеров в дореволюционной России и современность. Военная мысль. 2000. № 5. С. 48.

14. Струтинский В.Ф. Подготовка офицерских кадров в России во второй половине XIX - начале XX века: историографическое исследование: дис. ... канд. ист. наук. В.Ф. Струтинский. М., 1994. 180 с.

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.