ресурсов даже вероятность повышения уровня того или иного параметра сама по себе не становится однозначной предпосылкой переоценки качества жизни и повышения удовлетворенности жизнью у респондентов.
Таким образом, показано, что при одинаковой соматической картине течения неизлечимого инвалидизирующего заболевания существует вариативность оценивания своего состояния, удовлетворенности отдельными
сферами своей жизни, желания совладать с ситуацией болезни и стратегий ее преодоления. При этом существенную роль в определении вектора «смирения» или «совлада-ния» с болезнью играет совокупность таких личностных ресурсов, как жизнестойкость, осмысленность жизни, интернальность в различных ее областях, толерантность к неопределенности, позитивное самоотношение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Медицинские вести. https://med.vesti.ru/articles/zabolevaniya/priznaki-i-lechenie-rasseyannogo-skleroza (дата обращения: 25.05.19)
УДК 159.9.01
М. А. Фризен, О. А. Сосова
К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОСНОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ПСИХОЛОГА
Аннотация. В статье представлены результаты одного из этапов исследования ценностно-смысловых оснований профессионального выбора психолога. Рассмотрены две выборки психологов, отличающиеся по параметрам профессионального выбора (продуманность, эмоциональность, самостоятельность, удовлетворенность), сделаны выводы о рефлексивном ресурсе профессионального выбора в обеих группах, значимых параметрах профессии, ее соотнесении с экзистенциальным измерением жизни респондентов.
Ключевые слова: личностный выбор, профессиональный выбор, психолог, ценности, смыслы, осмысленность.
М. А. Frizen, О. А. Sosova
ON THE PROBLEM OF STUDYING VALUE-SEMANTIC BASES OF A PSYCHOLOGIST'S PROFESSIONAL CHOICE
Abstract: The article presents the results of a stage in researching value-semantic bases of a psychologist's professional choice. Two sample groups of psychologists differing in the professional choice parameters (forethought, emotionality, independence, satisfaction) are considered, conclusions about a reflexive resource of professional choice in both groups, significant parameters of the profession, its correlation with the respondents' existential life assessment are drawn.
Key words: personality choice, professional choice, psychologist, values, meanings, sense of purpose
Осмысленный выбор профессии, согласованность личностных ценностей и миссии профессии выступают важными условиями эффективности профессиональной деятельности [1, 3]. При осуществлении осознанного выбора профессии человек в рамках профессионального обучения и на этапе реализации профессиональной деятельности интегрирует собственные ценности и смыслы и ценностно-смысловое содержание профессиональной деятельности, их гармония выступает одним из условий успешности профессиональной деятельности, а их несовпадение в продук-
тивном варианте ведет к постановке задач на смысл, поиску себя в профессии, путей лич-ностно-профессионального саморазвития [2]. В результате, на наш взгляд, у каждого профессионала складывается индивидуально своеобразный баланс ценностно-смысловых содержаний (личностных и привнесенных профессией).
Профессия психолога сама по себе связана с процессом познания, осмысления, интерпретации разнообразных проявлений психики, жизненных ситуаций, их мотивационных, ценностных и смысловых аспектов. В связи
PSICHOLOGY М. А. Рг'ивп, ¡. А. БОБОЧО с этим, на наш взгляд, актуальными для современной психологической науки и практики являются исследования профессионального выбора психологов, его предикторов. Нами было осуществлено такого рода исследование; его выборку составили 65 психологов, имеющих профессиональное образование и реализующих профессиональную деятельность не менее 2 лет.
В данной статье мы представляем результаты по части использованных методик психологического исследования: субъективное качество выбора (СКВ) Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Мандриковой, А. Х. Фам, Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сени-на, методика «Система жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова (СЖС), мотивы выбора профессии Р. В. Овчаровой (МВП), «Якоря
ON THE PROBLEM OF STADYING VALUE-SEMANTIC...
карьеры» Э. Шейна в адаптации В. А. Чикер, В. Э. Винокурова (ЯК), семантический дифференциал на стимул «Моя профессиональная деятельность» В. П. Серкина, «Тест смыс-ложизненных ориентацию» Дж. Крамбо, Л. Махолика в адаптации Д. А. Леонтьева (СЖО), «Шкала экзистенции» А. Ленгле, К. Орглер (ШЭ).
На первом этапе нами был осуществлен кластерный анализ данных методики СКВ. В результате были получены два четких кластера объемом 40 и 20 человек. Статистические различия в возрасте и стаже респондентов отсутствуют.
Сравнение данных посредством критерия Стьюдента показало следующие различия полученных кластеров по параметрам СКВ (таблица 1).
Таблица 1. — Результаты критериального анализа (критерий Стьюдента) показателей СКВ в обоих кластерах
Шкалы СКВ Кластер 1, ср. зн. Кластер 2, ср. зн. t3lvm, значимость
Продуманность выбора 12,3 2,86 7,25***
Эмоциональность выбора 14,08 3,85 9 07***
Самостоятельность выбора 10,12 4,7 7 7***
Удовлетворенность выбором 19,15 12,65 6,97***
Здесь и далее применяются обозначения значимости различий: * — при р < 0,05, ** — при р < 0,01, *** — при р < 0,001.
Субъективную оценку выбора профессии респондентов первого кластера можно охарактеризовать (в сопоставлении с возможным минимумом и максимумом по шкалам) следующим образом: высокая субъективная оценка продуманности и эмоциональности выбора (положительные эмоции), его самостоятельности, удовлетворенности выбором. Респондентам второго кластера свойственно видеть свой выбор профессии психолога в средней степени продуманным, окрашенным не такими положительными эмоциями,
оценивать его самостоятельность как среднюю с тенденцией к высокой, удовлетворенность выбором — также между средней и высокой. Таким образом, первую группу составили респонденты с более продуманным, самостоятельным и внутренне принимаемым профессиональным выбором, вторую — с более низким уровнем этих параметров в сравнении с первой группой. Для описания ценностно-смысловой специфики обеих групп нами было произведено сравнение показателей остальных методик (таблица 2).
Таблица 2. — Результаты сравнительного анализа данных (критерий Стьюдента) обеих групп
Шкалы Гр. 1, ср. зн. Гр. 2, ср. зн. t3lvm, значимость
ЯК, профессиональная компетентность 6,35 5,45 2,27*
СД, интересная-неинтересная 6,75 5,9 1,94
СД, неодобряемая-одобряемая 6,35 5,65 2,46*
СД, выгодная-невыгодная 5,3 4,35 2,35*
ПСИХОЛОГИЯ М. А. Фризен, О. А. Сосова К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ...
Окончание табл. 2
Шкалы Гр. 1, ср. зн. Гр. 2, ср. зн. 1эмп, значимость
СЖО, общая осмысленность 120 109 3 49***
СЖО, цели в жизни 38,4 35,85 2,67**
СЖО, процесс жизни 35,05 31,75 2,83**
СЖО, результат жизни 29,68 27,2 2,19*
СЖО, локус контроля - Я 24,9 22,65 2,60*
СЖО, локус контроля - Жизнь 36 3,3 2,27*
ШЭ, самодистанцирование 32,4 35,05 1,9
По методикам ОТеЦ, СЖС, МВП значимых различий не обнаружено, что может говорить о некоторой универсальности ценностей и смыслов психологов, в средней или высокой степени удовлетворенных своим профессиональным выбором. Обнаружена большая значимость для респондентов 1 группы возможности развиваться как профессионалу, самореализовываться в профессии (шкала «профессиональная компетентность», ЯК), таких параметров профессиональной деятельности, как интересная, одобряемая и выгодная (СД). На наш взгляд, в данном случае совмещаются внутренние мотивы (хочу быть хорошим профессионалом и заниматься интересным делом) и внешние (для меня значимо одобрение окружающих). Важно учитывать, что выборку составили только представители женского пола, значимость одобрения может иметь гендерную детерминацию. Отметим так-
Таблица 3.—
же более выраженный ресурс осмысленности у представителей 1 группы. У респондентов 2 группы более представлена тенденция самодистанцирования, позволяющая посмотреть на себя со стороны, увидеть потенциалы для изменения себя самого. Вероятно, определенная амбивалентность отношения к своему профессиональному выбору создает разность потенциалов, необходимую для профессионального роста. Отметим, что в группах (согласно описанию методики) наблюдается средний показатель по описываемой шкале.
Далее нами был выполнен корреляционный анализ данных внутри каждой группы параметров СКВ и остальных методик, его целью было изучение специфики взаимосвязей характеристик профессионального выбора и ценностей, смыслов, мотивов в каждой из групп (результаты отражены в таблице 3).
Результаты корреляционного анализа (корреляции Пирсона) в обеих группах
показатель корреляции, гр. 1 показатель корреляции, гр. 2
шкала 1 шкала 2
продуманность выбора СЖО, осмысленность жизни -0,43
СЖО, результат жизни -0,40
СЖО, локус контроля - Жизнь -0,44
ШЭ, самотрансценденция 0,33 -0,54
ШЭ, ответственность 0,33
ШЭ, экзистенциальность 0,31
ШЭ, персонализация -0,51
ЯК, профессиональная компетентность -0,43
СД, вредная-благоприятная -0,43
СД, коллективная-индивидуальная 0,50
СД, инструментальная-неинструментальная -0,41
СД, непрестижная-престижная 0,45
МВП, внешние отрицательные мотивы 0,59
ОТеЦ, профессиональная жизнь 0,35
ОТеЦ, общественная жизнь -0,33
PSICHOLOGY M. A. Frizen, J. A. Sosova ON THE PROBLEM OF STADYING VALUE-SEMANTIC... Окончание табл. 3
показатель корреляции, гр. 1 показатель корреляции, гр. 2
шкала 1 шкала 2
эмоциональность выбора СД, коллективная-индивидуальная -0,44
СД, экологичная-неэкологичная 0,51
СД, непреобразующая-преобразующая 0,32
СД, исполняющая-руководящая 0,40
СД, инструментальная-неинструментальная 0,32
СД, техническая-нетехническая 0,33
СЖО, осмысленность жизни 0,37
СЖО, результат жизни 0,38
СЖО, локус контроля - Я 0,34
СЖС, статусные смыслы -0,38
ЯК, стабильность места жительства -0,32
самостоятельность выбора СД, распространенная-редкая 0,40
СД, обыденная-романтическая 0,38
удовлетворенность выбором Стаж профессиональной деятельности 0,47
ОТеЦ, увлечения -0,48
СД, спокойная-нервная 0,45
СД, коллективная-индивидуальная 0,45
СД, инструментальная-неинструментальная 0,45
СД, не связанная с людьми-связанная с людьми -0,41
СД, непрестижная-престижная 0,45
СД, комфортная-некомфортная 0,32
СД, выгодная-невыгодная 0,33
СД, исполняющая-руководящая 0,35
СД, техническая-нетехническая 0,32
МВП, внутренние индивидуальные мотивы 0,48
МВП, внутренние социально значимые мотивы 0,31
СЖО, цели в жизни 0,48
СЖО, процесс жизни 0,36
СЖО, результативность жизни 0,41
СЖО, локус контроля - Я 0,45
СЖО, локус контроля - Жизнь 0,48
ШЭ, самодистанцирование 0,48
ШЭ, самотрансценденция 0,32
СКВ, самостоятельность выбора -0,46
Из таблицы 3 видно, что взаимосвязи параметров личностного выбора в каждой из групп уникальны. В первой группе показатели продуманности выбора взаимосвязаны с параметрами шкалы экзистенции, вероятно, совершая жизненные выборы, представители этой группы опираются на собственные ценности и смыслы, выходят за пределы текущей жиз-
ненной ситуации, активно включаются в процесс жизни, несут отвественность за сделанный выбор. Продуманность выбора, осмысленность профессиональной деятельности может стать основой для планирования профессионального саморазвития.
Также продуманность выбора взаимосвязана с престижностью профессии, значимостью профессиональной жизни, обнаружена
ПСИХОЛОГИЯ М. А. Фризен, О. А. Сосова
обратная взаимосвязь со значимостью сферы общественной жизни. Можно предположить, что при выборе профессии учет ее престижности был важен для респондентов этой группы. Интересно, что во второй группе обнаружены обратные взаимосвязи осмысленности жизни, параметров шкалы экзистенции, а также шкалы профессиональной компетентности (ЯК). Продуманность выбора связана с характеристикой профессиональной деятельности «коллективная», обратно — с характеристикой «инструментальная», «благоприятная» (СД). Можно предположить, что в основе выбора профессии и, вероятно, ее актуального осмысления у респондентов данной группы находится некое противоречие, амбивалентность восприятия, учет очевидных плюсов и минусов. Продуманность также взаимосвязана с внешними отрицательными мотивами выбора профессии, что может указывать на неоднородность отношения к профессии, собственному профессиональному выбору, некие противоречия на когнитивном и эмоциональном уровне, дефицитарность рефлексивного ресурса. При этом если не вдаваться глубоко в осмысление профессии, она позволяет чувствовать себя в ней комфортно и реализовы-вать свои потенциалы (например, заниматься арт-терапевтическими техниками, метафорическими ассоциативными картами и др. без должного погружения в теоретические основания такой работы, ответственности перед клиентами и глубинными процессами, которые могут быть запущены в структуре их психики и др.).
Эмоциональность выбора в первой группе дала существенное количество взаимосвязей. Обнаружены прямые взаимосвязи с характеристиками профессии (по СД) «преобразующая», «руководящая», «инструментальная», «техническая», для более глубокого анализа взаимосвязей нами будет применен метод семантических универсалий. На данном же этапе можно предположить, что принятие профессионального выбора на эмоциональном уровне связано с тем, что профессия дает возможность преобразовывать реальность, занимать активную, действенную позицию. На это же указывают и взаимосвязи с параметрами СЖО (результат жизни, локус контроля - Я) — профессиональный выбор соотносится с продуктивностью жизни, видением ее как управляемой. Обратные взаимосвязи с категорией статусных смыслов (СЖС) и сохранения по-
К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ...
стоянного места жительства (ЯК) могут указывать на значимость престижности в плане продуманности выбора, некой жизненной стабильности (на житейском уровне), но не его эмоциональной составляющей.
Во второй группе параметр эмоциональности выбора взаимосвязан с полюсом индивидуальности шкалы СД «коллективная-индивидуальная», а также экологичностью профессиональной деятельности. Метод семантических универсалий позволит уточнить идею о том, насколько люди, выбравшие профессию в системе «человек-человек» испытывают напряжение от коллективного взаимодействия и стремятся выбирать индивидуальный формат работы, при этом испытывая положительные эмоции по поводу профессии.
Параметр самостоятельности выбора вступил во взаимосвязь с редкостью и романтичностью профессии в первой группе, что может указывать на то, что видение уникальности профессии психолога было значимым моментом в принятии самостоятельного и ответственного решения о профессиональном обучении по данному направлению. Возможно, осмысление своих индивидуальных возможностей на данном профессиональном пути выступает важным предиктором самостоятельного профессионального выбора. Во второй группе взаимосвязей с данным параметром выбора профессии не обнаружено.
Удовлетворенность выбором в первой группе взаимосвязана с целым рядом параметров СД (престижная, комфортная, выгодная, руководящая, техническая), на наш взгляд, все эти характеристики профессиональной деятельности тем или иным образом связаны с ее успешностью, продуктивностью. Взаимосвязи удовлетворенности выбором с параметрами СЖО могут указывать на наличие рефлексивного ресурса для осмысления разнообразных аспектов профессии и удовлетворенности сделанным профессиональным выбором.
Прямая взаимосвязь с внутренними социально значимыми мотивами выбора профессии говорит о том, что у респондентов 1 группы есть внутренняя потребность общаться с людьми, строить с ними продуктивные отношения; обратная связь с самостоятельностью выбора может говорить о значимости его одобрения другими людьми.
Во второй группе параметр удовлетворенности выбором прямо связан со стажем про-
PSICHOLOGY М. А. Рг'ивп, ¡. А. БОБОЧО
фессиональной деятельности, вероятно, опыт профессиональной деятельности позволяет психологам принимать больше ее аспектов. Обратная связь удовлетворенности со сферой увлечений может говорить о том, что профессия все же слабо воспринимается как сфера самореализации. Обнаружены взаимосвязи с параметрами СД «спокойная», «коллективная», «инструментальная», «не связанная с людьми», что также указывает на некое напряжение, связанное с построением отношений с людьми. На наш взгляд, это может говорить о сниженной внутренней ресурсности профессионала, его защитном стремлении отгородиться от людей, в то время как психологическая профессия в самом своем фундаменте предполагает направленность на контакт с клиентами.
Вместе с тем, удовлетворенность связана с внутренними индивидуальными мотивами выбора профессии, то есть если решение стать психологом было внутренне детерми-
ON THE PROBLEM OF STADYING VALUE-SEMANTIC...
нированным, ответственным шагом, то удовлетворенность выбором профессии становится выше.
Таким образом, на данном этапе исследования мы можем прийти к выводу о том, что психологам с более выраженной продуманностью, самостоятельностью профессионального выбора и удовлетворенностью им более свойственен рефлексивный ресурс, тенденция самореализовываться в профессии, им также важны престижность профессии и принятие окружающих; психологам со средним уровнем проявления данных параметров выбора свойственна его некоторая противоречивость на эмоциональном уровне, менее выраженная осмысленность, определенное дистанцирование от людей, однако и потенциал для развития благодаря имеющимся внутренним противоречиям. Эти выводы сделаны нами предварительно, дальнейший анализ данных позволит нам уточнить и расширить их.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баскакова Я. А. Событийность как феномен профессионально-личностного развития студентов педагогических вузов. Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2012. — 246 с.
2. Куприна О. А. Психологические детерминанты осмысленности жизни студентов-психологов. Дисс. канд. психол. наук. — М., 2010. — 191 с.
3. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. — М.: изд-во УРАО, 2002. — 160 с.
ПЕДАГОГИКА И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
PEDAGOGIC AND PROBLEMS OF EDUCATION
УДК 159.923.2
О. В. Башун
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Аннотация. В настоящей статье описана программа курса «Культура педагогического общения», направленная на совершенствование психолого-педагогической компетентности будущих педагогов; выработку умений анализировать психологическое состояние партнера по общению; развитие способности профессиональной саморегуляции; развитие способности к творческому решению педагогических ситуаций, возникающих в результате непредвиденных обстоятельств; стимулирование потребности в развитии культуры педагогического общения; овладение основными технологическими элементами коммуникативной компетентности; содействие формированию благоприятного морально-психологического климата в педагогическом коллективе.
Ключевые слова: культура, педагогическое общение, педагогический такт, вербальное общение, невербальное общение.
O. V. Bashun
PEDAGOGICAL COMMUNICATION CULTURE IMPROVEMENT
Abstract: The article describes the program of "Culture of pedagogical communication" course of study aimed at improving psychological and pedagogical competence in future teachers; the formation of skills of analyzing the psychological condition of the communication partner; the development of professional self-regulation ability; the development of a capability for finding creative solutions to pedagogical situations which occur as a result of unforeseen circumstances; the stimulation of a need in the development of pedagogical communication culture; mastering basic technological elements of communicative competence; facilitating the formation of favorable moral and psychological climatein the pedagogical collective.
Key words: culture, pedagogical communication, pedagogical tact, verbal communication, non-verbal communication
Процесс гуманизации образования предъявляет новые требования к личности педагога, стилю его общения со всеми субъектами образовательного процесса: учащимися, их родителями, коллегами и руководителями.
Среди всех проблем, связанных с совершенствованием системы образования в России, наиболее сложной оказалась перестройка позиции педагога от авторитарной к позиции педагога-гуманиста, способного воспринимать мир детства как самоценность, проявлять эм-патию, уважение к воспитанникам, признавать их право на собственное мнение, самостоятельность суждения, право на ошибку.
Значительная часть затруднений, с которыми встречаются современные педагоги, связана с трудностями в общении: неумением наладить контакт с воспитанниками, непониманием психологической позиции учащихся, недостаточной гибкостью в спонтанно возни-
кающих ситуациях, сложностью в управлении собственным психическим состоянием.
Выявленный дефицит компетентности в основном виде деятельности педагога — в общении — привел к необходимости разработки курса «Культура педагогического общения».
Цель курса — совершенствование культуры педагогического общения будущего педагога.
Задачи курса:
• повысить психолого-педагогическую компетентность будущих педагогов;
• выработать умение анализировать психологическое состояние партнера по общению;
• развить способности профессиональной саморегуляции;
• развить способности к творческому решению педагогических ситуаций, возникаю-