Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКОПОДОБНОГО РОБОТА-АНДРОИДА В АКТИВИЗАЦИИИНТЕРЕСА К ПОЗНАНИЮ МИРА У РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКОПОДОБНОГО РОБОТА-АНДРОИДА В АКТИВИЗАЦИИИНТЕРЕСА К ПОЗНАНИЮ МИРА У РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ОПТИМАЛЬНЫЙ ПУТЬ / МЕТОДЫ / ТЕХНОЛОГИИ / РОБОТОТЕХНИКА / РОБОТОТЕРАПИЯ / AUTISM SPECTRUM DISORDERS / OPTIMAL WAY / METHODS / TECHNOLOGIES / ROBOTICS / ROBOTIC THERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Литвинова Галина Владимировна, Рязанцев Александр Евгеньевич

Представлена попытка использования человекоподобного робота-андроида в коррекционной работе с аутичными детьми, направленная на активизацию интереса к познанию мира. Приводятся примеры взаимодействия с отдельными детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USING A HUMAN-LIKE ANDROID ROBOT IN ACTIVATING INTEREST IN WORLD COGNITION IN CHILDREN WITH AUTISM

The article presents an attempt of using a human-like android robot in corrective work with autistic children aimed at activating interest in world cognition. Examples of interaction with some children with ASDs are given.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКОПОДОБНОГО РОБОТА-АНДРОИДА В АКТИВИЗАЦИИИНТЕРЕСА К ПОЗНАНИЮ МИРА У РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ»

ПСИХОЛОГИЯ

PSICHOLOGY

УДК 376.44

Г. В. Литвинова, А. Е. Рязанцев

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКОПОДОБНОГО РОБОТА-АНДРОИДА В АКТИВИЗАЦИИ ИНТЕРЕСА К ПОЗНАНИЮ МИРА У РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ

Аннотация. Представлена попытка использования человекоподобного робота-андроида в коррекционной работе с аутичными детьми, направленная на активизацию интереса к познанию мира. Приводятся примеры взаимодействия с отдельными детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, оптимальный путь, методы, технологии, робототехника, робо-тотерапия.

G. V. Litvinova, А. Ye. Ryazantsev

POSSIBILITIES OF USING A HUMAN-LIKE ANDROID ROBOT IN ACTIVATING INTEREST IN WORLD COGNITION IN CHILDREN WITH AUTISM

Abstract: The article presents an attempt of using a human-like android robot in corrective work with autistic children aimed at activating interest in world cognition. Examples of interaction with some children with ASDs are given.

Key words: autism spectrum disorders, optimal way, methods, technologies, robotics, robotic therapy

Сам термин аутизм появился достаточно давно, еще в XVШ веке, но как самостоятельный синдром описан в середине XX века. Это, в первую очередь, хорошо известные работы Л. Каннера, Г. Аспергера, В. Мнухина. После этого появилось значительное количество работ и других авторов, среди которых исследования К. С. Лебединской, О. С. Никольской, С. А. Морозова и мн. др. Постоянно появляются данные об увеличении количества детей с подобного рода нарушениями развития [5]. Это не только «истинный» аутизм (по МКБ-10: ранний детский аутизм или синдром Каннера, атипичный аутизм, синдром Аспергера), но и так называемое расстройство аутистического спектра (РАС). Этот термин особенно активно используется с введением в 2013 году DSM-5. Несмотря на большое количество работ по проблеме данного нарушения в детском возрасте, этиология его по-прежнему неясна, вместе с тем патогенез более понятен, т. к. появились лонгитюдные исследования. Традиционно аутизм рассматривают как экстремальное одиночество или как вариант тяжелого диссоциированного диз-онтогенеза, представляющего собой отрыв от

реальности, отгороженность от окружающего мира с асинхронным развитием психики [1, 7]. Ребенок изолирует себя от мира, уходит от взаимодействия с реальными объектами мира, предпочитает наполнять свою жизнь знакомыми и понятными ему ощущениями, впечатлениями и не исследовать мир, в итоге формирует у себя набор ощущений и поведенческих форм, называемых аутостимуляциями. Стереотепии, характерные детям с аутизмом, могут быть самыми разнообразными: одна и та же еда; в одном и том же порядке расставленные кубики, машинки; прогулки по знакомым тропинкам и дорожкам парка и т. п. Помимо этого ученые говорят о гиперсинзе-тивности (повышенной чувствительности) в раннем онтогенезе. Взаимодействуя с миром, ребенок испытывает дискомфорт, т. е. все сигналы внешнего мира для ребенка слишком болезненны: звук очень громкий, свет яркий, одежда неудобна (колючая, холодная, мокрая и пр.). У него нарушено восприятие информации извне и обработка ее мозгом. Одни сигналы для малыша слишком интенсивны, другие не замечаются вовсе. Соответственно, контакт с миром нарушен.

ПСИХОЛОГИЯ Г. В. Литвинова, А. Е. Рязанцев

В итоге можно говорить об аутоподобном типе адаптациии к внешнему миру. Обнаруживается это чаще всего в 1,5-2 года, но может диагностироваться и позднее. При этом существует множество вариантов нарушений развития, которые приводят к состоянию, диагностируемому как расстройство аутистиче-ского спектра. Это могут быть и генетические нарушения, и органические расстройства, и абсолютно морфологически здоровые дети, но с проявлениями аутизма. Если лечебно-кор-рекционная работа отсутствует, то более чем в 70 % случаев наблюдается глубокая инвалидность ребенка, что обостряет проблему реабилитации детей с расстройствами аути-стического спектра. Ребенок с РАС в раннем периоде уже «тренирует» свои механизмы защиты от мира, ухода от него в свой ауто-мир. Все специалисты указывают на то, что ребенок не использует прямой глазной контакт, а пользуется периферическим зрением, поскольку прямой контакт для него является болезненным.

Развитие и коррекция ребенка с расстройствами аутистического спектра невозможны с помощью только одного метода, необходим комплекс разных подходов, подбор и оттачивание технологий. Наибольшее распространение получили зарубежные методы поведенческой терапии, направленные на выработку социально-бытовых навыков, с пошаговой отработкой через систему «подкреплений» (ABA, ТЕАССН-программа и др.). Из российских подходов известна предложенная сотрудниками лаборатории содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Института коррекционной педагогики РАО методика комплексного медико-психолого-педагогического воздействия, основанная на представлении об аутизме, прежде всего, как об аффективном расстройстве (Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. и др.) [7]. Большие успехи достигаются в ходе применения иппотерапии, дельфинотерапии, канистерапии, арт-терапии и других терапевтических техник [2, 3, 4, 6].

Вряд ли правомерно говорить о предпочтении какого-либо метода при таком тяжелом варианте дизонтогенеза, исходить стоит из индивидуальных особенностей и актуальных нужд ребенка, которому требуется многопла-

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКОПОДОБНОГО... новая комплексная помощь. А потому используем в работе разнообразные подходы, методы, технологии. В основе работы лежит недирективный подход, предполагающий следование педагога за инициативой ребенка. Но некоторые аутичные дети не проявляют никакой активности, в этих случаях специалист берет на себя инициативу. С таким ребенком, образно говоря, общаются на непонятном ему языке, и если подобрать понятный ему язык, то становится возможным и диалог. Поиск новых способов установления контакта с учетом трудностей взаимодействия таких детей с людьми, способностей многих из них к активному усвоению технических средств привел нас к мысли о возможности использования андроидного робота. Этому способствовали успехи студентов физико-математического факультета КамГУ им. Витуса Беринга в робототехнике (науч. рук. Рязанцев А. Е., канд. ф.-м. наук, доцент). Психокоррекционная работа организована сотрудниками лаборатории образовательной робототехники. Разработка программно-аппаратного комплекса на базе андроидного робота NAO позволила заложить программу специально для детей с аутизмом (программное обеспечение разработано магистрантом Михайловым Ю. Л.). Одной из задач стало научить ребенка с расстройствами аути-стического спектра смотреть на окружающие его предметы фронтально, соотносить различные сенсорные каналы, в частности соединять звуковой и слуховой сигнал. Далеко не все аутичные дети выполняют инструкции педагога, поскольку их выполнение требует травматичного для них прямого глазного контакта. Робот NAO исключает этот дискомфорт, не травмирует детей, и те охотнее выполняют различные движения по его команде: поднять правую (левую) руку, ногу, выполнить наклоны, приседания. Дети охотнее называют вслед за роботом свое имя, используя местоимение первого лица, что, как известно, затруднительно для них. Заложенная в андроиде программа позволяет ему произносить: «Меня зовут Тиша» и «Я робот Тиша», «Как тебя зовут?» Отвечая на этот вопрос, ребенок уверенно подносит руку к своей груди и говорит: «Меня зовут ...», — при этом психологом оказывается необходимая помощь. Были проведены отдельные за-

ВЕСТНИК КРАУНЦ СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

№ 2 (34) 2019

51

PSICHOLOGY

G. V. Litvinova, A. Ye. Ryazantsev

POSSIBILITIES OF USING A HUMAN-LIKE...

нятия с детьми с расстройствами аутистического спектра на базе Петропавловск-Камчатской школы № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и на базе Центра развития личности и психолого-педагогической помощи населению при КамГУ им. Витуса Беринга. Опираясь на клинические симптомы аутизма и проанализировав анамнестические данные наших испытуемых, мы определили критерии коммуникативной составляющей в структуре дефекта, к ним мы отнесли следующие:

• наличие или отсутствие отклика на свое имя;

• инициация общения;

• обращение к взрослому с просьбой;

• выполнение просьб взрослого;

• прямой глазной контакт;

• стереотипии.

Эти критерии позволяют нам отслеживать эффективность использования андроидного робота для психокоррекции детей с расстройствами аутистического спектра. Прошли единичные занятия, но и они продемонстрировали пусть небольшие, но для детей с аутизмом значимые результаты:

• снизилась степень полевого поведения;

• исчезли негативизм, агрессия;

• появилась чувствительность к оценкам взрослого, появилась улыбка на похвалу. Дальнейшая работа направлена на продумывание заданий, которые будут запрограммированы в роботе и окажутся полезны детям с расстройствами аутистического спектра, а также на экспериментальное получение оценочных результатов по эффективности использования андроидного робота NAO в кор-рекционных целях. Это с осторожностью, но позволяет использовать термин робототера-пия. Мы понимаем, что «общение» с роботом не заменит общения с людьми, в том числе и с другими детьми, но это позволит активизировать ребенка с расстройствами аутисти-

ческого спектра к познанию мира и послужит толчком к запуску коммуникативной функции.

Для нас абсолютно очевидно следующее: если максимально рано выявить и максимально рано начать коррекционную работу, используя самый широкий спектр методов и технологий, то в большинстве случаев можно успешно социализировать ребенка. И ро-бототерапия может занять в этом списке достойное место. Мы не видели ни одного равнодушного ребенка на наших занятиях, что очень важно. Через развитие аффективного отношения ребенка с РАС к окружающему миру формируются знания, умения, что и ложится в основу его социальной адаптации. Такой подход дает наибольшие результаты при относительно негрубой патологии РАС (3, 4 группы по О. С. Никольской). Отметим, что коррекционный эффект возможен и при более тяжелых вариантах аутизма (1 и 2 группы), но организация поведения аутичного ребенка в этом случае затруднена, и тогда, возможно, эффективнее сработает поведенческая терапия с использованием андроида.

В заключение отметим, что силы ученых в настоящее время направлены на разработку способов ранней диагностики и максимально ранней коррекции. Чем меньше ребенок, тем больше шансов, что у него еще не угасло стремление к познанию мира и он не выстроил свои механизмы защиты от мира, минимизируя интенсивность информационного потока. Наработать опыт, синтезировать его с академическими знаниями — это путь для лучшего понимания механизма возникновения и успешной коррекции детей с расстройствами аутистического спектра. По данным разных мировых источников, до 60 % детей могут стать абсолютно адекватными в мире, пусть и сохраняющими в той или иной мере аутистические черты.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе / под ред. С. А. Морозова. — М.: СигналЪ, 245 с.

2. Баенская Е. Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми // Альманах № 20 «Детский аутизм: пути понимания и помощи» — URL: http://alldef.ru/ru/articles/ almanah-20 (дата обращения 02.02.2019).

52 JORNAL COLLECTION OF SCIENTIFIC WORKS OF KRASEC THE HUMANITIES № 2 (34) 2019

3. Копытин А. И. Психодиагностика в арт-терапии. — СПб.: Речь, 2014. — 288 с.

4. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. — М.: Когито-Центр, 2014. — 197 с.

5. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 14-16 декабря 2016 г., Москва / под общ. ред. А. В. Хаустова. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. — 449 с.

6. Литвинова Г. В., Зазуленко-Бакланова Н. В. Арт-терапевтические технологии в системе психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии. — 2016. — Том 19. — № 3. — С. 18-39.

7. Никольская О. С., Баенская Е. Р., ЛиблингМ. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 8-е. — М.: Теревинф, 2012. — 288 с.

УДК 159.923

Ю. Ю Неяскина., Л. В. Обухова

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ И СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У ЛЮДЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМ ИНВАЛИДИЗИРУЮЩИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ)

Аннотация: в статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи субъективной удовлетворенности жизнью и личностных ресурсов у людей с хроническим инвалидизирующим заболеванием. Показано, что при одинаковой соматической картине течения неизлечимого инвалидизирующего заболевания, существует вариативность оценивания своего состояния, удовлетворенноти отдельными сферами своей жизни, желания совладать с ситуацией болезни и стратегий ее преодоления. При этом существенную роль в определении вектора «смирения» или «совладания» с болезнью играет совокупность таких личностных ресурсов, как жизнестойкость, осмысленность жизни, интернальность в различных ее областях, толерантность к неопределенности, позитивное самоотношение.

Ключевые слова: субъективное качество жизни, удовлетворенность жизнью, личностные ресурсы, совладание с болезнью.

Yu. Yu. Neyaskina, L. V. Obukhova

INTERRELATION OF PERSONALITY RESOURCES AND SUBJECTIVE QUALITY OF LIFE IN PEOPLE WITH A CHRONIC ILLNESS LEADING TO DISABILITY (BY THE EXAMPLE OF PATIENTS WITH MULTIPLE SCLEROSIS)

Abstract: The article presents the results of empirical research of subjective life satisfaction and personality resources interrelation in people with a chronic illness leading to disability. It is shown that in case of similar somatic clinical history of an incurable disease leading to disability there is a variation in the assessment of one's state, satisfaction with certain spheres of one's life, wish to cope with the disease situation and strategies of overcoming it. In this regard a significant role in defining the vector of "resignation" or "coping" with the disease is played by the combination of such personality resources as vitality, life purpose awareness, internality in its different spheres, tolerance to ambiguity, positive self-relation.

Keywords: subjective quality of life, life satisfaction, personality resources, coping with a disease

Цель исследования: выявление взаимосвязи психологических особенностей и субъективного качества жизни у людей с хроническим инвалидизирующим заболеванием (на примере больных рассеянным склерозом).

База исследования: в исследовании приняли участие 84 респондента, проживающие на территории Российской Федерации, с диагнозом рассеянный склероз (количество лет с диагнозом от 0.5 года до 25 лет). Возраст

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.