Научная статья на тему 'Педагогическое образование в России во второй половине XIX - начале XX вв'

Педагогическое образование в России во второй половине XIX - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1360
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / TEACHER''S INSTITUTE / СЕМИНАРИЯ / SEMINARY / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ВТОРОКЛАССНЫЕ МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ / ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКИЕ МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ ШКОЛЫ / CHURCH AND TEACHER''S MEN''S AND WOMEN''S SCHOOLS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / PEDAGOGICAL COURSES / SECOND-CLASS MEN''S AND WOMEN''S TEACHER''S SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Елена Андреевна

В статье автор описывает состояние педагогического образования в России во второй половине XIX начале XX вв. Перечислены основные учебные заведения, осуществлявшие педагогическую подготовку учителей для средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical education in Russia in the second half of the XIXth - the beginning of the XXth centuries

The author describes a condition of pedagogical education in Russia in the second half of the XIXth the beginning of the XXth centuries in the article. The main educational institutions which were carrying out pedagogical training of teachers for high school are listed.

Текст научной работы на тему «Педагогическое образование в России во второй половине XIX - начале XX вв»

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркова, Н.А. Групповая работа в подготовке студентов высшей школы / Н.А. Маркова, Д.А. Марков // Alma mater. - 2015. - № 8. - С. 41-46.

2. Томашевская, О.Б. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов в вузе / О.Б. Томашевская, Н.А. Малиновская // Вестник Балтийского федерального университета. - 2011. - № 11. - С. 112-117.

УДК 37(091)

Е.А. Сорокина, г. Шадринск

Педагогическое образование в России во второй половине XIX -

начале XX вв.

В статье автор описывает состояние педагогического образования в России во второй половине XIX - начале XX вв. Перечислены основные учебные заведения, осуществлявшие педагогическую подготовку учителей для средней школы.

Учительский институт, семинария, университет, второклассные мужские и женские учительские школы, церковно-учительские мужские и женские школы, педагогические курсы.

E.A. Sorokina, Shadrinsk

Pedagogical education in Russia in the second half of the XIXth - the beginning of the XXth centuries

The author describes a condition of pedagogical education in Russia in the second half of the XIXth - the beginning of the XXth centuries in the article. The main educational institutions which were carrying out pedagogical training of teachers for high school are listed.

Keywords: teacher's institute, seminary, university, second-class men's and women's teacher's schools, church and teacher's men's and women's schools, pedagogical courses.

Осмысление исторического опыта человечества в области воспитания, образования и обучения подрастающего поколения помогает студенту-педагогу осознать значимость индивидуального стиля работы учителя с учащимися, понять, что его деятельность не может ограничиваться простым следованием набору рецептурных рекомендаций, от кого бы они ни исходили.

Вторую половину XIX - начало XX вв. в литературе называют эпохой Великих реформ, так как проведение крестьянской реформы (отмена крепостного права), судебной, воинской, школьной, земской реформ имело огромное значение для развития общества. Школьные реформы вызвали необходимость подготовки учительских кадров для новых типов школ. Чтобы понять, как решалась эта проблема, необходимо проанализировать основные типы учебных заведений по подготовке педагогов в данный период.

Благодаря реформам XIX в. активизировалась деятельность правительства, земских учреждений и общественных объединений по подготовке учительских кадров. В

результате проводимой государственной политики к началу XX в. в России сложилась разветвленная система среднего и высшего педагогического образования. Кроме этого существовали следующие формы получения учительского звания: педагогический экстернат, педагогические курсы.

Основными учебными заведениями по подготовке учителей для начальной школы являлись учительские институты и семинарии [5, с. 638].

31 мая 1872 г. Министерство народного образования утвердило «Положение об учительских институтах». В данном положении указывалось, что целью институтов являлась подготовка учителей для городских училищ. Курс обучения в институте устанавливался 3 года. Это были небольшие учебные заведения с числом воспитанников примерно 75 человек, из которых 60 учащихся содержались за счет Министерства народного просвещения, а остальные 15 вакансий предоставлялись стипендиатам других ведомств, городских обществ, земств и частных лиц [2, с. 26]. Учительские институты не являлись привилегированными учебными заведениями ни по правам, которые предоставлялись выпускникам, ни по социальному составу воспитанников. Большинство учащихся были детьми крестьян и средних городских сословий.

Организация и содержание учебной работы в учительских институтах регламентировались специальной «Инструкцией касательно объема и методов преподавания учебных предметов». Министерство определяло, что содержание обучения должно заключаться, «с одной стороны, в сообщении будущим учителям необходимых познаний по предметам курса начальных училищ, и, с другой - в практических упражнениях в преподавании» [1, с. 8]. Главными предметами были русский язык и арифметика. Непосредственно на педагогику отводилось 2 часа в неделю во 2 и 3 классах. Этот предмет преподавал в учительских институтах в основном директор. По данному предмету широко использовались учебные пособия П.Ф. Каптерева «Дидактические очерки», учебники по педагогике П.Д. Юркевича, учебник по психологии В.Н. Докучаева. Особое внимание уделялось педагогической практике, которая в основном проводилась в городском училище, при институте. Учащиеся 1 класса посещали училище вне расписания, дежурили на переменах. Во втором классе учащиеся института знакомились с порядком училища, организацией занятий, присутствовали на уроках учителей. Ученики выпускного класса в течение первого месяца выполняли обязанности помощника учителя, а со второго месяца сами давали уроки.

В 1907 г. в России насчитывалось 10 учительских институтов (Петербургский, Московский, Казанский, Белгородский, Феодосиевский, Глуховский, Виленский русский и Виленский еврейский, Александровский в Тифлисе и Томский), в которых обучалось всего 860 человек. Однако, как указывает Н.Н. Кузьмин, все названные институты закончили лишь 218 человек [1, с. 29].

С 1912 г. учительские институты готовили учителей для высших начальных училищ. На протяжении всего периода своего существования они выпускали педагогов «широкого профиля», которые были обязаны преподавать несколько предметов в городском, уездном, высшем начальном училищах. По состоянию на 1 января 1914 г. в стране действовало 44 учительских института [4, с. 86]. В 1915 г. было открыто 4 новых мужских учительских института (в Кишиневе, Майкопе, Оренбурге, Ташкенте). Женщины в эти учебные заведения не принимались. Лишь в 1915 г. в Рязани открылся первый в России женский учительский институт.

Следующим типом образовательных учреждений, осуществляющих подготовку учительских кадров и являющихся наиболее распространенными во второй половине XIX - начале XX вв., были учительские семинарии. Учительские семинарии начали свою деятельность во второй половине Х1Хв. В конце 60-х - начале 70-х гг. по инициативе губернских земств учреждаются Новгородская, Рязанская, Вятская, Костромская, Курская, Самарская и другие земские учительские семинарии. Начало создания сети правительственных учительских семинарий произошло в 1871 г. Целью семинарий было «доставить педагогическое образование молодым людям всех сословий, православного вероисповедания, желающим посвятить себя учительской деятельности в начальных училищах» [6, с. 198].

Создавая учительские семинарии как учебные заведения, которые должны готовить учителей начальной школы, главным образом сельской, царское правительство считало более выгодным комплектовать их из числа детей зажиточных крестьян. Во многих учительских семинариях воспитанники из крестьян составляли подавляющее большинство, однако позже в некоторых из них наблюдался значительный процент мещан и других сословий. Положительной чертой учительских семинарий являлось то, что они были наиболее доступными учебными заведениями для малообеспеченного городского населения в отличие от гимназий, реальных училищ и других привилегированных учебных заведений.

Учебный план семинарий предусматривал изучение следующих предметов: закона Божьего, основ педагогики, русского и церковнославянского языков, арифметики, основ геометрии, землемерия, черчения, русской истории с элементами всеобщей истории, географии, природоведения, чистописания, рисования и пения. Кроме того, семинаристы обучались отдельным ремеслам и гимнастике (обычно по выбору педагогического совета).

Особое внимание уделялось педагогической практике, в ходе которой воспитанники получали основные навыки в работе с детьми. Она проводилась в начальном училище, которое имелось при каждой учительской семинарии, а иногда и в других начальных училищах. На педагогическую практику в учительских семинариях отводилось не так много времени.

Начало XX в. характеризовалось значительным ростом сети начальных школ. В связи с этим потребность в подготовленных педагогических кадрах увеличивалась с каждым годом, это вызывало необходимость открытия новых учительских семинарий. На 1 января 1914 г. в России насчитывалось 128 учительских семинарий и школ. Из них 122 были государственными и 6 - частными и общественными. А к 1 января 1917 г. в России уже имелось 174 семинарии, в том числе мужских - 145, женских - 29 [3, с. 140]. Таким образом, учительские семинарии являлись наиболее распространенным типом образовательных учреждений, готовивших учителей начальных училищ.

Система высшего педагогического образования в дореволюционной России не была достаточно развитой. К высшим педагогическим заведениям относились университеты, Высшие женские курсы и курсы воспитательниц и руководительниц физического воспитания, основанные П.Ф. Лесгафтом.

Университеты осуществляли подготовку учителей посредством теоретических дисциплин педагогического цикла (частные методики, общую педагогику, теорию воспитания, историю педагогики) и педагогической практики на базе университетской гимназии, а также участия в педагогических семинарах, написания конкурсных работ на педагогические темы. Особенно интенсивно осуществлялась подготовка учителя в

университете в 50-е гг., когда организовывались кафедры педагогики: в Московском (1851 г.); в Казанском (1851 г.); в Харьковском (1852 г.) и др.

Важную роль в подготовке учителей средних школ сыграли Психоневрологический институт В.М. Бехтерева, Педагогическая академия, Педагогический институт им. П.Г. Шелапутина, Московский народный университет им. А.Л. Шанявского.

Свою деятельность университет имени А.Л. Шанявского начал 1 октября 1906 г. Основная цель его состояла в том, чтобы способствовать развитию высшего образования, распространению научных знаний, готовить учащихся к различным сферам практической деятельности. Он имел два отделения: научно-популярное и академическое. Срок обучения в университете составлял 4 года. В университет принимались лица обоего пола, независимо от национальности и вероисповедания. Приемных экзаменов не было, но на академическое отделение принимались только абитуриенты со средним образованием. В 1912 г. в университете имени А.Л. Шанявского обучалось 2433 слушателя, из них на полных циклах -625, по отдельным предметам - 1091, остальные на различных курсах. Более 100 профессоров и преподавателей работали в этом учебном заведении [4, с. 82].

Во второй половине XIX в. педагогическая подготовка приобретает другую форму. Начиная с 60-х гг. происходит разделение научной и педагогической направленности обучения будущих учителей. При Петербургском, Московском, Киевском, Харьковском, Казанском университетах открывались педагогические курсы, на которые принимались только выпускники университета.

Срок обучения на курсах был установлен в два года, на протяжении которых каждый кандидат готовился к преподаванию двух предметов. Все предметы на курсах подразделялись на 6 групп: русская словесность, славянские языки и русская история; древние языки; всеобщая и русская история; математика и физика; естественная история и физическая география; новые языки. Общими и обязательными для всех были педагогика и дидактика. Занятия по общим и специальным дисциплинам делились на теоретические и практические. Теоретические занятия заключались в самостоятельном изучении предметов избранного раздела под руководством профессора университета и прослушивании лекций по педагогике, дидактике в университете. Целью практических занятий являлось развитие педагогических способностей и подготовка к преподаванию.

Подготовка учителя в университете, таким образом, осуществлялась на базе фундаментальных общекультурных знаний, включающих широкий спектр дисциплин гуманитарного и естественнонаучного циклов. Одновременно студенты знакомились с методикой преподавания в школе изучаемых в университете дисциплин: на лекциях профессора уделяли внимание методике преподавания читаемой ими дисциплины.

В 70-е гг. проблему нехватки квалифицированных педагогических кадров пытаются решить Высшие женские курсы. В 1872 г. профессор Московского университета В.И. Герье получил разрешение открыть двухгодичные курсы для женщин. Он определил цель курсов следующим образом: «многим девушкам необходимо продолжить свое образование после окончания пансионата или гимназии по избранному им призванию» [7, с. 25]. По организации педагогического процесса и наполняемости учебных программ они приближались к университетскому образованию и имели два отделения: историко-филологическое и физико-математическое. Подобные курсы открывались во многих крупных городах России, в частности, 1876 г. - в Казани; в 1878 г. - Киеве. Для поступления на курсы требовалось наличие свидетельства об окончании гимназии или женского училища первого разряда, института благородных девиц. Лица, у которых

отсутствовал документ об окончании названных учебных заведений, сдавали вступительные экзамены. Желающие могли записаться на курсы вольнослушательницами и посещать обязательные дисциплины и предметы по выбору, писать сочинения, посещать семинарские занятия, сдавать выпускные экзамены.

Большое количество учительских кадров подготовили также средние учебные заведения.

Второклассные мужские и женские учительские школы с трехлетним сроком обучения, созданные по указу 1895 г. осуществляли общеобразовательную подготовку будущих учителей школ грамоты, знакомство с основами методики преподавания; особое внимание уделялось православному религиозному воспитанию [2, с. 82]. За учебными заведениями закреплялись церковно-приходские школы, где будущие учителя школ грамоты проводили свои первые уроки. В 1907 г. в России существовало свыше 400 таких учительских школ, в которых обучалось более 20 тыс. учащихся.

Церковно-учительские мужские и женские школы, которые возникли во второй половине XIX в. и входили в число учреждений Ведомства православного исповедания, с 1902 г. разделялись на второклассные и учительские: первые готовили учителей для школ грамоты, а вторые - для начальных училищ всех разрядов. При церковно-учительских школах создавались начальные школы, на базе которых проводилась практика. В начале XX в. в России насчитывалось 18 церковно-учительских школ, в которых обучалось 1077 человек [4, с. 107].

Земские женские учительские школы, возникшие в эпоху великих реформ, ставили своей задачей «ознакомление слушательниц с новыми методами элементарного преподавания и приготовление учительниц для народных сельских училищ».

Женские епархиальные училища, формирование которых относится к 1843 г., готовили кадры в основном для начальных сельских школ. В 1900 г. при этих полузакрытых учебных заведениях были созданы педагогические классы для подготовки учительниц церковно-приходских школ. Курс обучения в училищах длился шесть лет и делился на три класса, по два года в каждом.

С 1895 г. в училищах вместо педагогики вводится дидактика. Основная задача новой программы дидактики для епархиальных училищ состояла в том, чтобы подготовить христиански воспитанных и образованных будущих матерей, воспитательниц и учительниц. В связи с этим изучались особенности детского возраста, усваивались основы религиозно-нравственного, умственного и физического воспитания, знакомились с устройством и внутренней организацией школы.

Женские институты и училища ведомства учреждений императрицы Марии активно создавались на протяжении всего XIX в. Воспитанницам, окончившим курс 7-классных институтов и училищ, выдавался аттестат, подтверждавший звание домашних наставниц по тем предметам, по которым они показали хорошие успехи.

Женские училища Ведомства православного исповедания имели шестилетний курс обучения и давали право на получение звания домашних учительниц тех предметов, которые наиболее успешно были усвоены. В 1883 - 1884 гг. действовали 32 женских училища.

Следует упомянуть и действовавшие с 1862 г. женские семиклассные Мариинские гимназии, в которых учреждался 8-й дополнительный педагогический класс, где изучались педагогика и дидактика, начальное преподавание русского языка и арифметики. Каждая

ученица имела право выбрать углубленное изучение одного из предметов, по которому желала получить звание домашней наставницы или учительницы.

Значительное число учителей получило подготовку на краткосрочных педагогических курсах. По инициативе земств и общественных объединений учителей параллельно с учительскими съездами стали проводиться краткосрочные курсы для повышения образовательного уровня и методической квалификации педагогов. Также в 60-х гг. XIX в. при средних учебных заведениях создаются педагогические курсы, предназначенные для подготовки учителей начальных классов. Занятия на курсах подразделялись на теоретические и практические. Изучались как общеобразовательные предметы, педагогика, дидактика, гигиена, так и методики первоначального обучения.

В 80-х гг. учительниц и домашних наставниц готовили годичные педагогические курсы при Обществе вспомоществования гувернанткам и учительницам в Москве, годичный педагогический класс начальных учительниц в Херсоне, двухгодичные женские педагогические курсы при мужской Кубанской учительской семинарии.

В конце XIX в. участие в подготовке учителей средних школ принимали духовные учебные заведения (академии и семинарии), некоторые технические вузы и лицеи, военные заведения. Так, Петербургская военная гимназия в 1865—1882 гг. выпустила 100 педагогов с высшим образованием и 273 педагога подготовила к сдаче квалификационных испытаний [4, с. 78]. Педагогические курсы гимназии закрылись в 1883 г. в связи с «контрреформой» военной школы.

Еще одной формой подготовки учительского персонала являлась практика педагогического экстерната. Испытания проходили в университетах и делились на полные и сокращенные. Экзамен в полном объеме сдавали соискатели без оконченного высшего образования, сокращенный - имеющие диплом об окончании университета.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Во второй половине XIX - начале XX вв. в России сложилась система педагогического образования, представлявшая собой совокупность учреждений, занимавшихся подготовкой учительских кадров. Типы учебных заведений, созданные ведомством Министерства народного просвещения, дополняли учебные заведения Святейшего Синода, земские учебные заведения, частные учебные заведения, программы которых соответствовали программам Министерства просвещения. Однако, несмотря на ускоренные темпы развития сети учительских учебных заведений в России, их количество отставало от потребностей школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьмин, Н.Н. Учительские институты в России / Н.Н. Кузьмин. - Челябинск : Челябинский рабочий, 1975. - 41 с.

2. Марголин, Д. Справочник по педагогическому образованию / Д. Марголин. - СПб-Киев : Сотрудник, 1913. - 272 с.

3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX вв. / под ред.

3.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина, Б.К. Тебиева. - М. : Педагогика, 1991. - 448 с.

4. Паначин, Ф.Г. Педагогическое образование в России: историко-педагогические очерки / Ф.Г. Паначин. - М. : Педагогика, 1979. - 216 с.

5. Рождественский, С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 18021902. / С.В. Рождественский. - СПб., 1902. - 786 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.