Научная статья на тему 'Представления о совести молодых людей с разным уровнем осмысленности жизни'

Представления о совести молодых людей с разным уровнем осмысленности жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
671
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / ПЕРСОНАЛЬНОСТЬ КАК ДУХОВНОСТЬ / СОВЕСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИСПОЛНЕННОСТЬ / EXISTENTIAL FULFILLMENT / PERSONALITY AS SPIRITUALITY / CONSCIENCE / LIFE MEANING / SOCIAL REPRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самойлова Ирина Геннадьевна, Матвеева Виктория Сергеевна

Актуальность исследования обусловлена тем, что понятие «совесть» в современной психологии имеет неустойчивую содержательную характеристику, проведенное исследование будет способствовать большему пониманию этого феномена. Совесть является внутренним стержнем человека, отражающим уровень его духовности и позволяющий совершать правильный выбор в соответствии с нравственными законами общества и мироздания. В статье представлены результаты эмпирического исследования представлений о совести молодых людей в возрасте 17-30 лет с разным уровнем осмысленности жизни. Показано, что приоритетными у молодежи являются представления о совести как нравственном долге и ответственности перед другими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representations of the conscience in young people with different level of life meaning

The urgency of the research is due to the fact that the concept of “conscience” has the volatile content characteristics in modern psychology. The study may contribute to an understanding of this phenomenon. Conscience is the inner core of a person, reflecting the level of its spirituality and allows to make the right choice in accordance with moral laws or society and the universe. The article presents the results of the empirical research social representations of the conscience in young people aged 17-30 with the different levels of life meaning. It is shown that the priorities of the youth are social representations of the conscience as a moral duty and responsibility to others.

Текст научной работы на тему «Представления о совести молодых людей с разным уровнем осмысленности жизни»

УДК 159.925

Самойлова Ирина Геннадьевна

кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет

Матвеева Виктория Сергеевна

Военная академия РХБ защиты им. маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, г. Кострома,

samirge@mail.ru, weather177@yandex.ru

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОВЕСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ

Актуальность исследования обусловлена тем, что понятие «совесть» в современной психологии имеет неустойчивую содержательную характеристику, проведенное исследование будет способствовать большему пониманию этого феномена. Совесть является внутренним стержнем человека, отражающим уровень его духовности и позволяющий совершать правильный выбор в соответствии с нравственными законами общества и мироздания. В статье представлены результаты эмпирического исследования представлений о совести молодых людей в возрасте 17-30 лет с разным уровнем осмысленности жизни. Показано, что приоритетными у молодежи являются представления о совести как нравственном долге и ответственности перед другими.

Ключевые слова: осмысленность жизни, персональность как духовность, совесть, социальные представления, экзистенциальная исполненность.

Постановка проблемы. Актуальность исследования определяется тем, что на данном этапе развития психологической науки понятие «совесть» обладает неустойчивой содержательной характеристикой, отсутствует однозначное, непротиворечивое его определение. Однако накопленные теоретические и эмпирические данные позволяют выделить два подхода в исследованиях феномена совести - социоцентри-ческий и антропоцентрический. Первый оценивает человека по его социально-ролевым функциям, через систему морали. Здесь совесть выступает для человека моральным долгом перед общественной системой. Социоцентрический подход является преобладающим в зарубежных и отечественных исследованиях совести [1]. Антропоцентрический подход оценивает личность с позиции внутренней нравственности и внутренней совести, т.е. совесть рассматривается как компонент духовности личности, выступает в качестве механизма нравственной саморегуляции или понимается обобщенно как поиск добра. Однако в настоящее время эмпирических исследований совести с позиции антропоцентрического подхода крайне мало. Согласно С.А. Барсуковой, в психологической науке отсутствует понимание совести как антропологического феномена, хотя определенный вклад в его осмысление был сделан отечественными учеными: К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братусем, В.В. Знаковым, В.П. Зинченко, А.Б. Орловым, В.А. Петровским, С.Л. Рубинштейном, В.И. Сло-бодчиковым, В.Д. Шадриковым [1].

Мы согласны с точкой зрения С.А. Барсуковой о перспективности изучения совести в контексте антропоцентрического подхода, хотя и социоцен-трический подход, как нам кажется, заслуживает внимания. Поэтому оба подхода были успешно интегрированы в нашем исследовании.

Для эмпирического исследования феномен совести - довольно сложный объект изучения, так

как проявления совести скрыты от внешнего наблюдателя и не всегда осознаются самим человеком. Однако нравственную направленность человека можно проследить по его нравственным выборам или ежедневным поступкам.

Теоретико-методологическую основу исследования составила концепция социальных представлений С. Московичи, отдельные ее положения, развиваемые в работах зарубежных и отечественных авторов (Ж.-К. Абрика, П. Вержеса, В. Вагнера, Д. Жоделе, М.И. Воловиковой, Т.П. Емельяновой и др.). Мы опирались также на теоретическую базу исследований совести и нравственности С.А. Барсуковой, И.А. Ильина, Л.Ш. Мустафиной, Т.А. Флоренской, В.Д. Шадрикова, на экзистенциально-аналитическую теорию А. Лэнгле, на работы В. Франкла [1-4; 6;7].

Организация исследования. Цель проведенного исследования состояла в изучение социальных представлений о совести молодых людей с разным уровнем осмысленности жизни. Важность изучения представлений о совести обусловлена тем, что под влиянием транзитивных перемен в обществе происходит быстрая трансформация индивидуального сознания каждого. Несомненно, что при этом возникают вопросы духовно-нравственного порядка, неразрывно связанные с проблемой совести как регулятора нравственных выборов, нравственного поведения. Наиболее неустойчивыми оказываются нравственные ориентации и социальные представления молодых людей, более тонко реагирующих на быстрые перемены в социуме. Отношение к совести во многом определяет нравственную направленность личности и общества в целом.

Экзистенциальная исполненность - это мера субъективного качества жизни человека с точки зрения ценностей и смыслов [7]. Экзистенциальная исполненность (или осмысленность жизни), ее уровень, отражает способность человека решительно или ответственно включаться в жизнь,

44

Вестник КГУ ^ 2017

© Самойлова И.Г., Матвеева В.С., 2017

Представления о совести молодых людей с разным уровнем осмысленности жизни

изменять мир, делать выбор. От нравственной направленности на добро или зло зависит выбор, который совершает молодой человек, а регулятором направленности является совесть.

Объект исследования: представления о совести в молодежной среде. Предмет исследования: различия в социальных представлениях о совести молодых людей с разным уровнем осмысленности жизни.

Основная гипотеза исследования: существуют различия в социальных представлениях о совести молодых людей с разным уровнем осмысленности жизни.

Частные гипотезы: существуют различия в приоритетности социальных представлений о совести в группах с разным уровнем осмысленности жизни; существуют различия в структуре корреляционных взаимосвязей между характеристиками экзистенциальной исполненности и социальными представлениями о совести в группах с разным уровнем осмысленности жизни; существуют взаимосвязи между характеристиками экзистенциальной исполненности и нравственной направленностью личности.

Выборку составили молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет в количестве 60 человек, среди них 9 респондентов мужского пола и 51 человек женского. Основным критерием выбора респондентов был возраст, разделения по полу и сфере деятельности (студенты или работающие) не учитывались.

Методы исследования: опросники: «Структура социальных представлений о совести» Л.Ш. Му-стафиной [6], «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглер [3]; тест «Добро-Зло» Л.М. Попова, А.П. Кашина [8], методы описательной статистики, U-критерий Манна-Уитни, r-критерий Спирме-на (пакет STATISTICA 6.0 for Windows).

Результаты и обсуждение. На первом этапе исследования вся выборка респондентов была разделена на две группы по уровню осмысленности жизни. В качестве эмпирического показателя деления выборки выступил общий показатель экзистенциальной исполненности (или осмысленности жизни) из опросника «Шкала экзистенции». В результате мы получили первую группу молодых людей с низким уровнем осмысленности жизни - 27 человек и вторую группу респондентов с высоким уровнем осмысленности жизни - 33 человека. Различия между группами по уровню осмысленности жизни, как и по другим экзистенциальным характеристикам, были подтверждены статистически по U-критерию Манна-Уитни (при р<0,001). Это значит, что в группе с низким уровнем осмысленности жизни способность справиться с самим собой и с миром, мочь пойти на внутренние и внешние требования и предложения, соотнося их с собственными ценностями, выражена слабее, чем в группе с высоким уровнем осмысленности жизни.

Опросник Л.Ш. Мустафиной «Структура социальных представлений о совести» [6] позволил выявить приоритетность представлений о совести в каждой группе респондентов. У молодых людей с высоким уровнем осмысленности жизни (33 чел.) приоритетными являются представления о совести в контексте ее связности с осознанием поступков человека, его ответственностью и нравственным долгом перед другими (1 место). На втором месте представление о совести, что у разных людей совесть развита в различной степени. Утверждение, что совесть закладывается в человеке воспитанием, занимает третье место. На последних местах в этой группе находятся отрицательные суждения о совести: «Человек с совестью - слабый и боязливый» (37 место), «Совесть не нужна» (38 место), «Совесть - это бред, от которого нужно отвыкать» (39 место).

При ранжировании социальных представлений о совести в группе молодежи с низким уровнем осмысленности жизни (27 чел.) на первом месте оказалось утверждение, что у разных людей совесть развита в различной степени. На втором месте находится представление - «Совесть связана с осознанием своих поступков, ответственностью и нравственным долгом перед другими», а на третьем - «Это внутренний голос человека, который показывает, как правильно поступить». На последних местах в этой группе респондентов находятся те же самые представления о совести, что и в группе с высоким уровнем осмысленности жизни, т.е. отрицательные суждения.

Таким образом, мы не выявили различий в приоритетности социальных представлений о совести в двух группах молодежи. Независимо от уровня осмысленности жизни приоритетными являются представления о совести, связанные с осознанием поступков в социальном поведении, с ответственностью и нравственным долгом.

По и-критерию Манна-Уитни различия были найдены только по двум представлениям: «У разных людей совесть развита в разной степени» (р<0,05), «Совесть - одно из чувств, которое человеку приходится демонстрировать другим для поддержания общественных связей» (р<0,01).

Найдены также различия по общим показателям социальных представлений о совести (и=294,50; р<0,05) между двумя группами респондентов, причем общий показатель представлений о совести оказался выше у молодежи с низким уровнем осмысленности жизни. В связи с этим мы решили провести корреляционный анализ и выявить связи между показателями опросника «Социальные представления о совести» и шкалой экзистенции. В результате получено большое количество обратных связей в группе с низким уровнем осмысленности жизни и большое количество прямых корреляционных связей в группе с высоким уровнем

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

45

осмысленности жизни. Эти данные можно проинтерпретировать следующим образом.

В процессе социализации человек усваивает определенные правила поведения, нормы, ценности, которые могут интегрироваться в социальных представлениях о совести и, тем самым, выступать внешними регуляторами социального поведения личности. По мере взросления личности нормы, правила поведения, нравственные законы общества, отраженные в социальных представлениях о совести интериоризируются, и формируется внутренняя совесть, которая и определяет нравственную направленность личности, «направляет» процесс развития личности, способствует тому, что человек начинает осмысливать события жизненного пути посредством собственной логики для достижения личностной самореализации, самоосуществления.

В исследовании обнаружены прямые корреляционные связи между нравственной направленностью личности (по методике «Добро-Зло» [8]) и следующими показателями опросника «Шкала экзистенции» [3]: самодистанцированием (r=0,4215; p<0,001), самотрансценденцией (r=0,3354; p<0,01), персональностью (r=0,4302; p<0,001), общим показателем осмысленности жизни (r=0,3086; p<0,01). Это означает, что чем выше нравственная направленность личности (направленность на добро), тем выше способность человека отойти на некоторую дистанцию по отношению к самому себе; личность может при необходимости отодвинуть свои намерения и чувства, чтобы взглянуть на себя и на ситуацию с определенной дистанции. Чем выше нравственная направленность, тем выше способность человека чувствовать близость к чему-либо или к кому-либо и сочувствовать, жить ради чего-то или кого-то, воспринимать глубокие внутренние отношения, экзистенциальную значимость происходящего. Чем выше нравственная направленность, тем выше когнитивная и эмоциональная доступность человека для себя и для мира, выше способность человека справляться с собой и с миром, уметь соотносить нормы и требования общества со своими собственными ценностями.

Нами получен интересный эмпирический результат, что между возрастом респондентов и показателем «Персональность» (по шкале экзистенции) существует прямая корреляционная связь (r=0,3135; p<0,05), что означает, чем старше человек, тем выше его «Персональность» (Person). Этот показатель также можно интерпретировать как «духовность» или как «внутренняя совесть» [7]. С возрастом голос внутренней совести как духовности в большей степени становится регулятором нравственного поведения человека.

Выводы. В качестве вывода можно констатировать следующее. Основная гипотеза исследования о том, что существуют различия в социальных представлениях о совести у молодых людей с разным

уровнем осмысленности жизни, подтвердилась частично. По общим показателям представлений было выявлено различие, однако структура и приоритетность социальных представлений о совести мало отличаются. Таким образом, не подтверждена и частная гипотеза о различиях в приоритетности социальных представлений о совести в двух группах. Общими для молодежной среды, независящими от уровня осмысленности жизни, являются как положительные, так и отрицательные суждения о совести. В группах не было обнаружено различий в нравственной направленности личности. Подтвердились частные гипотезы: о существовании различий в структуре корреляционных связей между характеристиками экзистенциальной исполнен-ности и социальными представлениями о совести в группах с разным уровнем осмысленности жизни; о наличии взаимосвязи нравственной направленности с характеристиками экзистенциальной исполненности (или осмысленности жизни).

В ядерный, глубинный слой социальных представлений о совести молодых людей входят противоречивые понятия о характере развития совести (приобретенный характер совести, с одной стороны, косвенное согласие о врожденном ее характере, с другой). Также в ядро представлений о совести молодежи включены утверждения, содержательно связывающие совесть с осознанием поступков, с ответственностью, с нравственным долгом перед другими. Молодежь считает, что совесть является формой самосознания и самоконтроля человека, что она - регулятор поведения, помогает не выходить за рамки приличия и чувствовать грань дозволенного. Совесть - это внутренний стержень человека, отражающий уровень его духовности и позволяющий совершать правильный выбор в соответствии с нравственными законами общества и мироздания.

Библиографический список

1. Барсукова С.А. Антропоцентрический подход к пониманию совести в психологии // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / под ред. М.И. Воловиковой. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - С. 105-117.

2. Воловикова М.И., Мустафина Л.Ш. Представления о совести в российском менталитете. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. -144 с.

3. Кривцова С.В. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер / С.В. Кривцова, А. Лэнгле, К. Орглер // Экзистенциальный анализ. Бюллетень № 1. - 2009. - С. 141-170.

4. Лэнгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности: сб. статей. - М.: Генезис, 2005. - 159 с.

5. Матвеева В.С. Социальные представления о совести у молодых людей с разным уровнем ос-

46

Вестник КГУ _J 2017

Междисциплинарный подход в исследовании феномена любви, как фактора влияния на институт семьи..

мысленности жизни. Выпускная квалификационная работа. - Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2015. - 65 с.

6. Мустафина Л.Ш. Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2012. - 194 с.

7. Орлов А.Б. Ноэтическое измерение человека: вклад Виктора Франкла в психологию и психоте-

рапию / А.Б. Орлов, В.Б. Шумский // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Т. 2. -№ 2. - С. 65-80.

8. Попов Л.М. Добро и зло в психологии человека / Л.М. Попов, А.П. Кашин, Т. А. Старшинова. -Казань: Изд-во Казанского университета, 2000. -176 с.

УДК 159.99:316.36

Попова Ирина Викторовна

доктор социологических наук, профессор Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Караваева Виктория Алексеевна

кандидат социологических наук, доцент Костромской государственный университет

Храброва Ксения Геннадиевна

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова pivik@list.ru, vita1873@ mail.ru, bolvina.kseniya@mail.ru

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ФЕНОМЕНА ЛЮБВИ, КАК ФАКТОРА ВЛИЯНИЯ НА ИНСТИТУТ СЕМЬИ И БРАКА

В статье обоснована нарративность в русле культурно-исторического подхода как фундаментального компонента социального взаимодействия. Предложено понимание процесса создания автобиографического нарратива как когнитивного наложения культурных прототипов на цепочку индивидуальных жизненных случаев. На примерах транскриптов автонаррация рассмотрена как механизм самопонимания и самопостроения субъекта. Описаны возможности метода автобиографического нарративного интервью в контексте междисциплинарного исследования для изучения такого сложного феномена как любовь. Исследование такого явления требует использования качественных методов социологического исследования так как мы имеем дело с чувственной, интимной стороной человеческих отношений. Любовь рассматривается в данном исследовании как социальное чувство, сделана попытка выявить то общее, что характеризует отношение определенной возрастной когорты к ее значению в их жизненном восприятии. Характер тех отношений, которые в исследовании определены как любовь, является социальным фактором, оказывающим существенное влияние на институт семьи и брака.

Ключевые слова: нарратив, транскрипт, интервью, любовь, семья, брак, когорта, социальный фактор.

Любовь и все формы ее проявления являются фундаментальными темами в мировой культуре и искусстве. Любовь лежит в основе создания семьи. Трудно найти определение такому сложному феномену. В различных по характеру источниках это определяют от чувства привязанности до «некой химии». В нашем исследовании не ставилась задача найти определение. Задачей исследования было понять происходят ли некие трансформации, в различных возрастных когортах, с ценностями и представлениями об этом вечном для человечества чувстве.

Любовь каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет на себе отпечаток условий жизни и правил морали и нравственности, сложившихся в обществе. Рассматривая любовь как гармоническую совокупность человеческих отношений - физических, умственных, нравственных, духовных, мы исследуем этот феномен как социологическую категорию.

Исследование такого явления требует использования качественных методов социологического исследования, так как мы имеем дело с чувственной, интимной стороной человеческих отношений.

Наиболее адекватным задачам исследования является метод нарративного интервью. Этот метод исследования активно используется как психологами, так и социологами. На наш взгляд, нет смысла обсуждать какая из этих наук плодотворнее и полноценнее его использует, и у кого «пальма первенства» в его развитии. Главное - результат, который помогает представителям и той, и другой науки решать свои исследовательские задачи. Говоря о нарративе, как междисциплинарном конструкте, мы обратимся к нарративной психологии и качественной социологии.

Начальные исследования нарративов были связаны по преимуществу с историей (А. Дан-то, Х. Уайт, Р. Ингарден, Ф. Кермоуд, Р. Анкерс-мит и др.), литературоведением, филологией (В.Я. Пропп, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Е.М. Ме-летинский, О.М. Фрейденберг и др.), затем нарративная парадигма стала востребованной и в других гуманитарных областях. Автобиографические тексты, истории, рассказываемые с разными целями о себе становятся значимым материалом в изучении личности, индивидуального сознания. В этом направлении выполнен целый ряд теоретических

© Попова И.В., Караваева В.А., Храброва К.Г., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.