Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций у бакалавров сервиса с учетом профессиональных стандартов'

Формирование профессиональных компетенций у бакалавров сервиса с учетом профессиональных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНДИКАТОРЫ КОМПЕТЕНЦИЙ / ДЕСКРИПТОРЫ КОМПЕТЕНЦИЙ / БАКАЛАВР СЕРВИСА / СЕРВИС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАБОТОДАТЕЛИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE INDICATORS / COMPETENCY DESCRIPTORS / BACHELOR OF SERVICE / SERVICE / PROFESSIONAL STANDARD / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION / EMPLOYERS / PRACTICE-ORIENTED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устюжина Алена Юрьевна

В статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций у бакалавров сервиса по направлению 43.03.01 «Сервис», направленности «Социально-культурный сервис» с учетом соответствующих профессиональных стандартов. Профессиональная компетенция понимается автором как способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Рассматриваются особенности новых образовательных стандартов, предполагающие перенос профессиональных компетенций из федерального государственного стандарта высшего образования в примерную основную образовательную программу. Автор отмечает, что профессиональные компетенции в федеральном государственном стандарте разделены на три группы: обязательные профессиональные компетенции, рекомендуемые профессиональные компетенции, самостоятельно установленные вузом профессиональные компетенции. В соответствии с направленностью программы автором из реестра профессиональных стандартов определены профессиональные стандарты «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц» и «Руководитель предприятия питания» для определения самостоятельно установленных вузом профессиональных компетенций. Автором описывается технология определения профессиональных компетенций и их индикаторов, коррелирующих с обобщенными трудовыми и трудовыми функциями шестого квалификационного уровня. Предложены фрагменты карты профессиональных компетенций, коррелирующих с профессиональным стандартом «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц», «Руководитель предприятия питания» отражающих формирование профессиональных компетенций через учебных дисциплины и практики. Перечисляются образовательные технологии и формы взаимодействия Вуза с организациями-работодателями, направленные на формирование профессиональных компетенций. К основным формам взаимодействия Вуза и организаций-работодателей, направленных на формирование профессиональных компетенций, отнесены: круглые столы, мастер-классы, практические семинары, тренинги или карьерные консультации, профессиональные конкурсы, профессионально-ориентированные, обзорные и ознакомительные экскурсии, учебные и производственные (в том числе преддипломная) практики, исследовательская работа или исследовательская деятельность обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Устюжина Алена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional competencies at bachelor of service, taking into account professional standards

The article deals with the problem of the formation of professional competencies among bachelors of service in the direction 43.03.01 “Service”, the focus of “Socio-cultural service”, taking into account the relevant professional standards. Professional competence is understood by the author as the ability to successfully operate on the basis of practical experience, skills and knowledge in solving professional problems. The features of the new educational standards, involving the transfer of professional competencies from the federal state standard of higher education to the approximate basic educational program, are considered. The author notes that the professional competences in the federal state standard are divided into three groups: compulsory professional competencies, recommended professional competences, professional competencies independently established by the university. In accordance with the orientation of the program, the author from the register of professional standards has defined professional standards “Manager/manager of the hotel complex/hotel chain” and “Food company manager” to determine the professional competencies independently established by the university. The author describes the technology for determining professional competencies and their indicators that correlate with generalized labor and labor functions of the sixth qualification level. Fragments of the card of professional competencies that correlate with the professional standard “Manager/manager of the hotel complex/hotel chain”, “Food company manager” reflecting the formation of professional competencies through academic disciplines and practices are proposed. Lists educational technologies and forms of interaction of the university with organizations-employers, aimed at the formation of professional competencies. The main forms of interaction between the university and employing organizations aimed at the formation of professional competencies include: round tables, master classes, workshops, trainings or career counseling, professional competitions, vocational-oriented, sightseeing and study tours, training and production (including pre-diploma practice, research work or research activities of students.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций у бакалавров сервиса с учетом профессиональных стандартов»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/62PDMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Устюжина А.Ю. Формирование профессиональных компетенций у бакалавров сервиса с учетом профессиональных стандартов // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/62PDMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Ustyuzhina A.Yu. (2019). Formation of professional competencies at bachelor of service, taking into account professional standards. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/62PDMN319.pdf (in Russian)

УДК 378.4 ГРНТИ 14.35.07

Устюжина Алена Юрьевна

ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», Чита, Россия Доцент кафедры «Теории и методики профессионального образования, сервиса и технологий»

Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=362887

Формирование профессиональных компетенций у бакалавров сервиса с учетом профессиональных стандартов

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций у бакалавров сервиса по направлению 43.03.01 «Сервис», направленности «Социально-культурный сервис» с учетом соответствующих профессиональных стандартов. Профессиональная компетенция понимается автором как способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Рассматриваются особенности новых образовательных стандартов, предполагающие перенос профессиональных компетенций из федерального государственного стандарта высшего образования в примерную основную образовательную программу. Автор отмечает, что профессиональные компетенции в федеральном государственном стандарте разделены на три группы: обязательные профессиональные компетенции, рекомендуемые профессиональные компетенции, самостоятельно установленные вузом профессиональные компетенции. В соответствии с направленностью программы автором из реестра профессиональных стандартов определены профессиональные стандарты «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц» и «Руководитель предприятия питания» для определения самостоятельно установленных вузом профессиональных компетенций. Автором описывается технология определения профессиональных компетенций и их индикаторов, коррелирующих с обобщенными трудовыми и трудовыми функциями шестого квалификационного уровня. Предложены фрагменты карты профессиональных компетенций, коррелирующих с профессиональным стандартом «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц», «Руководитель предприятия питания» отражающих формирование профессиональных компетенций через учебных дисциплины и практики. Перечисляются образовательные технологии и формы взаимодействия Вуза с организациями-работодателями, направленные на формирование профессиональных компетенций. К основным формам взаимодействия Вуза и организаций-работодателей, направленных на формирование

профессиональных компетенций, отнесены: круглые столы, мастер-классы, практические семинары, тренинги или карьерные консультации, профессиональные конкурсы, профессионально-ориентированные, обзорные и ознакомительные экскурсии, учебные и производственные (в том числе преддипломная) практики, исследовательская работа или исследовательская деятельность обучающихся.

Ключевые слова: профессиональная компетенция; индикаторы компетенций; дескрипторы компетенций; бакалавр сервиса; сервис; профессиональный стандарт; федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования; работодатели; практико-ориентированное обучение

Перемены, которые происходят в настоящее время в обществе, подразумевают ускорение совершенствования образовательного пространства образовательных учреждений высшего образования. Современные образовательные цели должны учитывать государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим в Вузах в течение данного года осуществляется внедрение новых образовательных стандартов.

Происходит активное сближение системы образования и сферы труда через актуализацию Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО3++) с учётом соответствующих профессиональных стандартов. При проектировании основных образовательных программ приоритетным является определение и формирование профессиональных компетенций, коррелирующих с трудовыми функциями специалистов определенных квалификационных уровней. Однако определение ряда профессиональных компетенций и их индикаторов, а также методов их формирования и оценка сформированности у бакалавров является сегодня актуальной задачей для Вузов.

К основным отличительным особенностям ФГОС ВО 3++ от ФГОС ВО 3+ относятся:

• формирование областей профессиональной деятельности на основе реестра профессиональных стандартов;

• разработка примерной основной образовательной программы ФУМО по укрупнённой группе специальности;

• введение универсальных компетенций;

• перенос профессиональных компетенций из ФГОС ВО в ПООП;

• введение приложения к ФГОС ВО с предлагаемым перечнем профессиональных стандартов;

• отсутствие описания объектов профессиональной деятельности.

Во ФГОС ВО 3++ вводится понятие «примерная основная образовательная программа» (ПООП), которая является основой для разработки основной профессиональной образовательной программы бакалавриата.

Рассмотрим, как в соответствии с новыми образовательными стандартами, формируются компетенции. В основной профессиональной образовательной программе высшего образования (ОПОП ВО), разработанной в соответствии с ФГОС ВО3++ должны быть указаны следующие виды компетенций: универсальные (УК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК). Универсальные компетенции и общепрофессиональные компетенции указаны во ФГОС3++. Профессиональные компетенции не указаны во ФГОС3++ и частично внесены в ПООП. Особое внимание уделяется профессиональным компетенциям, так как они отражают готовность специалиста к определенной профессиональность деятельности.

Профессиональная компетенция понимается нами как способность применять знания и умения из профессиональной сферы в процессе решения конкретных профессиональных задач. По мнению И.А. Пециной профессиональная компетенция - это стандарт овладения системой универсальных знаний, средств, способов, методов и приемов в действии, которые позволяют эффективно осуществлять профессиональную деятельность и оценивать ее результаты согласно квалификационным требованиям [1].

Профессиональные компетенции во ФГОС ВО 3++ разделены на 3 группы:

• обязательные профессиональные компетенции (ПКО);

• рекомендуемые профессиональные компетенции (ПКР);

• самостоятельно установленные вузом профессиональные компетенции (ПК УВ).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 514 от 8 июня 2017 г. утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат (ФГОС ВО3++) по направлению подготовки 43.03.01 Сервис1. На данный момент разработан проект примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис» (бакалавриат) ФУМО в системе ВО по УГСН «Сервис и туризм» 2 . В проекте примерной основной образовательной программе по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис» (бакалавриат) в соответствии с ФГОС ВО 3++ указаны коды и наименование индикатора достижения общепрофессиональных, обязательных профессиональных и рекомендуемых профессиональных компетенций. Индикаторы достижения универсальных компетенций организация, осуществляющая образовательную деятельность, устанавливает самостоятельно. Образовательная организация при разработке ОПОП «вправе включать или не включать в программу бакалавриата рекомендуемые профессиональные компетенции в зависимости от направленности программы, выбранных объектов и типов задач профессиональной деятельности»3.

В ПООП в перечень профессиональных стандартов, соотнесенных с ФГОС 3++ по направлению подготовки (специальности) 43.03.01 «Сервис» внесены восемь профессиональных стандартов, которые могут быть использованы при разработке ОПОП. Однако мы будем рассматривать профессиональные стандарты из реестра профессиональных стандартов, в которых предъявляются требования 6 уровня квалификации к специалисту сферы обслуживания.

Областью профессиональной деятельности нами определена - 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.). Направленность программы -«Социально-культурный сервис». Социально-культурного сервис нами понимается как совокупность предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, оказывающих развлекательные услуги, гостиничные услуги, ресторанные услуги, услуги общественного питания, туристские услуги, социальное обслуживание и другие услуги [2].

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.01 Сервис. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 514 от 8 июня 2017 г.

2 Примерная основная образовательная программа по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис» в соответствии с ФГОС ВО 3++. https://sutr.ru/about the university/structure/umo/approved poop.php.

3 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.01 Сервис. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 514 от 8 июня 2017 г.

В связи с этим разработку ОПОП 43.03.01 «Сервис» направленность программы -«Социально-культурный сервис» мы осуществляем на основании частей нескольких ПС сферы оказания услуг населению, каждый из которых отражает специфику деятельности отрасли через обобщенные трудовые функции.

Из числа утвержденных ПС сферы обслуживания, которые частично соответствуют описанной во ФГОС ВО 3++, по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис», характеристике профессиональной деятельности выпускников, освоивших образовательную программу, можно отнести:

• ПС «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Р.Ф. от 7 мая 2015 года № 282н4.

• ПС «Руководитель предприятия питания», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Р.Ф. от 7 мая 2015 года № 281н.5

Формирование перечня самостоятельно установленных профессиональных компетенций, а также индикаторов их достижения должно осуществляться на основании обобщенных трудовых функций (трудовых функций) из соответствующих направленности (профилю) профессиональных стандартов6.

Формулировки профессиональных компетенций могут отличаться от определенных работодателем описания трудовых функций, в связи с тем, что трудовые функции предполагают наличие практического опыта, которого нет у обучающихся и который может быть сформирован у выпускников только в объеме трудоемкости практической подготовки, предусмотренной ФГОС.

Таким образом, рекомендуется при разработке перечня профессиональных компетенций во ФГОС ВО обращаться к формулировкам трудовых функций, трудовых действий и требованиям к необходимым знаниям и умениям всех профессиональных стандартов, отобранных разработчиками для актуализации ФГОС ВО.

Индикаторы для каждой компетенции являются промежуточный шагом к результату обучения и описывают содержание компетенции на уровне деятельности. Индикаторы - это действия, которые выполняет выпускник, освоивший компетенцию. Индикаторы являются межпредметными и измеримыми уровнево. Набор индикаторов определяет компетенцию в целом.

Дескрипторы для каждого индикатора - это результат обучения, который демонстрирует студент для доказательства овладения компетенцией. Дескрипторы измеримы уровнево и в рамках отдельных элементов образовательных программ. Список дескрипторов включает «знать», «уметь», «владеть».

Формирование самостоятельно установленных профессиональных компетенций (ПК УВ) с учетом требований ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис» (профиль

4 Профессиональный стандарт «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 мая 2015 г. № 282н.

5 Профессиональный стандарт «Руководитель предприятия питания». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 мая 2015 г. № 281н.

6 Методические рекомендации по актуализации действующих Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов. Утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 22 января 2015 г. N ДЛ-2/05вн.

«Социально-культурный сервис»), профессионального стандарта «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц» представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Формирование профессиональные компетенции с учетом профессионального стандарта «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц» (составлено автором)

Нами разработана «карта профессиональных компетенций и их индикаторов», которая позволяет отразить формирование данных компетенций в рабочих программах дисциплин и практик. Формирование у бакалавров сервиса профессиональных компетенций ПК УВ1, ПК УВ2 и ПК УВ 3 осуществляется на следующих учебных дисциплинах и практиках (таблица 1).

Таблица 1

Фрагмент карты профессиональных компетенций, коррелирующих с профессиональным стандартом «Руководитель/ управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц»

Профессиональная компетенция Учебная дисциплина Практика

ПК УВ-1 Способен осуществлять управление ресурсами департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса Менеджмент Организация и планирование деятельности предприятий сервиса Экспертиза и диагностика объектов сервиса Индустрия гостиничных и ресторанных услуг Деятельность служб сервиса Проектирование услуг Управление проектами Производственная практика (организационно-управленческая) Производственная практика (исследовательская работа) Производственная практика (преддипломная)

ПК УВ-2 Взаимодействует с потребителями и заинтересованными сторонам Сервисология Сервисная деятельность Профессиональная этика и этикет Психологический практикум Основы профессиональной деятельности в сервисе Клиентоориентированные технологии Поведение потребителей Тренинг продаж Учебная практика (ознакомительная) Производственная практика (сервисная) Производственная практика (исследовательская работа) Производственная практика (преддипломная)

ПК УВ-3 Способен осуществлять контроль и оценку эффективности деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса Стандартизация и сертификация в сервисе Экспертиза и диагностика объектов сервиса Управление качеством услуг Проектирование услуг Управление проектами Производственная практика (организационно-управленческая) Производственная практика (исследовательская работа) Производственная практика (преддипломная)

Составлено автором

Формирование самостоятельно установленных профессиональных компетенций (ПК УВ) с учетом требований ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис» (профиль «Социально-культурный сервис»), профессионального стандарта «Руководитель предприятия питания» представлено на рисунке 2.

Формирование у бакалавров сервиса профессиональных компетенций ПК УВ 4 и ПК УВ 5 осуществляется на следующих учебных дисциплинах и практиках (таблица 2).

Приемы, методы, технологии, а также условия формирования профессиональных компетенций у бакалавров и специалистов освящаются в работах многих современных исследователей.

В исследовании М.С. Сидоровой и Е.В. Чухаевой подтверждается, что сформированность профессиональных компетенций будущих педагогов повышается, если в образовательном процессе используются кейс-технологии [3, с. 283]. А.А. Кутумова отмечает, что систематическое применение кейс-метода в обучении формирует способность применять знания в профессиональной деятельности [4, с. 33-34].

По мнению А.Б. Конобеевой значительный вклад в процесс формирования профессиональных компетенций специалиста вносят деловые проблемно-ситуационные игры, которые трансформируют учебно-познавательную мотивацию студента в профессиональную [5, с. 184].

Рисунок 2. Формирование профессиональные компетенции с учетом профессионального стандарта «Руководитель предприятия питания» (составлено автором)

Н.А. Юкина, И.В. Вострикова и Л.Г. Филиппова отмечают, что у студентов, занимающихся проектной деятельностью, погружающей их в межпредметную сферу, активно формируются профессиональные компетенции [6, с. 62-63]. По мнению Т.Ю. Нифонтовой использование технологии портфолио способствует формированию ключевых (профессиональных) компетенций выпускника вуза [7, с. 21].

А результате проведенного анализа можно отметить, что к основным педагогическим технологиям, формирующим у бакалавров сервиса профессиональные компетенции относятся: деловые и ролевые игры, кейс-технологии, мастер-классы, проектный метод, профессионально-ориентированные игры, портфолио и другие как традиционные, так и инновационные педагогические технологии.

Таблица 2

Фрагмент карты профессиональных компетенций, коррелирующих с профессиональным стандартом «Руководитель предприятия питания»

Профессиональная компетенция Учебная дисциплина Практика

ПК УВ-4 Способен осуществлять управление материальными ресурсами и персоналом департаментов (служб, отделов) предприятия питания Менеджмент Организация и планирование деятельности предприятий сервиса Экспертиза и диагностика объектов сервиса Индустрия гостиничных и ресторанных услуг Деятельность служб сервиса Проектирование услуг Управление проектами Организация услуг питания Организация функционирования и развития предприятия сервиса Управление и контроль в ресторане Технологии услуг общественного питания Производственная практика (организационно-управленческая) Производственная практика (исследовательская работа) Производственная практика (преддипломная)

ПК УВ-5 Способен осуществлять контроль и оценку эффективности деятельности департаментов (служб, отделов) предприятия питания Стандартизация и сертификация в сервисе Экспертиза и диагностика объектов сервиса Управление качеством услуг Проектирование услуг Управление проектами Стандарты обслуживания предприятий питания Производственная практика (организационно-управленческая) Производственная практика (исследовательская работа) Производственная практика (преддипломная)

Составлено автором

Особое значения для формирования профессиональных компетенций у бакалавров сервиса имеет практико-ориентированное обучение. По мнению Л.Н. Пупковой формирование компетенций возможно только в процессе активных форм обучения, в том числе при использовании практико-ориентированных технологий и дуального обучения [8, с. 24-25]. А.С. Нефедова и А.Ю. Устюжина отмечают, что сетевое взаимодействие в области реализации практик бакалавров формирует профессиональную подготовку квалифицированных специалистов, то есть формирует профессиональные компетенции [9, с. 319].

К основным формам взаимодействия Вуза и организаций-работодателей, направленных на формирование профессиональных компетенций, мы относим: круглые столы, мастер-классы, практические семинары, тренинги или карьерные консультации, профессиональные конкурсы, профессионально-ориентированные, обзорные и ознакомительные экскурсии, учебные и производственные (в том числе преддипломная) практики, исследовательскую работу или исследовательскую деятельность обучающихся [10].

Оценка сформированности профессиональных компетенций осуществляется на государственной итоговой аттестации, включающей сдачу государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы.

Формирование перечня самостоятельно установленных профессиональных компетенций, а также индикаторов их достижения осуществляется на основании обобщенных трудовых функций (трудовых функций) из соответствующих направленности профессиональных стандартов: «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц», «Руководитель предприятия питания». Проектирование и формирование профессиональных компетенций у бакалавров сервиса по направлению 43.03.01 «Сервис», основанной на ФГОС ВО3++ и профессиональных стандартах позволит обеспечить подготовку востребованного специалиста для современной сферы сервиса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пецина И.А. Современные подходы к определению понятия «профессиональная компетенция» в психолого-педагогических исследованиях // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 3 (4). С. 95.

2. Устюжина А. Ю. Методические аспекты разработки образовательной программы высшего образования 43.03.01 Сервис // Инновационные технологии в технике и образовании: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. М.И. Мелихова. Чита: ЗабГУ, 2015. С. 175-182.

3. Сидорина М.С., Чухачева Е.В. Роль кейс-технологий в подготовке будущих педагогов к овладению профессиональными компетенциями // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 2 (32). С. 282-285.

4. Кутумова А.А. Кейс-метод в формировании профессиональных компетенций // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 28. С. 30-34.

5. Конобеева А.Б. Формирование профессиональных компетенций в вузе: сочетание универсальных и профессиональных компетенций // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 1 (33). С. 182-185.

6. Юкина Н.А., Вострикова И.В., Филиппова Л.Г. К вопросу о формировании профессиональных компетенций студентов // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 4 (24). С. 60-63.

7. Нифонтова Т.Ю. Технология портфолио в формировании профессиональных компетенций студентов // Преподаватель XXI век. 2011. № 3-1. С. 17-21.

8. Пупкова Л.Н. Формирование профессиональных компетенций в процессе практико-ориентированного образования // Инноватика в современном образовании: от идеи до практики. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 24-27.

9. Нефедова А.С., Устюжина А.Ю. Возможности организации практики бакалавров профессионального обучения в рамках сетевого взаимодействия // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-7. С. 313-319.

10. Устюжина А.Ю. Практико-ориентированное обучение бакалавров сервиса: формы взаимодействия вуза и организаций-работодателей // ЦИТИСЭ. 2019. № 3(20) URL: http://ma123.ru/ru/2019/06/3.

Ustyuzhina Alena Yur'evna

Transbaikal state university, Chita, Russia E-mail: [email protected]

Formation of professional competencies at bachelor of service, taking into account professional standards

Abstract. The article deals with the problem of the formation of professional competencies among bachelors of service in the direction 43.03.01 "Service", the focus of "Socio-cultural service", taking into account the relevant professional standards. Professional competence is understood by the author as the ability to successfully operate on the basis of practical experience, skills and knowledge in solving professional problems. The features of the new educational standards, involving the transfer of professional competencies from the federal state standard of higher education to the approximate basic educational program, are considered. The author notes that the professional competences in the federal state standard are divided into three groups: compulsory professional competencies, recommended professional competences, professional competencies independently established by the university. In accordance with the orientation of the program, the author from the register of professional standards has defined professional standards "Manager/manager of the hotel complex/hotel chain" and "Food company manager" to determine the professional competencies independently established by the university. The author describes the technology for determining professional competencies and their indicators that correlate with generalized labor and labor functions of the sixth qualification level. Fragments of the card of professional competencies that correlate with the professional standard "Manager/manager of the hotel complex/hotel chain", "Food company manager" reflecting the formation of professional competencies through academic disciplines and practices are proposed. Lists educational technologies and forms of interaction of the university with organizations-employers, aimed at the formation of professional competencies. The main forms of interaction between the university and employing organizations aimed at the formation of professional competencies include: round tables, master classes, workshops, trainings or career counseling, professional competitions, vocational-oriented, sightseeing and study tours, training and production (including pre-diploma practice, research work or research activities of students.

Keywords: professional competence; competence indicators; competency descriptors; bachelor of service; service; professional standard; federal state educational standard of higher education; employers; practice-oriented training

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.