Научная статья на тему 'ПРАКТИКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ИНЖЕНЕРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ'

ПРАКТИКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ИНЖЕНЕРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА / БАКАЛАВР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ШВЕЙНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / PRACTICE / BACHELOR'S DEGREE / PROFESSIONAL COMPETENCIES / SEWING ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Лариса Николаевна

Статья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций у бакалавров инженерного направления - 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности. В данной статье рассмотрены производственная практика, в том числе и преддипломная, которые способствуют формированию профессиональных компетенций у будущих конструкторов одежды. Особое внимание уделяется базам и руководителям практик от предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE AS A METHOD FOR FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES FOR BACHELORS OF ENGINEERING

Stat'ya posvyashchena probleme formirovaniya professional'nykh kompetentsiy u bakalavrov inzhenernogo napravleniya - 29.03.05 Konstruirovaniye izdeliy legkoy promyshlennosti. Rassmotreny proizvodstvennaya praktika, v tom chisle i preddiplomnaya, kotoryye sposobstvuyut formirovaniyu professional'nykh kompetentsiy u budushchikh konstruktorov odezhdy. Osoboye vnimaniye udelyayetsya bazam i rukovoditelyam praktik ot predpriyatiya.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ИНЖЕНЕРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ»

действий. Также одним из наиболее сильных поддерживающих факторов считается проговаривание и составление формул самозащиты, т.е. позитивных формул самовнушения.

Ключевым вопросом, влияющим на эффективность процесса разрешения фрустрационных ситуаций в воинском коллективе, является личность командира, его авторитет, а также выбор им способа его разрешения. Командир, обладая соответствующими полномочиями в отношении подчиненных, может реализовать любую из ролей третьей стороны в конфликте (наблюдатель, помощник, посредник, арбитр, третейский судья), либо отложить на определенное время решение проблемы.

К высокоэффективным способам и методам работы с авиационным персоналом ВКС РФ при формировании фрустрационных состояний, как показывают исследования, можно отнести: методы, которые направлены на саморегуляцию; релаксационные методы; арт-терапию; эмоционально-образную терапию; позитивную краткосрочную терапию; нейро-лингвистическое программирование; элементы суггестивной терапии; рациональную психотерапию и телесно-ориентированную психотерапию и так далее.

Литература:

1. Карпов О.Г. Особенности конфликта в воинском коллективе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2012. №2 (10). С. 134-138.

2. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний [Текст] / Левитов Н.Д. // Вопросы психологии. - 1967. - № 6. - С. 27-30.

3. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. / А.А. Налчаджян. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.

4. Нургатина Е.Л., Наумлюк А.Г. Психология конфликтов. Работа начальника службы МТО по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций в подчиненных коллективах // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2018. URL: http://scienceforum.ru/2018/article/2018004447

5. Пискленова Е.В. Фрустрация как психологический феномен // Аллея науки. Т. 4. - № 9. - 2017. -С. 475-479.

6. Сансызбаева К.З., Шуриева А.Б. Особенности психологического климата в коллективе // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 284-288.

7. Юрова К.И., Юров И.А. Фрустрация как фактор неадекватного поведения // Гуманизация образования. 2016. №6. - С. 110-114.

8. Rosenzweig, S. The children's Form of the Rosenzweig Picture-Frustration Study / S. Rosenzweig, E.E. Fleming, L. Rosenzweig // J. Psychol. - 1948. - Vol. 26. - P. 10-12.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Калинина Лариса Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары)

ПРАКТИКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ИНЖЕНЕРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций у бакалавров инженерного направления - 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности. В данной статье рассмотрены производственная практика, в том числе и преддипломная, которые способствуют формированию профессиональных компетенций у будущих конструкторов одежды. Особое внимание уделяется базам и руководителям практик от предприятия.

Ключевые слова: практика, бакалавр, профессиональные компетенции, швейные предприятия.

Annotation. Stat'ya posvyashchena Probleme formirovaniya professional'nykh kompetentsiy u bakalavrov inzhenernogo napravleniya - 29.03.05 Konstruirovaniye izdeliy legkoy promyshlennosti. Rassmotreny proizvodstvennaya praktika, v tom chisle i preddiplomnaya, kotoryye sposobstvuyut formirovaniyu professional'nykh kompetentsiy u budushchikh konstruktorov odezhdy. Osoboye vnimaniye udelyayetsya bazam i rukovoditelyam praktik ot predpriyatiya.

Keywords: practice, bachelor's degree, professional competencies, sewing enterprises.

Введение. Инженерное образование в XXI веке связано с динамичными изменениями в науке и индустрии. В современном обществе востребован бакалавр с высоким уровнем инженерной подготовки. Важной задачей, стоящей перед системой высшего образования, является разработка и реализация образовательных программ на основе Федеральных государственных образовательных стандартов с опорой на компетентностный подход с использованием практико-ориентированных образовательных технологий.

Изложение основного материала статьи. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО 3+) для каждого направления подготовки определен свой набор компетенций. Для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности, установлены общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции [9].

В зависимости от видов профессиональной деятельности (организационно-управленческая; научно-исследовательская, производственно-конструкторская и проектная (дизайнерская)) выпускник данного направления должен быть подготовлен к решению определенных профессиональных задач. Следовательно, современные требования к профессиональной деятельности являются концептуальной основой структурирования профессиональной компетентности.

Структуру профессиональной компетентности целесообразно представить тремя составляющими: образовательной, профессиональной, социально-личностной.

Автор Р.В. Гурина определяет профессиональную компетенцию как «...способность и готовность выпускника к реализации приобретенных в образовательном учреждении знаний, умений, навыков, опыта в профессиональной деятельности, т.е. способность выполнять работу в соответствии с требованиями

должности; системное интегративное единство когнитивной и деятельностной составляющих, личностных характеристик и опыта» [2].

По мнению автора Гиннэ С.В. «формирование у будущего бакалавра ценностного отношения к профессиональным компетенциям заключается в необходимости сделать значимым внутренне присущий будущему бакалавру ценностно-смысловой ориентир к успешной профессиональной карьере на основе специально сформированной картины профессиональных компетенций бакалавра высокой квалификации» [1].

Как отмечает А.А. Моякунова «профессиональные компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности» [4].

Проблему формирования профессиональных компетенций у бакалавров инженерного направления рассмотрим на примере кафедры инженерно-педагогических технологий Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

В самом старейшем педагогическом вузе страны, ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, которому исполнилось в 2020 году 90 лет, с 2007 года ведется подготовка специалистов по укрупнённой группе 29.00.00 Технологии легкой промышленности. Это единственный вуз в Чувашской Республике, обучающий студентов по таким направлениям подготовки бакалавров, как 29.03.01 «Технология изделий легкой промышленности», профиль «Технология швейных изделий» и 29.03.05 «Конструирование изделий легкой промышленности», профиль «Конструирование швейных изделий».

ФГОС ВО по направлению подготовки 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности (Приказ № 1003 от 11.08.2016 г.) предусматривает следующую структуру программы бакалавриата: Блок 1 «Дисциплины (модули)»; Блок 2 «Практики»; Блок 3 «Государственная итоговая аттестация». В зависимости от программы бакалавриата (академический или прикладной) объемы программ Блока 1 и Блока 2 отличаются по количеству зачетных единиц (з.е.). Например, в Блоке 2 «Практика» - академический бакалавриат предусматривает 15-27 з.е., а прикладной - 24-42 з.е. [9].

Отметим, что академический бакалавриат - это образовательная программа высшего образования, ориентированная на теоретическую подготовку к научно-исследовательской деятельности, а прикладной бакалавриат больший упор делается на практику, что в последующем облегчает выпускнику трудоустроиться по специальности.

Кафедра инженерно-педагогических технологий ЧГПУ им. И.Я. Яковлева реализует прикладной бакалавриат со следующими видами деятельности: производственно-конструкторская и проектная (дизайнерская), которым характерны свои профессиональные компетенции в соответствии ФГОС ВО.

Силакова Л. В. для формирования профессиональных компетенций выпускника вуза выделяет 8 основных способов, среди которых особое место занимают преддипломная и производственная практики на предприятиях. По мнению автора, в ходе прохождения практики у обучающегося формируются следующие компетенции: технические, технологические, информационные и социальные [5].

Автор, Устюжина А.Ю., считает, что для формирования профессиональных компетенций у бакалавров необходимо тесное взаимодействие вуза и организаций работодателей. Среди форм взаимодействия она выделяет учебные и производственные (в том числе преддипломная) практики обучающихся [7].

Известно, что практика - это вид учебной работы, который направлен на закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических умений и навыков по избранной специальности, направлению подготовки.

Основными видами практики студентов высших учебных заведений, обучающихся по основным образовательным программам, являются: учебная, производственная и преддипломная практики. Практики могут осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением.

Одним из способов формирования профессиональных компетенций у бакалавров инженерного направления являются практики (производственные и преддипломные). Для направлений подготовки бакалавров 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности предусмотрены: учебная, производственная практики, в том числе преддипломная.

По учебному плану кафедры инженерно-педагогических технологий ЧГПУ им. И.Я. Яковлева производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, конструкторская) направлена на закрепление, углубление теоретических и практических знаний, полученных при изучении дисциплин направления подготовки; формирование профессиональных компетенций; приобретение практических навыков работы на инженерно-конструкторских должностях; освоение методов оценки и контроля качества готовой продукции. Длительность данной практики составляет 8 недель, а общая трудоемкость - 12 з.е., 432 часа.

После окончания производственной практики в 8 семестре начинается непрерывная, сквозная преддипломная практика, в ходе которой обучающийся занимается подготовкой и сбором материала к выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы в соответствии с темой. Длительность преддипломной практики - 6 недель, а общая трудоемкость - 9 зачетных единиц, 324 часа. Данная практика является обязательной.

Производственная и преддипломная практики проводятся на базе швейных организаций и предприятий промышленного или индивидуального производства одежды (дом мод, ателье, фабрика, малое предприятие) г. Чебоксары и г. Новочебоксарск Чувашской Республики, которые оснащены современным технологическим оборудованием, в том числе системами автоматизированного проектирования (САПР) одежды, отвечают требованиям массового производства швейных изделий, соответствуют современному уровню организации производственных процессов, а также включают квалифицированный инженерно-технический персонал (на основе двухсторонних договоров между организацией и ЧГПУ им. И.Я. Яковлева).

Хотелось бы отметить, что в г. Чебоксары и г. Новочебоксарск на 2019 год насчитывается более 200 швейных предприятий, которые имеют свое направление производства (женская одежда, мужские и подростковые сорочки, мужские брюки, спецодежда, сувенирная продукция, сценические и национальные костюмы с чувашской вышивкой и т.д.).

В процессе прохождения практики обучающиеся, будущие конструктора одежды, не только знакомятся с ассортиментом выпускаемой продукции, материально-технической базой, технологическими процессами, организацией и культурой труда, экономической деятельностью и нормативно-технической документацией

конкретного швейного предприятия, но и получают навыки работы на современном специализированном оборудовании, изготавливают реальные швейные изделия в условиях действующего швейного предприятия, адаптируются к производственным условиям [3].

Ежегодно во время прохождения практик выполняются выпускные работы по заявкам швейных предприятий. Так, например, в 2019 году на тему «Художественно-конструкторская разработка моделей женских платьев для швейного предприятия г. Чебоксары» (Автор - Хохлова А.Л.; научный руководитель -к.п.н., доцент Калинина Л.Н.) были разработаны: 10 творческих эскизов моделей женских платьев в стиле английских журналов середины прошлого века в программе CorelDRAW X7; методы обработки узлов изделия в соответствии с используемыми материалами, фурнитурой и наличием парка швейного оборудования предприятия ООО «Марго» г. Чебоксары. Женское платье, изготовленное в соответствии с техническими условиями, было успешно внедрено на данном предприятии.

Во время прохождения преддипломной практики выпускная квалификационная работа «Авторская коллекция женских платьев с элементами художественной отделки «Вышивка бисером» - «COMILFO»» внедрена в производство ООО «Швейная фабрика «Пике» г. Новочебоксарск (Автор - Купцова К.Г.; научный руководитель - к.п.н., доцент Калинина Л.Н.) с предоставлением соответствующего документа - «Акт о внедрении».

Важную роль в формировании профессиональных компетенций у обучающихся играет руководитель практики от швейного предприятия. Его профессиональный уровень и мастерство, любовь к своей профессии, коммуникативность имеет важное значение для практиканта. По итогам анкетирования после прохождения двух практик: производственной и преддипломной (2018, 2019 г.г.) более 80% студентов интерес к профессии проявили благодаря руководителям практик от швейных предприятий.

Во время прохождения практики руководители швейных предприятий имеют реальную возможность выбора подходящего им специалиста. Ежегодно выпускники кафедры трудоустраиваются в рамках подобной формы взаимодействия «вуз-производство». Например, в прошлом 2019 году после прохождения производственной и преддипломной практик были приглашены и трудоустроены на работу в ООО «Марго» -2 выпускника на должность конструктора одежды, а в ООО швейная фабрика «Пике» - 1.

В процессе прохождения практик на базе различных швейных предприятий у студента формируются и социально-личностные компетенции такие как, умение работать в команде, быстро адаптироваться и ориентироваться в нестандартных производственных ситуациях, нести персональную ответственность за результаты своей работы, совершенствовать свою деятельность, активность, любознательность и др. Прохождение практик в условиях швейного производства позволяет студенту не только устанавливать полезные деловые контакты, формировать свое информационное поле, но дает им возможность сравнить условия труда и выбрать для дальнейшего трудоустройства наиболее благоприятный для себя вариант.

По мнению автора Чинякова О.Е., на «формирование профессиональных компетенций оказывают влияние личностные качества, способности, занания, умения и навыки в их совокупности, желание достичь высоких результатов в профессии» [8].

Выводы. Таким образом, практика на швейных предприятиях играет очень важную и существенную роль в формировании профессиональных компетенций у бакалавров инженерного направления.

По мнению автора, Старченко Е.В. «практика - один из эффективных способов формирования профессиональных компетенций обучающихся, необходимость которых определена социальным заказом рынка труда и Федеральным государственным образовательным стандартом, повышающий качество

подготовки специалистов высшего звена и помогающий достигнуть запланированных результатов» [6].

Литература:

1. Гиннэ С.В. О формировании профессиональных компетенций будущего бакалавра / С.В. Гиннэ // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 5 (47) Часть 4. - С. 16-18.

2. Гурина Р.В. Как измерить профессиональную компетентность? / Р.В. Гурина // Высшее образование в России. - 2008. - № 10. - С. 82-89.

3. Калинина Л.Н. Взаимодействие высшего образования и производства в процессе подготовки кадров для швейных предприятий Чувашской Республики / Л.Н. Калинина, Е.В. Леонова. - Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2018. - № 4(100). - С. 175-184.

4. Моякунова А.А. Технологии формирования компетенций в свете гуманитаризации технического профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 25. -С. 47-48 [Электронный ресурс]. - URL : http://e-koncept.ru/2017/770495.htm

5. Силакова Л.В. Профессиональные компетенции и способы их формирования в вузе / Л.В. Силакова // Научный журнал НИУ итмо. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2014. - № 2. - С. 1-10.

6. Старченко Е.В. Педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов вузов / Е.В. Старченко. - Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - Т. 0. -Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. - С. 173-182. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4726/

(дата обращения: 16.06.2020).

7. Устюжина А.Ю. Формирование профессиональных компетенций у бакалавров сервиса с учетом профессиональных стандартов / А.Ю. Устюжина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - №3. -https://mir-nauki.com/PDF/62PDMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

8. Чиняков О.Е. Роль учебной и производственной практик в формировании профессиональных компетенций и трудоустройстве выпускников / О.Е. Чиняков // Мир науки и образования. - 2017. -№ 3(11). - С. 9.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 № 1003).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.