Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА В ОНЛАЙН – ФОРМАТЕ'

ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА В ОНЛАЙН – ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростковый возраст / научно-образовательный проект / смысложизненные ориентации / ценностно-смысловая сфера / онлайн формат

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кильдишова А.С., Попова Татьяна Анатольевна

В статье рассмотрен опыт проведения молодежного научно-образовательного проекта «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?» в смешанном и онлайн формате в период 2020-2022г. Рассмотрены плюсы и минусы такой формы, а также представлены варианты упражнений, использованных в данный период и адаптированных под онлайн формат проведения проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА В ОНЛАЙН – ФОРМАТЕ»

УДК: 159.9

ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА В

ОНЛАЙН - ФОРМАТЕ

Кильдишова А.С., магистр педагогических наук, магистрант Московского Института Психоанализа; г. Алматы, Казахстан, ул. Суюнбая 263/13 кв.7, e-mail elsie.jc@mail.ru

Попова Татьяна Анатольевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии Федерального государственного научного учреждения «Психологический институт Российской академии образования», доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института Психоанализа. ORCID 00000001-8772-8990

125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, e-mail elenia2@yandex.ru

Аннотация

В статье рассмотрен опыт проведения молодежного научно-образовательного проекта «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?» в смешанном и онлайн - формате в период 2020-2022г. Рассмотрены плюсы и минусы такой формы, а также представлены варианты упражнений, использованных в данный период и адаптированных под онлайн формат проведения проекта.

Ключевые слова: подростковый возраст, научно-образовательный проект, смысложизненные ориентации, ценностно-смысловая сфера, онлайн - формат.

PRACTICE OF CARRYING OUT A SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROJECT IN ONLINE FORMAT

Kildishova A.S., master of pedagogical science, master student of Moscow Institute of Psychoanalysis

Popova T. A. (Moscow, Russia), PhD in Psychology, Senior Researcher at the Laboratory of Counseling Psychology and Psychotherapy of PIRAE, Associate Professor at the Department of Psychotherapy and Psychological Counseling at the Moscow Institute of Psychoanalysis.

125009, Moscow, st. Mokhovaya, 9, building 4, e-mail elenia2@yandex.ru ORCID 00000001-8772-8990

Abstract

The article considers the experience of conducting a youth scientific and educational project "The Meaning of Life and Fate. How to build your own future?" in a mixed and online format during the period of 2020-2022. The pros and cons of this form are considered, as well as the options for exercises used in this period and adapted to the online format of the project.

Key words: adolescence, scientific and educational project, meaningful life orientations, value-sense sphere, online format.

Подростковый возраст сопровождается множеством новообразований в разных сферах: социальной, эмоциональной, интеллектуальной, телесной, ценностно-смысловой.

Эрик Эриксон называет данный возрастной период «кризисом идентичности», что подразумевает активный поиск своего места в обществе, самоопределение [5]. В своих работах В.В. Зеньковский писал: «Лишь с этим периодом начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, [5, с. 125-126].

Исследуя смысложизненный феномен, В.Э. Чудновский выделяет подростковый возраст как сензитивный в формировании смысложиненных ориентаций человека [4]. Отметим, что Л.С. Выготский рассматривал проблему интересов как «ключ ко всей проблеме психологического развития подростка» [1, с. 6]. Наряду с отмиранием старых

интересов, происходит зарождение новых, более глубоких, происходит развитие интереса к внутренним переживаниям также и других людей. Подросток начинает открывать как собственный внутренний мир, так и внутренний мир других людей, а также познавать устройство мира вокруг и формировать свое отношение к окружающему и происходящему.

Одной из задач образовательного процесса в данный период является создание благоприятной атмосферы и условий для здорового прохождения личностью этого периода, а также помощь в его успешной социализации, в самопознании, поиске интересов и ценностно-смысловых ориентиров.

Так с 2012 года на базе Психологического Института Российской Академии Образования (г. Москва) существует научно-образовательный проект «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?», автором и руководителем которого является Попова Т.А., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО». Целью проекта является «формирование у подростков отношения к собственной жизни, не как к множеству возрастных периодов, событий, ситуаций, а как к единому смысловому пространству жизни» [3].

Основными участниками проекта являются учащиеся средних и старших классов. Проект способствует в формировании представлений о себе, своих смысложизненных ориентаций, в восприятии своих возможностей, в развитии способности высказывать свою точку зрения и выстраивать аргументированный диалог с другими.

Встречи проходят в форме тренинга, с подключением разных видов активностей, игр, дискуссий, групповой работы, а также бесед с интересными спикерами и выполнение арт-логотерапевтического проекта, в котором участники размышляют на те или иные темы. Творчество представленочасто представлено в виде рисунков, работая с рисунком, исследуя его, открываются новые личностные смыслы. Вся концепция проекта базируется на объединении творчества и ценностно-смысловых ориентиров.

Формат исследования артлогопроекта появился не сразу. Сначала это было представлено как защита собственного индивидуального артлогопроекта. Но в слове защита и в формате защиты звучит некоторое допущение, что кто-то будет «нападать» и поэтому необходимо защищаться. Формат научно-образовательного проекта направлен на исследовательскую и творческую деятельность, поэтому гораздо важнее, что через творчество и искусство проходит выражение смыслов и поиск истины. Поэтому теперь этот процесс называется исследованием.

С 2017 года проект также проходит в Казахстане. Руководителем казахстанской группы является С.Т. Исалиева. Несмотря на общую концепцию, проект в Казахстане имеет свои особенности: групповая проектная работа, арт-терапевтическая практическая часть.

Пандемия 2020-2022 года внесла свои коррективы в формат проведения научно-образовательного проекта. Так, встречи в Москве переориентировались на смешанный формат, когда часть участников встречалась очно, часть- подключалась онлайн. В Казахстане проект последние два года перешел в онлайн- формат.

Все это поставило новые задачи перед организаторами и потребовало поиска новых возможностей и вариантов проведения встреч в таких форматах.

Ниже предложены некоторые варианты упражнений и инструментов, которые были успешно использованы в проекте в смешанном и онлайн-формате.

Вопросы для введения (Ice breaker questions)

Такие вопросы служат хорошим началом для тренинговой части и помогают в легкой форме переключить внимание на ценностно - смысловые ориентиры, разрядить обстановку, а также служат мостом для мягкого перехода к основной части.

Примеры таких вопросов и заданий:

- Какого цвета ваше сегодняшнее настроение?

- Назовите героя или автора книги, качества которого Вам близки;

- Назовите известного человека, поступки которого вас вдохновляют, и поясните почему;

- Поделитесь одним событием, произошедшим на этой неделе, за которое вы особенно благодарны;

- Если бы вы могли путешествовать во времени, в какую эпоху вы хотели попасть?

Артлогоупражнение «Драгоценность» (автор Попова Т.А.)

Данное упражнение направлено на осознание ценности своей собственной жизни.

Участникам предлагается изобразить (слепить, смоделировать) ответ на вопрос «В чем моя ценность?»

Для онлайн-формата можно предложить работу с подручными материалами, например, моделирование из пищевой фольги, жатой бумаги.

Упражнение «Планета моих сокровищ»

Упражнение направлено на осознание своих ценностей, смыслов, потребностей.

Участникам предлагается нарисовать свою собственную планету, с ее уникальным рельефом, расположением, сокровищами. Далее из цветной бумаги или фольги предлагается вырезать фигурку человека (себя) и разместить (можно приклеить) ее в пространстве своей планеты. Предлагается дать название совей планете и рассказать, где она расположена, чем живет, в чем ее уникальность, есть ли у нее миссия, кто на ней живет, что она дает тем, кто на ней обитает.

Участники показывают свои работы, рассказывая о них, либо предварительно отправляют получившиеся работы в чат, с последующим рассказом о них.

Работа со сказками, может включать следующие варианты: Дописать сказку, придумав свое продолжение и завершить ее моралью, которая видится в получившейся сказке. Участникам предлагается общее начало сказки, продолжение которой они должны написать индивидуально. В завершении можно предложить сделать рисунок в качестве ассоциации к получившейся сказке. Как один из вариантов предлагается взять сказку Братьев Гримм «Король-лягушонок», через которую можно соприкоснуться с ценностно-смысловыми ориентирами человека: «Давным-давно жила-была принцесса, которая обожала всякие золотые вещицы. Её любимой игрушкой был золотой шарик. В жаркие дни она любила сидеть в лесу у старого колодца и подбрасывать свой золотой шарик. Однажды шарик выскользнул из её рук и упал в колодец, который был таким глубоким, что принцесса даже не видела его дна... »

Деятельность по написанию сказки в группе. В таком виде деятельности участники получают возможность совместного переживания творческого процесса, учатся налаживанию контакта с другими участниками, обретают умения реагировать на непредвиденные обстоятельства, креативно мыслить, а также находить смыслы в обстоятельствах, не подвластных контролю. В качестве задания, участникам предлагается ознакомиться с несколькими видами сказок (бытовые сказки, сказки о животных, волшебные сказки, небылицы) и с построением сюжетной линии. Далее участники делятся на группы, за каждой из которых закрепляется один из видов сказок. Группе предлагается вместен аписать сказку, соблюдая все правила того типа сказки, который им выпал. Участники по очереди пишут на листочке по 1-2 предложения, слагая общую сказочную историю с выводом и моралью в конце. Онлайн-участникам предлагается сделать это в чате, либо выбрать одного человека, который будет записывать озвученные каждым из участников предложения, эффект неожиданности также сохраняется.

Работа с иллюстрациями и картинами. Участникам предлагается найти смыслы в предложенных объектах искусства или иллюстрациях. Это можно делать как индивидуально, так и в групповом формате. Вопросы могут быть сформулированы более узко и соответственно теме занятия.

Работа с пространством. Именно онлайн - формат позволяет различными образами подключать к работе индивидуально пространство каждого его участника. Это может быть как окружающее пространство в целом, так и отдельные его элементы и детали.

Примеры заданий:

- Посмотрите вокруг и сфотографируйте то, что лучше всего в окружающем вас пространстве передает ваше состояние.

- Сфотографируйте и поделитесь той вещью, которая особенно ценна для вас. Расскажите о ней. В чем ее ценность?

- Какая из окружающих вас вещей лучше всего отображает вашу внутреннюю силу? Значимым и важным для проекта является часть, где подростки дают обратную

связь. Зачастую это звучит как: «Расскажите, с чем уходите?». О том, что на проекте царит экологичная обстановка говорит то, что подростки не боятся высказывать свою точку зрения, рассказывать, что им что-то не понравилось, что, возможно, спикер был слишком увлечен своим рассказом и не отслеживал настроение аудитории. Также важным является сбор мнений, что полезного было и что хотелось бы в будущем. Это позволяет выстроить стратегию на проведение новых занятий. Еще интересным опытом для участников из Казахстана является репетиция выступления на симпозиуме. Подготовка проходит очень серьезная - доклад должен иметь иллюстрацию в виде презентации. Докладчик должен обязательно владеть собственными данными и рассказывать так, чтобы увлечь других. Задаваемые вопросы - отдельная история. Участник отвечает, а потом ему кажется, что он недостаточно сказал, испытывает переживания, но это учит краткости и лаконичности.

Опыт проведения научно-образовательного проекта онлайн показал свою эффективность и послужил расширением горизонтов деятельности как для организаторов, так и для юных участников проекта. Так, благодаря такому формату, расширился список приглашенных спикеров и тем, а также открылась возможность подключения к проекту участников и волонтеров из других городов, что также обогатило встречи. Онлайн - формат дал возможность поиска новых форм креативности как в подготовке новых форм упражнений, так и их выполнении, включая цифровые возможности в виде онлайн-досок, камер мобильных телефонов, цифрового рисунка, чатов и другого. С другой стороны, такой формат накладывает свою сложность на выстраивание коммуникации, включая периодическую невозможность и нежелание участников включать камеру, говорить в микрофон. Из этого видится необходимым выстраивание и обучение этики участия в онлайн- конференциях и встречах.

Литература

1. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. Сочинений В 6 т. Т.4. С.6

2. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. / В. В. Зеньковский. -М., Клин, 2008. 224 с.

3. Попова Т.А. Образовательный проект как метод формирования смысложизненных ориентаций. Логоарт - терапия в работе с подростками. // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки, 2014 / № 4. с 90

4. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избр. труды. М.: МПСИ, 2006. 767 с.

5. Erikson E.H.Identiliti and the life cycle. Psychological issues. New York, 1959 УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ ОСМЫСЛЕННОСТИ И ОСОЗНАННОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Москаленко Г.В., к.психол.н., старший психолог отделения психологической подготовки и консультирования отдела психологического обеспечения учебного процесса, Санкт-петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург

Аннотация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.