Научная статья на тему 'Практика применения инновационных образовательных технологий в высшей школе'

Практика применения инновационных образовательных технологий в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1859
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВА ЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ЗДОРОВЬЕСБЕ РЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION / INNOVATIVE METHODS / HIGH SCHOOL / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оринчук Вячеслав Анатольевич, Туватова Виктория Евгеньевна

В статье предлагается опыт использования инновационных технологий в образовательном процессе высшей школы. Проведен анализ со временных методов и приемов инновационного образования в вузах. Особое внимание уделено использованию здоровьесберегающих техно логий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оринчук Вячеслав Анатольевич, Туватова Виктория Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice of application of innovative educational technologies at the higher school

In the article questions of the usage of innovative technologies in educational process of the higher school are considered. The analysis of modern methods and methods of innovative education in higher education institutions are carried out. The special attention is paid to the use of health saving technologies.

Текст научной работы на тему «Практика применения инновационных образовательных технологий в высшей школе»

ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

EXPERIENCE OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS ACTIVITIES

УДК/UDC 378.14 В. А. Оринчук, В. Е. Туватова

V. Orinchuk, V. Tuvatova

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

PRACTICE OF APPLICATION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AT THE HIGHER SCHOOL

В статье предлагается опыт использования инновационных технологий в образовательном процессе высшей школы. Проведен анализ современных методов и приемов инновационного образования в вузах. Особое внимание уделено использованию здоровьесберегающих технологий.

In the article questions of the usage of innovative technologies in educational process of the higher school are considered. The analysis of modern methods and methods of innovative education in higher education institutions are carried out. The special attention is paid to the use of health saving technologies.

Ключевые слова: образование, инновационные методы, высшая школа, здоровьесбе-регающие технологии.

Keywords: education, innovative methods, high school, health saving technologies.

Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., а также современной модели образования, ориентированной на решение инновационных задач экономики (Российское образование — 2020), особое внимание должно быть уделено обеспечению инновационного характера системы образования, в том числе внедрению

новых образовательных технологий. Ведущее место при этом должны занять инновационные методы подготовки студентов, которые помогут будущим специалистам участвовать в формировании и реализации инвестиционной и инновационной политики государства [5].

Использование инновационных технологий в высшей школе позволит повысить качество образовательного процесса и приблизить его к быстро меняющимся запросам общества и новым экономическим условиям.

Одним из средств такого процесса являются инновационные технологии, то есть новые методы и приемы взаимодействия преподавателей и студентов, обеспечивающие эффективное достижение результатов образовательной деятельности.

Использование инновационных методов в процессе обучения способствует повышению интереса студентов к образовательному процессу, развивает у них творческие, креативные способности, побуждает мыслить оригинально и находить нестандартные решения, что, в целом, повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

В настоящее время достаточно актуальными являются следующие инновационные методы обучения в вузах:

— применение компьютерных технологий в процессе чтения лекций и проведения практических занятий;

— использование интерактивного обучения;

— проектная деятельность;

— проведение тренинговых практических занятий;

— моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе;

— игровое имитационное моделирование;

— использование здоровьесберегающих технологий обучения;

— применение телекоммуникационных технологий.

Рассмотрим некоторые из перечисленных методов более подробно.

С внедрением компьютерных технологий применение глобальной сети Интернет в сфере образования становится важным этапом на пути к успеху. Ведь эффективность образовательного процесса в первую очередь зависит от оперативности, точности, современности передаваемой студенту информации. Данные условия успешно реализуются благодаря применению информационных компьютерных систем.

Применение компьютерных технологий предполагает свободный доступ каждого студента к ресурсам сети Интернет и включает в себя: электронные учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и примеров; предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

Использование в учебном процессе интерактивных методов обучения трансформирует роль преподавателя. Он становится менеджером учебного процесса, оказывая адресную помощь студентам в случае необходимости и формируя индивидуальные траектории изучения курса каждым из студентов [4].

При использовании интерактивных технологий в процессе чтения лекций приобретение знаний обучающимися происходит при непосредственном действенном их участии. Постановка проблемы способствует активной мыслительной деятельности студента, попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание.

Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для

раскрытия творческих способностей личности студента, которые позволят ему мыслить креативно и нестандартно независимо от будущей конкретной профессии.

Проектное обучение предполагает стимулирование интереса студентов к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Проекты могут быть исследовательские, творческие, игровые, информационные, социально значимые. Данный метод предполагает овладение технологией презентации различных вариантов самостоятельной работы студентов (обзоров, рефератов, докладов на различные темы).

Основная цель тренинговых занятий — развитие социальных навыков, навыков общения, а также совершенствование профессионально-психологических компетенций обучающихся. Тренинговые занятия позволяют расширить социально-психологические компетентности будущих специалистов, повысить уровень их взаимодействия с другими участниками процесса, сформировать позитивную направленность их личности.

Обычно тренинги направлены на приобретение студентами профессиональных качеств, умений и навыков через воздействие на личностную сферу участников тренинга. Тренин-говые занятия могут быть построены в виде групповой дискуссии, ролевых игр, психогимнастики, посвящены решению профессиональных ситуаций.

Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе предполагает выявление типовых профессиональных управленческих решений и задач, разработку на их основе соответствующих учебных ситуационных задач, совместное обсуждение предлагаемых ситуаций и выбор оптимального решения [3].

Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, во-первых, дает студентам наиболее правильное и полное представление о будущей специальности и, во-вторых, позволяет им в процессе обучения овладеть навыками профессиональной деятельности, что обеспечит в дальнейшем эффективное выполнение необходимых трудовых обязанностей.

В игровом имитационном моделировании используются такие формы обучения, как де-

ловая или ролевая игра, тренинг, анализ конкретной ситуации, дискуссия. Данный метод заключается в создании игровых ситуаций, направленных на имитацию будущей профессиональной деятельности, а также рекомендаций по их проведению.

Имитационное моделирование как разновидность моделирования в педагогике включает в себя имитацию не полного производственного процесса или задачи, а отдельных его элементов. Оно проводится с целью акцентировать внимание обучающегося на определенное понятие или категорию, предоставляет студентам возможность в творческой обстановке сформировать и закрепить те или иные навыки профессиональной деятельности. Как правило, игровое имитационное моделирование применяется в качестве инструмента коллективного поиска оптимальных, содержащих инновационные компоненты решений сложных технических, организационных, управленческих проблем при рассмотрении примеров производственных ситуаций.

Использование здоровьесберегающих технологий обучения предполагает внедрение в образовательный процесс элементов физического воспитания оздоровительной направленности для повышения адаптационных возможностей организма студентов [2].

Многие исследователи отмечают, что для студентов поступление в высшие учебные заведения характеризуется сменой деятельности и осложнением процессов адаптации. Студенты испытывают высокую психофизиологическую нагрузку на все функциональные системы организма.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают систему, создающую условия для сохранения и укрепления физического, духовного, эмоционального, интеллектуального здоровья учащейся молодежи. Система включает в себя физкультурно-оздоровительные, образовательные, психологические, педагогические, медико-гигиенические и другие мероприятия, направленные на эти цели [1].

К основным элементам здоровьесберега-ющих технологий относят:

• условия обучения (адекватность требований, адекватность методик обучения, отсутствие стресса);

• рациональную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастными, тендерными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям студентов;

• необходимый и рационально организованный двигательный режим.

Основными видами здоровьесберегаю-щих технологий, применяемых для сохранения и укрепления здоровья студентов в российских высших учебных заведениях, являются физкультурно-спортивные мероприятия, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности и просветительско-педагогическая деятельность. Другие виды контроля, охраны и сбережения здоровья студентов в вузах представлены гораздо слабее.

В целом здоровьесберегающие технологии направлены не только на совершенствование физического, нравственного и духовного здоровья студентов, но и на формирование здорового образа жизни.

Опыт функционирования отечественной системы высшего образования показывает, что наиболее конкурентоспособными оказываются те образовательные учреждения, которые проводят активную политику по внедрению новых технологий в процесс обучения, в том числе способствующих сохранению и укреплению здоровья студентов и формированию у них мотивации к здоровому образу жизни.

В последнее время в большинстве вузов на смену привычным контактным занятиям приходят телекоммуникационные технологии. Для проведения занятий с использованием таких технологий необходимо разработать электронные учебные продукты: слайд-лекции (лекции в цифровом формате, в которых учебный материал представлен в виде слайдов с речевым сопровождением преподавателя — автора лекции), индивидуальные компьютерные тренинги (интерактивные тренинги, направленные на развитие логического мышления, приобретение практических навыков и закрепление теоретических знаний), различные обучающие компьютерные программы, 1Р-хелпинг (в процессе обучения и выполнения индивидуальных заданий студенты всегда могут обратиться к ведущим преподавателям за индивидуальной консультацией через Интернет в системе 1Р-хелпинг на сайтах вузов), электронное тестирование, при котором задания для проведения тестирования формируются индивидуально для каждого студента из общей базы вопросов в автоматизированном режиме.

Таким образом, можно заключить, что в основе инновационных методов обучения сту-

дентов лежат современные образовательные технологии, которые помогают формировать творческий, инновационный подход к будущей профессиональной деятельности, развивать самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные решения. Как показывает практика, использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Использование современных методов и приемов обучения пробуждает у студентов интерес к образовательной деятельности, создает атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решает целый

комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.

1. Ивахненко Г. А. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах // Вестник Института социологии. — 2013. — № 6. — C. 99-111.

2. Оринчук В. А., Сидоров Д. Г., Большев А. С. Здоровье-ориентированный компонент формирования физической культуры в вузе // Приволжский научный журнал. — 2008. — № 2. — С. 197-201.

3. Осмоловская И. М. Инновации и педагогическая практика // Народное образование.—2010.—№ 6.—С. 182-188.

4. Скрипко Л. Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы? // Менеджмент качества. — 2012. — № 1. — С. 76-84.

5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс]. — URL: fcpro.ru.

УДК/UDC 378.147 И. А. Гричаникова, Н. В. Посохова

I. Grichanikova, N. Posohova

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE PROCESS OF MODERNIZATION OF PERSONNEL TRAINING FOR THE SOCIAL AND CULTURAL SPHERE BASED ON THE PRINCIPLES

OF DUAL EDUCATION

Проникновение инноваций в сферу искусств и культуры и их влияние на социокультурную среду обусловили необходимость внедрения инновационных проектов, новых образовательных технологий и в сферу высшего образования, которое становится возможным только при условии модернизации подготовки кадров в вузах культуры и искусств, в частности на основе внедрения принципов дуального обучения.

The article is devoted to the innovations in the sphere of arts and culture and their impact on the socio-cultural environment. The necessity of innovations is explained by the implementation of innovative projects, new educational technologies in the sphere of higher professional education, which is possible only when upgrading training in the educational institutions of culture and arts, in particular, on the basis of the dual training principles takes place.

Ключевые слова: региональный вуз, профессиональное образование, подготовка

кадров, сфера культуры и искусств, дуальное обучение.

Keywords: regional educational institution, vocational education, personnel training, sphere of culture and the arts, dual education.

На протяжении всего периода реформирования системы отечественного высшего и среднего образования одной из проблем профессиональной подготовки специалистов остается высокий уровень теоретизации обучения и содержательное несоответствие основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) квалификационным требованиям работодателей к профессиональным компетенциям молодых специалистов, которые по окончании учебных заведений проходят длительную адаптацию к производственным условиям. В менее острой форме данная проблема присутствует в системе подготовки специалистов для сферы культуры и искусств, т. к. в федеральных государственных образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.