УДК 378.124.082:355.235.12 М.Ю. БОЕВ
кандидат исторических наук, проректор по дополнительному образованию и воспитательной работе Орловского государственного университета E-mail: [email protected]
UDC 378.124.082:355.235.12 M.Y. BOEV
candidate ofhistorical sciences, vicepresidentfor additional education and education work, Orel state university E-mail: [email protected]
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОТРУДНИКОВ РОССИЙСКИХ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ
В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XX вв.
THE LEGAL STATUS OF RUSSIAN CADET CORPS' EMPLOYEES AT THE END OF THE 19th CENTURY - THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY
В статье рассматриваются различные аспекты правового статуса сотрудников российских кадетских корпусов. В том числе исследуются права и обязанности всех корпусных служащих, порядок и процедуры утверждения в должности и увольнения из корпуса, условия продвижение по должности. Также рассматриваются вопросы соотношения компетенций Главного управления военно-учебных заведений и корпусной администрации при реализации кадровой политики на местах.
Ключевые слова: сотрудники кадетских корпусов, правовой статус, процедуры утверждения и увольнения из кадетского корпуса, Главное управление военно-учебных заведений.
The article considers different aspects of the legal status of Russian Cadet Corps' employees. The rights and responsibilities of all the corps' employees are studied, the order and the procedures of confirmation to a post andfiring from the cadet corps as well as the conditions of promotion are outlined. The questions of correlation of the Main Headquarters of military schools and the Corps Administration when carrying out personnel policies at the local level are considered.
Keywords: cadet corps employees, legal status, procedures of confirmation to a post andfiring from the cadet corps, Main Headquarters of military schools.
Правовой статус большей части сотрудников российских кадетских корпусов был достаточно высок. Это следует из оценки прав и обязанностей различных категорий служащих корпусов, которые были подробно расписаны в «Положении Военного Совета о кадетских корпусах», высочайше утверждённом 14 февраля 1886 г. [1, С. 60-70].
Особое значение в определении правового положения, должностных прав и обязанностей сотрудников кадетских корпусов выполняло Главное управление военно-учебных заведений. В августе 1863 г. Александр II утвердил «Положение о Главном управлении военно-учебных заведений» и его штат. Согласно принятым документам под руководством Управления находились все сухопутные кадетские корпуса, Пажеский корпус, Константиновское военное училище, Николаевское училище гвардейских юнкеров, Аудиторское училище и все училища военного ведомства. Все три военные Академии, а также артиллерийское и инженерное училища ГУВУЗ не подчинялись. В 1864 г. Аудиторское училище перешло из ведения ГУВУЗ под руководство генерал-аудитора, а после создания Главного военно-судного управления подчинено ему. Так был заложен принцип, по которому власть ГУВУЗ не распространялась на высшее академическое
военное образование и на заведения, готовившие офицеров для специальных родов войск. Эта особенность сохранилась неизменной на протяжении всего существования Главного управления и являлась постоянным предметом дискуссий среди военных теоретиков. Особенно часто высказывалось мнение о желательности передачи ГУВУЗ артиллерийских училищ, но реализованы эти планы так и не были.
Особый параграф «Положения» указывал, что в ГУВУЗ должны сосредотачиваться все дела: а) по личному Составу подведомственных ему заведений; б) по определению в заведения и выпуску из них воспитанников; в) по воспитанию и образованию воспитанников; г) по хозяйству заведений. Соответственно этим задачам ГУВУЗ состояло из четырех отделений: 1-е, инспекторское, ведало составом воспитанников и сотрудников, 2-е отделение было учебным, 3-е - хозяйственным, а 4-е отделение - контрольным. В обязанности последнего входила «ревизия книг о суммах и проверка книг о материальном имуществе». При этом контрольное отделение считалось временным и должно было действовать лишь до «издания новых законоположений об отчетности вообще».
Ключевой фигурой в должностной структуре корпуса являлся директор. Кандидатура директора ка-
© М.Ю. Боев © M.Y. Boev
12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - 8С1БМБ ОБ ЬЛШ
детского корпуса выбиралась Главным начальником военно-учебных заведений «из числа генералов или полковников, получивших образование в одном из высших учебных заведений и сверх сего известных опытностью в деле воспитания». Назначение его на должность производилось «Высочайшим приказом»[1, С. 69-70]. Объём власти директора был очень значителен. Во-первых, он обладал правом принимать на службу в корпус «всех должностных лиц, кроме инспектора классов, лиц духовного звания, медицинских и фармацевтических чиновников». Во-вторых, мог отстранять от исполнения служебных обязанностей всех своих подчинённых. По праву налагать взыскания и предавать суду он приравнивался к командиру полка [1, С. 69]. Кроме того, директор являлся председателем хозяйственного комитета вверенного ему корпуса и нёс ответственность «за всякий ущерб казённому интересу, лично им произведённый или происшедший от непосредственного личного его упущения или бездействия власти» [1, С. 69]. Директор председательствовал и в педагогическом комитете корпуса, включавшем кроме него инспектора классов с помощником, корпусного священника, всех ротных командиров и части воспитателей и преподавателей. При этом, если мнение директора по тому или иному вопросу не совпадало с мнением комитета, решение принимал директор, а протокол заседания пересылался в ГУВУЗ. Из всего вышесказанного видно, что практически все стороны жизни кадетского корпуса определялись решением лица, его возглавлявшего. По справедливому замечанию А. А. Михайлова, «единовластие директора могло иметь весьма отрицательные последствия, если он игнорировал мнение своих подчинённых и пытался всё решать сам, не обладая иногда талантом администратора или педагога». Именно такая сложная ситуация возникла в Псковском корпусе, когда пост директора там занимал на протяжении 1892-1901 гг. генерал-лейтенант И. А. Боголюбов [2, С. 73]. Отметим, что ни официальная документация, ни воспоминания воспитанников и сотрудников Александровского корпуса, относящиеся к исследуемому периоду, не позволяют говорить о каких-то серьёзных конфликтных ситуациях, возникавших в корпусе в результате единоличных некомпетентных решений директора.
Инспектор классов в соответствии с «Положением Военного Совета» 1886 г. являлся «ближайшим помощником директора по учебной части и непосредственным начальником всех чинов, служащих в корпусе по этой части». Помимо руководства учебной работой он должен был содействовать директору «в приискании для корпуса преподавателей», отбирать и выписывать учебные пособия и необходимые книги, составлять годичные расписания занятий и даже руководить литографией, если таковая имелась в корпусе» [1, С. 70].
Кандидатура на должность инспектора рекомендовалась Главным начальником военно-учебных заведений «из числа лиц, получивших образование в одном из высших учебных заведений и приобретших известность продолжительной и полезной деятельностью по
учебно-воспитательной части» [1, С. 70]. Назначение производилось опять же «Высочайшим приказом». Таким образом, должность инспектора мог занимать как офицер, так и штатский. Отметим, что, например, в Александровском корпусе, как и в Псковском, из семи инспекторов классов, занимавших эту должность на протяжении всего исследуемого периода, штатским был только один человек.
Для облегчения деятельности инспектора классов «Положение» 1886г. устанавливало должность помощника инспектора классов. В качестве такого службу мог нести и штатский, и военный человек, но непременно обладавший высшим образованием. Он назначался на должность директором корпуса, а затем утверждался Главным начальником военно-учебных заведений. Как инспектор классов, так и его помощник могли, помимо основной деятельности, заниматься преподаванием, но не более 6 часов в неделю [1, С. 70-71].
Должность ротных командиров в кадетских корпусах замещалась «штаб- или обер-офицерами из лиц, окончивших курс в военных училищах или высших учебных заведениях и преимущественно таким, которые занимали уже должности офицеров-воспитателей в корпусах или ротных командиров в училищах и успели обратить на себя внимание своею полезной деятельностью по военно-учебной части» [1, С. 70-71]. Избирались ротные командиры директором, а утверждались на должности Главным начальником военно-учебных заведений. При этом те из них, кто ранее служил офицером-воспитателем, утверждался «сразу по избрании», а остальные «предварительно прикомандировывались на срок не более одного года» [1, С. 70-71].
В соответствии с «Положением» 1886 г. ротные командиры были «ближайшими помощниками директора корпуса по части воспитательной». Каждый из них возглавлял не только одну из рот, но и должен был осуществлять «общее руководство деятельностью офицеров-воспитателей ... без стеснения, однако, сих последних в подробностях воспитательной работы по каждому из порученных им кадет» [1, С. 72].
Важнейшую часть штатных сотрудников каждого кадетского корпуса составляли воспитатели, которые были максимально приближены к детям и осуществляли непосредственное педагогическое воздействие на них.
Принципы отбора и обязанности офицеров-воспитателей были подробно изложены в «Положении» 1886г. Согласно этому документу они назначались директором корпуса из числа офицеров «окончивших курс в военных училищах или высших учебных заведениях, состоящих в чинах не выше штабс-капитана гвардии или капитана армии и прослуживших в офицерском звании не менее 4 лет, из которых не менее 2-х в строю» [1, С. 72]. В течение первых двух лет службы офицер-воспитатель считался «исполняющим должность» и лишь по прошествии этого испытательного срока он либо включался в штат корпуса, либо «откомандировывался к месту постоянного служения» [1, С. 72].
Установить количество ежегодно прикомандированных офицеров во всех кадетских корпусах за весь
исследуемый период не удалось. Между тем, имеющиеся данные за 1899-1916 гг. [3] по отдельным корпусам позволяют утверждать, что число прикомандированных постоянно колебалось как в течение одного учебного года в пределах двух человек, так и по отдельным годам: от двух до пяти человек в начале каждого года и от одного до пяти в конце. В среднем же, количество офицеров, находящихся на испытании, в начале года составляло 4 человека, а в конце - 3. Выявленная динамика числа прикомандированных указывает на то, что значительная часть офицеров по прошествии испытательного срока отправлялась обратно в часть, не удовлетворив требованиям, которые предъявлялись к кандидатам на должность корпусного воспитателя. Таким образом, администрация с помощью постоянной ротации прикомандированных стремилась отбирать наиболее способных к педагогической деятельности офицеров.
В непосредственном ведении каждого офицера-воспитателя состояли кадеты одного класса или классного отделения численностью не более 35 человек. При этом на его плечи ложился практически весь груз воспитательной и значительная часть учебной работы. Помимо постоянного наблюдения за поведением и «умственным образованием» своих воспитанников, он был должен проводить с ними все внеклассные занятия (чтения, беседы, экскурсии и т.д.), помогать в подготовке уроков, обучать строевым упражнениям. Кроме того, офицеры-воспитатели поочерёдно назначались дежурными по роте и в таком случае оставались в ротном помещении на всю ночь. Обладали воспитатели и правом вести преподавательскую работу, но не более чем 9 часов в неделю.
В связи с отводимой ролью к офицерам-воспитателям предъявлялись высочайшие требования. Так «Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов» гласила, что «воспитателю при соответствующих его призванию качествах ума, сердца, характера и образования, благовоспитанности и физическом здоровье необходимы: практическое здравомыслие, житейская опытность, понимание явлений телесной и духовной жизни детей вообще, умение обращаться с ними и способность подчинять их своему влиянию, верная оценка пороков, заблуждений и слабостей, господствующих в современном обществе, близкое знакомство с настоящими условиями жизни и ясное понимание требований офицерской службы» [4, С. 60].
Ещё одна основная категория сотрудников корпуса - преподаватели. В соответствии с «Положением» 1886 г. преподаватели избирались директором корпуса с помощью инспектора классов преимущественно из лиц, имевших высшее образование. Не требовалось высшего образования только для так называемых «учителей искусств», то есть тех, кто обучал кадет пению, танцам. [1, С.71]. Все преподаватели и учителя делились на штатных, «состоящих на действительной службе в корпусе» и приватных, «допускаемых к преподаванию. лишь при недостатке штатных преподавателей». Для зачисления в штат корпуса надлежало иметь « не менее 15 уроков в неделю по одному ли предмету,
по нескольким ли предметам в совокупности или же по какому-либо предмету всё положенное по оному число уроков, хотя бы оно было и менее 15 в неделю» [1, С.71]. Кандидатуры штатных преподавателей после избрания их директором корпуса должны были быть утверждены Главным начальником военно-учебных заведений. Для приватных такого утверждения не требовалось.
Необходимо отметить, что на протяжении всего исследуемого периода кроме штатных сотрудников к работе, например в Александровском корпусе, привлекалось значительное количество приватных преподавателей, то есть работавших в корпусе на временной основе, часто совмещая её с преподаванием в других учебных заведениях столицы.
Так в Александровском кадетском корпусе с 18861887 по 1898-1899 учебные годы работало 42 приватных преподавателя, что составляет 51% всех корпусных преподавателей. Кроме того, 14 человек преподавали приватно некоторые дисциплины, одновременно занимая в корпусе штатные должности, в подавляющем большинстве случаев офицеров-воспитателей. Эта группа приватных преподавателей составляла 17%. Общее количество педагогов, находившихся в штате корпуса, составляло лишь 27 человек, или 33%. Таким образом, число приватных педагогов за период с 1886 по 1899 гг. составляло 56 человек, или 67% всех преподавателей [5, Приложение I.].
Для оценки периода с 1900 по 1917 гг. были привлечены сведения за 1904, 1908 и 1915гг [6]. Полученные данные показывают, что процент штатных преподавателей в целом остался на прежнем уровне, колеблясь от 29 до 33%. При этом процент приватных педагогов, не занимавших в корпусе штатных должностей, несколько уменьшился и в среднем составлял 43%. Это уменьшение происходило за счёт роста числа офицеров-воспитателей и сотрудников администрации, которые приватно давали уроки по некоторым учебным дисциплинам. В среднем эта группа преподавателей составляла 27%.
Итак, за весь исследуемый период соотношение штатных и приватных преподавателей в целом оставалось неизменным и составляло 31 и 69% соответственно. При этом отметим, что приватные педагоги «со стороны» постепенно вытеснялись собственными корпусными сотрудниками, совмещавшими работу штатных воспитателей и администраторов с преподаванием. Так если в 1886-1899 гг. приватные педагоги «со стороны» составляли 51%, то в 1900-1917 гг. в среднем лишь 43%. Но даже с учётом этого положение в столичном Александровском корпусе прямо противоположно ситуации в губернском Псковском, где на протяжении 1882-1916 гг. работал только один приватный преподаватель [2, С. 82].
Чинам хозяйственно-финансовой части в «Положении Военного Совета о кадетских корпусах» 1886г. посвящена целая глава [1, С. 74-75]. Так эконом избирался директором корпуса из гражданских чиновников и утверждался в должности Главным начальником военно-учебных заведений. В его ведении находилась
12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - SCIENCE OF LAW
«кухня с пекарней и квасоварней, буфет, столовая, бельё, посуда и приборы, склады продовольственных товаров и склады пришедших в негодность вещей», а также вся прислуга «во время исполнения ею разных обязанностей по упомянутым выше частям хозяйства».
Смотритель зданий и заведующий обмундированием избирались директором из офицеров, причём первый не должен был иметь чин выше полковника, а второй -капитана. Как и эконом, они утверждались в должности Главным начальником Военно-учебных заведений. Смотритель зданий отвечал не только за состояние всех корпусных построек, но и за их отопление, освещение, внутреннюю обстановку, за обоз и конюшню, пожарные приспособления. Заведующий обмундированием, помимо ремонта и закупки одежды кадетов, ведал сапожной и швальной мастерскими, прачечной и цейхгаузом. Ему был также поручен надзор за летним лагерем со всеми постройками и имуществом. Эконом, заведующий обмундированием и смотритель зданий могли налагать на подчинённых им нижних чинов и служителей дисциплинарные взыскания, пользуясь в этом отношении правами командиров рот. Секретарь и бухгалтер назначались директором корпуса из числа гражданских чиновников. При этом предпочтение отдавалось тем из них, кто имел опыт служебной деятельности.
Медицинский персонал кадетских корпусов по «Положению» 1886г. состоял из старшего и младшего врачей. Эти вакансии могли замещаться исключительно военными медиками. Они избирались Главным начальником военно-учебных заведений по согласованию с Главным военно-медицинским инспектором и утверждались в должности последним. В общем порядке службы врачи подчинялись непосредственно директору своего корпуса, а в «деятельности же своей по специальной части надзору в Петербурге Главного военно-медицинского инспектора, а в прочих окружных военно-медицинских инспекторов» [1, С.73]. В то же время старший врач руководил служившими в корпусе «нижними чинами медицинской части», то есть не имевшими классного чина фельдшерами и лазаретными служителями. Он обладал правом налагать на них взыскания в тех же пределах, что и командир не отдельного батальона. Помимо здоровья кадетов, корпусные
медики были обязаны следить за качеством продовольственных товаров и соблюдением гигиенических норм в помещениях [1, С.73]. Отметим, что до 1888 г. в корпусах имелась ещё и штатная должность классного медицинского фельдшера, которая затем была упразднена.
Кроме того, к сотрудникам кадетских корпусов следует отнести и штатное духовенство. Оно включало 3-х православных священнослужителей: законоучителя и одновременно настоятеля корпусной церкви, церковного дьякона и псаломщика.
Проведённое нами исследование позволяет заключить, что огромное значение служебных обязанностей такой категории служащих, как офицеры-воспитатели, заставлял администрацию корпусов отсеивать значительную часть претендентов в процессе их прикомандирования. Анализ полученных данных позволяет утверждать, что для всех кадетских корпусов, в том числе и столичных, на протяжении рассматриваемого периода характерна тенденция усиления военного элемента в штатах, что неоднократно подчёркивалось в трудах П.А. Зайончковского [7, С. 294-297] и Л.Г. Бескровного [8, С. 29-31]. Отмечаемое А. А. Михайловым заметное сокращение в губернских корпусах количества преподавателей предметников, чьи функции частично переходили к ротным командирам, имело место и в столичном корпусе. Но что было абсолютно не характерно для губернского корпуса, так это положение с приватными преподавателями, которых в столице было 69%, а, например, в Пскове без учета ротных командиров лишь один человек. Такое положение накладывало свой отпечаток на всю кадровую работу в корпусе.
Итак, на протяжении рассматриваемого периода в императорских корпусах удавалось сочетать, прежде всего, с помощью нормативно-правового регулирования сложные вопросы общеобразовательной подготовки, начальной военной подготовки и специфического военного воспитания с благотворительными задачами, заключающимися в предоставлении заслуженным и нуждающимся офицерам дополнительных социальных прав и гарантий. Полученные данные, безусловно, помогут внести ряд корректив в нормативно-правовое регулирование деятельности современных кадетских корпусов.
Библиографический список
1. Положение Военного совета о кадетских корпусах, высочайше утверждённое 14 февраля 1886 г. // ПСЗ. СПб., 1888. Собр. 3. Т. 6. С. 59-77.
2. МихайловА.А. Псковский кадетский корпус, 1882-1917 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. СПб., 1994.
3. Российский государственный военно-исторический архив, ф. 356, оп. 1, д. 83, д. 84, д. 85, д. 86, д. 88, д. 87, д. 89, д. 90, д. 91, д. 92, д. 96, д. 98, д. 99, д. 100, д. 101 (списки офицерам и чиновникам корпуса по старшинству).
4. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб., 1905. 120 с.
5. Крутецкий А.Д. Александровский кадетский корпус за первые 25 лет существования. Краткая историческая записка. СПб.,1898.196 с.
6. РГВИА, ф.356, оп.1, д. 356, л. 22-23; д. 660, л. 21-22об.; д. 665, л. 36-38.
7. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX - XX столетий. 1881-1903. М., 1973. 351 с.
8. Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале XX века. М. 1986. 237 с.
References
1. The Statute of the Military Council Concerning Cadet Corps, His Imperial Majesty's Edict of February 14th, 1888. // Complete
Collection of Laws of the Russian Empire, Saint Petersburg, 1905. Collected works 3, volume 6, pp. 59-77.
2. Mikhailov A.A. Pskov Cadet Corps, 1882-1917: thesis of the candidate of historical sciences, Saint Petersburg, 1994.
3. Russian State Military Historical Archive (RSMHA), file 356, inventory 1, case 83, case 84, case 85, case 86, case 88, case 87, case 89, case 90, case 91, case 92, case 96, case 98, case 99, case 100, case 101 (the lists to the officers and the clerks of the corps in order of precedency).
4. Instruction on Upbringing for Cadet Corps. Saint Petersburg, 1905. 120 p.
5. Krutetskiy A.D. Alexandrovskiy Cadet Corps Within the First 25 Years of Its Existence. Concise Historic Note. Saint Petersburg, 1898. 196 p.
6. Russian State Military Historical Archive (RSMHA), file 356, inventory 1, case 356, pp.22-23; case 660, pp. 21-22 (overleaf); file 665, pp.36-38.
7. ZaionchkovskiyP.A. Autocracy and the Russian Army at the Turn of the 19th century. 1881 - 1903. Moscow, 1973. 351 p.
8. Beskrovniy L.G. The Army and the Navy of Russia at the Beginning of the 20th Century. Moscow, 1986. 237 p.
УДК 35.08:342.9 Н.С. ГОНЧАРУК
кандидат политических наук,доцент кафедры административного и финансового права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: [email protected]
UDC 35.08:342.9 N.S. GONCHARUK
candidate of political sciences, Associate professor of the department of administrative and financial law, Russian Presidential Academy of National economy and Public
Administration E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
MODERNISATION'S PROBLEM OF THE STATE CIVIL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION: LEGAL ASPECTS
Статья посвящена имеющимся правовым пробелам и необходимости модернизации законодательства, связанного с порядком прохождения государственной гражданской службы. В работе также предложен авторских взгляд на решение некоторых правовых проблем по данному аспекту.
Ключевые слова: государственная служба, права граждан, процедура конкурсного отбора, должности государственной гражданской службы.
The article is about the legal gaps and the need to modernize the law relating to the order of the passage of the civil service. In the paper is also the author's answer of some legal issues on this aspect.
Keywords: public service, civil rights, competitive selection procedure, positions of the state civil service.
Развитие института государственной гражданской службы в Российской Федерации тесно связано с формированием единой нормативно-правовой системы по вопросу прохождения государственной гражданской службы, которое можно отнести к 2003-2004, в связи с принятием двух основных федеральных законов (Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы в Российской Федерации» и Федеральной закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Данные федеральные законы, на первый взгляд, достаточно подробно отразили целый ряд вопросов, связанных с прохождением государственной гражданской службы. К 2013 году было издано немало
указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, локальных нормативно-правовых актов субъектов России и государственных органов.
Тем не менее, до сих пор существует множество проблем, в том числе и правовых пробелов, связанных с прохождением государственной гражданской службы.
Например, проведённый ещё в 2010 г. мониторинг правоприменительной практики в сфере государственной гражданской службы в Центральном федеральном округе показал, что в правовом регулировании имеется ряд пробелов[1]. Стоит отметить, что данный мониторинг был проведен также и в других федеральных округах в рамках реализации Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государ-
© Н.С. Гончарук © N.S. Goncharuk