Т.К. АВДЕЕВА
доктор педагогических наук, профессор кафедры геометрии и методики преподавания математики Орловского государственного универ -ситета
Е-mail: [email protected] Тел. 8 920 808 09 99
ЭВОЛЮЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА
В статье описывается система подготовки учителей для разного типа общеобразовательных учреждений в России XIX - начала XX века. Приводятся сведения о комплектовании школ России учительскими кадрами. Рассматривается содержание и условия обучения в педагогических учреждениях, подведомственных как министерству народного просвещения, так и духовному ведомству.
Ключевые слова: духовная семинария, второклассная церковно-учительская школа, учительская министерская семинария, земская учительская школа, учительские курсы, учительские институты, высшие женские курсы, педагогические институты.
Обязательным участником любого процесса обучения является учитель. В XIX веке вопрос о подготовке знающих свое дело и образованных учителей стоял весьма остро, особенно в уездных и приходских училищах. Так в 1800 году в России действовало 315 школ, в которых обучалось 19915 учащихся, а работало только 790 учителей, т.е. в среднем по 2-3 преподавателя на школу. Довольно часто учителями были случайные люди. [19]
Подготовка учителей находилась главным образом в ведении Министерства народного просвещения, созданного в 1802 году, Синода и ведомства императрицы Марии. Учительские семинарии могли открывать земства и городские органы управления.
В первой половине XIX века духовные семинарии оставались ведущими учебными заведениями, готовившими учительские кадры; некоторые выпускники духовных семинарий затем продолжали обучение в университетах, другие - в учительских семинариях, но большая часть занималась преподавательской деятельностью. С 1866 года по инициативе министра народного просвещения Д.А. Толстого в духовных семинариях был введен курс педагогики; обязательным для семинаристов стало проведение уроков в воскресных школах. В семинарию принимались лица, окончившие двухклассные училища, курс обучения был рассчитан на 3 года. В содержание обучения входили: Закон Божий, русский язык и литература, математика, естествознание, физика, география, история, рисование, пение, педагогика, методика начального обучения. При семинариях открывались опытные школы, в которых семинаристы проходили практику.
© Т.К. Авдеева
К духовному ведомству относились также второклассные церковно-учительские школы, получившие наибольшее свое развитие к концу XIX века. Покажем динамику их развития.
Число второклассных церковно-учительских школ России конца XIX начала ХХ века.
Таблица 1.
Годы Число школ
1896-1898 225
1896-1900 349
1901-1905 421
1907 427
[12]
Курс учения во второклассных школах - 3 года; в них преподавались следующие предметы: Закон Божий, церковная история, общая и русская; церковное пение, русский язык, церковнославянский язык, отечественная история, география в связи со сведениями о явлениях природы, арифметика, геометрическое черчение и рисование, дидактика, начальные практические сведения по гигиене, чистописание, рукоделие (в женских школах). При второклассных школах состояли одноклассные церковно-приходские школы для практической подготовки воспитанников к преподаванию. Успешно окончившим курс второклассных школ «выдаются советами оных» свидетельства на звание учителя или учительницы школ грамоты. [17, с.79-87]
Выпускники церковно-учительских школ распределялись так:
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Таблица 2.
в России числилось:
Выпускники церковно-учительских школ 1896-1900 г.
Школы грамоты Церковно- приходские Земские Министерские Продолжили обучение
1662 1182 1537 39 208
36% 26% 33% 1% 4%
Таблица 4.
[15]
С развитием народных школ связано создание учительских семинарий и институтов. Учительские министерские семинарии были преимущественно мужскими; их цель - дать педагогическое образование людям всех сословий, желающим посвятить себя учительской деятельности. В семинарии принимались, в основном, юноши православного вероисповедания, окончившие двухклассные сельские училища. Курс обучения 3 года. Поступающие сдавали вступительные испытания: письменные по русскому языку (диктант и сочинение) и арифметике (две задачи); устные - по Закону Божьему, церковно-славянскому и русскому языкам, арифметике, геометрии, русской истории, русской географии и пению. Как видим из перечня вступительных испытаний, к будущим учителям предъявляли серьезные требования, ведь человек, решивший посвятить себя делу обучения и воспитания, должен быть широко образован.
Вот учебный план учительской семинарии
Таблица 3.
Предметы Классы Всего
при- готови- тельный II III
Закон Божий и церковнославянское чтение 4 4 2 2 12
Русский и церковнославянский языки 5 5 4 3 17
Педагогика - - 3 3 6
Арифметика и начальная алгебра 3 3 3 2 11
Геометрия 2 2 2 7
История 2 2 2 2 8
География 2 2 2 7
Естествознание и сельское хозяйство 2 3 3 2 10
Физика 2 2 2 - 6
Чистописание 2 2 2 - 6
Рисование и черчение 4 3 3 2 12
Пение 2 2 2 2 8
Гимнастика 2 2 2 2 8
Практические занятия - - - 12 12
Ручной труд 4 4 4 2 14
Всего: 36 36 36 36 144
[6]
Окончившие курс учительской семинарии и выдержавшие испытания получали свидетельство о присвоении им звания учителя народных училищ. Всего на 1 января 1917 года учительских семинарий
Учебный округ Количество учительских семинарий Всего
мужских женских
Московский 17 7 24
Петербургский 10 4 14
Харьковский 16 - 16
Одесский 9 2 11
Казанский 16 2 18
Оренбургский 13 1 14
Киевский 13 4 17
Варшавский 10 3 13
Виленский 10 3 13
Рижский 5 - 5
Кавказский 9 2 11
Западно-Сибирский 6 1 7
Восточно-Сибирский 6 - 6
Приамурский край 3 - 3
Туркестанский 2 - 2
[10, с. 140
Кроме государственных учительских семинарий существовали земские и частные, которые стояли выше правительственных. Их отличал более широкий курс образования: кроме традиционных учебных предметов в них преподавались естественная история, химия, физиология человека.
Среди земских учительских школ, в качестве образцовых, отмечались Уральская, Тамбовская. Тверская (Новоторжкая), Вятская. Именно земство, а не какое-либо учреждение создало для учителя ту материальную и общественную обстановку, в которой он поднялся до положения общественного работника. С целью повышения учительского мастерства земствами устраивались учительские съезды - курсы; на них учителя знакомились под руководством педагогов с рациональными методами обучения, обсуждали условия их применения в русской сельской школе, слушали и давали пробные уроки. [4]
Земства выдвинули новый тип педагогических учебных заведений, тип повышенный, сравнительно с учительскими семинариями. Это постоянные педагогические курсы (двухлетние) для лиц, уже получивших общее среднее образование. Следует отметить созидательную роль земства и в организации летних краткосрочных курсов для учителей (систематические лекции, образовательные практические занятия, педагогические чтения, дидактические демонстрации).
По расходным сметам 1913 года земствами 40 губерний на подготовку учительского персонала назначено 986,5 тыс. рублей; для сравнения: сметные ассигнования 43 губерний на народное образование в 1914 году составили 107 млн. рублей. [4, с.50], [7]
Для училищ повышенного типа учителей готовили учительские институты, об этом было сказано еще в именном Указе «Об устройстве училищ - о государственной системе народного образования» от 24 января 1803 года, который утвердил предварительные правила народного просвещения. Так во второй главе этого Указа отмечалось:
«32. В приходских училищах учитель обучает чтению, письму и первым действиям арифметики; наставляет в главных началах Закона Божия, в благонравии, обязанностях к государю, начальству и ближнему; и общему простым, ясным и состоянию учащихся соответственным образом, старается дать им правильное понятие о вещах. Учение продолжается от окончания полевых работ до начала оных в следующем году.
33. Как весьма бы полезно было, если б приходские священники и церковнослужители сами исполняли должность учителей, столь соответствующую их званию: то Святейший Синод и должен пещись, чтобы в непродолжительном времени сие произведено было в действие без малейшего отягощения как священников, так и прихожан.
34. В уездных училищах преподается ученикам, поступающим из приходских, грамматика языка российского и местного, как то: польского, немецкого и проч., сокращенная география и история; первоначальные основания геометрии и естественных наук; также наставления в должностях человека и гражданина, и практические знания, полезные местной промышленности, и потребностей края.
35. В гимназиях имеют быть преподаваемы изящные науки, языки латинский, французский и немецкий; логика; основания чистой математики, также механики, гидравлики и других частей физики, наиболее в общежитии нужных, сокращенная естественная история; всеобщая география, основания политической экономии и коммерции. Сверх того будут читаны и переводимы сочинения, служащие к образованию сердца, и подающие чистое понятие о Законе Божием и гражданских обязанностях. Сверх штата могут быть присоединены учителя гимнастических упражнений.
36. В Университетах, поступающим из гимназии в качестве студентов, или по испытании удостоенным сего имени, преподаются науки во всем пространстве, нужные для всех званий и разных родов государственной службы.
...38. Для учения в приходских и уездных
училищах и гимназиях будут употребляемы единообразные книги и правила: в каждом же университете способ и предметы преподавания будут предначертаны общим собранием профессоров, и представлены на усмотрение попечителю.
39. Всякий Университет должен иметь учительский или педагогический институт. Студенты, принятые в оный, получают степень кандидата, соединенную с особенными выгодами в содержании». [9, с.30-31]
Для подготовки учителей в 1804 году в столице открывается Педагогический институт, преобразованный из учительской семинарии. Институт рассматривался как отделение будущего университета.
Затем были открыты педагогические институты при университетах: Харьковском (1811), Казанском (1812), Дерптском (1820) и Киевском (1834).
В институтах обучались слушатели из числа лучших выпускников университета, решившие посвятить себя преподавательской работе. Будущие учителя изучали предмет (науку) избранной специальности, усваивали «наставления в искусстве преподавать науки ясным и систематическим образом» в течение 3 лет. Окончившие институт с отличием получали степень магистра и оставались преподавать в университете, остальные направлялись младшими и старшими учителями в средние учебные заведения.
Во время правления С.С. Уварова, 23 декабря 1816 г. Педагогический институт был преобразован в Главный педагогический институт, его задачей была подготовка преподавателей для всех училищ империи (в первую очередь гимназий, а затем уездных училищ), подведомственных Министерству народного просвещения, а также профессоров и преподавателей для высших учебных заведений.
Главный педагогический институт был типичной николаевской учебной казармой. Согласно Уставу, студенты должны были в 7 ч. утра собираться в учебные помещения и заниматься приготовлением уроков, в 8 они шли под командой на молитву, затем слушали чтение евангелия и, наконец, завтракали. С девяти до трех классы. В 3 ч. 15 мин. -обед, во время которого Устав разрешает «говорить о предметах лекций своих, без нарушения общей тишины, со всей скромностью, отличающей людей образованных». [18, с.185]
Срок обучения в Главном педагогическом институте был 6 лет: 2 года предварительный (общий) курс; 3 года курс высших наук по одному из трех отделений: философских и юридических наук, физических и математических наук, исторических и словесных наук; последний год посвящен исключительно педагогике. Подготовка учителей была мно-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
гопрофильной, то есть, окончивший институт мог преподавать 2-3 предмета, так окончивший физикоматематический факультет преподавал математику, физику и географию.
В 1817 году для подготовки учителей приходских и уездных училищ был учрежден второй разряд Главного педагогического института (срок обучения 4 года); в 1822 г. он реорганизован в Петербургский университет, в который перешли все его студенты. После 10-летнего перерыва, в течение которого в России не было специальных высших педагогических заведений, подготовка учителей происходила в университетах. В 1828 году вновь утвержден Главный педагогический институт как закрытое учебное заведение со строгим внутренним режимом для подготовки педагогов высших и средних учебных заведений Министерства народного просвещения. Выпускники института получали звание «учитель гимназии» и обязаны были прослужить в ведомстве Министерства народного просвещения не менее 8 лет.
В 1852 году старший курс физико-математического факультета был разделен на два отделения: математических наук и естественных наук. Срок обучения на факультете 4 года. Состав студентов формировался из разночинцев, по преимуществу воспитанников духовных семинарий. Студенты принимались на казенное содержание и обеспечивались общежитием.
Всего за 1829 - 1858 годы Главный педагогический институт подготовил 682 педагога, из них 43 стали профессорами и преподавателями вузов, 377 - учителями средних школ, 262 - учителями начальных школ. В 1859 году педагогические институты были упразднены, взамен них в университетских городах открылись двухгодичные педагогические курсы, которые просуществовали до 1863 года. [5]
Большое значение в подготовке учителей имели высшие женские курсы. 1 ноября 1872 г. на Волхонке в здании 1-ой мужской гимназии состоялось открытие Московских высших женских курсов под руководством профессора В.И. Герье, которые положили начало высшему женскому образованию. Существовавшие до этого женские курсы, готовившие преподавателей, не являлись высшими учебными заведениями, их цель была «дать слушательницам знания в объеме мужских гимназий или приготовить их к преподаванию в начальных классах, прогимназиях и женских училищах».
Первоначально обучение на Московских высших женских курсах (МВЖК) было рассчитано на 2 года, а позднее - на 3, в программу обучения входили как гуманитарные науки, так и естественные. Несмотря на то, что слушательницы МВЖК
получали блестящее образование, они не могли получить диплом специалиста, курсы выдавали выпускницам лишь свидетельство о «прослушании» лекций. Такое положение изменилось только в 1915/16 учебном году.
Женское образование успешно развивалось и в Петербурге, где в 1878 году были открыты Высшие женские курсы (ВЖК) с тремя отделениями -словесно-историческим, физико-математическим (естественным) и специально-математическим. Первым их директором стал профессор русской истории Санкт-Петербургского университета
К.Н. Бестужев-Рюмин, по его имени курсы стали называться Бестужевскими.
С 1901 года выпускницы получили право преподавать во всех классах средних учебных заведений и в четырех младших классах мужской средней школы. За 32 выпуска (1882-1916) ВБК окончило 6933 человека. Основная часть выпускниц стали преподавателями в средней школе. В 1918 году Бестужевские курсы реорганизованы в Третий Петроградский университет, который в 1919 году вошел в состав Петроградского университета. [13]
Аналогично Московским и Петербургским высшим женским курсам подобные были открыты в Казани (1876), Киеве (1878), затем в 1905-1907 годах в Варшаве, Одессе, Томске, Харькове, Юрьеве. Это были общественные заведения, созданные по инициативе профессуры.
Законом от 19 декабря 1911 г. «Об испытании лиц женского пола в знании курса учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительниц» курсы, программы которых признавались «равными университетским», получали статус высших учебных заведений, а их выпускницы допускались к окончательным экзаменам в государственных испытательных комиссиях «для лиц мужского пола». [11]
Комиссия «По вопросу о применении закона 19 декабря 1911 г.» (1912) отнесла к разряду университетских все перечисленные высшие женские курсы. Такой же статус получили и некоторые частные высшие женские курсы: естественнонаучные М.А. Лохвицкой-Скалон; историко-литературные и юридические Н.П. Раева; при биологической лаборатории П.Ф. Лесгафта (Петербург); историкофилологические и юридические В.А. Полторацкой (Москва); общеобразовательные вечерние А.В. Жику-линой (Киев). Большинство выпускниц этих курсов вступили на учительское поприще.
Особое место в женском образовании России занимал Женский богословско-педагогический институт в Московском Скорбященском монастыре, открытый в 1914 году по решению Св. Синода.
Он имел целью «доставлять высшее богословско-педагогическое образование женщинам и подготовлять начальниц, воспитательниц и учительниц для средних женских учебных заведений. Выпускницы института должны были работать в епархиальных училищах, а также способствовать «удовлетворению нужд православной церкви, преимущественно, миссионерского характера». [16, л. 4-6]
В конце XIX - начале ХХ века учителей гимназий, реальных училищ и других средних учебных заведений кроме университетов готовили два историко-филологических института - в Петербурге и Нежине. Петербургский историкофилологический институт (создан в 1867 г.) - закрытое учебное заведение, готовившее учителей истории и географии, русского языка и словесности, древних языков. Срок обучения 4 года: 2 теоретических и 2 специальной практической учебы. При институте работала гимназия. Штатное число студентов 100 человек; кроме того институт имел 2-3 десятка стипендиатов от различных регионов страны и Синода. За 1867-1900 годы институт выпустил 562 педагога.
Нежинский историко-филологический институт князя И.А. Безбородко имел такой же статус, как и Петербургский. При институте работала гимназия с пансионом. За 1875-1900 год институт выпустил 321 учителя.
Несмотря на это, квалифицированных учителей в России было крайне мало: по подсчетам Д.И. Менделеева, в стране в 1901 году было только 10 тыс. преподавателей средних школ, среди них лишь половина имела высшее образование. Социальный состав учителей средних школ в Европейской России в конце XIX в. выглядел так:
потомственных дворян - 1,7%;
личных дворян и чиновников - 25%;
духовенства - 32,4%;
почетных граждан и купцов - 6%;
мещан и цеховых - 8,4%;
крестьян - 3,4%;
низших чинов и других сословий -12%. [1,
с.154]
В связи с ростом школ вопрос подготовки учителей оставался одним из актуальных и в начале ХХ века по-прежнему предпринимались различные попытки его разрешения. Так в 1902 году была создана комиссия по преобразованию высшей школы. Для разработки предложений по улучшению профессионально-педагогической подготовки учителей создается специальная подкомиссия в составе академика П.В. Никитина, В.А. Латышева, А.И. Введенского, В.В. Струве, Е.Н. Щепкина и др. Подкомиссия предлагала включить в учебные пла-
ны университетов историю педагогики и педагогику, методики отдельных предметов и школьную гигиену. Также шла речь о том, что основные университетские курсы должны иметь педагогическую направленность. В результате всех дискуссий удалось включить в учебный план кафедры философии курс педагогики. В это же время К.П. Яновский разработал по поручению Министерства народного просвещения проект педагогического института как самостоятельного учреждения; этот проект и был положен в основу организации Педагогического института имени П.Г. Шелапутина, который был открыт в 1911 году на средства промышленника П.Г. Шелапутина по высочайше утвержденному проекту. В институт принимались юноши, окончившие курс в одном из высших учебных заведений, срок обучения 2 года. Институт состоял из 5 отделений: русского языка и словесности; древних языков; русской и всеобщей истории; математики, физики и космографии; естествознания; химии и географии. Занятия делились на общие - для всех слушателей, и специальные - по отдельным предметам средней школы. Изучались логика, общая и педагогическая психология, общая педагогика и история педагогического учения, школьная гигиена и частные методики. Преподавались физические упражнения; факультативно - музыка и пение. Институт имел хорошо оборудованные кабинеты, педагогический музей. Основной базой учебнопрактической работы студентов являлась гимназия имени Г. Шелапутина и реальное училище А. Шелапутина. По частным методикам велись семинарские занятия, на которых обсуждались устные и письменные рефераты слушателей, проводился анализ учебников и учебных пособий для средней школы. Изготавливались наглядные пособия, демонстрировались опыты. Студенты посещали уроки своих руководителей по методике преподавания, присутствовали на уроках учителей, обсуждали эти уроки и составляли письменные отчеты, готовили конспекты примерных уроков и календарные учебные планы, вели занятия со школьниками. Формой взаимодействия института с выпускниками были ежегодные съезды (1914, 1915, 1916). На них обсуждались доклады молодых учителей по педагогическим и методическим вопросам. До 1917 года институт выпустил 95 человек, среди них видные ученые-педагоги И.К. Андронов, В.И. Лебедев и др.
[3], [10]
В 1919 году на базе института была создана Академия народного образования, впоследствии преобразована в Академию коммунистического воспитания.
В 1904-1907 годах в Петербурге при
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Педагогическом музее Главного управления военно-учебными заведениями организуются педагогические курсы, на базе которых в 1907 году по инициативе Совета курсов и Лиги образования организуется Педагогическая академия. Педагогическая академия состояла в ведении Министерства народного просвещения, по Уставу была автономной организацией, содержалась на частные пожертвования. Курс обучения 2 года для лиц, имеющих высшее образование. Предметы делились на основные (педагогическая психология, история педагогики, школьная гигиена и т.п.), дополнительные (анатомия, физиология, психология, история философии, история искусств и др.) и специальные (методика и история преподавания учебных дисциплин в школе). Слушателям предоставлялась возможность для серьезной научной работы, изучения передового опыта, для собственной практики. Педагогическая практика проводилась в частном коммерческом училище при академии. Училище являлось своеобразной экспериментальной школой для проверки и оценки методов обучения, при нем имелась психологическая лаборатория и школьно-гигиенический кабинет. [2]
С развитием педагогического образования в России появилась потребность более тщательного изучения личности ребенка с целью создания оптимальных педагогических теорий. Именно с этой целью в 1908 г. возник Психоневрологический институт, организованный В.М. Бехтеревым. Это было научное и в то же время высшее учебное заведение, готовящее преподавателей для средних школ. Институт имел школу для отсталых детей, куда принимались на полное воспитание дети с пониженной успеваемостью, нервные и слаборазвитые. В институте были созданы факультеты: общеобразовательный, с отделениями естественноисторическим, юридическим и медицинским, на которых изучались среди прочих педагогический цикл наук, включавший педагогическую психологию - общую и экспериментальную, школоведение, историю педагогических учений и современные положения педагогики. [10], [8], [14]
Подводя итог описания эволюции педагогического образования в России XIX - начала ХХ века, перечислим:
I. Учебные заведения, окончание которых приравнивалось к окончанию педагогических училищ:
1. Учительские семинарии - мужские и женские.
2. Земские и министерские учительские школы.
3. Церковно-учительские школы.
4. Женские гимназии с 8-м педагогическим классом.
5. Мужские и женские гимназии, реальные и ком -мерческие училища, при условии прохождения не менее 3-месячных педагогических курсов.
6. Экстернат на звание учителя.
7. Городские училища, организованные по положению 1872 г., и высшие начальные училища, при условии окончания трехгодичных педагогических курсов.
8. Епархиальные училища с педагогическим классом.
9. Медресе: Мухамеадия в Казани.
Касимия в Казани.
Галия в Уфе.
Усмания в Уфе.
Буби в Иж-Бобья, Агрызского района.
Хусанния в Оренбурге.
Расулия в Троицке.
II. Учебные заведения, окончание которых приравнивалось к окончанию учительских институтов:
1. Учительские институты (независимо от продолжительности курса обучения).
2. Общеобразовательные педагогические курсы в Москве, учрежденные Алферовым.
3. Московские педагогические курсы при обществе воспитательниц и учительниц имени Тихомирова.
4. Педагогические курсы при Петроградской Мариинской женской гимназии по специальностям: русский язык, математика, география и иностранные языки.
5. Курсы для преподавателей средних учебных заведений и высших начальных училищ при учебных округах и учительских институтах.
6. Экстернат за полный курс учебных заведений, дающий право на преподавание в школах повышенного типа общеобразовательных предметов.
7. Окончание трех курсов высших учебных заведений.
8. Женские педагогические курсы в Одессе.
9. Женские курсы новых языков Лохвицкой-Скалон в Петербурге.
10. Женские специальные курсы новых языков Бобрищевой-Пушкиной в Петрограде.
11. Женские курсы иностранных языков Полторацкой в Москве.
12. Курсы иностранных языков Степановой в Москве.
13. Курсы иностранных языков Лаврентьевой в Петрограде.
14. Правительственные курсы французского языка в Петрограде.
15. Курсы иностранных языков при женских институтах; Николаевском и Александровском - в
Петрограде и Екатерининском - в Москве.
16. Художественное училище - Московское,
Строгановское, Петроградское, Штиглица,
Лодзинское, Пензенское, Одесское и др.
17. Варшавские педагогические курсы новых языков.
18. Демидовские курсы иностранных языков в Петербурге. [10]
Динамику развития учительских институтов в последней четверти XIX века можно проследить по показателям следующей таблицы.
Учительские институты по данным отчетов Министерства народного просвещения за 1872-1894 г
Таблица 5.
Годы Число учительских институтов Число учащих Число учащихся Число окончивших курс учительского института Число выбывших из института до окончания курса
1872 2 - 82 - -
1880 10 - 58б 148 58
1885 11 129 55З 151 З7
1890 10 ІЗ0 514 1б4 ЗЗ
[10,с.14З]
Библиографический список
1. Ацаркин А.Н. Жизнь и борьба рабочей молодежи в России (1900- октябрь 1917). 2-е изд., перераб. и доп. М. 1976.
2. Вахтерова Э.О. В.П. Вахтеров его жизнь и работа. М. 1961.
3. Закон о Педагогическом институте им. П.Г Шелапутина в г. Москве, М., 1913.
4. Звягинцев Е.А. Полвека земской деятельности по народному образованию. Изд. 2-е. М.: Задруга. 1918.
5. Краткое историческое обозрение действий Главного педагогического института 1828-1859 г. СПб. 1859.
6. Литвинов В.В. Воронежская учительская семинария (1875-1910). Памятная книжка Воронежской губернии на 1911 г. Воронеж. 1911.
7. Медынский Б. Бюджеты земских школ. Земское дело. № 21. 1914.
8. Мясищев В.Н. В.М. Бехтерев - замечательный ученый, врач, педагог, общественный деятель. Киров. 1956.
9. Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге, XIX - начало XX века. Сборник документов. Лики России, СПб., 2000.
10. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX- начало ХХ в. Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина, Б.К. Тебиева. М.: Педагогика. 1991.
11. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). 3-е собр.т. 31. №36226. ст. 1. СПб. 1885-1917 г
12. Прибавления к церковным ведомостям. 1908. № 3. 19 января.
13. Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы (1978-1918). Л. 1965.
14. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР,- М., 1975.
15. Смятских А.Л. Становление и развитие среднего педагогического образования в России. Дисс. канд. пед. наук. М. 1992.
16. Центральный государственный исторический архив СССР (ЦГИА СССР) ф.1409. оп.6. д.1557.
17. Церковные ведомости, 1902, № 15-16, 14 апреля.
18. Чернышевский Н.Г. Соч.. т. Х. ч. 1. Пролог. ч.2. СПб. 1906.
19. ЧеховН.В. Типы русской школы в их историческом развитии. Изд-во т-ва «Мир».1923.
Т.К.АУПЕЕУА
THE EVOLUTION OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN RUSSIA XIX -BEGINNING OF THE XX-TH CENTURY
This article describes the system of training of teachers for different type of educational institutions in Russia the XlX-th beginning of the XX-th century. There’s data on acquisition of schools of Russia by teachers. Author considers conditions of education in educational institutions, which were under control both the ministry of national education, and to theological department.
Key words: theological seminary, a second-class churchs teacher's room school, teacher's ministerial seminary, regional teacher's school, teacher's courses, teacher's institutes, the higher female courses, teacher training colleges.