Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И ОСМЫЛЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У ЛЮДЕЙ, ПРАКТИКУЮЩИХ ЙОГУ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И ОСМЫЛЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У ЛЮДЕЙ, ПРАКТИКУЮЩИХ ЙОГУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
261
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА ЙОГИ / САМООТНОШЕНИЕ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИСПОЛНЕННОСТЬ / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ / YOGA PRACTICE / SELF-ATTITUDE / EXISTENTIAL FULFILLMENT / SELF-EFFICACY / PERSONAL RESOURCES / ADULTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кожухарь Галина Сократовна, Тимощенко Ирина Алексеевна

В статье, на основе пилотажного исследования, рассматривается специфика взаимосвязи самоотношения и осмысленности качества жизни у людей, практикующих йогу в сравнении с людьми, никогда ею не занимающимися. В качестве показателей осмысленности качества жизни рассмотрены компоненты экзистенциальной исполненности, восприятие собственной самоэффективности и оценка потерь и приобретений как персональных психологических ресурсов. Показаны различия взаимосвязи данных показателей у практикующих и не практикующих йогу взрослых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кожухарь Галина Сократовна, Тимощенко Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

thE FEatUrES oF thE rElatioNShiP oF SElF-attitUDE aND MEaNiNgFUlNESS oF thE liFE’S QUalitY oF PEoPlE PraCtiCiNg Yoga

This article, based on a pilot study, analyzes the specifics of the interrelation between self-attitude and meaningfulness of quality of life among people who practice yoga in comparison with people who never practiced it. The following indicators of the meaningfulness of quality of life where considered: components of existential fullness, perception of self-efficacy and evaluation of losses and gains as personal psychological resources. The article demonstrates how the interrelation between these indicators differs among adults who practice yoga and those who don’t.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И ОСМЫЛЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У ЛЮДЕЙ, ПРАКТИКУЮЩИХ ЙОГУ»

Е.В. Беляева, Т.С. Пильщикова, С.К. Исталиева, В.Г. Ма- 12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - М., 1997. лыш // Гуманизация образования. - 2015. - № 2. - С. 52-58. 13. Berulava C. Psychology in Practice. - Seattle, USA,

2008.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И ОСМЫЛЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У ЛЮДЕЙ, ПРАКТИКУЮЩИХ ЙОГУ

Кожухарь Галина Сократовна,

канд. психол. наук, доцент факультета социальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета,

Москва, Россия Тимощенко Ирина Алексеевна практический психолог, практик йоги, Москва, Россия

THE FEATURES OF THE RELATIONSHIP OF SELF-ATTITUDE AND MEANINGFULNESS OF THE LIFE'S Q UALITY OF PEOPLE PRACTICING YOGA

Kozhukhar G.S., PhD, faculty of social psychology, associate professor, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia

Timoschenko I.A., psychologist, yoga practitioner, Moscow, Russia

АННОТАЦИЯ

В статье, на основе пилотажного исследования, рассматривается специфика взаимосвязи самоотношения и осмысленности качества жизни у людей, практикующих йогу в сравнении с людьми, никогда ею не занимающимися. В качестве показателей осмысленности качества жизни рассмотрены компоненты экзистенциальной исполненности, восприятие собственной самоэффективности и оценка потерь и приобретений как персональных психологических ресурсов. Показаны различия взаимосвязи данных показателей у практикующих и не практикующих йогу взрослых людей.

ABSTRACT

This article, based on a pilot study, analyzes the specifics of the interrelation between self-attitude and meaningfulness of quality of life among people who practice yoga in comparison with people who never practiced it. The following indicators of the meaningfulness of quality of life where considered: components of existential fullness, perception of self-efficacy and evaluation of losses and gains as personal psychological resources. The article demonstrates how the interrelation between these indicators differs among adults who practice yoga and those who don't.

Ключевые слова: практика йоги, самоотношение, экзистенциальная исполненность, самоэффективность, персональные ресурсы, взрослые люди

Keywords: yoga practice, self-attitude, existential fulfillment, self-efficacy, personal resources, adults

Многие современные психологи, социологи, представители различных философских течений отмечают оторванность человека нашего времени от себя, своей собственной души. Скорость, с которой происходят изменения в современном мире и обществе, зачастую фрустрирует человека, т.к. требует от него постоянно адаптироваться к новым условиям, что приводит к перегрузке нервной системы и, в конечном счете, к стрессам. Поэтому в наше время так популярны восточные практико-философские школы, которые позволяют сместить фокус внимания на истинные внутренние потребности человека, и, как следствие, ослабить степень влияния внешних факторов, помогая сфокусироваться на непреходящих ценностях.

В настоящее время мы можем быть свидетелями распространения йоги по всему миру (более 250 миллионов практикующих и их число растет [2]), что является косвенным доказательством эффективности этой практики.

Восточные учения предлагают человеку обратить внимание на себя самого, не на те проблемы, которые беспокоят его каждый день (финансовые и социальные), а на постижение своей истинной сути и установления контакта с собственным Я. Йога как нельзя более подходит для

достижения этих целей - по мнению одного из исследователей влияния йоги на человека У Броуда, практика йоги помогает понизить уровень тревожности и повысить настроение, способствует развитию внутренней гибкости, уравновешивает эмоциональные колебания [2]. Практикующие йогу менее подвержены депрессиям, а в некоторых случаях выполнение йоги может быть «прописано» в качестве антидепрессанта; результатом регулярной практики является повышение адаптивности человека к стрессовым ситуациям и увеличение внутренних ресурсов. Известный российский мастер и исследователь йоги В. Бойко отмечает, что «йога обеспечивает каждому ... естественный и устойчивый уровень душевного комфорта» [1, с. 171], что помогает, в свою очередь, повысить самоэффективность и в целом изменить отношение к себе.

Йога помогает переосмыслить экзистенциальные вопросы и в итоге способствует духовной трансформации, одновременно гармонизируя психику и оздоравливая человека, оказывая позитивное влияние и на личность в целом, и на отдельные психологические свойства и качества [1], [8]. Занятия йогой влияют на высокий уровень выраженности смысложизненных ориентаций вне зави-

симости от условного временного континуума; духовная практика является одним из проявлений самоактуализации человека и высокой осмысленности жизни [5].

Несмотря на то, что интерес к восточным учениям сохраняется уже столетия, значительное увеличение количества серьезных научных исследований йоги и ее влияния на развитие личности наблюдается в течение примерно последних 20 лет.

Занятия йогой, по данным многих исследователей, прежде всего влияют на состояние ума, целостность и иное восприятие окружающего мира, более наполненное смыслом и полнотой бытия, обеспечивая осознанность и психическую вовлеченность, а также на оздоровление духа, души и тела в целом и в конкретных проявлениях [5], [10],

[11], [12], [13].

Вместе с тем, чаще исследовалось влияние йоги на психофизиологические показатели, на саморегуляцию или конкретные личностные черты. Поэтому актуальной является проблема связи самоотношения и осмысленности качества жизни как целостного феномена у людей, занимающихся йогой и у людей, не имеющих такого опыта.

В качестве показателей осмысленности качества жизни мы рассматривали экзистенциальную исполненность, самоэффективность и восприятие потерь и приобретений как психологических ресурсов личности.

Понятие «экзистенциальная исполненность» было предложено в подходе В. Франкла вместо понятия «счастье» с целью подчеркнуть значимость в рамках экзистенциального подхода роли осмысленности жизни, проживание каждого момента на основе внутреннего согласия, соответствие осуществляемых человеком выборов его сущности, реализацию способности вносить в жизнь позитив. Причем данное понятие отражает не реальную жизнь человека, а именно субъективную оценку им своей жизни [6].

Термин самоэффективность, зародившийся в рамках социально-когнитивного подхода (А. Бандура), стал одной из центральных категорий в разных психологических дисциплинах, начиная с социальной психологии и заканчивая клинической и медицинской. Оказалось, что самоэффективность позитивно влияет на широкий спектр социальных последствий: повышает психическое и соматическое здоровье, способствует академической успеваемости, достижениям в разных сферах жизни, адаптации и социальной интеграции [9].

Персональные психологические ресурсы человека напрямую связаны с его адаптационными возможностями и сохранностью здоровья. При нарушении баланса между потерей и приобретением персональных ресурсов возникает психологический стресс и повышается риск заболеваний. Например, в исследованиях показано, что сумма «приобретений» ресурсов позитивно взаимосвязана с общей оценкой качества жизни и имеет негативную связь с такими компонентами эмоционального выгорания, как снижение личных достижений и деперсонализация [4]. Как отмечает Н.Е. Водопьянова, суммы потерь и приобретений представляют собой не только и не столько количественные значения, они по-разному связаны с общей удовлетворенностью качеством жизни. Приобретение ре-

сурсов по положительному воздействию не равно отсутствию потерь, а оказывает более мотивирующее действие на адаптационные возможности человека и на его способность отвечать на вызовы жизни [4].

Таким образом, в качестве объекта исследования выступили некоторые личностные особенности взрослых людей. Предметом исследования явилась специфика взаимосвязи самоотношения и осмысленности качества жизни у взрослых людей, практикующих йогу.

Цель пилотажного исследования состояла в сравнительном анализе особенностей взаимосвязи между самоотношением и осмысленностью качества жизни у взрослых людей, практикующих йогу и теми, кто никогда не занимался никаким из видов йоги.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что между взрослыми людьми, практикующими йогу и теми, кто ею никогда не занимался, будут отсутствовать достоверные различия в выраженности исследуемых личностных особенностей при наличии различий в значимых взаимосвязях между ними.

Не вдаваясь в подробный анализ, отметим, что по двум подгруппам по всем исследуемым параметрам были получены среднестатистические значения, находящиеся в пределах нормы. Использование критерия Манна - Уит-ни позволило сделать вывод об отсутствии достоверных различий по всем характеристикам как самоотношения, так и показателей осмысленности жизни у людей, практикующих йогу, и тех, кто ею не занимался. В то же время, некоторые тенденцией различий, проявляющиеся в незначительном увеличении большинства показателей у практикующих йогу, мы констатировали.

В работе был использован блок из 4-х методов психодиагностики: 1) методика диагностики самоотношения МИС (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); 2) шкала экзистенции А. Лэнгле, К. Орглер; 3) шкала самоэффективности Р. Шварцера, М. Ерусалема; 4) опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) (Н.Е. Водопьянова, М.В. Штейн).

Методика МИС включала шкалу глобального самоотношения как внутренне недифференцированное чувство «за и против» самого себя, а также четыре основных и семь дополнительных шкал, характеризующих разные аспекты самоотношения [7]. Методика экзистенциальной исполненности включала итоговый показатель общей ис-полненности, представляющий собой сумму показателей по четырем субшкалам: самодистанцированию, самотран-сценденции, свободе и ответственности [6]. Для измерения уровня самоэффективности использовалась русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема, адаптированная В. Ромеком [9]. С целью изучения ресурсного обеспечения психологического благополучия испытуемых был использован опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (Н.Е. Водопьянова, М.В. Штейн), основанный на теории С. Хоб-фолла, который в качестве ресурсов рассматривал то, что для человека имеет субъективную ценность и значимость, обеспечивая сохранение психологической устойчивости в ситуациях, связанных с переживанием стресса и фрустрации [3].

Для обработки результатов применялась программа SPSS, v. 23: описательная статистика, корреляционный анализ Спирмена, критерий Манна - Уитни.

В исследовании приняли участие взрослые люди, практикующие йогу, в количестве 15 человек, в возрасте от 25 до 52 лет, стаж практики йоги - от 2 до 15 лет. Для сравнения была опрошена контрольная группа респондентов в количестве 15 человек, не занимающихся какими-либо восточными практиками, также сбалансированная по возрастному и половому составу. В каждую группу вошли по 3 мужчины и по 12 женщин.

У людей, занимающихся йогой, было обнаружено 17 взаимосвязей между исследуемыми показателями. С возрастом была выявлена всего одна корреляционная связь - с самоуважением (г = -0,519 при p < 0,01), т.е. практикующие йоги в нашей выборке с возрастом имели тенденцию меньше уважать самих себя.

Гло бальное само отношение у людей, занимающихся йогой, оказалось взаимосвязано с двумя компонентами экзистенциальной исполненности и с ее общим показателем: со свободой (г = 0,722 при p < 0,01), с показателем эк-зистенциальности (г = 0,631 при p < 0,05) и экзистенциальной исполненности (г = 0,549 при p < 0,05). Следовательно, у взрослых, занимающихся йогой, целостное отношение к самим себе было тем более позитивным, чем в большей степени они были способны переживать себя свободными в принятии решений на основе учета внешних обстоятельств и своих собственных сущностных интенций, чем в большей степени они были способными ответственно реализовать принятые решения, изменяя жизнь в лучшую сторону, а также чем более они были способны соотносить внешние и внутренние требования с собственными ценностями.

Самоуважение у них снижалось при увеличении оценки своей жизни сквозь призму потери ресурсов (г = -0,652 при p < 0,01).

Самоинтерес повышался при снижении уровня потери ресурсов (г = -0,539 при p < 0,05) и снижался в случае восприятия действительности как обеспечивающей приобретение ресурсов (г = -0,570 при p < 0,05). Мы интерпретируем последнюю взаимосвязь как то, что взрослые, занимающиеся йогой, в случае повышения ресурсности переключались с самоинтереса на другие «объекты».

Самоуверенность имела положительную взаимосвязь со свободой (г = 0,692 при p < 0,01) и показателем экзи-стенциальности (г = 0,568 при p < 0,01).

Снижение самообвинения наблюдалась при повышении индекса ресурсности (г = -0,649 при p < 0,01) и уменьшения оценки потери ресурсов (г = 0,637 при p < 0,01); кроме того, самообвинение повышалось при понижении ответственности (г = -0,526 при p < 0,01).

Аутосимпатия оказалась позитивно взаимосвязана с индексом ресурсности (г = 0,522 при p < 0,05) и обратным образом - с оценкой потери ресурсов (г = -0,666 при p < 0,01).

Также мы выявили, что чем в большей степени принимали себя люди, занимающиеся йогой, тем меньше они стремились к самотрансценденции (г = -0,520 при p < 0,05) и тем менее для них было характерно переживать

экзистенциальную исполненность (г = -0,516 при р < 0,05). Таким образом, для «йогов» тенденция к снижению принятия себя оказалась связана с повышением направленности на обогащение своих внутренних переживаний, стремление руководствоваться внутренними ценностями, ориентацию на большее самораскрытие, также возрастала приспособленность к жизни в экзистенциальном смысле.

Кроме того, чем более глубоко понимали себя йоги (самопонимание), тем более сильно они верили в собственную эффективность (г = 0,536 при р < 0,05). Как известно, оценка самоэффективности оказывает реальное влияние на поведение, способствует регуляции социальной активности, что убедительно доказано в клинических исследованиях [9].

У людей из контрольной группы было выявлено 18 взаимосвязей между изучаемыми характеристиками.

С возрастом ни одной корреляционной взаимосвязи в данной подгруппе обнаружено не было. У взрослых людей, никогда йогой не занимающихся, оказались взаимосвязаны с осмысленностью качества жизни три основных компонента самоотношения: самоуважение, ожидаемое отношение от других и самоинтерес в двух его составляющих (обращенность к своему Я и установка на внутренние действия).

Самоуважение было позитивно связано с индексом ре-сурсности (г = 0,533 при р < 0,05); с ответственностью (г = 0,604 при р < 0,05) и показателем экзистенциальности (г = 0,561 при р < 0,05), при наличии негативной взаимосвязи с потерей ресурсов (г = -0,736 при р < 0,01).

Ожидание позитивного или негативного отношения от окружающих людей возрастало при увеличении стремления к самотрансценденции как выходу за собственные границы (г = 0,591 при р < 0,05).

Самоинтерес, понимаемый как мера близости к самому себе, интерес к собственным мыслям и чувствам и уверенность в том, что другие люди также проявляют интерес ко мне как к конкретному человеку, оказался позитивно связан практически со всеми изучаемыми проявлениями осмысленности качества жизни: с самоэффективностью (г = 0,643 при р < 0,01); индексом ресурсности (г = 0,523 при р < 0,05); самотрансценденцией (г = 0,660 при р < 0,01); персональностью (г = 0,584 при р < 0,05); показателем эк-зистенциальности (г = 0,581 при р < 0,05), а также с экзистенциальной исполненностью (г = 0,678 при р < 0,01).

Самоинтерес как установка на различные внутренние действия по отношению к собственному «Я» оказался взаимосвязан с теми же характеристиками, что и самоинтерес как обращенность на себя: с самоэффективностью (г = 0,775 при р < 0,01); самотрансценденцией (г = 0,793 при р < 0,01); свободой (г = 0,651 при р < 0,01); ответственностью (г = 0,582 при р < 0,05), персональностью (г = 0,685 при р

< 0,01); показателем экзистенциальности (г = 0,713 при р

< 0,01) и экзистенциальной исполненности (г = 0,768 при р < 0,01).

Подводя итоги проведенному анализу, мы можем резюмировать, что у людей, далеких от йоги, осмысленность жизни оказалась наиболее тесно связана с такими компонентами самоотношения как самоуважение, ожидаемое отношение от других и самоинтерес.

То, что у практикующих йогу взрослых людей глобальное самоотношение оказалось напрямую связано с экзистенциальной исполнимостью, мы интерпретируем как присущий им более высокий уровень целостности, что также подтверждается более дифференцированными взаимосвязями между показателями самоотношения и показателями осмысленности качества жизни.

Теоретический анализ и результаты эмпирического пилотажного исследования позволяют сделать вывод о том, что постоянная практика йоги оказывает позитивное влияние на человека, делая его более целостным, а его жизнь - более сознательной и наполненной, способствует росту самоэффективности, помогает личности стать более адаптивной к различным вызовам жизни и легче справляться с неизбежными проблемами и потерями, тем самым повышая осознанность качества жизни и уровень ее осмысленности.

В дальнейшем планируется провести исследование на более объемной выборке, а также провести сравнительный анализ практикующих разные виды йоги и занимающихся разное количество лет с контрольной группой при строгом учете критериев пола и возраста.

Список литературы:

1. Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации. Издание четвертое, исправленное и дополненное. Нижний-Новгород: ДЕКОМ, 2011. - 508 с.

2. Броуд У Научная йога. Демистификация. - Москва: РИПОЛ классик, 2013. - 416 с.

3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса: практикум. СПб: Питер, 2009. 336 с.

4. Водопьянова Н.Е., Наследов А.Д. Стандартизованный опросник «Потери и приобретения ресурсов» для специалистов социономических профессий // Вестн.

Тверского гос. ун-та. Серия: педагогика и психология. 2013. № 26. С. 8-22.

5. Глухов П.С., Молофеева А.В., Тарасова Е.В. Исследование психологических особенностей личности постоянных членов центра ведической культуры Дивья Лока [Электронный ресурс] URL: http://www.layayoga.ru/index. php?id=6537 (дата обращения: 25.05.2016).

6. Кривцова С.В., Лэнгле А., Орглер К. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер // Экзистенциальный анализ, 2009. Бюллетень № 1, С. 141-170.

7. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М.: Извд-во Моск. универ-та, 1988. С. 123-130.

8. Фролов А. Йогатерапия. Практическое руководство - Москва: Самадхи, 2015 - 448 с.

9. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Еру-салема // Иностранная психология, 1996. № 7. С. 46-56.

10. Falkenstrom, F. (2010). Studying mindfulness in experienced meditators. Journal of Personality and Individual Differences, 48(3), 325-310.

11. Friedberg, J. (2009). A pilot study measuring the impact of yoga on the trait of mindfulness. Behavioural and Cognitive Psychotherapy. 37, 595-598.

12. Kanojia, A. (2010). Meditation and depression: a novel solution to the burden of mental illness in India. Resilience: Interdisciplinary Perspectives on Science and Humanitarianism, 1, 77-91.

13. Ponder L. (2012). An exploratory study of the potential impacts of yoga on self and community: creating mindfulness, self-actualization and social capital. All Theses. Paper 1420. [Электронный ресурс] URL: http://tigerprints.clemson.edu/ all_theses/1420/ (дата обращения: 25.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.