Научная статья на тему 'Мода в контексте адаптационных ресурсов личности современной молодежи'

Мода в контексте адаптационных ресурсов личности современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
943
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / МОДА / МОЛОДЕЖЬ / SOCIAL ADAPTATION / ADAPTIVE RESOURCES / FASHION / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калинина Н.В.

Феномен моды анализируется с позиций его социальных функций. Определено значение и выделены возможности моды в содействии социальной адаптации молодых людей. Показано, что следование моде способствует идентификации с социальной группой и позволяет проявить индивидуальность, выполняет функции эмоциональной разрядки и имеет психотерапевтические эффекты. В качестве ресурсного потенциала моды выделены необходимость совершения личностных выборов и изменения привычных стратегий поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FASHION IN CONTEXT OF ADAPTIVE RESOURCES OF PERSON OF MODERN YOUTH

The fashion phenomenon is analyzed from the standpoint of its social functions. The importance and fashion possibilities in promoting social adaptation of young people are determined. It is shown that following the fashion promotes identification with the social group and allows to show individuality, performs the functions of emotional discharge and has psychotherapeutic effects. As the resource potential of fashion, the need for personal choices and changes in habitual behavior strategies is highlighted.

Текст научной работы на тему «Мода в контексте адаптационных ресурсов личности современной молодежи»

Психологические науки

УДК 159.9

МОДА В КОНТЕКСТЕ АДАПТАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ЛИЧНОСТИ

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Н.В. Калинина, Российский государственный университет им. А.Н.Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) (Москва, Россия), e-mail: kalinata66@mail.ru

Аннотация. Феномен моды анализируется с позиций его социальных функций. Определено значение и выделены возможности моды в содействии социальной адаптации молодых людей. Показано, что следование моде способствует идентификации с социальной группой и позволяет проявить индивидуальность, выполняет функции эмоциональной разрядки и имеет психотерапевтические эффекты. В качестве ресурсного потенциала моды выделены необходимость совершения личностных выборов и изменения привычных стратегий поведения. Ключевые слова: социальная адаптация, адаптационные ресурсы, мода, молодежь.

FASHION IN CONTEXT OF ADAPTIVE RESOURCES OF PERSON OF MODERN

YOUTH

Abstract. The fashion phenomenon is analyzed from the standpoint of its social functions. The importance and fashion possibilities in promoting social adaptation of young people are determined. It is shown that following the fashion promotes identification with the social group and allows to show individuality, performs the functions of emotional discharge and has psychotherapeutic effects. As the resource potential of fashion, the need for personal choices and changes in habitual behavior strategies is highlighted.

Keywords: social adaptation, adaptive resources, fashion, youth.

Социальная адаптация личности в современном, быстро меняющемся мире, требует задействования разнообразных адаптационных ресурсов. Одним из таких ресурсов для молодежи, на наш взгляд может выступить мода. Основания для такого суждения нам дает анализ современных подходов к исследованию моды.

Мода представляет собой сложный социокультурный феномен, выполняющий целый ряд значимых социальных функций, и рассматриваемый в современных исследованиях как механизм социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанный с основными ценностями и тенденциями развития общества.

Так в исследованиях Г. Дж. Блумера, представлены следующие социальные функции моды:

1. Мода может выступать как безобидная игра фантазии и каприза людей.

2. Мода дает возможность избежать тирании обычаев.

3. Мода является формой санкционированного риска, связанного с ношеством.

4. Мода есть форма, позволяющая индивиду отчетливо продемонстрировать свое «Я».

5. Мода используется для скрытого выражения сексуальных интересов.

6. Мода помогает производить постоянное отграничение элитных классов.

7. Мода служит средством внешней, поддельной идентификации людей, занимающих низкое положение в социальной иерархии, с более высоко статусной группой [9, е.124].

Обращение к содержанию выделенных функций позволяет подчеркнуть направленность большинства из них на регуляцию социальной адаптации личности: это и занятие места в социальной группе, и взаимодействие с обществом через оценку и принятие его ценностей, и проявление своего «я».

Анализ динамики представлений о моде в историческом аспекте, проведенный М.И. Килошенко[2], показывает, что, несмотря на изменение подходов к пониманию сущности моды, ее взаимосвязи с социальной адаптацией личности подчеркивались всегда. Так, в истории становления понятия мода сначала выступает как «мера, правило, способ употребления», регулирующий потребительское поведение личности. Затем мода рассматривается как феномен, запускающий механизм «подражания», позволяющий личности вписаться в социальную группу. Позже мода анализируется как «образ жизни», выбор которого способен актуализировать адаптивные стратегии личности, как «средство формирования аттракции», способное обеспечить вхождение личности в значимую социальную группу. С развитием интереса к человеку, его индивидуальности, мода начинает определяться как отражение «стремления инициативной личности к обновлению», что еще больше акцентирует значение моды для социальной адаптации. В 20 веке семантическим сгустком понятия моды становятся такие феномены как «средство достижения гармонии с миром», подчеркивающий выраженность в моде индивидуальных стремлений личности и «отношение», отражающий ценностное принятие личностью внутренних и внешних форм культуры. Прогнозируя развитие моды на третье тысячелетие Ю.М. Лотман выделяет «все более актуализирующуюся потребность модной аудитории в постоянной экспериментальной проверке границ дозволенного» [4].

Анализ социально-психологических исследований моды, проведенный М.И. Килошенко показывает, что мода рассматривается как один из психологических способов воздействия в процессе общения (Г. М. Андреева, А. В. Коваленко, Б. Д. Парыгин); как специфический способ межличностной коммуникации (В. Ю. Борев, А. В. Коваленко, Л. В. Петров), как особый способ, образ, мера обработки социальной информации (Петров Л. В.). В исследованиях Я. Л. Коломинского, Б. Ф. Поршнева выделяется эмоционально-регулятивный аспект моды, представляющий моду как средство эмоциональной разрядки, освобождения от повторяющихся, утомляюще однообразных впечатлений. [2,с 41; 7]

Акцентируя внимание в рассмотрении феномена моды на человеке, его взаимодействии с модными объектами, М.И. Килошенко подчеркивает «Мода - это отношение человека к материальной и идеальной модели состояния предмета или явления, которая разработана на основе господствующих в обществе идеалов, взглядов, представлений и норм. В сознании мода представлена в виде ценности - цели, которая определяет характер человека как в плане его взаимодействия с предметным миром, так в плане взаимодействия с социальной средой с самим собой». [2,с. 42].

В исследованиях моды специально выделяется ее возможность выполнять психотерапевтические функции [10]. Так, мода может способствовать сокрытию личностью своих особенностей, когда это будет необходимо, так как следование тенденциям поведения большинства позволяет обезличиться и скрыться. Следование тенденциям не «своей» социальной группы позволяет субъекту моды освоить новые роли в игровой и символической фор-

ме, укрепить границы своего «я». Мода дает возможность переживания благополучия и собственной социальной значимости, что имеет важное значения для социальной адаптации.

Таким образом, исследования моды дают основания рассматривать ее в контексте ресурсов социальной адаптации, так как мода позволяет определиться с ориентирами, найти свою социальную группу и подчеркнуть свою принадлежность к ней, выделить себя из социальной группы и выразить свою собственную индивидуальность, проявить себя во взаимодействии с предметным миром, другими людьми и самим собой, может выполнять функции эмоциональной разрядки и имеет психотерапевтические эффекты.

Определяя возможности моды в процессах социальной адаптации человека в обществе, мы считаем возможность подчеркнуть и другую сторону ее ресурсного потенциала. Мы исходим из того, что адаптация является основной целью функционирования психики. Смысловым центром психологического содержания адаптации является достижение оптимального для жизни и деятельности человека равновесия его возможностей и требований социальной среды с точки зрения внутренних и внешних критериев, что является необходимым условием психологической адаптации и развития индивида [5].

Адаптация является активным с точки зрения субъекта процессом, осуществляемым в процессе взаимодействия со средой. Взаимодействие может быть рассмотрено с точки зрения целенаправленной организации процессов активности в системе «личность-среда» [6]. По мнению А.А. Реана [8] адаптация и личностное развитие взаимно дополняют друг друга, образуя различные направления для самореализации. Развитие начинается в условиях рассогласования требований (возможностей) среды и потребностей (возможностей) личности.

В данном ключе мода выступает инструментом стимулирования рассогласований требований среды и возможностей личности. Она отражает новые тенденции в поведении человека, которые должны быть им реализованы. Это требует напряжения психологических сил и личностного роста. Следование моде требует от человека постоянных изменений и не только в области внешних проявлений, но и в области ценностей и смыслов, критериев оценки притягательности объектов.

Следование моде неразрывно связано с совершением выборов [2,с. 103-104]. Выбор модных объектов предполагает активность, самостоятельность и субъектность. Совершая выбор модных объектов, человек вынужден проявлять социальную активность, преодолевать как внешнее сопротивление (оценки других людей), так и ломать собственные привычные представления об удобстве, пользе, красоте.

Как пишет Д.А. Леонтьев: «Личностный смысл ситуации выбора окончательно постигается только при ее снятии, когда субъект узнает «плату», которую он оказался готов «внести», и достигнутый результат. Постижение личностного смысла это в значительной степени активный процесс, в котором участвуют мышление, эмоции и воля. Но только два последних функциональных образования являются механизмами ресурсной регуляции. Их функционирование осуществляется с учетом как требований ситуации выбора, так и состояний организма». [3].

Поскольку адаптационные ресурсы представляют собой систему способностей человека к устранению несоответствий между потребностями человека с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно - смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации, постольку обращение к личностным смыслам при совершении выбо-

ров и преодолении сопротивлений разного рода в следовании модным тенденциям стимулирует ресурсную регуляцию и может служить основанием для развития адаптационных ресурсов.

Как видно, помещение моды в контекст адаптационных ресурсов личности имеет под собой объективные основания. Особое значение данный контекст имеет для рассмотрения ресурсов социальной адаптации современной молодежи. Как известно, именно молодые люди в подростковом, юношеском и студенческом возрасте, наиболее активно интересуются модными тенденциями и следуют моде. Молодежь склонна к экспериментированию с собственной внешностью, стремиться к необычному. Мода удовлетворяет их потребность в поиске оснований для идентичности. Мода дает основания для демонстрации социального статуса, приобщения к ценностям определенной социальной группы. Мода функционирует как средство общения, межгрупповой и внутригрупповой коммуникации. Все это определяет привлекательность моды для молодежи и создает условия для использования возможностей моды в качестве адаптационного ресурса. Однако сами эти возможности пока изучены явно недостаточно. Все это дает возможность поставить проблему изучения специфики адаптационных ресурсов молодых людей, следующих модным тенденциям и их сверстников, не уделяющих моде значимого внимания, выделения на этой основе адаптационных возможностей моды, поиска научных оснований для их использования в развитии адаптационных ресурсов молодых людей.

Литература:

1. Зиммель Г. Психология моды // Научное обозрение. 2010. № 5. URL: https://science-review.ru/?section=content&op=show&id=148 (дата обращения: 26.10.2013).

2. Килошенко М.И. Психология моды. Санкт-Петербург: Речь, 2001.

3. Леонтьев Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования. М: МГУ, 1995.

4. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.:Гнозис: Изд. группа «Прогресс», 1992. 128 с.

5. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо, 2010. 368 с.

6. Панов. В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. Спб.: Питер, 2007. 352 с.

7. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М: Мысль, 1971. Гл. 7.

8. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб.: прайм ЕВРО-ЗНАК, 2006. 479 с.

9. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. 256 с.

10. Morton G.M. The Arts of Costume and Personal Appearance. U. of Nebraska, 1964. 23

p.

References:

1. Zimmel' G. Psikhologiya mody // Nauchnoe obozrenie. 2010. № 5. URL: https://science-review.ru/?section=content&op=show&id=148 (data obrashcheniya: 26.10.2013).

2. Kiloshenko M.I. Psikhologiya mody. Sankt-Peterburg: Rech', 2001.

3. Leont'ev D.A. Vybor kak deyatel'nost': lichnostnye determinanty i vozmozhno-sti formirovaniya. M: MGU, 1995.

4. Lotman Yu.M. Kul'tura i vzryv. M.:Gnozis: Izd. gruppa «Progress», 1992. 128 s.

5. Nalchadzhyan A.A. Psikhologicheskaya adaptatsiya: mekhanizmy i strategii. M.: Eksmo, 2010. 368 s.

6. Panov. V.I. Psikhodidaktika obrazovatel'nykh sistem: teoriya i praktika. Spb.: Piter, 2007. 352 s.

7. Parygin B. D. Osnovy sotsial'no-psikhologicheskoi teorii. M: Mysl', 1971. Gl. 7.

8. Rean A.A., Kudashev A.R., Baranov A.A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti. SPb.: praim EVRO-ZNAK, 2006. 479 s.

9. Frolov S.S. Sotsiologiya. Uchebnik. Dlya vysshikh uchebnykh zavedenii. M.: Nauka, 1994. 256 s.

10. Morton G.M. The Arts of Costume and Personal Appearance. U. of Nebraska, 1964. 23

p.

— • — Сведения об авторе

Наталья Валентиновна Калинина, доктор психологических наук, доцент кафедры психологии, Российский государственный университет им. А.Н.Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) (Москва, Россия).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.