ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378:796
Г.М. Бурков, Л.Г. Буркова, г. Шадринск
Организация практики студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 44.03.01 Педагогическое образование профиль
«Физическая культура»
В статье рассматриваются цели, задачи, формируемые компетенции и базы каждого вида практик студентов-бакалавров факультета физической культуры.
Летняя, учебная, педагогическая, преддипломная практики, бакалавры.
G.M. Burkov, L.G. Burkova, Shadrinsk
Organization of students' practice studying course of Bachelor 44.03.01 Pedagogical education, "Physical Culture" profile
The article is about goals, objectives, formed competence and the basis of each type of Bachelor students' practice of the Faculty of Physical Education.
Keywords: Summer, educational, pedagogical, pre-diploma practice, bachelors.
Одним из путей развития профессионально-ценностного отношения в вузе является включение студентов в профессиональную деятельность - это участие в различных спортивно-массовых мероприятиях, их организация в сотрудничестве с преподавателями кафедр, осуществление НИРС и т.п. Известно, что только в деятельности можно добиться каких-либо результатов, проверить эффективность своих знаний, способность применять их на практике. В педагогических вузах в качестве такой деятельности выступает, прежде всего, педагогическая практика. Многие специалисты утверждают, что начинать ее необходимо уже на ранних этапах обучения, что и предусмотрено в учебном плане студентов-бакалавров.
Преподаватели факультета постоянно стремятся организовать практическую работу студентов в школе таким образом, чтобы она помогла им осмыслить работу учителя, пробуждала стремление к педагогической деятельности, к работе с детьми.
Методисты практики на факультете отмечают, что при четкой постановке перед студентами педагогических задач и при самостоятельной деятельности, их познавательная активность значительно возрастает, более устойчивым становится интерес к школе, к работе с детьми, стремление посвятить себя делу воспитания молодого поколения.
Положение об «Организация практики студентов факультета физической культуры, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Физическая культура» составляется на основе следующих документов: «Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», утвержденное приказом
Минобразования Российской Федерации от 25 марта 2003г. № 1154. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. №197-ФЗ;
Федеральные законы РФ: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года №309-Ф3) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года №232-Ф3); Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 года №71 (далее - типовое положение о вузе); Устав ГОУ ВПО «ШГПИ»; Положение об организации практики студентов ГОУ ВПО «ШГПИ», принятое на Заседании Ученого совета ШГПИ Протокол № 2 от 12.10.12 г.; Государственный образовательный стандарт [1].
Целями практики являются: закрепление теоретических знаний по общепрофесиональным и специальным дисциплинам; овладение необходимыми методами, умениями и навыками по избранному направлению подготовки; овладение основами общей и профессиональной культуры современного бакалавра; формирование готовности к творчеству по избранному профилю подготовки.
Задачи практики:
- воспитание устойчивого интереса к профессии, убежденности в правильности ее выбора;
- развитие у студентов-бакалавров потребности в самообразовании и самосовершенствовании профессиональных компетенций;
- формирование опыта творческой деятельности; формирование профессионально-значимых качеств личности будущего бакалавра и его активной жизненной позиции; использование результатов практики для подготовки выпускной квалификационной работы;
- оказание студентами-бакалаврами помощи учреждениям и организациям в решении профессиональных задач;
- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития; организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
- изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской области; организация культурного пространства; разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп; популяризация профессиональной области знаний общества.
Компетенции обучающегося, формируемые (развиваемые) в результате прохождения педагогической практики:
1.профессиональные компетенции (ПК):
общепрофессиональные (ОПК):
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);:
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
специальные компетенции (СК):
в области педагогической деятельности:
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовка их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в качестве учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- способен организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
- готов к обеспечению охраны жизни обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
в области культурно-просветительской деятельности:
- способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);
- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).
Основными видами практики являются:
- учебная практика (2 курс), которая является ознакомительной;
- летняя педагогическая практика (2 курс) по организации летнего отдыха детей и подростков;
- педагогическая практика (3 курс), включающая в себя практику по профилю специальности и проводимая после освоения студентами основ теоретического курса по специальности;
-педагогическая практика (4 курс) включающая в себя практику по профилю специальности и проводимая после освоения студентами полного теоретического курса по специальности;
- преддипломная практика (4 курс), включающая исследовательскую деятельность студентов.
Практика студентов имеет на каждом курсе свои задачи, содержание и структуру.
Учебная практика (2 курс, 2 недели):
- основной базой практики являются общеобразовательные школы (1-11 классы);
- время прохождения практики - 4 семестр, апрель месяц.
Целью учебной практики, проходящей на втором курсе, является ознакомление с профессиональной деятельностью учителя (классного руководителя, учителя физической культуры).
Задачи учебной (ознакомительной) практики второго курса:
1) знакомство с условиями работы, правилами внутреннего распорядка общеобразовательной школы;
2) углубить и закрепить теоретические знания, полученные в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин;
3) развивать у студентов умение наблюдать и анализировать учебную и воспитательную работу в школе;
4) изучить особенности планирования учебной и воспитательной работы в образовательном учреждении;
5) развитие коммуникативных навыков у студентов;
6) овладение навыками организаторской деятельности (в процессе организации и проведения воспитательного мероприятия со школьниками);
7) знакомство с организацией физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в классе.
- отчетность: дневник практиканта; методическая разработка (конспект) воспитательного мероприятия, отзыв-характеристика с объекта педагогической деятельности, творческий отчет.
Летняя педагогическая практика (2 курс, 4 недели):
- проводится в спортивных, туристских, оздоровительных лагерях; во внешкольных учреждениях;
- продолжительность практики 4 недели в летние месяцы;
Цель практики: в процессе этой практики приобретают опыт самостоятельной организации жизни и деятельности коллектива младших школьников и подростков в летний период.
Задачи летней педагогической практики второго курса:
1) знакомство с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями лагеря;
2) планирование работы с детьми на смену и на каждый день;
3) осуществление повседневной воспитательной работы с детьми по разным направлениям и разнообразной форме;
4) ведение педагогической документации;
5) осуществление наблюдения и анализа лучшего опыта вожатых, участие в производственных совещаниях, заседаниях педагогического Совета лагеря;
6) изучение психолого-педагогических особенностей детей и подростков в условиях летнего отдыха;
- отчетность: методическая разработка (конспект) коллективного творческого дела (КТД), отзыв-характеристика с объекта педагогической деятельности, творческий отчет.
Педагогическая практика (3 курс, 6 недель):
Целью педагогической практики, проходящей на третьем курсе, является ознакомление с методикой проведения уроков по физической культуре, а также методикой работы классного руководителя.
- основной базой практики являются общеобразовательные школы (1-11 классы);
- продолжительность этого этапа практики 6 недель в феврале-марте месяце;
Задачи педагогической практики третьего курса:
1) изучение документов планирования и учета работы учителя физической культуры и классного руководителя;
2) посещение уроков, проводимых учителем физической культуры с последующим их обсуждением;
3) разработка документов планирования по физической культуре;
4) самостоятельное проведение уроков по физической культуре;
5) проведение спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
6) помощь в подготовке и организации команд к участию в городских (районных) соревнованиях;
7) изучение особенностей классного коллектива, ознакомление с планом работы классного руководителя и составление собственного плана;
8) посещение воспитательных мероприятий и самостоятельное их проведение;
- отчетность: характеристика по учебной и воспитательной работе с объекта практики; творческий отчет; рабочая тетрадь, включающая в себя документы учета, планирования учебной и воспитательной работы.
Педагогическая практика (IV курс, 8 недель):
Целью данного вида практики является формирование профессиональных умений и навыков, необходимых будущим педагогам по физической культуре, тренерам для успешного проведения учебных занятий, спортивно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий.
- базой практики являются средние специальные учебные организации, учреждения дополнительного образования (ДДТ, ДЮСШ, спортклубы), факультет физической культуры ШГПИ.
- время проведения практики - 7 семестр (сентябрь-октябрь);
Задачи педагогической практики четвертого курса:
- проведение занятий в спортивной секции, учебных занятий;
- овладевать умениями и навыками проведения внеклассной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы;
- закрепить навыки организации и проведения судейства спортивных соревнований;
- проведение учебно-воспитательной работе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся с применение здоровьесберегающих технологий.
Преддипломная практика (IV курс, 4 недели):
Цель преддипломной практики - формирование профессиональных компетенций через применение полученных теоретических знаний, обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью, формами и методами работы, приобретение профессиональных навыков, необходимых для работы,
воспитание исполнительской дисциплины и умения самостоятельно решать задачи деятельности конкретной организации.
Преддипломная практика студентов является завершающим этапом обучения и проводится для овладения ими первоначальным профессиональным опытом, проверки профессиональной готовности будущего педагога по физической культуре и спорту к самостоятельной трудовой деятельности и сбора материала к выпускной квалификационной работе:
- сбор, анализ и обобщение материала по проблеме исследования, разработки оригинальных научных идей для подготовки выпускной квалификационной работы;
- получение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, практического участия в научно исследовательской работе коллективов исследователей
Задачи преддипломной практики:
- углубить и закрепить теоретические знания, полученные в процессе обучения и применить их в учебно-воспитательной и научной работе;
- применять разнообразные методы, активизирующие познавательную деятельность обучающихся;
- стимулировать интерес к научно-исследовательской работе в области педагогических и профильных наук;
- изучение фундаментальной и периодической литературы, нормативных и методических материалов по вопросам, разрабатываемым студентом в выпускной квалификационной работе;
- подтверждение актуальности и практической значимости избранной студентом темы исследования;
- оценка практической значимости исследуемых вопросов;
- подготовка научного отчета на итоговую конференцию, тезисов доклада на студенческую конференцию или статьи для опубликования;
- отчетность: характеристика с базы практики, творческий отчет, отчет по индивидуальному заданию по ВКР (руководителю).
ЛИТЕРАТУРА
1. Положение об организации практики студентов факультета физической культуры по направлению подготовки бакалавров 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Физическая культура» / сост. Л.Г. Буркова, И.С. Осипова ; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПИ, 2015. - 16 с.
УДК 629.11
А.C. Гизатулин, М.В. Едренкина, г.Шадринск
Повышения безопасности дорожного движения на автотранспортном предприятии
В статье рассматриваются вопросы повышения безопасности дорожного движения в процессе повышения квалификации водителей на автотранспортном предприятии, предлагается модель повышения