Научная статья на тему 'Модернизация налоговой службы Азербайджанской Республики'

Модернизация налоговой службы Азербайджанской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TAX LEGISLATION / MODERNIZATION / STATE FI-NANCIAL CONTROL / TAXPAYER / TAX CODE / ПОДАТКОВЕ ЗАКОНОДАВСТВО / МОДЕ-РНіЗАЦіЯ / ДЕРЖАВНИЙ ФіНАНСОВИЙ КОНТРОЛЬ / ПЛАТНИК ПОДАТКіВ / ПОДАТКОВИЙ КОДЕКС / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОН-ТРОЛЬ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Р.О.

У статті автором відзначено, що основна мета реформ, які проводяться в останні кілька років у по-датковій системі Азербайджану, складається з спро-щення та удосконалення податкового адміністру-вання, посилення податкового контролю, побудови і розвитку досконалої системи обслуговування пла-тників податків. Тому формування конкурентоспро-можної економічної системи, яка вважається знач-ним фактором економічного розвитку країни, мож-ливо лише в результаті створення механізму адеква-тної податкової політики, досконалого податкового законодавства, сприятливого податкового середо-вища і раціонального податкового контролю. Таким чином, щоб постійно контролювати дія-льності органів податкової служби необхідно вдос-коналювати систему внутрішнього аудиту. Все це дозволить якісно змінити зміст оперативної роботи органів податкової служби та помітно підвищити її ефективність.В статье автором указывается, что основная цель реформ, проводимых в последние несколько лет в налоговой системе Азербайджана, состоит из упрощения и усовершенствования налогового адми-нистрирования, усиления налогового контроля, по-строения и развития совершенной системы обслу-живания налогоплательщиков. Поэтому формирова-ние конкурентоспособной экономической системы, считающейся важным фактором экономического развития страны, возможно лишь в результате со-здания механизма адекватной налоговой политики, совершенного налогового законодательства, благо-приятной налоговой среды и рационального налого-вого контроля. Таким образом, чтобы постоянно контролиро-вать деятельность органов налоговой службы необ-ходимо совершенствовать систему внутреннего аудита. Все это позволит качественно изменить со-держание оперативной работы органов налоговой службы и заметно повысить ее эффективность.In the article, the author points out that the basic reform has been implemented in Azerbaijan in the last few years, with a tax system in Azerbaijan, which is based on taxation of tax administration, enhancing tax control, promotion and development of the advanced system of taxation of taxpayers. By formulating a com-petitive economical system, which is considered as a major factor of economic development, can become a result of the mechanism of adequate policy analysis of the law, the current tax legislation, the favorable tax and rational tax control. Thus, in order to exercise constant control over the correctness of the activities of tax service bodies, it is necessary to improve the internal audit system. All this will allow to qualitatively change the content of the op-erational work of the tax service bodies and significantly improve its effectiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация налоговой службы Азербайджанской Республики»

 ]УНжнародна та регшнальна економпса

УДК 336.201.3+336.22(479.24)

Р. О. Алиева,

специалист Русской Экономической Школы Азербайджанский Государственный Экономический Университет иЫЕС,

г. Баку

МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Постановка проблемы. Основная цель реформ, проводимых в последние несколько лет в налоговой системе Азербайджана, состоит из упрощения и усовершенствования налогового администрирования, усиления налогового контроля, построения и развития совершенной системы обслуживания налогоплательщиков. Формирование конкурентоспособной экономической системы, считающейся важным фактором экономического развития страны, возможно лишь в результате создания механизма адекватной налоговой политики, совершенного налогового законодательства, благоприятной налоговой среды и рационального налогового контроля. В последний период времени продолжено применение предусмотренных законодательством процедур в области принудительного изъятия налоговых долгов, в том числе рассылка извещений, распоряжений, опись имущества, обращение в судебные инстанции по поводу продажи описанного имущества на открытых специализированных аукцио-

нах (торгах), а также осуществление других мероприятий [7].

Созданный за последние годы с целью увеличения количественных и качественных показателей в сфере принудительного изъятия налоговых долгов механизм был в значительной степени усовершенствован, также был упрощен процесс продажи на аукционах (торгах) имущества, изъятого за счет скопившихся налоговых долгов. Кроме этого, с помощью информационной компьютерной системы был автоматизирован процесс группировки налоговых долгов и рассылки извещений налогоплательщикам. Модернизация налоговой службы республики стала причиной введения целого ряда новшеств и в сфере обслуживания налогоплательщиков.

Следовательно, данная тематика предусматривает государственный финансовый контроль с тем, чтобы выполнять распределительную и контрольную функции [3]. Схематически это можно отобразить в следующем порядке (рис. 1).

Государственный финансовый контроль

Бюджетный контроль Налоговый контроль Контроль над денежным оборотом

Рис. 1. Государственные финансы финансового контроля

Частое изменение действующих налоговых актов, инструкций и директивных писем, отсутствие среди большей части налогоплательщиков информации по этому поводу, приводит к неправильному подсчету налоговых отчислений, что, в свою очередь, создает условия для применения финансовых санкций и расчету дополнительных сумм со стороны налоговых органов. В зарубежных странах, отличающихся своей организованностью касательно рыночных принципов, налоговые органы осуществляют функцию регулирования экономики в тесной

взаимосвязи с налогоплательщиками. Эти связи должны выражаться в отношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками республики. Так, каждый налогоплательщик должен быть подробно информирован о том, что и как проверяют налоговые инспектора у физических и юридических лиц. Вторым важным вопросом в системе налоговой службы является создание принципиально новой технологии функционирования налогообложения на основе применения компьютерной сети и базы данных [5]. Налоговые органы должны быть в кратчай-

шие сроки обеспечены современной компьютерной техникой и средствами телекоммуникации, необходимо расширить их возможности относительно получения любой информации, связанной с экономической деятельностью, а также в обязательном порядке должно быть обеспечено соединение с внутренней и международной информационной сетью налоговых органов. Необходимо создание общегосударственного учета налогоплательщиков и системы контроля над ними, полученные учетные данные должны быть увязаны и сравнены с базой данных Министерства Внутренних Дел, Таможенного Комитета и других органов. Помимо того, что решение этого вопроса обеспечит более точный учет и регистрацию налогоплательщиков, появится также

возможность осуществлять постоянный контроль над налоговыми отчисления [1]. Благодаря этому у налогоплательщиков появится возможность получать справочную информации по налогообложению, а в будущем осуществлять в электронной форме налоговые оплаты и посылать налоговые декларации.

Анализ основных достижений. В соответствии с конкретными параметрами эффективности налогоплательщика система мониторинга налогоплательщика может быть показана следующим образом (рис. 2), указав иерархическую структуру как прямую ссылку на реализацию комплексной оценки деятельности органов налогового администрирования [10].

Систематический мониторинг налоговых платежей

Налоговый контроль

Анализ деятельности налоговых органов

Оценка результатов деятельности органов налогового администрирования

Рис. 2. Систематический мониторинг налогоплательщиков

Следует отметить, что налоговые органы должны в средствах массовой информации давать рекомендации и комментарии о существующем налоговом законодательстве, своих полномочиях, правах и обязанностях налогоплательщиков, о подготовленных методических и инструктивных директивах, а также печатать различные наглядные пособия и книги. В частности, во время переходного периода к рыночной экономике, когда имеет место слабая информированность и отсутствие необходимых условий, эти меры имеют важное значение [4]. Анализ проверок, осуществленных налоговыми органами, показывает, что предприятия и отдельные лица нарушают налоговое законодательство по незнанию, непреднамеренно. А страдает от этого, в первую очередь, бюджет. Третий важный момент состоит в качественном усовершенствовании методики налогообложения.

Обычная практика налогового контроля обеспечивается набором специальных мер, называемых формами (рис. 3).

Налоговые проверки предназначены для удовлетворения налоговых и других обязательных требований в отношении налогов и сборов с надежной и объективной оценкой полной и своевременной уплаты налогов.

Необходимо сосредоточить внимание на нарушителях налоговой дисциплины, осуществлять меры по искоренению этого недостатка. Несмотря на то, что налоговая система Азербайджанской Республики охватывает все существующие в мире виды налогов, сама налоговая система все еще находится на этапе становления. Имеет большое значение ускоренный процесс ее развития и усовершенствования, рациональное функционирование налоговой системы [6].

Налоговые проверки

Получение комментариев от налогоплательщиков,

налоговых органов и налогоплательщиков

Проверка данных бухгалтерского учета и отчетности

Обзор складов и площадей, используемых для получения прибыли

Другие формы

Рис. 3. Формы налогового контроля

Статьи 50.1.10-50.1.13, включенные в статью 50 Налогового кодекса «Оперативный налоговый контроль», направлены на контроль над следующим (рис. 4).

В соответствии со статьей 55.1.3-1 Налогового кодекса «случаи, которые исключают вину лица при нарушении налогового законодательства», также относятся к прекращению решения налогоплательщика на основании предварительного решения или в результате его исполнения [1].

Становление налоговой системы Азербайджана совпадает с восстановлением независимости

Азербайджанской Республики, этот период можем разделить на два этапа. На первом этапе (19901992 года) в новых экономических условиях проводилась интенсивная правовая и организационная работы в соответствии с советской налоговой системой. В результате на этом этапе произошло становление новой налоговой системы Азербайджана; на втором этапе (1993-2002 года) произошло завершение формирования налоговой системы страны, ее усовершенствование, накопление опыта и проведение коренных изменений в налоговом законодательстве [2].

Контроль за выявлением налоговых правонарушителей, которые не получают «поступлений по срочным налоговым вычетам»

Контроль за соблюдением требований, установленных законом о безналичных расчетах

Контроль за получением или безналичным

изъятием средств и получением товаров на основе счетов-фактур или электронных счетов-фактур или электронных накладных, определенных Налоговым кодексом

Рис. 4. Цель статей, добавленных к статье 50 Налогового кодекса «Оперативный налоговый контроль»

Необходимость продолжения реформ в налого- ния налоговых проверок определяется следующими вой системе страны и дальнейшего совершенствова- факторами (рис. 5).

- 52-

Економiчний вюник Донбасу № 2(52), 2018

Взаимное доверие и повышение прозрачности между налогоплательщиками и налоговыми органами

Создание благоприятных условий для предпринимателей

Определить реальный налоговый потенциал в соответствии с устойчивым экономическим ростом в республике

Рис. 5. Причины продолжения реформ в налоговой системе и дальнейшее совершенствование налоговых проверок

Меры, направленные на совершенствование налогового контроля в республике, нашли отражение в Налоговом кодексе. Следует отметить, что в целом принятие Налогового кодекса является очень важным событием с точки зрения необходимости совершенствования налоговой системы в Азербайджане. Потому что это единый документ, охватывающий все налоги по сравнению с предыдущим налоговым законодательством. Положения Кодекса более ясны и шире. Кодекс приближает систему налогообложения Азербайджанской Республики к международным стандартам, дает ей глубокое экономическое содержание и устанавливает совершенно разные требования [8].

Еще одна проблема современной налоговой системы Азербайджана состоит в ее устройстве, так доходную часть бюджетов различных уровней составляют в основном прямые налоги. Наряду с многочисленностью этих налогов, наличие в Азербайджане высоких налоговых ставок делает неконкурентоспособными товары, произведенные в стране, как по качеству, так и по цене, в результате чего предприятия бывают вынуждены снижать объем производства [9].

Еще одна проблема состоит в том, что выполнение фискальной функции, налоговое регулирование и стимулирование и, что самое главное, стимулирование несырьевого экспорта, защита внутреннего рынка от внешней конкуренции. Несмотря на то что, применение НДС имеет определенные ограничения, повсеместное применение упрощенного

налогообложения и стимулирующая функция налогов создают условия для развития мелкого и среднего бизнеса.

Выводы и предложения. Однако, наряду с этим некоторые статьи налогового кодекса усиливают бремя налогоплательщиков и, к тому же, эти нормы отличаются от критериев, применяемых в международной практике. Усовершенствование налоговой системы в Азербайджане должно проходить эволюционным путем и при этом необходимо предусматривать решение следующих вопросов:

— создание стабильной, понятной и рациональной налоговой системы;

— рациональное функционирование налогового механизма;

— оптимизация налоговых льгот и санкций;

— принятие во внимание особенностей местного социально-экономического развития при определении размера регулирующих налогов;

— разработка и принятие закона регулирования вопроса о долгах предприятий по налогам и другим поступлениям;

— усиление роли Министерства Налогов в сборе налогов;

— уменьшение общего налогового бремени.

Следовательно, чтобы осуществлять постоянный контроль над правильностью деятельности органов налоговой службы необходимо совершенствовать систему внутреннего аудита. Все это позволит качественно изменить содержание оперативной работы органов налоговой службы и заметно повысить ее эффективность.

Литература

1. Налоговый кодекс Азербайджанской Республики, Баку, Озан, закон, 2016 года с изменениями и дополнениями Закона Азербайджанской Республики от 20 октября 2015 года № 1384-IVQD. 2. Об утверждении направлений реформ, которые должны быть проведены в налоговой сфере в 2016 году и совершенствовании налогового администрирования: Приказ № 2257 Президента Азербайджанской Республики от 4 августа 2016 года. 3. Абба-сов В. Классификация видов финансового контроля и его основных направлений. Финансовый и бухгалтерский учет. 2010. № 3. С. 2-14. 4. Алиева Р.О. Налоговый контроль в Азербайджане и аспекты решения существующих проблем. Налоговый журнал Азербайджана. 2014. №2. С. 171-186. 5. Алиев А.М. Вопросы налогового контроля в Азербайджане. Новости НАНА. Серия экономических наук. 2009. № 3. 309 с. 6. Калбиев Я.А. Теоретические и практические аспекты организации налогового контроля. Налоговые новости Азербайджанской Республики, Баку. 2011. №2. С. 37-62. 7. Теоретические и методологические основы налогообложения / Ф.А. Ма-медов, А.Ф. Мусаев, М.М. Садыгов, Ж.Х. Рзаев, Я.А. Кальбиев. Баку, Озан, 2001. 8. Рзаев П. Методы налогового стимулирования как фактор повышения предпринимательской активности. Азербайджанский налоговый журнал. 2014. № 6 (120). С. 65-82. 9. Самедзаде З.А. Принятие Закона «Финансовый контроль» является важным вопросом. События. 2010. 10 июня (№ 94). С. 7. 10. Ильин А.Ю. Налоговый контроль: тенденции в эффективности и развитии долголетия. Финансовое право. 2014. №7. С. 24-28. 11. Савина О.Н. Мониторинг налоговых рисков государства как механизма повышения эффективности налоговой системы. Международный бухгалтерский учет. 2014. № 1. URL: http://www.con sultant.ru/.

Алieва Р. О. Модершзащя податковоТ служби АзербайджанськоТ Республжи

У статп автором вщзначено, що основна мета реформ, ям проводяться в останш кшька рошв у по-датковш ^CT^i Азербайджану, складаеться з спро-щення та удосконалення податкового адмшстру-вання, посилення податкового контролю, побудови i розвитку досконало! системи обслуговування пла-тнишв податшв. Тому формування конкурентоспро-можно! економiчно! системи, яка вважаеться знач-ним фактором економiчного розвитку кра!ни, мож-ливо лише в результат створення мехашзму адекватно! податково! полггики, досконалого податкового законодавства, сприятливого податкового середо-вища i ращонального податкового контролю.

Таким чином, щоб поспйно контролювати дiя-льност оргашв податково! служби необхвдно вдос-коналювати систему внутрiшнього аудиту. Все це

дозволить яшсно зм1нити змют оперативно! роботи оргашв податково! служби та помгтно тдвищити !! ефективнють.

Ключов1 слова: податкове законодавство, модершзащя, державний фшансовий контроль, платник податшв, Податковий Кодекс.

Алиева Р. О. Модернизация налоговой службы Азербайджанской Республики

В статье автором указывается, что основная цель реформ, проводимых в последние несколько лет в налоговой системе Азербайджана, состоит из упрощения и усовершенствования налогового администрирования, усиления налогового контроля, построения и развития совершенной системы обслуживания налогоплательщиков. Поэтому формирование конкурентоспособной экономической системы, считающейся важным фактором экономического развития страны, возможно лишь в результате создания механизма адекватной налоговой политики, совершенного налогового законодательства, благоприятной налоговой среды и рационального налогового контроля.

Таким образом, чтобы постоянно контролировать деятельность органов налоговой службы необходимо совершенствовать систему внутреннего аудита. Все это позволит качественно изменить содержание оперативной работы органов налоговой службы и заметно повысить ее эффективность.

Ключевые слова: налоговое законодательство, модернизация, государственный финансовый контроль, налогоплательщик, Налоговый Кодекс.

Alieva R. The Tax Service for Modernization of the Republic of Azerbaijan

In the article, the author points out that the basic reform has been implemented in Azerbaijan in the last few years, with a tax system in Azerbaijan, which is based on taxation of tax administration, enhancing tax control, promotion and development of the advanced system of taxation of taxpayers. By formulating a competitive economical system, which is considered as a major factor of economic development, can become a result of the mechanism of adequate policy analysis of the law, the current tax legislation, the favorable tax and rational tax control.

Thus, in order to exercise constant control over the correctness of the activities of tax service bodies, it is necessary to improve the internal audit system. All this will allow to qualitatively change the content of the operational work of the tax service bodies and significantly improve its effectiveness.

Keywords: tax legislation, modernization, state financial control, taxpayer, Tax Code.

Стаття надшшла до редакщ! 05.03.2018

Прийнято до друку 19.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.