Научная статья на тему 'Главные тенденции бюджетно-налоговой политики Азербайджанской Республики'

Главные тенденции бюджетно-налоговой политики Азербайджанской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STATE BUDGET REVENUES / STATE BUDGET EX-PENDITURES / FISCAL POLICY / CLASSIFICATION / TAXES / ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА / БЮД-ЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / КЛАССИФИКАЦИЯ / НАЛОГИ / ДОХОДИ ДЕРЖАВНОГО БЮДЖЕТУ / ВИТРАТИ ДЕРЖАВНОГО БЮДЖЕТУ / БЮДЖЕТНО-ПОДАТКОВА ПОЛіТИКА / КЛАСИФіКАЦіЯ / ПОДАТКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Годжаева Э.М., Алиева Т.Т.

У статті авторами вказується, що прийняття по-датків в якості фінансового забезпечення діяльності держави і муніципалітетів покладає на них завдання вирішення соціальних проблем. Серед доходів дер-жавного бюджету надходження з Державного Наф-тового фонду Азербайджанської Республіки також займають велике і значуще місце, але в обсязі надходжень з Нафтового Фонду в відповідні роки спо-стерігається як зростання, так і зменшення. Таким чином, бюджетно-податкова політика на 2017 рік була підготовлена з урахуванням пріорите-тів стратегічного розвитку Азербайджанської Рес-публіки відповідно до головних тенденцій і викли-ків, що відбуваються в глобальній економіці, серед-ньостроковій бюджетній і фінансовій політиці. Тому в 2018 році в нафтовому секторі прогнозується зростання ВВП.В статье авторами указывается, что принятие налогов в качестве финансового обеспечения дея-тельности государства и муниципалитетов возла-гает на них задачу решения социальных проблем. Среди доходов государственного бюджета поступ-ления из Государственного Нефтяного фонда Азер-байджанской Республики также занимают большое и значимое место, но в объеме поступлений из Нефтяного Фонда в соответствующие годы наблю-дается как рост, так и уменьшения. Таким образом, бюджетно-налоговая политика на 2017 год была подготовлена с учетом приорите-тов стратегического развития Азербайджанской Республики в соответствии с главными тенденци-ями и вызовами, происходящими в глобальной эко-номике, среднесрочной бюджетной и финансовой политике. Поэтому в 2018 году в ненефтяном сек-торе прогнозируется рост ВВП.In the article the authors state that the adoption of taxes as financial support for the activities of the state and municipalities imposes on them the task of solving social problems. Among the revenues of the state budget, receipts from the State Oil Fund of the Republic of Azerbaijan also occupy a large and significant place, but in the amount of revenues from the Oil Fund in the respective years, both growth and decrease are ob-served. Thus, the fiscal policy for 2017 was prepared tak-ing into account the priorities of the strategic develop-ment of the Republic of Azerbaijan in accordance with the main trends and challenges in the global economy, medium-term fiscal and financial policies. Therefore, in 2018 in the non-oil sector, GDP growth is projected.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Главные тенденции бюджетно-налоговой политики Азербайджанской Республики»

УДК 336.25(479.24)

Э. М. Годжаева,

доцент,

Азербайджанский Университет Туризма и Менеджмента,

Т. Т. Алиева,

кандидат экономических наук, Азербайджанский Государственный Экономический Университет, г. Баку

ГЛАВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Постановка проблемы. Налоги - обязательные, персональные, безвозмездные выплаты в государственный или местный бюджеты в виде отчуждения денежных средств, находящихся в собственности налогоплательщиков, имеющие своей целью финансовое обеспечение деятельности государства и муниципалитетов. Обязательность выплат со стороны физических и юридических лиц, их индивидуальность и безвозмездность отличает налоги от других принудительных выплат. Принятие налогов в качестве финансового обеспечения деятельности государства и муниципалитетов возлагает на них задачу решения социальных проблем. Как видно из определения, налогоплательщик представляется в качестве собственника. То есть, собственник-налогоплательщик выплачивает часть своей собственности в бюджет в виде налогов.

Ставки налогов, применяемые государством для каждого года, могут быть выше ставок, предусмотренных Налоговым Кодексом и каждый год при принятии закона Азербайджанской Республики о государственном бюджете эти ставки могут быть пересмотрены. Ставки, определяемые в Налоговом Кодексе, могут быть только снижены. К тому же, изменение (снижение) налоговых ставок и те или иные дополнения либо изменения в законодательстве могут рассматриваться только в конце года во время предоставления Милли Меджлису проекта закона о государственном бюджете [1].

Вообще, осуществление мер в области совершенствования в стране налогового законодательства представляется как одна из задач, стоящая перед правительством в Государственной Программе по Снижению Бедности и Экономическому Развитию. Налоговый Кодекс Азербайджанской Республики определяет в нашей стране налоговую систему, общие основы налогообложения, правила установления, выплаты и сбора налогов, права и обязанности, связанные с вопросами налогообложения налогоплательщиков и государственных налоговых органов, а также других участников налоговых отношений, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушение налогового законодательства, порядок подачи жалоб на органы налогового контроля и их должностных лиц. Нормативно-правовые акты, принятые на основании Налогового

Кодекса либо с целью его исполнения, не должны противоречить статьям Кодекса [1].

Расходы государственного бюджета - расходы, устанавливаемые на основании бюджетный классификации. В соответствии со статьей 10.1 закона «О бюджетной системе» к расходам государственного бюджета относится следующее:

1) текущие расходы, в том числе надбавка к заработной плате, пенсии и другие социальные пособия и выплаты, расходы на покупку товаров и другие услуги, выплаты по процентам, гранты, субсидии и текущие перечисления;

2) капитальные расходы, в том числе покупка основных средств, капиталовложения и приобретение акций;

3) долги по кредитам, расходы на обслуживание процентов и долевое участие в проектах.

В 1993 году Министерство Финансов Азербайджанской Республики подготовило функциональную, экономическую и административную классификации бюджетных доходов и расходов. Подготовленная в тот период в Азербайджане и действующая в настоящее время бюджетная классификация по расходам делится на три вида:

■ Функциональная, группирование бюджетных средств по уровням для осуществления основных функций государства.

■ Экономическая, группирование бюджетов всех уровней по экономическому содержанию.

■ Организационная, группирование средств государственного бюджета между главными распорядителями.

I. Функциональная классификация государственных расходов Азербайджанской Республики является группированием бюджетных расходов на различных уровнях, отражающее финансирование, направленное на выполнении основных функций государства и отражает в себе бюджетные средства, ориентированные на выполнение основных государственных функций, в том числе финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых государственными и местными органами исполнительной власти Азербайджанской Республики, а также финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых дру-

гим уровням власти. К первому уровню функциональной классификации расходов государственного бюджета Азербайджанской Республики относится раздел, определяющий расходование бюджетных средств на выполнение государственных функций

[4].

Первый уровень данной классификации охватывает следующие разделы:

1. Расходы общих государственных услуг;

2. Оборонные расходы;

3. Расходы содержания судебной власти, органов правопорядка, безопасности и прокуратуры;

4. Расходы на образование.

Раздел «Образование» объединяет в себе расходы государства на образование, услуги, оказываемые ученикам и студентам в индивидуальном и коллективном порядке. Коллективные услуги в области образования, финансирование государственной политики и разработка соответствующих программ, регулирование деятельности образовательных учреждений, работы, связанные с деятельностью в области образования и фундаментальных исследований также входят в расходы этого раздела;

5. Расходы на здравоохранение.

Раздел «Здравоохранение» охватывает обеспечение разработки стандартов для медицинского персонала больниц, клиник, медицинских пунктов и т.д., а также и следование этим стандартам, регулирование и лицензирование деятельности, оказываемой в области здравоохранения, а также практику и деятельность в области охраны здоровья и прикладных исследований;

6. Расходы на социальную защиту и социальное обеспечение.

«Социальная защита и социальное обеспечение» отражает в себе расходы, связанные с услугами государства, оказываемыми в индивидуальном порядке и отдельным лицам на коллективной основе в области социальной защиты и социального обеспечения, а также расходы, связанные с трансфертами и прикладными исследованиями;

7. Расходы в области культуры, искусства, СМИ, физической культуры и религии;

8. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство;

9. Расходы на топливный и энергетический комплекс;

10. Расходы на сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбное хозяйство.

В соответствии с трехуровневой управленческой властью в Азербайджанской Республике, налоги определяются и выплачиваются в виде государственных налогов, налогов Нахчиванской Автономной Республики, а также местных налогов (муниципальные налоги) [5].

Налоговое законодательство Азербайджанской Республики состоит из Конституции Азербайджанской Республики, Налогового Кодекса и законодательных актов Азербайджанской Республики, принятых в соответствии с ними.

I. Поступления с налогообложения. Налоги различаются по базе налогообложения. В этом случае в качестве налоговой базы могут выступать совокупные доходы, заработная плата, объем товарооборота, собственность, импортируемые товары и т.д.

1. Налоги с дохода (прибыли). Налоги с дохода (прибыли) делятся на налоги с доходов (прибыли) физических и юридических лиц.

II. Под налогами в фонд заработной платы и рабочей силы подразумеваются налоги, в форме суммы, определенной процентным соотношением из фонда заработной платы либо конкретной суммы по каждому работнику, взимаемые с работодателя или занятых в свободном порядке. При этом средства взимаемые в виде налогов должны направляться на реализацию определенных целевых программ.

III. К налогам на собственность относятся налоги, связанные с собственностью. Их выплачивают владельцы и пользователи собственности. В классификации налоги на собственность делятся на периодические налоги с недвижимого имущества, текущие налоги, выплачиваемые с чистой прибыли имущества, налоги на имущество, перешедшего по наследству или в порядке дарения, налоги за операции, проводимые с финансами и капиталом, разовых налогов на собственность и другие текущие налоги с собственности.

IV. Налоги на товар и услуги. К категории налогов за товар и услуги отнесены налоги, связанные с производством, добычей, продажей, передачей и использования товаров, работ и услуг.

V. Налоги, связанные с внешнеэкономической деятельностью, группированы в соответствии с Налоговым Кодексом и таможенным законодательством.

VI. К прочим категориям налогов относятся поступления по другим налогам, не указанным в классификации.

2. Социальные отчисления. Социальные отчисления делятся на отчисления по социальному обеспечению и социальным нуждам в зависимости от социальных программ, осуществляемых государством. Отчисления на социальное обеспечение носят вынужденный характер и предполагают создание особого фонда.

3. Гранты. Гранты являются помощью, выделенной в соответствии с законодательством для подготовки и реализации программ, имеющих значимость для государства. Международные организации, зарубежные правительства, иностранные юридические и физические лица могут выступать в качестве донора грантов. Не зависимо от доноров, гранты делятся на текущие и капитальные. Текущие гранты это выплаты, связанные с покрытием текущих доходов, не обусловленных покупкой активов.

А капитальные гранты это выплаты, обусловленные покупкой, передачей активов. Такие гранты могут расходоваться также и на закрытие реципиентных взаимных обязательств.

I. К грантам, поступающим от зарубежных правительств, относятся выплаты, получаемые с целью осуществления значимых для государства программ от иностранных правительств или же выплаты для усиления бюджета.

II. К грантам, поступающим от международных организаций относятся выплаты от организаций, занимающихся благотворительностью, гуманитарным развитием, и другой общественной деятельностью в целях реализации важных для правительства программ в области образования, науки, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах.

III. К грантам, поступающим от других звеньев управленческого сектора государства относятся выплаты, получаемые с целью осуществления различного типа проектов и программ, значимых для государства и реализуемых финансово-кредитными институтами, общественными фондами, ассоциациями, федерациями, комитетами и другими организациями.

4. Прочие доходы: I. доходы от собственности;

II. поступления от продажи товаров и услуг;

III. поступления по штрафам и санкциям;

IV. добровольные перечисления;

V. доходы, которые невозможно разделить по категориям [6].

Анализ основных достижений. В 2017 году 5615,6 млн манат расходов государственного бюджета или 33,8% были предусмотрены для финансирования конкретных программ и мероприятий. В соответствии с экономической классификацией в бюджете 2017 года на выплату заработной платы было предусмотрено средств 4077,0 млн манат, или в объеме 24,6% расходов; на покупку товаров (работ и услуг) - 3123,5 млн манат, или в объеме 18,8% расходов; на выплаты по процентам - 408,4 млн манат, или в объеме 2,5% расходов; на субсидии и текущие трансферты - 704,5 млн манат, или в объеме 4,2% расходов; на гранты и другие оплаты - 75,6 млн манат, или в объеме 0,5% расходов; на пенсии и социальные пособия - 2067,8 млн манат, или в объеме 12,5% расходов; на другие расходы - 1259,7 млн манат, или в объеме 7,6% расходов; на покупку нематериальных активов - 3603,3 млн манат, или в объеме 21,7% расходов; на операции с финансовыми активами - 52,0 млн. манат, или в объеме 0,3% расходов; на финансовые операции по обязательствам-1228,2 млн манат, или в объеме 7,4% расходов. Как продолжение работ, направленных на усовершенствование структуры расходов государственного бюджета и процесса его составления, а также усиления адресности этих расходов, в 2017 году в параграфе «Прочие расходы» экономической классификации расходов государственного бюджета была предусмотрена сумма на 1744,6 млн манат или на 67,7% меньше в сравнении с 2016 годом [3].

Таблица 1

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Расходы - итого 10503,9 11765,9 15397,5 17416,5 19143,5 18709,0 17784,5 17751,3

На экономику 4373,9 4889,9 6803,2 6960,7 8207,5 7598,7 6408,8 4124,0

Социально - культурные мероприятия 2763,0 2901,4 3447,2 4072,9 4081,8 4484,4 4442,9 5789,5

На образование 1147,9 1180,8 1268,5 1453,2 1437,7 1553,9 1605,1 1754,4

Здравоохранение 402,4 429,2 493,4 609,4 618,9 665,3 708,2 702,5

Социальную защиту и социальное обеспечение 1054,4 1123,0 1495,4 1769,5 1750,3 1971,2 1857,2 2645,2

На культуру, искусство, информацию, физическую культуру 158,3 168,4 189,9 240,8 274,9 294,0 272,4 687,4

На науку 83,3 92,8 106,1 116,7 117,0 124,2 113,2 110,2

Прокуратуру 648,9 668,5 710,3 929,2 1049,3 1103,6 1105,7 1117,1

Законодательство 289,7 303,0 281,9 342,3 349,3 449,7 430,9 470,1

Другие расходы 2345,1 2910,3 4048,8 4994,7 5338,6 4948,4 5283,0 6140,4

Из табл. 1 и рисунка видно, что общая сумма и суммы по отдельным видам расходов государственного бюджета Азербайджанской Республики ежегодно росли. Расходы государственного бюджета на 2010 год составляли 11765,9 млн манат. Однако расходы государственного бюджета на 2016 год составили 17751,3 млн манат, что показывает снижение в сравнении с предыдущими годами (2014 - 2015 годы). Увеличение расходов государственного бюджета продолжилось в 2013 году по нарастающей и стало больше на 61%, составив 19.143.000,0 тыс. манат, но после этого года произошло относительное понижение. Если взглянуть на последние два года,

- 91

Еконотчний вюник Донбасу № 2(52), 2018

то окажется, что в сравнении с 2015 годом в 2016 году расходы государственного бюджета снизились на 0,2% [3].

1. Налоговые поступления.

В соответствии с Налоговым Кодексом в Азербайджанской Республике устанавливаются и подлежат к выплате государственные, автономные и местные (муниципальные) налоги.

2. Гранты.

Начиная с 1996 года, в доходах государственного бюджета находит свое отражение статья гранта, выделяемого Европейским Союзом Азер-

байджанской Республике. По закону Азербайджанской Республики «О грантах» от 17 апреля 1998 года помощь, получаемая в виде грантов, или (либо) другая какая-нибудь материальная помощь освобождена от всех видов налогов, пошлин и обязательных выплат в государственный бюджет. Однако при использовании грантов юридические лица, участвующие в реализации проектов и программ выплачивают налоги в соответствии с действующим законо-

дательством от суммы, полученной от реципиента (грант, находящийся в отношениях с донором считается реципиентом). При использовании гранта физические лица, участвующие в реализации проектов и программ выплачивают подоходный налог в соответствии с действующим законодательством от суммы, полученной от реципиента. За сумму, выплачиваемую физическим лицам, реципиент освобождается от выплаты принудительных отчислений.

2009 ■ 2010 2011 я 2012 и2013 и 2014 2015 н2016

Рисунок. Расходы государственного бюджета, млн манат

3. Социальные отчисления.

Социальные отчисления в зависимости от реализуемых государством программ делятся на социальное обеспечение и социальные нужды. Отчисления социального назначения носят обязательный характер и подразумевают создание специального фонда.

4. Другие поступления.

Статья о поступлениях от аренды государственного имущества регулируется решениями Кабинета Министров «Об установлении минимальной суммы арендной платы для передачи в аренду государственного имущества (жилищного фонда)» от 5 марта 1999 года и от 27 марта 2000 года. На основании этого решения (от 27 марта 2000 года) за площади, находящиеся на территории города Баку, а также в других городах и районах республики, устанавливается отдельная годовая арендная плата за 1 м2. Полученные средства переводятся в государственный бюджет.

II. Экономическая классификация расходов государственного бюджета Азербайджанской Республики по своему экономическому содержанию является группированием расходов бюджетов всех уровней. Классификация образует следующие статьи расходов:

11. Оплата труда, покупка товаров и оплата услуг;

12. Выплаты по процентам;

13. Субсидии и текущие выплаты;

14. Вложение капитальных средств в основные фонды;

15. Создание государственных резервов;

16. Покупка земли и нематериальных активов;

17. Капитальные выплаты;

18. Выдача кредитов послу вычета суммы, возвращаемой в пределах страны;

19. Выдача кредитов послу вычета суммы, возвращаемой за рубеж.

III. Классификация по организациям расходов государственного бюджета Азербайджанской Республики - это группирование расходов, отражающих прямое распределение бюджетных средств из государственного бюджета [7]. В этой классификации показывается по главам список предприятий, конкретно получающих бюджетные средства:

20. Законодательные органы;

21. Органы исполнительной власти;

22. Судебные органы и органы прокуратуры;

23. Другие государственные органы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Пресса и общественные организации;

25. Дотации;

26. Государственные фонды.

А теперь рассмотрим динамику доходов государственного бюджета Азербайджанской Республики за последние 8 лет.

Из табл. 2 видно, что доходы государственного бюджета Азербайджанской Республики ежегодно росли как по общей сумме, так и по отдельным видам. Если обратить внимание на последние пять лет, то можно видеть, что максимальная граница доходов приходится на 2013 год. Таким образом, в 2013

году доходы государственного бюджета составили 19496,3 млн манат. А в 2016 году доходы бюджета Азербайджана были равны 17505,7 млн манат, что в сравнении с 2013 годом показывает уменьшение на 11.2% [3].

Динамика доходов государственного бюджета

Таблица 2

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Доходы - итого 10325,9 11403,0 15700,7 17281,5 19496,3 18400,6 17498,0 17505,7

Налог с физических лиц 581,9 590,2 715,7 813,0 859,7 980,3 982,5 1145,7

Налог на прибыль с юридических лиц 1329,2 1429,9 2134,0 2252,0 2374,8 2302,7 2211,1 1983,2

Земельный налог 26,2 35,3 35,3 30,6 33,1 35,4 48,7 50,3

Налог на имущество 66,2 101,8 103,9 105,1 125,1 141,3 148,2 174,7

НДС 2012,8 2082,5 2222,7 2366,9 2710,0 3119,6 3454,7 3623,5

Акцизы 485,1 514,9 480,2 531,5 593,3 797,3 647,8 625,1

Промысловый налог 121,9 130,1 129,8 125,8 121,5 116,2 116,1 110,3

Налоги, связанные с ВЭД 418,1 291,8 433,1 592,5 675,2 684,7 934,5 861,2

Среди доходов государственного бюджета поступления из Государственного Нефтяного фонда Азербайджанской Республики также занимают большое и значимое место. Таким образом, в объеме поступлений из Нефтяного Фонда в соответствующие годы наблюдается как рост, так и уменьшения. Объем поступлений из Государственного Нефтяного Фонда Азербайджанской Республики составил в 2012 году 9 905 000,0 тыс. манат, а в 2013 году он продолжил темп роста и уже был равен 11 350 000,0 тыс. манат. В 2014 году наблюдалось падение объема, и он составил 9 337 000,0 тыс. манат. Показатели относительно повысились в 2015 году, а в 2016 году полностью снизились и составили 6 000 000,0 тыс. манат. В сравнении с последними двумя годами в поступлениях из Нефтяного Фонда произошло понижение на 40% [3].

Как уже было сказано, налог на добавленную стоимость занимает весомое место в составе бюджетных доходов. Так, налог на добавленную стоимость составил в 2012 году 2366, 9 млн манат, а в 2016 году - 3623,5 млн манат. Другими словами, налог на добавленную стоимость в 2016 году вырос по сравнению с уровнем 2012 года на 53,1%.

По своему объему подоходный налог с физических лиц занимает одно из передовых мест в составе бюджетных доходов. Подоходный налог составил в 2012 году 813,0 млн манат, в 2013 году - 859,0 млн манат, в 2014 году - 980,3 млн манат, в 2015 году -982,5 млн манат, а в 2016 году - 1145,7 млн манат. Как видно из этих показателей, подоходный налог с физических лиц вырос до 2016 года на 96,9% [3].

В составе доходов государственного бюджета акцизные налоги, таможенные налоги и пошлины также занимают важное место. Акцизные налоги в 2012 году составили 533 600,0 тыс. манат, а в 2016 году - 105 000,0 тыс. манат, что показывает значительное уменьшение по сравнению с предыдущими годами. Если взглянуть на данные последних двух лет, то можем наблюдать снижение на 51% [3].

В прочую структуру доходов, не являющихся налоговыми поступлениями, относятся финансовые санкции по налогам, проценты и отчисления в бюд-

жет определенного процента, от разницы между контрактной стоимостью при экспорте продукции с регулирующейся ценой, которая производится в Азербайджанской Республике, и ценой на внутри-республиканских оптовых предприятиях [1].

В ненефтяном секторе прогнозируется рост ВВП в реальном выражении на 2,5% и достижения уровня в 41,7 млрд манат. В 2017 году по отраслевой структуре 4,0 млрд манат или 6,4% внутреннего валового продукта сельского, лесного и рыболоводче-ского хозяйств, 22,2 млрд манат или 36,2% промышленности, 6,1 млрд манат или 10,0% строительства, 24,3 млрд манат или 39,6% производства услуг, 4,8 млрд манат или 7,8% продукции и экспорта приходилось на долю чистых налогов [3].

28,6 процентов общих инвестиций выпадают на долю государственного, а 71,4 процентов - на долю частного секторов. В январе-августе 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года цена на потребительские товары и услуги возросли на 10,8%. За первые 8 месяцев текущего года оборот внешней торговли по стране составил 11,3 млрд долл. США, в том числе 5,5 млрд долл. - импортные операции, а объем экспортных операций был равен 5,8 млрд долл. США. Следует отметить, что в начале текущего года понижавшееся торговое сальдо впервые вновь вступило в положительную зону в июне текущего года.

За 8 месяцев 2016 года валютные запасы страны были равны 40,1 млрд долл. США, из которых 39,5 млрд долл. - активы Государственного Нефтяного Фонда Азербайджанской Республики (ГНФАР) и 4,2 млрд долл. США - официальные валютные резервы Центрального Банка.

На основании концепции экономического и социального развития страны и прогнозных показателей на 2017 год и последующие три года, подготовленных Министерством Экономики Азербайджанской Республики, в 2017 году в стране реальный рост ВВП составил 61,4 млрд манат. Прогнозируется продолжение тенденции роста в 2018-2020 годах и ожидается показатель, равный 2,4% реальных темпов роста ВВП в 2020 году.

Ко второму уровню функциональной классификации расходов государственного бюджета Азербайджанской Республики в пределах разделов относятся вспомогательные разделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение государственных функций.

Классификация целевых расходный статей государственного бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов государственного бюджета и в пределах подразделов функциональной классификации государственного бюджета Азербайджанской Республики отражает финансирование конкретных направлений деятельности главных распорядителей средств государственного бюджета.

Классификация видов бюджетных расходов составляет четвертый уровень функциональной классификации расходов государственного бюджета Азербайджанской Республики и подробно показывает направления финансирования по целевым статьям государственного бюджета [2].

Выводы и предложения. Таким образом, бюджетно-налоговая политика на 2017 год была подготовлена с учетом приоритетов стратегического развития Азербайджанской Республики в соответствии с главными тенденциями и вызовами, происходящими в глобальной экономике, среднесрочной бюджетной и финансовой политике на основании статьи 11.5 Закона Азербайджанской Республики «О бюджетной системе», а также в соразмерности с экономическими и социальными прогнозами и соответствующими государственными программами [2].

Литература

1. Закон Азербайджанской Республики «О государственном бюджете». 2017 год. 2. Закон Азербайджанской Республики «О бюджетной системе» (статья 452-П0Б от 13 мая 2003 г. № 791-П0Б от 3 декабря 2004 г. № 876-ПОБ, 2005 г.) от 23 декабря 2007 года, с изменениями и дополнениями к Закону Азербайджанской Республики № 488-П^Б от 30 ноября 2007 года). 3. Статистические показатели Азербайджана. Баку, 2017. 824 с. 4. Аллахвер-диев Д.Н. «Бюджетно-налоговая политика». Баку-

2002. 5. Бадалов С.Х., Магеррамов Р.Б., Гурбанов Ф.А. Бюджетная система: учебник. Баку, 2003.

6. Зейналов В., Гусейнов А. Проблемы государственных и муниципальных финансов. Баку, 2006.

7. Ханкишиева B. Экономические проблемы государственного бюджетного регулирования. Баку,

2003.

Годжаева Е. М., Алieва Т.Т. Головш тенден-щТ бюджетно-податковоТ пол^ики Азербайджан-ськоТ Республши

У статп авторами вказуеться, що прийняття по-датшв в якост фшансового забезпечення дгяльност держави i мушципалпепв покладае на них завдання виршення сощальних проблем. Серед доход1в державного бюджету надходження з Державного Наф-тового фонду Азербайджансько! Республши також

займають велике i значуще мiсце, але в обсязi над-ходжень з Нафтового Фонду в ввдповвдш роки спо-стер^аеться як зростання, так i зменшення.

Таким чином, бюджетно-податкова полiтика на

2017 рш була пiдготовлена з урахуванням прюрите-■пв стратегiчного розвитку Азербайджансько! Рес-публiки вiдповiдно до головних тендендiй i викли-шв, що вiдбуваються в глобальнiй економщ, серед-ньостроковiй бюджетнiй i фшансовш полiтицi. Тому в 2018 рощ в нафтовому секторi прогнозуеться зростання ВВП.

Ключовi слова: доходи державного бюджету, витрати державного бюджету, бюджетно-податкова пол^ика, класифiкацiя, податки.

Годжаева Э. М., Алиева Т. Т. Главные тенденции бюджетно-налоговой политики Азербайджанской Республики

В статье авторами указывается, что принятие налогов в качестве финансового обеспечения деятельности государства и муниципалитетов возлагает на них задачу решения социальных проблем. Среди доходов государственного бюджета поступления из Государственного Нефтяного фонда Азербайджанской Республики также занимают большое и значимое место, но в объеме поступлений из Нефтяного Фонда в соответствующие годы наблюдается как рост, так и уменьшения.

Таким образом, бюджетно-налоговая политика на 2017 год была подготовлена с учетом приоритетов стратегического развития Азербайджанской Республики в соответствии с главными тенденциями и вызовами, происходящими в глобальной экономике, среднесрочной бюджетной и финансовой политике. Поэтому в 2018 году в ненефтяном секторе прогнозируется рост ВВП.

Ключевые слова: доходы государственного бюджета, расходы государственного бюджета, бюджетно-налоговая политика, классификация, налоги.

Gojayeva E., Alieva T. Main Trends of the Budget and Tax Policy of the Republic of Azerbaijan

In the article the authors state that the adoption of taxes as financial support for the activities of the state and municipalities imposes on them the task of solving social problems. Among the revenues of the state budget, receipts from the State Oil Fund of the Republic of Azerbaijan also occupy a large and significant place, but in the amount of revenues from the Oil Fund in the respective years, both growth and decrease are observed.

Thus, the fiscal policy for 2017 was prepared taking into account the priorities of the strategic development of the Republic of Azerbaijan in accordance with the main trends and challenges in the global economy, medium-term fiscal and financial policies. Therefore, in

2018 in the non-oil sector, GDP growth is projected.

Keywords: state budget revenues, state budget expenditures, fiscal policy, classification, taxes.

Стаття надшшла до редакцл 27.02.2018

Прийнято до друку 19.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.