Научная статья на тему 'Развитие системы подготовки преподавателей кадетских корпусов России в начале ХХ В. (на примере Воронежского великого князя Михаила Павловича кадетского корпуса)'

Развитие системы подготовки преподавателей кадетских корпусов России в начале ХХ В. (на примере Воронежского великого князя Михаила Павловича кадетского корпуса) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ШТАТНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОБНОЕ ЗАНЯТИЕ / ЭКЗАМЕН / SERVICE SCHOOL / MILITARY SCHOOL / TRAINING SYSTEM / FACULTY / STAFF TEACHER / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL / TEST LESSON / EXAMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русиков Владимир Алексеевич

Автор статьи на основе анализа развития военного образования Российской империи представляет один из видов многоуровневой системы подготовки преподавателей военно-учебных заведений России в начале XX в., характерный для кадетских корпусов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TEACHERS TRAINING SYSTEM FOR RUSSIAN CADET CORPS IN THE BEGINNING OF 20TH CENTURY (ON EXAMPLE OF VORONEZH GRAND DUKE MIKHAIL PAVLOVICH CADET CORPS)

The author of the article, according to the analysis of development military education of Russian Empire, allocated one of kinds of multilevel system of training teachers for Russian Military Schools in the beginning of 20th century, typical for Cadet Corps.

Текст научной работы на тему «Развитие системы подготовки преподавателей кадетских корпусов России в начале ХХ В. (на примере Воронежского великого князя Михаила Павловича кадетского корпуса)»

УДК 355.23

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ В. (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ПАВЛОВИЧА КАДЕТСКОГО КОРПУСА)

© Владимир Алексеевич Русиков

Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Россия, доцент,

e-mail: zheniap90@mail.ru

Автор статьи на основе анализа развития военного образования Российской империи представляет один из видов многоуровневой системы подготовки преподавателей военно-учебных заведений России в начале XX в., характерный для кадетских корпусов.

Ключевые слова: военно-учебные заведения; кадетский корпус; система подготовки; преподавательский состав; штатный преподаватель; повышение квалификации; пробное занятие; экзамен.

Начало ХХ в. в истории кадетских корпусов России совпало со вторым периодом их развития после реорганизации в 1882 г. На смену первому периоду командных отношений (1882-1900 гг.) приходил более гуманный режим, позволявший, в конечном итоге, индивидуализировать обучение кадет.

На примере Воронежского корпуса, 11 января 1905 г. переименованного в Воронежский великого князя Михаила Павловича кадетский корпус [1], предлагается проследить развитие системы подготовки педагоги-

ческого состава кадетских корпусов России по таким направлениям, как отбор преподавательского состава, его подготовка и повышение педагогической квалификации.

Отбору преподавательского состава в кадетских корпусах того времени уделялось большое внимание. Получить там место было сложно, но престижно, т. к. выбирались лучшие из педагогов. Их тщательный подбор позволял создавать в корпусах благоприятную почву для нравственного воспитания

кадет, развития личности обучаемых в ходе постоянного общения с педагогами.

К 1900 г. Воронежский кадетский корпус имел в строю 427 кадет [2], сведенных в 4 роты, при 22 офицерах-воспитателях [1]. Штатными преподавателями в нем были: подполковник Бабченко Андрей Александрович (математика), статский советник Боков Иван Михайлович (рисование), статский советник Брзобогатый Петр Петрович (немецкий язык), статский советник Герст Людвиг Севостьянович (французский язык), подполковник Жуков Григорий Андреевич (математика и физика), протоиерей Зверев Стефан Егорович (настоятель домовой церкви и законоучитель), статский советник Киселев Андрей Петрович (математика и физика), поручик Лебедев Николай Николаевич (русский язык), статский советник Лепельтье Валентин Людвигович (французский язык), статский советник Лепнев Григорий Григорьевич (математика), не имеющий чина Матвеев Василий Филиппович (пение), статский советник Рехак Антон Антонович (музыка), статский советник Тюменев Дмитрий Герасимович (история), состоящий в VIII классе Цепфель Вильгельм Вильгельмович (немецкий язык), статский советник Щербов Иван Иванович (география) [3].

Преподаватели С.Е. Зверев, А.П. Киселев, В.Ф. Матвеев, Д.Г. Тюменев, А.А. Рехак были известными в Воронеже специалистами в деле обучения. Педагогическая и общественная деятельность С.Е. Зверева и А.П. Киселева послужили в наши дни поводом для занесения их имен в Воронежскую энциклопедию (2008 г.), а признание значимости преподавательского труда А.А. Рехак, В.Ф. Матвеева, Д.Г. Тюменева нашло отражение в Воронежской историко-культурной энциклопедии (2006 г.). Опытность 15 штатных преподавателей Михайловского корпуса отражал и их педагогический стаж. До года он был в 1900 г. у одного человека, от года до 5 лет -у двух, от 5 до 10 лет - у трех, более 10 лет -у девяти человек. А преподаватель французского языка Герст Людвиг Севостьянович прослужил по учебной части в корпусе 23 года.

Необходимыми в то время условиями для преподавания в кадетских корпусах являлись: во-первых, высшее образование

(полный курс гимназии) или окончание педа-

гогических курсов при Главном управлении военно-учебных заведений (ГУВУЗ); во-вторых, успешное прохождение испытаний, включавших либо проведение пробных уроков, либо проведение пробных уроков с экзаменами. Без испытания могли стать преподавателями в корпусах: действительные члены Императорской академии наук; профессора университетов и им равных учебных заведений, а также доценты университетов; лица, преподающие в высших и средних учебных заведениях, если они были известны ГУВУЗу своими познаниями и опытностью в делах преподавания; лица, имеющие свидетельства об окончании Педагогических курсов при ГУВУЗе. При этом освобождение от испытания предоставлялось только тем кандидатам, которые готовились преподавать тот же предмет, что преподавали в других учебных заведениях либо изучали его на Педагогических курсах при ГУВУЗе [4].

Своими познаниями и опытностью в преподавании до поступления в Воронежский корпус был известен Киселев Андрей Петрович. Талантливый математик и педагог-методист [5] он после окончания в 1875 г. физико-математического факультета Петербургского университета преподавал математику и физику в Воронеже и Курске. С 1892 по 1901 гг. - он трудился в кадетском корпусе, где до этого в 1878-1881 гг. преподавал приватно. Кроме педагогической деятельности А.П. Киселев являлся гласным городской думы [3, с. 11], активно занимался научной и издательской деятельностью. С 1884 по 1896 гг. он издал 6 учебников по математике и алгебре, а с 1901 г. только тем и занимался, что издавал свои учебники, которые стали лучшими в Российской империи, выдержав более трехсот изданий общим тиражом в несколько сотен миллионов. В 1933 г., за свою педагогическую деятельность Андрей Петрович был награжден орденом Трудового Красного Знамени [6].

После Педагогических курсов были допущены преподавать в Воронежском корпусе математику - П.А. Яковлев [7], успешно окончивший до этого Санкт-Петербургский университет, а французский язык - Л. С. Герст.

Без экзаменов после пробного урока право преподавать русский язык получил генерал-майор М.И. Бородин, окончивший курс университета со степенью кандидата,

т. к. пожелал преподавать именно русский язык, по которому в его дипломе были зафиксированы наивысшие успехи. Подобную процедуру прошли в корпусе преподаватель русского языка В.А. Баточенко, преподаватели математики Г.Г. Лепнев и А.К. Степанек, преподаватель естественной истории А.Ф. Федоров, преподаватель физики Н.В. Попов и другие, окончившие полный курс различных российских университетов и избравшие для преподавания предмет, который в университете у них был профилирующим.

Интересен путь в преподаватели у

В. Л. Лепельтье. Получив домашнее воспитание, на педсовете Воронежской классической гимназии он выдержал экзамен на звание учителя гимназии по французскому языку, а после пробного урока получил право его преподавания в корпусе. Тема пробного урока не назначалась, он проводился в одном из классов корпуса по расписанию.

Остальные претенденты получали право на преподавание после проведения экзамена и пробного урока. При этом к испытаниям по общеобразовательным дисциплинам допускались только те лица, которые представляли аттестаты об окончании курса гимназий или равных им учебных заведений. Оценка познаний испытуемых проверялась экзаменационными комиссиями, назначаемыми для разбора пробных уроков. Сами испытания проводились в конкретных военно-учебных заведениях, а также непосредственно в ГУВУЗе и его учебных округах. Так, после испытания при Одесском учебном округе ГУВУЗа право преподавать немецкий язык в Воронежском кадетском корпусе получил Г.О. Ван-Бейнинген, а К.И. Реман - после испытания при Московском учебном округе.

Выдержавшие испытание при ГУВУЗе получали свидетельство на право преподавания во всех кадетских корпусах и им равных военно-учебных заведениях того предмета, по которому они подвергались испытанию. Проходившие испытания прямо в корпусах получали право преподавания только в них.

Учителя музыки, пения, фехтования, гимнастики, танцев, верховой езды и плавания избирались непосредственно директором кадетского корпуса или назначались ГУВУЗом. В соответствии с этими требованиями были сделаны назначения преподава-

телей корпуса В.Ф. Матвеева (пение) и А.А. Рехак (музыка).

Матвеев Василий Филиппович [8] окончил Санкт-Петербургскую консерваторию. С 1893 по 1917 гг. преподавал пение в корпусе и активно печатался в петербургских юмористических журналах «Осколки», «Стрекоза», «Будильник», был сотрудником воронежской газеты «Дон».

Рехак Антон Антонович [8, с. 351] был популярным воронежским дирижером. После окончания Московской консерватории с 1880 по 1905 гг. преподавал музыку в кадетском корпусе, являлся членом дирекции Воронежского отделения Императорского русского музыкального общества (1883-1887 гг.), а также дирижировал его оркестром и оркестром Зимнего театра.

Лицо, вступившее в должность преподавателя кадетского корпуса, считалось первоначально «на испытании по службе». Представление об его утверждении на действительной службе делалось после «первого годичного испытания его учеников, если он поступил преподавателем в самом начале учебного года, или после следующего ближайшего годичного испытания». Представление и отчет преподавателя отправлялись в ГУВУЗ, где принималось окончательное решение «об оставлении преподавателя на службе со дня поступления на испытание» или «об его устранении от преподавания» [4, с. 281].

Подготовка квалифицированных преподавателей, а также организация их специального образования были весьма злободневной проблемой для кадетских корпусов царской России во все периоды их существования. Наиболее острой она стала к концу Х1Х в., когда кадетские корпуса стали испытывать острый кризис учебно-воспитательного дела. Причинами были: ухудшение профессионального уровня преподавательского состава, пренебрежение педагогической теорией, отсутствие специальной педагогической подготовки у преподавателей. Поэтому в 1903 г. были организованы Курсы для подготовления кандидатов на учительские должности в кадетских корпусах. Положения о курсах утвердили в 1903 г. (приказ по военному ведомству № 332) и 12 апреля 1905 г. (приказ по военному ведомству от № 271) [9].

Курсы имели целью «давать поступающим на них молодым людям соответственную подготовку к исполнению учительских обязанностей в кадетских корпусах». Научить учить и воспитывать было главной задачей подготовки преподавателей. Занятия организовали при Педагогическом музее ГУВУЗа совместно с Курсами для подготовления офицеров к воспитательской деятельности в кадетских корпусах, т. к. подчинялись их руководителю и имели общую Конференцию. Учебные дисциплины, к преподаванию которых готовились слушатели, определялись ГУВУЗом в зависимости от вакансий, имевшихся в кадетских корпусах. Ежегодно отбирались к обучению 12 человек.

На курсы принимались как военные, так и гражданские лица, окончившие высшие учебные заведения гражданского и военного ведомств. Из числа чинов военного ведомства к приему на курсы допускались: строевые офицеры всех родов оружия и службы, после не менее двух лет службы; офицеры и чиновники, состоящие на административных должностях в заведениях, учреждениях и управлениях военного ведомства; офицеры-воспитатели военно-учебных заведений,

в т. ч. окончившие педагогические курсы воспитателей [9, с. 200].

К проведению занятий со слушателями привлекались как преподаватели Курсов для подготовления офицеров к воспитательской деятельности, так и преподаватели Санкт-Петербургских кадетских корпусов, «обладающие большим педагогическим опытом и известные основательным знанием предмета» [2, с. 330]. Каждый кандидат в преподаватели готовился к преподаванию одного из следующих предметов: русского языка и словесности, французского и немецкого языков, математики, естественной истории, физики, географии, истории, законоведения, чистописания, рисования, химии, космографии и др. В исключительных случаях с разрешения Конференции слушатель мог готовиться к преподаванию двух и более предметов. Курс обучения длился два года.

Слушатели курсов посещали лекции вместе с офицерами, готовящимися к воспитательной деятельности. По избранному предмету с ними организовывали: а) беседы по методике преподавания; б) научные беседы с преподавателем; в) изучение и разбор

учебников, знакомство с наглядными пособиями; г) написание рефератов. В тех случаях, когда специально-научная подготовка некоторых слушателей оказывалась ниже, чем у окончивших курс соответствующего факультета в университете, с ними проводили дополнительные занятия профессора высших учебных заведений. Суть этих занятий сводилась к самостоятельному усвоению научной литературы и беседам с руководителями.

В конце первого года обучения будущие преподаватели сдавали экзамены по предметам, входящим в круг их общей педагогической подготовки. Тот, кто хотя бы по одному предмету получал «неудовлетворительно», с курсов отчислялся. На втором году слушатели изучали методику избранного для преподавания предмета. Для этого они посещали уроки учителей-руководителей и своих товарищей, составляли планы занятий и проводили пробные уроки в кадетских корпусах Санкт-Петербурга, участвовали в конференциях, где разбирались результаты пробных уроков и обсуждались планы проведения занятий. Основной формой обучения будущих педагогов была самоподготовка: написание рефератов на заданную тему, проведение практических занятий в учебных кабинетах и лабораториях. В течение учебного года им надлежало написать и защитить не менее десяти рефератов по педагогической психологии о способах заучивания; о лени; о воспитании характера; о памяти, внимании; о влиянии среды на душевную жизнь; о внушении; о детских играх и т. д. [2, с. 147].

Требования к будущим преподавателям предъявлялись солидные. Их подготовка имела, с одной стороны, практическую направленность, а с другой - серьезный теоретический характер. Не каждый выдерживал такую напряженную учебу. Слушатели, показавшие неспособность к учительской деятельности, халатное отношение к занятиям, замеченные в недостойном поведении или не желающие продолжать учебу, с курсов отчислялись. Отчисление производилось лишь по решению Конференции и утверждалось начальником ГУВУЗа. При этом всем исключенным надлежало вернуть все денежное содержание, полученное за время обучения. Все эти меры улучшали отбор педагогов и, в свою очередь, должны были способствовать повышению качества обучения кадет.

Выпускникам Педагогических курсов, успешно завершившим обучение, вручали свидетельство об окончании курсов, а с 17 февраля 1911 г. еще и специальный знак. После назначения в кадетские корпуса они были обязаны прослужить по ведомству военно-учебных заведений не менее трех лет. За период с 1903 по 1913 г. курсы подготовили 93 преподавателя по следующим специальностям: русский язык - 23; французский язык - 14; математика - 29; естествознание -9; география - 24; история - 8 [2, с.160]. Выпускником Педагогических курсов в 1911 г. стал и А.И. Кильчевский, 16 августа 1911 г. назначенный штатным преподавателем русского языка в Воронежский кадетский корпус, окончив до этого Киевскую духовную академию.

Большое внимание в кадетских корпусах того времени уделялось повышению педагогической квалификации преподавателей. С этой целью организовывались: взаимное посещение учебных занятий; оказание помощи со стороны опытных преподавателей; самостоятельная работа для повышения своей квалификации; научно-методические конференции, диспуты, съезды; командирская подготовка и т. п. [10]. Примером самоотверженности самостоятельной работы по повышению своей квалификации в Михайловском кадетском корпусе является деятельность С.Е. Зверева и Д.Г. Тюменева.

Зверев Стефан Егорович [5, с. 305] - известный краевед, археограф, музейный деятель, хранитель истории корпуса в 1884 г. окончил Московскую духовную академию. С 1887 по 1894 гг. преподавал церковную и гражданскую историю в Воронежской духовной семинарии. В 1894 г. принял сан священника и с этого момента вплоть до 1918 г. был настоятелем домовой церкви и законоучителем в кадетском корпусе. Он был инициатором создания (1894 г.) и руководителем губернского музея, одним из учредителей и правителем дел Воронежской ученой архивной комиссии, членом правления Воронежского церковного историко-археологического комитета.

Тюменев Дмитрий Герасимович [8, с. 432] -известный педагог и краевед. В 1884 г. окончил духовную академию в Киеве. С 1894 по 1917 гг. преподавал историю в кадетском корпусе, а также являлся членом Воронеж-

ского церковного исторического археологического комитета и одновременно секретарем Воронежского губернского статистического комитета.

Заметным прорывом в деле подготовки и повышения квалификации преподавателей кадетских корпусов в XX в. стало устройство съездов учителей, направленных на повышение их квалификации. Съезды повышали мотивацию, интерес к педагогической деятельности, придавали ей творческий характер, способствовали живому обмену, препятствовали склонности к шаблону в работе педагога. С этими целями в 1903 г. был проведен съезд преподавателей русского языка и словесности [11]. Среди его делегатов был и преподаватель Воронежского кадетского корпуса статский советник Ф.М. Лисицын. Выступая на съезде, он отметил, что дурное правописание и отсутствие элементарного навыка в письменном изложении мыслей -действительно одна из слабейших сторон преподавания в наших военно-учебных заведениях, и сделал предложение о введении в кадетских корпусах письменных работ [11, с. 245].

Много значила для повышения квалификации преподавателей также и реализация их права преподавать одновременно в нескольких учебных заведениях. Этим правом в корпусе пользовались преподаватели И.М. Боков, Л.С. Герст, И.Е. Сазонов, Ф.И. Кобы-лянский, Н.Г. Белотелов, В.Ф. Матвеев, Н.В. Попов. Работая в разных заведениях, они получали возможность развивать свое методическое мастерство, совершенствовать содержание преподавания, накапливать передовой опыт кадетского корпуса, других заведений города Воронежа.

Практическую направленность образовательному процессу придавала система приватного преподавательства, когда руководящий состав кадетского корпуса принимал непосредственное участие в педагогической деятельности. По личному примеру директора Воронежского Михайловского кадетского корпуса генерал-майора М.И. Бородина инспектор классов полковник П.Н. Скалон (1909-1917 гг.) приватно преподавал географию и космографию, помощник инспектора классов подполковник В.Н. Яхонтов (19111914 гг.) - математику, русский язык и законоведение, а ротный командир полковник

С.Н. Трубченинов - фехтование, ручной труд и физические упражнения [7, л. 4].

Заметный вклад в дело повышения квалификации преподавателей кадетского корпуса внес великий князь Константин Константинович. Во время своих частых посещений он вникал во все мелочи педагогической практики, проверял работу преподавателей и ориентировал их в ходе заседаний Педагогического комитета ГУВУЗа и педагогических комитетов военно-учебных заведений [12]. Воронежский великого князя Михаила Павловича кадетский корпус он посетил шесть раз [5, с. 343]. При посещении корпуса в 1913 г. Константин Константинович внимательно изучал ход учебно-педагогического процесса в учебном заведении, присутствуя на занятиях, проверял знания кадет, как, например, на занятии капитана Писарева Михаила Николаевича [13].

Большую роль в деле повышения квалификации преподавателей кадетских корпусов играла аттестация преподавателей всех категорий, включая приватных. В соответствии с приказом по военному ведомству № 543 от 20 октября 1907 г. в корпусах создавались аттестационные совещания, обсуждались отзывы на каждого аттестуемого, давалась оценка их деятельности, указывались замечания, делались предложения о дальнейшем их предназначении. Упор в большей степени делался на внутренний мир, личностные качества преподавателей. Лица, прикомандированные к корпусу на испытание (например, исполняющие должность штатного преподавателя) или на определенные сроки, в случае признания их несоответствующими своему назначению подлежали немедленному отчислению по представлению директора корпуса [14].

Таким образом, оценивая систему подготовки преподавателей кадетских корпусов России в начале ХХ в., мы можем выделить следующие положительные моменты, которые могут найти применение в современных условиях.

1. Большая заинтересованность правительства в развитии кадетских корпусов, что немедленно сказалось на подходах к формированию их педагогического состава. Это позволило привлечь в число педагогов цвет интеллигенции страны, что было особенно важно для губернских и провинциальных городов.

2. Проведение испытаний для желающих преподавать в военно-учебных заведениях, а также подготовка преподавателей для кадетских корпусов на специальных педагогических курсах и установление для офицеров, отобранных на преподавательские должности, испытательного срока в течение года с целью оценки их педагогических способностей, по результатам которого они либо назначались на должность, либо откомандировывались в войска.

3. Установленный порядок жизни и деятельности военного педагога, который способствовал его творческому совершенствованию и росту как личности, как мастера обучения и воспитания. Преподаватели обязаны были готовить научно-методические труды и сообщения, делать отчеты об итогах своей деятельности, ездить на личную стажировку в войска и целевые командировки по изучению опыта, взаимно посещать занятия, внедрять в свою учебную практику достижения наиболее крупных педагогов, периодически подвергаться аттестации, самостоятельно стремиться к достижению вершин профессионализма. Все это позволяло концентрировать в каждом кадетском корпусе лучшие педагогические кадры, объединять оптимальное число известнейших педагогов, а также незамедлительно распространять достижения педагогического мастерства в одном корпусе на всю систему кадетских корпусов страны.

1. Альбом видов военно-учебных заведений с портретами директоров и начальников с приложением кратких исторических сведений об этих заведениях / сост. Ф.В. Греков. М., 1910. С. 49.

2. Зайончковский П.А. Самодержавие и Русская Армия на рубеже ХІХ - начале ХХ столетий М., 1973. С. 303.

3. Памятная книжка Воронежской губернии на 1900 год. Отдел IV. Адрес-календарь лиц, служащих в Воронежской губернии. Воронеж, 1902. С. 21.

4. Свод военных постановлений 1869 года. Спб., 1896. Кн. 15. С. 271.

5. Воронежская энциклопедия: в 2 т. Т. 1. А-М / гл. ред. М.Д. Корпачев. Воронеж, 2008.

С. 366.

6. Винокуров С.В., Пчельников Т.С. Видные русские педагоги в Воронежском крае. Воронеж, 1972. С. 33-38.

7. ГАВО (Гос. арх. Воронежской области). Ф. 62. Оп. 2. Д. 5. Л. 2-3, 4, 13, 22.

8. Воронежская историко-культурная энциклопедия / под общ. ред. О.Г. Ласунского. Воронеж, 2006. С. 260.

9. ПСЗ РИ. Собрание 3. 1905. Т. 25. Отделение I. № 26012. Спб., 1908. С. 199-203.

10. Беляев А.В. Подготовка педагогических кадров для кадетских корпусов // Педагогика. 2009. № 8. С. 60.

11. Труды первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях 23-31 декабря 1903 года. Спб., 1904. С. 63.

12. Коровин В.М., Подлужный В.И., Свиридов В.А. Подготовка офицерских кадров в России: Традиции и современность: монография. Воронеж, 2004. С. 50.

13. Марков А. Кадеты и юнкера. Кантонисты. М., 2001. С. 51.

14. Свиридов В.А., Полянин А.Р., Бакович М.Н. Аттестация офицеров военно-учебных заведений в России // Право в Вооруженных Силах. 2010. № 1. С. 14.

Поступила в редакцию 30.07.2010 г.

UDC 355.23

DEVELOPMENT OF TEACHERS TRAINING SYSTEM FOR RUSSIAN CADET CORPS IN THE BEGINNING OF 20th CENTURY (ON EXAMPLE OF VORONEZH GRAND DUKE MIKHAIL PAVLOVICH CADET CORPS)

Vladimir Alekseyevich Rusikov, Military Aviation Engineering University, Voronezh, Russia, Associate Professor, e-mail: zheniap90@mail.ru

The author of the article, according to the analysis of development military education of Russian Empire, allocated one of kinds of multilevel system of training teachers for Russian Military Schools in the beginning of 20th century, typical for Cadet Corps.

Key words: service school; military school; training system; faculty; staff teacher; improvement of professional skill; test lesson; examination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.