УДК 159.9
М. А. Фризен http://orcid.org/0000-0002-7706-6812
Ценностно-смысловая составляющая профессиональной деятельности психолога
Для цитирования: Фризен М. А. Ценностно-смысловая составляющая профессиональной деятельности психолога // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 88-104. DOI 10.20323/1813-145X-2020-6-117-88-104
Исследование ценностно-смысловых оснований профессиональной деятельности психологов является актуальным для современной психологической науки и практики. В статье отражены результаты эмпирического исследования, целью которого выступило изучение ценностно-смысловой составляющей профессиональной деятельности психологов. Мы исходили из гипотезы о том, что у психологов, отличающихся по степени наполненности жизни смыслом, качественно различаются ценностно-смысловые основания профессиональной деятельности в аспекте ее основной направленности, смысловой интегрированности; психологам с более выраженной продуманностью, самостоятельностью профессионального выбора и удовлетворенностью более свойствен ресурс осмысленности, тенденция самореализовываться в профессии.
Выборку исследования составили 89 практикующих психологов. Кластеризация показателей методик по параметрам экзистенциальной исполненности на первом этапе и по параметрам субъективного качества профессионального выбора на втором этапе позволила нам описать ценностно-смысловую составляющую профессии у психологов, отличающихся по указанным признакам. В результате нами были сделаны выводы о том, что ценностно-смысловые основания профессиональной деятельности психолога имеют специфику в зависимости от того, насколько профессионал в целом строит жизнь в соответствии с собственными смыслами и ценностями, насколько он позитивно оценивает собственный профессиональный выбор. Психологи, в большей степени наполняющие свою жизнь смыслом, ориентированы на многогранность психологической профессии, ее помогающий характер, в профессиональном контексте они интегрируют организационные и смысловые аспекты, теснее связывают личностные и профессиональные ценности и смыслы, самореализуются в профессии. Психологи, в меньшей степени наполняющие жизнь смыслом, осмысливают профессиональную деятельность через более внешние параметры, ориентированы на гомеостаз с социумом. Психологам с более выраженной продуманностью, самостоятельностью профессионального выбора и удовлетворенностью им более свойствен ресурс осмысленности, тенденция реализовываться в профессии, значимость профессиональной успешности; психологам со средним уровнем проявления данных параметров профессионального выбора свойственна его противоречивость на эмоциональном уровне, менее выраженная осмысленность, дистанцирование от людей в напряженных ситуациях.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, профессиональная деятельность психолога, экзистенциальная исполненность, субъективное качество профессионального выбора.
M. A. Frizen
The value-semantic component of the psychologist's professional activity
The research of value-semantic basics of psychologists' professional activity is topical for the science of psychology and its practice. The results of the empirical research are displayed in this article and the purpose of this research is the studying of the value-semantic component of psychologists' professional activity. Planning the research we assumed from the hypothesis that the value-semantic basics of professional activity in the aspect of its main focus and its semantic integration are qualitatively different among the psychologists who differ in the degree of fullness of the meaning of life; as a resource of mindfulness so a tendency to professional self-realization here are proper characteristics for those psychologists who are more thoughtful and independent with the choice of their profession along with satisfaction of the choice of their profession.
The sample of the research is a group of 89 practicing psychologists. The clustering of the methodological indicators by the parameters of existential fulfillment at the first stage both by the parameters of subjective quality in the choice of a profession at the second stage allowed us to describe the value-semantic component of the professional activity among the psychologists who are different in the indicated signs. As a result, we've made the conclusions that the value -semantic basics of the psychologist's professional activity have specificity which is depended on how much the profes-
© Фризен М. А., 2020
sional builds his life generally according to his own meanings and values and how positively he assesses his own professional choice.
Those psychologists who fill their lives with meaning to a greater extent are oriented towards how the psychological profession multifaceted is along with its helping meaning; they integrate the organization and semantic aspects in their professional context, link their personal and professional values and meanings and realize themselves professionally. Those psychologists who fill their lives with meaning to a less extent they comprehend their professional activity through more external parameters, and they are focused on homeostasis with the surrounding society.
A resource of mindfulness, a tendency to professional self-realization and understanding how important their professional activity is and proper characteristics for those psychologists who are more thoughtful and independent with the choice of their profession along with satisfaction of the choice of their profession; the psychologists with an average level of expression of these parameters of the choice of a profession are characterized by a certain inconsistency at their emotional level both less pronounced meaningfulness, and also they keep a certain distance from people in tensed situa-
Keywords: value-semantic sphere, professional activity of a psychologist, existential fulfillment, subjective quality of the choice of a profession.
Введение
Современное общество характеризуется высокой степенью разнообразия ценностных и нормативных ориентиров, в такой ситуации смысловой неопределенности именно ценностно-смысловая сфера задает направленность жизнедеятельности человека, определяет построение им отношений с внешней и внутренней действительностью [Леонтьев, 2003]. Профессиональная деятельность, являясь одной из самых значимых сфер жизни человека, ставит перед профессионалом разнообразные «задачи на смысл» и в плане выбора профессии, и в плане решения разнообразных профессиональных задач [Пряжни-ков, 2018, Сидоренков, 2020].
Профессия психолога относится к группе профессий, где личностные качества, цели, ценности существенно влияют на профессиональную деятельность; главным инструментом работы психолога является его собственная личность, в связи с этим направленность личности существенно взаимосвязана с содержанием профессиональной деятельности, ее индивидуальным стилем [Александрова, 2018; Александрова 2020; Серый, 2005]. Ряд исследований показывает, что эффективность профессионала существенным образом зависит от того, насколько произошло сближение, взаимопроникновение его ценностей, смыслов и ценностно-смыслового содержания профессиональной деятельности [Баскакова, 2011; Немолот, 2013; Поваренков, 2005], насколько непротиворечива профессиональная идентичность личности [Василевская, 2016; Василевская 2018; Кобзева, 2016; Поваренков, 2005]. Так, Ю. П. Поваренков, Т. В. Мищенко в своем исследовании показывают, что параметрами профессиональной идентичности выступают принятие профессии (удовлетворенность ее различными
сторонами и профессией в целом), принятие себя в профессии (качественные и количественные особенности профессиональной самооценки), принятие ценностей профессионального сообщества, таким образом, профессиональная идентичность тесно связана с ценностно-смысловой составляющей профессии. Ю. Ю. Александрова с соавторами [Александрова, 2018] по результатам исследования профессиональной идентичности психологов описывают возможные «парадоксы» в ее структуре, связанные как с внешними обстоятельствами, так и с внутренними ориентирами профессиональной деятельности (смыслами).
Ю. П. Поваренков [Поваренков, 2005] существенную роль отводит профессиональной рефлексии, осмыслению собственных качеств в соотнесении с требованиями и направленностью профессии. Считаем важным дополнить эту точку зрения идеей о том, что также личность осуществляет соотнесение своих ценностей и смыслов с миссией профессии, ее основными задачами. Сопряжение смыслов личности и смысла профессии является значимым аспектом построения профессионального пути.
Я. А. Баскакова [Баскакова, 2011] отмечает, что актуализация событийности жизненного пути в процессе профессионально-личностного развития предполагает следующее: ориентацию и адаптацию к избранной профессии и специальности; профессиональное самоопределение, которое рассматривается в неразрывной связи с выбором жизненного пути, жизненным самоопределением и осуществляется на базе профессионально-личностных потребностей; накопление личного опыта событий жизни, фиксируемого автобиографической памятью субъекта; погружение в профессиональную деятельность;
осознание себя как субъекта профессии; присвоение важнейших профессиональных ценностей; развитие профессионально значимых личностных качеств; планирование профессиональной деятельности в перспективном контексте; выстраивание стратегии будущей профессиональной деятельности. Таким образом, ценностно-смысловая сфера профессионала реализует ряд функций: создание эскиза будущего, планирование жизни, регуляция деятельности на основе данной программы (Леонтьев, 2003), «обжива-ние» профессиональной среды собственными смыслами, реализация ценностных ориентиров средствами профессиональной деятельности.
Е. И. Головаха [Цит. по Немолот, 2013] выделяет три группы ценностей в их соотнесении с профессиональной деятельностью: реализующиеся в профессиональной деятельности, реализующиеся вне ее и реализующиеся за счет профессиональной деятельности. Профессионалы, реализующие свои ценности в рамках профессиональной деятельности, строят свою активность наиболее гармонично, миссия психологической профессии - помогать людям - совпадает с их личностной направленностью.
Применительно к психологической профессии
A. В. Серый [Серый, 2005] отмечает, что, если в процессе трудовой деятельности личностные смыслы и ценности «проясняются, закрепляются и корректируются», это обуславливает более высокое профессиональное развитие психолога. В процессе профессиональной социализации происходит формирование новых психологических и психических конструктов, обусловливающих профессиональную эффективность. Процесс становления и развитиия профессионала тесно связан с динамикой его ценностно-смысловой сферы [Немолот, 2013]. Интеграция ценностей и смыслов личности и содержания профессии обеспечивает продуктивную профессиональную социализацию личности. Профессиональная деятельность психолога может стать контекстом его самореализации, самовыражения, реализации креативного подхода к жизни, в этом случае деятельность приобретает характер ценности.
Образ мира профессионала-психолога, его составляющая, реализующаяся в актуальной деятельности (образ жизни профессионала), вслед за
B. П. Серкиным может быть проанализирован на следующих уровнях активности: 1) уровень внутренней деятельности (субъективность пространства и времени); 2) уровень коммуникации (конвенциональность пространства и времени);
3) уровень практической деятельности (конструирование пространства и времени) [Серкин, 2015].
В целом анализ научных источников и научно-психологических исследований показал, что изучение ценностно-смысловой составляющей профессиональной деятельности психологов актуально для современной психологической науки и практики. Мы полагаем, что для эффективного осуществления профессиональной деятельности психологу также важно разрешить собственные внутренние конфликты, определенным образом гармонизировать ценностно-смысловую сферу, помогающий характер профессии предполагает просоциальную ориентированность личности, значимость гуманистических ценностей и экзистенциальных смыслов. В связи с этим мы осуществили исследование, целью которого выступило изучение ценностно-смысловой составляющей профессиональной деятельности психологов.
Гипотезой исследования выступили следующие предположения:
— у психологов, отличающихся по степени наполненности жизни смыслом, качественно различаются ценностно-смысловые основания профессиональной деятельности в аспекте ее основной направленности, смысловой интегри-рованности;
— психологам с более выраженной продуманностью, самостоятельностью профессионального выбора и удовлетворенностью им более свойствен ресурс осмысленности, тенденция самореализовываться в профессии.
Методы исследования
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы эмпирического исследования: анкетирование; Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сенина [Сенин, 1991]; методика «Система жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова (СЖС) [Котляков, 2013]; опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна в адаптации В. А. Чикер и В. Э. Винокурова (ЯК) [Почебут, 2002]; семантический дифференциал на стимул «Моя профессиональная деятельность» В. П. Серкина (СД); методика «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой (МВП) [Фетискин, 2002]; завершение незаконченных предложений, составленных в соответствии с целью исследования, методика «Субъективное качество выбора» (СКВ) Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Мандриковой, А. Х. Фам [Фам, 2013]; «Шкала экзистенции» А. Ленгле,
К. Орглер (ШЭ) [Леонтьев, 2011]; тест смысло-жизненных ориентаций (СЖО) Дж. Крамбо, Л. Махолика в адаптации Д. А. Леонтьева [Леонтьев, 2000]. Нами применялись методы качественной и количественной обработки данных (кластерный анализ, корреляционный анализ -корреляции Пирсона, критериальный анализ -^критерий Стьюдента, угловое преобразование Фишера, элементы контент-анализа), содержательная интерпретация результатов исследования.
База исследования - 89 практикующих психологов (возраст от 27 до 55 лет, стаж профессиональной деятельности - от 5 до 25 лет).
Анализ и интерпретация результатов
На первом этапе эмпирического исследования мы применили процедуру кластерного анализа на основе группового сходства показателей методик ОТеЦ, ЯК, МВП, ШЭ, СЖО, было получено два четких кластера объемом 32 и 36 человек. Значимые различия в возрасте и стаже обнаружены не были. Данная процедура осуществлялась нами для получения групп, специфичных по значимым в рамках исследования параметрам. Значимость различий подтверждена посредством 1>критерия Стьюдента.
Наиболее существенные различия были получены по методике «Шкала экзистенции» А. Ленгле, К. Орглер (Таблица 1).
Таблица 1
Результаты критериального анализа
критерий Стьюдента) показателей ШЭ вполученных кластерах
На основе полученных данных можно прийти к выводу о том, что выделенные кластеры имеют специфику в аспекте экзистенции. В дальнейшем мы называем их «группа 1» и «группа 2». Показатель экзистенции демонстрирует субъективную оценку человеком того, насколько много осмысленного в его жизни; согласуется ли то, что он делает, с его ценностями и смыслами; соответствуют
ли его сущности принимаемые решения и совершаемые поступки и т. д.
Наибольшие различия обнаружены по интегральным шкалам опросника. Шкала персональ-ности показывает, насколько человек открыто воспринимает мир и себя самого. У обеих групп показатели находятся в зоне средних значений, однако представителям первой группы открытость себе и миру свойственна в значимо большей степени.
Показатель экзистенциальности говорит о включенности человека в процесс жизни, он измеряет способность решительно и ответственно идти в мир. Показатели обеих групп находятся в зоне средних значений, однако приближаются к границам данной зоны: у первого кластера - к верхней границе, у второго - к нижней. Таким образом, представители первого кластера могут рассматриваться как значимо более открытые, включенные в процесс жизни и деятельные. Общий показатель исполненности показывает, насколько человек осуществляет свое бытие как наполненное смыслами, насколько смыслы и ценности исполнены в реальной жизни. Здесь наблюдается та же логика, показатели лежат в зоне средних, однако в первой группе - с тенденцией к высоким.
Следовательно, респонденты - практикующие психологи, вошедшие в первую группу, видят свою экзистенцию как более исполненную, их жизнь субъективно оценивается ими как более сопряженная с ценностями, смыслами, внутренними императивами, что менее свойственно респондентам-психологам второй группы.
Анализ других различий, отраженных в Таблице 1, позволяет сделать вывод, что респондентам первой группы более свойственны объективность, сдержанность, способность к надситуа-тивному видению проблемы, они в большей степени ориентированы на жизнь ради смыслов, а не только целей, на сопереживание, эмоциональную отзывчивость, восприятие экзистенциальной значимости происходящего. У участников первой группы более представлена тенденция к переживанию захваченности ценностями, внутренней затронутости. Вероятно, профессия психолога отвечает их ценностям и смыслам. Респонденты группы 1 обладают большей ясностью при формировании задач и поиске их решений, которые в целом соответствуют их системе ценностей. Это позволяет говорить о том, что они менее подвержены ситуациям, в которых возможно возникновение внутриличностного конфликта на базе
Шкалы ШЭ Кластер Кластер 1эмп, значи-
1, ср. зн. 2, ср. зн. мость
Самодистанцирование 36,8 30,64 4 79***
Самотрансценденция 79,45 75,32 3,56***
Свобода 55,95 47,23 6,53***
Ответственность 64,85 56,41 5 79***
Персональность 116,25 105,96 6,55***
Экзистенциально сть 120,8 103,64 8 04***
Исполненность 237,05 209,59 10,26***
Здесь и далее применяются обозначения значимости различий: * - при р < 0,05, ** - при р < 0,01, *** - при р < 0,001.
ценностных противоречий. Их решения являются более продуманными и обоснованными. Респонденты второй группы могут испытывать меньшее чувство свободы, находясь в ситуациях, где от них требуется принять оперативное и обоснованное решение.
Показатель по шкале «Ответственность» в первой группе близок к высокому значению. У данных респондентов ярче выражено чувство долга, способность доводить решения до завершения. Долженствование и решимость основываются на личных ценностях респондентов, что выражается в бережном и включенном отношении к жизни. В профессиональной деятельности респонденты группы 1 могут испытывать большую уверенность в собственных решениях и выводах, чем участники группы 2. Проявленная ответственность закрепляется в самооценке, что может указывать на более полный и целостный образ восприятия себя как профессионала у респондентов группы 1.
Участники первой группы по показателю «Персональность» могут быть охарактеризованы как более открытые для себя и мира. В связи с тем, что показатели по шкале «Самотрансцен-денция» выше, чем по шкале «Самодистанцирование», мы можем отметить наличие у респондентов выраженной эмоциональной отзывчивости, сочувствия, что может осложнить ведение профессиональной деятельности из-за трудностей с сохранением внутреннего свободного пространства и выстраиванием границ в отношениях «психолог - клиент». Также выраженность данного показателя может указывать на «эмоциональный стиль жизни».
Респонденты первой группы более решительны и ответственны в вопросах отношений с миром, чем респонденты группы 2. Разница по показателю «Экзистенциальность» указывает на разную степень ответственности, которую проявляют участники групп, и способности к проак-тивному поведению в жизни и профессии. Однако, комбинация показателей шкал «Свобода» < «Ответственность», как следует из описания методики, может указывать на проблемы переживания свободы, где решимость может быть спровоцирована чувством долга, а не переживанием свободы. Респонденты второй группы могут переживать меньше негативных последствий данной нагрузки, связанных с этой комбинацией.
Респонденты группы 1 ощущают большую наполненность жизни. Им легче удается справляться с собой и невзгодами жизни. Соотнося
ценности с диктуемыми требованиями, они быстрее находят гармоничные по внутренним и внешним составляющим решения, что также подкреплено значениями предыдущих показателей. У респондентов группы 2 может наблюдаться большая стесненность в осуществлении собственной жизни. Им чаще приходится уступать собственным ценностям, что может снижать ощущение полноты и исполненности жизни. Следовательно, 1 группа может быть условно обозначена «респонденты, жизнь которых больше наполнена смыслом», 2 группа - «жизнь меньше наполнена смыслом».
Далее нами сравнивались полученные группы посредством критерия Стьюдента (таблицы 2-3 отражают значимые различия).
Таблица 2
Результаты критериального анализа
критерий Стьюдента) показателей ОТеЦ
Таблица 3
Результаты критериального анализа ^-критерий Стьюдента) показателей СЖО в обеих группах
Полученные данные позволяют сделать выводы о том, что психологи, жизнь которых в большей степени наполнена смыслом, больше включены в решение профессиональных задач, сфера профессиональной деятельности для них имеет большую ценность, в сравнении с психологами группы 2. В то же время шкала «Профессиональная жизнь» у обеих групп имеет среднюю выраженность.
Респонденты первой группы больше, чем респонденты второй группы, стремятся к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора, а также получению новых профессиональных навыков, у них более выражено стремление к реализации своих способностей и потенциалов в профессиональной деятельности и постоянному повышению собственных профессио-
в обеих группах
Шкалы методики ОТеЦ Гр.1, Гр. 2, 1эмп, значи-
ср. зн. ср. зн. мость
Профессиональная 54,75 50,45 2,95**
жизнь
Обучение и образование 55,6 48,95 2,93**
Креативность 30,6 28 2,03*
Развитие себя 33,75 29,27 3,39**
Достижения 33,35 28,14 4 ***
Шкалы Гр. 1, ср. зн. Гр. 2, ср. зн. 1эмп, значимость
Общий показатель осмысленности жизни 123,85 116,9 2,09*
Локус контроля - Я 25,85 23,64 2,19*
нальных компетенций. Представители первой группы более заинтересованы в получении информации о собственных профессиональных способностях, им важно постоянно получать обратную связь о проделанной работе. Во второй группе данные тенденции менее выражены. Вероятно, психологи, больше наполняющие жизнь смыслом, профессиональную деятельность тесно связывают с возможностями развития, самореализации. Для психологов, более наполняющих свою жизнь смыслом, профессиональная успешность выступает значимым ориентиром деятельности.
Таблица 4
Результаты анализа данных СД на стимул «Моя профессиональная деятельность»
По результатам данной методики респонденты обеих групп показали средние значения по всем шкалам, различия не являются яркими, осмысленность жизни в целом значима для психологической профессии. Тем не менее респонденты первой группы проживают более осмысленную жизнь, имеют более ясные цели; при выборе между действием и бездействием они скорее проявят активность, так как обладают более выраженным ощущением власти над собственной жизнью. Субъектная позиция в рамках решения проблем представляется важным качеством как для проживания осмысленной и исполненной жизни, так и для успешной профессиональной деятельности.
Для обработки данных семантического дифференциала нами применялся метод семантических универсалий, результаты представлены в Таблице 4 (жирным выделены универсалии, уникальные для каждой из групп).
Полученные данные говорят о том, что респонденты обеих групп видят такие общие моменты в профессии, как ее сложность, высокая ответственность, личностная значимость, осмысленность и связанность с людьми.
Помимо этого, для первой группы профессия является социально значимой и одобряемой, напряженной и ответственной, требующей высокой квалификации и постоянной активности от специалиста. Для психологов, в большей степени связывающих жизнь с исполнением экзистенции, значим помогающий характер профессии, при этом они осознают и ее сложность, многоаспект-ность, возникающие трудности. Значим для них и неформальный подход к людям, не технический, но квалифицированный. Можно предположить, что взгляд 1 группы на профессиональную деятельность более сложен. Вторая группа оценивает профессиональную деятельность как хорошую, работа не вызывает такого большого напряжения у респондентов, по сравнению с респондентами первой группы.
Различия в ведущих типах мотивов при выборе профессии обнаружены не были. Для обеих групп наиболее выраженными оказались внутренние индивидуально- и социально значимые мотивы. При выборе профессии респонденты, в первую очередь, обращались к собственным потребностям, желаниям и ценностям, не игнорируя социальные аспекты. Преобладание внутренних мотивов способно поддерживать интерес к профессии на более длительный срок и приносить большее удовольствие от выполняемой деятельности. Участниками исследования в меньшей степени двигали внешние мотивы. Можно предположить, что материальные блага, престиж, внешнее давление или критика в целом имеют меньшее значение для психологов.
На следующем этапе исследования мы анализировали результаты обеих групп по методике «Незаконченные предложения» посредством критерия углового преобразования Фишера (Таблица 5 содержит только значимые различия по выделенным смысловым категориям).
Группа 1, дескрипторы, ср. Группа 2, дескрипторы, ср.
зн. зн.
Высокоответственная 6,5 Высокоответственная 6,45
Сложная 2,4 Сложная 1,9
Творческая 6,5 Творческая 6,45
Интересная 6,9 Интересная 6,4
Развивающая 6,75 Развивающая 6,6
Эмоциональная 6,65 Эмоциональная 6,77
Осмысленная 6,65 Осмысленная 6,4
Личностно значимая 6,5 Личностно значимая 6,4
Коммуникабельная 6,7 Коммуникабельная 6,86
Связанная с людьми 6,65 Связанная с людьми 6,77
Современная 6,95 Современная 6,36
Активная 6,5 Хорошая 6,4
Значимая 6,75
Помогающая 6,75
Тяжелая 2,85
Не техническая 2,85
Напряженная 2,4
Многосторонняя 6,5
Квалифицированная 6,7
Нормальная 6,5
Таблица 5
Результаты сравнения данных по методике «Незаконченные предложения»
(угловое преобразование Фишера) в обеих группах_
Заврешаемое предложение, смысловые категории ответов Группа 1, % ответов в категории от общего кол-ва ответов Группа 2, % ответов в категории от общего кол-ва ответов фэмп, значимость
Все психологи...
Умеют слушать, принимать людей 16 0,17 3,04**
Должны быть внимательными, понимающими 8 0,11 2,12*
Глубокие, интересные люди 3 9 1,67*
Хороший психолог обязательно...
Проходит личную терапию 24,1 3,3 2,53**
Супервизируется 6,9 0,1 2,04*
Психолог имеет возможность.
Самосовершенствоваться, учиться, развиваться 35,7 10,7 2 3**
Лучше познавать и понимать себя, людей 1,1 10,7 2,5**
Завершения предложения «Все психологи...» говорят о том, что испытуемые первой группы в большей степени фокусируют внимание на проблемах и переживаниях клиента, чем на собственных; респонденты же 2 группы более склонны осмысливать профессию через собственные переживания. Однако ответы на предложение «Хороший психолог обязательно.» испытуемых первой группы акцентируют внимание на важности супервизии и прохождения личной терапии, то есть решения внутренних проблем для более эффективной помощи клиентам.
Заканчивая предложение «Психолог имеет возможность.», испытуемые первой группы значимо чаще выбирали продолжение типа «совершенствоваться», «учиться», «развиваться» и т. д. Респонденты второй группы значимо чаще склонны утверждать, что психологи имеют возможность «лучше познавать и понимать себя и людей». Мы полагаем, что данные ответы позволяют охарактеризовать первую группу как более склонную к развитию себя как профессионала, однако и респонденты 2 группы существенную роль отводят познанию человеческой природы.
Далее нами для исследования структурных особенностей системы ценостей и смыслов был выполнен корреляционный анализ показателей шкалы экзистенции и показателей методик, позволяющих исследовать ценностно-смысловые основания профессиональной деятельности психологов (см. Таблицу 6).
Анализ результатов корреляционного анализа показывает следующее. В группе 1 (более высокие показатели по шкале экзистенции, жизнь, более наполненная смыслом) обнаружены обратные связи параметра самодистанцирования (способность отодвинуть при необходимости свои желания, представления, чувства и намерения, чтобы взглянуть на себя и на ситуацию с некоторой дистанции) с карьерной ориентацией «профессиональная компетентность» - одобряемость, престижность, благоприятность, освоенность выгодность профессии, а также с рядом мотивов профессионального выбора и его продуманностью. Данный факт, на первый взгляд представляющийся парадоксальным, вероятно, объясняется тесной связностью внутренней сущности профессии и характером экзистенциального наполнения жизни у данных респондентов. Вероятно, ценности профессии и личностные ценности профессионала, эмоции и чувства существенно интегрированы, их осмысление не требует самодистанцирования, не возникает такой жизненной необходимости. Во второй группе этот параметр связан с безопасностью профессии - только при ощущении безопасности есть ресурс для более детального изучения профессиональной ситуации и себя в ней; неудовлетворенность выбором, возможно, связанная с переживанием профессиональных затруднений, может выступать импульсом к самодистанцированию.
Таблица 6
Результаты корреляционного анализа (корреляции Пирсона)
показателей шкалы экзистенции и других методик в обеих группах __
Шкалы ШЭ Методика, шкала r, гр. 1, знач-ть r, гр. 2, знач-ть
Самодистанцирование ЯК, профессиональная компетентность -0,52** -
СД, непрестижная - престижная -0,69*** -
СД, неодобряемая - одобряемая -0,46** -
СД, вредная - благоприятная -0,49** -
СД, выгодная - невыгодная -0,49** -
СД, освоенная - неосвоенная -0,49** -
МВП, внутренние индивидуально значимые мотивы -0,64** -
МВП, внешние положительные мотивы -0 55*** -
СКВ, продуманность выбора -0,53** -
СД, опасная - безопасная - 0,53***
СКВ, удовлетворенность выбором - -0 55***
Самотрансценденция СД, однообразная - многообразная 0,44* -
СД, активная - пассивная 0,56*** -
СД, неудовлетворительная - удовлетворительная 0 55*** -
СД, помогающая - не помогающая 0,45** -
СД, высокооплачиваемая - низкооплачиваемая 0,47** -
СД, осмысленная - бессмысленная 0 55*** -
СЖС, коммуникативные - 0,64***
СЖС, семейные - 0 54***
Свобода ОТеЦ, обучение и образование 0,43* -
ЯК, стабильность места жительства 0 55*** -
ЯК, служение 0,44* -
ЯК, предпринимательство 0 54*** -
СД, однообразная - многообразная 0,49** -
СД, активная - пассивная 0,45** 0,49**
СД, помогающая - не помогающая 0,44* -
СД, интересная - неинтересная 0,44* -
СД, теоретическая - практическая 0,58*** -
СД, осмысленная - бессмысленная 0,46** -
СД, личностно значимая - личностно не значимая 0,43* -
СД, человечная - бюрократичная 0,56*** -
СД, грязная - чистая 0,42* -
ОТеЦ, собственный престиж - -0,56***
МВП, внешние отрицательные мотивы - -0,47**
Ответственность ОТеЦ, обучение и образование -0,50** -
ЯК, служение -0,51** -
СД, освоенная - неосвоенная -0,52** -
МВП, внутренние индивидуально значимые -0,50** -
МВП, внешние социально значимые -0,65*** -
СД, высокооплачиваемая - низкооплачиваемая - -059***
СД, экологичная - неэкологичная - -0,44**
СД, освоенная - неосвоенная - -0,45**
Персональность СД, активная - пассивная 0,44* -
СД, вредная - благоприятная -0,44* -
МВП, внешние положительные мотивы -0,58*** -
МВП, внешние отрицательные мотивы -0,51** -
СКВ, продуманность выбора -0,45** -0,49**
Экзистенциальность МВП, внутренние индивидуально значимые мотивы -0,44* -
МВП, внутренние социально значимые мотивы -0,47** -
СД, грязная - чистая - -0,46*
Исполненность СД, однообразная - многообразная 0,43* -
СД, активная - пассивная 0,52** -
СД, непреобразующая - преобразующая 0,48** -
МВП, внутренние индивидуально значимые мотивы -0,49** -
МВП, внутренние социально значимые мотивы -0 55*** -
МВП, внешние положительные мотивы -0 55*** -
МВП, внешние отрицательные мотивы -0,47** -
СЖС, коммуникативные - 0,44*
Самотрансценденция как способность к свободной эмоциональности у респондентов 1 группы взаимосвязана с рядом позитивных качеств профессиональной деятельности (многообразием, активностью, осмысленностью, высокоопла-чиваемостью), с ее помогающим характером. Отметим, что параметр СД «помогающая» не дал ни одной взаимосвязи у второй группы. Следовательно, способность занимать эмоциональную позицию, сопереживать выступает важнейшей составляющей профессиональной деятельности психологов, более тесно связывающих жизнь с исполнением ценностей и смыслов.
Во второй группе большинство взаимосвязей параметров шкалы экзистенции обнаружено с довольно «простыми» смыслами (группоцентри-ческое окружение - семейные, коммуникативные смыслы) и с такими формальными характеристиками профессиональной деятельности, как уровень заработной платы, экологичность, техничность, выгодность, квалифицированность. Они в большей степени отталкиваются в осмыслении профессиональной деятельности от ее формальных характеристик, в большей степени соотносят ее с коммуникативностью, семейными смыслами. Что касается параметров субъективного качества выбора, в этой группе в основном взаимосвязи образованы с удовлетворенностью выбором - это некий эмоциональный параметр, также указывающий на стабильность, безопасность пребывания в профессии.
Шкала «свобода» отражает способность человека решаться, изыскивать возможности действия. В первой группе взаимосвязи данного параметра демонстрируют то, что профессионалы хотят развиваться в профессии и в жизни в целом, для них важны как помогающий характер профессии, служение, так и возможность активно управлять профессиональной деятельностью, обеспечивать себя за ее счет. Мы полагаем, что респондентам данной группы свойственны более богатые и интегрированные представления о профессиональной деятельности, своеобразный синтез материального, организационного и ценностно-смыслового компонентов.
Взаимосвязи с параметром свободы во второй группе принципиально иные, они отражают некую направленность на гомеостаз: достижение престижной позиции, дистанцирование от внешних отрицательных стимулов связано с незначимостью свободы. Можно предварительно сказать, что первая группа реализует в профессиональной деятельности свободу для помощи людям и соб-
ственного роста; вторая группа - свободу от рисков, негативной обратной связи.
Ответственность как обязательность, способность пойти на что-то, чувство персонального долга связана у респондентов 1 группы скорее с сосредоточенностью на собственной личности, чем на людях, которым профессионал помогает. Нами обнаружено специфическое сочетание свободы и ответственности, которое требует для прояснения дополнительных исследований.
Во второй группе ответственность предполагает некий отказ от значимости оплаты и эколо-гичности.
Персональность как открытое восприятие себя в первой группе связана с активностью, способностью работать в неблагоприятных условиях и противостоять внешним негативным импульсам. Экзистенциальность как готовность открыто идти в мир, включенность в этой группе связана с некими внутренними конфликтами, во второй группе - со способностью принимать сложные черты профессиональной деятельности.
Исполненность экзистенции взаимосвязана в 1 группе с разнообразием, активностью, преобразующим характером профессиональной деятельности и проживанием неких внутренних конфликтов, которые, возможно, играют роль движущей силы осмысления профессиональной деятельности и жизни в целом. Во второй группе данная шкала связана с коммуникативными смыслами. Можно предположить, что психологи с высокими показателями по шкале экзистенции пришли в профессию в связи со сложным внутренним миром, направленностью на решение задач на смысл, а психологи второй группы - в связи с направленностью на гармоничное взаимодействие с социумом, значимостью продуктивной коммуникации.
Дополнительно нами был осуществлен корреляционный анализ показателей СЖО с другими опросниками для определения места осмысленности жизни в общей структуре ценностно-смысловой сферы.
Из Таблицы 7 видно, что осмысленность жизни в 1 группе связана с богатым спектром параметров профессиональной деятельности, ее активностью, разнообразием, помогающим характером и др., во второй группе - в большей степени с квалифицированностью, техничностью, выгодностью, а также с активностью (отметим, что активность профессии значима для обеих групп).
Таблица 7
Результаты корреляционного анализа показателей СЖО и других методик в обеих группах_
Шкалы СЖО Методика, шкала г, гр. 1, знач-ть г, гр. 2, знач-ть
Общий показатель осмысленности жизни ОТеЦ, собственный престиж -0,51** -
ЯК, профессиональная компетентность 0,42* -
ЯК, служение 0,45** -
ЯК, интеграция стилей жизни 0,54** -
СД, неудовлетворяющая-удовлетворяющая 0,56*** -
СД, помогающая - не помогающая 0,53** -
СД, непреобразующая - преобразующая 0,44* -
СД, интересная - неинтересная 0,51** -
СД, перспективная - бесперспективная 0,58*** -
СД, малозначимая - значимая 0 71*** -
СД, техническая - нетехническая -0,46** 0,52**
СД, современная - несовременная 0,62*** -
МВП, внешние отрицательные мотивы -0,52** -
СКВ, эмоциональная окраска выбора 0,49** -
СКВ, самостоятельность выбора 0,65*** -
СЖС, коммуникативные - 0,53**
СД, квалифицированная - неквалифицированная - 0,52**
СД, активная - пассивная - 0,44**
СД, выгодная - невыгодная - 0,49**
СКВ, удовлетворенность выбором - 0 57***
Цели в жизни ОТеЦ, собственный престиж -0,63*** -
ОТеЦ, креативность -0,54** -
СД, неудовлетворяющая - удовлетворяющая 0,42* -
СД, непреобразующая - преобразующая 0,42* -
СД, интересная - не интересная 0,45** -
СД, развивающая - неразвивающая 0,51** -
СД, перспективная - бесперспективная 0,63*** -
СД, малозначимая - значимая 0 74*** -
СД, современная - несовременная 0,51** -
МВП, внешние отрицательные мотивы -0,45** -
СКВ, самостоятельность выбора 0,49** -
СЖС, коммуникативные - 0,51**
СКВ, удовлетворенность выбором - 0 59***
Процесс жизни ЯК, интеграция стилей жизни 0,56*** -
ЯК, предпринимательство 0,52** -
СД, неудовлетворяющая - удовлетворяющая 0,49** -
СД, интересная - неинтересная 0,45** -
СД, малозначимая - значимая 0,58*** -
СД, техническая - нетехническая -0,47** 0,49**
СД, современная - несовременная 0,42* -
СКВ, эмоциональная окраска выбора 0,47** -
СКВ, самостоятельность выбора 0,61*** -
СД, выгодная - невыгодная - 0,51**
СКВ, удовлетворенность выбором - 0 55***
Результативность жизни ОТеЦ, собственный престиж -0,44* -
ЯК, интеграция стилей жизни 0,47** -
СД, непреобразующая - преобразующая 0,44* -
СД, перспективная - бесперспективная 0,58*** -
СД, малозначимая - значимая 0 74*** -
СД, техническая - нетехническая -0,51** -
СД, современная - несовременная 0,55** -
СЖС, коммуникативные - 0,45**
ЯК, менеджмент - 0,46**
СКВ, удовлетворенность выбором - 0,52**
Локус контроля - Я ЯК, стабильность работы 0,45** -
СД, неудовлетворяющая - удовлетворяющая 0,65*** -
СД, помогающая - не помогающая 0,47** -
Шкалы СЖО Методика, шкала г, гр. 1, знач-ть г, гр. 2, знач-ть
СД, освоенная - неосвоенная 0,54** -
МВП, внешние отрицательные мотивы СКВ, самостоятельность выбора -0,43* -
0,47** -
СКВ, удовлетворенность выбором 0,45** 0,47**
СЖС статусные - -0 59***
СЖС, коммуникативные - 0,68***
СД, квалифицированная - неквалифицированная - 0,61***
СД, выгодная - невыгодная - 0,49**
СД, техническая - не техническая - 0,48**
ЛК - жизнь ОТеЦ, собственный престиж -0,43* -
ЯК, профессиональная компетентность 0,44* -
служение 0,44* -
ЯК, интеграция стилей жизни 0,61*** -
СД, неудовлетворяющая - удовлетворяющая 0,51** -
СД, помогающая - не помогающая 0,61*** -
СД, непреобразующая - преобразующая 0,53** -
СД, перспективная - бесперспективная 0,69*** -
СД, малозначимая - значимая 0 59*** -
СД, непреобразующая - преобразующая 0,44* -
СД, техническая - нетехническая -0,47** -
СД, экологичная - неэкологичная 0,45** -
МВП, внешние отрицательные мотивы -0,46** -
СЖС, коммуникативные - 0,45**
СД, квалифицированная - неквалифицированная - 0,56***
Анализ взаимосвязей шкалы цели показывает, что для целеполагания, простраивания будущего для респондентов 1 группы не так важны собственный престиж и креативность, они ориентированы на возможность развиваться, получать интересный опыт, преобразовывать, опираться на значимость профессии, оценивая ее выбор как самостоятельный. Во второй группе обнаружены, как и выше, взаимосвязи с коммуникативными смыслами, удовлетворенностью профессиональным выбором.
Для принятия жизненного опыта, оценки жизни в целом как результативной для психологов 1 группы не столь важен престиж, техничность работы; они интегрируют стили жизни, в то время как респонденты 2 группы сосредоточены на такой карьерной ориентации, как менеджмент: им нравится ощущать организованность и управляемость жизни, удовлетворенность своим профессиональным выбором.
Взаимосвязи с параметром «Локус контроля -Я» также демонстрируют, что для ощущения подконтрольности жизни респондентам 1 группы важны стабильность профессии, профессиональное мастерство; респондентам 2 группы для этого менее важен статус, они ориентированы на продуктивную коммуникацию и квалифицированность, техничность и возможность хорошо зарабатывать.
Для ощущения себя хозяевами жизни респондентам первой группы не важен престиж, они ориентируются на миссию и ценности профессии: стремятся быть компетентными, помогать, преобразовывать реальность, при этом ориентируются не столько на техничность, сколько на значимость профессии, владение профессиональным мастерством, философией психологической работы.
На втором этапе исследования нами был осуществлен кластерный анализ данных методики СКВ. Логику этого этапа определили представления о том, что профессиональный выбор может быть изначально связан с некими ключевыми моментами профессиональной деятельности и поэтому может раскрыть ее ценностно-смысловые основания. В результате были получены два четких кластера объемом 49 и 29 человек. Статистические различия в возрасте и стаже респондентов обнаружены не были.
Сравнение данных посредством критерия Сть-юдента показало следующие различия полученных кластеров по параметрам СКВ (Таблица 8).
Субъективную оценку выбора профессии респондентов первого кластера можно охарактеризовать (в сопоставлении с возможным минимумом и максимумом по шкалам) следующим образом: высокая субъективная оценка продуманности и эмоциональности выбора (положительные эмоции),
его самостоятельности, удовлетворенности выбором. Респондентам второго кластера свойственно видеть свой выбор профессии психолога в средней степени продуманным, окрашенным не такими положительными эмоциями, оценивать его самостоятельность как среднюю с тенденцией к высокой, удовлетворенность выбором также оценивать между средней и высокой. Таким образом, первую группу составили респонденты с более продуманным, самостоятельным и внутренне принимаемым профессиональным выбором, вторую - с более низким уровнем этих параметров, в сравнении с первой группой. Для описания ценностно-смысловой специфики обеих групп нами было произведено сравнение показателей остальных методик (Таблица 9 отражает значимые различия).
Таблица 8
Результаты критериального анализа
критерий Стьюдента) показателей СКВ в обоих кластерах
Таблица 9
Результаты сравнительного анализа данных критерий Стьюдента) обеих групп
По методикам ОТеЦ, СЖС, МВП значимых различий не обнаружено, что может говорить о некоторой универсальности ценностей и смыслов психологов, в средней или высокой степени удовлетворенных своим профессиональным выбором. Обнаружена большая значимость для респондентов 1 группы возможности развиваться как профессионалу, самореализовываться в профессии (шкала «профессиональная компетентность», ЯК), таких параметров профессиональной деятельности, как интересная, одобряемая и выгодная (СД). На наш взгляд, в данном случае совмещаются внутренние мотивы (хочу быть хорошим профессионалом и заниматься интересным делом) и внешние (для меня значимо одобрение окружающих). Важно учитывать, что выборку составили только представители женского пола, значимость одобрения может иметь гендерную детерминацию. Отметим также более выраженный ресурс осмысленности у представителей 1 группы. У респондентов 2 группы более представлена тенденция к самодистанцированию, позволяющая посмотреть на себя со стороны, увидеть потенциалы для изменения себя самого. Вероятно, определенная амбивалентность отношения к своему профессиональному выбору создает разность потенциалов, необходимую для профессионального роста. Отметим, что в группах (согласно описанию методики) наблюдается средний показатель по описываемой шкале.
Далее нами был выполнен корреляционный анализ данных внутри каждой группы параметров СКВ и остальных методик, его целью было изучение специфики взаимосвязей характеристик профессионального выбора и ценностей, смыслов, мотивов в каждой из групп (результаты отражены в Таблице 10).
Из Таблицы 10 видно, что взаимосвязи параметров профессионального выбора в каждой из групп уникальны. В первой группе показатели продуманности выбора взаимосвязаны с параметрами шкалы экзистенции: вероятно, совершая жизненные выборы, представители этой группы опираются на собственные ценности и смыслы, выходят за пределы текущей жизненной ситуации, активно включаются в процесс жизни, несут ответственность за сделанный выбор. Продуманность выбора, осмысленность профессиональной деятельности может стать основой для планирования профессионального саморазвития.
Шкалы Гр.1, ср. Гр. 2, ср. 1эмп,
зн. зн. значимость
ЯК, профессиональ- 6,35 5,45 2,27*
ная компетентность
СД, интересная - не- 6,75 5,9 2*
интересная
СД, неодобряемая -одобряемая 6,35 5,65 2,46*
СД, выгодная - невы- 5,3 4,35 2,35*
годная
СЖО, общая осмыс- 120 109 3 49***
ленность
СЖО, цели в жизни 38,4 35,85 2,67**
СЖО, процесс жизни 35,05 31,75 2,83**
СЖО, результат жиз- 29,68 27,2 2,19*
ни
СЖО, локус кон- 24,9 22,65 2,60*
троля - Я
СЖО, локус кон- 36 3,3 2,27*
троля - Жизнь
ШЭ, самодистанциро- 32,4 35,05 2*
вание
Шкалы СКВ Кластер Кластер 1эмп,
1, ср. зн. 2, ср. зн. значимость
Продуманность выбо- 12,3 2,86 7 25***
ра
Эмоционально сть 14,08 3,85 9 07***
выбора
Само стоятельно сть 10,12 4,7 7 7***
выбора
Удовлетворенно сть выбором 19,15 12,65 6 97***
Таблица 10
Результаты корреляционного анализа (корреляции Пирсона) в обеих группах_
Шкалы скв Методика, шкалы г гр. 1, знач-ть г гр. 2, знач-ть
Продуманность выбора СЖО, осмысленность жизни - -0,43*
СЖО, результат жизни - -0,40*
СЖО, локус контроля - Жизнь - -0,44*
ШЭ, самотрансценденция 0,33* -0,54**
ШЭ, ответственность 0,33* -
ШЭ, экзистенциальность 0,31* -
ШЭ, персонализация - -0,51**
ЯК, профессиональная компетентность - -0,43*
СД, вредная - благоприятная - -0,43*
СД, коллективная - индивидуальная - 0,50**
СД, инструментальная - неинструментальная - -0,41*
СД, непрестижная - престижная 0,45** -
МВП, внешние отрицательные мотивы - 0 59***
ОТеЦ, профессиональная жизнь 0,35* -
ОТеЦ, общественная жизнь -0,33* -
Эмоциональность выбора СД, коллективная - индивидуальная - -0,44*
СД, экологичная - неэкологичная - 0,51**
СД, непреобразующая - преобразующая 0,32* -
СД, исполняющая - руководящая 0,40** -
СД, инструментальная - неинструментальная 0,32* -
СД, техническая - нетехническая 0,33* -
СЖО, осмысленность жизни 0,37** -
СЖО, результат жизни 0,38** -
СЖО, локус контроля - Я 0,34* -
СЖС, статусные смыслы -0,38** -
ЯК, стабильность места жительства -0,32* -
Самостоятельность выбора СД, распространенная - редкая 0,40** -
СД, обыденная - романтическая 0,38** -
Удовлетворенность выбором Стаж проф. деятельности - 0,47**
ОТеЦ, увлечения - -0,48**
СД, спокойная - нервная - 0,45*
СД, коллективная - индивидуальная - 0,45*
СД, инструментальная - неинструментальная - 0,45*
СД, не связанная с людьми - связанная с людьми - -0,41*
СД, непрестижная - престижная 0,45** -
СД, комфортная - некомфортная 0,32* -
СД, выгодная - невыгодная 0,33* -
СД, исполняющая - руководящая 0,35* -
СД, техническая - нетехническая 0,32* -
МВП,внутренние индивидуальные мотивы - 0,48**
МВП, внутренние социально значимые мотивы 0,31* -
СЖО, цели в жизни 0 48*** -
СЖО, процесс жизни 0,36* -
СЖО, результативность жизни 0,41** -
СЖО, локус контроля - Я 0,45** -
СЖО, локус контроля - Жизнь 0 48*** -
ШЭ, самодистанцирование 0 48*** -
ШЭ, самотрансценденция 0,32* -
СКВ, самостоятельность выбора -0,46***
Также продуманность выбора взаимосвязана с престижностью профессии, значимостью профессиональной жизни, обнаружена обратная взаимосвязь со значимостью сферы общественной жизни. Можно предположить, что при выборе профессии учет ее престижности был важен для респондентов этой группы. Интересно, что во второй группе обнаружены обратные взаимосвязи осмысленности жизни, параметров шкалы экзистенции, а также шкалы профессиональной компетентности (ЯК). Продуманность выбора связана с характеристикой профессиональной деятельности «коллективная», обратно - с характеристиками «инструментальная», «благоприятная» (СД). Можно предположить, что в основе выбора профессии и, вероятно, ее актуального осмысления у респондентов данной группы находится некое противоречие, амбивалентность восприятия, учет очевидных плюсов и минусов. Продуманность также взаимосвязана с внешними отрицательными мотивами выбора профессии, что может указывать на неоднородность отношения к профессии, собственному профессиональному выбору, некие противоречия на когнитивном и эмоциональном уровне, дефицитар-ность рефлексивного ресурса. При этом если глубоко не вникать в осмысление профессии, она позволяет чувствовать себя в ней комфортно и реализовывать свои потенциалы (например, заниматься арт-терапевтическими техниками, метафорическими ассоциативными картами и др. без должного погружения в теоретические основания такой работы, ответственности перед клиентами за глубинные процессы, которые могут быть запущены в структуре их психики и др.).
Эмоциональность выбора в первой группе дала существенное количество взаимосвязей. Обнаружены прямые взаимосвязи с характеристиками профессии (по СД) «преобразующая», «руководящая», «инструментальная», «техническая», для более глубокого анализа взаимосвязей нами будет применен метод семантических универсалий. На данном же этапе можно предположить, что принятие профессионального выбора на эмоциональном уровне связано с тем, что профессия позволяет преобразовывать реальность, занимать активную, действенную позицию. На это же указывают взаимосвязи с параметрами СЖО (результат жизни, локус контроля - Я) - профессиональный выбор соотносится с продуктивностью жизни, видением ее как управляемой. Обратные взаимосвязи с категорией статусных смыслов (СЖС) и сохранения по-
стоянного места жительства (ЯК) могут указывать на их невысокую значимость для положительной эмоциональной оценки профессионального выбора.
Во второй группе параметр эмоциональности выбора взаимосвязан с полюсом индивидуальности шкалы СД «коллективная - индивидуальная», а также экологичностью профессиональной деятельности. Метод семантических универсалий позволит уточнить идею о том, насколько люди, выбравшие профессию в системе «человек - человек», испытывают напряжение от коллективного взаимодействия и стремятся выбирать индивидуальный формат работы, при этом испытывая положительные эмоции по поводу профессии.
Параметр самостоятельности выбора вступил во взаимосвязь с редкостью и романтичностью профессии в первой группе. Это может указывать на то, что видение уникальности профессии психолога было значимым моментом в принятии самостоятельного и ответственного решения о профессиональном обучении по данному направлению. Возможно, осмысление своих индивидуальных возможностей на данном профессиональном пути выступает важным предиктором самостоятельного профессионального выбора. Во второй группе взаимосвязей с данным параметром выбора профессии не обнаружено.
Удовлетворенность выбором в первой группе взаимосвязана с целым рядом параметров СД (престижная, комфортная, выгодная, руководящая, техническая), на наш взгляд, все эти характеристики профессиональной деятельности тем или иным образом связаны с ее успешностью, продуктивностью. Взаимосвязи удовлетворенно -сти выбором с параметрами СЖО могут указывать на наличие ресурса для осмысления разнообразных аспектов профессии и удовлетворенности сделанным профессиональным выбором.
Прямая взаимосвязь с внутренними социально значимыми мотивами выбора профессии говорит о том, что у респондентов 1 группы есть внутренняя потребность общаться с людьми, строить с ними продуктивные отношения; обратная связь с самостоятельностью выбора может говорить о значимости его одобрения другими людьми.
Во второй группе параметр удовлетворенности выбором прямо связан со стажем профессиональной деятельности, вероятно, опыт профессиональной деятельности позволяет психологам принимать больше ее аспектов. Обратная связь
удовлетворенности со сферой увлечений может говорить о том, что профессия все же слабо воспринимается как сфера самореализации. Обнаружены взаимосвязи с параметрами СД «спокойная», «коллективная», «инструментальная», «не связанная с людьми», что также указывает на некое напряжение, обусловленное построением отношений с людьми. На наш взгляд, это может говорить о сниженной внутренней ресурсности профессионала, его защитном стремлении отгородиться от людей, в то время как психологическая профессия в самом своем фундаменте предполагает направленность на контакт с клиентами.
Вместе с тем удовлетворенность связана с внутренними индивидуальными мотивами выбора профессии, то есть если решение стать психологом было внутренне детерминированным, ответственным шагом, то удовлетворенность выбором профессии в целом выше.
Далее посредством метода семантических универсалий мы выявили представления о профессии у респондентов, отличающихся качественной спецификой выбора профессии (результаты представлены в Таблице 11).
Таблица 11
Результаты анализа данных СД на стимул
При оценке профессии психолога обе группы определили ее как многостороннюю, коммуникабельную, высокоответственную, развивающую, эмоциональную, связанную с людьми, современную. Данные характеристики не только отражают функциональную сторону профессии, но и показывают то, как ощущают себя в ней участники групп. Все признают высокую ответственность за осуществляемую деятельность. Многосторон-
ность профессии психолога также раскрывает потенциал для профессионального и личностного развития.
В первой группе была отмечена социальная и личностная значимость профессии. Данные характеристики могли стать весомыми при выборе профессии психолога. Мы можем предположить, что респонденты удовлетворены своим выбором, так как отсутствуют негативные оценки и профессия оценена как интересная, нормальная и хорошая. Помимо этого, мы можем отметить, что психологи первой группы в качестве значимых выделяют такие характеристики профессиональной деятельности, как «квалифицированная», «осмысленная», «помогающая». Именно значимость миссии психологической профессии как помогающей могла лечь в основу продуманного, ответственного профессионального выбора.
Респонденты второй группы могут испытывать больше затруднений, работая психологами, так как, в отличие от респондентов первой группы, они оценили профессию как тяжелую, сложную, напряженную. В этой группе характеристика «эмоциональная» может иметь менее позитивный характер. Также они считают профессию психолога широкой, видят в ней разнообразные возможности.
Результаты исследования
Подводя итоги эмпирического исследования, мы можем сделать следующие выводы:
— Ценностно-смысловые основания профессиональной деятельности психолога имеют специфику в зависимости от того, насколько профессионал в целом строит жизнь в соответствии с собственными смыслами и ценностями, насколько он позитивно оценивает собственный профессиональный выбор.
— Психологи, в большей степени наполняющие свою жизнь смыслом, ориентированы на многогранность психологической профессии, ее помогающий характер, в профессиональном контексте они интегрируют организационные и смысловые аспекты, теснее связывают личностные и профессиональные ценности и смыслы, реализуют возможности развития и самореализации, вкладывают усилия в работу над собственной личностью как главным инструментом психологической профессии, достигают свободы для помощи другим. Психологи, в меньшей степени наполняющие жизнь смыслом, осмысливают профессиональную деятельность через более внешние, формальные параметры, ориентированы на некий гомеостаз с окружающим социумом,
«Моя профессиональная деятельность»
Группа 1 Группа 2
Многосторонняя 6,35 Многосторонняя 6,4
Коммуникабельная 6,8 Коммуникабельная 6,85
Высокоответственная 6,425 Высокоответственная 6,55
Развивающая 6,775 Развивающая 6,45
Эмоциональная 6,775 Эмоциональная 6,6
Связанная с людьми 6,7 Связанная с людьми 6,75
Современная 6,65 Современная 6,35
Одобряемая 6,375 Тяжелая 2,4
Интересная 6,75 Нетехническая 2,26
Значимая 6,625 Напряженная 2,5
Практическая 6,475 Широкая 6,35
Осмысленная 6,6 Сложная 1,75
Личностно значимая 6,625
Помогающая 6,525
Многообразная 6,45
Квалифицированная 6,475
Нормальная 6,35
Хорошая 6,55
свободу от негативной обратной связи, отрицательных стимулов.
— Психологам с более выраженной продуманностью, самостоятельностью профессионального выбора и удовлетворенностью им более свойственен ресурс осмысленности, тенденция реа-лизовываться в профессии, им также важна профессиональная успешность; психологам со средним уровнем проявления данных параметров выбора свойственна его некоторая противоречивость на эмоциональном уровне, менее выраженная осмысленность, определенное дистанцирование от людей в напряженных ситуациях.
Библиографический список
1. Александрова Ю. Ю. Статусы идентичности в профессиональном самоопределении / Ю. Ю. Александрова, Н. С. Пряжников, Л. С. Румянцева // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. № 3 (55). С. 64-77.
2. Александрова Ю. Ю. Парадоксы профессиональной идентичности у психологов / Ю. Ю. Александрова, Е. В. Камнева, М. В. Полевая, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова // Организационная психология. 2020. Т. 10. № 3. С. 225-245.
3. Баскакова Я. А. К проблеме исследования взаимосвязи автобиографических воспоминаний с представлениями о собственном будущем у студентов // Перспективы науки. 2011. № 10. С. 357-359.
4. Василевская Е. Ю. Психологическое содержание возможных «Я» в кризисе вхождения во взрослость / Е. Ю. Василевская, О. Н. Молчанова // Актуальные проблемы психологического знания. 2016. № 2. С. 13-23.
5. Василевская Е. Ю. Сравнительный анализ возможных «Я», связанных с профессией, у российских и американских студентов // Организационная психология. 2018. Т. 8. № 4. С. 95-110.
6. Кобзева О. В. К вопросу определения профессиональной идентичности / О. В. Кобзева, Я. А. Анисимова // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-7. С. 567-573.
7. Коржова Е. Ю. Практикум по психологии жизненных ситуаций. Санкт-Петербург : ООО «Фирма «Стикс», 2016. 268 с.
8. Котляков В. Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник КемГУ 2013. № 2. 148-153.
9. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва : Смысл, 2003. 487 с.
10. Леонтьев Д. А. Личностный потенциал. Структура и диагностика. Москва : Смысл, 2011. 675 с.
11. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ори-ентаций (СЖО). Москва : Смысл. 2000. 18 с.
12. Немолот Е. В. Ценностно-смысловые составляющие профессиональной деятельности психолога образования // Вестник КемГУ. 2013. № 1. С. 134-140.
13. Поваренков Ю. П. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза / Ю. П. Поваренков, Т. В. Мищенко // Высшая школа на современном этапе: Психология преподавания и обучения. Т. 2 : международный сборник статей ; под ред. М. М. Кашапова. Москва ; Ярославль : Российское психологическое общество, 2005. С. 89-90.
14. Почебут Л. Г. Организационная социальная психология / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. Санкт-Петербург : Речь, 2002. 298 с.
15. Пряжников Н. С. Проблема переосмысления понятия «профессия» в меняющихся социокультурных реалиях // Организационная психология и психология труда. 2018. № 3(1). С. 4-22.
16. Сенин И. Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) : руководство. Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», ФГИ «Содействие», 1991. 19 с.
17. Серкин В. П. Деятельностная теория сознания (сознание как атрибут системы деятельностей субъекта) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 2. С. 93-111.
18. Серый А. В. Осмысленное отношение к профессиональной деятельности как условие развития профессионально значимых качеств психологов-практиков // Вестник КемГУ. 2005. № 2(22). С. 158-162.
19. Сидоренков А. В. Проявление уровней и компонентов идентичности работников в организации / А. В. Сидоренков, В. А. Штроо, Д. Е. Штильников // Организационная психология. 2020. Т. 10. № 2. С. 35-57.
20. Фам А. Х. Субъективное конструирование выбора в ситуациях разного уровня значимости / А. Х. Фам, Д. А. Леонтьев // Вестник моск. ун-та. 2013. Сер. 14. Психология. № 1. С. 84-96.
21. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. Москва : Изд-во Института Психотерапии, 2002. 362 с.
Reference list
1. Aleksandrova Ju. Ju. Statusy identichnosti v profes-sional'nom samoopredelenii / Ju. Ju. Aleksandrova, N. S. Prjazhnikov, L. S. Rumjanceva // Novoe v psi-hologo-pedagogicheskih issledovanijah. 2019. № 3 (55). C. 64-77.
2. Aleksandrova Ju. Ju. Paradoksy professional'noj identichnosti u psihologov / Ju. Ju. Aleksandrova, E. V Kamneva, M. V Polevaja, N. S. Prjazhnikov, E. Ju. Prjazhnikova // Organizacionnaja psihologija. 2020. T. 10. № 3. S. 225-245.
3. Baskakova Ja. A. K probleme issledovanija vzai-mosvjazi avtobiograficheskih vospominanij s predstavlen-
ijami o sobstvennom budushhem u studentov // Perspek-tivy nauki. 2011. № 10. S. 357-359.
4. Vasilevskaja E. Ju. Psihologicheskoe soderzhanie vozmozhnyh «Ja» v krizise vhozhdenija vo vzroslost' / E. Ju. Vasilevskaja, O. N. Molchanova // Aktual'nye prob-lemy psihologicheskogo znanija. 2016. № 2. S. 13-23.
5. Vasilevskaja E. Ju. Sravnitel'nyj analiz vozmozhnyh «Ja», svjazannyh s professiej, u rossijskih i amerikan-skih studentov // Organizacionnaja psihologija. 2018. T. 8. № 4. S. 95-110.
6. Kobzeva O. V. K voprosu opredelenija profession-al'noj identichnosti / O. V Kobzeva, Ja. A. Anisimova // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2016. № 52-7. S. 567-573.
7. Korzhova E. Ju. Praktikum po psihologii zhiznen-nyh situacij. Sankt-Peterburg : OOO «Firma «Stiks», 2016. 268 s.
8. Kotljakov V Ju. Metodika «Sistema zhiznennyh smyslov» // Vestnik KemGU. 2013. № 2. 148-153.
9. Leont'ev D. A. Psihologija smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti. Moskva : Smysl, 2003. 487 s.
10. Leont'ev D. A. Lichnostnyj potencial. Struktura i diagnostika. Moskva : Smysl, 2011. 675 s.
11. Leont'ev D. A. Test smyslozhiznennyh orientacij (SZhO). Moskva : Smysl. 2000. 18 s.
12. Nemolot E. V. Cennostno-smyslovye sostavlja-jushhie professional'noj dejatel'nosti psihologa obra-zovanija // Vestnik KemGU. 2013. № 1. S. 134-140.
13. Povarenkov Ju. P. Stanovlenie professional'noj identichnosti u studentov pedagogicheskogo vuza / Ju. P. Povarenkov, T. V Mishhenko // Vysshaja shkola na sovremennom jetape: Psihologija prepodavanija i
obuchenija. T. 2 : mezhdunarodnyj sbornik statej ; pod red. M. M. Kashapova. Moskva ; Jaroslavl' : Rossijskoe psihologicheskoe obshhestvo, 2005. S. 89-90.
14. Pochebut L. G. Organizacionnaja social'naja psihologija / L. G. Pochebut, V. A. Chiker. Sankt-Peterburg : Rech', 2002. 298 s.
15. Pijazhnikov N. S. Problema pereosmyslenija ponjatija «professija» v menjajushhihsja sociokul'turnyh realijah // Organizacionnaja psihologija i psihologija tru-da. 2018. № 3(1). S. 4-22.
16. Senin I. G. Oprosnik terminal'nyh cennostej (OTeC) : rukovodstvo. Jaroslavl' : NPC «Psihodiagnosti-ka», FGI «Sodejstvie», 1991. 19 s.
17. Serkin V. P. Dejatel'nostnaja teorija soznanija (soznanie kak atribut sistemy dejatel'nostej sub#ekta) // Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki. 2015. T. 12. № 2. S. 93-111.
18. Seryj A. V Osmyslennoe otnoshenie k professional'noj dejatel'nosti kak uslovie razvitija profession-al'no znachimyh kachestv psihologov-praktikov // Vestnik KemGU. 2005. № 2(22). S. 158-162.
19. Sidorenkov A. V Projavlenie urovnej i kompo-nentov identichnosti rabotnikov v organizacii / A. V. Sidorenkov, V. A. Shtroo, D. E. Shtil'nikov // Organizacionnaja psihologija. 2020. T. 10. № 2. S. 35-57.
20. Fam A. H. Sub#ektivnoe konstruirovanie vybora v situacijah raznogo urovnja znachimosti / A. H. Fam, D. A. Leont'ev // Vestnik mosk. un-ta. 2013. Ser. 14. Psihologija. № 1. S. 84-96.
21. Fetiskin N. P. Social'no-psihologicheskaja diag-nostika razvitija lichnosti i malyh grupp / N. P. Fetiskin, V. V Kozlov, G. M. Manujlov. Moskva : Izd-vo Instituta Psihoterapii, 2002. 362 s.