Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ И СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У ЛЮДЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМ ИНВАЛИДИЗИРУЮЩИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ(НА ПРИМЕРЕ БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ)'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ И СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У ЛЮДЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМ ИНВАЛИДИЗИРУЮЩИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ(НА ПРИМЕРЕ БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
176
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / СОВЛАДАНИЕ С БОЛЕЗНЬЮ / SUBJECTIVE QUALITY OF LIFE / LIFE SATISFACTION / PERSONALITY RESOURCES / COPING WITH A DISEASE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Неяскина Юлия Юрьевна, Обухова Лилия Викторовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи субъективной удовлетворенности жизнью и личностных ресурсов у людей с хроническим инвалидизирующим заболеванием. Показано, что при одинаковой соматической картине течения неизлечимого инвалидизирующего заболевания, существует вариативность оценивания своего состояния, удовлетворенноти отдельными сферами своей жизни, желания совладать с ситуацией болезни и стратегий ее преодоления. При этом существенную роль в определении вектора «смирения» или «совладания» с болезнью играет совокупность таких личностных ресурсов, как жизнестойкость, осмысленность жизни, интернальность в различных ее областях, толерантность к неопределенности, позитивное самоотношение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Неяскина Юлия Юрьевна, Обухова Лилия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF PERSONALITY RESOURCES AND SUBJECTIVE QUALITY OF LIFE IN PEOPLE WITH A CHRONIC ILLNESS LEADING TO DISABILITY (BY THE EXAMPLE OF PATIENTS WITH MULTIPLE SCLEROSIS)

The article presents the results of empirical research of subjective life satisfaction and personality resources interrelation in people with a chronic illness leading to disability. It is shown that in case of similar somatic clinical history of an incurable disease leading to disability there is a variation in the assessment of one’s state, satisfaction with certain spheres of one’s life, wish to cope with the disease situation and strategies of overcoming it. In this regard a significant role in defining the vector of “resignation” or “coping” with the disease is played by the combination of such personality resources as vitality, life purpose awareness, internality in its different spheres, tolerance to ambiguity, positive self-relation.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ И СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У ЛЮДЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМ ИНВАЛИДИЗИРУЮЩИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ(НА ПРИМЕРЕ БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ)»

3. Копытин А. И. Психодиагностика в арт-терапии. — СПб.: Речь, 2014. — 288 с.

4. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. — М.: Когито-Центр, 2014. — 197 с.

5. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 14-16 декабря 2016 г., Москва / под общ. ред. А. В. Хаустова. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. — 449 с.

6. Литвинова Г. В., Зазуленко-Бакланова Н. В. Арт-терапевтические технологии в системе психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии. — 2016. — Том 19. — № 3. — С. 18-39.

7. Никольская О. С., Баенская Е. Р., ЛиблингМ. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 8-е. — М.: Теревинф, 2012. — 288 с.

УДК 159.923

Ю. Ю Неяскина., Л. В. Обухова

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ И СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У ЛЮДЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМ ИНВАЛИДИЗИРУЮЩИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ)

Аннотация: в статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи субъективной удовлетворенности жизнью и личностных ресурсов у людей с хроническим инвалидизирующим заболеванием. Показано, что при одинаковой соматической картине течения неизлечимого инвалидизирующего заболевания, существует вариативность оценивания своего состояния, удовлетворенноти отдельными сферами своей жизни, желания совладать с ситуацией болезни и стратегий ее преодоления. При этом существенную роль в определении вектора «смирения» или «совладания» с болезнью играет совокупность таких личностных ресурсов, как жизнестойкость, осмысленность жизни, интернальность в различных ее областях, толерантность к неопределенности, позитивное самоотношение.

Ключевые слова: субъективное качество жизни, удовлетворенность жизнью, личностные ресурсы, совладание с болезнью.

Yu. Yu. Neyaskina, L. V. Obukhova

INTERRELATION OF PERSONALITY RESOURCES AND SUBJECTIVE QUALITY OF LIFE IN PEOPLE WITH A CHRONIC ILLNESS LEADING TO DISABILITY (BY THE EXAMPLE OF PATIENTS WITH MULTIPLE SCLEROSIS)

Abstract: The article presents the results of empirical research of subjective life satisfaction and personality resources interrelation in people with a chronic illness leading to disability. It is shown that in case of similar somatic clinical history of an incurable disease leading to disability there is a variation in the assessment of one's state, satisfaction with certain spheres of one's life, wish to cope with the disease situation and strategies of overcoming it. In this regard a significant role in defining the vector of "resignation" or "coping" with the disease is played by the combination of such personality resources as vitality, life purpose awareness, internality in its different spheres, tolerance to ambiguity, positive self-relation.

Keywords: subjective quality of life, life satisfaction, personality resources, coping with a disease

Цель исследования: выявление взаимосвязи психологических особенностей и субъективного качества жизни у людей с хроническим инвалидизирующим заболеванием (на примере больных рассеянным склерозом).

База исследования: в исследовании приняли участие 84 респондента, проживающие на территории Российской Федерации, с диагнозом рассеянный склероз (количество лет с диагнозом от 0.5 года до 25 лет). Возраст

PSICHOLOGY Ye. Ye. Neyaskina, L. V. Obukhova респондентов от 21 до 53 лет,32 % выборки составили мужчины, 68 % — женщины.

Специфика течения заболевания

Рассеянный склероз — тяжелое хроническое заболевание с неблагоприятным прогнозом. Вопреки обыденным представлениям, не имеет никакого отношения ни к старческому «склерозу», ни к рассеянности внимания.

На первых стадиях заболевание имеет непостоянный характер. Симптомы могут возникать, держаться некоторый период времени, затем уходят и вновь появляются. Со временем периоды ремиссии делаются короче, затем исчезают совсем, а иненсивность болезненных явлений нарастает. Функциональные нарушения зависят от того, где располагаются рубцы, которые препятствуют прохождению нервных импульсов. Чаще всего пациентов беспокоят такие симптомы, как беспричинная усталость, частая слабость, падает острота зрения, появляется двоение в глазах (может последовать частичный или полный паралич глазных или лицевых нервов), мышечная слабость, тремор или дрожь в конечностях, неустойчивая походка; на ранних стадиях наблюдается частая смена настроения, что ведет к конфликтам с окружающими, затем депрессия, нарушение поведения и снижение интеллекта. Часть больных могут испытывать боль — головную, спинную или в конечностях. В итоге наступает частичный или полный паралич [1].

Эмпирические методы исследования: Шкала удовлетворённости Э. Динера (адаптация Д. А. Леонтьева),Методика оценки качества жизни и удовлетворенности Е. И. Рас-сказовой, Тест жизнестойкости С. Мадди, (адаптация Д. А. Леонтьева), Методика смыс-ложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, Методика «Локализация контроля личности» Е. Г. Ксенофонтовой, Шкала толерантности к неопределенности МакЛейна (адаптация Е. Н. Осина), Методик «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда, «Опросник совладания со стрессом COPE» К. Карвер, М. Шейер и Дж. Вейнтрауб (адаптация Т. О. Гордеевой, Е. Н. Осина, Е. А. Рассказовой, О. А. Сычева, В. Ю. Шевяховой), Методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантилеева и В. В. Столина.

INTERRELATION OF PERSONALITY RESOOURCES...

На первом этапе нами решалась задача формирования экспериментальных групп. Сама по себе идея использования контрольной группы сравнения из числа здоровых людей была признана нами не вполне корректной, ввиду чего была избрана логика формирования групп из общей выборки на основании ее разделения по показателям субъективного качества жизни. Распределение респондентов на группы по уровню качества жизни и удовлетворенности осуществлялось посредством кластеризации сводной матрицы на основании данных, полученных по методике «Качество жизни и удовлетворенность». В результате кластеризации были выделены две группы исследуемых: в первую группу вошли 33 человека, во вторую — 50.

При помощи t-критерия Стьюдента выявлено, что группы значимо отличаются по всем шкалам методики «Качество жизни и удовлетворенность»: «Здоровье» (t эмп = 8,67**), «Эмоциональная сфера», (t эмп = 10,25**), «Активность» (t эмп = 2,41*), «Социальная сфера» (t эмп = 8,12**). Респонденты первой группы имеют более низкие, а респонденты второй группы — более высокие показатели качества жизни и удовлетво-ренности(в дальнейшем условно будем называть группу с более низким уровнем КЖУ — ЭГ1 «низкое», с более высоким уровнем КЖУ — ЭГ2 «высокое»).

В числе прочих различий наиболее существенно, что респонденты первой группы оценивают свое здоровье ниже, несмотря на то, что анализ уровня инвалидности и количества обострений заболевания за прошедший год не дают значимых различий.

Различия в оценке качества жизни респондентами обеих групп подтвердил сравнительный анализ данных методики Э. Динера (различия по показателю общей удовлетворённости жизнью (t эмп = 5,32**)).

Анализ анкетных данных респондентов обеих групп показал, что они значимо не различаются по параметрам наличия детей и их количества, по возрасту, количеству обострений за прошедший год, также как и по наличию инвалидности. Таким образом, можно говорить о том, что различия в качестве жизни напрямую не обусловлены тяжестью заболевания респондентов.

ПСИХОЛОГИЯ Ю. Ю. Неяскина, Л. В. Обухова

Вместе с тем, обращает на себя внимание, что люди с более высокой оценкой качества жизни чаще, чем респонденты первой группы, состоят в браке. Процент мужчин в первой группе оказался выше, чем во второй. В первой группе средний срок жизни с диагнозом составляет почти 9 лет, а во второй — 6 (данное различие статистически значимо). В то же время, и в одну, и в другую группу вошли люди, которые болеют в течение длительного периода (20-25 лет).

Следующим шагом стало сопоставление выраженности личностных ресурсов у респондентов с более низкой и более высокой

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ И СУБЪЕКТИВНОГО... субъективной оценкой качества жизни и удовлетворенности жизнью. Анализ данных по методикам жизнестойкости (вовлеченность — t эмп = 3,32**; контроль — t эмп = 2,81**; жизнестойкость — t эмп = 3,19**), смысложизненных ориентаций (цели в жизни — t эмп = 2,97**; процесс жизни — t эмп = 4,1**; результат — t эмп = 3,44**; локус-контроля - я — t эмп = 3,87**; локус-конт-роля - жизнь — t эмп =5,02**; ОЖ — t эмп = 4,09**), локализации контроля личности (таблица 1) показали значимые различия по всем шкалам этих методик в двух группах.

Таблица 1. —Сравнительный анализ средних значений по шкалам методики «Локализация контроля личности»

Среднее значение кластеров

Шкала Более низкий Более высокий t эмп

уровень КЖУ уровень КЖУ

Интернальность общая 18,97 24,92 4,20**

Интернальность в суждениях о жизни вообще 9,42 11,76 2,89**

Интернальность при описании личного опыта 9,55 13,16 4,65**

Интернальность в сфере достижений 3,79 5,18 3,17**

Интернальность в сфере неудач 4,21 5,16 2,55*

Интернальность в профессиональной деятельности 8 10,38 3,68**

Профессионально-социальный аспект интернальности 4 4,92 2,59*

Профессионально-процессуальный аспект интернальности 4 5,46 3,69**

Интернальность в межличностном общении 7,3 9,6 3,84**

Компетентност в сфере межличностных отношений 3,76 5,06 2,89**

Ответственность в сфере межличностных отношений 3,55 4,54 3,32**

Интернальность в сфере семейных отношений 3,24 4,46 3,64**

Интернальность в сфере здоровья 3,82 4,88 2,95**

Отрицание активности 8,36 5,5 3,69**

Готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей 3,58 4,7 2,47*

Готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее 4,06 5,72 3,75**

*- р < 0,05; **- р < 0,01

Сравнительный анализ средних значений в группах по методике «Толерантность к неопределенности» показал значимые различия по всем шкалам, кроме шкалы «толерантность к неопределенности» (отношение к новизне — t эмп = 2,06*; отношение к сложным задачам — t эмп = 2,05*; отношение к неопределенным ситуациям — t эмп = 3,04**; предпочитание неопределенности — t эмп = 3,16**; общий балл — t эмп = 2,69**). Рес-

понденты, ниже оценивающие свое качество жизни, к новизне относятся скорее с недоверием, их отношение к сложным и неопределенным задачам негативнее в сравнении с респондентами второй группы, которые готовы идти навстречу сложностям, чувствуют себя при их возникновении более уверенными. Данные различия видятся имеющими особое значение в контексте специфики экспериментальных групп: рассеянный склероз является

PSICHOLOGY Ye. Ye. Neyaskina, L. V. Obukhova болезнью, не имеющей какого-либо прогноза, завтрашний день для людей с этим диагнозом является непредсказуемым. К неопределенным ситуациям респонденты, которые оценили свое качество жизни выше, относятся более лояльно, нежели респонденты первой группы.

При сравнении показателей обеих групп по методике «Опросник совладания со стрессом COPE» из пятнадцати представленных шкал значимые различия удалось выявить в пяти коппинг-стратегиях: позитивное переформулирование и личностный рост (t эмп = 3,61**); активное совладание (t эмп = 2,91**); отрицание (t эмп = 2,72**); юмор (t эмп = 2,9**); использование эмоциональной социальной поддержки (t эмп = 2,1*).

Респондентам группы с более высоким уровнем качества жизни чаще свойственны попытки переосмыслить стрессовую ситуацию в позитивном ключе, они готовы активно бороться со сложившейся ситуацией, стремятся найти эмоциональную поддержку и понимание; у них выше готовность воспринимать стрессовую ситуацию с юмором, шутить и смеяться по этому поводу. Респонденты с более низким уровнем оценки качества жизни скорее не готовы к активным шагам или прямым действиям, направленным на преодоление стрессового воздействия той или иной жизненной ситуации.

Отметим, что некоторые шкалы (мысленный уход от проблемы; концентрация на эмоциях и их активное выражение; сдерживание; планирование) не дали значимых межгрупповых различий, однако показали довольно высокие значения у респондентов обеих групп. Так все респонденты обдумывают как действовать в отношении трудной жизненной ситуации, разрабатывают стратегии поведения, используют различные виды активности, которые помогают им отвлечься от неприятных мыслей, связанных с проблемой, склонны фокусироваться на неприятных эмоциях и выражении этих чувств. Для начала каких-либо действий они склонны поджидать лучшего момента и воздерживаются от слишком

INTERRELATION OF PERSONALITY RESOOURCES... поспешных, импульсивных действий. Вместе с тем, респонденты обеих групп не склонны обращаться к религии, вере, просить помощи у Бога. Можно предположить, что после постановки диагноза, причины которого медицине на данный момент неизвестны, их вера в «высшие силы» стала менее выраженной.

При сравнительном анализе показателей экспериментальных групп по методике исследования самоотношения, показатели респондентов первой группы оказались значимо ниже по четырем шкалам из девяти (более низкое качество жизни): открытость (t эмп = 2,44*); самоуверенность (t эмп = 3,75**); саморуководство (t эмп = 3,67**); самоценность (t эмп = 3,14**).

Анализ данных по Методике 20-ти «Я» показывает, что категория «маркеры болезни» значимо чаще представлена в первой группе. Менее удовлетворенные своей жизнью респонденты довольно часто применяют к себе такие слова как «больной», «инвалид». Несмотря на то, что все респонденты имеют одинаковое заболевание и изначально находятся в «равных условиях» в плане своего соматического состояния, респонденты первой группы чаще склонны воспринимать себя больными и акцентировать внимание на своих негативных личностных качествах, в то время, как респонденты второй группы значимо реже применяют по отношению к себе т. н. прямые «маркеры болезни», а также чаще характеризуют себя с позиции позитивных и конструктивных личностных черт.

Таким образом, данные критериального сравнения групп по ряду личностных параметров (ресурсов) убедительно свидетельствуют в пользу того, что совокупность более выраженных личностных ресурсов сопряжена с более высокой оценкой субъективного качества жизни респондентов. На следующем этапе была предпринята попытка выявления корреляционных связей между параметрами субъективного качества жизни (шкалами методики «качество жизни и удовлетворенность») и шкалами методик, направленных на выявление личностных особенностей.

ПСИХОЛОГИЯ Ю. Ю. Неяскина, Л. В. Обухова ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ И СУБЪЕКТИВНОГО..

Таблица 2. — Данные корреляции качества жизни и удовлетворенности с жизнестойкостью в двух выборках

Качество жизни и удовлетворенность Жизнестойкость

Более низкий уровень КЖУ Более высокий уровень КЖУ

Здоровье - Вовлеченность (0,33*)

- Контроль (0,41**)

- Жизнестойкость (0,38**)

Эмоциональная сфера - Вовлеченность (0,39**)

- Контроль (0,34*)

- Принятие риска (0,43**)

- Жизнестойкость (0,43**)

Активность Вовлеченность (0,48**) -

Контроль (0,45**) -

Принятие риска (0,46**) -

Жизнестойкость (0,54**) -

Социальная сфера - Вовлеченность (0,33*)

*- р < 0,05; **- р < 0,01

Шкалы методики «Качество жизни и удовлетворенность» коррелируют фактически со всеми шкалами методики «Жизнестойкость» в обеих группах (таблица 2), при этом совокупность параметров жизнестойкости вступает во взаимосвязи с разными аспектами удовлетворенности жизнью у респондентов первой и второй групп.

Шкалы«здоровье» и «эмоциональная сфера» у респондентов с более высоким уровнем КЖУ коррелирует с вовлеченностью, контролем и жизнестойкостью. Можно предположить, что показатели по этим шкалам являются ресурсом для данных респондентов, что позволяет им быть удовлетворенными здоровьем и общим эмоциональным фоном своей жизни значительно больше, чем респондентам с более низким КЖУ, которые в оценке

своего здоровья на внутренние ресурсы не опираются.

В сфере активности наблюдается зеркальная взаимосвязь: все шкалы методики «Жизнестойкость» коррелируют с показателями качества жизни только в первой группе. Данный факт не находит однозначного объяснения; можно предположить, что низкие показатели респондентов данной группы по шка-лам«вовлеченность», «контроль», «принятие риск», «жизнестойкость» не дают возможности оценивать свою активность выше, чем она есть.

Шкала социальной сферы методики КЖУ не показала множественных взаимосвязей: она коррелирует с вовлеченностью (умением быть вовлеченным в процесс жизни) у группы с более высокой оценкой уровня качества жизни и удовлетворенность жизнью.

Таблица 3. — Данные корреляции качества жизни и удовлетворенности со смысложизненной ориентацией в двух выборках

Качество жизни и удовлетворенность СЖО

Более низкий уровень КЖУ Более высокий уровень КЖУ

Эмоциональная сфера - Цели в жизни (0,4**)

- Процесс жизни (0,47**)

- Результат жизни (0,48**)

- Локус контроля - Я (0,4**)

- Локус контроля - жизнь (0,4**)

- Осмысленность жизни (0,46**)

PSICHOLOGY Ye. Ye. Neyaskina, L. V. Obukhova INTERRELATION OF PERSONALITY RESOOURCES... Окончание табл. 3

Качество жизни и удовлетворенность СЖО

Более низкий уровень КЖУ Более высокий уровень КЖУ

Активность Цели в жизни (0,49**) -

Процесс жизни (0,49**) -

Результат жизни (0,43*) -

Локус контроля - Я (0,66**) -

Локус контроля - жизнь (0,54**) -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осмысленность жизни (0,58**) -

Социальная сфера - Цели в жизни (0,28*)

Процесс жизни (0,36*)

Результат жизни (0,33*)

Локус контроля - Я (0,36*)

Осмысленность жизни (0,37**)

*- p < 0,05; **- p < 0,01

По данным корреляции шкал методики «Качество жизни и удовлетворенность» и «Методики смысложизненных ориентаций» (таблица 3) выявлена схожая с описанной выше картина взаимосвязей. Шкалы «Эмоциональная сфера» и «Социальная сфера» показали тесные корреляционные связи со всеми шкалами методики СЖО у представителей второй группы (с более высоким уровнем КЖУ). По всей вероятности, их более высокие показатели по шкалам методики СЖО становятся ресурсом для более позитивной оценки отдельных сфер качества жизни.

У представителей первой группы сфера активности вновь тесно коррелирует со всеми личностными ресурсами — шкалами методики СЖО.

Рассеянный склероз — это заболевание, которое имеет стадии ремиссии и стадии обострения. Для всех респондентов их жизнь стала «преодолением трудностей». Показательно, что у респондентов второй группы (более высокий уровень качества жизни) оценка качества жизни в сфере здоровья согласована с готовностью к деятельности, связанной с преодолением трудностей (таблица 4).

Таблица 4. — Данные корреляции качества жизни и удовлетворенности с Методикой «Локализация контроля личности»

Качество жизни и удовлетворенность Локализация контроля личности

Более низкий уровень КЖУ Более высокий уровень КЖУ

Здоровье Готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей (0,29*)

Активность Интернальность при описании личного опыта (0,37*) -

Интернальность в сфере семейных отношений (0,42*) -

*- p < 0,05; **- p < 0,01

В первой группе вновь наблюдается описанная ранее тенденция (таблица 4): из всех сфер оценки качества жизни лишь оценка качества жизни в сфере активности вступает во взаимосвязи с параметрами методики локализации контроля личности (интернальность при описании личного опыта, интернальность в сфере семейных отношений). Прини-

мая во внимание, что в семейной сфере респонденты данной группы менее реализованы (значительный процент не состоящих в браке), а шкала «активность» методики КЖУ имеет менее выраженные показатели, данная взаимосвязь видится «усугубляющей» низкую оценку качества жизни респондентами.

ПСИХОЛОГИЯ

Ю. Ю. Неяскина, Л. В. Обухова ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ И СУБЪЕКТИВНОГО.

Таблица 5. — Данные корреляции качества жизни и удовлетворенности с «Опросником совладания со стрессом СОРЕ»

Качество жизни и удовлетворенность Копинг-стратегии

Более низкий уровень КЖУ Более высокий уровень КЖУ

Здоровье Использование эмоционально-социальной поддержки (0,36*) -

Эмоциональная сфера Использование эмоционально-социальной поддержки (0,37*) -

- Позитивное переформулирование (0,48**)

*- p < 0,05; **- p < 0,01

Группа, которая оценивает свое качество жизни выше, демонстрирует взаимосвязь параметра «эмоциональная сфера» методики КЖУ со шкалой «позитивное переформулирование» методики COPE (таблица 5). Навыки позитивной интерпретации способствуют повышению оценки удовлетворенности эмоциональным фоном у представителей группы. В первой группе шкала «использование эмоционально-социальной поддержки» методики COPE оказывается связанной одновременно

со шкалами «здоровье» и «эмоциональная сфера» методики КЖУ. Можно предполагать, что респондентам как раз не хватает поддержки ближайшего окружения, чтобы оценить свое качество жизни выше. Другими словами, поддержка ближайшего окружения могла бы — в случае наличия таковой — стать действенным ресурсом для повышения удовлетворенности данными сферами жизни для респондентов первой экспериментальной группы.

Таблица 6. — Данные корреляции качества жизни и удовлетворенности со шкалой толерантности к неопределенности

Качество жизни и удовлетворенность Толерантность к неопределенности

Более низкий уровень КЖУ Более высокий уровень КЖУ

Эмоциональная сфера - Предпочтение неопределенности (0,32*)

Активность Отношение к новизне (0,47**) -

Отношение к сложным задачам (0,39*) -

Отношение к неопределенным ситуациям (0,43*) -

Предпочтение неопределенности (0,44*) -

Толерантность к неопределенности (0,4*) -

Общий балл (0,45**) -

*- р < 0,05; **- р < 0,01

В группе с более низкой оценкой субъективного качества жизни и удовлетворенности наблюдаются взаимосвязи по всем шкалам методики «Толерантность к неопределенности» со шкалой «активность» методики КЖУ (таблица 6). Можем предполагать, что неопределенная ситуация, относящаяся к течению

заболевания, не дает им возможности заниматься любимым делом и быть активными.

У более высоко оценивающих качество жизни респондентов предпочтение неопределенности сопряжено с удовлетворенностью в эмоциональной сфере.

PSICHOLOGY Ye. Ye. Neyaskina, L. V. Obukhova INTERRELATION OF PERSONALITY RESOOURCES...

Таблица 7. — Данные корреляции качества жизни и удовлетворенности с методикой исследования самоотношения

Качество жизни и удовлетворенность МИС

Более низкий уровень КЖУ Более высокий уровень КЖУ

Эмоциональная сфера - Самоуверенность (0,4**)

- Зеркальное Я (0,3*)

- Самоценность (0,41**)

- Самопривязанность (0,39**)

Социальная сфера - Самопривязанность (0,3*)

*- р < 0,05; **- р < 0,01

Самопривязаность, самоуверенность, самоценность являются для респондентов второй экспериментальной группы потенциальными ресурсами для повышения удовлетворенности жизнью как в социальной, так и в эмоциональной сфере (таблица 7). В группе с более низкой удовлетворенностью жизнью параметры самоотношения не вступают ни в какие

корреляционные связи с различными аспектами удовлетворенности жизнью. Можно предполагать, что позитивное самоотношение не является потенциальным ресурсом для повышения уровня субъективной оценки качества жизни у респондентов первой группы. Мы затрудняемся дать однозначное объяснение данному факту.

ВЫВОДЫ

Обобщение результатов эмпирического исследования взаимосвязи личностных ресурсов и субъективного качества жизни у людей с хроническим инвалидизирующим заболеванием (на примере больных рассеянным склерозом) позволяет сделать следующие выводы:

Группы, различающиеся по уровню субъективной оценки удовлетворенности жизнью, продемонстрировали существенные различия по большинству личностных характеристик (жизнестойкость, осмысленность жизни, самоотношение, толерантность к неопределенности и др.). Таким образом, можно говорить, что различающиеся по показателям субъективного качества жизни группы различаются также и по уровню ресурсности: совокупность выраженных личностных ресурсов респондентов второй группы сопряжена с большей удовлетворенностью ими различными аспектами жизни, дефицитарность личностных ресурсов у респондентов первой группы согласуется с менее оптимистичной оценкой ими качества жизни, меньшей удовлетворенностью ей.

Экспериментальные группы демонстрируют различный характер взаимосвязей между параметрами удовлетворенности жизнью

и личностными ресурсами. В группе с более высокой субъективной оценкой качества жизни число личностных параметров, вступивших в корреляционные связи с разными аспектами удовлетворенности жизнью, существенно выше. Можно говорить о большей степени интегрированности параметров удовлетворенности жизнью в структуру личности у респондентов данной группы. Наличие личностных ресурсов способствует повышению удовлетворенности жизнью в целом и различными ее аспектами. Стратегия выстраивания своей жизни респондентами может быть условно обозначена так: «Моя жизнь зависит от меня, и я проживу ее так, как я этого хочу, а не так, как мне предписано болезнью».

В группе, демонстрирующей меньшую удовлетворенностью жизнью, единственным связанным с личностными ресурсами параметр субъективного качества жизни оказался показатель «удовлетворенность в сфере активности». Данный факт не находит у нас однозначного объяснения, однако отсутствие связи личностных ресурсов с оценкой собственной удовлетворенности в других сферах (в частности, в сфере здоровья) свидетельствует о том, что в ситуации дефицитарности

ресурсов даже вероятность повышения уровня того или иного параметра сама по себе не становится однозначной предпосылкой переоценки качества жизни и повышения удовлетворенности жизнью у респондентов.

Таким образом, показано, что при одинаковой соматической картине течения неизлечимого инвалидизирующего заболевания существует вариативность оценивания своего состояния, удовлетворенности отдельными

сферами своей жизни, желания совладать с ситуацией болезни и стратегий ее преодоления. При этом существенную роль в определении вектора «смирения» или «совлада-ния» с болезнью играет совокупность таких личностных ресурсов, как жизнестойкость, осмысленность жизни, интернальность в различных ее областях, толерантность к неопределенности, позитивное самоотношение.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Медицинские вести. https://med.vesti.ru/articles/zabolevaniya/priznaki-i-lechenie-rasseyannogo-skleroza (дата обращения: 25.05.19)

УДК 159.9.01

М. А. Фризен, О. А. Сосова

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОСНОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ПСИХОЛОГА

Аннотация. В статье представлены результаты одного из этапов исследования ценностно-смысловых оснований профессионального выбора психолога. Рассмотрены две выборки психологов, отличающиеся по параметрам профессионального выбора (продуманность, эмоциональность, самостоятельность, удовлетворенность), сделаны выводы о рефлексивном ресурсе профессионального выбора в обеих группах, значимых параметрах профессии, ее соотнесении с экзистенциальным измерением жизни респондентов.

Ключевые слова: личностный выбор, профессиональный выбор, психолог, ценности, смыслы, осмысленность.

М. А. Frizen, О. А. Sosova

ON THE PROBLEM OF STUDYING VALUE-SEMANTIC BASES OF A PSYCHOLOGIST'S PROFESSIONAL CHOICE

Abstract: The article presents the results of a stage in researching value-semantic bases of a psychologist's professional choice. Two sample groups of psychologists differing in the professional choice parameters (forethought, emotionality, independence, satisfaction) are considered, conclusions about a reflexive resource of professional choice in both groups, significant parameters of the profession, its correlation with the respondents' existential life assessment are drawn.

Key words: personality choice, professional choice, psychologist, values, meanings, sense of purpose

Осмысленный выбор профессии, согласованность личностных ценностей и миссии профессии выступают важными условиями эффективности профессиональной деятельности [1, 3]. При осуществлении осознанного выбора профессии человек в рамках профессионального обучения и на этапе реализации профессиональной деятельности интегрирует собственные ценности и смыслы и ценностно-смысловое содержание профессиональной деятельности, их гармония выступает одним из условий успешности профессиональной деятельности, а их несовпадение в продук-

тивном варианте ведет к постановке задач на смысл, поиску себя в профессии, путей лич-ностно-профессионального саморазвития [2]. В результате, на наш взгляд, у каждого профессионала складывается индивидуально своеобразный баланс ценностно-смысловых содержаний (личностных и привнесенных профессией).

Профессия психолога сама по себе связана с процессом познания, осмысления, интерпретации разнообразных проявлений психики, жизненных ситуаций, их мотивационных, ценностных и смысловых аспектов. В связи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.