Научная статья на тему 'Практика применения счетов-фактур по НДС в Азербайджане'

Практика применения счетов-фактур по НДС в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЧЕТА-ФАКТУРЫ / НДС / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / INVOICE / VAT / TAX CODE OF THE AZERBAIJAN REPUBLIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимов К. М.

Рассматривается практика применения счетов-фактур по НДС в Азербайджане

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF INVOICES FOR VALUE-ADDED TAX IN AZERBAIJAN

This article discusses the practice of invoicing for VAT in Azerbaijan

Текст научной работы на тему «Практика применения счетов-фактур по НДС в Азербайджане»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СЧЕТОВ-ФАКТУР ПО НДС В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

К.М. ИБРАГИМОВ,

Азербайджанский государственный экономический университет 08.00.12 — бухгалтерский учет, статистика

aseu@aseu.az

Аннотация. Рассматривается практика применения счетов-фактур по НДС в Азербайджане. Ключевые слова: счета-фактуры, НДС, Налоговый кодекс Азербайджанской республики.

THE PRACTICE OF INVOICES FOR VALUE-ADDED TAX IN AZERBAIJAN

KM IBRAGIMOV,

Azerbaijan State Economic University

The summary. This article discusses the practice of invoicing for VAT in Azerbaijan. Key words: invoice, VAT, Tax Code of the Azerbaijan Republic.

Широкое распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало почву для появления его в Азербайджане. Налог был введен 1 января 1992 г. и пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшему в стране около 70 лет, и налогу с продаж, введенному в декабре 1990 г. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием.

В связи с возросшей инфляцией налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен НДС. Система применения НДС регулировалась Законом Азербайджанской Республики «О налоге на добавленную стоимость», а также многочисленными нормативными документами. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших. Он был эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения.

Среди основных мотивов изменения налоговой системы Азербайджана в этом направлении были следующие:

Ф НДС позволяет точно и быстро проводить налоговые операции с помощью современной техники и налаженной системы документооборота (без технического компьютерного оснащения использования системы НДС невозможно);

$ недостатки налога с оборота, состоявшие в том, что он взимался не со всех товаров, а только с тех, которые находились в конце технологической цепочки. Налог с оборота более, чем 80% изымался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами, а переход Азербайджана к рыночной экономике, для

которой характерно свободное ценообразование на основе спроса и предложения, исключает возможность формирования бюджетных доходов за счет налога с оборота;

Ф введение НДС — обязательное условие вступления страны в общий рынок;

НДС эффективнее налога с продаж в розничной торговле для создания льготных условий налогообложения отдельных товаров и услуг;

НДС способен увеличить поступления в бюджет страны по сравнению с другими налогами.

Первоначально ставка НДС была установлена на уровне 28%, спустя некоторое время была снижена до 20%, в настоящее время она составляет 18%.

С принятием НК Азербайджанской Республики изменилась и процедура применения НДС. В стране ускоренно развиваются информационно-коммуникационные технологии, реализуются важные работы в направлении создания «электронного правительства». Согласно Государственной программе по развитию связи и информационных технологий в Азербайджане в 2005—2008 гг. (электронный Азербайджан), утвержденной распоряжением Президента Азербайджанской Республики, Министерство по налогам также постоянно расширяет охват предоставляемых налогоплательщикам электронных услуг. Новый этап развития налоговой системы начался с распоряжения Президента Азербайджанской Республики от 12 сентября 2005 г. об утверждении Государственной программы совершенствования налогового администрирования в Азербайджанской Республике на 2005—2007 гг. Так, в 2006 г. в Министерстве налогов была создана автоматизированная налоговая информационная система (ЛУШ).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

С начала 2009 г. в налоговой системе началась реализация Стратегического плана совершенствования налогового законодательства и администрирования на 2009—2012 гг. План предусматривает проведение в ближайшие годы в налоговой системе новых и качественных изменений. Так, с целью дальнейшего совершенствования налогового администрирования в сфере НДС с 1 января 2010 г. применяются электронные счета-фактуры.

Внедрением депозитных счетов НДС были созданы условия для реализации оплаты НДС в электронной форме по купленным у других налогоплательщиков товарам (работам и услугам), а также по импортированным в страну товарам.

Постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 30 декабря 2007 г. № 219 утверждены Правила уплаты НДС при оплате стоимости товаров (работ и услуг), приобретенных по налоговому счету-фактуре, выданному налогоплательщику, ведения учета на депозитном счете НДС, движения НДС, возмещения НДС с операций, совершаемых по этому счету, и его перечисления в государственный бюджет, которые введены в действие с 1 января 2008 г.

Утверждены Правила уплаты НДС при оплате стоимости товаров (работ и услуг), приобретенных по налоговому счету-фактуре, выданному налогоплательщику, ведения учета на депозитном счете НДС, движения НДС, возмещения НДС с операций, совершаемых по этому счету, и его перечисления в государственный бюджет и на открытый в казначейских органах соответствующий депозитный счет государственных таможенных органов.

Депозитный счет НДС — единый казначейский счет, на котором совершаются операции, связанные с поступлением, учетом, движением НДС и его перечислением в государственный бюджет. Депозитный счет НДС открывается в Главном государственном казначействе — Государственном казначейском агентстве. Отношения между ним и банком регулируются договором банковского счета.

Денежные средства с депозитного счета НДС перечисляются в государственный бюджет и на открытый в казначейских органах соответствующий депозитный счет государственных таможенных органов на основании платежного поручения, подготовленного Министерством налогов в централизованном порядке, в следующих случаях:

® для уплаты налогового обязательства, процентов и примененных финансовых санкций по НДС; ® на основании официального обращения налогоплательщика.

Средства на субучетный счет НДС налогоплательщика поступают из источников и из иных субучетных счетов НДС. Перечисление сумм НДС с субучетного счета НДС осуществляется в следующей последовательности:

И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

в государственный бюджет;

на открытый в казначейских органах соответствующий депозитный счет государственных таможенных органов;

# на субучетные счета НДС.

На основании полученного налогового счета-фактуры покупатель может перечислить сумму НДС со своего субучетного счета НДС на субучетный счет продавца. Для совершения этого платежа покупатель посредством специального пароля-шифра, полученного от налогового органа в соответствии с постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 27 июля 2007 г. № 120, заходит в налоговое интернет-управление (www.e-taxes.gov.az) и совершает платеж, используя созданное меню «Совершение операций по перечислению». После завершения операции покупатель посредством программного обеспечения может распечатать извещение о совершении перечисления. Продавец вправе потребовать у покупателя извещение, подтверждающее совершение перечисления с субучетного счета НДС.

Используя специальный пароль-шифр, полученный от налоговых органов, налогоплательщики наряду с совершением операций по своим субучетным счетам НДС в режиме реального времени могут получить сведения об операциях, совершенных по этим субучетным счетам НДС и сальдо.

Налогоплательщик может осуществлять платежи по налогам в государственный бюджет и на открытый в казначейских органах соответствующий депозитный счет государственных таможенных органов с субучетного счета, неизвестного субучетного счета НДС.

Аннулирование учета НДС налогоплательщика является основанием для ограничения его пользования субучетным счетом НДС. При аннулировании учета НДС налогоплательщика денежные средства, находящиеся на его субучетном счете НДС и поступившие позднее на субучетный счет, перечисляются в государственный бюджет и вносятся в карточку лицевого счета налогоплательщика в налоговом органе.

Применение депозитного счета по НДС направлено прежде всего на совершенствование механизма контроля со стороны налоговых органов. Эта система одновременно играет роль информационной базы для налоговых органов. Проведенные реформы в этом направлении позволяют за счет упрощения и совершенствования налогового администрирования сократить расходы налогоплательщиков на администрирование. Применением депозитного счета по НДС удалось создать новую эффективную систему предотвращения уклонения от уплаты НДС и его незаконного возмещения. По итогам 2008 г. поступления по этому виду налога в государственный бюджет по сравнению с 2007 г. увеличились на 76,3%. За январь—сентябрь 2009 г. поступления по НДС превысили соответствующий период 2007 г. на 74,8%.

ЭК2Н£МЙЧЕСКИЕ___ ^

Как продолжение предоставляемых услуг, с 1 января 2010 г. начато применение электронных налоговых счетов-фактур. Это осуществляется согласно Закону от 19 июня 2009 г. «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Азербайджанской Республики» и Правилам применения, учета и использования электронных налоговых счетов-фактур, утвержденных решением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 28 сентября 2009 г. В работе Министерства по налогам, одного из основных экономических структур в стране, постоянно отдавалось предпочтение применению в рабочем процессе прогрессивных технологий. Полностью автоматизирован механизм движения документов по электронным налоговым счетам-фактурам по НДС, появилась возможность совершенствования в этой сфере налогового администрирования.

Вместе с тем применение электронных налоговых счетов-фактур значительно упрощает работу налогоплательщиков по соблюдению налогового законодательства. Налогоплательщики для приобретения налоговых счетов-фактур должны обращаться в соответствующее финансовое управление и оплатить предусмотренную по законодательству сумму. Раз в месяц финансовое управление необходимо информировать об упраздненных, испорченных и потерянных налоговых счетах-фактурах. Если учесть, что некоторые налогоплательщики действуют вне района, где они зарегистрированы, то вышеуказанные моменты означают дополнительные финансовые и временные потери для них. После применения с нового года электронных счетов-фактур налогоплательщики составляют эти документы на своем рабочем месте и представляют их в электронном формате через интернет. Отпала необходимость ежемесячного информирования финансового управления.

Согласно ст. 176 «Электронные налоговые счет-фактуры» НК Азербайджанской Республики лица, которые встали на учет в качестве плательщиков НДС и осуществляют налогооблагаемые операции, обязаны выставлять электронные налоговые счета-фактуры лицам, которые принимают товары, работы или услуги. Лица, не вставшие на учет для целей НДС, не вправе выставлять налоговые счета-фактуры.

Ежегодно со стороны налогоплательщиков предоставляется около 2 млн налоговых счетов-фактур. Для размещения данных в электронных архивах с целью обеспечения бесперебойности работы системы и устройств хранения памяти было приобрете-

IL ^ИХЕХНИЧЕСКИЕНАУКИ

но оборудование для создания резервной системы в связи со всевозможными чрезвычайными случаями. Начало деятельности AVlS помимо применения передовых технологий в налоговом администрировании создало широкие возможности для оказания налогоплательщикам разных электронных услуг. С января 2008 г. был начат обмен электронной информацией с банками. В результате применения этого проекта обеспечивается возможность оперативного открытия банковских счетов налогоплательщиков.

Для налогоплательщиков созданы условия представления заявлений посредством интернета с целью открытия банковских счетов и постановки на учет по НДС. Помимо этого, система «е-деклараций» действует в полном объеме, со стороны плательщиков НДС 99,4% деклараций представляется через интернет.

Продолжаются работы по расширению предоставления предпринимателям электронных услуг. Так, ведутся работы для создания условий представления текущих налоговых платежей, обращений в налоговые органы для приостановления деятельности налогоплательщиков, а также регистрации в режиме «online» физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без создания юридических лиц, посредством интернета. Завершаются работы по созданию подсистемы электронного делопроизводства на интернет-налоговом направлении. Посредством подсистемы корреспонденция с налогоплательщиками будет осуществляться в электронной форме, что создаст условия для ускорения переписки и создания оперативной связи между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Литература

1. Ибрагимов К.М. Вопросы совершенствования льгот на НДС : науч.-практ. конф., посвященная 80-летию Президента Азербайджанской Республики Г. Алиева. Баку, 2003.

2. Ибрагимов К.М. Налог на добавленную стоимость и методы его расчета // Аудит, Бакинский университет бизнеса. Баку, 2004. № 2—3.

3. Калбиев Я.А. Фискальная политика и проблемы регулирования национальной экономики. Баку, 2005.

4. Магеррамов Р.Б. Налог на добавленную стоимость. Проект TACIS. Баку, 2006.

5. Налоги и налогообложение / Ф. Мамедов [и др.]. Баку, 2010.

6. Налоги и налогообложение в Азербайджане / А.Ф. Мусаев [и др.]. Баку, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.