Научная статья на тему 'Взаимосвязь особенностей протекания кризиса середины жизни и особенностей мировоззрения личности'

Взаимосвязь особенностей протекания кризиса середины жизни и особенностей мировоззрения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
765
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / MAN IN MIDLIFE CRISIS / PERSONALITY'S WORLD VIEW

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Водинчар Екатерина Акександровна, Щелокова Надежда Михайловна

Исследовательская работа посвящена изучению взаимосвязи особенностей протекания кризиса середины жизни и мировоззрения личности. Эмпирически выявлены ресурсные особенности мировоззрения, которые позволяют более продуктивно и мягко прожить неоднозначный период середины жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Водинчар Екатерина Акександровна, Щелокова Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION BETWEEN SPECIFICS OF MAN IN MIDLIFE CRISIS AND SPECIFICS OF PERSONALITY’S WORLD VIEW

This research is devoted to the study of interrelation between specifics of man in midlife crisis and personality’s world view. It distinguishes empirically the resources for world view to overcome the ambiguous midlife period more productive and milder.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь особенностей протекания кризиса середины жизни и особенностей мировоззрения личности»

7. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре: учебное пособие. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.

8. СобчикЛ. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. — СПб.: Изд-во «Речь», 2005. — 624 с.

9. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи, 4-е изд. — СПб.:Питер, 2008. — 672 с.

УДК 159.922.6

Е. А. Водинчар, Н. М. Щелокова

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОТЕКАНИЯ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ И ОСОБЕННОСТЕЙ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Исследовательская работа посвящена изучению взаимосвязи особенностей протекания кризиса середины жизни и мировоззрения личности. Эмпирически выявлены ресурсные особенности мировоззрения, которые позволяют более продуктивно и мягко прожить неоднозначный период середины жизни.

Ключевые слова: кризис середины жизни, мировоззрение личности

Ye. A. Vodinchar, N. M. Shchyolokova

CORRELATION BETWEEN SPECIFICS OF MAN IN MIDLIFE CRISIS AND SPECIFICS OF PERSONALITY'S WORLD VIEW

This research is devoted to the study of interrelation between specifics of man in midlife crisis and personality's world view. It distinguishes empirically the resources for world view to overcome the ambiguous midlife period more productive and milder.

Key words: man in midlife crisis, personality's world view

Проблема кризисов в развитии и функционировании личности является весьма актуальной для современной психологической науки. Ее теоретическая разработанность определяет возможности практической психологии. Если вопросы кризисных периодов детства можно считать достаточно изученными, то кризисные проявления в периоде взрослости еще имеют множество открытых для исследования аспектов. В настоящее время уже существует достаточно много научных работ посвященных этой проблематике. Многообразие принципов и теоретических подходов к изучению кризисных явлений в периоде взрослости свидетельствуют о сложности и труднодоступности для исследования психических механизмов и закономерностей функционирования личности в масштабе целой жизни. Данная проблема изучается в двух разнонаправленных аспектах: нормативном и ненормативном, есть исследования, интегрирующие эти подходы. Большинство авторов отмечают, что в периоде взрослости наиболее явно переживается кризис середины жизни. Его последствия

56 ВЕСТНИК КРАУНЦ. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 1 (27) 2016 ISSN 1816-8280 Психология

и процесс проживания затрагивает практически все сферы жизни человека, близкого к сорокалетнему возрасту и, как правило, имеющему определенные жизненные достижения, способному влиять на многие сферы жизни общества. Поэтому конструктивный и эффективный способ проживания этого неоднозначного периода середины жизни важен не только для отдельно взятой личности, но и общества в целом. Недостаточность понимания причин своеобразия протекания кризиса середины жизни, возможных способов его более мягкого проживания, обуславливает необходимость дальнейших исследований в этом направлении. Определяя и изучая вклад индивидуальных составляющих в процесс проживания кризиса середины жизни, мы получаем возможность теоретического оформления актуальной проблемы в психологической науке.

Наше исследование было посвящено изучению кризиса середины жизни, мы поставили перед собой задачу выявить, какие именно особенности мировоззрения личности позволяют более

мягко и продуктивно прожить этот период «перевала в середине пути».

Для выявления лиц, переживающих кризис середины жизни, мы опирались на следующие исследования:

• концепцию нормативных кризисов развития личности взрослого человека, предложенную Е. Л. Солдатовой[11]. Методологическим основанием ее исследований стали культурно-историческая теория Л. С. Выготского, концепция критических возрастов К. Н. Поливановой, концепция эго-идентичности Э. Эриксона. Кризис перехода к зрелости (так Е. Л. Солдатова классифицирует кризис середины жизни) она связывает с обращением к внутреннему «Я», с отказом от внешних ориентиров и обращением к внутренним ценностям. Поиски новых смыслов приводят через обращение к себе к более высоким ценностям, связанным с обретением духовности, гуманизма и т. д. В рамках своей концепции Е. Л. Солдатова разрабатывает опросник «Тест статусов и структуры эго-идентичности» (СЭИ-тест). Этот опросник позволяет определить динамику нормативного кризиса, на какой фазе (предкритиче-ской, критической или посткритической) находится человек. Н. В. Сиврикова в рамках этой же концепции разрабатывает «Опросник симптомов нормативного кризиса» (ОСНК), который предлагает респондентам шкалировать степень выраженности «симптомов» нормативного кризиса;

• концепцию смысложизненного кризиса, предложенную К. В. Карпинским [2]. Он развивает свои исследования в рамках психологии жизненного пути. Смысложизненный кризис концептуализируется им не как один из частных кризисов, а как системный кризис, разваливающий систему психической регуляции жизненного пути, блокирующий становление личности субъектом жизни, подрывающий её психическое здоровье. В его понимании, этот кризис может быть индуцирован как универсальными (нормативными) закономерностями возрастного психического развития, так и уникальными (ненормативными) событиями и поступками личности. Он поддежи-вает точку зрения, согласно которой все нормативные кризисы, начиная с юношеского возраста, считаются смысложизненными. В каждом из них много особенного, но все они объединены общей чертой — объективной необходимостью рефлексии, переосмысления и преобразования личностью своего жизненного пути, без чего не-

возможно её дальнейшее развитие. Поэтому любой кризис молодого, зрелого, позднего возраста должен обязательно сопровождаться интенсивными измерениями смысла жизни — личностного образования, которое регламентирует общую направленность жизненного пути. На основе своих теоретических представлений К. В. Карпинский разработал опросник «Смысложизненный кризис», который позволяет «изучать негативные аспекты субъективных переживаний и поведения человека, имеющего проблемы с определением и практическим воплощением смысла жизни».

В нашем исследовании мы придерживались точки зрения, что мировоззрение является достаточно устойчивым образованием, представляющим собой «ядро индивидуального образа мира» (Д. А. Леонтьев). И именно это теоретическое основание дает нам возможность строить гипотезу о том, что есть некоторые особенности мировоззрения, которые позволяют человеку более мягко и продуктивно проживать критический период середины жизни.

После теоретического обзора методик, позволяющих эмпирически определять особенности мировоззрения личности, мы пришли к выводу, что их арсенал очень незначителен и ограничивается методиками, разработанными Д. А. Леонтьевым, — это методика определяющая уровень мировоззренческой активности, и методика предельных смыслов [4, 6].

Для изучения таких сложных и глубинных структур личности, как мировоззрение, применим методологический подход — анализ по единицам [12]. Анализ по единицам предполагает выделение в изучаемом объекте некоторых содержательных единиц, которые содержат в себе значимые свойства целого объекта, то есть изучение единиц анализа дает представление о свойствах изучаемого объекта (Л. С. Выготский). В теории психологической науки отмечается стремление выделять в качестве структурных компонентов мировоззрения личности знания, взгляды, убеждения, отношения, ценности, смыслы [1]. Для определения мировоззрения личности по единицам анализа нами были использованы методики:

• шкала экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер (анализ смыслового компонента мировоззрения);

• шкала базисных убеждений Р. Янов-Бульман (изучение убеждений);

• мотивационные индукторы Дж. Нюттена (изучение мотивационного компонента);

• анкета Дж. Бьюдженталя (анализ предельных жизненных переживаний и экзистенциальных ценностей).

В опросе приняло участие 80 человек, в возрасте от 37 до 43 лет, 37-мужчин и 43-женщины. Исследование проходило в 2 этапа. На первом этапе с помощью кластерного анализа данных, полученных в результате обработки методик вы-

являющих кризисные проявления (СЭИ-тест Е. Л. Солдатовой, ОСНК Н. В. Сивриковой, Опросник «Смысложизненный кризис» К. В. Карпинского), респонденты были разделены на две группы 42 и 32 человека, 6 человек были исключены из обработки. Для проверки статистической значимости различий средних был использован ^критерий Стьюдента.

Таблица 1. — Сравнение средних значений с использованием ^критерия Стьюдента (Опросник «Смысло-жизненный кризис» К. В. Карпинского, Опросник симптомов нормативного кризиса Н. В. Сивриковой, Опросник «Тест статусов и структуры эго-идентичности» Е. Л. Солдатовой)

Методика, шкала ЭГ 1 ЭГ 2 t-эмпирическое Р

«не переживающие «переживающие

кризис» кризис»

Опросник «Смысложизненный кризис» 105,5 138,4 16,91 0,001

К. В. Карпинского

Опросник симптомов нормативного 15,46 26,1 7,03 0,001

кризиса Н. В. Сивриковой

Тест структуры эго-идентич- .0 А 30,63 26,86 2,40 0,01

ности Е. Л. Солдатовой ш 1-го

го ^ О с С 8,23 13,72 4,18 0,001

ц Ф 11,14 9,41 2,37 0,05

ю

О

В результате сравнения получены четкие и явные различия между двумя группами респондентов по всем методикам, определяющим наличие кризисных явлений. У второй группы респондентов, по сравнению с первой группой, определяются высокие показатели по опроснику «Смысложизненный кризис», опроснику СНК, а также по методике СЭИ-тест Е. Л. Солдатовой по общему показателю структуры эго-идентич-ности определяется статус сомнения, поиска, что соответствует кризисному содержанию. Первая группа респондентов отличается более высокими значениями по методике СЭИ-тест Е. Л. Солда-товой по общему показателю, определяющему статус эго-идентичности, в виде автономии и фиксации. При более подробной оценке по

шкалам «Ответственность», «Самодостаточность», «Соответствие себе» определяется статус автономии, а по шкале «Осознанность жизненного пути» статус фиксации. Статус автономии и фиксации свидетельствует о посткризисном и предкризисном периоде соответственно, то есть не является кризисным по содержанию. Вышеизложенное позволяет отнести респондентов первой группы к лицам, не переживающим кризис, а респондентов второй группы — к лицам, переживающим кризис.

На втором этапе исследования мы сравнивали респондентов выделенных групп, анализируя данные, полученные по методикам диагностики особенностей мировоззрения.

Таблица 2. — Сравнение средних значений с использованием ^критерия Стьюдента (Шкала экзистенции А. Лэнгле, К. Орглер, Шкала базисных убеждений Р. Янов-Бульман)

Шкала ЭГ 1 ЭГ 2 t-эмп. P

«не переживающие кризис» «переживающие кризис»

Самодистанцирование 35,15 31,09 2,63 0,05

Самотранценденция 76,88 67,91 4,11 0,01

М Свобода 50,5 42,78 4,18 0,01

J о. £ ° Ответственность 59,31 50,22 4,11 0,01

Ь m s Экзистенциальная 222,23 191,61 5,73 0,01

CD m г исполненность

S S Л а Персональность 112,04 99 4,12 0,01

Э < Экзистенция 110,19 93 4,99 0,01

X Ценность собственного «Я» 4,78 4,11 4,34 0,01

X X X Степень самоконтроля 4,41 3,81 3,06 0,01

^ 2 ГО -0 Общее отношение 3,10 2,59 3,03 0,01

кл к осмысленности мира

О Ш О Убеждение относительно 4,47 3,96 4,24 0,01

^ DC собственной ценности

Таблица 3. — Сравнение дисперсий с использованием критерия Фишера-Снедекора (Шкала экзистенции А. Лэнгле, К. Орглер)

Шкала ЭГ 1 «не переживающие кризис» ЭГ 2 «переживающие кризис» F-эмп. Р

Самотранценденция 19,39 92,63 4,8 0,05

Ответственность 85,66 36,81 2,34 0,06

Опираясь на сравнение данных, можно выявить четкие различия по всем шкалам методики Шкала экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер, а именно у лиц, не переживающих кризис, выявлены статистически значимые более высокие показатели, соответствующие параметрам выше средних, а у лиц, переживающих кризис, показатели более низкие и соответствующие параметру ниже среднего. При более детальном анализе (с использованием критерия Фишера-Снедекора) выявляется, что респонденты, не переживающие кризис, давали более согласованные ответы по шкале «самотрансценденция». Это свидетельствует о том, что респондентов первой группы объединяет способность «прикасаться к ценностным основаниям мира и воспринимать собственную внутреннюю затронутость в этом чувствовании», ориентироваться в действиях на смысл, а не только на цель, жить ради чего-то или кого-то, а также быть открытым для встречи с новым. Респонденты, переживающие кризис, более согласованно отвечали на вопросы по шкале «ответственность». Показатель ниже среднего по этой шкале говорит, о том, что человек не чувствует персональной включенности в жизнь. Жизнь словно идет сама собой, в малой степени подда-

ется планированию и не пронизана собственной волей. Человек застывает в позиции ожидания и в большей степени является зрителем. Он затрудняется найти свое место или испытывает неуверенность в своем «экзистенциальном» месте.

По методике Шкала базисных убеждений Р. Янов-Бульман также выявляются четкие различия, у респондентов первой группы, не переживающих кризис, в сравнении с респондентами второй группы, более высокие показатели по шкалам «Благосклонность мира», «Ценность собственного «Я»», «Степень самоконтроля», «Общее отношение к осмысленности мира», «Убеждение относительно собственной ценности». Явно преобладает убеждение относительно собственной ценности, что соответствует представлениям о собственном «Я» как о сильном и компетентном, имеющем права и возможности. При этом у респондентов второй группы, переживающих кризис, показатель по шкалам методики на уровне средних значений, только по шкале «Общее отношение к осмысленности мира» ниже среднего, что свидетельствует об убеждении, что события в их жизни происходят случайно и слабо контролируются.

Таблица 4. — Сравнение распределения ответов респондентов ЭГ 1 и ЭГ 2 по категориям с использованием углового преобразования Фишера (Методика определяющая уровень мировоззренческой активности Д. А. Леонтьева, А. Н. Ильченко, Метод мотивационных индукторов Дж. Нюттена)

Методика, шкала ЭГ 1 «не переживающие кризис» ЭГ 2 «переживающие кризис» ф-эмп. Р

Мировоззренческая активность Мировоззренческая инициатива 15,8 % 9,62 % 3,6 0,01

Мировоззренческая многомерность 63,2 % 72,35 % 3,7 0,01

Мотивационные индукторы Нюттена Социальный контакт 30 % 26 % 2,39 0,01

Самореализация 17 % 11 % 4,7 0,01

Личность субъекта 11,3 % 13,8 % 2,02 0,05

Неклассифицируе-мые и пропущенные ответы 4,7 % 16 % 10,4 0,001

При анализе результатов методики, определяющей мировоззренческую активность, выявлено, что респонденты, не переживающие кризис, чаще проявляли высший уровень мировоззренческой активности, предлагали собственные ответы и проявляли активность в двойной проективной ситуации методики, подходя к решению проблемы как к абсолютно новой и не приемлющей готовых вариантов. Респонденты, переживающие кризис, чаще проявляли мировоззренческую многомерность, то есть их мировоззренческая активность чаще укладывалась в рамки предложенных вариантов, хотя и допускала неоднозначность картины мира и возможность решения проблемы с учетом всех предложенных альтернатив. Ответы, относящиеся к категории мировоззренческой одномерности, встречались одинаково редко в обеих группах (ЭГ 1-21 %, ЭГ 2-18 %).

По методике мотивационных индукторов Дж. Нюттена выявлено, что респонденты, не пе-

реживающие кризис, чаще респондентов, переживающих кризис, говорили о мотивах, направленных на социальный контакт и самореализацию. Это можно расценивать как умение сбалансированно пользоваться двумя разнонаправленными ресурсами, быть одинаково эффективно обращенным и на себя и на других. Лица, переживающие кризис, чаще лиц, не переживающих кризис, говорили о мотивах, направленных на личность субъекта, и намного чаще затруднялись давать ответы. При этом наполнение категории «личность субъекта» составляли ответы о физическом самосохранении (избавиться от вредных привычек, не болеть) или о личности субъекта в самых общих чертах (быть счастливым, у меня все будет хорошо, надеюсь на лучшее). Такой общий характер ответов, и большое количество пропущенных ответов, дает основание предполагать, что лица, переживающие кризис затрудняются или опасаются словесно выражать собственные мотивы.

Таблица 5. — Сравнение распределения ответов респондентов ЭГ 1 и ЭГ 2 по категориям с использованием углового преобразования Фишера (Анкета Дж. Бьюдженталя)

Название категории (примеры ответов) Лица, переживающие Лица, не переживающие ф-эмп.

кризис ЭГ 2 кризис ЭГ 1

А. Для того, чтобы оставаться действительно живым, мне необходимо:

удовлетворение физиологических потребностей (пить, есть, дышать) 23,75 % 5 % 3,6**

рефлексивность (находить позитив, чувствовать, осознавать) 8,75 % 23,75 % 2,65**

смысл жизни (иметь смысл жизни) 2,5 % - -

познавательная активность (интересоваться окружающим миром, учиться) - 6,25 % -

Б. Для того, чтобы добиться успеха, мне необходимо:

самореализация как усилие, стремление, настойчивость (прилагать усилие, быть специалистом, преодолевать трудности) 27 % как саморазвитие и правильная постановка целей (самосовершенствоваться, иметь четкую цель, не останавливаться на достигнутом) 16,25 % 1,66*

здоровье, доход, время 11 % -

сохранение своей автономии (оставаться собой, не менять своих принципов), самосдерживание (убрать амбиции, терпение, уступчивость), трансцендентальные объекты (верить и видеть смысл) 16 %

активность 17 % (работать, практика, действие) 31,5 %, с модальностью высокого уровня «много, хорошо, четко, грамотно» (много трудиться, много опыта в работе, четко спланировать свои действия) 1, 54 (тенденция)

В. Для того, чтобы быть счастливым, мне необходимо:

иметь физическое благополучие (здоровье) 14 ,8 % 7,4 % 1,52 (тенденция)

активность (работа, творить) 14,8 % 7,4 % 1,52 (тенденция)

смысл жизни 5 % -

психологическое благополучие (не испытывать зависти и злости, стать заботливым, добрым) 6 %

достигать поставленных целей - 10 % -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отдыхать (расслабиться, природа, море) - 7,4 % -

жить настоящим (быть здесь и сейчас, искать счастье в мелочах) - 6 % -

Г. Для того, чтобы быть тем, кто я есть, мне необходимо:

работа (много работать, заниматься любимым делом, работать) 11,25 % 3,75 % 1,87*

автономия (отменить правила, свобода, быть собой) 8,75 % 18,75 % 1,87*

самореализация иметь цель в жизни (иметь цель в жизни, жизненная цель) 3,75 % саморазвиваться и стремиться (идти к намеченным целям, посвятить себя делу, постоянно совершенствоваться) 17,5 % 2,82**

JOURNAL COLLECTION OF SCIENTIFIC WORKS OF KRASEC. THE HUMANITIES Psychology № 1 (27) 2016 61

Продолжение табл. 5

Название категории (примеры ответов) Лица, переживающие Лица, не переживающие ф-эмп.

кризис ЭГ 2 кризис ЭГ 1

Г. Для того, чтобы быть тем, кто я есть, мне необходимо:

гомеостаз (ничего не предпринимать для 12,5 % - -

движения вперед, делать привычное изо дня в день, стабильность)

иметь материальные ценности (дом, стабильный доход, деньги) 5 % - -

жить 6,25 %, - -

затруднились ответить 7,5 % - -

активность, направленная на физическое благополучие (быть в хорошей физической — 7,5 % -

форме, следить за здоровьем, сдерживать себя от неполезного для жизни)

другие ответы, попадающие под самые разные - 10 % -

категории (отдых, удача, регламент и т. д.)

Д. Вот, что может поставить крест на моих усилиях:

отсутствие контакта с другими (безразличие 11,25 % 31,25 % 3,19**

других, давление со стороны, недоверие со-

трудников, зависть других)

затруднились ответить 22,5 % 5 % 3,41**

потеря смысла 7,5 % - -

отсутствие результата и потеря цели - 6,25 % -

Е. Вот, что может покончить с моей жизнью:

внешние обстоятельства (кирпич с неба, не- 20 % 36,3 % 2,32**

счастный случай, форс-мажор, катастрофа)

затруднились ответить 25 % 8,8 % 2,8**

отсутствие активности (лень, отсутствие желаний) - 3,8 %, -

трансцендентальные объекты (воля Бога, - 3,8 % -

уход от Бога)

Ж. Вот, что может миру помешать нормально функционировать:

человеческие пороки (жадность, деградация, глупость, желание обогатиться за счет других, неуемная жажда наживы) 26 % 37 % 1,51 (тенденция)

затруднились дать ответ 8,6 % 1 % 2,51**

З. Три наиболее существенные силы, которые я могу проявить:

гнев 1,3 % - -

затруднились ответить 17,2 % - -

власть - 1,3 % -

проявления интеллекта (знания, разум, расчет, концентрацию внимания) - 6,2 %, -

стойкость и индивидуальность (стойкость в суждениях, индивидуальность, характер) - 5 % -

И. Три наиболее важные цели, которые я имею шанс когда-либо достичь:

затруднились дать ответ 15 % 3,8 % 2,56**

самосохранение (дожить до глубокой старости) 6,3 % - -

профессиональная самореализация и активность (профессиональной зрелости, стать профессионалом, сделать вездеход, открыть студию детского творчества) 17,5 %

Окончание табл. 5

Название категории (примеры ответов) Лица, переживающие Лица, не переживающие ф-эмп.

кризис ЭГ 2 кризис ЭГ 1

И. Три наиболее важные цели, которые я имею шанс когда-либо достичь:

просоциальная деятельность (быть более полезной в обществе, участвовать в благотворительности, помощь близким по духу людям) 7,5 %

карьера (могучая корпорация, высокая продуктивность в работе, карьерный рост, стать начальником) 16,3 %

самосовершенствование и познание себя (самоосознание, самопонимание самосовершенствование, самообразование, стать личностью) 12,5 %

К. Три задачи, которые я могу выполнить в течение одного-двух месяцев:

контакт с другими (помочь близким, наладить контакты, чаще гулять с детьми) 2,5 % 8,8 % 1,8*

решение финансовых вопросов (заработать деньги, получить определенную сумму денег) 3,8 % 15 % 2,56**

затруднились ответить 23,8 % 6,3 % 3,27**

самосовершенствование (стать заботливее, избавиться от раздражения) — 6,3 % —

самореализация (достигать поставленных целей, добиться хороших результатов, качественно выполнить задачи) 6,3 %

Обозначения: достоверность различий: * р < 0.05; ** р < 0.01 В таблице 5 представлены только те шкалы, по которым выявлены различия.

Обобщенный вывод по результатам анализа анкеты Дж. Бьюдженталя:

• Лица, переживающие кризис, давали более однообразные ответы и чаще затруднялись давать ответы. Лица, не переживающие кризис, на все вопросы давали ответы, принадлежащие к самым разнообразным категориям, и их анкеты практически не имели пропущенных строк.

• Ответы, попадающие в одинаковые категории, в сравниваемых группах, несколько отличаются смысловым наполнением, при этом категории могут не иметь различий по количественному критерию.

• В ответах на все вопросы встречаются категории, присущие только одной из сравниваемых групп.

• Экзистенциальными ценностями респондентов, не переживающих кризис, можно считать необходимость рефлексии и познавательной активности, самосовершенствование, самопознание, сохранение автономии, взаимодействие с другими, психологическое благополучие и карьерный рост.

• Экзистенциальными ценностями респондентов, переживающих кризис, можно считать удовлетворение витальных функций, физическое самосохранение, профессиональную самореализацию, стремление к стабильности.

Таблица 6. — Сравнение распределения ответов респондентов ЭГ 1 и ЭГ 2 по категориям с использованием углового преобразования Фишера (Методика предельных смыслов Д. А. Леонтьева)

Название категории (примеры ответов) Лица, переживаю- Лица, не пережи- ф-эмп.

щие кризис ЭГ 2 вающие кризис ЭГ 1

Позитивное самоотношение (любить и уважать себя, иметь самоуважение, чувствовать удовлетворение от самореализации) 2,61 % 0,9 % 2,06*

Саморазвитие (развиваться, совершенствовать свою душу, прийти к новому идеалу, повысить свой культурный уровень) 4,5 % 7,2 % 1,77*

Активность и работа (творить и созидать, работать на следующий день, иметь возможность работать, дальше вырабатывать опыт) 7,6 % 10,8 % 1,7*

Потребность в укорененности (не быть белой вороной, быть нормальным, соответствовать стереотипу, быть более адаптированным к обществу) 2,1 % 0,2 % 3,11**

Просоциальная деятельность (чтобы государство процветало, чтобы было, что оставить потомкам, иметь возможность исправить несовершенства и устои в обществе, привнести свой вклад) 6 % 9,6 % 2,08*

Эгоцентрический контакт (выделяться, чтобы на меня ровнялись, чувствовать свое превосходство, ощущать свое величие) 1,3 %

Экзистенциальный контакт (выполнить божественное предназначение, чтобы Бог был доволен нами) 0,5 % — -

Обозначения: достоверность различий: * р < 0.05; ** р < 0.01

В таблице 6 представлены только те шкалы, по

По результатам качественной обработки Методики предельных смыслов определяется следующее: респонденты, не переживающие кризис, достоверно чаще говорили о саморазвитии, активности и работе, просоциальной активности. Респонденты, переживающие кризис, обозначали стремление к удовлетворению потребности в укорененности и позитивном самоотношении. По двум категориям («гомеостаз» и «обладание материальными объектами») эмпирическое значение критерия Фишера лишь незначительно ниже критического, что позволяет говорить

которым выявлены различия.

о тенденции респондентов, переживающих кризис, давать ответы соответствующего типа. Категория эгоцентрического контакта встречалась лишь в ответах респондентов, не переживающих кризис, а категория экзистенциального контакта — лишь в ответах респондентов, переживающих кризис.

Также был проведен анализ предельных и узловых категорий в сравниваемых группах. Наглядно структура предельных категорий представлена на рис. 1.

лица, переживающие кризис

Рис. 1. Структура предельных категорий

Обращает на себя внимание наличие достоверных различий лишь по категории «трансцендентальные объекты», а именно, предельными категориями респондентов, переживающих кризис, достоверно чаще являлись ответы о жизни и смерти в самых общих чертах: «жить, осуществить жизнь, реализовать смысл жизни, спокойно умереть, не зря прожить жизнь». При этом, предельная категория «развитие» встречалась только в протоколах лиц, не переживающих кризис. Категория «специфический контакт» обозначена таким образом в связи с различиями для сравниваемых групп в наполнении категории, а именно, для респондентов, не переживающих кризис, она включала ответы: «гордиться сыном», «самоут-

ка предельных смыслов Д. А. Леонтьева)

верждаться»; для респондентов переживающих кризис: «не быть в тягость», «не быть обузой».

Сравнительный анализ содержания узловых категорий позволил выявить статистически достоверные различия только по одной позиции «психологическое самосохранение» (3,3 %-ЭГ 1, 13,5 %-ЭГ 2, ф эмп. = 1,85, р < 0.05). То есть респонденты, переживающие кризис, достоверно чаще использовали эту категорию для связывания цепочек ответов. Это можно рассматривать, как более частое стремление (по сравнению с лицами, не переживающими кризис) в неоднозначных жизненных ситуациях делать выбор, ориентируясь, прежде всего, на возможность психологического самосохранения.

Помимо этого, были выделены узловые категории, встречающиеся только в одной из групп. Категории «развитие», «благополучие семьи», «удовлетворение потребностей», «познавательная активность», «самосовершенствование» стали отличительной особенностью лиц, не переживающих кризис. Поэтому можно сказать, что эти респонденты используют самый разнообразный спектр ориентиров (как внутренних, так и внешних) при принятии решений и выборе альтернатив.

Ответы, попадающие в категории «работа», «отдых», «реализовать заложенное», были выявлены только в протоколах лиц, переживающих кризис. Если наличие этих категорий рассматри-

вать как отличительную черту, то можно предположить, что респондентов, переживающих кризис, отличает некоторая узость мировосприятия, ориентированность на непосредственное действие, предопределенность внешними факторами.

Также в процессе нашего исследования было проведено сравнение некоторых биографических данных, что в определенной степени характеризует сравниваемые группы и благодаря этим данным косвенно можно говорить об успешности прохождения этапа первичной социализации, так как некоторые авторы предполагают, что этот фактор значительно влияет на выраженность переживаний кризиса середины жизни.

Таблица 8. — Социодемографические характеристики респондентов ЭГ 1 и ЭГ 2

Социодемографические характеристики Лица, переживающие кризис ЭГ 2 Лица, не переживающие кризис ЭГ 1 ф-эмп.

пол мужской 44 % 55 % -

женский 56 % 45 % -

образование высшее 62,5 % 88 % 2,6**

среднее или средне-специальное 37,5 % 12 % 2,6**

семейное в официальном браке 59 % 66,8 % -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

положение в гражданском браке 9 % 7 % -

разведены 16 % 23,8 % -

никогда не были в браке 16 % 2,4 % 2,18*

дети есть 87,5 % 92,9 % -

нет 12,5 % 7,1 % -

Обозначения: достоверность различий: * р < 0.05; ** р < 0.01

Опираясь на данные в таблице 8, можно сделать вывод, что в нашем исследовании не выявлено связей между половой принадлежностью, наличием детей и выраженностью переживаний кризиса середины жизни. При этом обнаружено, что лица, переживающие кризис достоверно чаще не имеют высшего образования и не имели опыта супружества. Можно сделать предполо-

жение в ракурсе нашего исследования, что именно некоторые особенности мировоззрения не позволили этим респондентам получить высшее образование и создать семью, а не отсутствие семьи и высшего образования породило в них значительные проявления кризисных явлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Особенностями мировоззрения лиц, переживающих кризис середины жизни можно считать:

• Отсутствие ощущения персональной включенности в жизнь. Отношение к жизни как

мало контролируемому процессу, полному случайностей. Жизнь словно идет сама собой, в малой степени поддается планированию и не пронизана собственной волей. Человек застывает в позиции ожидания и в большей степени является зрителем.

• Неуверенность в своем экзистенциальном месте, преимущественная склонность ориентироваться на внешние побуждающие причины, без внутреннего соотнесения. При этом человек может учитывать все предложенные варианты, но не выходит за рамки предопределённого из вне.

• Экзистенциальные ценности: удовлетворение витальных функций, физическое самосохранение, профессиональную самореализацию, стремление к стабильности.

• Преобладающие стремления: к самосохранению, позитивному самоотношению, профессиональной самореализации, обладанию материальными объектами, а также направленные на реализацию потребности в укорененности.

• Некоторая узость мировосприятия, ориентированность на непосредственное действие, предопределенность внешними факторами. Ресурсными особенностями мировоззрения

лиц, не переживающих кризис середины жизни,

можно считать:

• Эмоционально-ценностное отношение к миру. Способность «прикасаться к ценностным основаниям мира и воспринимать собственную внутреннюю затронутость в этом чувствовании», ориентироваться в действиях на

смысл, а не только на цель, жить ради чего-то или кого-то, а также быть открытым для встречи с новым и проявлять чуткость к самому себе.

Убеждение относительно собственной ценности, что соответствует представлениям о собственном «Я» как о сильном и компетентном, имеющем права и возможности. Преобладающие стремления: к саморазвитию, автономии, достижению целей познавательной активности, просоциальной активности, установлению контакта. Умение сбалансированно пользоваться двумя разнонаправленными ресурсами, быть одинаково эффективно обращенным и на себя и на других. Мировоззренческая инициатива, использование самых разнообразных ориентиров (как внутренних, так и внешних) при принятии решений и выборе альтернатив. Умение опираться на внутренние ориентиры, доверять себе.

Экзистенциальные ценности: взаимодействие с другими, необходимость рефлексии и познавательной активности, самосовершенствование, самопознание, сохранение автономии, психологическое благополучие и карьерный рост.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Басанова Т. А. О мировоззрении личности: научные представления. Известия ЮФУ. Технические науки. — 2006. — № 14 / том 69 / [электронный ресурс]. // URL: http://cyberlemnka.m/article/n/o-mirovozzrenii-lichnosti-nauchnye-predstavleniya (дата обращения 27.12.2015).

2. Карпинский К. В. Опросник смысложизненного кризиса: монография / К. В. Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2008. — 108 с.

3. Кривцова С. В., Лэнгле А., Орглер К. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер. — 2009 [электронный ресурс] // URL: Ы1р:/^у1аЬ.шЮ/Шкала_экзистенции (дата обращения 02.10.2015).

4. Леонтьев Д. А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. — М.: Смысл, 1999. — 36 с.

5. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 1999. — 487 с.

6. Леонтьев Д. А., Ильченко А. Н. Уровни мировоззренческой активности и их диагностика. Психологическая диагностика. — 2007. — № 3. — С. 3-21.

7. Ливерхуд Б. Кризисы жизни-шансы жизни. — Калуга: Духовное познание, 1994.

8. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. // Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. — 112 с.

9. Сапогова Е. Е. Экзистенциальная психология взрослости. — М.: Смысл, 2013. — 767 с.

10. Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. — 92 с.

11. Солдатова Е. Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. Монография. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. — 241 с.

12. Сухова Е. И., Зубенко Н. Ю. Проблема выделения единиц анализа мировоззрения личности в психологии. Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 12 — С. 141-146 [электронный ресурс] // URL: http://cyberleninka.rU/article/n/problema-vydeleniya-edinits-analiza-mirovozzreniya-lichnosti-v-psihologii (дата обращения 27.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.