Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УУЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ / ГОТОВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEACHER OF TECHNOLOGY / READINESS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Лариса Николаевна

Статья посвящена проблеме формирования готовности будущих учителей технологии к использованию информационно-коммуникационных технологий. В данной статье рассмотрены понятия «готовность будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий». Особое внимание уделяется работе преподавателей технолого-экономического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING THE READINESS OF FUTURE TECHNOLOGY TEACHERS TO USE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article is devoted to the problem of forming the readiness of future technology teachers to use information and communication technologies. This article discusses the concept of "readiness of future teachers to use information and communication technologies". Special attention is paid to the work of teachers of the faculty of technology and Economics of the I.Ya. Yakovlev CHPU.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

отмечено также, что в процессе стажировок работодатель основным требованием в работе ставил ориентированность на клиента, и не выполнять это требование было нельзя. Также большинство обучающихся хотят получать больше информации о профессиональной сфере, где они собираются работать, о развитии и востребованности этих навыков.

Выводы. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

Обучающиеся признают значимость таких навыков как: клиентоориентированность, работа с людьми, управление проектами, но по результатам самооценки, отмечают низкую сформированность данных навыков. Как показал дополнительный опрос, у обучающихся существует профессиональный интерес к выбранной ими области, но этого недостаточно, чтобы выбрать траекторию личного развития. Обучающиеся отметили, что наиболее значимую информацию им бы хотелось осваивать через дополнительные интернет платформы с вебинарами, дополнительные он - лайн курсы, проходить специализированное тестирование и получать профессиональное консультирование о том, какие навыки являются востребованными на рынке труда. По мнению авторов, необходимо создание информационной среды, которая способствовала бы самоопределению будущих бакалавров менеджмента, которая помогла бы согласовать интересы к освоению будущей профессии и объективные потребности рынка труда. Процесс самоопределения затруднен из-за отсутствия системы профориентационной работы. Сами по себе профориентационные мероприятия малоэффективны, и проводятся только на этапе школа- вуз, но они также востребованы и в процессе обучения по уже выбранному направлению. В качестве рекомендаций и предложений по решению проблем может выступать создание центра профориентационной деятельности, где каждая кафедра может выступать представителем своих интересов и интересов студентов в организации профориентационной деятельности с обеспечением психолого- педагогического сопровождения.

Литература:

1. Анализ положения выпускников с высшим и средним профессиональным образованием на рынке труда в России. URL: http://spravochnik.rosmintrud.ru/storage/app/media/Analiz%20polojeniya%20vepucknikov_VNII%20tpuda.pdf (дата обращения: 20.05.2020).

2. Атлас новых профессий: http://atlas100.ru/

3. Курбатова А.С., Зайцева С.А. Роль педагогических вузов в решении проблемы рациональной организации профориентационной работы / Вестник Мининского университета. 2020. Том. 8 №3 https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1123

4. Пряжников, Н.С. Профориентология: учебник и практикум для вузов / Н. С. Пряжников. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 405 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01541-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://ebs.mgppu.ru:5665/bcode/450256 (дата обращения: 22.09.2020).

5. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999. 108 с.

6. Проект «Национальное образование» https://edu.gov.ru/national-project/

7. Проект «Билет в будущее» https://bilet.worldskills.ru/about

8. Саляева Е.Ю. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности бакалавров как актуальная проблема современной профессиональной школы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология.

Социокинетика. 2012. Т. 18. № 4. С. 69-71.

9. Чеснокова О.Б., Чурбанова С.М., Молчанов С.В. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социокогнитивные и креативные факторы // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 4. С. 109-118. doi:10.17759/chp.2019150411

10. Шкунова, А.А. Формирование этико-когнитивных отношений у учащихся профессионального лицея: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. Нижний Новгород, 2004.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Калинина Лариса Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования готовности будущих учителей технологии к использованию информационно-коммуникационных технологий. В данной статье рассмотрены понятия «готовность будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий». Особое внимание уделяется работе преподавателей технолого-экономического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

Ключевые слова. Уучитель технологии, готовность, информационно-коммуникационные технологии, профессиональная деятельность.

Annotation. The article is devoted to the problem of forming the readiness of future technology teachers to use information and communication technologies. This article discusses the concept of "readiness of future teachers to use information and communication technologies". Special attention is paid to the work of teachers of the faculty of technology and Economics of the I.Ya. Yakovlev CHPU.

Keywords: teacher of technology, readiness, information and communication technologies, professional activity.

Введение. Одной из характеристик современного общества является использование информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и образовании.

Изучение современного состояния профессионально-педагогической подготовки будущего учителя технологии [2], анализ психолого-педагогической литературы, опыта работы высших педагогических школ показали, что проблема формирования готовности будущих учителей технологии к использованию

информационно-коммуникационных технологий является достаточно актуальной на современном этапе развития педагогической науки и школьной практики.

В концепции преподавания учебного предмета «Технология» указывается на то, что «предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных» [10].

Изложение основного материала статьи. В федеральном проекте «Современная школа» обозначено внедрение в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предмету «Технология» [9].

Поэтому одной из важных задач высшего образования направления подготовки бакалавров 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Технология» является формирование готовности будущих учителей технологии к использованию информационно-коммуникационных технологий. Решение данной задачи требует значительной организационно-методической, материально-технической перестройки образовательного процесса в вузе.

Рассмотрим понятие «готовность будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий».

Г.А. Кручинина определяет готовность студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий обучения в будущей профессиональной деятельности как интегральное образование, включающее в себя высокую мотивацию к использованию ИКТ, знание теоретических аспектов использования ИКТ, проявление соответствующих эмоционально-волевых качеств и реализацию комплекса педагогических умений в новых условиях деятельности [4].

Автор А.Г. Герасимова под подготовкой будущего учителя ИЗО к использованию ИКТ в профессиональной деятельности понимает, как «процесс освоения теории и практики использования ИКТ для осуществления сбора, обработки, хранения, передачи, продуцирования различной информации (текстовой, графической и др.), а также реализации информационного взаимодействия с целью решения общепедагогических, методических задач, а также задач проектирования и дизайна» [1].

По мнению Э.А. Тарамовой, «готовность будущего учителя-предметника к использованию информационно-коммуникационных технологий, есть интегративная характеристика личности, определяющая способность решать основные профессиональные педагогические задачи с активным применением информационно-коммуникационных технологий в условиях полифункциональной педагогической деятельности, целью которой является обучение, воспитание и развитие школьников средствами преподаваемого предмета» [5]. Автор статьи придерживается определения Э.А. Тарамовой.

Отметим, что профессиональная подготовка учителей технологии на технолого-экономическом факультете Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева включает:

- теоретическую (овладение обучающимися психолого-педагогическими и специальными знаниями для эффективного использования ИКТ в своей будущей педагогической деятельности);

- методическую (последовательное овладение студентами теорией и практикой реализации основных компонентов целостного педагогического процесса учебного предмета «Технология» с использованием ИКТ);

- практическую подготовку (формирование у будущих учителей технологии умений и навыков работы с ИКТ).

Автор статьи считает, что формирование готовности будущих учителей технологии к использованию ИКТ необходимо осуществлять, начиная с первых курсов: при проведении аудиторных занятий (например, видео лекции, онлайн лекции), при выполнении самостоятельной работы (рефераты, доклады, курсовые работы и др.), во время внеаудиторных занятий (дистанционные предметные олимпиады и различные творческие конкурсы, научные онлайн конференции), контроль и оценка знаний (тестирование, контроль посещаемости), консультационная поддержка с использованием различных мессенджеров, электронной почты, а также дистанционная поддержка (сайт кафедры, образовательный портал вуза ЧГПУ им. И.Я. Яковлева - Moodle21), информационное обеспечение (электронные библиотечные системы, электронные учебники, интернет и др.).

На технолого-экономическом факультете ЧГПУ им. И.Я. Яковлева преподавателями ведется планомерная работа по формированию готовности будущих учителей технологии к использованию ИКТ.

Для разработки и подготовки различных видов учебно-методической, организационно-методической (инструкционно-технологических карт, планов-конспектов уроков, дидактических материалов и др.) деятельности будущих учителей технологии используются различные редакторы текстовых документов, например, Microsoft Office Word. Обучающиеся создают с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт в виде рефератов по дисциплинам подготовки, курсовые и научно-исследовательские работы, а также выпускные квалификационные (бакалаврские) работы и т.д.

Microsoft Office Excel - это широкие возможности для обработки электронных таблиц. Данную программу используют для тестирования, автоматического подсчета количество баллов и выставления оценок.

На занятиях «Художественная отделка материалов» Excel используют для создания схем геометрических орнаментов чувашских женских видов ремесел, таких как чувашская вышивка, ткачество, шитье из бисера и монет (канд. пед. наук, доцент Бородина Т.Л.). Данная программа помогает сократить время на создание схем, так как процесс разработки орнаментов, схем и эскизов вышивки на бумаге весьма трудоемкий и долгий процесс; копировать, экспериментировать с цветовой гаммой и выводить на печать лучшие образцы без ограничения количества копий.

Программа подготовки презентаций Microsoft Роwer Point используется на занятиях по дисциплинам направления подготовки, например «Методика обучения технологии» (канд. пед. наук, проф. Никитин Г.А.). Студенты готовят фрагменты урока технологии с показом методики преподавания определенного модуля из школьной программы «Технология». Для наглядности создают презентации с добавлением звуковых эффектов, видеороликов и т.д. Такие формы занятий позволяют закрепить теоретические знания и практические навыки по использованию ИКТ при подготовке и проведении уроков технологии, а также знания программных и компьютерных средств, методик и дидактических приемов их использования в своем предмете.

Графические редакторы Paint, CorelDraw используются в учебном процессе при изучении таких дисциплин, как «Обустройство и дизайн дома» (канд. пед. наук, доцент Павлова С.В.), «Основы композиции костюма» (канд. пед. наук, доцент Калинина Л.Н.). С помощью графических редакторов обучающие создают эскизы декоративно-прикладных и швейных изделий, разрабатывают рекламу, моделируют конструкцию, подбирают цветовое решение объекта и др.

На занятиях по дисциплине «Компьютерная графика» (канд. техн. наук, доцент Тончева Н.Н.) изучают программу Кoмпaс-3D. Студенты разрабатывают различные детали, механизмы, схемы с помощью компьютера, а на занятиях по дисциплине «Система автоматизированного проектирования (САПР) одежды» (канд. пед. наук, доцент Калинина Л. Н.) - обучающиеся занимаются разработкой чертежей базовых и модельных конструкций одежды различного ассортимента с помощью САПР «Грация».

По учебному плану направления подготовки бакалавров 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Технология» предусмотрены различные виды практик. Например, педагогическая практика направлена на практическое закрепление теоретических знаний, умений и навыков студентов, приобретение практического опыта в сфере будущей профессиональной деятельности. Данная практика проходит в 7 семестре в течение 18 недель (27 з.е.). По итогам педагогической практики студенты предоставляют комплект отчетной документации, в том числе презентацию о прохождении практики и видеоматериалы одного открытого урока технологии и внеклассного мероприятия с учащимися школ.

Из анализа результатов практики студентов мы выяснили, что многие из них свои занятия проводили с использованием ИКТ, а именно: около 40,2 % студентов использовали их на уроках технологии, 11,8% - во внеурочной деятельности при проведении различных внеклассных мероприятий, а остальные 48 % использовали ИКТ и на уроках технологии, и во внеурочной воспитательной работе с учащимися.

Для формирования технологических компетентностей будущих учителей технологии в учебно-воспитательном процессе используются также разнообразные электронные учебные издания и ресурсы: электронные учебники, мультимедийные обучающие программы, электронные презентации, электронные коллекции, электронные словари-справочники, ресурсы интернет и др., реализующие дидактические возможности мультимедиа.

При выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ студентами решаются учебно-методические задачи поискового и творческого характера с использованием ИКТ.

Например, выпускная квалификационная бакалаврская работа на тему: «Проектирование занятий технологии по конструированию и моделированию декоративно-прикладных изделий» (Автор -Никитина К.Б., научный руководитель - канд. пед. наук, проф. Никитин Г.А.) была апробирована в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49 с углубленным изучением отдельных предметов имени П.П. Хузангая» г. Чебоксары Чувашской Республики. Во время преддипломной практики Никитина К.Б. провела опытно-экспериментальную работу с учащимися 7 классов и внедрила при изучении модуля «Конструирование и моделирование декоративно-прикладных изделий» векторно-графический редактор CorelDRAW X8. При разработке творческого проекта «Настенные часы» Никитина К.Б. использовала: CorelDRAW X8 - для разработки эскизов и 3D принтер - для распечатки римских цифр для часов.

Выпускная квалификационная работа на тему: «Организация внеклассных занятий по предмету «Технология» (модуль «Проектирование и изготовление швейного изделия» с использованием компьютерных технологий» (Автор - Иванова Е.П., научный руководитель - канд. пед. наук, доцент Калинина Л.Н.) была внедрена в МБОУ «Гимназии № 46» г. Чебоксары. В ходе опытно-экспериментальной работы с учащимися 8 классов были изучены такие программы как: Microsoft Word, Microsoft Office PowerPoint, редактор - рисунков Paint и САПР «Грация». В программе Paint экспериментальной группой учащихся были разработаны эскизы летних платьев в стиле «Family Look», а в специализированной программе САПР одежды «Грация» - модели юбок конической формы [3]. Автор Иванова Е.П. при разработке творческого проекта «Family Look» использовала программу САПР «Грация». Ею были изготовлены базовые, модельные конструкции и лекала летних платьев из льняной ткани. Государственная экзаменационная комиссия высоко оценила данные выпускные квалификационные работы и предложила для внедрения в образовательные учреждения Чувашской Республики.

В ходе работы над статьей было проведено анкетирование студентов 2-4 курсов очной формы обучения направления подготовки бакалавров 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Технология» в количестве 30 человек. Результаты анкетирования показывают, что студенты в целом (100 %) владеют основами работы на компьютере.

На вопрос: «Как Вы считаете, современный учитель технологии должен владеть и использовать в своей работе информационно-коммуникационные технологии?» все респонденты ответили «Да» - 100 %.

Следующий вопрос, который нас интересовал «Как Вы считаете, при изучении какого раздела (модуля) из учебного предмета «Технология», можно использовать ИКТ?». Из числа опрошенных студентов 76 % ответили «Все разделы (модули)», 24 % - «Нет, не все».

На вопрос: «Каким должен быть, по вашему мнению, современный учитель технологии?». Ответы респондентов были следующими: коммуникабельным, мобильным, развитым в сфере компьютерных технологий; способным найти творческий подход к каждому ученику и принять его образ мышления; быть на шаг впереди учащихся; самосовершенствующим, который всегда готов научиться чему то новому и др.

В то же время мы с удовлетворением отметим, что 80 % студентов выразили готовность освоить новые знания по ИКТ и выработать практические умения и навыки их использования в профессиональной деятельности.

Отметим, что учитель технологии наряду с общепедагогическими задачами должен решать задачи, связанные с искусным владением технологии изготовления изделий в различной технике и методики преподавания дисциплины в школе с использованием информационно-коммуникационных технологий, умением осваивать новые технологии и методики, адаптировать их к современным условиям жизни.

Выводы. Таким образом, становится очевидным, что использование новых информационно-коммуникационных технологий в обучении делает учебный процесс более эффективным, современным, интересным для студентов, способствует значительному повышению качества образования и формированию готовности будущих учителей технологии к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Герасимова А.Г. Компоненты готовности будущих учителей изобразительного искусства к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6426 (дата обращения: 23.09.2020).

2. Дадобоева Б.Э. Формирование готовности будущих учителей технологии к профильному обучению учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Б.Э. Дадобоева. - Душанбе, 2019. - 26 с.

3. Использование компьютерных программ на уроках технологии при изучении раздела «Конструирование и моделирование швейных изделий» / Е.П. Иванова, Л.Н. Калинина // Менеджмент в образовательном пространстве: проблемы, опыт, перспективы [Электронный ресурс]: сб. науч. ст. -Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. - С. 72-77. - https://elibrary.ru/item.asp?id=38589773

4. Кручинина Г.А. Методическая работа преподавателя в условиях использования новых информационных технологий обучения / А.Г. Кручинина // Проблемы теории и практики в подготовке современного специалиста. Межвузовский сборник научных трудов. - Н. Новгород, Изд-во НГЛУ, 2003. -С. 126-136.

5. Тарамова Э.А. Готовность будущего учителя к использованию информационных технологий / Э.А. Тарамова. - Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. - С. 231-232. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9503/

6. Топольник, Я.В. Формирование готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий / Я.В. Топольник. - Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). -Казань: Бук, 2015. - С. 200-203. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8109/.

7. Седов С.А. Оргонизация урока технологии в современных условиях / С.А. Седов // Школа и производство. - 2017. - №4. - С. 3-9.

8. Чернухина Н.В. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № S30. - С. 51-55. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14861.htm.

9. https://edu.gov.ru/national-project - Министерство просвещения Российской Федерации

10. https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa - Концепция преподавания учебного предмета «Технология».

Педагогика

УДК 371.8

доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

директор Воронина Ирина Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 129» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЕ

Аннотация. Потенциальная опасность материального мира определяет необходимость постоянного совершенствования у населения умений обеспечения личной и общественной безопасности. Неоценимую помощь в этом оказывают занятия по гражданской обороне, проведение которых регламентировано рядом нормативных документов. В статье рассмотрены методические аспекты организации и проведения занятий по гражданской обороне с обучающимися общеобразовательных школ и будущих педагогов в рамках курса безопасности жизнедеятельности. Акцент в работе сделан на содержательную и организационно-технологическую составляющие учебного процесса.

Ключевые слова: гражданская оборона, обучение, учебное занятие, учебный процесс, безопасность жизнедеятельности, чрезвычайная ситуация.

Annоtation. The potential danger of material peace determines the need to constantly improve the skills of the population to ensure personal and public security. Invaluable assistance in this is provided by civil defense classes, the conduct of which is regulated by a number of regulatory documents. The article considers the methodological aspects of organizing and conducting civil defense classes with students of general education schools and future teachers as part of a life safety course. The work focuses on the substantive and organizational-technological components of the educational process.

Keywords: civil defense, training, educational occupation, educational process, health and safety, emergency situation.

Введение. Педагогическая проблематика, связанная с организацией обучения населения гражданской обороне, насчитывает в своей истории уже не одно десятилетие. Наибольшее внимание обучению населения по гражданской обороне уделялось в период «холодной войны» в 60-80-е годы XX века, когда военно-политическая обстановка в мире была крайне напряженной и противостояние двух ядерных «сверхдержав» СССР и США достигло апогея. В этих исторических условиях значительный акцент в рассмотрении вопросов гражданской обороны касался обеспечения радиационной безопасности. Несомненную актуальность приобрела выше обозначенная тематика и в свете тех последствий, с которыми пришлось столкнуться

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.