Научная статья на тему 'Возможности моды в социальной адаптации молодежи'

Возможности моды в социальной адаптации молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
969
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДА / ОТНОШЕНИЕ К МОДЕ / МОТИВЫ МОДНОГО ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В ТРУДНЫХ СИТУАЦИЯХ / FASHION / ATTITUDE TO FASHION / MOTIVES OF FASHIONABLE BEHAVIOR / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / LIFE SATISFACTION / STRATEGIES FOR DEALING WITH DIFFICULT SITUATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинина Н.В.

В статье анализируется роль моды в социальной адаптации молодежи. Показано, что социальные функции моды позволяют молодым людям решать значимые с точки зрения адаптации задачи, связанные с выбором социальных ориентиров, усвоением имеющихся и продуцированием новых норм и правил, вхождением в референтную группу и проявлением своей индивидуальности и креативности. Следование моде создает предпосылки возникновения рассогласований требований среды или социальной группы и возможностей личности, стимулирует личностные изменения, способствует самореализации. Результаты эмпирического исследования с участием 186 школьников и студентов в возрасте от 16 до 23 лет показывают, что молодые люди, придающие моде большое значение, признающие моду значимым элементом своей жизни, стремящиеся следовать моде, более удовлетворены своей жизнью и имеют более высокие показатели социально-психологической адаптации. В свою очередь, у молодых людей с высоким уровнем социально-психологической адаптации выражено стремление следовать ей, и оно связано преимущественно с эстетическими мотивами и мотивами развития творческих способностей. Занятия спортом, включенность в творческую деятельность, общение со сверстниками в реальном времени и пространстве выступают у молодых людей с высоким уровнем социально-психологической адаптации в качестве ведущих модных объектов. Молодежь, включенная в модные направления творческой деятельности и выраженно следующая моде во внешнем облике, отдавая предпочтение экстравагантному стилю, демонстрирует преобладание конструктивных копинг-стратегий в преодолении трудных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF FASHION TO SOCIAL ADAPTATIONOF YOUTH

the article analyzes the role of fashion in the social adaptation of youth. it is shown that the social functions of fashion allow young people to solve tasks that are significant from the adaptation point of view, related to the choice of social guides, the assimilation of existing norms and rules and the production of new ones, joining a reference group and the manifestation of their individuality and creativity. Following the fashion creates the prerequisites for the occurrence of discrepancies between the requirements of the environment or social group and the possibilities of an individual, stimulates personal changes, and promotes self-realization. the results of an empirical study with 186 schoolchildren and students aged 16-23 show that young people who pay more attention and importance to fashion, recognize fashion as an important element of their life, strive to follow fashion, are more satisfied with their lives and have higher indicators of social-psychological adaptation. in turn, among young people with a high level of social-psychological adaptation, the desire to follow fashion is significantly expressed, it is mainly associated with aesthetic motives and motives for the development of creative abilities. among young people with a high level of socio-psychological adaptation, sports, involvement in creative activities and communication with peers in real time and space are as leading fashion objects. young people, included in fashionable directions of creative activity and prominently following fashion in appearance, giving preference to an extravagant style, demonstrate the predominance of constructive coping strategies in overcoming difficult situations.

Текст научной работы на тему «Возможности моды в социальной адаптации молодежи»

УДК 159.9.923.2

Н.В. Калинина

доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии Института социальной инженерии ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)»; е-таН: kalinina-nv@rguk.ru

В статье анализируется роль моды в социальной адаптации молодежи. Показано, что социальные функции моды позволяют молодым людям решать значимые с точки зрения адаптации задачи, связанные с выбором социальных ориентиров, усвоением имеющихся и продуцированием новых норм и правил, вхождением в референтную группу и проявлением своей индивидуальности и креативности. Следование моде создает предпосылки возникновения рассогласований требований среды или социальной группы и возможностей личности, стимулирует личностные изменения, способствует самореализации.

Результаты эмпирического исследования с участием 186 школьников и студентов в возрасте от 16 до 23 лет показывают, что молодые люди, придающие моде большое значение, признающие моду значимым элементом своей жизни, стремящиеся следовать моде, более удовлетворены своей жизнью и имеют более высокие показатели социально-психологической адаптации. В свою очередь, у молодых людей с высоким уровнем социально-психологической адаптации выражено стремление следовать ей, и оно связано преимущественно с эстетическими мотивами и мотивами развития творческих способностей. Занятия спортом, включенность в творческую деятельность, общение со сверстниками в реальном времени и пространстве выступают у молодых людей с высоким уровнем социально-психологической адаптации в качестве ведущих модных объектов. Молодежь, включенная в модные направления творческой деятельности и выражен-но следующая моде во внешнем облике, отдавая предпочтение экстравагантному стилю, демонстрирует преобладание конструктивных копинг-стратегий в преодолении трудных ситуаций.

Ключевые слова: мода; отношение к моде; мотивы модного поведения; социальная адаптация; социально-психологическая адаптация; удовлетворенность жизнью; стратегии поведения в трудных ситуациях.

N. V. Kalinina

Doctor of Psychology,

professor Department of Psychology,

Institute of Social Engineering, The Kosygin State University of Russia; e-mail: kalinina-nv@rguk.ru

ВОЗМОЖНОСТИ МОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

THE CONTRIBUTION OF FASHION TO SOCIAL ADAPTATION

OF YOUTH

The article analyzes the role of fashion in the social adaptation of youth. It is shown that the social functions of fashion allow young people to solve tasks that are significant from the adaptation point of view, related to the choice of social guides, the assimilation of existing norms and rules and the production of new ones, joining a reference group and the manifestation of their individuality and creativity. Following the fashion creates the prerequisites for the occurrence of discrepancies between the requirements of the environment or social group and the possibilities of an individual, stimulates personal changes, and promotes self-realization.

The results of an empirical study with 186 schoolchildren and students aged 16-23 show that young people who pay more attention and importance to fashion, recognize fashion as an important element of their life, strive to follow fashion, are more satisfied with their lives and have higher indicators of social-psychological adaptation. In turn, among young people with a high level of social-psychological adaptation, the desire to follow fashion is significantly expressed, it is mainly associated with aesthetic motives and motives for the development of creative abilities. Among young people with a high level of socio-psychological adaptation, sports, involvement in creative activities and communication with peers in real time and space are as leading fashion objects. Young people, included in fashionable directions of creative activity and prominently following fashion in appearance, giving preference to an extravagant style, demonstrate the predominance of constructive coping strategies in overcoming difficult situations.

Key words: fashion; attitude to fashion; motives of fashionable behavior; social adaptation; social-psychological adaptation; life satisfaction; strategies for dealing with difficult situations.

Введение

На современном этапе развития нашего общества, по словам академика А. Г. Асмолова, «мы оказались в мире массового спроса на индивидуальность» (Психологическая газета. 26.09.2019). Рост внимания к отдельной личности стимулирует запрос на самореализацию, предъявление себя миру и проявление своей индивидуальности, что создает предпосылки для повышения роли моды как социально-психологического феномена в социальной адаптации молодежи.

Роль моды в социальной адаптации связана с ее социально-психологическими функциями. Мода выступает средством приобщения индивида к социальному и культурному опыту, интерес к ней связан с освоением определенных социальных норм и ценностей [Гофман

2010; Зиммель 1996]. Мода дает возможность личности определиться с ориентирами, найти свою социальную группу и подчеркнуть свою принадлежность к ней, выделить себя из социальной группы и выразить свою собственную индивидуальность, проявить себя во взаимодействии с предметным миром, другими людьми и самим собой [Ки-лошенко 2014; Килошенко 2016; Парыгин 1999; Шубин 1987], создает основу для регулирования взаимоотношений и поведения [Антоненко, Карицкий 2015], может выполнять функции эмоциональной разрядки и имеет психотерапевтические эффекты [Morton 1964, с. 23].

Обеспечивая молодым людям возможности для поиска своей идентичности, проявления индивидуальности, достижения статуса, модное поведение способствует также реализации стремления молодежи к новизне, к чему-то необычному, к экспериментированию. В данном аспекте наряду с возможностями, предлагаемыми модой для реализации этих стремлений, следование модным трендам содержит в себе и определенные риски социальной адаптации. Так в молодежной среде нередко модными становятся такие явления, как самоповреждающее поведение (например, шрамирование, татуаж), занятия, связанные с риском для жизни и рисковые увлечения, участие в интернет-группах и сообществах, склоняющих к насилию, суицидальному поведению, вовлекающих в незаконную деятельность и т. п. [Калинина 2017; Kalinina et al. 2017].

Выступая регулятором социального поведения, средством освоения норм и правил, способом познания и установления общественных отношений, мода оказывается значимым фактором социальной адаптации молодежи. На сегодняшний день возможности моды в данном аспекте изучены явно недостаточно, хотя потребность в ее активном использовании в целях психологического содействия социальной адаптации молодых людей и управления рисками объективно созрела.

Основная часть

Изучение возможностей моды в социальной адаптации молодежи мы строили, исходя из ее социально-психологических функций и задач, решаемых молодыми людьми в процессе адаптации. Учитывая, что мода призвана способствовать самоопределению, вхождению в референтные группы, принятию норм и ценностей этих групп, самопроявлению и самореализации, демонстрированию индивидуальности

и социального статуса, а также принимая во внимание, что выработка собственной системы ценностей, личностное самоопределение, формирование эгоидентичности, вхождение в референтные группы и поиск места в жизни активно осуществляются в подростковом и юношеском возрасте, к участию в исследовании мы привлекали школьников и студентов от 16 до 23 лет, 186 человек (88 школьников и 98 студентов). Были изучены отношение к моде, удовлетворенность жизнью, социально-психологическая адаптация молодых людей; особенности восприятия моды, регуляторы модного поведения, значимые сферы моды для молодежи с различным уровнем социальной адаптации; а также стратегии поведения в трудных ситуациях субъектов с разной включенностью в «модное» поведение.

В исследовании были использованы следующие методики: «Шкала отношения к моде (ШОМ)» Н. Г. Артёмцевой и Т. Н. Грековой; опросный лист изучения модных предпочтений Н. В. Калининой; «Шкала удовлетворенности жизнью» Е. Динера в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина; методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана.

Изучение отношения молодых людей к моде показало, что большинство участников выделили моду в качестве значимого фактора для собственной социальной адаптации. В ответ на прямой вопрос о роли моды в социальной адаптации для них более 50 % отметили, что следование моде значимо и крайне необходимо в их жизни. 69 % участников опроса отмечают, что мода задает стандарты, которым они считают необходимым следовать. Еще 45 % участников выделяют моду как важный источник норм и требований общества к личности и ее поведению.

Далее был проведен сравнительный анализ отношений к моде респондентов по критериям удовлетворенности жизнью и социально-психологической адаптацией. Для этого среди участников исследования были выделены две условные группы - с высокими показателями по шкале отношения к моде (считающие моду значимым фактором, стремящиеся следовать моде) и с низкими показателями (не придающие моде важного значения в жизни, не стремящиеся следовать моде). Сравнение этих групп с использованием и-критерия Манна - Уитни позволило констатировать, что молодые люди, стремящиеся следовать

моде, имеют значимо более высокий уровень удовлетворенности жизнью по сравнению с молодыми людьми, не следующими модным тенденциям (средние баллы - 25,51 и 21,35, соответственно). В группе стремящихся следовать моде значительно чаще представлены молодые люди с высокими и выше среднего показателями социально-психологической адаптации.

С целью определения возможностей моды в социально-психологической адаптации молодых людей мы провели сравнение отношения к моде, мотивов модного поведения, модные предпочтения участников исследования с различным уровнем адаптации. С помощью методики диагностики социально-психологической адаптации сравнивались две группы испытуемых: в первую группу вошли молодые люди с высокими показателями адаптации, во вторую группу вошли испытуемые с низкими и сниженными показателями адаптации. Результаты представлены в таблице 1. Значения различий изучались на основе и-критерия Манна - Уитни.

Таблица 1

Сравнительный анализ групп молодых людей с различным уровнем социальной адаптации по отношению к моде и модным предпочтениям

Сравниваемые параметры Количество испытуемых в % от числа членов группы P

Группа с высоким уровнем социальной адаптации Группа с низким уровнем социальной адаптации

Значимость следования моде для социальной адаптации:

значимо 75 58 0,004

не имеет значения 25 42 0,003

Мотивы модного поведения:

эстетические 66 19 0,002

престиж 32 48 0,027

стремление соответствовать нормам группы 43 56 0,037

Продолжение таблицы 1

Сравниваемые параметры Количество испытуемых в % от числа членов группы P

Группа с высоким уровнем социальной адаптации Группа с низким уровнем социальной адаптации

стремление к принятию в группу 8 72 0,000

стремление выделиться и обратить на себя внимание 21 44 0,008

проявление творческих способностей 57 9 0,000

интерес 73 41 0,008

Сферы проявления модных предпочтений

одежда 36 44 0,037

прическа 38 72 0,008

занятия и увлечения 73 48 0,004

вещи и принадлежности 56 72 0,008

привычки и поведение 15 25 0,012

Модные занятия

спорт 77 56 0,008

иностранные языки 21 19 0,037

просмотр телепередач 11 25 0,013

про слушивание музыки 36 56 0,008

занятие творчеством 37 19 0,004

общение в социальных сетях 56 64 0,038

Продолжение таблицы 1

Сравниваемые параметры Количество испытуемых в % от числа членов группы P

Группа с высоким уровнем социальной адаптации Группа с низким уровнем социальной адаптации

общение в реальном времени и пространстве 54 30 0,008

размещение своих фото и видео для получения «лайков» 66 68 0,038

просмотр и оценка фото и видео других пользователей сетей 62 64 0,037

Регуляторы модного поведения

родители 16 0 0,027

друзья, сверстники 66 64 0,037

реклама 14 34 0,013

фото, видео и сообщения в социальных сетях 54 72 0,013

Как видно, мода имеет большое значение для представителей группы высокоадаптированных молодых людей. Следование моде занимает в их жизни большее место, нежели у представителей группы молодежи с низкими показателями социально-психологической адаптации.

Мотивация следования моде в обеих группах связана с мотивами престижа, нормативными мотивами следования правилам групп, мотивами интереса. Это объяснимо с позиций возрастных особенностей респондентов. Для молодых людей значимо вхождение в группу, нахождение в ней своего места, стремление к новизне. Вместе с тем отмечаются и значительные различия в мотивации модного поведения. В группе высокоадаптированных преобладают эстетические мотивы следования моде, стремление проявлять творческие способности и интерес. В группе со сниженной адаптацией ведущее место

занимают мотивы стремления быть принятыми в группу, обратить на себя внимание, выделиться.

Модные предпочтения у представителей сравниваемых групп также различаются. Для молодежи с высоким уровнем адаптации следование моде имеет значение при выборе занятий и увлечений. Для молодых людей со сниженным уровнем адаптации важнее следовать моде во внешнем виде, прическе, одежде, вещах, особенно гаджетах. В качестве модных занятий представители обеих групп выделяют общение в социальных сетях. При этом в группе с высоким уровнем адаптации в моде значительно чаще спортивные занятия. Представители группы со сниженным уровнем адаптации более склонны к прослушиванию музыки.

В качестве регуляторов модного поведения отмечаются сверстники, друзья, окружающие люди, а также фото и видео, размещаемые в социальных сетях. Молодежь со сниженным уровнем адаптации в качестве регулятора модного поведения определяет рекламу.

Таким образом, представители группы с высоким уровнем адаптации считают следование моде значимым фактором для нахождения своего места в жизни; следование моде для них связано с эстетическими мотивами, с интересом; они рассматривают следование моде как возможность проявить себя, свои творческие способности; в качестве ведущих сфер проявления моды они выделяют занятия и увлечения; в качестве модных занятий выделяют спорт, творчество и общение (включая общение в социальных сетях и в реальном времени и пространстве). Представители группы с низким уровнем адаптации проявляют меньший интерес к модному поведению; следование моде для них в большей степени связано с желанием быть принятым в группу и стремлением обратить на себя внимание; проявление модности они связывают с внешним видом, а также вещами и объектами; модными они преимущественно считают занятия, связанные с общением в социальных сетях, размещением фото и видео в Интернете, просмотром фото и видео других людей.

Результаты дают основания констатировать, что возможности моды по-разному используются молодежью в процессе социальной адаптации. Для молодых людей с высоким уровнем адаптации мода служит для самореализации в обществе, в общении и взаимодействии с другими людьми. Молодые люди со сниженным уровнем адаптации

сужают круг сфер проявления моды, используют модное поведение как средство вхождения в группу и выделения себя, ориентируясь при этом на виртуальное взаимодействие. Это показывает возможности моды в содействии социальной адаптации, в частности, расширять представления о моде и сферах ее проявления, вовлекать в следование моде в занятиях, связанных с общением и взаимодействием с людьми в реальном времени и пространстве.

Социальная адаптация рассматривается как активный с точки зрения субъекта процесс, осуществляемый во взаимодействии со средой. Смысловым центром психологического содержания адаптации является достижение оптимального для жизни и деятельности человека равновесия его возможностей и требований социальной среды с точки зрения внутренних и внешних критериев [Реан, Кудашев, Баранов 2006]. В этой связи, адаптация не может рассматриваться вне контекста преодоления трудных ситуаций [Калинина, Калинин 2016; Психолого-педагогические аспекты... 2018]. В ходе исследования мы поставили задачу изучить стратегии поведения молодежи с различным отношением к моде в трудных ситуациях. Анализу подвергались копинг-стратегии молодых людей с различной включенностью в «модное» поведение.

Сначала на основе опроса были выделены две группы испытуемых: в первую группу отнесены молодые люди, активно включенные в модные направления творческой деятельности (сочинение и исполнение рэп-музыки, импровизацию, изготовление «hand mend»), - 22 человека; во вторую группу отнесены молодые люди, не включенные в модные направления творческой деятельности, - 23 человека. Сравнение осуществлялось с использованием U-критерия Манна - Уитни. Результаты представлены в таблице 2.

Полученные данные показывают, что в группе испытуемых, включенных в модные направления творческой деятельности, преобладают конструктивные стратегии преодоления трудностей: стратегия разрешения проблем и поиска социальной поддержки. Неконструктивная стратегия избегания у большинства в данной группе выражена на очень низком уровне. В то время как в группе участников, не включенных в творческую деятельность, наряду с стратегией разрешения выражена стратегия избегания проблем, при этом она выражена значимо выше, чем в группе испытуемых, включенных в творческую деятельность. Результаты свидетельствуют о том, что включенность

Таблица 2

Сравнительный анализ выраженности копинг-стратегий в группах испытуемых, включенных и не включенных в модные направления творческой деятельности (в % от количества участников в группе)

Стратегии поведения Участники, включенные в модные направления творческой деятельности Участники, не включенные в творческую деятельность

Очень низк. Низк. Сред. Высок. Очень низк. Низк. Сред. Высок.

Разрешение проблем 0 5 25 70 0 20 25 55

Поиск социальной поддержки 0 10 50 40 5 25 60 10

Избегание проблем 70 25 5 0 0 0 35 65

в модные направления творческой деятельности расширяет возможности по преодолению трудных ситуаций.

Далее было проведено сравнение стратегий поведения в трудных ситуациях молодых людей, следующих и не следующих моде во внешнем облике.

Наиболее наглядно следование моде во внешнем облике показывает предпочтение экстравагантного стиля [Перелыгина 2002]. Экстравагантный стиль характеризуется смелой цветовой гаммой, оригинальными фасонами, незаурядными, экзотическими дополнениями. В этом стиле встречаются украшения из нестандартных материалов, головные уборы, галстуки, бабочки, очки необычных форм. Волосы чаще всего прямые или выпрямлены, стрижки гладкие и четкой формы, яркий цвет волос и пряди [Рубцова 2005].

Мы сравнили используемые копинг-стратегии у молодых людей, предпочитающих и не признающих экстравагантный стиль во внешнем облике. Участникам исследования предлагалось описание экстравагантного стиля и иллюстрация его использования на модели. Их просили выразить свое отношение к экстравагантному стилю: отдаю предпочтение; отношусь нейтрально; не признаю для себя

возможность использования. Среди участников исследования были выделены молодые люди, предпочитающие экстравагантный стиль во внешнем облике (24 человека) и не признающие для себя возможность его использования (20 человек). Далее были проанализированы копинг-стратегии. Сравнение осуществлялось с использованием и- критерия Манна Уитни. Данные представлены в таблице 3.

Результаты показывают, что представители группы молодых людей, предпочитающих экстравагантный стиль во внешнем облике, значительно чаще выбирают стратегию разрешения проблем и склонны более конструктивно вести себя в трудных ситуациях. В группе, считающих экстравагантный стиль для себя неприемлемым, в равной степени используются стратегии разрешения проблем и стратегии поиска социальной поддержки. Избегание проблем в качестве предпочитаемой стратегии поведения используется достаточно редко в обеих группах. Данные свидетельствуют о том, что молодые люди, активно следующие модным тенденциям во внешнем виде, более ориентированы на самостоятельное разрешение проблемных ситуаций. Это может быть связано с тем, что их яркая и незаурядная внешность способствует созданию трудных ситуаций во взаимодействии, и они учатся их конструктивно разрешать. Это умение играет существенную роль в социальной адаптации.

Таблица 3

Сравнительный анализ копинг-стратегий в группах испытуемых, предпочитающих и отвергающих возможность использования экстравагантного стиля во внешнем облике (в % от количества участников группы)

Стратегии поведения Выраженность в группе р

Участники, предпочитающие экстравагантный стиль Участники, отвергающие экстравагантный стиль

Разрешение проблем 63 45 0,000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поиск социальной поддержки 33 45 0,008

Избегание проблем 4 10 0,017

Заключение

Результаты проведенного исследования показывают, что мода играет важную роль в социальной адаптации современной молодежи. Социальные функции моды позволяют молодым людям решать значимые с точки зрения адаптации задачи, связанные с выбором социальных ориентиров, усвоением имеющихся и продуцированием новых норм и правил, вхождением в референтную группу и проявлением своей индивидуальности и креативности. Следование моде создает предпосылки возникновения рассогласований требований среды или социальной группы и возможностей личности, стимулирует личностные изменения, способствует самореализации.

Молодые люди, придающие моде большее значение, признающие моду важным элементом своей жизни, стремящиеся следовать моде, более удовлетворены своей жизнью и имеют более высокие показатели социально-психологической адаптации.

В свою очередь, у молодых людей с высоким уровнем социально-психологической адаптации очевидно выражено стремление следовать моде, оно связано преимущественно с эстетическими мотивами и мотивами развития творческих способностей. Занятия спортом, включенность в творческую деятельность, общение со сверстниками в реальном времени и пространстве выступают у молодых людей с высоким уровнем социально-психологической адаптации в качестве ведущих модных объектов.

Молодежь, включенная в «модные» направления творческой деятельности и выраженно следующая моде во внешнем облике, отдавая предпочтение экстравагантному стилю, показывает преобладание конструктивных копинг-стратегий в преодолении трудных ситуаций.

Полученные в исследовании данные дают основания для целенаправленного использования возможностей моды в психологическом содействии социальной адаптации молодых людей. Эти возможности связаны со стимулированием эстетических и творческих мотивов, интересов в следовании моде, пропагандой среди молодежи спорта, творческой деятельностью и общением в реальном времени и пространстве в качестве модных занятий, повышением значимости моды в качестве регулятора социального поведения, с активной включенностью молодежи в занятия модными направлениями творческой

деятельности и включенностью в экспериментирование с внешним обликом на основе использования экстравагантных стилей.

Полученные в исследовании результаты позволяют подчеркнуть значимость моды в социальной адаптации современной молодежи, а также определить зоны внимания для использования моды в содействии этой адаптации. Такими зонами внимания являются информирование молодежи о механизмах моды в распространении как ее ценностей, так и рисков, стимулирование возможностей самореализации личности через следование моде, управление процессами продвижения модных объектов в Интернете, целенаправленная пропаганда конструктивных модных ценностей, развитие у молодых людей рефлексивных механизмов следования моде, устойчивости личности к рискам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Антоненко И. В., Карицкий И. Н. Социальная психология одежды и моды // Вестник университета Российской академии образования. 2015. № 3. С. 44-50.

Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 4-е изд.,

испр. и доп. М. : КДУ 2010. 228 с. Зиммель Г. Мода // Избранное. Т. 2. Созерцание жизни / гл. ред. С. Я. Левит.

М. : Юристъ, 1996. С. 266-291. Калинина Н. В., Калинин И. В. Социальная адаптация школьников в инклюзивной школе: ресурсы и возможности // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. URL : dom-hors.ru/vipusk-5-2016-obshchestvo-sociologiya-psihologiya-pedagogika. Калинина Н. В. Мода в социализации современных подростков: тенденции и риски. // Перспективы психологической науки и практики : сборник статей Международной научно-практической конференции. РГУ им. А. Н. Косыгина, 16 июня 2017 г. / под ред. В. С. Белгородского, О. В. Ка-щеева, И. В. Антоненко, И. Н. Карицкого. М. : РГУ им. А. Н. Косыгина, 2017. С. 558-561. Килошенко М. И. Психология моды. СПб. : Питер, 2014. 318 с. Килошенко М. И. Модная установка в межличностном общении // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность : сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. : в 8 ч. / под ред. В. С. Белгородского и др. М. : МГУДТ, 2016. Ч. 2. С. 162-168. Парыгин Б. Д. Мода как самый динамичный феномен и механизм человеческого общения // Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб. : ИГУП, 1999.

Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. М. : Аспект Пресс, 2002. 223 с.

Психолого-педагогические аспекты эффективного общения в образовательной среде : коллективная монография / ред. Е. А. Буслаева, Т. И. Пашу-кова. М. : МГЛУ 2018. 220 с.

Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб. : Прайм ЕВРО-ЗНАК, 2006. 479 с.

Рубцова Т. И. Немного слов о моде, стиле, цвете // Российский внешнеэкономический вестник. 2005. Вып. 10. С. 67-79.

Шубин Г. Г. Мода и эстетическая культура. М. : Знание, 1987.

Kalinina N. V. et al. Psychological Prevention Mechanisms of Minors' Deviant Behavior / N. V. Kalinina, V B. Salakhova, E. G. Artamonova, O. I. Efimova, Kalinin I. V. // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. 12 (Special Issue). P. 663-672. DOI 10.12973/ejac.2017.00200a.

Morton G. M. The Arts of Costume and Personal Appearance. U. of Nebraska, 1964. P. 23.

REFERENCES

Antonenko I. V., Karickij I. N. Social'naja psihologija odezhdy i mody // Vestnik universiteta Rossijskoj akademii obrazovanija. 2015. № 3. S. 44-50.

Gofman A. B. Moda i ljudi. Novaja teorija mody i modnogo povedenija. 4-e izd., ispr. i dop. M. : KDU, 2010. 228 s.

Zimmel' G. Moda // Izbrannoe. T. 2. Sozercanie zhizni / gl. red. S. Ja. Levit. M. : Jurist#, 1996. S. 266-291.

Kalinina N. V., Kalinin I. V. Social'naja adaptacija shkol'nikov v inkljuzivnoj shkole: resursy i vozmozhnosti // Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika. 2016. № 5. URL : dom-hors.ru/vipusk-5-2016-obshchestvo-sociologiya-psihologiya-pedagogika.

Kalinina N. V. Moda v socializacii sovremennyh podrostkov: tendencii i riski. // Perspektivy psihologicheskoj nauki i praktiki : sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. RGU im. A. N. Kosygina, 16 ijunja 2017 g. / pod red. V. S. Belgorodskogo, O. V. Kashheeva, I. V Antonenko, I. N. Karickogo. M. : RGU im. A. N. Kosygina, 2017. S. 558-561.

Kiloshenko M. I. Psihologija mody. SPb. : Piter, 2014. 318 s.

Kiloshenko M. I. Modnaja ustanovka v mezhlichnostnom obshhenii // Guma-nitarnye osnovanija social'nogo progressa: Rossija i sovremennost' : sb. statej Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. : v 8 ch. / pod red. V. S. Belgorodskogo i dr. M. : MGUDT, 2016. Ch. 2. S. 162-168.

Parygin B. D. Moda kak samyj dinamichnyj fenomen i mehanizm cheloveches-kogo obshhenija // Social'naja psihologija. Problemy metodologii, istorii i teorii. SPb. : IGUP, 1999.

Perelygina E. B. Psihologija imidzha. M. : Aspekt Press, 2002. 223 s.

Psihologo-pedagogicheskie aspekty jeffektivnogo obshhenija v obrazovatel'noj srede : kollektivnaja monografija / red. E. A. Buslaeva, T. I. Pashukova. M. : MGLU, 2018. 220 s.

Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A. A. Psihologija adaptacii lichnosti. SPb. : Prajm EVRO-ZNAK, 2006. 479 s.

Rubcova T. I. Nemnogo slov o mode, stile, cvete // Rossijskij vneshnejekonomiches-kij vestnik. 2005. Vyp. 10. S. 67-79.

Shubin G. G. Moda i jesteticheskaja kul'tura. M. : Znanie, 1987.

Kalinina N. V. et al. Psychological Prevention Mechanisms of Minors' Deviant Behavior / N. V Kalinina, V. B. Salakhova, E. G. Artamonova, O. I. Efimova, Kalinin I. V. // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. 12 (Special Issue). P. 663-672. DOI 10.12973/ejac.2017.00200a.

Morton G. M. The Arts of Costume and Personal Appearance. U. of Nebraska, 1964. P. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.