Научная статья на тему 'Проведение реформ в сфере налогового администрирования в Азербайджанской Республике'

Проведение реформ в сфере налогового администрирования в Азербайджанской Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проведение реформ в сфере налогового администрирования в Азербайджанской Республике»

Следует также отметить, что иногда в дополнение к категории преступлений тазир выделяется категория преступлений сийасах, посягающих на права имама или государства либо на права общества. При таком подходе к преступлениям тазир относятся только те, что посягают на права индивида. Тем не менее современная мусульманская уголовно-правовая теория в большинстве своем объединяет эти две категории преступлений в единую категорию преступлений тазир, указывая при этом, что к охраняемым ею правам относятся не только права индивида, но и права государства или права мусульманского сообщества.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

1. В основе понимания уголовно наказуемого деяния по мусульманскому уголовному праву лежит рассмотрение человеческих поступков как имеющих здесь двойную значимость: за них полагается и кара на земле, и кара в загробной жизни. Это предопределяет акцент на религиозной составляющей преступления и в дальнейшем будет влиять на земное наказание поступка.

2. Преступление — это нарушающее заповеди Корана, подрывающее авторитет ислама общественно опасное деяние, направленное против морали, обычаев, распускающее правоверного мусульманина и иноверца, находящегося в пределах действия шариата, духовно, нравственно и религиозно, совершенное виновно и запрещенное Кораном и другими источниками мусульманского права под страхом наказания. Такое определение сочетает в себе формальный и сущностной признаки преступления.

3. Выделяемые в мусульманском правоведении категории преступлений отражают иерархию ценностей исламского общества и в большинстве случаев жестко увязаны с назначением наказания.

Гусейн А.,

аспирант Института философии и политико-правовых исследований

Национальной академии наук Азербайджана

ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМ В СФЕРЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Указами президента Азербайджанской Республики от 17 июля 1996 года за № 463 «О налаживании государственного контроля деятельности в области производства, услуг и финансового кредита и запрете безосновательных проверок» и от 7 января 1999 года № 69 «Об усовершенствовании государственного контроля и устранении искусственных препятствий в области раз-

вития предпринимательства» перед контрольными органами, в том числе налоговыми, были поставлены очень важные задачи.

В связи с необходимостью формирования служащей динамическому развитию экономики страны рациональной налоговой системы для проведения в этой области серьезных и безотлагательных мероприятий были даны поручения соответствующим органам государства. Формируемая в связи с этими поручениями налоговая система должна была служить защите прав и интересов налогоплательщиков, увеличению конкурентоспособности товаров национальных предпринимателей, пресечению незаконной предпринимательской деятельности, соблюдению принципов социальной справедливости и объективности, обеспечению экономической безопасности и оборонной мощи страны.

Формирование отвечающей международным стандартам налоговой системы началось с создания 11 февраля 2000 года на базе Главной государственной налоговой инспекции Министерства по налогам, которое стало центральным исполнительным органом, осуществляющим государственную налоговую политику, обеспечивающим своевременный и полный сбор в государственный бюджет налогов и других поступлений и осуществляющим государственный контроль в этой области.

Указом Президента Азербайджанской Республики от 29 марта 2000 года № 454 было утверждено Положение Министерства налогов. Наряду с этим с принятием Закона от 12 июня 2001 года «Положение о службе в государственных налоговых органах» сформировалась правовая база реформ, проводимых в сфере управления налоговыми органами.

Осуществление налоговой политики является основным фактором, направляющим государство к проведению налоговых реформ.

Основной целью проведения реформ налоговой системы Азербайджанской Республики является повышение эффективности использования потенциальных возможностей всех сфер экономики страны в новых производственно-имущественных условиях, обеспечение их динамического развития, создание условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, создание в целом условий для социально-экономического развития.

Формирование и усовершенствование налогового законодательства

Переход на рыночную экономику составляет в последние годы сущность экономической политики Азербайджана, целью которой является повышение уровня занятости населения и увеличения реальных его доходов. Последовательное продолжение экономических реформ и создание приемлемых условий для скорого развития предпринимательства являются одними из первостепенных задач, стоящих на пути достижения этой цели.

Создание законодательной базы рыночной экономики, усовершенствование управленческой и судебной систем будет тогда эффективным, когда гражданам оперативно будет дана полная, ясная и точная информация об их правах, и каждое лицо сможет в случае необходимости легко получить объяснение по любому правовому вопросу, ибо люди тогда осознают свои права и рационально ими пользуются, когда лучше знают о них и о том, как их надо защищать1.

Одним из направлений экономических реформ являются налоговые реформы. Принятый Налоговый кодекс конкретизировал обязанности и функции органов власти и органов государственного административного управления, связанные с определением отношений между государством и налогоплательщиками, определением налогов и их уплатой. В настоящее время этот Кодекс является единственной законодательной и нормативной базой взыскания налогов.

После принятия Налогового кодекса был создан Налоговый координационный совет. Основными его функциями были подготовка в связи с принятием Кодекса методических указаний, правил, инструкций и других нормативных документов, обеспечение обучения сотрудников налоговых органов, всестороннее информирование налогоплательщиков и проведение обширной агитационной кампании.

В связи с этим с целью дачи официальных указаний и разъяснений в сфере формирования законодательной базы и практики применения налогового законодательства в центральном аппарате Министерства по налогам в составе Главного управления налоговой политики и стратегических исследований было создано Управление законодательства и методологии. На данный момент Министерством по налогам в сфере налогового законодательства было принято и применялось свыше 500 инструкций, методических указаний, методик, процедур и прочих нормативных документов.

Таким образом, в ходе проведенных реформ была создана единая нормативно-правовая база налоговой системы, и в течение 10 лет устранены противоречия и другие недостатки, которые существовали в налоговом законодательстве в прежние годы. Кроме того, новый Кодекс конкретно определил права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, условия и порядок применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства, основы, виды и правила налогового контроля (налоговых проверок).

В связи с экономической динамикой и развитием предпринимательства проводятся постоянные изменение в налоговом законодательстве. Каждый

1 Тевфик Япрак. Создание законодательной базы рыночной экономики — одна из неотложных проблем // Мяшварат, Баку. № 1—2. С. 4.

год, учитывая предложения и рекомендации ассоциации предпринимателей, граждан, специалистов в области права и экономики, негосударственных предприятий, а также международных финансовых организаций, Министерством по налогам готовятся проекты законодательства об изменениях и дополнениях в Налоговый кодекс, которые, пройдя согласование с соответствующими государственными органами, передаются правительством в Милли Меджлис.

Реформы в сфере усовершенствования налогового администрирования

Параллельно с созданием новой законодательной базы были проведены и проводятся множество реформ в направлении усовершенствования налогового администрирования.

Учитывая важную роль налогов в социально-экономическом развитии страны и улучшении жизненных условий населения, с целю полного и своевременного их взыскания, расширения налоговой базы, приведения в соответствие международным стандартам работы по обслуживанию налогоплательщиков и еще большего усовершенствования отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 12 сентября 2005 года № 992 была утверждена «Государственная программа усовершенствования налогового администрирования (на 2005—2007 гг.)».

Направление работ в сфере усовершенствования налогового администрирования, осуществляемых в рамках реформ в сфере налогового управления, можно сгруппировать следующим образом:

— создание административно-организационной структуры налоговых органов;

— усовершенствование налогового контроля;

— усовершенствование просвещения налогоплательщиков и организация работ по услугам налогоплательщикам;

— усовершенствование системы оплаты налогов;

— применение Автоматизированной налоговой информационной системы (АНИС);

— применение системы оценки деятельности налоговых органов и их сотрудников;

— усовершенствование работ по приему в налоговые органы, кадровой подготовки и налогового преподавания;

— применение систем апелляции с целю защиты в административном порядке прав налогоплательщиков;

— развитие международных отношений в сфере взыскания налогов.

Создание административно-организационной структуры налоговых органов

Фундаментальные изменения, проведенные в налоговом законодательстве, вызвали необходимость проведения адекватных реформ в административной структуре налоговой службы.

С 1999—2000 гг. начались подготовительные работы по совершенствованию структуры налоговых органов. Для этого в первую очередь была исследована практика ведущих мировых держав, сравнены различные модели управления и отдан приоритет структурам налоговых органов.

Создаваемая в налоговой системе новая структура, будучи механизмом, дающим возможность более успешному осуществлению налоговой политики и применению мощной контрольной системы в сфере налогов, в отличие от прежней структуры, объединила в себе все положительные качества. Следующим этапом была правильная организация деятельности созданной новой структуры, систематизация работы ее подразделений и увеличение рациональности.

Усовершенствование налогового контроля. Также была проведена большая работа в сфере усовершенствования налогового контроля, являющегося составной частью комплексных реформ, проводимых в системе налогового администрирования. Важным направлением в усовершенствовании налогового контроля были устранение безосновательных, отнимающих много времени, повторяющихся проверок, являющихся причиной справедливых нареканий со стороны дисциплинированных налогоплательщиков, повышение рациональности и оперативности проводимых проверок.

Первое важное положение, создающее основу для усовершенствования налогового контроля и последующей нормотворческой и организационной деятельности, нашло отражение в Налоговом кодексе. Итак, была создана совершенная законодательная база, обеспечивающая обоснование налоговых проверок.

Основное внимание в ходе усовершенствования налогового контроля было уделено уменьшению количества и увеличению качества выездных проверок, повышению эффективности камеральных проверок. Также одной из определенных в «Государственной программе усовершенствования налогового администрирования (на 2005—2007 гг.)» задач была организация в рамках компьютерно-информационной системы министерства работ по планированию аудита.

Работа по учету налогоплательщиков и налогооблагаемых объектов, являясь одной из форм налогового контроля, была полностью автоматизирована и осуществляется в рамках АНИС. Это наряду с обеспечением оперативности и точности в работе налоговых органов создало удобства

для налогоплательщиков. Так, после указанных изменений и дополнений в Налоговый кодекс, начиная с 2005 года, физические и юридические лица, со дня представления ими, в соответствии с законодательством, требуемых документов, в течение 2 дней принимаются на учет в качестве налогоплательщиков и им выдается идентификационный номер налогоплательщика (ИННП). Как было указано выше, филиалы и представительства местных и иностранных юридических лиц, начиная с 1 января 2008 года, ставятся на государственный учет в налоговых органах. Организация, желающая получить статус юридического лица, в течение 3 дней после представления документов ставится на государственный учет и ей выдается Свидетельство. В соответствии с законодательством Свидетельство подтверждает факт постановки юридического лица на налоговый учет, одновременно указанный в ней номер считается идентификационный номером налогового плательщика (ИННП).

Усовершенствование просвещения налогоплательщиков и организация работ по услуге налогоплательщиков. Одним из важных направлений, проводимых в сфере налогового администрирования, также является организация на высоком уровне услуг, оказываемых налогоплательщикам. С этой целью еще 2000 году впервые среди государств — участников СНГ в Азербайджане в местных налоговых органах были созданы информационные отделы.

С целью усовершенствования механизма функционального управления Министерства по налогам, усиления мер по информированности и агитации налогоплательщиков, организации на высоком уровне в местных налоговых органах работ, связанных с оказанием услуг налогоплательщикам, 12 декабря 2002 года в центральном аппарате министерства было создано Управление по оказанию услуг налогоплательщикам.

В общем, в рамках реформ в сфере просвещения налогоплательщиков и усовершенствования работы по оказанию им услуг Министерством по налогам Азербайджанской Республики были осуществлены и продолжаются на данный момент нижеследующие мероприятия:

— учреждение печатающейся каждую неделю газеты «Налоги» и месячного научно-методического журнала «Азербайджанские налоговые вести»;

— создание при Министерстве по налогам современного телефонно-информационного центра (единая телефонно-информационная служба № 195), обслуживающего налогоплательщиков, для бесплатных ответов на интересующие последних вопросы в области налогообложения и сбора жалоб и предложений для последующего рассмотрения их в соответствующих структурах налогового органа;

— создание в среднеобразовательных школах методических кабинетов, связанных с изучением налогов и преподавание урока «Налоговая культура»;

— создание официального сайта Министерства по налогам и его усовершенствование;

— подготовка необходимой организационной и нормативно-правовой базы, учебных программ и организация специальных курсов в учебном центре министерства для организации частных налоговых консультаций;

— установление компьютерных терминалов в зональных налоговых органах;

— систематическое изготовление буклетов и брошюр по вопросам налогообложения просветительского и агитационного характера и их распространение;

— проведение для представителей налогоплательщиков, негосударственных организаций и СМИ постоянных тренингов, семинаров и встреч;

— с целью просвещения и информирования налогоплательщиков организация о налоговой культуре и деятельности Министерства по налогам теле- и радиопередач, информационных бюллетеней.

Усовершенствование системы оплаты налогов. Самым существенным шагом в сфере усовершенствования системы оплаты налогов является создание возможности для передачи налоговых деклараций электронным способом и применение депозитного счета для уплаты налога на добавленную стоимость.

В связи с применением АНИС в Министерстве по налогам действует веб-сайт налогового управления. Налогоплательщик, подключившись к Интернету в любом месте, только на основании заключенного с ними договора об электронной подписи, после получения пароля, шифра и кода пользователя, не приходя в налоговый орган, имеет возможность представлять налоговые декларации в электронной форме.

После усовершенствования системы оплаты налогов сведены к минимуму прямые контакты между налогоплательщиками и налоговым органом.

Применение системы автоматизированной налоговой информации (АНИС). Для полного и своевременного формирования доходной части госбюджета и создания плодотворных условий для предпринимательства, Министерство по налогам проводит важные мероприятия.

Создание и применение отвечающей современным требованиям и стратегическим целям компьютерно-информационной системы является фактором, обуславливающим создание рационального налогового администрирования. В связи с этим одной из важных реформ, проводимых в сфере налогового администрирования, является применение АНИС. Это отвечаю-

щая современным требованиям налогового администрирования, в том числе сферы налогового контроля, и не имеющая аналога среди стран — участниц СНГ, автоматизированная и интегрирующая в другие информационные сети информационная система.

Министерством по налогам АНИС была применена с целью создания эффективного информационного обеспечения гибкая и пригодная налоговая система. Будучи надежной, безопасной, открытой к интеграции с внешними системами, эта система предусматривает автоматизацию работы налоговых органов, интеграцию с другими госорганами, а также осуществление различных экономических анализов и прогнозов. АНИС дает возможность обеспечения лиц, принимающих решение, своевременной и подробной информацией, автоматического системного контроля над каждой функцией налогового администрирования и определению на основании различных критериев основных приоритетов в работе, что, в свою очередь, создает условия для осуществления рационального руководства во всех сферах управления налоговыми органами, эффективному проведению налоговых проверок и, в конечном итоге, усовершенствованию налогового администрирования1.

В настоящее время в Турции и Венгрии используются системы, в какой-то мере похожие на эту систему.

Охватывающая все сферы государственного управления, осуществляемого Министерством по налогам, АНИС состоит из следующих подсистем:

— подсистема «Делопроизводство» — предусмотрена для учета входящей и исходящей документации, наблюдения за их движением и обеспечения контроля над данными ответами;

— подсистема «Кадры» — обеспечивает автоматическую организацию назначения кадров на определенные должности и передвижения по штатной структуре;

— подсистема «Учет налогоплательщиков» — предусмотрена для ведения в автоматическом режиме «Единого государственного реестра налогоплательщиков»;

— подсистема «Прием деклараций и камеральной проверки» — обеспечивает автоматизацию по приемке и проверке деклараций налогоплательщиков, состоящих на учете в местных налоговых органах;

— подсистема «Личный учетный лист» — предусмотрена для автоматического учета в налоговых органах налогов и других начисленных в госбюджет и уплаченных сумм;

1 Амиров Н.А. АНИС — надежная, безопасная и открытая к интеграции система // Налоговые вести Азербайджана. Баку, 2005. № 8. С. 8—13.

— подсистема «Сохранение и использование личных дел» обеспечивает в налоговых органах автоматизацию контроля за сохранностью и использованием отрытых налогоплательщику личных дел;

— подсистема «Налоговые долги» предусмотрена для работ с налогоплательщиками, не представившими вовремя декларации и не уплатившими долги в бюджет;

— подсистема «Выбор налогоплательщиков для проведения выездных, оперативных налоговых проверок и налогового аудита» предусматривает определение налогоплательщиков для проведения выездных и оперативных налоговых проверок и автоматизацию учета результатов проверок;

— подсистема «Работа Департамента по предварительному расследованию налоговых преступлений» обеспечивает автоматический учет налоговых преступлений, дознания и оперативных работ, а также и их результатов;

— подсистема «Оценка деятельности налогового органа и его сотрудников» предусмотрена для оценки в соответствии с определенными критериями деятельности всех сотрудников, а также по функциональным областям (взыскание налогов, аудит, оперативный контроль, обслуживание налогоплательщиков, камеральная проверка и т.д.);

— подсистема «Обслуживание налогоплательщиков» обеспечивает автоматизацию учета результатов работ по обслуживанию налогоплательщиков;

— подсистема «Финансовое производство» предусмотрена для автоматизации бухгалтерского учета в налоговых органах, ведения бухучета в соответствии с «Отчетным планом бухгалтерского учета, финансируемого из бюджета управлений, организаций и предприятий»;

— подсистема «Бухгалтерия» — обеспечивает автоматический расчет зарплаты сотрудников налогового органа, пенсий, денежных премий, командировок;

— подсистема «Анализ» предусмотрена для всестороннего анализа всей информации, имеющейся в информационной базе;

— подсистема «Прогнозирование» предусмотрена для дачи на основе основных показателей прогнозов;

В рамках подсистемы «Предоставление услуг посредством Интернета» предусмотрены широкие возможности для налогоплательщиков. Так, в результате применения этой подсистемы налогоплательщики могут обозревать свои личные учетные листы в реальном временном режиме, имеют возможность получить информацию о наличии у них долгов в госбюджет. Кроме этого, налогоплательщики, не теряя времени и не входя в контакт с сотрудниками налоговых органов, абсолютно прозрачно могут предоставить (послать) свои декларации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.