Научная статья на тему 'МОДА И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ'

МОДА И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
265
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъективное благополучие / удовлетворенность жизнью / мода / модное поведение / молодежь

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинина Наталья Валентиновна

В статье анализируется роль моды в психологическом благополучии молодежи. Исследованы особенности субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью студентов с различным отношением к моде и уровнем включенности в модное поведение, следование модным трендам. Выявлено, что молодые люди, следующие модным трендам, по сравнению с молодыми людьми, не придающими значения моде, более удовлетворены собой, результатами своей деятельности и достижениями, выбором направления подготовки, учебой и социальной адаптацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДА И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ»

переживание человеком психологического благополучия. Других взаимосвязей психологического благополучия в контрольной группе обнаружено не было, а в эмпирической выявлено еще одно.

Прямая корреляция на грани средней и сильной была обнаружена между шкалой психологического благополучия и шкалой SD (Самодистанцирование) (r=0,69 при р<0,01). Шкала SD описывает способность человека выйти за пределы ситуации, оценить себя и других со стороны, вычленить свои эмоции и переживания из ситуации и оценить ее с точки зрения объективности, что, по сути, является способностью к рефлексии. В эмпирической группе данный показатель ниже среднего, что позволяет предположить, что у испытуемых затруднена рефлексия, способность к ней не отсутствует как при низких значениях, однако вероятностное наличие предубеждений или суженность восприятия не позволяет «встать над ситуацией». Учитывая, что этот показатель в контрольной группе еще ниже, можно предположить, что способность к рефлексии имеет к переживанию психологического благополучия хоть и средней силы, но значение. Чем выше способность к рефлексии, тем выше психологическое благополучие.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод о влиянии осмысленности и осознанности на психологическое благополучие студенческой молодежи.

Наличие экзистенциального смысла и реализация его не оказывает влияние на субъективное переживание человеком психологического благополучия, равно как и уровень осознанности. И психологически благополучные, и психологически неблагополучные испытуемые показали средние и даже ниже среднего значения по рассматриваемым параметрам. На переживание психологического благополучия студенческой молодежи влияет субъективное чувство личностного роста и реализации своего потенциала, способность принимать решения и уверенность в них, умение рефлексировать и абстрагироваться от ситуации.

Литература

1. Кривцова С.В. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер / С.В. Кривцова, А. Лэнгле, К. Орглер // Экзистенциальный анализ. - 2009. - №1. Бюллетень. -С. 141-170

2. Кузнецова Е.С. Психологическое благополучие: теоретические подходы / Е. Кузнецова // Психологическая газета [Электронный ресурс]. - Электрон. газета. - 2017. - 14 дек. - Режим доступа: https://psy.su/feed/6510/

3. Лепешинский Н.Н.. Адаптация опросника «Шкала психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. - 2007. - №3.- С. 24-37

4. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: дисс. ... канд. психол. Наук: 19.00.01, Москва: 2005. - 206 с.

5. Юмартова Н. М. Осознанность (Mindfulness): психологические характеристики и адаптация инструментов измерения / Н. М. Юмартова, Н. В. Гришина // Психологический журнал. - 2016. - Том 37, № 4. - С. 105-115.

УДК 159.9

МОДА И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Калинина Наталья Валентиновна - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», г. Москва, ул. Малая Калужская, 1 стр.4. e-mail: kalinina-nv@rguk.ru

Аннотация

В статье анализируется роль моды в психологическом благополучии молодежи. Исследованы особенности субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью студентов с различным отношением к моде и уровнем включенности в модное поведение, следование модным трендам. Выявлено, что молодые люди, следующие модным трендам, по сравнению с молодыми людьми, не придающими значения моде, более удовлетворены собой, результатами своей деятельности и достижениями, выбором направления подготовки, учебой и социальной адаптацией.

Ключевые слова: субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, мода, модное поведение, молодежь

FASHION AND THE SUBJECTIVE WELL-BEING OF YOUNG PEOPLE

Kalinina Natalya Valentinovna - Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Psychology of the Federal State Educational Institution of Higher Education "Russian State University named after I.I. A.N. Kosygin (Technology. Design. Art)", Moscow, st. Malaya Kaluzhskaya, 1 building 4. e-mail: kalinina-nv@rguk.ru

Abstract

The article analyzes the role of fashion in the psychological well-being of young people. The features of subjective well-being and satisfaction with life of students with different attitudes towards fashion and the level of involvement in fashionable behavior, following fashion trends have been studied. It was revealed that young people who follow fashion trends, compared with young people who do not attach importance to fashion, are more satisfied with themselves, the results of their activities and achievements, the choice of the direction of training, study and social adaptation.

Keywords: subjective well-being, life satisfaction, fashion, fashionable behavior, youth

Ценность достижения благополучия занимает все большее место в ряду ценностей как отдельной личности, так и общества. В современном обществе во главу угла экономической и социальной политики ставится повышение качества жизни человека. Профессиональной и трудовой деятельности придается смысл средства самореализации. Образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей в саморазвитии. Выбирая жизненный путь молодые люди ориентируются чаще не на значимость и востребованность профессии, но на те возможности, которые профессия представляет для самореализации.

Выраженное стремление к благополучию требует выделения адекватных (как минимум не разрушительных) для личности, признаваемых и принимаемых молодежью, и социально приемлемых средств его достижения. Работа в университете, имеющем непосредственное отношение к подготовке кадров для сфер искусства и индустрии моды (fashion industry), позволила нам обратить внимание на моду как социально-психологический феномен, предоставляющий возможности для самореализации, и заставила задуматься о том, может ли вовлечение в модное поведение молодых людей на этапе профессиональной подготовки способствовать достижению ими благополучия.

Нами было организовано исследование с участием студентов в рамках научно-исследовательской работы, направленное на выявление особенностей благополучия молодых людей с различным отношением к моде и уровнем включенности в модное поведение, следование модным трендам.

При изучении благополучия мы исходили из анализа его психологической составляющей и рассматривали благополучие как интегративный социально-психологический феномен, включающий в себя характеристики различных сторон бытия

человека, среди которых важнейшими являются он сам, отношение к себе, самооценка, его деятельность, ценности и смыслы, принадлежность к группе, социальная адаптивность в обществе.

Критериальный анализ феномена благополучие проводился на основе работ Э.Динера и Р.М. Шамионова с коллегами. Работы Э.Динэра [7,8] дают возможность изучать «субъективное благополучие», где в качестве глобального компонента представлена «удовлетворенность жизнью». Работы Р.М. Шамионова с коллегами позволяют выявить и измерить четыре компонента субъективного благополучия: эмоциональное благополучие, экзистенциально-деятельностное благополучие, эго-благополучие, гедонистическое благополучие и социально-нормативное благополучие [4,5].

Эмоциональное благополучие личности отражает радость, оптимизм, счастье, хорошее расположение духа, воодушевление. Экзистенциально-деятельностное благополучие личности объединяет характеристики прилагаемых усилий для достижения благополучия и их результативность, а также событийно-смысловую насыщенность жизни.

Эго-благополучие отражает удовлетворенность собой, своим характером, внешностью, уверенность в себе и самосогласованность личности.

Гедонистическе благополучие отражает степень удовлетворения базовых потребностей - в безопасности, приемлемых жилищных условиях, доходе и экологических условиях проживания. Гедонистический аспект субъективного благополучия связан как с условиями среды, так и с личностными особенностями, в том числе эвдемонистическими.

Социально-нормативное благополучие отражает соответствие жизни (действий, поступков) социальным нормам, нравственным ценностям личности в их интериоризированном виде [5].

Отношение к моде и включенность в модное поведение анализировалась в контексте исследований [1,2], рассматривающих моду в качестве психологического способа воздействия на других людей в процессе общения; в качестве специфического способа межличностной коммуникации, особого способа, образа, меры обработки социальной информации; средства приобщения к социальному и культурному опыту, освоения социальных нормы и ценностей, способа поиска своего места в социальной группе, вхождения в нее и подчеркивания принадлежности к ней, а также выделения себя из социальной группы и выражения своей собственной индивидуальности. Критериально изучалось с позиций эмоциональной субъективной оценки молодыми людьми значимости моды для жизни и социальной адаптации, оценки их стремления следовать модным трендам в различных сферах (внешнем виде, увлечениях, времяпровождении, саморазвитии).

В исследовании приняли участие 112 студентов. В качестве методик исследования выступили: авторский опросник отношения к моде и тенденций модного поведения [2], анкета оценки удовлетворенности жизнью [3], методика диагностики субъективного благополучия Шамионова Р.М. и Бесковой Т.В. [6].

На основе опросника отношения к моде и тенденций модного поведения среди испытуемых были выделены две условные группы: группа с выраженным модным поведением и группа с низким уровнем стремления следовать модным трендам.

Молодые люди первой группы стремятся следовать моде, то есть они интересуются модными тенденциями, модными сообществами, в следовании моде имеют преимущественно эстетические и творческие мотивы. Для них имеет большое значение свой внешний вид и внешний вид других людей. Они стремятся к модному времяпровождению и модным занятиям, реализуют модные увлечения. Следование моде определяет их отношение к социуму, окружающему миру, к самому себе. В эту группу вошли более 60% участников исследования.

Молодые люди второй группы не стремятся следовать модным тенденциям, носят одежду вне зависимости от трендов, не стремятся приобретать вещи из новых коллекций,

не разделяют модных увлечений своего окружения, считают, что следование моде не помогает человеку в социальной адаптации. Таких участников оказалось менее 38%.

Далее были изучены показатели субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью студентов у представителей обеих групп и проведено их сравнение с использованием критерия Манна Уитни. Результаты позволили зафиксировать значимые различия в сравниваемых группах как по ряду параметров субъективного благополучия, так и по показателям удовлетворенности жизнью.

Так, значимо более высокие показатели в группе молодых людей с выраженным стремлением следовать модным тенденциям по сравнению с молодыми людьми, не стремящимися следовать моде обнаружены по следующим шкалам: субъективное благополучие (средние значения 151,42 и 112, 37 соответственно); эмоциональное благополучие (средние значения 45,74 и 23,07); экзистенциально-деятельностное благополучие (средние значения 48,58 и 25,35) и эго-благополучие (средние значения 19,61 и 13,71).

Эти данные показывают, что молодые люди, следующие модным трендам во внешнем виде, в увлечениях, времяпровождении, саморазвитии оценивают свое эмоциональное состояние как стабильное, чувствуют внутреннее удовлетворение от гармонии между потребностями и их удовлетворенностью, удовлетворены результатами своей деятельности, своими достижениями, считают, что достигнутые результаты соответствуют затраченным для их достижения усилиям. Они в большей степени, чем молодые люди, не стремящиеся следовать моде, довольны собой, своим внешним видом и характером, уверены в себе.

В группе молодых людей, не стремящихся следовать моде, выше показатели гедонистического благополучия по сравнению с молодежью, активно включенной в модное поведение (средние баллы 15,16 и 11,78 соответственно), что свидетельствует о большей удовлетворенности у них базовых потребностей, включая потребность в безопасности.

Удовлетворенность жизнью студентов в сравниваемых группах различается по критериям удовлетворенности выбранным направлением подготовки, учебой и социальной адаптацией в обществе. Студенты, стремящиеся следовать модным трендам, более удовлетворены направлением подготовки, на котором они учатся, организацией и результатами учебной деятельности по сравнению со студентами, для которых следование моде значения не имеет (средний балл 1,83 по сравнению с 1,24); они так же более высоко оценивают свою социальную адаптацию в студенческой среде и социуме в целом (средний балл 3,48 по сравнению с 2,76).

Полученные результаты дают нам основания рассматривать следование модным трендам в качестве возможного фактора, способствующего достижению благополучия молодых людей. Учитывая специфичность выборки исследования, в котором участвовали студенты, чья профессиональная подготовка осуществляется в среде, связанной с модной индустрией, искусством, мы не можем экстраполировать выводы на всю молодежь, однако, можем принять их во внимание при разработке направлений и средств психологической работы с молодежью в целях содействия их благополучию. Вовлечение молодежи в модное поведение, в следование модным трендам во внешнем виде, во времяпровождении, увлечениях и саморазвитии, включая занятия творческой деятельностью, может способствовать наращиванию переживания ими благополучия.

Литература

1. Килошенко М. И. Психология моды. СПб.: Питер, 2014. 318 с.

2. Психология моды. Коллективная монография. / под ред. И.В.Антоненко, И.Н.Карицкого. М.: РГУ им. А. Н. Косыгина, 2019.

3. Смирнова В.Е., Калинина Н.В. Разработка анкеты удовлетворенности жизнью студентов // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной

самореализации (Социальный инженер-2020). Сборник материалов Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием. Москва, 2020. С. 246251.

4. Шамионов Р.М. Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминация // Известия Саратовского университета. Серия. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т.14. Вып. 1. С. 80-86.

5. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности как субъекта социального бытия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т.4. Вып. 3 (15), с. 213-218.

6. Шамионов Р.М., Бескова Т.В. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. С. 8.

7. Diener E. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem // J. of Personality and Social Psychology. - 1995. - № 68. - P. 653-663.

8. Diener E. Subjective well-being//Psychological Bulletin. - 1984. - № 95. -P.542-575.

УДК 159.9. 018 (035.3)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНОШЕСКОГО КРИЗИСА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Голубина Наталья Васильевна, старший преподаватель кафедры общей психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа

Аннотация

Смысл жизни и смысложизненный кризис не выраженыв юношеской психологии. Установлено, что в юношеском возрасте проявляется смысложизненный кризис и его особенности: отсутствуют различия показателейпо возрасту и полу у студентов,выявлена связь с вероисповеданием студентов, показатели смысложизненного кризиса более выражены у агностиков.

Ключевые слова: юношеский кризис, смысложизненные ориентации, смысложизненный кризис, юношеский кризис смысложизненных ориентаций.

RESEARCH OF THE FEATURES IN THE YOUTH CRISIS OF LIFE-MEANINGFUL ORIENTATIONS OF STUDENTS' PERSONALITY

Golubina Natalia Vasil'evna, Senior Lecturer Department of General Psychology Faculty of Psychology Bashkir State University, Russia, Ufa

Abstract

The meaning of life and the life-meaning crisis are not expressed in youthful psychology. It has been established that a life-meaning crisis and its features manifest themselves in adolescence: there are no differences in indicators by age and gender among students, a connection with the religion of students is revealed, indicators of a life-meaning crisis are more pronounced in agnostics.

Keywords.Youth crisis, life-meaning orientations, meaningful life crisis, crisis of life-meaning orientations of youth.

Введение. Многие аспекты юношеского возраста изучены в возрастной, дифференциальной, кросскультурной психологии (И. С. Кон, М. Мид, Б. Малиновский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.