Научная статья на тему 'Йога как нетрадиционная система оздоровления'

Йога как нетрадиционная система оздоровления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2423
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЙОГА / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ЧЕЛОВЕК / ДУША / ТЕЛО / ЖИЗНЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ / YOGA / HEALING / PERSON / SOUL / BODY / LIFE / MENTAL BALANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванов Валентин Дмитриевич, Волосникова Екатерина Сергеевна

Анализируются различные подходы к использованию йоги и способы оздоровления души и тела с её помощью. Описываются оказываемое йогой на человека влияние и достигаемые при постоянной практике результаты. Человек рассматривается как сочетание духовной и физической составляющих, однако акцент сделан именно на его духовную часть. Обоснована необходимость теоретических знаний перед началом практики йоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванов Валентин Дмитриевич, Волосникова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Yoga as an Alternative Healing System

In this article, various approaches to yoga and ways to improve the soul and body with its help are analyzed. It is described what kind of influence yoga has on a person and what goals are achieved with constant practice. A person is regarded as a combination of spiritual and physical components, but the emphasis is on his spiritual part. The necessity of theoretical knowledge before the practice of yoga is also grounded.

Текст научной работы на тему «Йога как нетрадиционная система оздоровления»

УДК 796.40 ББК Ч569.18

ЙОГА КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ОЗДОРОВЛЕНИЯ

В. Д. Иванов, Е. С. Волосникова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Анализируются различные подходы к использованию йоги и способы оздоровления души и тела с её помощью. Описываются оказываемое йогой на человека влияние и достигаемые при постоянной практике результаты. Человек рассматривается как сочетание духовной и физической составляющих, однако акцент сделан именно на его духовную часть. Обоснована необходимость теоретических знаний перед началом практики йоги.

Ключевые слова: йога, оздоровление, человек, душа, тело, жизнь, психическое равновесие.

Сегодня каждый образованный человек слышал о йоге. В том или ином виде сведения о ней достигают ушей любого в наши дни. Однако далеко не все имеют конкретное представление о том, что же это такое.

Йога может быть представлена как система или же конкретный метод [1]. Она может восприниматься в качестве исторически сложившейся реальности либо части индийской мифологии. Система духовного самосовершенствования—ещё один вариант понимания йоги [6; 23].

Как и всякая продуманная система, йога берёт начало с простых вещей, доступных человеку с любой физической подготовкой. Она сочетает в себе силовые нагрузки с аэробными, работу для мышц и для духа. Йога помогает обрести душевное равновесие, научиться радоваться каждому мгновению жизни. Эти медитативные практики направлены на пробуждение скрытых способностей человека, утерянных некогда в результате преобладания эго над свободной душой.

К сожалению, йога не является панацеей от всех болезней, но она оказывает комплексное воздействие на работу всех внутренних органов, желез внутренней секреции, нервную систему и тем самым помогает излечиванию многих заболеваний [11; 16; 20; 21].

Данная восточная практика открыта для всех. Каждый может взять из неё столько, сколько сможет. Йога—это не внешний опыт. Это нечто такое, что мы ощущаем внутри себя, в самой глубине своего естества.

Концепции йоги и их влияние на человека. В современном мире люди всё больше обращаются к разным видам телесно-ориентированной терапии, воздействующей на психику человека с помощью тела [9].

Человек представляет собой взаимосвязанную систему души и тела. Развитие и здоровье одного

напрямую связано с другим. Некоторые исследователи воспринимают душу как нематериальную сущность, определяющую особенности каждого человека и его жизни.

В каком-то смысле не только йога, но и большинство восточных тренинг-технологий (цигун, тайдзи-цюань, «даосская алхимия») неявным образом утверждали своего рода «принцип относительности» тела и сознания, а именно: сознание не есть нечто независимое от тела, а тело не есть нечто независимое от сознания [19].

Жизнь — это энергия духа, соединяющая ум и тело и подчиняющаяся их действиям. Тело (материя) — ограниченная форма субстанции духа, самоспрятанного в материи и таким образом вовлечённого во внешнюю деятельность ума и тела [8]. Энергия возникает в данном случае в процессе познания своей сущности через практические занятия йогой.

Эволюция человека — это космическая эволюция, предполагающая расширение индивидуального сознания до беспредельных размеров, установление связей с тончайшими пространственными энергиями при помощи внутренней работы по одухотворению космоса [5]. Этому способствует одно из направлений йоги—агни-йога, или «живая этика» — синкретическое религиозно-философское учение [17], объединяющее западную оккультно-теософскую традицию и эзотеризм Востока. В развитии этой йоги участвует космический разум, частью которого, по мнению учёных, являются люди.

Йога может привести к урегулированному взаимодействию души и тела. Она помогает найти человеку то самое равновесие, которое поможет ему улучшить самочувствие и привести в порядок жизнь [2; 3].

У лиц, систематически занимающихся йогой более 10 лет, показатели самочувствия, активности и настроения имеют стабильно высокие значения

вне тренировочного процесса. Психическое равновесие, которое даёт йога, способность к устойчивой психической концентрации и достижению душевной гармонии являются мощным инструментом для защиты от чрезвычайных напряжений и могут быть рекомендованы для профилактики стрессов, астено-депрессивных и неврозоподоб-ных состояний [22].

В современном мире происходит актуализация различных психологических заболеваний. Йога способствует активизации мозговых процессов и помогает человеку бороться с психосоматическими заболеваниями, например, таким как алек-ситимия — психологическая характеристика личности, проявляемая сложностями в понимании и словесном описании собственных эмоциональных волнений и эмоций окружающих, также связанная и с притуплённым мироощущением [10].

Сегодня сущность коррекционного воздействия оздоровительной йоги на алекситимию может быть описана как эмоциональная стабилизация в сочетании с развитием способности к рефлексивному отражению и осмыслению своих физических ощущений и эмоций. Вероятным кумулятивным эффектом коррекции алекситимии посредством йогических практик может стать актуализация процессов фантазии, воображения [2; 11].

Нарушения психологического здоровья личности приводят к различным негативным последствиям, искажают траекторию личностного развития человека. В связи с этим особую значимость приобретает необходимость поиска эффективных способов, методов и технологий, ориентированных на сохранение и укрепление психологического здоровья личности [20. С. 280]. Проведённые исследования доказывают, что уровень психологического здоровья людей, систематически занимающихся йогой, является преимущественно креативным и адаптивным [20].

В обществе йога может быть связана с аскетизмом. Преодолевая умственные, нравственные и физические препятствия, йог начинает своё «внутреннее» восхождение к соединению с богом и освобождению. Он уходит постепенно от жизни, отказываясь от мирских удовольствий и наслаждений. Аскет пытается обрести сакральный мир, соответствующий новому уровню бытия, который недоступен мирскому образу жизни [24].

У людей, далёких от йоги, осмысленность жизни оказалась наиболее тесно связана с такими компонентами самоотношения, как самоуважение,

ожидаемое отношение от других и самоинтерес. У практикующих йогу взрослых людей глобальное самоотношение оказалось напрямую связано с экзистенциальной исполнимостью. Постоянная практика йоги оказывает позитивное влияние на человека, делая его более целостным, а его жизнь — более сознательной и наполненной, способствует росту самоэффективности, помогает личности стать более адаптивной к различным вызовам жизни и легче справляться с неизбежными проблемами и потерями, тем самым повышая осознанность качества жизни и уровень её осмысленности [3; 7].

Если постоянно заниматься системным методом единой йоги (в который входит правильное питание и позитивное направление мыслей), проблемы со здоровьем уйдут, а человек будет приобретать психофизические и духовные навыки. Они будут сопровождать и развивать его на протяжении всей жизни, откроют ему дверь в духовный мир [13].

Также происходит активное развитие направления фитнес-йога, задачами которого являются оздоровление, исправление и коррекция осанки, укрепление мышц, сбалансированность в их работе, гармонизация психических процессов и другие [16].

Ещё одна разновидность йоги, хатха-йога, достаточно популярна в настоящее время, однако осваивать упражнения на начальном этапе необходимо под наблюдением высококвалифицированного специалиста [15]. Это поможет правильно настроить тело и душу на нужный лад. Специалист по йоге обязательно проследит за качественным выполнением требуемых поз и психологическим состоянием, посоветует наиболее подходящие для организма определённого человека действия.

Аштанга-йога объединяет практики, существовавшие ранее, и практикуется преимущественно как серия переходов из позы в позу. Для аштанга-йоги характерна силовая нагрузка [3].

Упражнения аштанга-йогой являются профилактическим средством для нарушений опорно-двигательного аппарата, травматизма, позволяют увеличить диапазон движений, повышают уровень физической работоспособности, являются средством восстановительной терапии после перенесённых травм. Кроме этого йогу можно использовать как дополнительные средства к различным видам спорта и как самостоятельные занятия [18].

Занятия йогическими практиками обязательно требуют ряда теоретических знаний — о том, как влияют асаны на различные системы организма,

о правильном дыхании, о гигиене занятий, о мировоззренческом компоненте йоги [12; 14].

Использование в учебно-воспитательном процессе средств восточных оздоровительных систем в сочетании с традиционной двигательной активностью студенческой молодёжи способствует совершенствованию физического статуса человека в различных региональных условиях. Это также помогает поддержанию этого статуса на оптимальном уровне в течение всей жизни, развитию интеллекта, выявлению резервных возможностей тела и психики [21].

Женщины, занимающиеся йогой, применяют преимущественно адаптивные стратегии совла-дающего поведения, которые в свою очередь связаны со спецификой освоения философии йоги. Им свойственно создавать положительное значение негативных событий, фокусироваться на росте собственной личности, то есть они стараются в любом, даже негативном событии увидеть некий смысл и позитивный момент. Замечено стремление к развитию гармоничной личности [4].

Йога является одним из эффективных ресурсов для самосовершенствования человека. На пути развития, выходя за рамки действительного, человек достигает единства и гармонии с природой, что в первую очередь освобождает от накопившейся негативной энергии и отбрасывает обыденные проблемы на второй план [6].

Несмотря на то, что не все аспекты йоги соотносятся с научным анализом, поскольку йога имеет свои практические методы исследования сознания и перехода с уровня обыденного состояния сознания на более высокие его уровни, психология йоги составляет сегодня интересное и нераскрытое пространство научных психологических исследований [10].

Заключение. Психическое равновесие, которое даёт йога в наш век стрессов и психологических перегрузок, невозможно переоценить.

Все желающие достичь успехов в йоге должны строго соблюдать методические правила занятий, советы и рекомендации, постепенно осваивать их практически. Именно постепенно — йога не терпит спешки. И действительно, усвоение огромного количества упражнений в короткий срок может принести человеку только вред, так как тем самым исключается поступательное физиологическое воздействие на организм в целом.

Практикуя йогу, можно достичь абсолютно разных целей: самосовершенствование, укрепить тело

и дух, улучшить физическое здоровье, приобрести уверенность, избавиться от пагубных желаний и страданий.

Список литературы

1. Агни-йога // ВикипедиЯ — свобод. энцикл. — URL: https://m.wikipedia.org/wiki/Агни-йога

2. Алекситимия // ВикипедиЯ — свобод. энцикл. — URL: https://ru.wikipedia.Org/w/index. php?title=Алекситимия&stable=1

3. Аштанга-йога // Самоознание. — URL: https://samopoznanie.ru/schools/ashtanga-yoga

4. Габисова, М. В. Копинг-стратегии женщин, занимающихся йогой / М. В. Габисова, И. И. Череми-скина // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. — 2013. — № 3. — С. 152-157.

5. Иванисова, А. Ю. Учение о «Живой Этике», или агни-йога в русском космизме / А. Ю. Иванисова // Позиция. Филос. проблемы науки, техники и образования. — 2012. — № 6 (6). — С. 118-122.

6. Касай, О. А. Философия йоги / О. А. Касай // Гумаштарний та шновацшний ракурс професiйноi майстерностг пошуки молодих : матерiалi II мiжна-родно! науково-практично! конференцп студенлв, асшранлв та молодих вчених. — Одесса, 2016. — С. 31-32.

7. Кожухарь, Г. С. Особенности взаимосвязи самоотношения и осмысленности качества жизни у людей, практикующих йогу / Г. С. Кожухарь, И. А. Тимощенко // Wschodnioeuropejskie czasopismo naukowe. — 2016. — Т. 9, № 4. — С. 42-45.

8. Корнеенков, С. С. Строение человека в интегральной йоге: дух, душа, сущность и личность / С. С. Корнеенков // Психология и педагогика: методика и проблемы практ. применения. — 2012. — № 26. — С. 35-36.

9. Коробков, А. И. Психологические особенности людей, выбирающих телесно-ориентированную терапию, на примере практикующих кундалини-йогу и кинезиотерапию / А. И. Коробков, А. Ю. Коробко-ва // Сб. конф. НИЦ Социосфера. — 2015. — № 14. — С. 82.

10. Ланина, Н. В. Психологические возможности йоги для личностного развития человека / Н. В. Ла-нина // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. — М., 2016. — С. 215-221.

11. Ледовских, А. Г. Алекситимия у лиц, систематически занимающихся оздоровительной йогой / А. Г. Ледовских, З. В. Луковцева // Клин. и спец. психология. — 2015. — Т. 4, № 3 (15). — С. 47-63.

12. Малушко, О. А. Парная йога и акро-йога: новые возможности в физической культуре студента / О. А. Малушко // Инновационные технологии в физическом воспитании, спорте и физической ре-

абилитации : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. — Уфа, 2016. — С. 73-79.

13. Панкратов, В. В. Системный метод единой йоги / В. В. Панкратов, В. В. Щанкина, О. В. Некрасова // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в современном мире : регион. сб. науч.-ме-тод. материалов. — Рязань, 2016. — С. 68-75.

14. Пахомов, С. В. Йога / С. В. Пахомов // Большая российская энциклопедия : в 35 т. — М., 2008. — Т. 12. — С. 285.

15. Поздеева, Е. А. Гимнастика как основа обучения хатха-йоге в физкультурном вузе / Е. А. Поздеева, Л. С. Алаева // Физкультур. образование Сибири. — 2016. — Т. 35, № 1. — С. 5-7.

16. Поздеева, Е. А. Методика применения здоро-вьесберегающих технологий фитнес-йоги / Е. А. По-здеева, Л. С. Алаева // Глобал. науч. потенциал. — 2017. — № 5 (74). — С. 8-10.

17. Религиозный синкретизм // ВикипедиЯ : свобод. энцикл. — URL: https://ra.wikipedia.org/wiki/Ре-лигиозный_синкретизм

18. Садыкова, Н. Р. Оценка переносимости нагрузки на занятиях по аштанга-йоге / Н. Р. Садыко-ва, М. П. Мицулина // Физическая культура, здравоохранение и образование : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти В. С. Пирусско-го. — Томск, 2017. — С. 102-104.

19. Смирнов, А. Е. О «теле» и «духе» в санкьхе и йоге (к специфике восточных тренинг-технологий)

Поступила в редакцию 24 марта 2018 г.

/ А. Е. Смирнов // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. — Иркутск, 2016. — Т. 1. — С. 369-375.

20. Семёнова, А. А. Психологическое здоровье людей, систематически занимающихся йогой / А. А. Семёнова // Актуал. проблемы права, экономики и упр. — 2016. — № 12. — С. 280-283.

21. Стафеева, А. В. Теоретико-методические предпосылки использования восточных оздоровительных систем в решении проблем сохранения здоровья студентов / А. В. Стафеева, Д. И. Воронин // Высш. образование сегодня. — 2013. — № 10. — С. 64-70.

22. Сухарева, И. А. Занятия йогой — путь к психологическому равновесию / И. А. Сухарева, С. А. Василенко, В. В. Турчина // Крым. журн. эксперимент. и клин. медицины. — 2015. — Т. 5, № 3 (19). — С. 62-63.

23. Философия йоги // Развитие человека. Школа классической йоги. — URL: http://samadhy.ru/teoriia-iogi/filosofiia-iogi.html

24. Флягин, М. А. Аскетические практики в йоге и православной традиции / М. А. Флягин // Материалы VII Международной студенческой научно-богословской конференции Санкт-Петербургской православной духовной академии. — СПб., 2015. — С. 247-258.

Для цитирования: Иванов, В. Д. Йога как нетрадиционная система оздоровления / В. Д. Иванов, Е. С. Волосникова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 3. — С. 87-92.

Сведения об авторах

Иванов Валентин Дмитриевич — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. vdy-55@mail.ru

Волосникова Екатерина Сергеевна — студентка факультета журналистики, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. volosnicova.katya@yandex.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2018, vol. 3, no. 3, pp. 87-92.

Yoga as an Alternative Healing System V.D. Ivanov1, E.S. Volosnikova2

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia 1 vdy-55@m ail.ru; 2volosnicova.katya @yandex. ru

In this article, various approaches to yoga and ways to improve the soul and body with its help are analyzed. It is described what kind of influence yoga has on a person and what goals are achieved with constant practice. A person is regarded as a combination of spiritual and physical components, but the emphasis is on his spiritual part. The necessity of theoretical knowledge before the practice of yoga is also grounded.

Keywords: yoga, healing, person, soul, body, life, mental balance.

References

1. Agni-yoga [Agni-yoga]. Wikipedia. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Agni-yoga (In Russ.).

2. Aleksitimiya [Alexithymia]. Wikipedia. Available at: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Aleksiti-miya&stable=1 (In Russ.).

3. Ashtanga-yoga [Ashtanga-yoga]. Samooznaniye [Samosoznanie]. Available at: https://samopoznanie.ru/ schools/ashtanga-yoga (In Russ.).

4. Gabisova M.V., Cheremiskina I.I. Koping-strategii zhenshchin, zanimayushchikhsya yogoy [Coping strategies of women in yoga]. Lichnost' v ekstremal'nykh usloviyakh i krizisnykh situatsiyakh zhiznedeyatel'nosti [Personality in extreme conditions and crisis situations of life], 2013, no. 3, pp. 152-157. (In Russ.).

5. Ivanisova A.Yu. Ucheniye o «Zhivoy Etike», ili agni-yoga v russkom kosmizme [The Doctrine of «Living Ethics» or Agni yoga in Russian cosmism]. Pozitsiya. Fi-losofskie problemy nauki, te'hniki i obrazovaniya [Position. Philosophical problems of science, technology and education], 2012, no. 6 (6), pp. 118-122. (In Russ.).

6. Kasay O.A. Filosofiya yogi [The Philosophy of yoga]. Gumanitarniy ta innovatsiyniy rakursprofesiynoi maysternosti: poshuki molodih. Materiali II mIzhnarod-noYi naukovo-praktichnoYi konferentsIYi studentIv, as-pIrantIv ta molodih vchenih [Humantronic novacii view profesine Masterhost: the attempt of molodih. Materal II miniratna Naukovo-praktichna Konferenz students, aspirants that molodih vchenih]. Odessa, 2016. Pp. 31-32. (In Ukrainian).

7. Kozhukhar G.S., Timoshchenko I.A. Osobennosti vzaimosvyazi samootnosheniya i osmyslennosti kachest-va zhizni u lyudey, praktikuyushchikh yogu [Features of the relationship between self and the meaningfulness of quality of life in people practicing yoga]. Wschodnioeu-ropejskie czasopismo naukowe [Eastern European Scientific Journal], 2016, vol. 9, no. 4, pp. 42-45. (In Russ.).

8. Korneyenkov S.S. Stroeniye cheloveka v integ-ral'noy yoge: dukh, dusha, sushchnost' i lichnost' [Human Structure in integral yoga: spirit, soul, essence and personality]. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya [Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application], 2012, no. 26, pp. 35-36. (In Russ.).

9. Korobkov A.I., Korobkova A.Yu. Psikhologiches-kiye osobennosti lyudey, vybirayushchikh telesno-ori-entirovannuyu terapiyu, na primere praktikuyuschih kundalini yogu i kinezioterapiyu [Psychological peculiarities of people who choose a body-oriented therapy, for example, practicing Kundalini yoga and physical therapy]. Sborniki konferentsiy nauchno-issledovatel-skogo zentra Sotsiosfera [Conference proceedings of the research center Sociosphere], 2015, no. 14, pp. 82. (In Russ.).

10. Lanina N.V. Psikhologicheskiye vozmozhnosti yogi dlya lichnostnogo razvitiya cheloveka [Psychological possibilities of yoga for personal development]. Gu-

manitarnyye osnovaniya sotsial'nogo progressa: Rossiya i sovremennost': sbornik statey Mezhdunarodnoy nauch-no-prakticheskoy konferentsii [Humanitarian grounds of social progress: Russia and the present. Collection of articles of the international scientific-practical conference]. Moscow, 2016. Pp. 215-221. (In Russ.).

11. Ledovskikh A.G., Lukovtseva Z.V. Aleksitimiya u lits, sistematicheski zanimayushchihsya ozdorovitel'noy yogoy [Alexithymia in persons regularly engaged in Wellness yoga]. Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya [Clinical and special psychology], 2015, vol. 4, no. 3 (15), pp. 47-63. (In Russ.).

12. Malushko O.A. Parnaya yoga i akro-yoga: novyye vozmozhnosti v fizicheskoy kulture studenta [Steam yoga and Acro yoga: new opportunities in the physical culture of the student]. Innovatsionnyye tekhnologii v fizicheskom vospitanii, sporte i fizicheskoy reabilitatsii: materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovative technologies in physical education, sports and physical rehabilitation. Proceedings of the II international scientific and practical conference]. Ufa, 2016. Pp. 73-79. (In Russ.).

13. Pankratov V.V., Shchankina V.V., Nekrasova O.V. Sistemnyy metod yedinoy yogi [System of a single yoga method]. Chelovek, zdorov'ye, fizicheskaya kul'tura i sport v sovremennom mire: regional'nyy sbornik nauchno-metodicheski'h materialov [Man, health, physical culture and sport in the modern world: a regional collection of scientific and methodological materials]. Ryazan, 2016. Pp. 68-75. (In Russ.).

14. Pakhomov S.V. Yoga [Yoga]. Bol'shaya rossiys-kaya entsiklopediya [Great Russian Encyclopaedia. In 35 vol., 12 vol.]. Moscow, 2008. Pp. 285. (In Russ.).

15. PozdeHeva E.A., AlaHeva L.S. Gimnastika kak osnova obucheniya hatkha-yoge v fizkul'turnom vuze [Gymnastics as the basis of teaching Hatha yoga at the sports University]. Fizkul'turnoye obrazovaniye Sibi-ri [Physical education of Siberia], 2016, vol. 35, no. 1, pp. 5-7. (In Russ.).

16. Pozdeteva E.A., Alayeva L.S. Metodika prime-neniya zdorov'yesberegayushchikh tekhnologiy fitnes-yogi [Methodology of the use of health technology fitness yoga]. Global'nyy nauchnyy potentsial [Global scientific potential], 2017, no. 5 (74), pp. 8-10. (In Russ.).

17. Religioznyi sinkretizm [Religious syncretism]. Wikipedia. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Religioznyiy_sinkretizm (In Russ.).

18. Sadykova N.R., Mitsulina M.P. Otsenka pereno-simosti nagruzki na zanyatiyakh po ashtanga-yoge [Assessment of the portability loads classes on Ashtanga yoga]. Fizicheskaya kul'tura, zdravookhraneniye i obra-zovaniye: materialy XI Mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii, posvyashchyonnoy pamyati V.S. Pirusskogo [Physical culture, health and education. Proceedings of the XI international scientific and practical conference dedicated to the memory of V. S. Pi-russky]. Tomsk, 2017. Pp. 102-104. (In Russ.).

19. Smirnov A.E. O «tele» i «dukhe» v sankkhe i yoge (k spetsifike vostochnykh trening-tekhnologiy) [On «body» and «spirit» in sankh and yoga (to the specifics of Eastern training technologies)]. Sovershenstvovaniye professional'noy i fizicheskoy podgotovki kursantov, slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy i sotrudnikov silovykh vedomstv: materialy XVIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Improvement of professional and physical training of cadets, listeners of educational institutions and employees of law enforcement agencies. Proceedings of the XVIII International scientific and practical conference. In 2 vol. Vol. 1]. Irkutsk, 2016. Pp. 369-375. (In Russ.).

20. Semyonova A.A. Psikhologicheskoye zdorov'ye lyudey, sistematicheski zanimayushchihsya yogoy [Psychological health of people who regularly engaged in yoga]. Aktual'nyye problemy prava, ekonomiki i uprav-leniya [Actual problems of law, economics and management], 2016, no. 12, pp. 280-283. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Stafeyeva A.V., Voronin D.I. Teoretiko-metodi-cheskiye predposylki ispol'zovaniya vostochnykh ozdorovitel'nykh sistem v reshenii problem sokhraneniya zdorov'ya studentov [Theoretical and methodical prerequisites for the use of Eastern health systems in solving

the health problems of students]. Vyssheye obrazovaniye segodnya [Higher education today], 2013, no. 10, pp. 6470. (In Russ.).

22. Sukhareva I.A., Vasilenko S.A., Turchina V.V. Za-nyatiya yogoy—put' k psikhologicheskomu ravnovesiyu [Yoga — the path to psychological balance]. Kryms-kiy zhurnal eksperimental'noy i klinicheskoy meditsiny [Crimean journal of experimental and clinical medicine], 2015, vol. 5, no. 3 (19), pp. 62-63. (In Russ.).

23. Filosofiya yogi [The philosophy ofyoga]. Razvitiye cheloveka. Shkola klassicheskoy yogi [Human Development. School of classical yoga]. Available at: http://sama-dhy.ru/teoriia-iogi/filosofiia-iogi.html (In Russ.).

24. Flyagin M.A. Asketicheskiye praktiki v yoge i pravoslavnoy traditsii [Ascetic practices in yoga and Orthodox tradition]. Materialyi VII Mezhdunarodnoy studencheskoy nauchno-bogoslovskoy konferentsii Sankt-Peterburgskoy pravoslavnoy duhovnoy akademii [Proceedings of the VII international student scientific and theological conference of the St. Petersburg Orthodox theological Academy [Proceedings of the VII international student scientific-theological conference of the St. Petersburg Orthodox theological Academy]. St. Petersburg, 2015. Pp. 247-258. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.