Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОСМЫСЛЕННОСТИ И ОСОЗНАННОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ВЛИЯНИЕ ОСМЫСЛЕННОСТИ И ОСОЗНАННОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
365
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое благополучие / осмысленность / осознанность / студенты.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Москаленко Г.В.

В статье представлены результаты исследования влияния осмысленности и осознанности на психологическое благополучие студенческой молодежи. Показано, что наличие и возможность реализации экзистенциального смысла никак не влияет на переживание студентами психологического благополучия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Москаленко Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОСМЫСЛЕННОСТИ И ОСОЗНАННОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

- Посмотрите вокруг и сфотографируйте то, что лучше всего в окружающем вас пространстве передает ваше состояние.

- Сфотографируйте и поделитесь той вещью, которая особенно ценна для вас. Расскажите о ней. В чем ее ценность?

- Какая из окружающих вас вещей лучше всего отображает вашу внутреннюю силу? Значимым и важным для проекта является часть, где подростки дают обратную

связь. Зачастую это звучит как: «Расскажите, с чем уходите?». О том, что на проекте царит экологичная обстановка говорит то, что подростки не боятся высказывать свою точку зрения, рассказывать, что им что-то не понравилось, что, возможно, спикер был слишком увлечен своим рассказом и не отслеживал настроение аудитории. Также важным является сбор мнений, что полезного было и что хотелось бы в будущем. Это позволяет выстроить стратегию на проведение новых занятий. Еще интересным опытом для участников из Казахстана является репетиция выступления на симпозиуме. Подготовка проходит очень серьезная - доклад должен иметь иллюстрацию в виде презентации. Докладчик должен обязательно владеть собственными данными и рассказывать так, чтобы увлечь других. Задаваемые вопросы - отдельная история. Участник отвечает, а потом ему кажется, что он недостаточно сказал, испытывает переживания, но это учит краткости и лаконичности.

Опыт проведения научно-образовательного проекта онлайн показал свою эффективность и послужил расширением горизонтов деятельности как для организаторов, так и для юных участников проекта. Так, благодаря такому формату, расширился список приглашенных спикеров и тем, а также открылась возможность подключения к проекту участников и волонтеров из других городов, что также обогатило встречи. Онлайн - формат дал возможность поиска новых форм креативности как в подготовке новых форм упражнений, так и их выполнении, включая цифровые возможности в виде онлайн-досок, камер мобильных телефонов, цифрового рисунка, чатов и другого. С другой стороны, такой формат накладывает свою сложность на выстраивание коммуникации, включая периодическую невозможность и нежелание участников включать камеру, говорить в микрофон. Из этого видится необходимым выстраивание и обучение этики участия в онлайн- конференциях и встречах.

Литература

1. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. Сочинений В 6 т. Т.4. С.6

2. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. / В. В. Зеньковский. -М., Клин, 2008. 224 с.

3. Попова Т.А. Образовательный проект как метод формирования смысложизненных ориентаций. Логоарт - терапия в работе с подростками. // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки, 2014 / № 4. с 90

4. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избр. труды. М.: МПСИ, 2006. 767 с.

5. Erikson E.H.Identiliti and the life cycle. Psychological issues. New York, 1959 УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ ОСМЫСЛЕННОСТИ И ОСОЗНАННОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Москаленко Г.В., к.психол.н., старший психолог отделения психологической подготовки и консультирования отдела психологического обеспечения учебного процесса, Санкт-петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследования влияния осмысленности и осознанности на психологическое благополучие студенческой молодежи. Показано, что наличие и возможность реализации экзистенциального смысла никак не влияет на переживание студентами психологического благополучия.

Ключевые слова: психологическое благополучие, осмысленность, осознанность, студенты.

THE INFLUENCE OF MEANINGFULNESS AND AWARENESS ON THE PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF STUDENTS

Moskalenko G.V. Cand.Sc. (Psychology), Senior Psychologist of the Department of Psychological Training and Counseling of the Department of Psychological Support of the Educational Process, St. Petersburg State University of the State Fire Service of the Ministry of EMERCOM of Russia

Abstract

The article presents the results of a study of the influence of meaningfulness and awareness on the psychological well-being of students. It is shown that the presence and possibility of realization of existential meaning does not affect the experience of students' psychological well-being.

Key words: psychological well-being, meaningfulness, awareness, students.

Психологическое благополучие можно рассмотреть как минимум с четырех позиций [2]: как субъективное переживание удовлетворенности (Н. Брэдберн), как осмысленность и осознанность жизни (К. Рифф), как сохранность психофизиологических функций (Р.М. Райан) и как переживание счастья (П.П. Фесенко). Несмотря на множественность подходов к пониманию явления и междисциплинарный характер его изучения, однозначного понимания, что есть психологическое благополучие, нет. Тем не менее, очевиден тот факт, что психологическое благополучие, включенное как компонент, в систему психического здоровья человека, чрезвычайно важно, а, вероятно, и жизненно необходимо [4].

Учитывая, что К. Рифф, создавая свою модель психологического благополучия, обобщила концепции психологов экзистенциального направления (В. Франкл, Дж. Бьюдженталь и др.), которые указывали на осознанность и осмысленность как важные составляющие целостной личности, была выдвинута гипотеза о прямой взаимосвязи между компонентами психологического благополучия, осознанностью и осмысленностью. Для подтверждения или опровержения данного утверждения была подобрана батарея тестов, состоящая из шкалы психологического благополучия К. Рифф (в адаптации Н.Н. Лепешинского) [3], шкалы экзистенций (ESK) [1] и шкалы оценки внимательности и осознанности в повседневной жизни (MASS) [5]. Всего в исследовании приняли участие 103 человека. Из них было отобрано 58 человек с крайними значениями по шкале психологического благополучия К. Рифф. В том числе, 38 человек набрали высокие показатели (7-9) и составили эмпирическую группу психологически благополучных испытуемых. 20 человек, напротив, показали низкие значения (1-4), потому они определили контрольную группу психологически неблагополучных испытуемых.

Несмотря на разницу в количестве испытуемых, группы достаточно однородны. Эмпирическую группу составили 24 женщины и 12 мужчин, средний возраст которых 20,93 лет, а контрольную группу образовали 12 женщин и 8 мужчин в возрасте 21,25 год.

С целью обнаружения статистически достоверных различий между группами использовался U-критерий Манна-Уитни.

Учитывая, что группы испытуемых составили специально отобранные люди по шкале психологического благополучия К. Рифф, ожидаемо, что по всем параметрам этой методики наблюдаются статистически достоверные различия на уровне р<0,01. Так,

контрольная группы характеризуется заниженными и низкими показателями почти по всем категориям психологического благополучия: низкий уровень контроля внешней деятельности, малое самопринятие, отсутствие чувства личностного развития, зависимость от мнения окружающих и неясная жизненная цель. Справедливости ради стоит отметить, что и эмпирическая группа показала лишь средние, не высокие, значения почти по всем шкалам, кроме шкалы «Личностного роста», что указывает на то, что испытуемые, переживающие психологическое благополучие, открыты новому опыту, чувствуют непрекращающееся развитие и реализацию своего потенциала.

Результаты тестирования другой методикой (шкала экзистенций (ESK)) так же показали яркие результаты.

По всем шкалам методики ESK наблюдаются статистически достоверные различия, несмотря на то, что эмпирическая группа по всем шкалам показала средние значения, а контрольная - только по двум шкалам низкие, которые, тем не менее, косвенно подтверждают полученные результаты по шкале психологического благополучия К. Рифф. А именно: неспособность принимать решения и неуверенность в них (шкала F «Свобода»), бездействие, необязательность, незнание что нужно делать, а также склонность начинать какое-либо дело под влияние мнения других (шкала Е «Экзистенциальность»).

Уже на основании двух методик можно сделать вывод о том, что люди, которые не испытывают психологического благополучия страдают главным образом от собственной нерешительности и чрезмерной подверженности влиянию других людей.

Третья методика (шкала оценки внимательности и осознанности в повседневной жизни (MASS)) не дала статистически достоверных различий между группами, однако показала тенденцию.

Особенность шкалы заключается в отсутствии тестовой нормы. Сравнение уровня внимательности и осознанности в повседневной жизни проводится внутри выборки испытуемых. Среднее значение общей выборки (58 человек) составило 60,07 баллов, стандартное отклонение - 10,34, мода - 69, что позволяет заключить о среднем и даже чуть ниже среднего уровня осознанности как у эмпирической группы, так и контрольной. Кроме того, разница между группами не существенная, лишь в тенденции, что наталкивает на вывод о том, что испытуемые обеих групп в равной степени осознают свое положение в мире, свои потребности, свои эмоции, свои личностные особенности. Возникает вопрос: как взаимосвязаны осознанность и психологическое благополучие испытуемых? Не явилось ли осознание собственной нерешительности и зависимости от мнения других людей причиной низкого психологического благополучия?

Корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Пирсона) осознанности и психологического благополучия значимых результатов не дал. В контрольной группе он показал слабую обратную связь (r=-0,22 при р<0,01), а в эмпирической -слабую прямую (r=0,27 при р<0,01). Ни ту, ни другую взаимосвязь рассматривать не представляется возможным, однако, интерес представляет направление связей: чем выше уровень осознанности, тем выше психологическое благополучие и наоборот. Тем не менее, данное утверждение не подтверждено статистически.

Изучив корреляционные связи психологического благополучия обеих групп с другими показателями, было выявлено следующее.

Шкала психологического благополучия контрольной группы имеет сильную прямую связь со шкалой G (Исполненность) (r=0,86 при р<0,01), как и эмпирической (r=0,88 при р<0,01). Шкала G (Исполненность) - это обобщенный показатель шкалы экзистенций. Она показывает осмысленность, наполненность жизни человека экзистенциальным смыслом. В обеих группах показатель этот ниже среднего, что говорит о сдержанном (стесненном) положении в реализации своих целей в жизни, т.е. и те, и другие испытуемые не реализуют экзистенциальный смысл своего существования. Тем интереснее представляются сильные прямые взаимосвязи экзистенциального смысла, как с низким психологическим благополучием, так и с высоким. Выходит, что осмысленность никак не влияет на

переживание человеком психологического благополучия. Других взаимосвязей психологического благополучия в контрольной группе обнаружено не было, а в эмпирической выявлено еще одно.

Прямая корреляция на грани средней и сильной была обнаружена между шкалой психологического благополучия и шкалой SD (Самодистанцирование) (r=0,69 при р<0,01). Шкала SD описывает способность человека выйти за пределы ситуации, оценить себя и других со стороны, вычленить свои эмоции и переживания из ситуации и оценить ее с точки зрения объективности, что, по сути, является способностью к рефлексии. В эмпирической группе данный показатель ниже среднего, что позволяет предположить, что у испытуемых затруднена рефлексия, способность к ней не отсутствует как при низких значениях, однако вероятностное наличие предубеждений или суженность восприятия не позволяет «встать над ситуацией». Учитывая, что этот показатель в контрольной группе еще ниже, можно предположить, что способность к рефлексии имеет к переживанию психологического благополучия хоть и средней силы, но значение. Чем выше способность к рефлексии, тем выше психологическое благополучие.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод о влиянии осмысленности и осознанности на психологическое благополучие студенческой молодежи.

Наличие экзистенциального смысла и реализация его не оказывает влияние на субъективное переживание человеком психологического благополучия, равно как и уровень осознанности. И психологически благополучные, и психологически неблагополучные испытуемые показали средние и даже ниже среднего значения по рассматриваемым параметрам. На переживание психологического благополучия студенческой молодежи влияет субъективное чувство личностного роста и реализации своего потенциала, способность принимать решения и уверенность в них, умение рефлексировать и абстрагироваться от ситуации.

Литература

1. Кривцова С.В. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер / С.В. Кривцова, А. Лэнгле, К. Орглер // Экзистенциальный анализ. - 2009. - №1. Бюллетень. -С. 141-170

2. Кузнецова Е.С. Психологическое благополучие: теоретические подходы / Е. Кузнецова // Психологическая газета [Электронный ресурс]. - Электрон. газета. - 2017. - 14 дек. - Режим доступа: https://psy.su/feed/6510/

3. Лепешинский Н.Н.. Адаптация опросника «Шкала психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. - 2007. - №3.- С. 24-37

4. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: дисс. ... канд. психол. Наук: 19.00.01, Москва: 2005. - 206 с.

5. Юмартова Н. М. Осознанность (Mindfulness): психологические характеристики и адаптация инструментов измерения / Н. М. Юмартова, Н. В. Гришина // Психологический журнал. - 2016. - Том 37, № 4. - С. 105-115.

УДК 159.9

МОДА И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Калинина Наталья Валентиновна - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», г. Москва, ул. Малая Калужская, 1 стр.4. e-mail: kalinina-nv@rguk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.