9. Мандрикова Е. Ю. Личностный потенциал в организационном контексте // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под. ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2011. — С. 469-490.
10. Рыбалкина П. В. Проектное мышление как новый культурный феномен // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. — 2017. — № 3 (252). — Выпуск 39. — С. 158-161.
11. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
12. Шамионов Р. М. Соотношение толерантности к неопределенности и адаптационной готовности личности к изменениям // Вестник РУДН, серия Педагогика и психология. — 2016. — № 3. — С.29-39.
13. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.
14. Budner S. Intolerance of Ambiguity as a Personality Variable // Journal of Personality. — 1962. — Vol. 30. — P. 29-50.
15. Frenkel-Brunswick E. Tolerance towards ambiguity as a personality variable // The American Psychologist. — 1948 — No. 3. — Р. 268.
УДК 81'42
М. А. Фризен
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ЛИЧНОСТНОГО ВЫБОРА В ПЕРИОД ЮНОСТИ
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было изучение психологических параметров личностного выбора в период юности (на примере выбора единого государственного экзамена и выбора будущей профессии). В качестве респондентов выступили обучающиеся 11 классов и студенты-первокурсники. В результате обработки и интерпретации данных был сделан вывод о том, что личностный выбор в период ранней юности более эмоционален, чем рационален (осмыслен). Выбор профессии в сравнении с выбором ЕГЭ в большей степени связан с рефлексивностью, удовлетворенностью жизнью и интегрированностью идентичности. Установлено, что юноши и девушки, по-разному оценивающие собственные усилия, вкладываемые в самосовершенствование, выстраивание жизненного пути, отличаются по степени осмысленности выбора. Сделан вывод о том, что юноши и девушки, оценивающие свой выбор положительно в эмоциональном плане, более удовлетворены им, жизнью в целом, им свойственно планировать будущее, не всегда основываясь на глубоком осмыслении. Их сверстникам, воспринимающим выбор как мучительный, свойственна непродуктивная рефлексия, ответственность за выбор может вызывать негативные эмоции, эти юноши и девушки нуждаются в поддержке окружающих.
Ключевые слова: юношеский возраст, личностный выбор, рефлексивность, идентичность
M. A. Frizen
PSYCHOLOGICAL PARAMETERS OF THE PERSONAL CHOICE IN THE PERIOD OF YOUTH
Annotation. Results of an empirical research aimed at studying psychological parameters of the personal choice in the period of youth are presented in article (by the example of the choice of a unified state examination and the choice of future profession). The respondents were pupils of the 11th forms and first-year students. As a result of processing and interpretation of the data the conclusion was drawn that the personal choice in the period of early youth is more emotional, than rational (comprehended). Choice of profession in comparison with the choice of the USE is in a greater degree connected with ref-lexivity, life satisfaction and identity integration. It is revealed that young men and women differently estimating their own efforts put into self-improvement, forming of a course of life differ in the degree of intelligence of the choice. The conclusion is drawn that the young men and women assessing the choice positively in the emotional plane are more satisfied with it, with life in general, they can plan the future not always based on deep reasoning. The unproductive reflection is characteristic of their peers perceiving the choice as painful, their responsibility for the choice can cause negative emotions, these young men and women need support of the surrounding people.
Keywords: adolescent age, personal choice, reflexivity, identity
В условиях современного общества формирующаяся личность оказывается в ситуации отсутствия четких ориентиров проектирования жизненного пути, что отражается и на построении отношений с пространством
и временем собственной жизни (Е. П. Белинская [1], О. В. Лукьянов [8] и др.). Исследователи отмечают, что такая ситуация неопределенности дополняется также довольно слабой сформированностью рефлексивного ресурса
у подростков и юношей для ее осмысления (В. К. Зарецкий [4], Д. А. Леонтьев [7], Н. А. Маркина [9], Е. Н. Осин [7] и др.). Кроме того, кризис духовных ценностей затрудняет для современной молодежи осмысление ценностной, просоциальный составляющей той или иной профессии, снижает формирование мотивации, направленной на осмысление миссии профессии, формирование профессионально важных качеств.
В рамках школьного обучения старшеклассники еще не имеют должной личностной ответственности в плане простраивания жизненной перспективы. Вместе с тем, уже начиная с 10 класса (начало периода ранней юности) обучающиеся школ должны сделать жизненно важный выбор: определить, к каким ЕГЭ готовиться, с тем, чтобы после окончания 11 класса приступить к получению профессионального образования. Мы полагаем, что данный выбор осуществляется лицами раннего юношеского возраста в меньшей степени рационально, в основном либо в логике конформности (опора на мнение родителей, друзей, популярность специальности, престиж профессии и др.), либо в прагматической логике (что проще сдать, какой экзамен позволит подать документы в большее количество вузов). Кроме того, выбор сопровождается комплексом переживаний, также снижающих его рациональность, прогностич-ность. В то время как, по мнению Ф. Е. Васи-люка [3], выбор жизненного пути связан с рефлексией и поддержкой внутренней сложности; осознанием и принятием внешней трудности.
Следовательно, если говорить о пространственно-временных координатах жизненного пути формирующейся личности применительно к самоопределению, в частности, к такому значимому выбору, как выбор профессии, можно предположить следующее. Для про-страивания временной перспективы у юношей есть ресурс в смысле сформированной психической базы (логическое мышление и т. д.), вместе с тем, вкладывание усилий в целеполагание, планирование, может не быть для формирующейся личности первостепенной задачей. Юноши и девушки больше сосредоточены на настоящем, зона будущего простроена слабо. Научный интерес пред-
ставляют факторы, определяющие данный процесс. Важно учесть социокультурный контекст: поколение бабушек и дедушек современных юношей жили в период определенности будущего на уровне идеологии; родители юношей и девушек взрослели в период выраженной нестабильности, неопределенности, когда дальнюю перспективу, как правило, выстроить было сложно. Следовательно, оба поколения взрослых дали определенные сценарии взаимодействия с собственным будущим. Потому исследование данного вопроса применительно к современной формирующейся личности имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Важно изучение условий, предикторов осмысления взрослеющим человеком своих перспектив. О. В. Лукьянов, размышляя о времени жизни и выстраивании отношений с ним человеком, указывает, что оно «становится экзистенциальным временем — опытом человеческих выборов. <...> Перед тем, как принять экзистенциальное решение, человек отвечает на вопрос об ответственности за время своей жизни» [8, с. 42].
Освоение нового открывающегося социального пространства в условиях перехода от школьного обучения к профессиональному также интересно в аспектах ресурсности, рефлексии, самоопределения. По мнению И. С. Кона [5], юность выступает переходным этапом от периода довзрослости к периоду собственно взрослости, профессиональное самоопределение выступает ведущим аспектом продуктивного функционирования личности как в период профессионального обучения, так и в период включения в профессиональную деятельность. Если говорить о пространстве, то в общем плане — то есть в плане социальной ситуации развития как контекста становления личности — также происходят существенные изменения. В позитивном варианте система отношений должна переструктурироваться, поскольку меняется не просто место обучения юношей и девушек, трансформируется их референтное окружение, меняются сами принципы конструирования диалога в системе человеческих отношений (экспансивность общения снижается, снижается и интенсивность сопровождающих его эмоций, растет осмысленность
отношений, ответственность за их построение и др.). Мы полагаем, что в силу гетеро-хронности развития его личностная линия «запаздывает» по отношению к самоопределению, в частности к выбору ЕГЭ и места профессионального обучения, выбор совершается не вполне осознанно, по большей части эмоционально. Данное обстоятельство усиливает кризис идентичности, неизбежно возникающий при поступлении в вуз. Юноше сложно интегрировать свою Я-концепцию с образом профессионала, поскольку подготовительная работа, необходимая на этапе профессионального самоопределения в школе, как правило, полноценно формирующейся личностью не проделывается. В результате на этапе обучения на 1 курсе юноши и девушки могут столкнуться с противоречиями, которые должны были переработать еще на этапе изначального выбора профессии, то есть задолго до поступления в вуз. Когда у юношей и девушек, уже обучающихся в вузе, формируется более зрелый вариант соотношения внутренних и внешних условий функционирования личности (по С. Л. Рубинштейну [11], внешние условия начинают определяться внутренними), жизненная ситуация требует переосмысления. Процесс адаптации к новому социальному контексту осложняется дезинтеграцией Я, эффективность обучения начинает снижаться. В условиях стресса рефлексивная активность может становиться неэффективной. Так, по результатам исследований Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина [7], рефлексивная активность в ряде случаев коррелирует не с позитивными феноменами, а с такими, как сосредоточенность на симптомах дистресса, депрессией, дезадаптив-ными стилями совладания, пессимизмом; обнаружены и обратные связи рефлексивности с успешным решением проблем и социальной поддержкой.
Таким образом, особую актуальность приобретает работа с выпускниками школ, связанная с исследованием и созданием условий для формирования рефлексивного ресурса старшеклассников, их продуктивного профессионального и личностного самоопределения; со снижением деструктивных эмоций, испытываемых в связи с предстоящим ЕГЭ, с интеграцией субъективного пространства-
времени. В данном направлении нами было осуществлено эмпирическое исследование. Его целью было изучение психологических параметров личностного выбора в период юности. Были изучены два типа выбора — выбор единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ) и выбор будущей профессии.
Выборку составили лица раннего юношеского возраста — 34 студента 1 курсов Кам-ГУ им. Витуса Беринга (по направлениям подготовки «Психология», «Начальное образование и русский язык», «История и обще-ствознание»), 20 обучающихся 11 класса МАОУ «СШ № 42» ПКГО.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что личностный выбор совершается в ранней юности преимущественно на эмоциональной основе, его рефлексивный ресурс дефицитарен.
Методы эмпирического исследования: ассоциации на стимул «выбор», «Тест 20 Я» М. Куна-Т. Макпартланда [2], тест смысло-жизненных ориентаций (СЖО) Дж. Крамбо, Л. Махолика в адаптации Д. А. Леонтьева [6], Шкала удовлетворенности жизнью E. Diener, R. A. Emmons, R. J. Larsen и S. Griffin, адаптирована и валидизирована Д. А. Леонтьевым и Е. Н. Осиным (ШУДЖ) [10], модифицированная методика Т. В. Дембо-С. Я. Рубин-тшейн на исследование усилий, прикладываемых к разным аспектам функционирования личности (ДР), субъективное качество выбора (СКВ) Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Манд-риковой, А. Х. Фам [12].
Анализ средних значений по шкалам методики СКВ позволяет сделать вывод о том, что продуманность выбора и ЕГЭ, и профессии респонденты оценивают достаточно высоко, полагают, что вложились в него и осознают, что этот выбор определяет их будущее.
Эмоциональная составляющая выбора уже оценивается респондентами по-иному, здесь между выборками обнаружены значимые различия ^эмп = 2,11 при р < 0,05, ср.зн.студенты = 7,2, ср. зн. школьники = 2,6). Если выбор профессии в целом ощущается юношами и девушками довольно позитивно, то выбор ЕГЭ сопровождался некой мучительностью. Это подтверждает сделанное нами предположение об эмоциональном характере личностного выбора в ранней юности, а также приводит
к выводу о том, что негативные эмоции, сопровождающие единый государственный экзамен (их порождают специфика контроля во время экзамена, невозможность сразу узнать результаты, высокая значимость для поступления в вуз и др.) в целом ставят под угрозу успешность прохождения данной аттестационной процедуры.
Качественный анализ ассоциаций старшеклассников на стимул «ЕГЭ» (общее количество ассоциаций — 75) показал, что с проверкой знаний он ассоциировался в 9 % случаев, рассматривался как основа будущего в 13 % случаев. Следовательно, достаточно небольшое количество респондентов рассматривают итоговую аттестацию как необходимый и важный жизненный этап, дают рациональную, эмоционально нейтральную оценку. При этом экзамен ассоциировался с испытанием в 8 % случаев, со страхом, тревогой, волнением и стрессом — в 12 % случаев, оценивался как сложный в 9 % случаев. Были ассоциации единичного характера типа «ЕГЭ — это билет в вуз». Никто из респондентов не связал процедуру экзамена с будущей профессией. Чтобы преодолеть негативные эмоции, возникающие в связи с ЕГЭ, важно его из угрожающей фигуры сделать звеном в цепи продвижения к профессии.
Показатели по шкале «самостоятельность выбора» применительно к обоим объектам в группах респондентов высокие, это может указывать на то, что респондентам свойственна тенденция брать на себя ответственность за совершаемый выбор. Вместе с тем, представления о самостоятельности выбора могут быть преувеличены в связи с компенсаций давления со стороны взрослых.
Показатели по параметру «удовлетворенность выбором» в обеих группах высокие, это говорит о том, что при необходимости респонденты повторил бы этот выбор снова. Исследование проводилось нами в октябре, когда у старшеклассников еще не было пробных ЕГЭ, а у студентов не начались сессии и практики, следовательно, еще не возникло связанное с ними внутреннее напряжение, которое могло повлиять на оценку удовлетворенности выбором.
На следующем этапе обработки данных нами был осуществлен корреляционный ана-
лиз с целью описания взаимосвязей параметров субъективного качества выбора с параметрами его ресурсности, а также личностными характеристиками, связанными с самим выбором. В группе школьников обнаружены следующие взаимосвязи: продуманность (СКВ) — осмысленность жизни (СЖО, 0,58**), локус контроля - жизнь (СЖО, 0,69***), эмоциональность (СКВ) — результат жизни (СЖО, 0,67**), локус контроля -жизнь (СЖО, 0,51*), самостоятельность (СКВ) — удовлетворенность (СКВ, 0,54*), удовлетворенность (СКВ) — локус контроля - жизнь (СЖО,0,64**), Я-социальное — усилия на то, чтобы сделать жизнь идеальной (ДР, 0,59**), локус контроля - Я (СЖО) — усилия на то, чтобы сделать жизнь идеальной (ДР, 0,59**).
Результаты показывают взаимосвязанность параметров субъективного выбора ЕГЭ и параметров осмысленности жизни, этот внутренний ресурс играет существенную роль для встраивания такой процедуры, как единый государственный экзамен, в общую цепь жизненных событий. Для эмоционального принятия выбора значимо принятие жизненного опыта, что в целом, на наш взгляд, изначально связано с принятием себя. Удовлетворенность выбором связана с субъективной оценкой его самостоятельности, именно этот факт, на наш взгляд, дает основания говорить об ответственности за выбор, хотя может быть связан и с инерционным эффектом подростковой тенденции к эмансипации. Отметим, что взаимосвязей с осмысленностью жизни практически нет, тем не менее, активно задействуются компоненты управления жизнью, опора на субъектность: на наш взгляд, это проявление подростковой тенденции отстаивания своей самостоятельности.
У студентов, оценивающих свой выбор будущей профессии, обнаружено больше корреляционных связей: продуманность (СКВ) — эмоциональность (СКВ) (0,49*), удовлетворенность (СКВ, 0,67***), продуманность (СКВ) — параметры СЖО — осмысленность жизни (0,5**), цели в жизни (0,45**), результат жизни (0,37*), локус контроля - Я (0,44**), локус контроля - жизнь (0,49**), эмоциональность - удовлетворенность (СКВ, 0,72***), параметры СЖО —
осмысленность жизни (0,50**), цели в жизни (0,56**), результат жизни (0,50**), локус контроля - Я (0,49**), локус контроля -жизнь (0,50**), самостоятельность (СКВ) — результат жизни (СЖО, 0,37*), удовлетворенность — все параметры СЖО, Я-транс-цендентальное (20 Я, 0,42*), удовлетворенность жизнью (ШУДЖ) — все параметры СКВ, усилия на то, чтобы делать жизнь идеальной (ДР) — осмысленность жизни (СЖО, 0,39*).
По результатам корреляционного анализа можно сделать выводы о значимости продуманности для системы характеристик, закладывающихся в основу личностного выбора, обнаружена ее явная связь с рефлексивным ресурсом. Интересно, что из всех параметров СЖО не обнаружено взаимосвязи продуманности только с настоящим, в этой зоне, видимо, все-таки присутствует напряжение, связанное с адаптацией к обучению в вузе. Это же можно сказать и об эмоциональной составляющей выбора. Самостоятельность связалась уже с позитивными представлениями о прошлом: умение принимать опыт позволяет личности проявлять авторство в построении жизненного пути.
Нужно сказать, что удовлетворенность выбором профессии тесно взаимосвязана со всеми параметрами осмысленности, а также с видением в себе уникальной сущности.
Взаимосвязь всех параметров субъективного качества выбора с удовлетворенностью жизнью явно указывает на то, что существует некая общая основа принятия своего жизненного опыта, ответственности за построение жизненного пути.
Если у старшеклассников субъективная мера усилий, затрачиваемая на то, чтобы делать жизнь идеальной, взаимосвязана с Я-со-циальным (это скорее внешняя мотивация), то у студентов — с осмысленностью жизни (понимают, какой хотят сделать свою жизнь). Усилия, затрачиваемые студентами на самосовершенствование и достижения, также значимо взаимосвязаны с удовлетворенностью жизнью и рядом параметров ее осмысленности.
Результаты корреляционного анализа дают основания полагать, что выбор профессии в период ранней юности в большей степени сопряжен с выраженностью рефлексивного ресурса, удовлетворенностью жизнью и ин-тегрированностью Я-идентичности. Эти промежуточные выводы задают нам направления практической работы с выпускниками школ, абитуриентами, первокурсниками вузов.
Далее данные по совокупной выборке были подвергнуты кластерному анализу на основе внутригруппового сходства. В результате были получены два кластера объемом 20 и 19 человек. Специфика полученных групп определялась в ходе критериального анализа. Результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1. — Результаты критериального анализа (критерий Стьюдента) данных обеих групп
Методика, шкалы гр. 1, ср. знач. гр. 2, ср. знач. ймп, значимость
Методика ДР
Усилия на то, чтобы сделать жизнь идеальной 63,97 84,72 5,23**
Усилия, направленные на самосовершенствование 61,03 84,43 6 46***
Усилия, чтобы достичь важное 73,49 91,85 6,76***
Шкала удовлетворенности жизнью (ШУДЖ) 21,3 23,53 -
Субъективное качество выбора
Продуманность выбора 12,25 10,68 -
Эмоциональность выбора 6,85 6,37 -
Самостоятельность выбора 8,00 7,79 -
Удовлетворенность выбором 13,05 11,89 -
20 Я
Я-физическое 2,60 2,47 -
Я-социальное 5,50 6,31 -
Я-рефлексивное 7,05 8,00 -
Я-трансцендентальное 0,80 0,80 -
ПСИХОЛОГИЯ М. А. Фризен ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ЛИЧНОСТНОГО ВЫБОРА... Окончание табл. 1
Методика, шкалы гр. 1, ср. знач. гр. 2, ср. знач. ймп, значимость
СЖО
Осмысленность жизни 102,3 111 1,92
Цели в жизни 29,85 33,47 2,21*
Процесс жизни 30,53 32,16 -
Результат жизни 24,75 27,32 -
Локус контроля - Я 20,60 23,05 2,52**
Локус контроля - жизнь 31,00 33,16 -
Если рассматривать средние значения по отношению к тестовой норме в первой группе, то можно отметить, что ей присущи средние показатели по модифицированной методике Дембо-Рубинштейн и удовлетворенности жизнью, средний показатель эмоциональности выбора и высокие показатели его продуманности, самостоятельности, удовлетворенности им; по СЖО значения в пределах статистической нормы. Из модусов Я значительнее всего представлено Я-рефлексивное, что соответствует логике юношеского возраста. Во второй группе показатели по графической методике высокие, представления об усилиях, затрачиваемых на то, чтобы достичь важного, могут быть оценены как завышенные. Логика других показателей та же, что и в первой группе.
Наиболее существенные различия получены по модифицированной методике Дем-бо-Рубинштейн. Респонденты второй группы полагают, что они затрачивают больше усилий на то, чтобы изменять себя, собственную жизнь и достигать важного. Однако следует отметить, что довольно высокие средние значения во 2 группе не обязательно свидетельствуют о продуманных и реалистичных ответах, а лишь отражают субъективные представления респондентов. В период юности человек не имеет достаточных возможностей для полноценной активности по совершенствованию жизни и самого себя в силу ограниченности рефлексивных ресурсов, жизненного опыта, наличия формальных требований в образовательной сфере. Поэтому субъективные представления респондентов второй
группы о том, что они затрачивают много усилий на то, чтобы сделать жизнь идеальной, самосовершенствование и достижение важного, могут свидетельствовать о юношеском максимализме. Вероятно, подобные представления у респондентов гр. 1 более реалистичны. По ряду методик различия не получены. Средние значения по методике «20 Я» отражают возрастную специфику: Я-рефлексивное несколько преобладает над Я-физическим и Я-социальным, что является результатом активизирующейся рефлексии, продолжением подростковой тенденции, связанной с осмыслением себя, мира, и своего места в системе социального взаимодействия. Значимые различия, полученные по тесту СЖО, согласуются с различиями по методике ДР: у респондентов 2 группы больше выражена направленность на будущее, постановка целей, а также показатель по шкале локус контроля Я: респондентам данной группы свойственно опосредовать активность планированием, следовать собственным целям, полагать, что они управляют жизнью. Отметим, что ни по каким из шкал СЖО в группах не были обнаружены сниженные показатели.
Для получения дополнительных данных в каждой из групп был осуществлен интеркорреляционный анализ, нас интересовали взаимосвязи параметров личностного выбора с ресурсами осмысленности и субъектной активности, поскольку по ним были получены значимые различия между группами (таблица 2, жирным выделены показали корреляций, отражающих уникальные для группы взаимосвязи).
Таблица 2. — Результаты корреляционного анализа (корреляции Пирсона) в обеих группах
Методика, шкалы Шкалы, с которыми обнаружена взаимосвязь r, гр. 1, значимость r, гр. 2, значимость
Методика ДР
Усилия на то, чтобы сделать жизнь идеальной Я-физическое (20 Я) 0,51* 0,44*
Я-социальное (20 Я) 0,44*
Я-рефлексивное (20 Я) -0,59**
Усилия, направленные на самосовершенствование Удовлетворенность жизнью (ШУДЖ) 0,44*
Самостоятельность выбора (СКВ) -0,44*
ОЖ (СЖО) -0,56*
Результат жизни (СЖО) -0,44*
ЛК-Я (СЖО) -0,57*
ЛК-Ж (СЖО) -0,52*
Усилия, чтобы достичь важного Результат жизни (СЖО) -0,44*
СЖО
Осмысленность жизни Эмоциональность выбора (СКВ) 0,61** 0,44*
Удовлетворенность выбором (СКВ) 0,51* 0 72***
Удовлетворенность жизнью (ШУДЖ) 0,73***
Продуманность выбора (СКВ) 0,49*
Цели в жизни Эмоциональность выбора (СКВ) 0,63** 0,62**
Самостоятельность выбора (СКВ) 0,42*
Удовлетворенность выбором (СКВ) 0,52* 0 71***
Продуманность выбора (СКВ) 0,57*
Процесс жизни Удовлетворенность жизнью (ШУДЖ) 0,53* 0,55*
Эмоциональность выбора (СКВ) 0,57*
Продуманность выбора (СКВ)
Результат жизни Эмоциональность выбора (СКВ) 0,57* 0,52*
Удовлетворенность жизнью (ШУДЖ) 0,66**
Удовлетворенность выбором (СКВ) 0,54*
Локус контроля - Я Эмоциональность выбора (СКВ) 0,55*
Удовлетворенность выбором (СКВ) 0,54* 0,58**
Продуманность выбора (СКВ) 0,44*
Локус контроля - жизнь Удовлетворенность жизнью (ШУДЖ) 0,44* 0,66**
Эмоциональность выбора (СКВ) 0,64**
Удовлетворенность выбором (СКВ) 0,62** 0 70***
Продуманность выбора (СКВ) 0,56*
По первой группе обнаружено существенно больше взаимосвязей. Судя по тому, что показатели по сортирующей методике более реалистичны в 1 группе и выявлено большее количество взаимосвязей, результаты по данной группе более логичны, равномерны.
Из таблицы видно, что практически все корреляционные взаимосвязи с показателями по графической методике уникальны в группах исследования. Только субъективные представления о мере усилий, затрачиваемых на то, чтобы сделать жизнь идеальной, в обеих
группах значимо взаимосвязаны с физическим модусом Я. Ранее нами отмечалось [13, 14], что физическая форма, внешность выступают для лиц подросткового и раннего юношеского возраста наиболее легко рефлек-сируемым параметром, возможно, через него проще всего улучшать жизнь, идеализировать ее. С одной стороны, уделение большого внимания внешности — это тенденция подросткового возраста, с другой стороны, полученный факт может свидетельствовать о пролонгировании данной тенденции на период
ПСИХОЛОГИЯ М. А. Фризен ПСИХОЛ
ранней юности. В современном социуме существенное внимание уделяется предметам, элементам внешности, демонстрирующим престиж, положение в социуме. Вероятно, тенденция утверждать свою позицию в мире человеческих отношений через внешнюю сторону свойственна и представителям раннего юношеского возраста. Одной из причин может стать активная самопрезентация в интернете, где размещаются именно визуальные материалы.
У представителей второй группы обнаружена также прямая значимая взаимосвязь меры усилий, затрачиваемых на то, чтобы сделать жизнь идеальной, с показателем Я-социального, можно предположить, что они стремятся улучшать жизнь также в социальной плоскости — через поиск определенной позиции в мире общественного взаимодействия. Однако с рефлексивным модусом Я уже обнаруживается обратная взаимосвязь: вероятно, осмысление своих внутренних качеств на данном этапе происходит в логике напряжения, внутреннего конфликта, возможно, по непродуктивному типу рефлексии (интроспекция, в терминах Д. А. Леонтьева [7]). Отметим, что стремление сделать жизнь идеальной во второй группе взаимосвязано с большим количеством аспектов Я, что может говорить о большей дифференцирован-ности активности в данном направлении.
При том, что усилия, затрачиваемые на самосовершенствование, во второй группе оцениваются респондентами выше, значимые корреляционные взаимосвязи данного показателя со шкалами других методик отсутствуют. В первой группе данный показатель связан с удовлетворенностью жизнью, возможно, респонденты характеризуются хорошим самочувствием, если вкладываются в себя. Вместе с тем, с рядом параметров СЖО обнаружены обратные взаимосвязи, вероятно, самосовершенствование не опосредуется рефлексивной активностью, может осуществляться в эгоцентрической логике ибо не является значимым вектором активности. Обратная связь также обнаружена с самостоятельностью выбора (респонденты работали с профессиональным выбором). Данный факт видится нам принципиальным, поскольку в период ранней юности учебно-профессио-
:кие параметры личностного выбора...
нальная деятельность выступает важнейшим контекстом развития, а респонденты не соотносят самостоятельность выбора с самосовершенствованием, вероятно, на данном этапе жизни они не рассматривают профессиональное обучение как контекст саморазвития.
Обратная взаимосвязь усилий, направленных на достижение важного, с результатом жизни (СЖО) может отражать тот факт, что в представлении респондентов гр. 1 следование ценностям не может сделать жизнь продуктивной. Вероятно, их активность в меньшей мере опосредована ценностями и смыслами. Данный факт может также объясняться отсутствием в ранней юности опыта реализации ценностей в реальном жизненном процессе. Опыт взаимодействия со старшеклассниками и студентами-первокурсниками показывает, что нередко когнитивная составляющая представлений о важном незначительно связана с реальной жизнью, сегодняшним днем.
Таким образом, у представителей первой группы вкладывание усилий в совершенствование жизни и самих себя слабо опосредуется рефлексивной работой, следованием смыслам и ценностям либо не является значимым направлением активности; профессиональный выбор слабо связывается с возможностью саморазвития; у респондентов второй группы данные представления связаны с широким спектром модусов Я, однако осмысление своих психологических особенностей может вступать в противоречие с логикой формальной необходимости соответствовать требованиям социума.
Анализ корреляционных взаимосвязей, полученных с параметрами теста смысложиз-ненных ориентаций, показал следующее. Общий показатель осмысленности жизни связан в обеих группах с эмоциональностью профессионального выбора и удовлетворенностью им, в первой группе обнаружена также связь с продуманностью выбора: опосредованность выбора профессии рефлексивной работой, на наш взгляд, может стать предиктором его успешности. Во второй группе обнаружена взаимосвязь осмысленности и удовлетворенности жизнью: рефлексивная логика в целом начинает выступать параметром субъективного благополучия (возможно, в эвдемонистической логике).
То же можно сказать и о целеполагании: простраивание перспективы будущего связано с эмоциональной стороной профессионального выбора в обеих группах, в первой группе также с его самостоятельностью и успешностью. Встроенность самостоятельности в систему взаимосвязей может указывать на то, что при планировании жизни респондентам первой группы важно быть автономными, однако характер данной автономности (продуктивная независимость или протест-ная) необходимо исследовать дополнительно.
Показатели по шкале процесса в обеих группах связаны с удовлетворенностью жизнью, что указывает на значимость продуктивного существования здесь и сейчас, значимость получения удовольствия от самого процесса жизни (вероятно, некоторая гедони-стичность). В первой группе обнаружена также взаимосвязь с эмоциональностью выбора (включенность в процесс жизни соответствует эмоциональному выбору профессии, увлеченности ею, что может несколько снизить продуктивность обучения либо усилить кризис профессиональной идентичности, связанный с осознанием реалий профессии).
Результативность жизни в обеих группах связана с эмоциональностью выбора профессии — данный показатель в целом тесно вплетен в систему взаимосвязей, для лиц юношеского возраста, вероятно, эмоции существенно определяют выбор процессии, что может в целом снижать его продуманность, а, следовательно, эффективность (хотя обратных взаимосвязей параметров эмоциональности и продуманности выбора не обнаружено, однако продуманность оценивается респондентами здесь и сейчас, субъективно). Во второй группе результативность жизни связана как удовлетворенностью жизнью в целом, так и с удовлетворенностью профессиональным выбором в частности, что указывает на значимость профессионального выбора для субъективной оценки жизни как продуктивной.
Показатели субшкалы Локус контроля - Я (представления о себе как о хозяине жизни) в обеих группах связаны с удовлетворенностью профессиональным выбором, данный факт важен в том смысле, что представителям обеих групп свойственно полагать, что они активно строят жизнь через выбор профессии.
Только в первой группе данный параметр связан с эмоциональностью и продуманностью выбора. В той же логике обнаружены и взаимосвязи параметра Локус контроля -Жизнь. Представления об управляемости жизни связаны также в обеих группах с удовлетворенностью жизнью: на этапе становления личности в юношеском возрасте важно быть уверенным в управляемости жизни, чтобы она приносила удовлетворение. Нам представляется, что полученные данные отражают гедонистичность, свойственную респондентам обеих групп, тогда как получение профессии требует более глубокого, ответственного отношения, понимания отсроченно-сти результата.
Интересно, что в первой группе удовлетворенность жизнью связана также с продуманностью (0,69***) и эмоциональностью выбора (0,60**), а во второй — с удовлетворенностью им (0,51**). Также данный параметр связан в первой группе с трансцендентальным локусом Я (0,44*) — значимо видеть в себе нечто уникальное — и обратно — с социальным модусом Я (-0,44*) — видение себя в логике социальных ярлыков, предписанных ролей не способствует ощущению удовлетворенности жизнью. Удовлетворенность выбором профессии также значимо связана в первой группе с Я-трансценденталь-ным (0,44*), что может говорить о том, что респонденты удовлетворены выбором профессии в случае, если он соответствует их некоторой уникальности, возможно, позволяет воплотить ее.
Можно сделать вывод о том, что респондентам первой группы свойственно более рационально оценивать собственные усилия, вкладываемые в совершенствование себя, жизни, достижение важного. При этом данное направление активности, вероятно, не является для них значимым. Профессиональное обучение слабо связывается с саморазвитием, при этом важно иметь возможность воплощать в профессиональном выборе свою уникальность. Параметры осмысленности в гр. 1 более взаимосвязаны с параметрами выбора профессии.
Во второй группе наблюдается некая за-вышенность меры усилий, затрачиваемых на улучшение себя, жизни, достижение важно-
го; данные показатели слабее взаимосвязаны с параметрами профессионального выбора и осмысленности. Существует некоторое напряжение в плане воплощения себя и построения отношений с окружающими людьми.
Анализ полученных результатов ставит перед нами проблему выраженности гедонистической направленности у лиц раннего юношеского возраста, эмоциональности осуществляемого ими выбора профессии.
На следующем этапе исследования нами была произведена кластеризация выборки по параметрам методики субъективного качества выбора (СКВ), которая дала два четких кластера объемом 21 и 17 человек. Было решено выполнить статистику при небольшом объеме второго кластера для общего описания тенденций, выводы делаются в первом приближении. Результаты критериального анализа отражены в таблице 3.
Таблица 3. — Результаты критериального анализа (критерий Стьюдента) данных обеих групп и уровень выраженности параметров
Методика, шкалы гр. 1 уровень выраженности параметра гр. 2 уровень выраженности параметра 1эмп., значимость
Методика ДР
Усилия на то, чтобы сделать жизнь идеальной 70,45 СР 69,41 СР -
Усилия, направленные на самосовершенствование 72,21 СР 68,95 СР -
Усилия, чтобы достичь важного 82,79 В 82,99 В -
Шкала удовлетворенности жизнью 23,24 СР 19,17 СР -(1,82)
Субъективное качество выбора
Продуманность выбора 14,62 В 13,83 В -
Эмоциональность выбора 12,14 В -0,83 СР 9 03***
Самостоятельность выбора 8,33 В 9,5 В -
Удовлетворенность выбором 16,23 В 12,83 В 2,59*
20 Я
Я-физическое 2,43 3,25 -
Я-социальное 6,62 6 -
Я-рефлексивное 7,67 7,92 -
Я-трансцендентальное 0,90 0,83 -
СЖО
ОЖ 111,95 СР 96,67 СР 2,69**
Цели в жизни 34,33 СР 27,92 СР 3,06**
Процесс жизни 31,90 СР 27,83 СР -
Результат жизни 27,57 СР 21,33 СР 2,54*
ЛК-Я 22,86 СР 20,17 СР -(1,97)
ЛК-Ж 33,90 СР 29,00 СР 2,96**
Сопоставление средних значений в первой группе с нормами методик показывает, что по графической методике показатели средние, только по усилиям, чтобы достичь важного — высокий; высокие показатели по СКВ, средние — по ШУДЖ и СЖО. По второй группе логика схожа — за исключением параметра СКВ эмоциональность выбора — по нему же обнаружены максимальные раз-
личия между группами. Можно отметить, что для респондентов 2 группы значимый выбор (ЕГЭ, будущей профессии) вызвал более разнообразные эмоции, был более мучительным, а для представителей 1 группы — в целом радостным. Различия также обнаружены и по удовлетворенности выбором — представители первой группы испытывают меньше сомнений, при необходимости с большой сте-
пенью вероятности сделали бы тот же выбор. Обращает на себя внимание тот факт, что удовлетворенность жизни ниже во 2 группе, хотя различия присутствуют при низком уровне значимости.
Практически по всем показателям СЖО получены значимые различия: за исключением процесса жизни и слабых различий по шкале локус контроля-Я. Максимальные различия показателей по данной методике обнаружены по параметру цели в жизни, респондентам первой группы более свойственно
планировать жизнь, опосредовать активность смыслом. Таким образом, группы в целом отличаются эмоциональными параметрами (эмоциональность выбора, удовлетворенность им, удовлетворенность жизнью) и ре-сурсностью в плане осмысленности, рефлексивности.
Корреляционный анализ показателей каждой из групп дал следующие результаты (показатели взаимосвязей, уникальных для групп, выделены жирным).
Таблица 4. — Результаты корреляционного анализа (корреляции Пирсона) в обеих группах
Методика, шкалы Шкалы, с которыми обнаружена взаимосвязь r, гр. i, значимость r, гр.2, значимость
Субъективное качество выбора
Продуманность ОЖ 0,48*
Процесс жизни 0,52*
Локус контроля - Я 0,44*
Удовлетворенность жизнью (ШУДЖ) 0,64**
Эмоциональность Цели (СЖО) 0,63**
Я-социальное -0,49*
Усилия жизнь идеальная -0,45*
Самостоятельность Цели (СЖО) 0,44* -0,47*
ОЖ -0,62**
Процесс -0,74***
Результативность -0,67**
Локус контроля - Жизнь -0,78***
Удовлетворенность жизнью (ШУДЖ) -0,81***
Я-физическое 0,61**
удовлетворенность Локус контроля - Я 0,44*
СЖО
Осмысленность жизни Удовлетворенность жизнью (ШУДЖ) 0,53* 0,66**
Усилия — жизнь идеальная 0,59*
Цели в жизни Удовлетворенность жизнью (ШУДЖ) 0,46*
Усилия на то, чтобы сделать жизнь идеальной 0,58*
Я-социальное 0,47*
Процесс жизни Удовлетворенность жизнью (ШУДЖ) 0,61** 0 84***
Я-физическое -0,47*
Результат жизни Удовлетворенность жизнью (ШУДЖ) 0,46*
Я-физическое -0,54*
Локус контроля Я Усилия на то, чтобы сделать жизнь идеальной 0,69**
Я-рефлексивное -0,46*
Удовлетворенность жизнью (ШУДЖ) 0,53*
Локус контроля жизнь Удовлетворенность жизнью (ШУДЖ) 0,46* 0 77***
Усилия на то, чтобы сделать жизнь идеальной 0,65**
Я-физическое -0,48*
ПСИХОЛОГИЯ М. А. Фризен ПСИХОЛ
В первой группе в целом обнаружено меньше корреляций, большинство из них уникальны в сравнении со 2 группой. Сходные связи в группах имеются только с параметром удовлетворенности жизнью.
Эмоциональность и самостоятельность выбора в данной группе взаимосвязана с параметром целей (СЖО), соответственно, планирование выступает значимым звеном активности. Только в этой группе удовлетворенность жизнью связана с целями и результативностью жизни. Вероятно, для продуктивной жизни респондентам важно планировать ее, принимать ее результаты.
Во второй группе обнаружено гораздо больше значимых взаимосвязей. Продуманность, эмоциональность и самостоятельность выбора связаны с большим количеством параметров разных методик. Продуманность выбора тесно взаимосвязана с параметрами СЖО, удовлетворенностью жизнью. Вероятно, респондентам данной группы важно довольно много усилий посвящать обдумыванию, однако сложно оценить продуктивность рефлексивной работы.
Эмоциональность выбора (по данному параметру обнаружены максимальные различия между группами) обратно связана с социальным модусом Я: возможно, радостные эмоции по поводу выбора испытывают лица, в меньшей степени оценивающие себя через социальные ярлыки. Но чем больше усилий они тратят на то, чтобы сделать жизнь идеальной, тем менее эмоционально положительным является выбор. Стремление идеализировать жизнь сопровождается мучительностью выбора.
Самостоятельность выбора обратно связана с целями (СЖО), возможно, для совершения выбора, его планирования важно опереться на совет окружающих: обдумывание снижает самостоятельность, рефлексия может становиться не вполне продуктивной для становления автономии. Обратные взаимосвязи также обнаружены с другими параметрами СЖО и удовлетворенностью жизнью. Можно предположить, что необходимость совершить самостоятельный выбор может в некоторой степени фрустрировать представителей второй группы.
Общая осмысленность (СЖО) связана с усилиями, затрачиваемыми на то, чтобы
:кие параметры личностного выбора...
сделать жизнь идеальной — данную тенденцию респонденты опосредуют рефлексивной работой, однако важно понять, насколько она продуктивна. Во 2 группе усилия, направленные на то, чтобы сделать жизнь идеальной, в целом тесно вплетены в систему взаимосвязей с параметрами осмысленности (шкалы цели в жизни, результативность жизни, Локус контроля - Я, Локус контроля -Жизнь). Можно предположить некоторую тенденцию к перфекционизму. Интересно, что в этой группе параметры СЖО связаны с разными модусами Я: цели — с Я социальным (для планирования важны социальные характеристики, место в социуме), процесс, результативность жизни и локус контроля -жизнь — обратно с Я-физическим (рост осмысленности сопрягается с меньшим вниманием к внешности). Однако представления о себе как хозяине жизни обратно связаны с Я-рефлексивным: возможно, прочная позиция в мире не связана с рефлексией своих внутренних возможностей, социальные ярлыки важнее. Локус контроля Я связан с удовлетворенностью жизнью, направленность на автономию все же значима для респондентов данной группы.
В целом, в результате данного исследования могут быть сделаны следующие выводы:
1. Личностный выбор в период ранней юности в меньшей степени сопрягается с осмыслением, он в достаточной мере эмоционален.
2. Выбор профессии в период ранней юности в сравнении с выбором ЕГЭ в большей степени сопряжен с выраженностью рефлексивного ресурса, удовлетворенностью жизнью и интегрированностью Я-идентичности.
3. Юноши и девушки, которым свойственно более рационально оценивать собственные усилия, вкладываемые в совершенствование себя, жизни, достижение важного, не оценивают данное направление активности как значимое. Профессиональное обучение слабо связывается ими с саморазвитием, при этом им важно иметь возможность воплощать в профессиональном выборе свою уникальность. Профессиональный выбор у данной категории лиц имеет более выраженный рефлексивный ресурс. Юноши и девушки, субъективно завышающие меру усилий, затрачиваемых на улучшение себя, жизни, дости-
4. Юноши и девушки, оценивающие свой выбор положительно в эмоциональном плане, более удовлетворены им, также как и жизнью в целом. Им более свойственно вкладывать усилия в планирование будущего, чем сверстникам, выбор для которых является эмоционально сложным, мучительным. Лица, эмоционально удовлетворенные выбором, смело планируют будущее, не вкладываясь в глубокое осмысление, не основываясь на социальном аспекте своего Я (возможно, даже противореча ему), в то время как их сверстники, погружаясь в рефлексивную работу, стремясь сделать жизнь идеальнее (возможно, на уровне перфекционизма), ощущают
жение важного, меньше основывают личностный выбор на осмыслении. Им свойственно некоторое напряжение в плане воплощения себя и построения отношений с окружающими людьми.
выбор как мучительный, необходимость совершать его самостоятельно, брать на себя ответственность за него может быть дополнительным фактором возникновения негативных эмоций. Рефлексия у представителей данной группы связана со значимостью социального аспекта Я, что может косвенно указывать на значимость принятия со стороны окружающих.
В целом, полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что освоение социального пространства бытия в период ранней юности сопряжено с параметрами рефлексивности, автономности. Именно актуализация, усиление этих внутренних ресурсов позволяет юношам и девушкам активно строить временную перспективу, принимать на себя ответственность за время собственной жизни.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Белинская Е. П. Неопределенность как категория современной социальной психологии личности // Психологические исследования: электрон. науч. журн. — 2014. — Т. 7. — № 36. — URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n36/1014-belinskaya36.html. — [Дата обращения: 10.09.2015]
2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб., 2001. — 528 с.
3. Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис. Типологический анализ критических ситуаций // Пси-хол. журн. — 95.— № 3. — С. 90-102.
4. Зарецкий В. К. Траектория развития представлений о рефлексии и их использование в практике организации решения проблем // Психология в вузе. — 2013. — № 4. — С. 55-96.
5. Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
6. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). — 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.
7. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике// Психология. Журнал высшей школы экономики. — 2014.
8. Лукьянов О. В. Экзистенциально-феноменологическое исследование в социальной психологии. Проблема современности и ответственности // Сибирский психологический журнал. — 2008. — № 29. — С. 41-46.
9. МаркинаН. А. Рефлексивные механизмы креативности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. — М.: Ин-т психологии РАН, 2012. — 23 с.
10. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия. В сб.: Материалы III Всероссийского социологического конгресса. — М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.
11. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., Педагогика, 1957. — 310 с.
12. Фам А.Х., Леонтьев Д. А. Субъективное конструирование выбора в ситуациях разного уровня значимости // Вестник моск. ун-та. — Сер. 14. Психология. — 2013. — № 1. — С. 84-96.
13. ФризенМ. А. Личность в современном мире: жизненный путь и саморазвитие: монография. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2013. — 145 с.
14. Фризен М. А., Токарева Т. О. Представления о собственном развитии старших подростков во взаимосвязи с их самоотношением: от научного исследования к практике создания в школе оптимальных условий для саморазвития учащихся // Вестник КРАУНЦ. — 2014. — № 2. — С. 71-82.
ОБЗОР ИЗДАНИЙ
PUBLICATIONS REVIEW
ИЗДАНИЯ КАМГУ ИМ. ВИТУСА БЕРИНГА
2-го полугодия 2018 г.
Editions of Vitus Bering Kamchatka State University of the Second Half of 2018
Монографии Monographs
Т. В. Савицкая
Вера как способ устранения когнитивного диссонанса в обыденном сознании: монография / под ред. и со вступительной статьей Е. А. Кормочи. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2017. — 168 с.
ISBN 978-5-7968-0676-0
Монография посвящена исследованию веры как психического процесса оценивания информации. В работе систематизированы дефиниции понятия веры, подходы к выделению ее разновидностей и атрибутов на основе анализа философских, религиозных и лингвистических работ; выявлен и описан механизм функционирования веровательного процесса; исследован генезис становления концепций обыденного сознания в опыте философской рефлексии; исследована проблема статуса обыденного знания, порожденного верой; проанализированы существующие подходы к проблеме когнитивного диссонанса; предложена авторская модель механизма функционирования веры при возникновении когнитивного диссонанса в обыденном сознании.
Книга адресована специалистам в области гносеологии, философии сознания, психологии сознания и психологии веры, преподавателям философских и психологических дисциплин, студентам, всем интересующимся данной проблематикой.
М. А. Фризен, Е. А. Водинчар
Личностный потенциал лиц, осуществляющих управленческую деятельность: монография. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2017. — 198 с.
ISBN 978-5-7968-0678-4
Монография посвящена проблеме внутренних ресурсов лиц, осуществляющих управленческую деятельность в различных профессиональных контекстах (в образовательных, медицинских и других учреждениях).
В книге освещены основные теоретические положения психологической науки по исследуемой проблематике, а также представлены результаты цикла эмпирических исследований, направленных на различные компоненты личностного потенциала руководителей.
Издание адресовано лицам, задействованным в управленческой деятельности, а также обучающимся по направлениям подготовки психологии, менеджмента.
А. П. Каргина, О. В. Коряжкина, Е. В. Сутормина, И. Н. Хохлова, В. П. Цюрупа, О. Г. Шевченко, И. С. Янченкова
Язык и текст в современных парадигмах научного знания: коллективная монография — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2017. — 242 с.
ISBN 978-5-7968-0674-6
Материалы монографии подтверждают, что синтез когниции и коммуникации составляет сегодня одну из ведущих стратегий научного познания, в том числе в области изучения языка и текста. В фокусе внимания авторов сборника находится концептуальная триада «Человек — Язык — Культура», отражающая стремление науки выявить скрытые в языке смыслы и проследить через них особенности ментальности народа.
Сборник предназначен не только для филологов и лингвистов, но и для более широкой аудитории — специалистов в области гуманитарного знания, а также студентов и аспирантов, интересующихся проблемами языка и текста, лингвокогнитивными и лингвокультурными аспектами коммуникации.