УПРАВЛЕНЕЦ /9-10/25-26/2011
^ Миронова Людмила Ивановна
Кандидат технических наук, доцент, заведующяя кафедрой информатики и эконометрики
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул.8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-61 E-mail: [email protected]
Ключевые слова
образовательная технология
инновационные технологии интенсивного обучения
информатизация образования
электронные образовательные ресурсы
компетентностный подход
методы продуктивного обучения на базе средств информационнокоммуникационных технологий
Аннотация
В статье рассматриваются технологии продуктивного обучения, реализованные на базе средств информационно-коммуникационных технологий, как одна из организационных форм обучения инновационного типа в вузе, базирующегося на современных достижениях психолого-педагогических наук, учебных материалах нового поколения и широком использовании электронных образовательных ресурсов.
Инновационная основа формирования компетенций бакалавров - технологии продуктивного обучения на базе средств ИКТ
Современная педагогическая наука понятие «образовательная технология» трактует как «... процессную систему совместной деятельности учащихся и преподавателя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам» [1].
В «Педагогическом словаре» Г. М. Коджаспировой [2] говорится, что «Образовательная технология -это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение образовательных задач, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий».
При этом в структуре образовательной технологии выделяются 3 компонента [3]: 1) концептуальная основа: классификационные параметры технологии, целевые ориентиры, концептуальные положения и гипотезы, особенности содержания и процесса реализации технологии; 2) техника: система адекватных технологии форм организации познавательной деятельности и методов обучения; 3) кадровый компонент: специальные требования, необходимые педагогу для реализации данной технологии.
Анализ научной литературы позволяет выделить некоторые новшества, которые вносят преподаватели в технологическое обеспечение учебного процесса в вузе [4]: 1) расширение ассортимента и интенсивности применения различных активных методов обучения, а именно деловые, ролевые игры, тренинги; 2) применение отдельных методов ИКТ и технологий дистанционного обучения.
Также предлагается для создания инновационных образовательных технологий осуществлять научный поиск по пути: 1) модернизации существующих репродуктивных техно-
логий (блочно-модульное обучение, совершенствование объясни-тельно-иллюстративного метода обучения на основе применения современных электронных (компьютерных) средств, тренинг по отработке и развитию умений и навыков) и 2) внедрения исследовательских технологий (метод проектов, эксперимент, формы учебно-познавательной деятельности на основе методов развития критического мышления (дискуссия/диспут), «мозгового штурма», ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), кейс-метода, моделирования ситуаций с поиском альтернативных решений и др.).
Многие авторы при этом отмечают следующие характеристики традиционных педагогических технологий (весьма далекие от инновационности): репродуктивность учебного процесса, субъект-объектный характер, низкая активность объекта, традиционный набор форм организации учебного процесса (комбинированное учебное занятие с репродуктивной дидактической композицией), псевдоинновационность (используются отдельные фрагменты продуктивных педагогических технологий, искусственно привязанные к традиционной технологии обучения, основанной на классноурочной модели Я. А. Коменского), завышенная роль отметки как фактора мотивации (демотивации), авторитарность преподавателя, закрытость учебного процесса (от педагогического сообщества, от управленческого контроля, от методических инноваций, от воспитательной системы образовательного учреждения и др.), недостаточный уровень рефлексивности и гибкости педагогической и методической систем.
Н. Д. Сорокина в своих исследованиях выделяет следующие инновационные технологии интенсивного обучения [4]: технологии глобальной индивидуализации обучения, технологии на основе графических и ма-
Innovation Basis for Bachelors’ Competences Formation -Education Technologies Based on ICT
^ Lyudmila I. Mironova
Cand. Sc., Assisstant-Prof.,
Head of Mathematical Provision & Administration System Dprt.
The Urals State University
of Economics
620144, RF, Ekaterinburg,
ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45
Phone: (343) 221-27-61
E-mail: [email protected]
тричных методов сжатия информации, технологии активного воздействия на личность обучаемого (психотроника, нейропрограммирование, медитация), компьютерные технологии.
В настоящее время, в условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации, информатизация образования рассматривается как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических,учебно-методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) [5]. Процесс информатизации образования с неизбежностью влечет модернизацию отечественного высшего профессионального образования (ВПО), стратегическая задача развития которого заключается в обновлении его содержания и достижении нового качества его результатов. Первый фактор, влияющий на развитие образования сегодня, это поворот к личности студента, развитие личности студента - смысл и цель современного ВПО. Второй фактор, влияющий на развитие образования, - переход к рыночным отношениям, когда за достойное место в престижной организации с возможностью продвижения и высокого заработка идет жестокая конкуренция. Тенденции развития Болонского процесса и интеграции в него российских образовательных учреждений также влияют на изменение требований к образованию. Эти факторы и новые требования к образованию обусловливают изменение представлений о сущности образовательных результатов, определяющих готовность человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. В настоящее время существенно сужается круг ре-
продуктивной деятельности, усиливается инновационная составляющая деятельности человека во всех областях. Эти процессы и тенденции могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы образования - системы, ориентированной на новые образовательные результаты.
Перечисленные факторы и тенденции отражают противоречия между потребностью в совершенствовании современной системы высшего профессионального образования в условиях информатизации и существующей практикой, между потребностью практики в наукоемких образовательных технологиях и реальным отсутствием таковых, а также недостаточной проработкой механизмов внедрения достижений психолого-педагогических наук в практику.
Одним из путей преодоления этого противоречия является интенсификация процесса познания, восприятия и обработки информации, реализовать которую можно при новых подходах в образовании путем массового внедрения электронных образовательных ресурсов (ЭОР), применяемых в рамках новой образовательной среды, в которой деятельность (в условиях инновационных организационных форм образовательного процесса) будет ориентирована на формирование образовательных результатов, адекватных сущности новых запросов личности, общества и государства.
В современных исследованиях информатизация образования рассматривается как новая область педагогической науки, включающая в себя подсистемы обучения, воспитания, управления и интегрирующая психолого-педагогические, социальные, физиолого-гигиенические, технико-технологические, научнопрактические исследования, находящиеся в определенных взаимосвязях и образующие некую целостность,
Key words
educational technology
innovative technologies of intensive training
education informatization
electronic educational resources
competency-based approach
productive training methods based on information and communication technologies
Summary
The article deals with technologies of productive training implemented on the basis of information and communication methods as one of the organizational forms and means of innovative training in a higher education institusion that is based on modern achievements of psychological and pedagogical sciences, the new generation of teaching materials and wide use of electronic educational resources.
UPRAVLENETS / 9-10/25-26/2011
УПРАВЛЕНЕЦ /9-10/25-26/2011
Источники
1. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. М.: Acad, 2007.
2. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2008.
3. Современные образовательные технологии / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010.
4. Сорокина Н. Д. Управление новациями в вузах. М.: Канон+, 2009.
5. Роберт И. В. Философско-методологические, социально-психологические, педагогические и технико-технологические предпосылки развития информатизации отечественного образования / ИИО РАО. М., 2008.
6. Козлов, О. А. Подготовка кадров информатизации образования в системе высшего и среднего профессионального образования // Ученые записки ИИО РАО. Вып. 13. М., 2004.
7. Степанов С. В. Образовательные стандарты нового поколения компетент-ностной направленности и проблемы их реализации в вузе и школе // Образовательная политика. 2009. № 5.
8. Шишкин Ф. Т. Компетенция и компетентность как ключевые понятия компе-тентностного подхода в образовании // Наука и школа. 2008. № 4.
9. Подласый И. П. Педагогика: в 2 т. М.: ВЛАДОС, 2007.
обеспечивающую сферу образования методологией, теорией и практикой разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях [5].
Под инновационной педагогической технологией в условиях информатизации образования будем понимать совокупность приемов и процессов, реализованных средствами ИКТ через определенную последовательность действий компьютера, направленную на получение заданного результата. Под инновационым образовательным процессом в условиях информатизации будем понимать образовательный процесс, организованный с применением педагогических новшеств, обеспечивающих его качественное, прогрессивное развитие, имеющее научно-техническое обоснование, опирающееся на предшествующие нововведения, подтвержденное эффективными результатами педагогической практики.
Говоря о переходе к новым формам обучения в вузе в условиях информатизации, следует заметить, что организация образовательного процесса в вузе на базе средств ИКТ усиливает его практическую направленность и способствует повышению познавательного интереса студентов, формирует новые мотивы к обучению, создает ценностные ориентации, которые не всегда формируются при традиционных формах обучения.
Кроме того, согласно результатам исследований И.В. Роберт, О.А. Козлова [5; 6] и других авторов, изучающих процесс информатизации отечественного образования, можно сделать вывод о том, что высокая позитивная мотивация, которую формируют информационные технологии, может сыграть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у студентов требуемых знаний и умений. Этот важный эффект информационных технологий может оказаться весьма продуктивным при реализации компетентностного подхода.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ВПО компетенция - способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в
определенной области [7]. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Структурно компетенция рассматривается через 3 компонента: 1) когнитивный компонент - знание и понимание (теоретическое знание предметной области, способность знать и понимать); 2) операциональный компонент - знание, как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям); 3) аксиологический компонент - знание, как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) - воспитание через образование [8].
На основе анализа печатных и электронных изданий был сформулирован алгоритм формирования компетенции: знание - способ деятельности - качество личности. В его основе лежит активность обучающегося, моделирование поведения, что соответствует предлагаемой новой парадигме образования XXI века [7].
Тогда качественные и грамотно созданные на базе средств ИКТ электронные образовательные ресурсы будут эффективно способствовать реализации указанного алгоритма за счет формирования обозначенных выше компонентов компетенции.
Традиционная педагогика в качестве продуктивных технологий рассматривает технологии, в основе которых лежит педагогический продукт, т. е. «созданная в учебно-воспитательном процессе целостная система знаний, умений, навыков, развитости и воспитанности у каждого отдельно взятого человека» [9].
Главные новации технологий продуктивного обучения состоят в усиление роли практики и личностно-деятельностной ориентация образовательного процесса. Традиционно известны следующие формы представления педагогического продукта: реферат, доклад, сообщение, отчет; афиша, буклет, альбом; фото, видеофильм, спектакль; газета, журнал; плакат, открытка, рисунок; макет, модель, муляж, символ, изделие; продукт, вещь (мебель, одежда и т.п.); схема, таблица, график, диаграмма; со-
чинение, сказка, рассказ, эссе, стихи; план, программа, сценарий; описание технологии, алгоритм, компьютерная программа; дипломный или курсовой проект, выпускная квалификационная работа, диссертация.
В условиях информатизации образования все перечисленные формы представления педагогического продукта легко реализуются и значимость их возрастает в несколько раз, поскольку побочным эффектом формирования предметной компетентности будетформирование информационнокоммуникационной компетентности.
Традиционные технологии продуктивного обучения, направленные на формирования компетенций, следующие: технология проектного обучения, технология мастерских, дальтон-технология, технология развития критического мышления студентов, технология ТРИЗ (на основе теории решения изобретательских задач), технология проблемно-модульного обучения, технологии интерактивного обучения (деловых, организационнодеятельностных игр) и др.
Все известные виды учебных занятий для реализации компе-тентностного подхода в условиях информатизации и обеспечения их соответствующим педагогическим программным обеспечением могут быть с успехом реализованы (проблемная лекция, дискуссия, семинар, лабораторный практикум, организационнодеятельностная, деловая, ролевая игра, тренинг, разработка и защита проекта и т.п.).
Реализация компетентностного подхода при освоении содержания нового стандарта ФГОС ВПО должна предусматривать широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий, таких как метод проектов, моделирование и имитационные занятия, семинары в диалоговом режиме, дискуссии, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги в сочетании с внеаудиторной работой и т.п. При этом предлагаются следующие методы продуктивного обучения: метод проектов, метод портфолио, ме-тодимитационныхзанятий(методдело-вых, организационно-деятельностных, ролевых игр), метод, основанный на теории решения изобретательских задач, метод «погружения», проблемный метод, проблемно-поисковый метод,
метод конструирования (моделирования), метод программирования, дальтон-метод (свободное обучение), метод импровизации (творчества), метод диалоговых семинаров, метод дискуссий, метод компьютерных симуляций, метод разбора конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги. Уровень развития современных информационно-коммуникационных технологий таков, что при наличии соответствующего программного обеспечения, разработанного квалифицированными педагогами, методистами и программистами, все перечисленные методы продуктивного обучения могут быть успешно реализованы.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что технологии продуктивного обучения, реализованные на базе средств ИКТ, могут рассматриваться как одна из организационных форм, средств обучения инновационного типа в вузе, базирующегося на современных достижениях психолого-педагогических наук, учебных материалах нового поколения и широком использовании электронных образовательных ресурсов. Такой информационно-коммуникационный подход позволит создать условия, при которых студенты будут способны к осуществлению инновационной деятельности, самостоятельной учебной деятельности, будут готовы к работе в коллективе.
References
1. Shamova T. I. , Davydenko T. M. , Shi-banova G. N. Education systems administration. Moscow: Acad, 2007.
2. Kodzhaspirova G.M. Dictionary of pedagogy. Moscow: Academiya, 2008.
3. Modern educational technologies / ed. by N. V. Bordovskaya. Moscow: KNORUS, 2010.
4. Sorokina N. D. Innovation management in a higher education institution. Moscow: Kanon+, 2009.
5. Robert I. V. Philosophical-methodological, social-psychological, pedagogic, technical-technological prerequisites for informatization development of national education / IIO RAO. Moscow, 2008.
6. Kozlov O. A. Personnel training for education informatization in the system of higher and secondary vocational education // Uchenye zapiski IIO RAO. Vol. 13. Moscow, 2004.
7. Stepanov S. V. New competency-based educational standards and the problems of their realization at universities and schools // Obrazovatelnaya politika. 2009. №5.
8. Shishkin F. T. Competency and qualification as the key concepts of competency-based approach in education // Nauka i shkola. 2008. №4.
9. Podlasy I. P. Pedagogy: in 2 vol. Moscow: VLADOS, 2007.
UPRAVLENETS / 9-10/25-26/2011