Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки. № 1/2(8) 2011. Тематический выпуск
«Распространение инновационного опыта создания условий психолого-педагогического
СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ»
УДК 376
Е. И. Гонта, И А. Макарова
ОПЫТ РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДОУ
Особенности проявления аутизма у детей дошкольного возраста. Проблема адаптации детей с аутизмом в ДОУ. Эффективность коррекционной работы с детьми, страдающими аутизмом.
Ключевые слова: аутизм, дети дошкольного возраста, проблемы адаптации, эффективность коррекции аутизма.
Gonta Elena I., Makarova Inna A. EXPERIENCE WITH AUTISM PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF SPECIALIZED MUNICIPAL PRESCHOOL CENTER (State Education autonomous institution of additional professional education "Amur Regional Institute of Education»; Municipal pre-school educational institution kindergarten № 52 combined type).
Infantile [children] autism as a problem of modern pedagogics. The adaptation of a child suffering from infantile [children] autism in the kindergarten. The rate of the correction work efficiency.
Keywords: autism, pre-school children, problems of adaptation, the effectiveness of the correction of autism.
Анализ статистических данных контингента дошкольников МДОУ Д/с № 52 комбинированного вида г. Благовещенска показывает, что за последние 10—12 лет возросло количество детей с различными отклонениями в психофизическом развитии, в том числе с ранним детским аутизмом (РДА) и с аутистическими чертами в поведении. Причем, следует отметить, что количество детей с аутистическими чертами в поведении доминирует над количеством детей с классическими формами аутизма. Так, если в 1998 г. из
34 детей с нарушениями интеллекта диагноз РДА имели 3 ребенка, а аутистические черты в поведении были отмечены у 5 детей, то в 2009 г. из 36 детей с интеллектуальной недостаточностью только у 2 детей зафиксирован диагноз РДА, а у 7 детей — диагностированы аутистические черты в поведении. Картина по 2010 году подтверждает обозначенную тенденцию: из
35 детей с нарушениями интеллекта у 4 выставлен диагноз РДА, у 7 детей диагностированы аутистические черты в поведении (таблица).
Таблица
Анализ статистических данных контингента дошкольников МДОУ Д/с № 52 комбинированного вида г. Благовещенска
Нарушения психофизического развития 1998 1999 2009 2010
дети с нарушениями интеллекта 34 чел. 35 чел. 36 чел. 35 чел.
дети с РАД 3 чел. 4 чел. 2 чел. 4 чел.
дети с аутистическими чертами в поведении 5 чел. 5 чел. 7 чел. 7 чел.
Проблемой РДА в мире начали заниматься сравнительно недавно. В литературе начала XX века можно встретить отдельные описания аутистического поведения у детей. К середине ХХ века количество публикаций посвященных РАД увеличиваться и дети с аутистическим поведением описывались при помощи множества категорий (ранний инфантильный аутизм, синдром Каннера, атипичные дети, неконтактные дети, ранние детские психозы, детская шизофрения, болезнь Геллера, псевдоолигофрении, шизоидная психопатия, аутистическая психопатия и др.). Только в 70-х годах прошлого века диагностика аутизма становится более дифференцированной и признается факт, что для постановки диагноза необходимо учитывать множество факторов, среди которых и наследственные, и средовые, и клинические, и многие другие.
Причины значительного роста количества детей с детским аутизмом до конца не изучены. Данные, приведенные в современной специальной литературе достаточно противоречивы. Так В.Е. Каган считает, что синдром раннего детского аутизма имеет органическое происхождение, Г. Гаффней и его коллеги имеют противоположную точку зрения, исключая возможность соматической и органической природы данного синдрома. В некоторых исследованиях высказаны предположения, что в формировании синдрома РДА значительная роль отведена хронической психотравмирующей ситуации, вызванной холодностью матери по отношению к своему ребенку.
Материалы этой статьи ориентированы на опыт взаимодействия с категорией детей, которым присущи отдельные аутистические черты в поведении, поскольку в работы МДОУ Д/с № 52 дети с классическими проявлениями аутизма встречаются реже. Практика коррекционной работы с данной категорией детей убеждает нас в том, что наиболее часто подтверждается теория Л. Каннера, обосновывающая этиологию этого расстройства наследственно-конституциональном фактором. Обобщая опыт коррекционно-развивающей работы с детьми, посещавшими в МДОУ Д/с № 52 группы компенсирующей направленности, можно констатировать, что примерно у 50 % их родителей в поведении отмечаются аутистически-шизоидные черты. Эта категория родителей характеризуется, как правило, отсутствием желания общаться и взаимодействовать с
педагогами ДОУ, родителями других детей. Они замкнуты, малообщительны, идут на контакт только при крайней необходимости. Таким образом, определенные предпосылки проявлений аутистических расстройств заложены на генетическом уровне и подкрепляются в поведенческом плане самими родителями.
При планировании коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей учителя-дефектологи должны опираться на специфику самого расстройства. Отметим, что ранний детский аутизм это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Одним из характерных признаков синдрома РДА является нарушение взаимодействия с окружающей средой: дети имеют значительные трудности при установлении контакта с окружающими. Это затрудняет взаимодействие с дефектологом и построение коррекционно-развивающей работы в целом. В своем исследовании В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг указывают, что этим детям своеобразна игровая деятельность: обычно ребенок играет один, предпочтительно используя не игровой материал, а предметы домашнего обихода (обувь, веревочки, бумага, выключатели, провода и т.п.). Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у таких детей не развиваются. Наблюдаются своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ в сочетании с аутистическим фантазированием. При этом ребенок не замечает окружающих, не вступает с ними в речевой контакт.
Другая характерная черта детей отмечена в работах Н.Г. Манелис и В.М. Башиной и проявляется в разнообразных нарушениях психомоторики, которые проявляются, с одной стороны, в моторной недостаточности, отсутствии содружественных движений, а с другой — в появлении однообразных, стереотипных движений в виде сгибания и разгибания пальцев рук, потягиваний, взмахиваний кистями рук, подпрыгивании, вращения вокруг себя, бега на цыпочках и т.п. Мимика ребенка маловыразительна, характерен взгляд мимо или «сквозь» собеседника. Многие дети с аутизмом, пишет В.Е. Каган, отличаются повышенной пугливостью, впечатлительностью, склонностью к страхам, при этом особенно выражен страх новизны, который рассматривается как болезненно обостренный инстинкт самосохранения.
У данной категории детей, прежде всего, нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативного поведения в целом. Независимо от срока появления речи и уровня ее развития, ребенок не использует речь как средство общения, он редко обращается с вопросами, обычно не отвечает на вопросы окружающих, в том числе близких людей. В.М. Башина указывает, вариации звукопроизношения от правильного до неправильного, отклонения тональности, скорости, ритма, отсутствие интонационного переноса,
эхолалии, бессвязность, неспособность к диалогу, наличие фраз-штампов. Среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием: отмечается как частичная или общая одаренность, так и умственная отсталость.
Достаточно эффективным в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей является выделение такого ее приоритетного направления, которое способствует максимальному раскрытию компенсаторных функций психики, выбору оптимальной коррекционной программы и развитие имеющихся способностей ребенка доступными средствами и методами современной коррекционной педагогики. Успешной социальной адаптации и реабилитации проблемного ребенка способствует правильная организация коррекционного воздействия, начатая в оптимальный для этого период раннего и дошкольного детства, когда психика детей наиболее пластична.
В нашем дошкольном учреждении создана специальная система для успешной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в детский коллектив. Она позволяет подготовить его к дальнейшему обучению, способствовать его социальной адаптации в обществе. Взаимодействие с ау-тичным ребенком строится в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком. На этапе адаптации первоначальное пребывание ребенка в ДОУ ограничивается несколькими часами. Родители приносят из дома любимые игрушки, книжки ребенка, посуду, поскольку окружение ребенка знакомыми ему объектами содействует снятию напряжения, преодолению чувства давления «чужой среды». На начальных этапах коррекционно-воспитательной работы преобладают индивидуальные формы работы, но в дальнейшем ребенка включают в состав небольших групп, численностью по 2—3 человека. Работая в сотрудничестве с родителями, мы создаём благоприятную атмосферу для скорейшей адаптации ребенка в детском коллективе.
Работа с аутичными детьми требует большого терпения от педагогов и родителей. На отработку одного навыка, например, застегивание пуговиц, может уйти много времени. Причем гарантии, в том, что полученный навык на следующих этапах развития ребенка не будет утерян (это может быть связано как с отсутствием мотивации, так и со сложностью извлечения информации из долговременной памяти), нет. Специалисты, работающие с этой категорией детей, являются квалифицированными педагогами, имеют многолетний опыт общения с ними. Одним из направлений их работы является проведение консультаций для родителей и бесед с целью выявления особенностей поведения ребенка вне ДОУ. Наиболее удобны для сбора такой информации, специально разработанные педагогами-дефектологами анкеты для родителей. Их содержание помогает увидеть результативность коррекции проблемных детей, определять зо-
ну их ближайшего развития, поддерживать активную позицию родителей.
В целом, все пребывание ребенка в ДОУ имеет коррекционно-развивающую направленность, которая положительно сказывается на развитии «особого» ребенка, в том числе и ребёнка с аутистическими чертами. Показателем эффективности созданной системы коррекционно-образовательного процесса в МДОУ служат результаты ежегодной психолого-медико-педагогической комиссии. Так в 2007—2008 уч. году было выпущено 4 ребенка с РДА, из них 3 ребенка по результатам обследования были направлены в коррекционное учреждение VIII вида, 1 ребенок направлен в коррекционное учреждение VII вида. В 2008—2009 уч. году из 13 выпускников у 5 были аутистические черты в поведении. По результатам обследования 4 ребенка были направлены в коррекционное учреждение VII вида и 1 ребенок в учреждение VIII вида. В 2009— 2010 уч. году из 8 аутичных детей направлены в коррекционное учреждение VII вида 5 детей и 3 ребенка определены в коррекционное учреждение VIII вида. Это говорит о достаточно хороших способностях детей к адаптации и развитию их психических процессов.
Подводя итог, хочется подчеркнуть: каким бы ни был по сложности дефект, ребенок способен развиваться при грамотно спланированной коррекционно-воспитательной работе на основе личностно-ориентированного подхода.
Литература
1. Башина В.М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999. 240 с.
2. Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с РДА // Альманах «Исцеление», 1993. С. 161.
3. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинской и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. Л.М. Шипициной, Д.Н. Исаева. М.: Владос, 2002.
4. Каган В.Е. Аутизм у детей. М., 1981.
5. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М., 1985.
6. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во МГУ, 1990. 197 с.
7. Лебидинская К.С., Никольская О.С. Диагностика РДА: начальные проявления. М.: Просвещение, 1991.
8. Лютова Е.К., Монина Г.Б., Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Изд-во «Речь», 2007.
9. Манелис Н.Г. РДА: психологические и нейропсихологические механизмы // Сб. на-учно-практ. конф. «Проблемы детского аутизма и парааутистических состояний». М., 2001. С.18—21.
10. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2000.
11. Переверзева Д.С., Горбачевская Н.Л. Диагностика и коррекция зрительной когнитивной функции при РДА // Дефектология. 2010. № 2. С. 31—39.