УДК 738.1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Г.А. Кручинина, Е.Г. Светкина
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет) г. Н. Новгород, Россия, 603600
Аннотация. Статья посвящена целесообразности использования инновационных методов обучения в процессе формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов вуза. Представлены общепедагогические и специфические методы физического воспитания: обучение двигательным умениям и навыкам, формирующихся через такие методы, как строго регламентированное упражнение, игровой, кондиционная тренировка, аутотренинг, медитации, релаксации и др. Раскрыто содержание специфических, инновационных и других средств обучения. Приведены данные результатов исследования, подтверждающие эффективность использования инновационных методов в учебно-воспитательном процессе при формировании здоровьесберегающих компетенций на этапе обучения в вузе.
Ключевые слова: инновационные методы, студенты вуза, здоровьесберегающие компетенции, здоровьесбережение, средства обучения.
Модернизация российского образования определяет необходимость подготовки конкурентоспособного специалиста, с высоким уровнем сформированных общекультурных и профессиональных компетенций. В то же время в докладе ООН 2015 г. представлен отчет, в котором Нижний Новгород отнесен к одному из вымирающих городов России [1]. Тревожные факты обуславливают актуальность разрешения выраженных противоречий: между объективной потребностью об-
щества в высококвалифицированном, стрессоустойчивом и здоровом специалисте, с другой стороны отсутствием у него крепкого здоровья.
Система высшего образования является одной из наиболее важных структур, которая закладывает основы здорового образа жизни. Как отметил В.В. Путин на Заседании президиума Совета и развития Российской Федерации, увлечение физической культурой, активный образ жизни вновь станут для моло-
~ 25 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 6
—--—
дежи правилом хорошего тона, модным направлением [2].
Организация и управление учебно-воспитательного процесса формирования здо-ровьесбережения студентов вуза реализуется на основе педагогических технологий, одной из важных составляющих, которых являются методы обучения — способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленные на решение задач образования. В организации учебно -воспитательного процесса студентов вуза дисциплины «Физическая культура» широко применяются как общепедагогические, так и специфические методы физического воспитания с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Использование общепедагогических методов предполагает выбор формы организации обучения и способствует реализации обучающей, развивающей и воспитательной функции педагогического процесса. К ним относятся словесные методы обучения:
— рассказы: о достижениях известных людей в преодолении своих недугов, о собственной практике использования средств физической культуры с целью укрепления своего психофизического состояния и т. п. (порталы о здоровом образе жизни: http://www.everlive.ru — Йозеф Пилатес и др.);
— инструктирование по технике безопасности занимающихся физической культурой и спортом и т.д. (техника безопасности и профилактика травматизма студентов на занятиях физической культурой и спортом: http://ebooks.grsu.by);
— комментарии и замечания для предотвращения нарушения техники движений и обеспечения комфортной физической нагрузки (врачебно-педагогические наблюдения: http://36n6.ru; http://bitterlikh.com и др.).
Наглядные методы обучения позволяют корректировать нагрузку или сохранять
заданные параметры, повышать качество выполнения движений, например:
— метод направленного прочувствования двигательного действия, т. е. восприятие занимающихся сигналов от работающих мышц, связок, отдельных частей тела и т. п.;
— метод непосредственной наглядности, т. е. показ упражнений преподавателем или по заданию преподавателя студентами;
— метод опосредованной наглядности, т. е. демонстрация учебных фильмов, схем, муляжей, зарисовки студентами отдельных элементов движений и т.п.;
— метод срочной информации, т. е. использование велотренажеров, беговых дорожек, эллипсоидов, оборудованных встроенными компьютерами, управляющими системами регулирования нагрузки и дающие информацию об изменениях пульса, скорости и времени движения, пройденной дистанции, расход калорий и т. д.
Обучение двигательным умениям и навыкам осуществляется через специфические методы физического воспитания:
— упражнение — многократное повторение определенных действий с последующим использованием в самостоятельной практике самооздоровления и профессиональной деятельности;
— строго регламентированное упражнение, которое предполагает определенную дозировку, позволяющую контролировать психофизическое состояние и фиксировать динамику изменений организма занимающегося;
— игровой метод — универсальный в любой педагогической практике, повышает интерес у студентов к процессу здоровьесбе-режения, способствует активному вовлечению в учебный процесс, развивает ответственность за результат деятельности, позволяет совершенствовать полученные ранее умения и навыки;
— аутотренинг, медитация, релаксация (методы психоэмоционального равновесия),
—--—
.....26 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
Кручинина Г.А., Светкина Е.Г. Использование инновационных методов обучения в формировании...
—--—
использование которых возможно в самостоятельной практике самооздоровления — обеспечивают формирование стрессоустойчиво-сти и снятие психо-эмоционального напряжения в период напряженного труда;
— методы кондиционной тренировки — доведение состояния организма занимающегося до состояния кондиции, т.е. адаптации организма к изменениям в окружающей среде с помощью использования специальных средств, позволяющих компенсировать недостатки в состоянии здоровья и повысить уровень развития того или иного физического качества.
Реализация инновационных и специфических методов обучения обеспечивается через использование средств обучения: традиционных (раздаточный материал по оздоровительным комплексам упражнений, наглядные пособия по анатомии и физиологии, специальные упражнения, рекомендованные при конкретных заболеваниях и др.); специфических (физические и идеомоторные упражнения, технические и тренажерные устройства); инновационных (электронная почта, компьютерные программы, электронные презентации, интерактивное тестирование, электронные учебники и пособия, блоги, порталы о здоровом образе жизни с адресами в сети Интернет) [3—5].
Нами проведено экспериментальное исследование по эффективности использования инновационных методов в формировании здоровьесберегающих компетенций у студентов вуза Нижегородского института управления. Мы сформировали две группы, в которые вошли студенты вуза, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе:
— экспериментальная (50 студентов), с организацией учебного процесса по специальной программе с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (интернет-ресурсов, творческих заданий по созданию презентаций и т.д.).
— контрольная (52 студента), с организацией учебного процесса по стандартной программе без использования средств информационно-коммуникационных технологий.
Интегральный показатель средних значений оценок важности формирования здоровье-сберегающих компетенций (по выделенными нами параметрам) у студентов контрольной группы остался неизменным (Мкг (констатирующий этап эксперимента) = 3,1 балла, Мкг (контрольный этап эксперимента) = 3,1 балла); у студентов экспериментальной группы он достоверно возрос (Мэг (констатирующий этап эксперимента) = 3,1 балла, Мэг (контрольный этап эксперимента)) = 4,3 балла). Экспериментальные данные представлены в таблице.
Таблица
Оценка студентами возможностей использования инновационных методов в формировании здоровьесберегающих компетенций (далее ЗСК)
Использование инновационных методов в процессе формирования ЗСК позволяет: Констатирующий этап Контрольный этап Достоверность различий
Мкг Мэг Мкг Мэг КГ ЭК
реально оценить свои собственные знания, умения, навыки здоровьесбережения 3,7 3,8 3,8 4,9 — р < 0,05
совершенствовать свои знания, умения, навыки здоровьесбережения 3,5 3,7 3,4 4,2 — р < 0,05
—--—
.....27 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 6
—--—
Окончание таблицы
Использование инновационных методов в процессе формирования ЗСК позволяет: Констатирующий этап Контрольный этап Достоверность различий
Мкг Мэг Мкг Мэг КГ ЭК
выполнять творческие задания в области здорового образа жизни 3,5 3,4 3,3 4,1 — р < 0,05
создавать и сохранять мотивацию (интерес) к процессу формирования ЗСК 2,1 2,0 2,1 4,0 — р < 0,05
учитывать личные интересы и способности 3,2 3,2 3,2 4,0 — р < 0,05
заниматься саморазвитием, самоконтролем, самосовершенствованием в области здоровьесбережения 2,5 2,4 2,6 4,3 р < 0,05
Примечание: оценка по пятибалльной шкале, где 1 балл — наименьшее значение оценки, 5 баллов — наибольшее.
Полученные данные подтверждают эффективность использования инновационных методов в процессе формирования здоровье-сберегающих компетенций у студентов вуза и позволяют рекомендовать данную педагогическую технологию в организации учебно-воспитательного процесса дисциплины «Физическая культура».
ЛИТЕРАТУРА
1. Арсюхин Е. Нижний Новгород — самый умирающий в России? // Интернет-газета «Комсомольская правда» 23.10.2012 г. URL: http://www.omsk.kp.ru/daily/25971/2908283/ (Дата обращения 25.04.2016г.).
2. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. 28.06.2010 г. URL: http://archive.premier.gov.ru/events/news/11213// (Дата обращения 25.04.2016 г.).
3. Кручинин М.В., Кручинина Г. А. Использование инструментов Web 2.0 в обучении студентов гуманитарных специальностей / Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Труды Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей специалистов. 2009. С. 132—137.
4. Кручинина Г.А., Светкина Е.Г. Формирование здоровьесберегающих компетенций с использованием средств информационных и коммуникационных технологий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2—1. С. 35—39.
5. Лапчинская Н.В., Светкина Е.Г. Использование информационных и коммуникационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса студентов дисциплины «Физическая культура» // «Вестник Университета (Государственный университет управления)». 2014. № 6. С. 266—269.
—--—
.....28 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
Кручинина Г.А., Светкина Е.Г. Использование инновационных методов обучения в формировании...
—---
THE USE OF INNOVATIVE TEACHING METHODS IN THE FORMATION OF HEALTH-COMPETENCE IN STUDENTS OF HIGH SCHOOL
G.A. Kruchinina, E.G. Svetkina
Nizhny Novgorod State University them educational systems. NI Lobachevsky (National Research University) Nizhny Novgorod, Russia, 603600
Annotation. The article focuses on the feasibility of the use of innovative teaching methods in the process of health-competencies of high school students. Presented Obshchepedagogichesky and specific methods of physical education: teaching motor skills, formed by such methods as a strictly regimented exercise, games, conditioning training, auditory training, meditation, relaxation, etc. The content of specific, innovative and other teaching aids. The data of the study results confirm the efficiency of the use of innovative methods in the educational process in the formation of health-competency at a grade in high school.
Key words: innovative methods, college students, health-saving expertise, health preservation, agent training.
REFERENCES
1. Arsyuhin E. Nizhniy Novgorod — samyiy umirayuschiy v Rossii? Internet-gazeta «Komsomolskaya pravda» 23.10.2012 g. URL: http://www.omsk.kp.ru/daily/25971/2908283/ (Data obrascheniya 18.04.2016 g.).
2. Ofitsialnyiy sayt Pravitelstva Rossiyskoy Fe-deratsii. 28.06.2010 g. URL: http://archive.premier. gov.ru/events/news/11213/ (Data obrascheniya 18.04.2016 g.).
3. Kruchinin M.V., Kruchinina G.A. Ispolzova-nie instrumentov Web 2.0 v obuchenii studentov gumanitarnyih spetsialnostey / Informatsionnyie teh-nologii v organizatsii edinogo obrazovatelnogo pro-
stranstva. Trudyi Mezhdunarodnoy nauchno-prakti-cheskoy konferentsii prepodavateley, studentov, aspi-rantov, soiskateley spetsialistov. 2009. S. 132—137.
4. Kruchinina G.A., Svetkina E.G. Formirova-nie zdorovesberegayuschih kompetentsiy s ispolzova-niem sredstv informatsionnyih i kommunikatsionnyih tehnologiy. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2014, no. 2-1, pp. 35—39.
5. Lapchinskaja N.V., Svetkina E.G. Ispol'zo-vanie informacionnyh i kommunikacionnyh tehno-logij v organizacii uchebno-vospitatel'nogo processa studentov discipliny «Fizicheskaja kul'tura». Vestnik Universiteta, 2014, no. 6, pp. 266—269.